Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I Старый [Старец; греч. Παρθνιος] († 8.09.1646), патриарх К-польский (1639-1644). Род. в г. Янина. В 1632 г. стал митрополитом Навпактским, однако вскоре переведен на Янинскую кафедру, которую занимал до 1633 г. Через 2 года после избрания П. на Патриаший престол к нему обратился господарь Молдавии Василе Лупу (1634-1653) с просьбой разрешить вопрос о соответствии правосл. учению «Исповедания веры», написанного патриархом Кириллом I Лукарисом († 1638) и считавшегося многими кальвинистским по содержанию. На К-польском Соборе, проходившем под председательством П. в мае 1642 г., ряд положений, содержавшихся в «Исповедании веры», были осуждены как еретические; среди них - учение Кирилла о Евхаристии , которую он мыслил как «простой образ» Тела и Крови Христовых. Под постановлениями Собора стоят подписи 45 епископов и др. клириков, в т. ч. свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского. Соборные деяния были доставлены в Яссы, где в сент.-окт. 1642 г. состоялся Собор, принявший с изменениями «Православное исповедание» свт. Петра, в к-ром, в частности, употреблялся термин «пресуществление». 11 марта 1643 г. в К-поле прошли заседания Собора под председательством П. и при участии др. восточных патриархов, на нем были одобрены решения Ясского Собора (подробнее см. в статьях Евхаристия , Катехизис , Константинопольские Соборы ). Кроме того, П. был вовлечен в конфликт между насельниками Екатерины Великомученицы монастыря на Синае и патриархом Александрийским Никифором Кларонцаном (1639-1645). Конфликт начался еще в первые годы XVII в., когда синайские монахи открыли в Каире свое подворье Джувания. Сюда прибывало большое число верующих, что приводило к уменьшению доходов Александрийских патриархов. В авг. 1643 г. П. подтвердил право монахов на совершение богослужений в храме подворья. В 1644 г. патриарх составил послание, адресованное франц. кор. Людовику XIV (1643-1715), к-рое затрагивало вопросы, связанные с предполагаемой унией Восточной и Западной Церквей. По всей видимости, переговоры по данному вопросу начались по инициативе Людовика XIII (1610-1643). В послании выражена благодарность королевской власти за эту инициативу, однако указано, что есть препятствие к осуществлению унии - позиция тур. властей. К посланию был приложен текст с осуждением Кирилла I Лукариса, одобренный на Ясском Соборе (издание и коммент.: Μανοσακας. 1993). Письмо было доставлено во Францию посланником П., иером. Афанасием, лишь через несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2579096.html

