Это сложное чувство сознания своих грехов и своего недостоинства перед Спасителем, упования на неизмеримое Его милосердие, самой трогательной любви к Нему как единому в мире Сладчайшему Существу и прославление Его совершенств составляют основной предмет и характер акафиста. Прославление в акафисте Сладчайшего Господа Иисуса или связано с воспоминанием о многих дивных обстоятельствах Его жизни, изложенных в Евангелии, каковы: исцеление глухонемого (ик. 1; ср. Мк.7:32–35 ), воскрешение сына вдовы наинской (конд. 2; ср. Лк.7:11–15 ), просьба апостола Филиппа к Иисусу Христу показать им Отца и ответ на нее Господа (ик. 2; ср. Ин.14:8–10 ), помощь утопающему апостолу Петру (конд. 4; ср. Мф.14:28–31 ), торжественный вход Господа в Иерусалим (ик. 5; ср. Мк.11:8–10 ) и др., или связано с изложением фактов догматического характера, касающихся нашего спасения, совершенного Иисусом Христом, каковы: облечение силой свыше святых апостолов (конд. 3), призвание мытарей и грешников к спасению (ик. 3), искупление боготочной кровью грешных людей (конд. 5), исполнение вещаний пророческих о Господе Иисусе (конд. 6), просвещение вселенной светом истины (ик. 6), безсеменное рождение от Девы (ик. 7) и т. д. Возбранному Воеводе Господу, Победителю ада, хочет восписать похвалы избавленный Им от вечной смерти Его создание и раб (конд. 1). Но одержимый недоумением пред величием задачи, он прежде всего просит Господа раскрыть ему ум и язык, как некогда был открыт слух и язык глухонемому. И тотчас затем прорываются потоком величания Сладчайшего Иисуса как выражение глубочайшей любви к Нему, преданности, надежды, веры: «Иисусе Пречудный, Пресладкий, Прелюбимый, Предивный, Премилостивый, Пресладостный, Пречестный». Пресладкий Иисус прославляется как удивление Ангелов, Избавление прародителей, Исполнение пророков, Укрепление царей, Крепость мучеников, Радость постников и девственников, Сладость пресвитеров, Спасение грешников. Ища уразуметь недоведомое, св. апостол Филипп просил Господа показать ученикам Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Да надо же прежде уладить упрёки с переездом: заодно там, в Таврическом, пошли на заседание их мерзкого ИК. Понимая, что сам будет всех там раздражать – смиренно сел у стеночки, суфлёром, а вместо себя выдвинул говорить: Зиновьева – и Зурабова. (Зурабов через Германию с нами не ехал, он только из Стокгольма, но очень зол на Милюкова за задержку паспорта в Копенгагене, и эта злость его весьма продуктивна. Наша уязвимость, что нам нигде не отказали в визе, а вот Зурабову отказали!) Сразу взяли атакующий тон: не оправдываться, но наседать на ИК, чтобы тот давил на Временное правительство пропускать и следующие эмигрантские группы через Германию! – и освободить нас всех от буржуазной клеветы! И, по сути, на ИК одержали победу: ИК не только не посмел осудить переезд ни единой фразой, но постановил: добиваться от Временного правительства пропуска всех эмигрантов, независимо от убеждений! И на Контактной комиссии с правительством они уклонились обсуждать переезд – победа! Теперь ИК взят в прикрытие, если не в союзники, они замазаны вместе с нами. (А больше и ноги Ленина там не будет, больше с ними делать нечего.) А взято на ИК – взято и в „Известиях”, согласились напечатать „Как мы доехали” – приняты в общесоветской прессе, ещё победа! Ещё раз козырь: план предложил – Мартов! Временное правительство не отвечало на наши телеграммы. (А если не дошли – так мы не виноваты.) Честный социалист-интернационалист Фриц Платтен взял дело в свои руки. Экстерриториальный вагон. (Русская буржуазная пресса для оскорбления стала называть его „пломбированным” – отлично, нам подходит, тем более, значит, не было сговора с немцами.) Протокол одобрения подписан социалистами французскими, швейцарскими, польским Вронским, теперь и шведскими. И сказали нам эти товарищи интернационалисты: „Если бы Карл Либкнехт был сейчас в России – Милюков охотно выпустил бы его в Германию! Так ваше дело – ехать в Россию и бороться там с германским и русским империализмами!” И мы думаем, что эти товарищи правы. И несколько отвлекающих шагов: а вот Чернов ехал через Англию – его сперва завернули. Виноваты вместе английское и Временное правительство, что мешают эмигрантам возвращаться, – союзники действуют по спискам старых охранников! Теперь мы требуем в обмен на нас освободить интернированных немцев. Ещё требуем: возмещения убытков нашего переезда, совершённого за наш счёт! Да вот и ещё: а почему никакие газеты левее „Речи” не проходят за границу?