1Кор.1:10–17 . От похвалы Ап. переходит к порицанию. До него дошли слухи о разделении Коринфян на партии: Павловых, Аполлосовых, Кифиных и Христовых, и он высказывает свое осуждение этой партийности. Прежде же всего он обращается к тем, которые составили особую партию, носившую его имя, и говорит, что он вовсе не подавал к этому никакого повода. 1Кор.1:10 .  Умоляю вас, братия, именем Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами раз­деле­ний, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. «Братия». Так называет читателей апостол потому, что не все они были обращены им в христианство и потому не могли быть названы «чадами» его, как называл апостол, напр., галатян ( Гал. 4:19 ). – «Именем Господа», т. е. в силу тех познаний, какие имеют они о лице и деятельности ( «имя» – νομα) Господа И. Христа. – «Чтобы вы все говорили одно», т. е. чтобы не говорили того, что перечисляет Ап. в ст. 12-м – не делились на партии, а представляли собою единое церковное общество. – «И не было между вами разделений». Мысль, выраженная только что в положительной форме, теперь повторяется в форме отрицательной. – «Соединены». Поставленное здесь в греческом тексте слово ( καταρτζειν) значит: собирать, складывать (напр. различные части машины), приготовлять работника к работе ( Еф.4:12 ), упорядочивать приведенное в беспорядок. По отношению к Коринфской Церкви это слово, несомненно, имеет последнее из указанных значений но может быть понимаемо и в смысле соединения всех разрозненных частей церковного организма в одно целое, т. е. в первом значении. Каким образом может быть осуществлено это соединение – на это дается указание в следующих выражениях: «в одном духе» и «в одних мыслях». Под «духом» ( νους) лучше понимать (ср. 1Кор.2:16 ) христианское мировоззрение вообще, понимание Евангелия в его целом, а под «мыслями» ( γνμη) – мнения, взгляды по отдельным пунктам христианства (ср. 1Кор.7:25 ). Апостол таким образом высказывает пожелание, чтобы между Коринфянами господствовало единомыслие как вообще в понимании христианской истины, так и в способе решения отдельных вопросов, выдвигаемых потребностями христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Земная жизнь и служение Господа Иисуса Христа соответствовали древним пророчествам. Так, напр., Захария предсказывал о Нем следующее: се Царь твой грядет к тебе (дщери Сионовой) праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной ( Зax.IX, 9 ). Сын Божий родился в бедном и низком состоянии; и в конце Его земной жизни удивительно точно исполнилось это замечательное пророчество, когда Он совершал свой последний торжественный вход в Иерусалим. Его характер всегда отличался безмерным смирением, благородством, кротостью, терпением и состраданием ко всем бедным и несчастным и вполне согласовался со следующим предсказанием пр. Исаии: Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине ( Uc.XLII, 2, 3 ). Дела, совершенные Им, находились в не менее тесной связи с пророчествами ветхозаветных Свящ. Писаний. Так, напр., Он ученикам Иоанна, посланным спросить Его: Христос ли Он? – говорил следующее: подите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат; мертвые воскресают и нищие благовествуют ( Mф. XI, 4, 5 ). В этом повествовании мы из собственных уст Господа слышим чудное подтверждение и исполнение пророчества, еще за несколько веков предреченного Исаией: тогда откроются глаза слепых, и уши глухие отверзутся ( Uc.XXXV, 5 ). Подробности крестной смерти Господа Иисуса также описаны с необыкновенной живостью и точностью ветхозаветными пророками. Он умер позорной смертью на кресте. Царепророк Давид в одном из своих псалмов говорит о Нем: пронзили руки мои и ноги мои. Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Nc. XXI, 18 ). Когда Он в смертных муках изнемогал на кресте, Ему предложили для питья особенного рода напиток, о чем псалмопевец пророчествовал так: и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Nc. LXVIII, 21 ). Над Ним насмехались, когда Он умирал на кресте, и вот даже самые насмешки и ругательства предречены псалмопевцем самым точным образом за много веков до исполнения события: Все видящие меня ругаются надо мною, говорит он от лица Господа, говорит устами, кивая головой: Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему ( Nc.XXI, 8, 9 ). Он был распят между двумя разбойниками. Пр. Исаия предрек сие в следующих словах: Ему назначили гроб со злодеями, и Он погребен у богатого ( Uc.LIII, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. История И. Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божии, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В кн. Иудифь угроза Ветилуе расценивается как божественное И., которое уподоблено И. Авраама, Исаака и Иакова (Иф 8. 25-27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8. 27). Неоднократно Свящ. Писание напоминает о добродетелях патриархов евр. народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир 44. 19-24; 1 Макк 2. 52; 4 Макк 16. 