(В миру Панайотис Ламбардис; † 2.12.1660, о-в Кастелоризо), патриарх Иерусалимский (с 23 марта 1645). Уроженец сел. Димицаны в Пелопоннесе. Происходил из рода Ламбардисов-Каракаллов, представители к-рого с 1534 г. стояли во главе Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). П. был племянником Иерусалимского патриарха Феофана IV (1608-1644) и наряду с некоторыми своими родственниками входил в его ближайшее окружение. Возможно, родственником П. также был Севастийский митр. Иосиф, один из видных сподвижников патриарха Кирилла I Лукариса ( Ченцова. 2010. С. 112). В правление Феофана сложилась обширная сеть святогробских имений в Молдавском и Валашском княжествах и на груз. землях. Эти мон-ри и земельные угодья стали основным источником доходов ИПЦ; настоятели святогробских подворий в Дунайских княжествах образовали влиятельный центр силы внутри Патриархата. П. начал церковное служение как иеромонах и игумен одного из молдав. мон-рей Св. Гроба. В грамоте 1645 г., направленной в Москву, он упоминал, что был игуменом мон-ря Вознесения Господня (мон-рь Галата) под Яссами (см. описание мон-ря: Павел Алеппский. Путешествие. С. 57-58); по др. данным, П. стоял во главе ясского мон-ря Успения Пресв. Богородицы (сохр. его грамота 1639 г. с просьбой о милостыне для этой обители). Возможно, он одновременно возглавлял оба мон-ря. Молдавский господарь Лупу Василе (1634-1653) выступал покровителем патриархов и мон-рей правосл. Востока и стремился оказывать определяющее влияние на церковную политику греч. мира. Патриарх Феофан мн. годы пребывал в молдав. обителях Св. Гроба и поддерживал тесные дружеские связи с господарем. П., несомненно, был вовлечен во все эти церковно-политические отношения; есть свидетельство, согласно к-рому он мог быть духовником господаря Василе ( Ченцова. 2010. С. 112). В янв. 1636 г. П. приезжал с патриаршими грамотами в Москву вместе с греком Иваном Петровым, купцом и политическим агентом, гл. обр. в связи с необходимостью получить деньги, взятые в долг московскими послами в Стамбуле у греков. В посланиях патриарх Феофан просил о материальной поддержке ИПЦ, обремененной долгами из-за тяжелой борьбы с католиками и армянами за обладание св. местами Палестины. П. и Иван Петров вернулись довольно быстро (благодарственная грамота Феофана, находившегося в Молдавском княжестве, датирована 15 июня 1636), вслед за чем оба посланца отправились в Стамбул для закупки «узорочных товаров», заказанных в Москве. 3 нояб. П. был уже в Путивле, месяц спустя прибыл в Москву с др. племянником патриарха Феофана - Павлом, к-рый известен по документам Посольского приказа под русифицированной формой имени «Иванов (Игнатьев) сын Каракалов» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7145 г. Д. 5). П. доставил новые патриаршии грамоты и 11 янв. 1637 г. был отпущен с царскими дарами. В ходе этих поездок буд. патриарх составил четкое представление о ресурсах и военно-политическом потенциале Русского гос-ва, что во многом предопределило дальнейшую политическую ориентацию П.

http://pravenc.ru/text/2578659.html

(предположительно она была привезена в Москву самим Антиохийским патриархом). Отплыв из К-поля 29 нояб., М. был вынужден вернуться из-за штормовой погоды. На Рождество он совместно с К-польским патриархом провел богослужение в Фанаре. 2 янв. 1653 г. М. участвовал в Синоде К-польской Церкви, отлучившем бывш. патриарха Кирилла III Спана. Приблизительно тогда же М. в числе других иерархов скрепил подписью «Исповедание веры» Киевского митр. Петра (Могилы) , признанное на Востоке общим изложением православного вероучения ( Tchentsova. 2013. P. 316). В янв. 1653 г. М. и его спутники снова отправились к устью Дуная по морю, но из-за постоянных штормов высадились в Кюстендже, продолжили путь по Добрудже и, переправившись через Дунай, прибыли в Яссы. Патриарх был с почетом принят молдав. господарем Василе. 15 марта 1653 г. М. отправил в Москву и Путивль грамоты, извещавшие, что он задержится в Яссах до Пасхи, а потом продолжит путь в Россию. Однако все расчеты на молдав. милостыню пришлось оставить, когда в апр. 1653 г. Василе Лупу был свергнут с престола в результате заговора бояр. Господарь призвал на помощь союзников-запорожцев. Страна стала ареной опустошительной войны, Яссы переходили из рук в руки, и положение Антиохийского патриарха, укрывавшегося в одном из мон-рей города, было крайне опасным. Василе потерпел поражение. М. со спутниками с трудом сумел в нояб. перебраться в Валахию ко двору господаря Матея Басараба . Заметны тесные связи М. в период его пребывания в Дунайских княжествах с Иерусалимским патриархом Паисием (1645-1660), одним из самых влиятельных церковных деятелей правосл. Востока того времени. Антиохийский патриарх жил в мон-рях, которые были святогробскими метохами, а его грамоты составляли писцы из окружения Паисия ( Tchentsova. 2012. P. 72-75). Несбывшиеся надежды на молдавскую милостыню побудили М. к активному поиску новых покровителей. Ко времени пребывания в Валахии относится его грамота от 19 нояб. 1653 г. к франц. кор. Людовику XIV , где патриарх просил адресата о заступничестве за османских христиан перед султаном ( Rassi.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

