Этот сложившийся иконографический тип Хуанес и Масип дополнили символами, многократно указующими на чистоту и непорочность Девы Марии. Иконография, созданная Хуанесами, получила широкое распространение в Европе, несмотря на то что догмат о непорочном зачатии Девы Марии был отвергнут Тридентским Собором. Еще одной выработанной Хуанесами иконографией стал «Евхаристический Христос», или «Христос с гостией» (напр., картина из Музея Валенсии). Вершиной творчества Хуанеса стал алтарь для ц. Сан-Эстебан в Валенсии, заказанный в 1555 г. доном Антонио де Борхой (6 панелей алтаря в Прадо, Мадрид). Работу отличает богатство цветов, реалистичная передача фактуры драгоценных тканей, свойственные кисти Хуанеса после 1550 г. Но в стремлении к пышности и декоративности изображения художник не переходил грань допустимого, тщательно выдерживая общий колорит, построенный на охристых и голубых тонах. В наиболее эмоционально значимых сценах («Ведение св. Стефана на казнь» и «Мученичество св. Стефана») Хуанес отказался от сложных поз и ракурсов фигур, удачно укрупнил масштаб фигур и разместил действие параллельно плоскости картин, тем самым сводя панели в единое целое и придавая им монументальность. Вокруг Хуанесов сформировалась художественная школа, включавшая как имитаторов их работ, так и крупных мастеров, распространивших на территории И. влияние стиля. Хуанесу удалось выразить в живописи настроения испан. мистицизма и предвосхитить те требования к эмоциональному и содержательному строю религ. образов, к-рые выдвинула Контрреформация. Все это определило значимость валенсийской школы живописи в последующую эпоху. Но в целом эту школу нельзя назвать лидером, она скорее была уникальным феноменом. Портрет принца дон Карлоса. Ок. 1557 г. Худож. Алонсо Санчес Коэльо (Прадо, Мадрид) Портрет принца дон Карлоса. Ок. 1557 г. Худож. Алонсо Санчес Коэльо (Прадо, Мадрид) В сер. XVI в., в правление кор. Филиппа II, политическое единство страны привело и к единству культур. До этого времени в И. отсутствовала генеральная линия развития искусства, наблюдалось разнообразие школ и вкусов.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

На протяжении глав 4,1–19,10 – в этих трех картинах, которые представляют собой, по сути, одну, происходит много самых различных событий. В картинах этих много персонажей: престол, Сидящий на нем Агнец, семь духов, 4 животных, 24 старца, 7 ангелов, множество ангелов, отдельные ангелы; искупленные, то в виде разных множеств, то в виде 144000 запечатленных, то в виде жены. На земле три зверя (сатана, антихрист, лжепророк), Вавилон-блудница, жена ( Церковь ), видим небесный жертвенник и храм, а также земной Иерусалим. Четкое представление этих картин очень помогает при толковании. Так, видя эту картину (а ведь ее реально так и видел Иоанн), и видя на ней Христа-Агнца, мы уже никак не будем под каким-нибудь другим образом, например, ангелом, понимать, что это Христос. Картина цельна и связана, и мы начинаем ее понимать. А иначе очень трудно определить, кто, например, подразумевается под очередным ангелом или зверем и пр. Хотя, как уже отмечалось, определенные части картины по ходу причудливо трансформируются и перерастают подобно тому, как бывает в сновидениях. Третья картина. Жатва. Христос – Сын Человеческий на облаке, глава 14,14–20. В эту картину несколько вмешана картина Б (картина храма). Все картины – с первой по седьмую (всего будет семь картин) сменяют последовательно одна другую. Только эта третья картина выпадает несколько из общего хода и показывается как вставка в процессе развертывания второй (основной) картины. Картина четвертая. Небесный Всадник-Христос совершает Суд над землей и двумя зверьми (антихристом и лжепророком). Так в эту картину примешана несколько картина В (19,11–21). Пятая картина. Тысячелетнее царство. Христос-Ангел. Тоже примешана картина В, ибо показаны три зверя (20,1–10). Шестая картина. Белый престол суда. Глава 20,11–15. Седьмая картина. Новое небо, новая земля, новый Иерусалим (21,1–22,5). Христос-Агнец. Шестая и седьмая картины перекликаются с картиной А, ибо видим престол, Сидящего на нем, одного из семи ангелов. Важная мысль та, что в каждой из этих картин Христос явлен в каком-то определенном образе и в нем пребывает. Апокалипсис дает нам четыре образа Христа, совпадающие по смыслу с его четырьмя образами, которые дают четыре евангелиста ( Иез. 1 ; Откр. 4:7 ): Сын Человеческий (1 и 3 картины), Агнец (2 и 7 картины), Всадник (4 картина), Ангел (5 картина). Это соответствует обликам: человека, тельца, льва, орла. Так