citat. в прим. 430 Митрополит наш не делает здесь никакого ограничения. Но древние правила дозволяли брак православных с неправославными при известных условиях (IV Всел. 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI Всел. 72 Строгое запрещение нашего митрополита можно объяснять тем, что тогда православных, если они отдавались замуж в иную страну — латинскую, заставляли принимать латинство. Снес.: VII Всел. Соб. 8 То же повелевалось и по гражданским греко-римским законам (Basilic. Lib. I. Tit. 1. C. 41, 54 Находится уже в древнейшей славянской Кормчей XIII в. (Русск. достоп. 1. 86 а потом и в последующих (напр., Румянц. муз. 231, 235, 238 Списки первой фамилии — в Истор. госуд. Росс. Карамз. 2. Прим. 108 в Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 3 и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 88–92 Списки второй — в Кормчей Румянц. муз. 238. Л. 612 в Продолж. Древней росс. вивлиоф. 3. 9–15. СПб., 1788 в Указателе росс. законов Максимовича. 1. 4–5. Москв., 1803 в Древн. записк. Лепехина. Ч. 3. 353–356. СПб., 1780 в П. собр. р. лет. 6. 84–86 Списки третьей — в летописце Переяславля Суздал. 42–44. Москв., 1851 в Прав. собеседн. 1861. 3. 93–108 и в Кормч. Рум. муз. 232. Л. 199 об.–202 Между списками второй, равно и третьей фамилии есть также свои небольшие разности. Мы не упоминаем ни о списке устава Ярославова самом кратком (напеч. в Опис. Киево-Соф. соб. 4 ни о списке его по западно-русской редакции, или так называемом Свитке Ярославле (напеч. в Акт., относящ. к истор. Западн. России. 1. 166 Первый список содержит в себе только начало и конец устава Ярославова со включением статьи о свободе духовенства от пошлин. Последний почти во всем различается от этого устава и, судя по хронологической несообразности и особенно по очевидной новости языка, несомненно переделан в позднейшее время. Поместим здесь только один список устава Ярославова из Кормчей Рум. муз. 232 как представляющий значительные особенности, в прилож. 13. Например: «Аще пустит боярин велик жону без вины, за сором ей — 5 гривен злата, а митрополиту (или епископу) — 5 гривен злата; а нарочитых людей — 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чади — 15 гривен, а митрополиту 15 гривен». Или: «Аще у отца и у мате дщири девкою дитяти добудет, обличив ю, поняти в дом церковный; тако же и жонка; а чем ю род окупит».

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Изменение установившихся пределов прихода зависит от власти епархиального начальства и может быть произведено только по настоятельной необходимости. Закон, напр., запрещает такие изменения из-за недовольства части прихожан священником, что вызвало бы расстройство приходов и привело бы к путанице в церковных актах (Уст. Конст. 93). Всякий новый приход учреждается по распоряжению епархиального начальства, с утверждением Св. Синода, причем начальство должно принимать во внимание то, чтобы приходы не множились без нужды и от этого не приходили бы в оскудение существующие церкви и их причеты. Поэтому епархиальное начальство, при поступающих к нему просьбах об образовании нового прихода, предварительно изучает при содействии гражданского начальства: действительно ли существует настоятельная потребность в новом приходе, достаточны-ли будут средства для содержания новой приходской церкви с ее причетом и допустимо-ли, без существенного ущерба для существующих приходов, исключение из них части прихожан. Кроме того, разрешение на создание прихода в селениях (кроме церквей Западного и Приамурского края, и также кроме случаев особой необходимости в новом приходе) должно даваться не ранее того, как просители обязуются построить дома для жительства причета. Это условие должно соблюдаться, по мере удобства и возможности, и при открытии приходов в городах. Упразднение приходов также принадлежит епархиальной власти, с разрешения Св. Синода. Примечание 1. Кроме приходских церквей с причетами, существуют еще безприходные церкви с причетами, кладбищенские, церкви при казенных и общественных учреждениях (учебных, благотворительных, правительственных и проч.). Примечание 2. Всех православных приходов в России насчитывается свыше 40 тысяч. Приходский