15, 21; 15. 1-17, 27), о роли Св. Духа в жизни Церкви (14. 16, 26; 15. 26), пророчества о предстоящих гонениях и скорбях (14. 1, 27; 15. 18-27), а также призыв к верности Иисусу Христу (14. 11; 15. 4-11). Гл. 17 представляет собой молитву о верности учеников и их единстве. Рассказы о Страстях и явлениях Воскресшего имеют много общего с повествованиями синоптических Евангелий ( Fortna. 1970), хотя включают и отличные от них материалы. Так, в истории явления воскресшего Христа только у И. Б. есть описание посещения Гроба Господня ап. Петром и «любимым» учеником (20. 1-10), диалог Марии и воскресшего Господа (20. 11-18), собрание учеников, опасавшихся иудеев (20. 19-23), и рассказ о сомнении ап. Фомы (20. 24-29) ( Barrett. 1978). IV. Эпилог (гл. 21). Вопрос о том, является ли 21-я гл. поздним добавлением или логическим завершением всего текста Евангелия, остается предметом научных дискуссий (об этом см.: Breck. 1992; Ткаченко. 2006). Исследователи, к-рые считают главу поздним добавлением ( Bultmann. 1941; Brown R. 1966; Ashton. 1991), видят в обобщающей фразе Ин 20. 30-31 завершение всего Евангелия. Описываемое в 21-й гл. явление Воскресшего напоминает Его первое явление, поскольку ученики не узнают Христа (21. 4), хотя ранее они уже видели и узнали воскресшего Господа (20. 20). Рассказ о восстановлении авторитета ап. Петра (21. 15-19) логически не вписывается в ход событий: в 21-й гл. это происходит уже после ниспослания Духа и отправления учеников на проповедь. Наконец, вопрос о том, умрет ли «любимый ученик» (21. 20-23), мог возникнуть в общине значительно позже, когда распространились слухи о пророчествах Иисуса о «любимом ученике». Большинство экзегетов считают стихи 21. 24-25 поздней интерполяцией, отражающей ситуацию, когда «любимый ученик» уже умер, хотя был еще жив при создании 1-й редакции Евангелия (до 20-й гл. включительно, как можно вывести из употребления в настоящем времени глагола οδεν в 19. 35). Его смерть, казалось, вступает в противоречие с предсказанием Христа, что тот не умрет до Его возвращения. Однако автор Евангелия (или этих стихов) говорит только, что смысл слов Иисуса Христа другой. Есть исследователи ( Thyen. 1977; Minear. 1983; Keener. 2003), которые считают, что 21-я гл. с самого начала принадлежала Евангелию и служила развязкой всей драмы, логически завершая некоторые темы. Такая концовка вполне укладывается в рамки лит. образцов, совр. евангелисту (напр.: Philo. De ebrietate. 9; Idem. De vita Mos. I 38).

http://pravenc.ru/text/469832.html

О законе ветхозаветном О заповедях Евр.7:18 . Этими словами поясняется, в чем состоит побудительная причина к перемене закона или заповеди: заповедь является немощною и бесполезною и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с тою заповедью, которая заменяет; напр., замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн. Мф.26:28 ; Евр.10:9 . О священстве Евр.7:23–28 . Эти слова приложимы только к ветхозаветному первосвященнику, который в каждое отдельное время был один и сменялся другим только за смертью; напротив, священников было постоянно во множестве и разделялись на двадцать четыре чреды... И Апостол далее в ст.27 и 28 называет «тех священников» – первосвященниками. Сам Иисус Христос называется и первосвященником: Евр.6:20; 7:26; 8:19:11, и священником: Евр.7:3, 11, 15 . Значит, здесь речь у Апостола о ветхозаветном священстве. О священстве О ходатайстве святых угодн. Божиих О причащении Евр.7:27 . Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению Апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17; 11:25–27 . О священстве Евр.8:1, 2, 5, 6, 10 . В послании к евреям Апостол Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим и Божественное величие первосвященнического служения Иисуса Христа пред служением ветхозаветных первосвященников, которые приносили в жертву Богу животных, птиц и неодушевленные предметы и, умирая, передавали свое достоинство детям. Христос же, первосвященник, принес в жертву за людей Самого Себя: 1Пет.3:18 ; Еф.5:2 . Христос совместил в Своем лице первосвященническое, царское и пророческое служение, но первосвященство Его вечно и царство Его не от мира сего: Ин.18:36 . Но эта раскрытая истина не отрицает необходимости и важности служения рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви: 1Кор.12:14–18, 21, 28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Петра от Господа (53:8: «род же его кто исповесть»; ср. Мф.26:74 и Ин.18:1 7), а по переводу русскому с подлинника, и на погребение Иисуса в гробнице богатого Иосифа Аримафейского (53:9 ср. Мф.27:57–60 ). 