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Христианскому смирению обычно сопутствует кротость (см. Еф.4:1–2 ). По слову Господа, блаженны те, которые кротки (см. Мф.5:5 ). В акафистах эта высокая христианская черта нередко отмечается при прославлении святых. «Радуйся, смирением, кротостию и послушанием пленивших тя удививый» (ик. 2 акафиста Варсонофию Казанскому). «Радуйтеся, кротости, смирения и воздержания приснии рачители» (ик. 9 акафиста Антонию и Феодосию Печерским ) 328 . Христианская кротость есть не раздражающееся благодушие, есть не мыслящее зла простодушие. Кротость особенно выражается живо в терпеливом перенесении обид. Кроткий никого не обижает и сам не обижается, если обида касается только его лично. Но кротость не есть слабость характера, не есть робость, не есть отсутствие мужества с дерзновением свидетельствовать истину и стоять за нее, не есть пренебрежение законными правами, ибо кроткий при нарушении правды и торжестве зла может быть грозным. Кротость есть свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. Это свойство рождает мир в душе кроткого и вносит мир в среду людей, его окружающих, укрощая гневливость и свары. Воздержание и пост как отличительные черты святой жизни христианских подвижников прославляются почти в каждом акафисте. «Возсия паче солнца воздержание твое, всепреподобный» (ик. 6 первого акафиста Сергию Радонежскому). «Силу Христа Спасителя, влекущую к Нему, уразумев, святителю, ты душею и телом сему влечению последовал еси и, яко ангел на крылех поста и молитвы, к Нему воспарил еси» (конд. 3 акафиста Варсонофию Казанскому). «Радуйся, пастырю в строгом посте себе содержавый. Радуйся, плоть твою всецело духови поработивый; радуйся, со страстьми и похотьми ю распявый» (ик. 9 того же акафиста). «Радуйся, присно блюдый душу твою от скверн плоти и мира и козней диавола. Радуйся, опасность от них благовремение предвидевый; радуйся, постом плоть твою изнуривый. Радуйся, всецело духу твоему плоть поработивый; радуйся, со страстьми и похотьми плоть распявый» (ик. 3 акафиста Гурию Казанскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Солдатская комиссия теперь заявляет, что их мало (человек сорок), что они перегружены общероссийской работой, а чтобы им заменить гарнизонное бюро – надо провести по гарнизону дополнительные выборы, хотя бы по человеку от батальона, – и всех их тоже включить в Исполнительный Комитет. Хорошенькое дело, еле этих терпели, а теперь ещё добавлять шестнадцать? Но из двух зол придётся выбирать меньшее, иначе мы потеряем гарнизон. Постановили: добавить этих 16, но не новыми выборами от батальонов, ещё неизвестно, кто попадёт, а – делегатов от действующих батальонных комитетов, уже более притёртых. Тут ведь только что, от Совещания Советов, уже добавили тоже 16 новых членов, чтобы ИК стал считаться Всероссийским. (Он уже разрастался государством, к нему обращались и учреждения – правительственные и провинциальные, к его дверям шли и пёрли жалобщики всех видов, толпа посторонних, чиновники, офицеры, мужички с котомками, плачущие женщины.) Эти новоизбранные шестнадцать, правда, стесняются, считают себя временными, до съезда Советов, и сами заявляют, что не хотят включаться в органическую работу ИК. Это хорошо. Богданов придумал загнать их всех в иногородний отдел. (Самому развитому из них Гуревичу-Беру поручили организацию областных съездов советов, по несколько губерний в области.) А если дополнительные выборы по солдатской секции, то придётся провести дополнительные и по рабочей, ещё с десяток рабочих. (Но их можно разослать в командировки по заводам.) А после того что мы включили в ИК и всех членов с-д фракций четырёх Дум, и представителей районных советов, и ходит на заседания вся редакция „Известий”, и новоприехавшими усилены представительства каждой партии, и заменённые члены ИК тоже нередко приходят, – мы что-то разбухаем чуть не до 90 человек, наши заседания становятся тоже неуправляемые, и тоже не остаётся никакой дискретности, сказанное здесь конфиденциально – разносится далеко. Ход дел в Исполкоме всё больше зависел от Церетели, а замученный Чхеидзе и вечно весёлый Скобелев, хотя формально во главе ИК и всего Совета, всё меньше значили после включения приехавших лидеров – Гоца, Дана, Либера, а затем и Чернова. Приехавшие эмигранты и ссыльные неизбежно вытесняли здешних, петроградских. (Между тем Станкевич и Дан всё мотали Стеклова с реорганизацией „Известий”, а Гиммер увлечённо готовил при Горьком свою собственную газету, которая должна была затмить и все революционные и все вообще петроградские.