А в 1993 году было начато строительство летней церкви, посвященной Святому Пророку Илия. Летняя церковь будет состоять из двух уровней, каждый уровень по три алтаря. Адрес: Республика Молдова, Дрокиевский район, с. Никорены (Satul Nicoreni, raionul Drochia, Republica Moldova) Подробнее... Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Рэчула) [ править править код ] Монастырь Рэчула построен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он расположен в деревне Рэчула в регионе Кэлэраш, недалеко от монастырей Хыржаука и Хырбовэц. Он был основан в 18 веке братьями Андреем и Иоаном Рошка, в имении Лупу Стратан. Большая церковь, построенная около 1800 года, посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Она был перестроена из камня в 1845 году, а затем снова в 1907-1910 гг. Меньшая зимняя церковь была построена в 1822 году и реконструирована в 1855-1860. Она посвящена Св. Николаю. В 1811 году монахи покинули монастырь. Он был преобразован в женский монастырь. В 1938 году монастырь был назван " Монастырь Олтя Доамна " в честь матери Штефана чел Маре. Адрес: Республика Молдова, Каларашский район, село Рэчула Телефон: (+373 244) 64-256 Подробнее... Троицкий женский монастырь (Рудь) [ править править код ] Монастырь расположен в долине реки Булбоака, правого притока Днестра, на террасе ущелья, называемого " Эоловой арфой. " Рудянский монастырь был основан в XVIII веке как мужской. Главная церковь во имя Пресвятой Троицы была заложена в 1777 году, на землях местных помещиков братьев Андроника и Феодора Рудь на деньги подольского купца Дончула. Монастырь был достроен в 1828 году. Обитель создавали по благословлению епископа Хушского Иннокентия. Близ монастыря нашёлся источник, который прославился чудотворым. По бытующим преданьям, однажды умывшись водой из него прозрел слепой, а в другой раз Молдавский господарь Гика-Водэ излечился от тяжелой болезни приняв несколько ванн в этой воде. Существует версия, что монастырь было решено построить здесь именно из-за близости целительного источника.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

Изначально здесь был построен храм в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, несколько келий и школа, в которой в 1998 году открылась Духовная женская семинария. Храм Покрова Пресвятой Богородицы слишком мал для большого количества христиан, которые приходят сюда молиться. Несколько лет назад был заложен фундамент собора с двумя престолами: один во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии (летняя церковь) и второй в честь святого апостола Андрея Первозванного (зимний храм). Адрес: Республики Молдова, Каушанский район, у села Хаджимус Проезд: В одном из живописных мест молдавских Кодр, примерно в 100 км на юг от города Кишинёв Подробнее... Свято-Успенский мужской монастырь (Цыганешты) [ править править код ] Цыганештский монастырь был основан в 1725 году боярином Лупу Денку и крестьянами из комуны Кобалка (ныне Кодрянка), которые построили деревянную церковь, чтобы укрывать в ней христиан из близ лежащих сел от набегов татар. В настоящий момент на территории монастыря действуют три церкви. Третья церковь была возведена в 2009 году во имя чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный Источник», которая построена сверху над источником. Монастырь также имеет библиотеку, в которой представлены отдельные книги возрастом более 100 лет. Адрес: MD-3734, ком. Цыганешты, Страшенский район, Молдова Телефон: 0-237-93-588 ; GSM: 690-56-437; Электронная почта: manastireatiganesti@gmail.com Подробнее... Успенский мужской монастырь (Цыпово) [ править править код ] Монастырь был основан в VI веке на берегу реки Днестр, недалеко от поселка Цыпово. Согласно одной из легенд, здесь тайно венчался великий господарь Молдовы Штефан чел Маре со своей третьей женой Марией Войкицей. Ее призрак до сих пор бродит среди пещер монастыря и даже может указать на спрятанные сокровища, если не побояться последовать за ним в полнолуние. Существует также еще одна древняя легенда о том, что среди здешних утесов разбился мифологический поэт Орфей, не выдержавший разлуки со своей возлюбленной Эвридикой, которого похоронили в одной из ниш монастыря. Останки Орфея покоятся за каменной кладкой, надежно запертой скрижалью с семью отверстиями.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