20; др.). В ВЗ присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вслед. греха и в конечном счете человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., напр.: Втор 30. 15-18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божией в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., напр.: Иов 2. 3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39; ср. также: Ис 45. 6-7; Ам 3. 6; Еккл 7. 14; Плач 3. 38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; прор. Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер 12. 1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетенном положении («Господи! как умножились враги мои!» - Пс 3. 2).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Исх.21:6 . «Пусть господин его приведёт его пред Богов, и поставит его ко двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Объясн. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи ( Пс.81:1–2:6 ), потому что они, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 ; следовательно, это место относится к тем, к которым было Слово Божие, а именно – к судьям; к вопросу же об иконопочитании оно никакого отношения не имеет. Лев.19:4 . «Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе». Объясн. Под страшной угрозой высказывается запрещение производить и поклоняться кумирам или идолам, какой бы вид они ни имели, напр.: – мужчины: Деян.14:11–13 , женщины: Деян.19:35 , скота: Деян.7:41 и т.п. и из какого бы материала и каким бы способом они ни были сделаны, напр.: Исх.32:4 ; Иер.10:2–5 . Святая икона изображает не ложных богов, в виде перечисленных выше, а действительные явления истинного Бога, в Троице славимого: Лк.3:22 . Прем.13 глава повествует об изготовлении идолов из обрезков дерева и о поклонении им. Люди-идолопоклонники называются суетными по природе. Объясн. В 13 главе Премудр. Соломона говорится об идолах, которым Русский народ ещё при святом Владимире, приняв крещение, перестал кланяться и свергнул их в Днепр. Только в ожесточении сердца и в духовном ослеплении можно приравнивать иконы к идолам и не отличать священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10 . Мы знаем, говорит апостол, что идол в мире ничто: 1Кор.8:4 , но об изображениях Иерусалимского храма апостол так не отзывался. Ковчег завета для евреев был образом Самого Господа Бога: Чис.10:35–36 , и Бог избрал его местом Своего особого присутствия: Исх.25:21–22 . Изображения херувимов говорили людям о носителях славы Божией – святых ангелах: Иез.9:3 . Медный змей тайно указывал на Иисуса Христа, распятого на Кресте: Ин.3:14–15 . Перед этими ветхозаветными иконами молились: Прор. Моисей, Аарон: Чис.20:6 , Иисус Навин и старейшины Израилевы: Нав.7 :б, Царь Давид: Пс.5:8:16:15 . Иисус Христос осматривал всё в Иерусалимском храме: Мк.11:11 , т.е. изображения херувимов, кланялся пред ними: Ин.4:22 , и храм, наполненный священными изображениями, назвал домом молитвы для всех народов: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

а) Собрание Израильтян к 24-му дню 7-го месяца во вретищах и с пеплом на головах (ст. 1). б) Исповедание в грехах своих и в преступлениях отцов, сопровождаемое чтением из книги закона в продолжении четверти дня (ст. 2–3). в) Громкое молитвенное воззвание ко Господу левитов от лица смирившегося народа и приглашение народу встать и славить имя Господне (ст. 4–5). г) Пламенная молитва Ездры от лица кающегося народа с письменным обязательством исполнять заповеди Божии (ст. 6–38). Ст. 1. В двадцать четвертый день этого месяца (т. е. Тисри) собрались все сыны Израилевы – постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих... Это был пост и всенародное покаяние, назначенные по особому распоряжению вождей народа израильского – Ездры и Неемии, а не по предписанию закона. Может быть, десятый день месяца Тисри, назначенный по закону для покаяния и очищения народного 912 , был пропущен по особым обстоятельствам того времени, и, именно, ради приготовлений и распоряжений к празднику кущей; а, между тем, Ездра и Неемия хотели непременно воспользоваться умиленным и сокрушенным состоянием народа, в которое он приведен был чтением закона, дабы восстановить завет с Богом и укрепить народ в его благочестивой решимости следовать по путям Господним. В этом случае, Ездра и Неемия подражали тем ревностным вождям народным, как, напр., Иисусу Навину 913 , и тем благочестивым царям Иудейским, как, напр., Асе и Езекии 914 , которые употребляли торжественное покаяние и всенародное заключение завета с Богом, как наилучшее средство к возбуждению и укреплению религиозного чувства в народе. Ст. 2–5. Обряды покаяния состояли в следующем: а) Израильтяне, отделив и отлучив от среды своей всех инородных, стояли на своем месте (т. е. во дворе храма, на площади у восточных ворот) и четверть дня (от первого часа до третьего) читали из книги закона Господа Бога своего. Чтение, конечно, продолжалось в том же роде, что и в праздник труб, и в праздник кущей, т. е. с объяснениями и толкованиями Ездры, при помощи левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение Снедаете (поедаете) домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр., продолжительной молитвы (далече молитвы творяще), фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать пожертвования в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидою истинных наследников. (Иннок.) Значит, фарисеи под предлогом благочестия обирали не только богатых, но и бедных людй. Сего ради (за это) лишшее (тягчайшее) приймете осуждение. «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказание, поясняя эти слова, св. Златоуст говорит; то какому же жестокому наказанию подвергаетесь вы, принявшие на себя образ благочестия и употребляющие его для прикрытия своих злых дел»? 