обителей, в которые устремляются все новые ревнители благочестия»... Заканчивалось путешествие по Молдове и блаженнейший Патриарх Иустин поблагодарил Его Святейшество за визит сюда. Путешествие это, продолжал Блаженнейший, запишется золотыми буквами в историю взаимоотношений наших Церквей. Это не туристическое путешествие. Мы вели беседы о защите мира и решили идти вместе, чтобы внести свой вклад в хорошие отношения наших Церквей... Мы поддерживаем свои народы, добро... Никогда человечество не переживало такого опасного кризиса, как сейчас. Насколько велика опасность, настолько и молитвы наши горячи. Будьте все борцами за мир – и мы победим. Человек с Богом имеет Божественную силу, а Бога никто не победит. Только мы должны чувствовать уверенность в своем деле. «Бог да благословит старанья всех для счастья человечества!». Отведав монастырской пищи, приготовленной с молитвой, и потому особенно вкусной, паломники направились в г. Яссы. Вечером подъехали в Яссах к освещенному со стороны улицы прожекторами Трехсвятительскому храму, где гостей встретил протопресвитер Скарлат Порческу. Храм построен в 1639 г. Василием Лупу. Построен он в стиле молдавских храмов (высокий барабан, шатровый купол), но имеет и особенности: резьбу по камню на всех внешних стенах. Вначале она была позолочена. Сейчас позолота осталась только возле окон. Резьба выполнена настолько искусно, что создается впечатление легкости, ажурности. По замыслу Лупу храм этот должен был стать мавзолеем. И действительно, внутри в нишах стены слева и справа находятся могилы: самого В. Лупу (†1661), другого господаря Молдовы (с 1710), ученого деятеля, а затем находившегося на службе в России – советника Петра I (с 1711) Димитрия Кантемира (1673–1723), князя Румынии Александра Кузы (1820–1873). Храм этот важен не только как архитектурное строение, но памятен в истории православия. В. Лупу и митрополит Варлаам перевезли сюда из Константинополя мощи св. мученицы Параскевы, жившей в XI в. и пострадавшей в районе Мраморного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С целью придать «Православному исповеданию» офиц. статус оно было рассмотрено на поместном Ясском Соборе 1642 г., который был созван по инициативе митр. Петра господарем Молдо-Валахии Василием Лупу. Работа Ясского Собора началась еще в дек. 1641 г. Лупу обратился к К-польскому патриарху Парфению I Старцу с вопросом о соответствии Православию «Исповедания» Кирилла Лукариса. В связи с этим в мае 1642 г. патриарх Парфений созвал Собор, деяния к-рого содержат 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев «Исповедание» Кирилла Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое правосл. вере и предал анафеме всех, кто почитают его за истинное и благочестивое. Деяния К-польского Собора 1642 г. были доставлены в Яссы 2 патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом, вероятным автором постановлений Соборов 1638 и 1642 гг., и митр. Никейским Порфирием. На Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдо-Валахии и 3 представителя К-польского патриарха от Киевской митрополии. Силами Мелетия Сирига в «Православное исповедание» были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католич. влияния, противоречащих учению Церкви, и сделан его перевод на новогреч. язык. Собор принял исправленную версию и направил на утверждение вост. патриархам, к-рое состоялось 11 марта 1643 г. на К-польском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали также патриархи Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви (подробно о К-польском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании» см.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; Malvy, Viller. 1927; Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 655-672). Лат. оригинал «Православного исповедания» был утерян, и поэтому невозможно точно определить все изменения и дополнения, внесенные Мелетием Сиригом. Однако, по всей видимости, правка коснулась обсуждавшихся на Киевском Соборе вопросов. Напр., одним из изменений было удаление утверждения, что священнику необходимо иметь намерение о пресуществлении Св. Даров во время произнесения установительных слов, а не эпиклезы, в той части, где говорится о 4 необходимых условиях для совершения таинства (Вопросоответ 107). Учение о пресуществлении установительными словами, как и признание чистилища, было в то время общепринятым у мн. правосл. румын и малороссов. По сообщению очевидца Скогарди, личного врача господаря Василия Лупу, во время обсуждения «Православного исповедания» на Ясском Соборе румыны согласились внести соответствующее исправление Мелетия Сирига лишь с целью получения утверждения «Православного исповедания» у К-польского патриарха ( Malvy, Viller. 1927. P. L).