в этих картинах было все явлено апостолу Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Магненций победил Непоциана, убитого во главе войска своего. У Констанция остался следственно только один соперник. Прежде нападения, он назначил Кесарем двоюродного брата своего Галлия, препоручив ему Восток. Магненций не стал его дожидаться и пошел на Паннонию, а Констанций с войском своим подвинулся до Мурсии, где епископом был арианин Валенс. Битва началась, но Констанций, вместо того, чтобы сражаться во главе своего войска, заперся в церкви, ожидая последствий боя. Валенс принял все меры, чтобы ему первому сообщено было о ходе битвы, и когда узнал, что войска Магненция растроились, то предупредил о том императора; и на вопрос, как он знает то, епископ обманщик отвечал, будто имел видение ангела, ему возвестившего то. Констанций поверил и объявил что обязан победой не столько мужеству своего войска, как молитвам епископа. Побежденный Магненций отступил в Галлию, где, разбитый вторично, пронзил себя мечем в Лионе, а Констанций стал один императором Востока и Запада. Вскоре эту последнюю часть империи стали возмущать ариане, заметившие, что влияние их возросло после победы при Мурсии и обмана Валенсова. Они следовали за императором во время похода и находят их собранными (351) в Сирмиуме в числе двадцати двух. 269 Целью собора было низложение Фотиноса, епископа этого города, уже осужденного Востоком и Западом. Он был любим своей паствой и мог удержаться на престоле, не взирая на осуждения. Он был изобличен в ереси в присутствии епископов на диспуте между ним и Василием, соперником Маркелла на престоле Анкирском. По низложении с епископства, был он сослан Констанцием и посвятил досуги своего изгнания на творение против всех ересей. Главной же целью его была защита своих собственных заблуждений. Книга его написана на греческом и на латинском языках. Герминиан, сторонник партии арианской, был возведен вместо него на престол Сирмиумский. По низложений Фотиноса, епископы составили новое изложение веры, называемое первой формулой Сирмиумской. 270 Она написана была Марком Арефуским. Там допускается существование Сына прежде веков, Он называется Богом от Бога, светом от света, но избегается выражение единосущный. После изложения веры анафематствуются говорящие, что Сын исходит из другой сущности (или ипостаси) как Божия; или что было время, когда Его не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Вот что, блаженнейший брат, решено было об Урзасе и Валенсе, двух молодых людях нечестивых и лишенных мудрости. Ясно, что они не преставали рассеивать семена ложного учения, кроме того Валенс пытался оставить Церковь свою для похищения чужой, для чего возбудил он в Аквилеи восстание, при котором погиб брат наш Виктор, не имея возможности бежать, его топтали ногами с такой яростью, что через три дня после того он умер. Настоящим виновником этой смерти был Валенс, возбудивший смятение и добивавшейся избрания. По посланиям нашим к императорам увидите, что мы не пренебрегли ничем полезным. Так в общих чертах мы донесли и о соделанных преступлениях. Твоя высокая мудрость изобретет средства сообщить сделанное и определенное братиям нашим в Сицилии, Сардинии и в Италии, 237 чтобы знали, что не должны принимать посланий от осужденных, и что Маркелл, Афанасий и Асклепа продолжают находиться в общении нашем. Действительно ясно, что несправедливое осуждение, бегство и увертки отказавшихся придти и подвергнуться суждению всех епископов, не могли повредить обвиняемым ими. «Впрочем, как сказано было, полный отчет братий, присланных от любви твоей 238 сообщит тебе все сделанное. Мы озаботились только послать Твоей Степенности имена низложенных, чтобы ты знал кто отлученные и мог бы посланиями своими уведомить братий наших и сотоварищей, прежде нами указанных». Послание от собора императорам утрачено. В послании же к Церкви Александрийской, к епископам Египта и Ливии отцы выражаются об Афанасии следующим образом 239 «Защитники гнусной ереси Ариевой пытались очернить неповинного брата нашего и соепископа Афанасия; для того прибегали они к насилио и мучительству, а в суждении, которое предполагали постановить, – нет ни мудрости, ни добросовестности, ни справедливости. Мы не доверяли ни басням, какие они выдумывали, ни слухам, какие распространяли, мы даже удостоверились, что они не могут доказать того, что утверждают. Хотя они были в городе Сардике, но отказались придти в собрание прочих святых епископов. Это доказало нам справедливость суждения брата нашего и соепископа