15. Горе вамъ, книжницы и фарїсеє, лицемри, к преходите море и сш, сотворити єдинаго пришельца: и єгда бдетъ, творит єго сына геенны сгбйша васъ. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас Преходите (обходите) море и сушу, сотворити единого пришельца (дабы обратить хотя одного), т. е. употребляете всякия усилия и средства, повидимому, не щадите никаких трудов, чтобы обратить кого-либо в свою еврейскую веру из язычников (такие обращенные назывались у Иудеев прозелитами). Делаете его сыном геенны, т. е. повинным наказанию в сей и будущей жизни. Геенною уЕвреев называлось место, где казнили преступников. Она была и образом адских мучений грешников (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). Вдвое худшим (сугубейша) вас. Фарисеи приобретали прозелитов, но не заботились о наставлении их в вере, а, напротив, примером своей худой и лицемерной жизни очень развращали их (Мих.), учили, напр., их своим примером обходить закон; требуя от них исправности в мелочах, в неважных делах, показывали пренебрежение к самым важным обязанностям (23 ст.). «Ибо, замечает св. Златоуст, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что не останавливается на той точке зла, до которой дошел их учитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

К постановлениям и законам, о которых. говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 296 25); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29, 36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:20–22. 24–28. Неем. 10:34 . Зах. 8:19 . 1Мак. 4:59 см. Ин. 10:22 и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе. б) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библии, или книги Св. Писания»«первая книга Моисеева»«вторая книга Моисеева» и т. д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн. Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии , но имеют еще и свои ими выдуманные «псалмы», например «Гусли» имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч. 8) Сектант: Никакого предания не нужно достаточно для веры и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «Ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» ( 2Тимоф. 3:15–16 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заменить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что он признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Библеистика , Герменевтика библейская ) считали, что Пятикнижие возникло в результате постепенного соединения различных источников, каждый из которых имел свою историю, и датировали эти источники временем от X до VI-V (а иногда и II) вв. до Р. Х. В 1-й четв. XX в. были предложены неск. гипотез, объяснявших происхождение З. М. и учитывавших результаты анализа жанровых форм библейских текстов (Formkritik) и исследования лит. форм текста З. М. (Д. В. Йепсен, З. Мовинкель и др.), однако доминирующей стала гипотеза А. Альта ( Alt A. Die Ursprünge des israelitischen Rechts. Lpz., 1934). Он проанализировал лит. формы правовых предписаний «Книги завета» (Исх 20. 22-23. 33) и предложил различать в Пятикнижии 2 основных типа законов: казуистические (от лат. casus - судебный прецедент), или ситуационные, и аподиктические (от ποδεικτικς,- демонстративный, убедительный). Лит. формой казуистических законов является сложное предложение, 1-ю часть к-рого составляет формулировка условия (protasis), часто начинающаяся с союза «если...», предписываемое действие при наступлении условия описывается во 2-й части (apodosis). В первоначальной форме во всех частях казуистических формулировок действие выражено глаголом в 3-м лице. Напр., Исх 21. 18-19: «Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его». Для законов аподиктического типа характерны ритмичность и лаконичность, их форма метрична, по характеру они фундаментальны и безусловны (напр. Десять заповедей). Альт усмотрел аналогию между казуистическими законами и древними небиблейскими законодательными документами и предположил внешнюю зависимость казуистических законов Моисея от хананейских и как следствие относительно позднее происхождение Моисеевых законов этого типа (после завоевания Палестины евреями). В аподиктических законах Альт видел подлинные израильские постановления допалестинского периода, сохранившиеся в богослужении, в частности в церемонии «обновления завета».