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Увидит он и чудеса. Я думаю, что каждый верующий в тот или иной момент своей жизни был свидетелем чудес. Чудеса общественные, тем более государственные или национальные сейчас очень редки. Чудеса же частные, явные людям с чутким сердцем, случаются постоянно. Думаю, это потому, что частная душевная жизнь отдельных верующих людей меньше развращена, чем жизнь общественная. Да, конечно, все мы духовно ослабели, как будто не стало богатырей духа, но коренная испорченность меньше наблюдается в отдельных душах, чем в обществе или государстве. И еще потому, что чудесные явления, явные только частным лицам, менее доступны профанации, ныне неизбежно сопутствующей каждому общественному явлению. Я помню пошлую свистопляску, которую подняла мировая пресса в годы перед последней войной, когда в Румынии Господь явился простому благочестивому пастуху, Петру Лупу, и послал его проповедовать покаяние, предупреждая, что если румынский народ не покается, его ожидают страшные бедствия. Господь дал при этом Петру Лупу силу творить чудеса: исцелять больных и предвидеть будущее. Корреспонденты со всего мира набросились на этого бедного пастуха. Из Америки приехали кинорепортеры. Какая-то американская кинозвезда снялась с Петром Лупу в купальном костюме под аншлагом: «С человеком, только что видевшим Господа Бога.» Такой безудержный разлив пошлости – мерзость в очах Божиих, и Бог не может являть чудеса обществу, культивирующему такую пошлость. Вторую добавку хочу сделать к предыдущему письму об Эдиповом комплексе. С ним Фрейд связывает свои по большей части кощунственные толкования религии. Вернее, он связывает религию с преодолением Эдипова комплекса. Его толкование может быть соблазнительным, потому что во всех монотеистических религиях, и в христианстве особенно, представление о Боге, как об Отце Небесном, очень важно. Но, конечно, это не потому, как уверяет Фрейд (в Х гл. статьи «Массовая психология и анализ человеческого «Я»), что человек сам сделал себе бога из своего предка, а потому, что Господь, любя Свое создание – человека, принял на Себя отцовство или, вернее, Свое отношение к людям уподобил отношению отца (и матери) к своим детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

ч. ясские мон-ри Трех святителей и Голия . Одновременно он оказывал финансовую поддержку К-польской, Александрийской и Антиохийской Церквам (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 176-177). В 1641 г. по инициативе Лупу в Яссах был созван Собор, на к-ром было принято «Православное вероисповедание» - догматическое произведение Киевского митр. Петра (Могилы) из рода Мовилэ. В ответ на кальвинист. и католич. пропаганду был напечатан декрет Собора. В 1645 г. был издан «Ответ на кальвинистский катехизис» ( Rezachevici. 1996. P. 78). При поддержке митр. Петра и мастеров-типографов из Киева в 1642 г. в М. к. было начато книгопечатание. При мон-ре Трех святителей в 1643 г. были изданы на румынском языке соч. «Казания» митр. Молдавского Варлаама (Моцока) (Cartea româneasc de învtur - Румынская книга поучений) и др. книги религ. характера. В 1646 г. при покровительстве Лупу была выпущена «Румынская книга наставлений от царских правил и других судебников» (Carte româneasc de învtur de la pravilele împrteti i de la alte giudeae, или «Правила», «Уложение» - кодекс законов, составленных великим логофетом Евстафием и переведенных с греч. языка). Эти книги положили начало офиц. введению румын. языка в гос. учреждениях и Церкви М. к. (окончательно румын. язык был введен в церковное богослужение М. к. в XVIII в.). Также при поддержке митрополитов Варлаама и Петра (Могилы), приславшего известных преподавателей, Лупу открыл в 1640 г. в Яссах Василианскую коллегию во главе с бывш. ректором Киево-Могилянской коллегии иером. Софронием Почаским (Un veac de aur în Moldova. 1996). Георге Штефан, вступив на престол, отправил в 1656 г. в Москву «Великое посольство» во главе с митр. Молдавским Гедеоном, к-рое обратилось к царю Алексею Михайловичу с просьбой о покровительстве России над М. к. Был составлен проект договора, который из-за осложнившейся международной обстановки не имел конкретных результатов (Relaiile externe. 2014. P. 454). Георге Штефан стремился заручиться благосклонностью Церкви, к-рую освободил от ряда податей, был ктитором мон-ря Кашин.