Юлия, постановившего решение свое не легкомысленно, но после тщательного рассмотрения дела, так что не может более оставаться сомнений относительно общения, которое следует иметь с Афанасием, представившим за себя правдивое свидетельство шестидесяти епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Не можем не привесть следующего события, в свидетельство, какое мужество веры он вселял в сердца даже женщин. Император Валенс, проезжая чрез Едессу, захотел видеть церковь , в которой покоились мощи св. апостола Фомы; он был чрезвычайно раздражен, увидев множество православных, толпами посещавших этот храм с утра до ночи, но не хотевших, (несмотря на то, что все церкви были от них отняты), входить ни в какое общение с арианским епископом, назначенным императором вместо Варсиса. Валенс был так разгневан, что сам ударил в лице префекта Модеста, приказав ему собрать всю городскую стражу, и разогнать палками народ; если же он будет противиться, то бить его мечами до смерти. Преданный воле императора, но человеколюбивый от природы, Модест отложил исполнение до следующего утра, с вечера же тайно посетил всех православных, чтоб они бежали. Каково было его изумление, когда никто не только не думал удалиться, из города, но, напротив того, все, даже и не выходившие из домов, скопились к сборному месту, не исключая женщин с детьми. Одну из них он приказал привесть к себе. – Несчастная, – сказал он ей, – зачем ты не скрылась и куда бежишь, не заперев даже дома? – Спешу, – отвечала она, – присоединиться к другим. – Но разве тебе неизвестно повеление императора, избить вас всех? – Да, я потому-то и спешу не отстать от братий. – Зачем же несешь ты этого ребенка? – Чтоб и он удостоился со мною мученического венца. Услышав об этом, император несколько склонился на милость, но приказал собрать все духовенство верных и повелеть им немедленно войти в общение с арианами, или же тотчас отправить их в отдаленную ссылку. Св. Евлогий был во главе этого духовенства, а Протоген его наместником; понятно, что они не согласились, и на другой же день девяносто священников и клириков были высланы в Фракию. Народ толпами последовал за ними, так что вместо ожидаемого бесчестия, эта мера еще возвысила к ним уважение и привязанность; тогда их разлучили и по двое препровождали в Аравию, Фракию, Фиваиду и другие отдаленный места.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Исповедуем устами, написанное нашей рукой в сем объявлены, и признаем, что ересь Ария и виновники её заслуживают проклятия. «Я, Урзас, подписал настоящее объявление. Я, Валенс, подписал равным образом». Подчинение их было лицемерное; с таким же коварством писали они следующую общительную граммату святому Афанасию в Трир: «Господину и брату Афанасию, Урзас и Валенс. Пользуемся случаем, представляющимся через брата нашего и сотоварища по священству Моисея, послать к тебе, дражайший брат, из города Аквилеи, где ныне находимся, наш искреннейший привет и пожелания здравствовать. Много утешишь нас, если будешь отвечать. По посланию сему знай, что мы находимся с тобой в церковном общении. Дражайший брат, да сохранит тебя божественное милосердие». Святитель Александрийский не спешил возвратиться к Церкви своей. Констанций писал ему вторично, приглашая поспешить к нему. 249 Несколько же времени спустя, будучи в Едессе и встретив там многих пресвитеров Александрийских, в присутствии их, препоручил он диакону Ахиту доставить Афанасию третье письмо, еще настойчивее прежних. Лже-епископ Александрии Григорий тогда умер (349) и Констанций запретил назначать ему преемника. Он послал к Афанасию лиц, самых способных внушить ему доверие и пригласить возвратиться в свою Церковь . Афанасий, наконец решился отправиться. Из Трира поехал он в Рим, где Юлий и Церковь с радостью приняли его, как великого защитника православия. Юлий, при отправлении его на Восток, вручил ему следующее послание к Церкви его: «Пресвитерам, диаконам и народу Александрийскому. 