http://pravenc.ru/text/182513.html

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти. И возвратясь, раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой, ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных» 9 . Вот вам грозная притча о званных на вечерю, о множестве званных и малом числе избранных. Под человеком, учредившим вечерю, разумеется Бог Отец, а посланный раб – это Сын Божий, Иисус Христос , принявший образ раба. Извинения званных – означают разные отговорки от исполнения заповедей Христовых по причине разных мирских пристрастий. Городские нищие это простой народ, который по простоте своей более способен внимать и следовать Евангелию. Люди, которых господин послал искать по дорогам и изгородям, это – присоединяемые к Церкви из язычников и разных племен и вер. Смысл притчи тот, что Бог всех призывает в царствие Свое небесное: но весьма многие лишатся его за свое пристрастие к мирским благам, за свое неверие, за свою беззаконную и нераскаянную жизнь. Теперь приложим эту притчу к себе. Весьма многие из нас не отказываются ли от вечери царствия небесного, так или иначе, под разными предлогами не на словах, так на деле? Образ видимого царствия Божия на земле есть Церковь Божия и богослужение в храме Божием с его Таинствами. Не оставляют ли многие из христиан храмы Божии и службу Божию, кто из-за разных житейских сует, кто просто по лености, кто по маловерию и вольнодумству, кто по разным пристрастиям, напр., к театру, к азартной игре, к пирам и веселью, и к прочему, и к прочему? И в самом деле между христианами, даже в нашем богохранимом граде, как много таких, которые как раз оправдывают на себе слова ныне читанного Евангелия; и на призыв Господа на вечерю велию отвечают делом: не могу придти, прошу Тебя, извини меня, и даже, как бы в противодействие Самому Господу, приглашающему рабов Своих на вечерю велию, – приглашают, да еще и печатно – христиан и притом в пост, – на вечерю мирскую суетную, напр., на конские ристалища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таким образом, в пастыре влечет к Себе спасаемых Христос [xii] , и с этой точки зрения благодать пастырства есть богатство неправедное [xiii] , «Лк. 16:9 ( И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители), ибо дается пастырям туне, без всяких подвигов и стараний с их стороны, а потому она не их достояние, но Божие, чужое (Лк. 16:12 . И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?); стяжанная же многими подвигами и стараниями благодать Божия есть истинное, т.е. наше достояние». В идеале, конечно, и та и другая суть необходимые принадлежности пастырского служения [xiv] , но здесь все же, очевидным образом, возникает вопрос о соотношении благодати «служебной» и личной, т. е. «стяжанной», вопрос, при разрешении которого, о. Понтий опять-таки исходит прежде всего из «опытной» евангельской экзегезы. (Необходимо, впрочем, еще раз подчеркнуть, что о. Понтий свои записи делал прежде всего для себя, не рассчитывая на публикацию – драгоценность их как раз и состоит в том, что они дают возможность наблюдать за непосредственным ходом мысли подвижника). Пастырь в Церкви. Иногда суждения о. Понтия по этому вопросу звучат весьма резко, напр.: «Мф. 16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть - Старейшины есть почитаемые в (официальной) церкви лица, первосвященники есть предстоятели церквей, книжники есть ученые силы церкви» [xv] . Прежде всего, требует комментариев термин официальная, на первый взгляд способный подразумевать под собой противопоставление Церкви «исторической» и «внутренней», – как это было распространено, напр., в среде русских мистиков позапрошлого века, – или церковного священноначалия – некоему харизматическому движению. Однако все собрание записок о. Понтия свидетельствует, что предъявлять ему в этом упрек было бы не корректно. Он, безусловно, твердо стоит на позиции признания Православной Церкви единственной хранящей евангельскую истину Церковью [xvi] и никогда не отделяет себя от нее [xvii] , не противопоставляет себя ей и не подвергает сомнению благодатность ее иерархии [xviii] .

http://bogoslov.ru/article/4604758

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010