Оргеев. Церковь Димитрия Солунского. Biserica Ortodox Moldoveneasc " Sfântul Dumitru " Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1631 и 1636. Адрес: Республика Молдова, Оргеевский район, г. Оргеев, ул. Кишинёвская Strada Chiinului, Orhei, raionul Orhei, Moldova Координаты: 47.370961, 28.818703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Орхей (Оргеев) - это давно уже не город, а местность вдоль реки Реут. Дмиитриевская церковь - уже за Реутом и считается главной достопримечательностью городка. Собор Св. Димитрия основан господарем Василием Лупу, построен до 1638-1639 годов на возвышенности в юго-восточной части страны. Церковь состоит из трех частей, над каждой из которых возвышается сферический купол. Башня-колокольня возводилась одновременно со зданием. Ее внутренние помещения обозреваемы снаружи за счет арок, опирающихся на столбы. Мемориальная табличка с элементами скульптуры, установленная над порталом, ведущим в пронаос, отражает эпизоды жизни основателей храма. В церкви Св. Димитрия были проведены неавторизованные работы по замене старых деревянных оконных рам на металлопластиковые, в результате чего был сбита старая штукатурка на основе известнякового раствора, взамен был использован цементный раствор. Рядом с собором Св. Димитрия установлен памятник господарю Василию Лупу (скульптор Оскар Хан, 1932), с чьим именем связаны многие важные перемены в развитии города. Поначалу бронзовая статуя находилась в центре города, но в 1972 году ее перенесли к церкви. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34450

Mnstirea Xiropotamu i metocul su Mnstirea Plumbuita//Bucureti: Rev. 1935. N 1. P. 101; Nsturel. 1986. P. 172-173; Μαρινσκου. 1997. Σ. 11-13, 78-79. N 9; Moldoveanu. 2000). В 1647 г. в мон-ре Плумбуйта была устроена резиденция господаря Матея Басараба ( Bodogae. 1940. P. 138, 199-201; Stoicescu N. Repertoriul bibliografic al monumentelor feudale din Bucureti. Bucureti, 1961. P. 251-254; Nsturel. 1986. P. 172-173; Moisescu C. Arhitectura epocii lui Matei Basarab. Bucur., 2003. T. 2. P. 68-69). Тогда же, в 40-х гг. XVII в., артель греческих мастеров украсила церковь Плумбуйты фресками, сохранившимися до наст. времени ( Tchentsova V. Les documents grecs du XVIIe siècle: Pièces authentiques et pièces fausses. 3. Mélétios Syrigos, véritable auteur de la lettre adressée au patriarche de Moscou Nikon par les zôgraphoi Jean et George//OCP. 2007. Vol. 73. Fasc. 2. P. 311-345. О сохранившихся росписях: Popa C. Le monastère de Plumbuita. Bucur., 1968. P. 5-36. Ill. 13. P. 31. Pl. 25-28). Н. Йорга предполагал, что в Молдавии К. была подарена обитель Секу и датировал это событие 1599 г., однако в наст. время считается, что для этого утверждения недостаточно доказательств ( Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a Românilor. Bucur., 1995. Vol. 1. P. 293; Moldoveanu. 2002. P. 257). С 1604 г. К. владел в Молдавии дер. Колибани, а с 1641 г. вместе с др. афонскими мон-рями получил от молдавского господаря Василе Лупу в качестве подворья мон-рь Трех святителей в Яссах ( Bodogae. 1940. P. 199-201; Nsturel. 1986. P. 173-174; Moldoveanu. 2002. P. 257). По разным источникам (преимущественно по рассказам афонских монастырских посольств в Москву), число братии в К. составляло в кон. XV - нач. XVI в. 90 чел., в 1530-1531 гг.- 27, в 1561 г.- 50, в 1569 г.- 20, в 1582-1583 гг.- 70, в 1634-1635 гг.- 129, в 1677 г.- 300 чел. ( 2000. С. 99). Сведения об уплате податей османским властям за XVII в. отрывочны: в 1678 г. она составляла 56 грошей, в 1684 г.- 60 (Там же.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