3. Как понимать первое полустишие стиха девятого 53–ей главы? Это полустишие в подлиннике по нынешнему масоретскому чтению затруднительно для понимания и перевода. Русский перевод по благословению Свят. Синода передает мысль подлинника так: «Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатаго»; в переводе, данном при Трудах Киевской Духовной Академии, читаем: «и л Он с нечестивыми погребсти Себя, и у богатаго – могила Его»; наконец перевод неизвестного автора при Еврейской Библии читается так: «Ему дают гроб между злодеями, а по смерти Своей Он у богатаго». Второй и третий перевод, очевидно, направляет мысль к исполнению пророчества на Иисусе Христе, который будучи распять с злодеями-разбойниками, должен бы по намерению врагов Его быть позорно и погребен вместе с ними, или еще хуже, вовсе не погребен, брошен, как падаль, без погребения; но такой злобный расчет врагов Иисуса Христа не осуществился: тайные ученики Господа, богатый Иосиф Аримафейский и Никодим почетно погребли Иисуса и положили в новом гробе богатого Иосифа ( Мф. 27:57–60 и Ин.19:38–42 ). Греческие же переводчики LXX-m читали еврейский текст иначе против нынешнего масоретского чтения и передала мысль подлинника так, что Господь за безчестие погребения и смерти Раба Своего даст ему во власть лукавых и богатых врагов его для карательного суда над ними. 4. Какое в данном пророчестве содержится учение о страданиях Мессии и о последствиях этих страданий? – а) Раб Иеговы есть Еммануил ( Ис.7:14 ), воплотившийся Сын Божий для нашего спасения (9:6); посему, учить пр. Исаия, самое рождение Его и пребывание во плоти есть рабское, униженное служение (53:2 ср. Флп.2:6 и 7) для спасения рода человеческого. Принявши тело и душу человека, Сын Божий принял на себя и вину грехов всего человечества и все результаты греха, все немощи и болезни (53:4), чтобы быть «милостивым и верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи» людей ( Евр.2:17 и 18). б) Затем учение об умилостивительном и примирительном значении мученических страданий и смерти Раба Иеговы раскрывается у пророка особенно ясно и настойчиво (53:5, 8, 10 и 11); на насильственную смерть безгрешного Раба Иеговы пророк смотрит, как на жертву о грехе. Посему новозаветные писатели, излагая учение об искупительных страданиях Иисуса Христа, очень часто пользуются этим пророческим учением Исаии (напр. 1Пет.2:22–25 ; 1Ин.3:5 ; Рим.4:25 ; 1Kop.15:3 и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

— дух любви, свободы и братства ( Мф.20:25-27, 28, 8-12 ; 1 Сол.5:14-15 ); — дух молитвы и радости ( 1 Сол.5:16-18 ); — отсутствие властолюбия ( Мф.23:8-12 ). Церковное обращение «отец» имеет смысл отеческой любви, заботы и служения ( 1 Кор.4:15 ); Христос же употребил его в смысле господства, превозношения. Тема 11. Церковь (продолжение) 63. Почему Церковь называется «Единой»? Христос основал не «церкви», а «Церковь». Она призвана быть «единым стадом» с «единым Пастырем» Господом ( Ин.10:16 ). Поэтому отдельные общины представляют собой части единой Церкви. О разделении христиан см. 65. 64. Почему Церковь называется «Святой»? На языке Библии это значит, что Она посвящена Богу как Его удел и достояние, что Ее миссия — служить Ему и исполнять Его волю ( 1 Пет.2:9 ). Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания и назначения, они автоматически выпадают из духовного единения с Церковью. Примечание: Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане называли себя „святыми» ( 2 Кор.13:12 ; Кол.3:12 ). Позднее в Церкви святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание в христианском мире. Молитвенное обращение к святым есть знак духовной связи с ними и знак единства Церкви (живых и ушедших). Церковь верит, что в отличие от других людей, святым дана возможность незримо участвовать в жизни мира и после их смерти. В древности причисление людей к лику святых, канонизация, часто происходило стихийно. В силу этого в календарь нередко попадали имена легендарные. Только в 11–12 вв. Западная Церковь начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский календарь сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех, о ком имеется достаточно сведений и канонизация которых была оправдана). Восточная, Православная Церковь, пока еще не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание (напр., прп. Нил Сорский , хотя и включен в календарь, но официально канонизирован не был). В истории бывали случаи, когда канонизация происходила по политическим и иным внешним мотивам. Иногда культ святых сливался с культом языческих