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР КЛАРОНЦАН [Греч. Νικηφρος Κλαροντζνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV , который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей. В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис . Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом ( Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες . 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г. Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Встреча с исполняющим обязанности Президента Республики Молдова М.И. Лупу 9 октября 2011 года Вечером 9 октября 2011 года и.о. Президента и председатель Парламента Республики Молдова М.И. Лупу посетил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, пребывающего в Молдавии с пастырским визитом. Во встрече также приняли участие митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов . Приветствуя М.И. Лупу, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Я хотел бы выразить Вам свою благодарность за теплый прием, который Вы и государство Молдова оказали мне во время моего пастырского посещения Вашей страны. Это посещение не несет в себе никаких политических функций и не преследует целей каких бы то ни было политических консультаций — оно направлено на то, чтобы духовная жизнь людей, вне зависимости от политической конъюнктуры, складывалась таким образом, чтобы благочестивый православный народ Молдовы мог жить на основе тех духовных и нравственных принципов, которые с молоком матери впитывает каждое последующее поколение молдаван. Эти принципы и утверждаются Православной Церковью Молдовы, возглавляемой владыкой митрополитом Владимиром. В сложнейших условиях политического дисбаланса и разделений Молдова практически сохранила свою церковную целостность. Мы не будем говорить об обстоятельствах, которые мешают этой целостности, — это не вопрос отношений Церкви и государства, это вопрос отношений между двумя Патриархатами. Очень надеюсь, что по милости Божией, поскольку мы две братские Православные Церкви — Русская и Румынская, — мы найдем точки соприкосновения и попытаемся развязать все эти конфликтные ситуации. Это непросто, потому что мы, верующие люди, живем в конкретных политических контекстах, но, возвышаясь над этими контекстами, руководствуясь церковными канонами и нашей верностью церковной традиции, мы можем многое сделать.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В сент. 1649 г. архиеп. Иоасаф отправил Н. к К-польскому патриарху Парфению II , к-рого тот сумел склонить на свою сторону. Одновременно синаиты добились поддержки влиятельного молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), бывшего главным благотворителем и неформальным лидером правосл. сообщества Османской империи. В авг. 1650 г. посланник Иоасафа мон. Климент Критянин отбыл с очередными письмами к молдав. князю. В К-поле Н. присоединился к Клименту, вместе они приехали в Яссы и исходатайствовали у господаря Василе Лупу новые послания угрожающего содержания к К-польскому и Александрийскому патриархам (авг. 1651). Под давлением Н. К-польский патриарх Иоанникий II осенью 1651 г. издал разрешение проводить богослужения на синайском подворье в Каире. Предположительно после этого Н. ездил в Синоп для сбора милостыни, а оттуда вернулся в мон-рь св. Екатерины. В соч. «Краткое изложение священной и светской истории», составленном в 50-х гг. XVII в. и в значительной степени посвященном Синайскому мон-рю, Н. отстаивал древние права обители, в т. ч. на основании опубликованной им новеллы имп. Юстиниана I, которая вскоре была признана подложной, но продолжала использоваться синаитами в борьбе за привилегированный статус их мон-ря. Весной 1653 г. господарь Василе Лупу был свергнут в результате заговора бояр. В июне того же года в противоборстве Александрийского патриарха и синаитов наступил перелом. Патриарх Иоанникий сумел привлечь на свою сторону мусульм. власти, к-рые обратили подворье синаитов в мечеть (патриарх отрицал свою причастность к этому действию). 6 нояб. 1653 г. патриарх Иоанникий, находясь в Пелусии (Эль-Фараме), в очередной раз отлучил Н. от Церкви, как было объявлено, за его планы отнять престол у патриарха, используя свои связи в фанариотских кругах. В 1654-1655 гг. произошло примирение архиеп. Иоасафа и патриарха Иоанникия при содействии К-польского патриарха Паисия I . Впосл. Н. некоторое время состоял советником Александрийского патриарха Паисия . После смерти в мае 1660 г.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