причт Каждый самостоятельный приход должен иметь одного или нескольких священников с причетниками (одним или несколькими) и, если можно, с диаконом. В древней Руси число членов причета не было определено и зависело от желания прихожан или от лиц и учреждений, под покровительством которых состоял приход. С XVIII-ro века, по причине непомерного увеличения числа священников и церковников, существенно превышавшего потребности в них, стали появляться постановления, определяющие число лиц приходского причета, соразмерно с количеством дворов в каждом приходе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Там же сл. 17, л. 93: «И в новем (завете) Бог взаконевает, и не разлучает добрыя князи на злыя: но подвластным повелевает всяку честь имети, и приязньство ко всякой власти яков же аще есть, кроме аще не повреждается благочестие». Ясно, что преп. Никон Черногорец учит о повиновении власти, какова бы она ни была, лишь бы она не посягала на благочестие. Тем более для нас важно свидетельство Никона Черногорца о повиновении власти, что он находился под властью неверных, о чем и говорит. напр. в сл. 25, л. 145: «от иноплеменник держими есмы», и еще: «Иноверцы держат страну нашу» (сл. 20, л. 124). На 124 об.: «И обаче ныне держащии иновери, аще внимаем, и паче ныне аще и отныне пребудут тако, ни какоже нас вредят; но и вельми пользуют, аще хощем и не возбраняют нам творити добродетель». 5) Ипполит в. 1, стр. 101–102: «Верующие в Бога не должны лицемерить, ни бояться людей, облеченных властью, за исключением тех случаев, когда совершается какое-нибудь злодеяние. Наоборот, – если начальники, имея в виду их веру в Бога, принуждают их сделать что-либо противное этой вере, то тогда им лучше умереть, чем исполнить приказание начальников... Таким образом и Даниил, когда ему препятствовали молиться, не подчинился приказанию царя и таким образом славы Божией не поставил ниже славы человеческой». Разбор: Но кто же спорит, что в вере нужно повиноваться Богу, а не людям? Но, храня веру в Бога, христианин должен давать и кесарю, что ему подобает, как того и требует самая его вера: «противляяйся власти, Божию повелению противляется». О прор. Данииле Ипполит замечает: «Следует обратить внимание на благочестие блаженного Даниила, – как он хотя и был, по-видимому, занят царскими делами, но в то же время ежедневно пребывал в молитве, воздавая таким образом кесарево кесареви а Божия Богови» (там же стр. 100)... «Он не только соблюдал заповеди Божии, как этого требовал закон, но с великим усердием и точностью следовал приказаниям царя, и ни одним грязным поступком, совершенным из-за какой-либо ничтожной корысти, не желал замарать свою чистую совесть» (там же стр. 98–99).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

(К характеристике внутренней жизни после-пленного иудейства) Часть 1 → Мы изложили общие воззрения на будущее по апокалипсическим памятникам иудейской письменности. Если теперь мы сравним схему этих воззрений с древне-пророческими предсказаниями, то увидим, что первые отличает от последних: 1) универсализм, 2) идея о будущем веке, 3) трансцендентализм, 4) индивидуализм, 5) этицизм и 6) догматизм. 1) Универсализм. Древние пророки в своих предсказаниях, обличениях, угрозах и обетованиях – имели в виду прежде всего иудейский народ и те случайные, окрестные народы, которые враждовали против Израиля. Доказательства этой мысли соответствующими ссылками и цитатами не требуется. Теперь, во времена апокалиптиков, горизонт расширяется до последних пределов. В круг воззрений их входят не только современные им большие монархии (ср. Апок. Варуха гл. 53–74), но и прежде бывшие народы. Автор, например, книги Еноха начинает с Адама и падения ангелов (75, 90, 93:1–18) 1 . Он захватывает даже космическую жизнь (72 глава его книги, начинающая новый отдел, надписывается: «об обращении светил небесных»). Таким же широким горизонтом отличается и 3 книга Ездры (см., напр., 3Езд.7 ). – Однако справедливость требует сказать, что универсализм апокалиптиков есть (развившийся) плод от того корня, который глубоко своими разветвлениями проникает, даже обнимает всю иудетскую религию, в особенности пророческие писания с их предсказаниями всемирного суда, просвещения и спасения всех народов. Далеко не чужда этого универсализма и религия периода Моисея, т. е. закон (ср. Чис.14:21 ; Исх.12:38 ; Лев.24:10 и др.) 2 . Ближайшим же источником для иудейских апокалиптиков является пророк Даниил в его предсказаниях о смене мировых монархий (см. Дан.2:7 ). 