богов (например, Илья–пророк занял место древнего бога–громовержца). Но все эти факты не могут ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников за мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Согласное свидетельство, или великое согласие, отцов и учителей Церкви, как вообще в делах веры, так и в особенности в изъяснении Писания, есть непререкаемое свидетельство истины и ведет свое начало от самих Апостолов. Напр. Иисус Христос, при установлении таинства Евхаристии, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; сн. Мк.14:22–24; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Известно, как неправомыслящие толкователи различно и недостойно изъясняют сии слова Спасителя 55 . Но, обращаясь к творениям отцов и учителей Церкви: Игнатия Богоносца 56 , Иустина мученика 57 , Иринея 58 , Кирилла иерусалимского 59 , Василия Великого , Иоанна Златоустог о 60 , Дамаскина 61 и других, мы убеждаемся в истине, что Иисус Христос, в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина, преподал самое Тело и Кровь Свою; и слова Спасителя принимаем не иначе, как только в прямом их значении, в собственном буквальном смысле. § 27. Замечание, необходимое при употреблении сего начала Из сказанного в §§ 25 и 26 само собою следует, что разумение и изъяснение священного Писания несогласное с самим Писанием и церковным Преданием – ложно. Но если какие-либо места Писания будут изъясняемы отдельно, вне состава речи: то такое согласие еще не покажет – верно ли это изъяснение и в самом составе речи; потому что отдельно взятое, оно может быть согласно и с священным Писанием и с церковным Преданием, но по отношению к рассматриваемому месту несогласно с ходом речи, как можно видеть из следующего примера. Иисус Христос сказал Марфе о Лазаре: воскреснет брат твой ( Ин.1:23 ). Слова сии можно понимать, подобно Марфе, о воскресении Лазаря в последний день (ст.24); и эта мысль, взятая отдельно, согласна с учением священного Писания и святой Церкви о всеобщем воскресении; но в показанном месте она неуместна, потому что Иисус Христос говорит не о всеобщем воскресении, a о воздвижении из гроба одного только Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

По слову Самого Господа, на суд пред Ним предстанут все народы ( Мф.25:32 ), существовавшие от начала мира, которые для этого и будут воскрешены Им Самим ( Ин.5:29 ). И, по учению апостольскому, всем явитися нам подобает пред судищем Христовым ( 2Кор.5:10 ), и вси предстанем судищу сему ( Рим.14:10 ), потому что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную, через, предопределенного и воскрешенного Им, мужа, Иисуса Христа ( Деян.17:31 ), будет судить иудеев и язычников ( Рим.2:9 ), живых и мертвых ( Деян.10:42 ; 2Тим.4:1 ), т. е., имеющих воскреснуть из мертвых, и тех, кои останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся ( 1Кор.15:51, 52 ), а, также, кроме людей и злых ангелов, которые соблюдаются под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ; 2Пет.2:4 ). Целью же суда, по учению откровения, будет не что иное, как самое точное и справедливое определение, по достоинству, всего того, что было сделано прежде подсудимыми, соответственными, полученным ими от Бога, дарам в виде одного, или многих талантов ( Мф.25:15 ), – определение, нужное для того, чтобы каждому из них воздать по делам его ( Мф.16:27 ). А потому, на суде будут строго судимы и, по достоинству определяемы, все, совершенные подсудимыми, дела, как добрые, так и злые ( Мф.25:35, 36, 42, 43 ; 2Кор.5:10 ), – и не только их дела, но и всякое праздное их слово ( Мф.12:36 ), в особенности же, те слова, которые с ожесточенностью произносились ими на Самого Господа ( Иуд.1:15 ). Между тем, при этом будут освещены и определены все те, сравнительно, более или менее благоприятные для нравственного преспеяния обстоятельства, среди которых жили и, так или иначе, поступали люди, как напр., жители Тира, Сидона и Ниневии, или же Хоразина, Вифсаиды и Капернаума ( Мф.11:21–23, 12:41 ), а, также, будут обнаружены и достойно оценены те сокровенные сердечные намерения, которыми они руководились во всех действиях своих ( 1Кор.4:5 ), и, таким образом, вполне уяснится и определится, как степень твердости и постоянства одних в добре, так и степень нераскаянности и упорства других во зле ( Рим.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Примечание. 