250 Братия возлюбленные, приветствую вас, что собственными очами увидите плод веры своей, в лице брата нашего и соепископа Афанасия, которого Бог возвращает вам по чистоте жизни вашей и молитв; должно заметить, что вы не переставали возносить к Богу молитвы чистые, исполненные любви. Воспоминая обетования небесные и образ их выполнения, по учению, преподанному вам братом нашим, вы знали, и правая вера ваша внушила вам, что не отнять от вас навсегда того, который постоянно пребывал в сердцах ваших. Не нужно мне, следовательно, писать вам большого послания, потому что вера ваша вперед научила вас тому, что я мог бы сказать вам, а Бог, по благости Своей, исполнил общие желания наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, дальнейший путь святых мощей преподобного Сергия был определен. Промыслом Божиим рака с мощами из Троицкого собора Сергиевой лавры, проделав путь более 2000 километров, должна была прибыть в Троицкий собор г. Соликамска. В конце сентября 1941 года обледеневшая баржа 3805, преодолев еще 400 километров на север по Каме, достигла пункта назначения. Старинный г. Соликамск (Соль Камская), основанный b XV веке, был некогда богатым солепромышленным и торговым центром Прикамья. Расположенный в 100 километрах от г. Чердыни, древней столицы Перми Великой, он отличался великолепием архитектурного ансамбля XVII-XVIII веков, состоящего из десяти каменных приходских церквей, отдельно стоящей соборной колокольни на палатах, Троицкого монастыря и воеводского дома. К началу войны все храмы города были закрыты и отданы под учреждения различных ведомств. В церковно-исторической науке давно признан факт, что преподобный Сергий Радонежский был дружен с апостолом зырян святителем Стефаном Пермским. Два великих русских святых были частыми собеседниками, а епископ Стефан не раз бывал в основанной преподобным Сергием В 1941 году мощи основателя Лавры достигли пределов Перми Великой, просвещенной трудами преемников святого Стефана епископов Великопермских Питирима и Ионы. Теперь преподобный Сергий посетил места подвигов своего духовного друга и его последователей. В течение месяца, почти до замерзания реки, сотни ящиков музейного груза, содержавшие большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства, сгружались с баржи и перевозились по бездорожью за семь километров к месту хранения — в Троицкий собор. В Соликамске экспонаты Загорского музея-заповедника были размещены вместе с прибывшими этой же баржей ценностями других девяти эвакуированных музеев и выставок: Государственного музея Восточных культур, Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, музея-мастерской скульптора А.С. Голубкиной, Государственного литературного музея Наркомпроса и выставки произведений М.Ю. Лермонтова, собрания произведений дирекции выставок и панорам. Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского художественного музея, но они погибли

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

Итак, дальнейший путь святых мощей преподобного Сергия был определен. Промыслом Божиим рака с мощами из Троицкого собора Сергиевой лавры, проделав путь более 2000 километров, должна была прибыть в Троицкий собор г. Соликамска. В конце сентября 1941 года обледеневшая баржа 3805, преодолев еще 400 километров на север по Каме, достигла пункта назначения. Старинный г. Соликамск (Соль Камская), основанный в XV веке, был некогда богатым солепромышленным и торговым центром Прикамья. Расположенный в 100 километрах от г. Чердыни — древней столицы Перми Великой, он отличался великолепием архитектурного ансамбля XVII–XVIII веков, состоящего из десяти каменных приходских церквей, отдельно стоящей соборной колокольни на палатах, Троицкого монастыря и воеводского дома. К началу войны все храмы города были закрыты и отданы под учреждения различных ведомств. В церковно-исторической науке давно признан факт, что преподобный Сергий Радонежский был дружен с апостолом зырян святителем Стефаном Пермским. Два великих русских святых были частыми собеседниками, а епископ Стефан не раз бывал в основанной преподобным Сергием обители 28 . В 1941 году мощи основателя Лавры достигли пределов Перми Великой, просвещенной трудами преемников святого Стефана епископов Великопермских Питирима и Ионы. Теперь преподобный Сергий посетил места подвигов своего духовного друга и его последователей. В течение месяца, почти до замерзания реки, сотни ящиков музейного груза, содержавшие большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства, сгружались с баржи и перевозились по бездорожью за семь километров к месту хранения — в Троицкий собор. В Соликамске экспонаты Загорского музея-заповедника были размещены вместе с прибывшими этой же баржей ценностями других девяти эвакуированных музеев и выставок: Государственного музея Восточных культур, Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея, музея-мастерской скульптора А. С. Голубкиной, Государственного литературного музея Наркомпроса и выставки произведений М. Ю. Лермонтова, собрания произведений дирекции выставок и панорам. Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского художественного музея, но они погибли в пути 29 .