2) Идея о будущем веке. Пророки в своих предсказаниях о будущем все грядущие события относили на «конец дней», «последние дни». ( , beacharit hajamim, Ос.12:5 ; Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.) 3 . Апокалиптики делают смелую попытку проникнуть своим взором в этот «конец», разобраться в нем, рассмотреть, в каком порядке здесь располагаются те многочисленные заключительные акты, которые должны разыграться в «последние дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Из этих недостатков важнейший заключается в грубых ошибках против иконографии и типа: таковы напр. четырёхугольный вырез на груди, фибула, наплечные пристежные (вошвы) украшения, здесь переместившиеся к локтям, черты лика и пр. Особенности заключаются отчасти уже в самом очерке полуфигуры Богоматери, а наиболее в красках; так любопытно употребление в нимбе изумрудно-зеленой эмали, которую мы знаем (см. указ. ране наше исследование об эмали) в самом начале истории византийской эмали и вместе при её конце в XII – ХШ стол. Бордюр нимба тёмно-синий, 4. Если, затем, с самого появления на свете Рязанского клада так много толковали и доселе еще можно продолжать говорить о том, что он представляет собою великокняжеские бармы, то, очевидно, этому причиною служит серия шести медальонов или щитков, блях или кругов (как тоже говорили в старину), имеющих явно только декоративное назначение. В самом деле, первая пара запон имеет обычную для колтов внутреннюю полость, и граф А. С. Уваров называл их ладанницами 92 , а мы, в свою очередь, будем рассматривать их в среде колтов – серёг. Три эмалевые медальона, имеющие наиболее сходства с последними шестью кругами, все же представляют образки, тогда плоские на исподи, приспособленные к ношению (рис. 46) или, по крайней мере, к подвешиванию па свурке, и украшенные только с лица, притом чисто декоративно, камнями и сканью, представляют собою, так сказать, бармы по преимуществу, как их привыкли понимать в русской археологии. Медальоны имеют от 0.095 м. до 0.107 м. в поперечнике, но два медальона из них 93 имеют 0,75 м. в ширину, т. е. наименьшую величину, и весу только 20 и 20 зол., а четыре остальные имеют весу 33,41 и 48 золотников. Весь щиток покрыт сканью из положенных на ребро ленточек, свитых из проволоки и потому зубчатых на поверхности; скань образует завитки или волюты, а от них расходятся усики, так что заполняют каждое отделение или промежуток между камнями; но, в отличие от больших колтов, здесь скань кладется и припаивается также поверх скани, уже наложенной и припаянной – техника особого типа, о которой мы уже говорили в 1-й главе. Равно и гнёзда камней укреплены поверх скани, и потому камни получают свет снизу, пропускаемый арочными или петельными ажурными шатонами. В средине медальона помещается обыкновенно одна большая вениса, или аметист, или крупный яхонт; вокруг, или крестообразно, расположены преимущественно венисы, сафиры, аметисты, редко яшма, еще реже стекло цветное; по окраине всегда венисы и жемчужная обнизь; на ушке до шести мелких венис, а всего на каждом медальоне от 31 до 33 камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

25 Здесь Афинагор следует классическим авторам (ср. напр., Plato. Symp. 208е; см.: Eijk T. H. J., van. Marriage and Virginity, Death and Immortality//Fontaine J., Kannengiesser C., eds. EPEKTASIS: Melanges patristiques offerts au Cardinal Jean Danielou. P., 1972. P. 209–235). 26 Основанием такого взгляда может служить используемое сщмч. Иренеем сравнение человеческого рода с прор. Ионой, при том что, по его утверждению, люди были проглочены китом изначально (ab initio). Для сщмч. Иринея истинная реальность человека кроется не в прошлом, но сокрыта со Христом в Боге (ср.: Behr J. Asceticism and Anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford, 2000). 