С 8 по 10 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в пределах Православной Церкви Молдовы. В состав официальной делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В аэропорту Кишинева Святейшего Владыку встречали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, исполняющий обязанности Президента и председатель Парламента Республики Молдова М.И. Лупу, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Молдова В.И. Кузьмин, духовенство Православной Церкви Молдовы. По прибытии в Кишинев Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву у Гербовецкой иконы Божией Матери в кафедральном соборе в честь Рождества Христова. 9 октября Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии на площади Большого национального собрания — центральной площади Кишинева. По окончании богослужения Его Святейшество возложил венок к Мемориалу воинской славы «Этернитате», расположенному рядом с кладбищем воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны в боях за освобождение Молдавии, и обратился со словом к ветеранам и воинам, собравшимся у памятника. Во Дворце Республики в Кишиневе исполняющий обязанности Президента и председатель Парламента Республики Молдова М.И. Лупу вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшую награду Молдовы — орден Республики. Прошли встречи Предстоятеля Русской Церкви с исполняющим обязанности Президента Республики Молдова М.И. Лупу и Премьер-министром В.В. Филатом. Также Его Святейшество возложил цветы к памятнику святому Стефану III Великому в Кишиневе. 10 октября Святейший Патриарх Кирилл посетил Институт онкологии Молдовы и совершил чин малого освящения воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского Курковского мужского монастыря. В обители состоялась беседа Святейшего Владыки с главой Партии коммунистов Молдовы В.Н. Ворониным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1909398...

Покров Симеона Мовилэ, сохраняя те же торжественные черты, следует более традиц. образцам. В целом шитье этого периода, несмотря на обильную орнаментализацию, сохраняет основные черты, позволяющие характеризовать его как лицевое. Фигуративное начало еще остается преобладающим по отношению к декоративному. Однако со 2-го десятилетия XVII в. размеры каймы увеличиваются за счет средника, иконографические сюжеты утопают в орнаментальном изобилии (см., напр., предметы лицевого шитья, вложенные митр. Молдавским Анастасием (Кримкой) в основанный им мон-рь Драгомирна, а также - заказанные господарем Мироном Барновским). Эта тенденция усиливается в правление Василе Лупу (1634-1653). В то же время особо торжественный декоративный эффект достигается за счет увеличения размеров декоративных элементов и открывает фон. Вместо шелковых, сатиновых, конопляных тканей используется в основном бархат красно-бордовых оттенков. Надгробные покровы теряют всякую связь с традицией и превращаются в светские портреты. Таковы, напр., покровы Тудоски, 1-й супруги Василе Лупу, и их сына Иоана (ок. 1639-1640); в обоих случаях портреты выполнены на красном бархате, декоративные элементы полностью исключены. Со 2-й пол. XVII в. и впоследствии в церковном шитье преобладает орнаментальное начало, с довольно редкими вкраплениями иконографических сюжетов, обычно малых размеров и теряющихся среди декоративных элементов. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Millet G., Ylouse H., de. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939-1947. 2 vol.; Cultura bizantin în România: Expozitie/Ed. I. Barnea et al. Bucur., 1971; Musicescu A. M. Broderia veche româneasc. Bucur., 1985; Paradais C. Comori ale spiritualitii românesti la Putna. Iai, 1988; L z rescu A. Broderia//Arta din Moldova de la tefan cel Mare la Movileti. Bucur., 1999. P. 136-174; Catalogul expoziiei: Muzeul Naional de arheologie i istorie a Moldovei: Chiinu, 27-10 septembrie 2011. Bucur., 2011. Э. Драгнев Рубрики: Ключевые слова: БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг

http://pravenc.ru/text/2564044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010