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

В зале 7-й Ни одна картина не приглянулась мне. В зале 8-й – Святые апостолы Петр и Павел кисти Гвидо Рени из школы болонской (†1642) – Павел обличает Петра. Лицо обвиняемого весьма выразительно. Он слушает Павла со вниманием суровым. Пальцы одной руки его растопырены в порыве недовольства (или раскаяния); живописец хорошо знал строение человеческого тела. В зале 9-й – Святое семейство. Богоматерь благообразна и миловидна. Тонкая улыбка Ее привлекательна. Праведный Иосиф подает Младенцу плоды. Вся эта картина очень хороша. А написал ее на полотне Симон Кантарини, прозываемый да Пезаро, из школы болонской (†1648). – Моисей, взятый из реки Нила и принесенный к дочери фараона. Тут несколько лиц. Между ними женские лица красивы и отличаются круглотой. Эта картина на полотне написана Вонифатием Венецианцем из школы венецианской (†1553). В зале 10-й – Святое семейство кисти Береттини, прозываемого да Кортина, из школы римской (†1669). Богоматерь с черными глазами и ресницами очень хороша. Праведный Иосиф держит рыбку в сетке, написанной мастерски. Вообще вся эта картина на полотне очаровательна. – Вознесение Божией Матери. Она сидит на облаке. Взор Ее устремлен на небо. Ручки распростерты в молитвенном положении. Картина прекрасная! Написал ее Карл Франсуа Нуволоне, прозываемый Панфило по имени отца его, ученик Малосса, из школы миланской (†1651). – Отъезд св.Павлы из Рима в Палестину. Много·лиц. Картина на полотне. Кисть мастерская. Живописец Иосиф Боттани из школы ломбардской (†1784). – Распятие. У креста Мария Магдалина, священник и монах. Картина на полотне отменно хороша. Написана в 1744г. Петром Сублеврас. Постановка Распятого естественна. Сокращенное лицо Его хорошо. В ногах два гвоздя. – Блаженный Иероним в пустыне слышит звук небесных труб. Картина на полотне написана в 1739г. тем же Сублеврасом. Иероним, встревоженный, перестал читать книгу, которой листы всклокочены, встал и вперил взор свой в небо так, что голова его отшатнулась назад. В небе видны ангелы. Поразительная картина!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ступеньки в прошлое В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства 27.01.2018 1200 Время на чтение 6 минут В феврале в Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается специальная выставка к 100-летию Александро-Невского братства. Мы побеседовали с Романом Сергеевичем Катаевым - магистром богословия, хранителем музея Древлехранилища Александро-Невской Лавры. Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалась коллекция музея, что связывает современныйлаврский музей с дореволюционным? Музей Александро-Невской Лавры со времени основания получил название «Древлехранилища». Название -это, пожалуй, единственное, что связывает современный лаврский музей с дореволюционным, существовавшим до 30-х годов 20 века. Его собрание было полностью утрачено, известны лишь несколько предметов, оставшихся в государственных музеях. Новая коллекция нашего музея начала собираться в послевоенные годы, когда Церкви был возвращен Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Начались богослужения и верующие стали приносить сохранившиеся дома богослужебные предметы. Так постепенно формировался лаврский музейный фонд. Недавно почившая Лидия Ивановна Соколова была первой заведующей и хранителем музея. Благодаря ей создавалась концепция музея, начала создаваться экспозиция. Лидия Ивановна много сделала, чтобы музей существовал. Она не успела доделать, что хотела, но ее преемники, в том числе и ваш покорный слуга, продолжили начатое ею дело. В 2010 году появилось благословение наместника на организацию музея, у него же хранились многие вещи, который он передал в фонд музея. В год 300-летия Александро-Невской Лавры в помещении музея прошла первая выставка. Она была посвящена кампании по изъятиям церковных ценностей и связанных с ней трагических событий для истории русской Православной Церкви начала 20 века. Зал музея находится на верхнем этаже так называемой «новой ризницы Александро-Невской Лавры», здание которой было построено по проекту Льва Шишко в начале 20 века. Кроме ризницы, располагавшейся на верхнем этаже, в нем находились библиотека и архив. Музей в лавре до революции располагался в одной из башен каре, он вырос из собрания предметов, хранившихся в ризнице, и в этом тоже прослеживается связь с современным музеем. В здании «новой ризницы» в советские годы располагался городской центр переливания крови, который не смог сохранить исторические интерьеры помещений, поэтому после возвращения здания Лавре в середине 2000-х годов пришлось провести их реконструкцию. В этом нам помогли фотографии, сделанные до революции знаменитым Карлом Буллой. Сохранился аутентичный пол из керамических плит, которые помнят шаги насельников Лавры 20 века.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010