27 Ср.: Broudehoux J. P Manage et Famille chez Clement d’Alexandrie. P., 1970. P. 174. (Theologie Historique; 11). 28 Эта связь между рождением детей и уподоблением Богу, Родителю всего, уже проведена у Филона в «О десяти заповедях» (Philo. De dec. 22. 107; см.: Clem. Alex. Paedag. II 10. 93. 1; Idem. Strom. III 9. 66. 3, 12. 87. 4). 29 Ср.: Lutz C. Musonius Rufus: The Roman Socrates//Yale Classical Studies. 1947. Vol. 10. P. 89. 30 См.: Hart M. Reconciliation of Body and Soul: Gregory of Nyssa’s Deeper Theology of Marriage//Theological Studies. 1990. Vol. 51. P. 450–478. 31 Похожая точки зрения есть у Климента: «...человек не обязательно должен избирать одинокую жизнь, однако он не превосходит того, кто, будучи укрощенным женитьбой, рождением и воспитанием детей, заботой о доме, однако без страсти или страданий, несмотря на свое попечение о домашнем хозяйстве, не лишается Божественной любви и умудряется преодолеть все соблазны, возникающие из-за детей, жены, домашних и имущества. Не имеющий семьи в гораздо большей степени свободен от искушений. Заботясь только о себе, он оказывается ниже того, кто не может сравниться с ним в отношении личного спасения (ττται προς του πολειπομνου μεν κατ την αυτου σωτηραν), однако превосходит его образом жизни, если он печется об истине, в полной мере следуя образцу» (Clem. Alex. Strom. VII 12. 70. 7–8)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

О чем я объявил и Св. Синоду. Довольно с меня хлопот и в Александров день 93 , а повторение таких хлопот чрез пять дней было бы для моего хилого здоровья тяжело. Конечно, вынужден буду принять своих, и кто приедет из сторонних, но это можно сделать без обычного юбилейного шума и театральной обстановке, которая мне всегда не нравилась». И к сему владыка добавляет: «Кой-какие затеи уже начались, без моего ведома, и потому не могли быть предотвращены. Напр. Совет Императорского Человеколюбивого Общества, представил Государю об улучшениях в учебных его заведениях и о приращении сумм в 15 лет моего главного попечительства более двух миллионов, испрашивал разрешения поднести мне адрес, учредить в разных местах стипендии моего имени, и поставить портреты в подведомственных учреждениях. На это последовало Высочайшее соизволение. Вот и депутация, от которой уклониться невозможно. Мне нравится наивное поздравление одного мужичка, которого я не видывал и не знаю, и который написал самое простое письмо с поздравлением, и приложил 5 рублей, прося употребить на масло в лампаду пред иконой преп. Исидора Пелусиота . Вот это по русски!» 94 . Несмотря на скромное уклонение самого владыки Исидора от юбилейного торжества, это торжество состоялось при неожиданно блестящей обстановке, при самых разнообразных и теплых приветствиях от Св. Синода и разных учреждений и лиц, в числе которых было несколько и приехавших, по чувству любви и почтения к первенствующему иерарху русской церкви, рукоположителю многих епископов, из провинций архипастырей (между прочим и высокопреосвященный архиепископ Тульский Никандр). Верхом же торжества был милостивейший Высочайший рескрипт при пожаловании драгоценного, украшенного бриллиантами, посоха 95 . Но еще торжественные, как сам собою понятно, был 50-летний юбилей служения высокопреосвященного Исидора в епископском сане, состоявшийся 11 ноября 1884 года. За все истекающее столетие до такого юбилея удостоились дожить лишь два иерарха русской церкви: митрополит Московский Филарет (5августа 1817 – 5 августа 1867 г.) и бывший архиепископ Ярославский Евгений (14 июля 1818 – 14 июля 1868 г.); но из них последний не мог торжественно праздновать своего юбилея, как с 1857 года живший на покое от дел епархиальных, так что таким образом юбилей владыки Исидора мог идти в сравнение только с юбилеем святителя Московского Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