6 О сем: в греч. тексте не ясно, относится ли это к спасению и тогда, соответственно, к Самому Богу или к фактам, обозначенным в предыдущих трех стихах. Радуйтесь: здесь либо действительно повелительное наклонение, либо констатация факта (последнее представляется более предпочтительным). Искушения – это слово происходит от того же корня, что и использованное в Мф. 4:1; 6:13 при описании испытания Иисуса и в молитве Господней. Различных: подчеркиваются разного рода испытания, и греч. слово снова используется для описания благодати Божьей, которая, будучи «многоразличной», способна помочь во всех этих испытаниях (4:10). Петр подчеркивает, что такие испытания и невзгоды будут относительно краткими (поскорбевши …немного) и что Бог допускает их. В греч. последнее удостоверятся фразой: если нужно будет. Петр возвратится к теме страданий далее в своем послании (2:19–23; 3:14–17,12–19; 5:9,10). 1:10–12 Как мы узнали весть о своем спасении Это работа Святого Духа (12), Духа Христа (10). Он побуждает пророков предсказать о назначенной нам благодати (10) и даже возвестить о грядущих Христовых страданиях и последующей славе (11; см., напр.: Пс. 21:7,8,17,18 ; Ис. 53 ; Пл. 1:12). Однако сколь ни тяжелы были их испытания, пророки не могли предсказать, когда и каким образом это произойдет. Дух вел также и тех, кто понимал благую весть о смерти Христа и Его воскресении, чтобы объяснить читателям Петра, как это исполнится по отношению к ним. Термин пророки обычно с большей уверенностью относят к авторам Ветхого Завета, а не к новозаветным пророкам. Эта двусторонняя тема связана с темой благодати, предназначенной для народа Божьего, а также Христовых страданий и грядущей славы Христа. В оригинале здесь использован прием параллелизма. В ст. 11 приводится важное утверждение о богодухновенности ветхозаветных авторов (см. также: Мф. 5:17 ; Лк. 24:25–27,44–47 ; Ин. 5:39,45–47 ). В данных текстах также особое внимание уделяется роли второй и третьей личностям триединого Бога в замысле о спасении человечества: Сын воплощает его в жизнь, а Дух раскрывает его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

18 В Номоканонах Румянцевского Музея XV–XVI в., 231 и 232, есть истолкование моления «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь», но совершенно другое, направленное против целого ряда ересей. Ср. А. И. Пономарева «Памятники др.-рус. церк.-учит. литературы», выпуск III, Спб. 1897 г., стр. 130–132. 19 Правила великому Пахомию и неумеющим грамоте те же, что в Псалтири Следованной Румянц. музея 330 XVI в. (Востокова, стр. 468). Ср. Правило неумеющим грамоте в печатном Служебнике. 24 По Яковлеву (Опыт исследования Измарагда, Од. 1893, стр 18). Поучение это заимствовано из беседы Златоуста ες τν πιλσιν Χαναναας. Особый его вид есть и в Златоструе, см. А. С. Архангельского «Творения отцов церкви», IV, Каз. 1890 г., стр. 75, 225–227. 25 Это место поучения Шляков сопоставляет с поучением Владимира Мономаха , где между прочим читается: Аще и на кони здче не будетъ ни с кы рудь. аще ин млтвъ не молвити. а ги помилуи зовте беспрестани втаин. та бо сть млтва вс лпши. нежели безлпицю зд 26 Должно быть, надо читать: с глти, т.е. «слов глаголати», ср. пергаменные рукописи, где буквы означают целые слова, соответствующие их названию в Азбуке: Троицк. 11 Златая Цепь, XIV в., Румянц. Апокалипсис Толковый VIII, XIII–XIV в., Румянц. Паремейник CCCIII, XIV в., Синод. Пандекты Антиоха 153, XIV–XV в. 27 Послание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, к Поликарпу, черноризцу Печерскому. Патерик Киевекого Печерского монастыря, изд. Имп. Археографической Комиссии, СПб. 1911 г., стр. 83. Произнесение этой молитвенной формулы встречаетея и в позднейших русских памятниках (см., напр., Житие Пафнутия Боровского и особенно книгу «Сын Церковный»). В одной статье о падении сатаны, богумильского характера, сказано: «и где будет храмина не заперта з благословением, a человек ляжет спати, не сотворя Иисусовы молитвы, или мати положит младенца, не благословясь, то нечистый дух в те домы входит и применися всякий человекъ, чего ради въ монастырях без Исусовы молитвы ни единыя ступени не ступают и никакова дела не делают и судов без того не ставят, потому что нечистый дух во святых местех держится и влагает в искусныя люди свое козни диавольския, кого бы чем погубить». Библиотека Моск. Синод. Типографии, ч. I, в. 1, стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iisuso...

Разделы портала «Азбука веры» П.Ю. Малков Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы ( Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55 ; Мк. 3:31–35 ; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21 ; Ин. 2:1–12; 19. 25–27 ; Деян. 1:14 .). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010