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А обращение к царю с какой-либо просьбой, „припадаю к стопам”, издавна считалось не только среди революционеров, но и в обществе – самым последним наипозорнейшим делом, хуже подлога, воровства и совращения малолетних. Такое открытие – кончало всякую политическую карьеру, обычно после такого никто уже не поднимался. Теперь дошло до того, что 16 апреля на пленуме объединённого Совета Стеклову вообще не дали слова. Очень понимал Стеклов Ленина: что тошно видеть соглашателей ИК и с ними в одном зале заседать. А собой был недоволен очень-очень-очень. Сегодня же, 22-го, ИК собирал все батальонные комитеты, – у Стеклова промелькнуло: может, вот это и есть хорошее место взять в руки петроградский гарнизон? Такого собрания ещё ни разу с революции не собирали, импульсивно найденная форма организации, она может пригодиться. Отдельно повести гарнизон? Собрали их в Белом зале Таврического, набился полный зал. Привычный, неутомимо многословный Богданов всё подряд охотливо пересказывал: и первое ночное заседание ИК, и дневное, и потом ночное вместе с правительством, и потом опять дневное, и почему именно такие решения ИК были правильны, и вот острый момент миновал. (С места: „Надолго ли?” И верно.) Никто больше видный от ИК не догадался прийти, взял слово Стеклов и уж тут вволю поговорил. Что в основе ликвидированного кризиса лежали глубокие социальные причины, задеты классовые интересы. Это был конфликт революционной демократии с буржуазными классами. Крупная буржуазия, конечно, не может быть довольна ходом русской революции, а введение конституции в казармах отняло у неё надежду использовать армию против революционных выступлений. То – она травила рабочий класс, теперь нота Милюкова. Но вот революционная демократия принудила правительство к уступкам, и если дальше стоять на страже и осуществлять контроль… Всё – так, и никто не мешал Стеклову говорить, можно было и вдвое, – и вместе с тем – не бралось!… Возжи руководства – не брались в руки. Какой-то находки не было. Ораторы от батальонов вразнобой то хвалили Исполнительный Комитет за находчивость (которую он как раз и выронил), то просили предупредить такие конфликты в будущем – через создание коалиционного правительства, нет, чисто социалистического. А два представителя броневого дивизиона бестактно проговорились и выдали: в эти дни к ним обращались с требованиями дать броневики для ареста Временного правительства и для стрельбы на улицах! А кому подчиняться? – все приказывают, и со стороны. И бронедивизион – просит простить за кровь, пролитую на Невском.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Рассмотрев поступившие из 17 территориальных органов ФСИН России видеозаписи колокольного звона Организационный комитет конкурса определил победителей. По традиции, сложившейся при проведении Всероссийского конкурса православной живописи и иконописи осужденных «Не числом, а смиреньем», звание победителя конкурса присваивается православной общине исправительного учреждения, в которой состоит исполнитель, а сам исполнитель поощряется администрацией учреждения. По итогам первого конкурса колокольного звона I место присвоено православной общине ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области, II место — православной общине ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области и III место — православной общине ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области. Авторы будут удостоены грамот заместителя директора ФСИН России, курирующего направление воспитательной работы. Грамоты послужат основанием для поощрения осужденных в установленном законом порядке. Дополнительно присвоены звания Лауреатов конкурса I степени — православной общине ФКУ ИК-1 УФСИН России по Воронежской области, II степени — православной общине ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве, III степени — православной общине ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу. Грамоты победителей и дипломы лауреатов конкурса колокольного звона будут направлены в соответствующие территориальные органы ФСИН России, а победители и лауреаты конкурса будут поощрены администрацией учреждений в установленном законом порядке. Ежегодно, начиная с 2010 года, Синодальный отдел по тюремному служению совместно с Федеральной службой исполнения наказаний проводит творческий конкурс — Всероссийский смотр религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением», в рамках которого по четным годам организуется конкурс православной живописи осужденных «Явление», а по нечетным — конкурс православной иконописи осужденных «Канон». Как правило, тематика конкурсных работ совпадает с темой очередных Международных Рождественских образовательных чтений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6041607...