причащения иными может быть обращаемо в извинение своей беспечности относительно посещения церковного богослужения и исполнения христианского долга исповеди. А потому священникам, пастырскому руководству которых поручаются отлучённые от св. причащения, следует быть именно руководителями таковых в их нравственном исправлении; им следует почасту беседовать с таковыми и разъяснять им смысл и цель совершившегося над ними духовного суда. 2) Церковными правилами, на основании которых согрешающие подвергаются временному отлучению от св. причащения дозволяется сокращать срок епитимии, смотря по расположению и образу покаяния кающегося (I, 12). Само собой разумеется, что степень исправления кающегося может определить только руководствующий им духовный отец. Но последний не должен сокращать срок епитимии своей властью, а должен испрашивать на то архипастырское разрешение: от какой власти зависит назначение епитимии и определение срока её, от той же власти должно зависеть и снятие епитимии прежде истечения определённого срока. 686 3) В случае опасения близкой смерти никому не следует отказывать в напутствовании св. евхаристией, хотя бы умирающий находился в отлучении, если только он изъявляет желание приобщиться (I, 13; Анк., 6; Карф., 7). Понятно, что в этом случае испрошение архипастырского разрешения не всегда может иметь место. 4) Если состоящий под епитимиею больной, по причащении св. Таин, останется в живых, то он должен по выздоровлении исполнить срок, или окончить выполнение своей епитимии 687 (Анк., 6). Об открытии слышанного на исповеди После исповеди запрещается священнику, под опасением строжайшего наказания, открывать грехи детей своих духовных 688 (см. Карф., 147), ни прямо, ни какими-либо намёками 689 , в ссоре 690 или при других обстоятельствах, напр., в суде 691 (Дух. Регл., Прибавл. о прав. прич. цер. 9–10 п.; Кн. о должн., 109 §; Св. Зак. XVI т., 1 ч., Уст. угол. судопр., 93 и 704 ст., 2 ч., Зак. о судопр. по дел. о прест., 297 ст., изд. 1892 г.). Исключение из этого должны составлять следующие два вида грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

399 О душ. и воскр., стр. 231. Мы охотно удерживаем термины, усвоенные русским переводом творений св. Григория. Для обозначения той группы душевных явлений, которую древние психологи отметили названием το επιϑυμητικν, трудно подыскать наиболее соответствующее слово, чем термин „вожделение“. Это–не желание, как движение чисто разумной воли, и не похоть, как исключительное движение чувственности; это–соединение элементов того и другой, способное склоняться как к духовным, так и чувственно-животным интересам; это–нечто среднее между бесстрастным направлением воли к высочайшему благу и полным страсти влечением похоти к низменным, чувственным предметам. Тоже нужно сказать и относительно термина „раздражительность“, который мы будем употреблять для обозначсния душевных явлений, сгруппированных св. Григорием под общим названием–τ ϑυμοειδς. Это–не просто гнев, как определенное, частное психическое явление (в смысле представления о нем нынешней психологии); это–вообще возбуждение или напряжение, которое может сопровождать всякую душевную деятельиость. 433 См. напр. „О надпис. псалм.“ ч. 2-я, гл. 2, стр. 5–8; гл. 4, стр. 15–18. На Еккл., Бесед. 5, стр. 291–2 и мн. др. 445 Об устр. чел., гл. 20, стр. 156–7. Migne, col. 197. Ап. Павел обозначает термином γνσις нынешнее, фрагментарное наше познание в отличие от будущего, интуитивного, которое он отмечает словом πιγνσκειν: „ρτι γινωσχω κ μρους, ττε δ πιγνσομα. καϑς κα πεγνσϑην“ (1Κορ.13:12). См. Stigler, S. 93, Anmerk. 475 Ibid. стр. 525. Более подробное описание тех свойств, (-„изгари“, по образному выражению св. Григория) которые имеют быть отняты от нашего тела через смерть, будет дано ниже, когда будет речь о свойствах тела воскресших. 482 Мысли св. Григория по вопросу о субстанциальности души были изложены нами подробно в первом отделе сочинения (§ Ш, стр. 76–82). 487 Насколько можно судить по общему ходу эсхатологических рассуждений св. Григория, скорее мысль о тождестве воскресших тел с настоящими является следствием рассматриваемой мысли, чем наоборот. Только·в силу ранее утвержденного положения о непрерывной связи души с элементами раз данного ей тела, Григорий нашелся вынужденным утверждать и существенное тождество имеющих воскреснуть тел с нынешними земными, хотя этο последнее учение, как увидим ниже, не вполне гармонирует с его собственным представлением о телах воскресших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010