или турецко-австр. войны, набеги татар - все это не позволяло знати, господарям или митрополии выделять значительные средства на основание и украшение монастырей и храмов, подобно тому как делали Василе Лупу или Константин Брынковяну. Начиная с 30-40-х гг. XVIII в. церковными ктиторами все чаще становятся купцы, ремесленники, мастеровые или кустари и даже крестьяне. Происходит рустицизация и рурализация как настенной живописи, так и иконописи, о чем свидетельствует простота и скромность убранства Каушанского храма, построенного на деньги значительного количества молдав. господарей и служившего одной из резиденций Проилавского митр. Даниила. В монументальной живописи Бессарабии XIX в. начинается переход от канонической иконографии к светской интерпретации евангельских и библейских сюжетов. К этому направлению принадлежат работы выпускника АХ И. И. Ковшарова для кафедрального собора в Кишинёве (1834-1836). Иконы, иконостас и росписи были выполнены художником по иконографической программе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) (не сохр.; см.: Силинь A. Материал для статистики церквей г. Кишинева//Кишиневские EB. 1869. 14. С. 382-386). В иных источниках упоминается имя др. выпускника АХ - Ф. Р. Райляна, который, очевидно, обновил позднее работу Ковшарова ( Pl m deal A. Artiti plastici din Basarabia//Viaa Basarabiei. 1933. N 11. Р. 50). К кон. XIX в. место иконописцев занимают светские художники, принесшие в церковное искусство академическую трактовку художественной формы. В нач. XX в. получает признание творчество П. А. Шилинговского, П. А. Пискарёва, Г. Н. Филатова, В. А. Иванова. Появляются иконы-картины, мало связанные с предыдущей эпохой. Сохранились росписи ц. в честь Вознесения Господня в Гыржавском мужском монастыре, выполненные местными художниками В. А. Блиновым, М. Стояновым и столичным худож. Шилинговским (1901-1906) ( Popa T., Sandu a A. Despre ce vorbesc zidurile mnstirii Hîrjuca. Chiinu; Hîrjuca, 2007. P. 11). Самым заметным художником нач.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

А у нас что получается? У нас получается наоборот: любви-то нет, а самолюбия – сколько хочешь, и каждый хочет именно себе, ну и, к сожалению, за счет другого. Поэтому Господь говорит иудеям, обращаясь к нашему ветхому человеку: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей?» Господь дал нам заповедь, а почему мы не понимаем? Господь дает ответ: «Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вроде бы мы, с одной стороны, ученики Христовы, а с другой стороны, отец наш дьявол . Потому что мы все хотим свои желания исполнять, а желания наши, в силу того что мы люди грешные, часто исходят от дьявола. И происходит борьба внутри каждого человека между верой, между заповедями Христовыми и между ветхим человеком, который внутри нас. Поэтому получается, что мы отчасти Божии, а отчасти дьяволу принадлежим. И что в этой борьбе победит? Достоевский говорил, что в сердце человека борется Христос с сатаной. На чью сторону человек встанет, тот и победит. Христианская жизнь заключается именно в том, чтобы человек все время вставал на сторону Христа в своем сердце и с дьяволом боролся. А человек обычно часто уступает дьяволу, то есть творит то, что ему угодно, а не то, что Богу. И тогда, конечно, опять возвращается в свое ветхое, греховное состояние. Дьявол «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите мне. Кто из вас обличит Меня в неправде?» Ни один человек на земле за две тысячи лет не нашел ни одного слова неправды в словах Христа. А искали очень упорно, через лупу рассматривали, в чем бы найти какой изъян в Его учении, к чему бы только придраться. Никто ничего не смог, истина абсолютно безукоризненная. Все философские учения с годами разбивались в пух и прах более умными, более широко видящими философами, но против Христа сказать нечего, это истина абсолютная.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010