Для святых подвижников и угодников Божиих молитва была не временным делом, а составляла их непрерывную настроенность. Постоянное богомыслие и молитвенная настроенность занимали ум святых подвижников, их сердце и волю, сберегая их от греховных состояний. После молитвы самое естественное и нормальное душевное состояние спасающегося христианина есть смирение. В акафистах при характеристике чествуемых святых обычно отмечается эта христианская черта святых угодников. «Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго» (ик. 4 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]). «Радуйся, смирением высокая стяжавый» (ик. 1 акафиста Леонтию Ростовскому). «Радуйся, помыслы гордости и превозношения поправый; радуйся, святое смирение Христово себе усвоивый» (ик. 3 акафиста Арсению Тверскому). «Ты же настоятельский жезл прием, не превознеслся еси толикаго сана высотою, но сугубо во смирении преуспевал еси» (ик. 5 акафиста Кириллу Белоезерскому). «Хотящу преблаженнейшему Алексию, всероссийскому пастырю, от нынешняго века прелестнаго преставитися, призван был еси богоносе Сергие, да приимеши по нем сан святительства, обрученнаго тебе от него возложением креста архиерейска, златом и камением украшеннаго; но ты смиренномудрия любителю, не златоносца себе являя, и толикаго сана недостойна быти вменив, смиренномудренно при кресте иноческаго терпения твоего, судьбы Господни вожделенныя паче злата и камене честна хранити восхотел еси» (конд. 7 первого акафиста Сергию Радонежскому). «Подвигом иночества добре подвизаяся, не мнил еси тя доброе что сотворша, но мнил еси тя непотребна быти и, припадая стопам спостников твоих, слезно молил еси их умолити Пречистую Богородицу, да спасет тя от геены огненныя» (ик. 4 акафиста Ферапонту Можайскому) 327 . Христианское смирение не представляет собой абсолютной приниженности, не есть придавленность, а есть сознание христианином малых сил своих и недостоинства по отношению к такому мерилу, как безгрешный образ Господа Иисуса Христа (см. Мф.5:48 ; Еф.5:1 ; 1Пет.2:17 , 1Пет.2:22 ; 1Ин.2:6 ; 1Ин.3:3 ; Рим.8:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Даже только разобрать, разделить эти вопросы, установить для них порядок – уже не могло вместиться в один день, не то чтоб их решить. И может всего-то одни сутки и оставались у них до наката грозной карательной силы Иванова, эта нависающая угроза ужасно мешала деловому обсуждению. Но у членов ИК оставался – всего один единственный может быть час до открытия в соседней комнате 12 общего собрания Совета рабочих депутатов, куда должно было явиться сегодня гораздо больше людей, чем вчера: вчера приходили случайные, никем не избранные, а сегодня могли по заводам навыбирать и несколько сот человек – а в ту комнату помещается битком двести. И что ж теперь: через час прерывать заседание ИК – и всем толпиться на собрание того Совета, которого они и были ИК? Но это абсолютно бессмысленно! Совет сделал своё дело вчера, утвердив Исполнительный Комитет, а больше ничего путёвого он сделать не мог. – А как, товарищи, быть с солдатами? Солдат – что же, тоже включаем в Совет рабочих депутатов? – Ни в коем случае, товарищи! В пролетарский орган не должны войти мелкобуржуазные элементы! – А иначе, товарищи, мы рискуем изолироваться от масс. Ясно, что солдатских депутатов тоже выбирают по ротам, и ясно, что они уже прут в Таврический и будут переть и дальше. О, чёрт! На собрание Совета послать кого-то нескольких, и тем отмазаться. Да ясно кого: Чхеидзе. Он подходил для этого и как председатель Совета, а ещё и тем, что осоловел от происходящего, как будто крепко выпил, растеплился, расплылся, – и здесь, в ИК, совсем был не полезен для делового обсуждения. Но ещё же кого-то? Взгляды обращались друг на друга, кого бы послать, только не меня, мало приятная задача. Да собственно, члены ИК, только теперь впервые рассевшись вокруг стола председателя бюджетной думской комиссии, – только теперь впервые и осмотрелись, и то не до конца. Они хотели бы увидеть тут, помимо лично себя, более прославленных и несомненных лиц, – но вот во всём Петрограде более прославленных не наскреблось. Кого-то из них вчера, кажется, избрали голосованием в соседней комнате, кто-то был кооптирован как «авторитетные лица левого направления», кто-то, кажется, сел и сам, – во всяком случае они все теперь должны были считаться надёжными членами Исполнительного Комитета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Вермишель мелких вопросов – раздать по отделам, которых будет 11 или 13. Для решения же принципиальных вопросов – избрать небольшое новое бюро, желательно из одних партийных представителей, и только через него вопросы могут поступить на обсуждение полного состава ИК. Но ведь мы избирали бюро месяц назад, в середине марта. Да, но оно не работоспособно. И не включает активных новоприехавших товарищей. И тут стал проясняться замысел оппортунистов: не только отделаться от солдат, простых рабочих, от чужих, – но и от своих слишком задиристых утомительных левых, а чтобы там собрались сходные единомышленники. Левые, ведшие ИК в марте, а теперь его теряющие, – Суханов, Соколовский, Кротовский и все большевики, один за другим резко возражали: тогда составим бюро так, чтобы было пропорционально представлено и наше циммервальдское меньшинство! Но Церетели, со своей обычной смелой откровенностью, ответил, что меньшинство в бюро только мешало бы деловой работе: в ИК его постоянная оппозиция и принципиальные споры по каждому практическому вопросу ничего не меняют, а только парализуют работу. В бюро надо избрать таких, кто не будет словопреть: умели бы легко друг с другом сговориться и не жертвовали бы работой в пользу фракционных соображений. Завоюйте себе большинство в ИК – будет и бюро ваше. И – хуже: отклонили предложения Каменева, чтобы в бюро были представлены хоть по одному от каждой партии (тогда б и большевик – один). И ещё хуже: отклонили настояния большевиков разрешить членам ИК присутствовать на бюро без права голоса и с обязательством не предавать сведения гласности и не использовать их в своих партийных целях. Эта битва заняла три дня подряд, три заседания. Большевики (извечные демократы) потребовали, чтобы такое бюро было представлено на утверждение пленума Совета, – отказали им и в этом. По новому замыслу упразднялась и Контактная комиссия, а переговоры с правительством будет вести бюро. Тем самым из неё выбрасывался отчаянный и крайний Суханов, сперва не пожелавший войти в бюро в гордом одиночестве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Другая сложность, возникающая при обращении к словообразовательному критерию, заключается в том, что заимствованные слова нередко переоформляются и переосмысливаются морфологически. «Хрестоматийный» пример такого переосмысления представляет собой слово зонт. Старая форма заимствования – зондек (из голл. zondek «укрытие от солнца») была преобразована в зонтик и включена в словообразовательный ряд существительных с уменьшительным суффиксом –ик: зонт-ик, как мост-ик, дом-ик и т. п. Отсюда вторично было образовано слово зонт, которого, естественно, не было в языке-источнике. Еще более яркий пример (несколько иного типа) – это итал. диал. cortello »нож», заимствованное в русский язык в виде корт-ик (уменьшительный суффикс в этом случае был калькирован). 50 Несмотря на эти (а также и на другие) трудности, словообразовательный критерий очень часто позволяет правильно определить направление заимствования даже в тех случаях, когда оба языка, и язык-источник, и заимствующий язык, находятся в достаточно близком генетическом родстве, обладают сходными словообразовательными моделями. Например, в псковских говорах русского языка засвидетельствовано слово ариба (ориба) «пахота». В памятниках старопольской и старобелорусской письменности (XVI–XVII вв.) мы также встречаем: пол. oryba, блр. ориба. Можно ли говорить о заимствовании этого слова из литовского языка (лит. arýba »пахота»)? Казалось бы, и в русском языке есть глагол орать «пахать», а также производные с суффиксальным –б-. Но все дело здесь в том, что в исконно славянских словах мы нигде не находим отглагольных образований на –иба, а только на -ьба (борьба, ходьба, гульба, молотьба, а для глагола орать – орьба). В то же время модель árti »пахать» arýba «пахота» имеет весьма широкое распространение в литовском языке. Характерно, что в русских говорах на территории Литвы есть и другие – совершенно бесспорные – примеры заимствования литовских слов с тем же самым суффиксом: пайшиба (лит. paišýba) »рисование», вальдиба (лит. valdýba) " правление» и др. Следовательно, в случае со словом ариба его заимствованный характер подтверждается тщательным словообразовательным анализом 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010