К этим же антикизирующим образцам восходит и миниатюра из Симоновского Евангелия (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об., 1270 г.), где апостол стоит в 3/4-ном повороте; позднее подобная поза у апостола встречается на фресках - в минейных циклах (в нартексах кафоликонов монастыря Дечаны, 1335-1350; монастыря Козия, ок. 1386-1390), в росписях боковых апсид-певниц, напр. в ц.-триконхе во имя ап. Андрея на р. Треска (1388-1389, мастер митр. Иоанн II Зограф). Античные образцы и мотивы, восходящие к образам размышляющих или пишущих философов, долго использовались в визант. иллюминации. Пишущего М. окружают разнообразные канцелярские предметы на миниатюре ноябрьского Минология (Sinait. gr. 500. Fol. 302r, XI в.); апостол выдвигает дополнительный свиток из стоящего перед ним шкафчика (Ath. Dionys. 12. Fol. 7v, vol. 1, XIII в.), очиняет перо (Ath. Laur. A 113. Fol. 38v, нач. XIV в.; Ath. Dionys. 33. Fol. 22v, 2-я пол. XIV в.), окунает перо в чернильницу (Ath. Pantel. 2. Fol. 55v, XII в.; Ath. Dionys. 38. Fol. 21v, 2-я четв. XII в.), размышляет над лежащим на коленях кодексом (Ath. Dionys. 80. Fol. 27v, ок. 1321 г.), придерживает страницу кодекса, лежащего перед ним на пюпитре (Aht. Cutl. 60. Fol. 56v, XI в.). Он резко склоняется над столом, или тянется к странице (Четвероевангелие Иоанна II Комнина - Vat. Urbin. gr. 2. Fol. 21r, 1122 г.; Четвероевангелие - Lond. Brit. Lib. Burney 19. Fol. 1v, 2-я пол. X-XII вв.); задумывается и касается рукой щеки или губ (Ath. Dionys. 38. Fol. 21v; Lond. Brit. Lib. Add. 21260, XIII в.). Изредка он сидит в таком же кресле, как у ап. Иоанна Богослова (Ath. Dionys. 588. Fol. 14v, нач. XI в.; ярославское Спасское Евангелие - ЯИАМЗ. 15690. Л. 37 об., 1-я пол. XIII в.); вместе с ап. Иоанном Богословом занят написанием текста (Ath. Protat. 11. Fol. 1v, XII в.). Портрет святого как писателя может восходить к изводу учительствующего Христа; так, М. сидит на престоле, указывая перстом на строки в книге, лежащей у него на коленях (Ath. Dionys. 23. Fol. 6r, XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Примечания к главе I Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Это положение бесспорное. См. Уставы св. Владимира и Ярослава. Доп. к А. Н. T. I. 1. Ист. Росс. Госуд. Карамзина. Т. пр. 108. Описание Киев Соф. Соб. стр. 235—244, изд. 1825. Обозрение Кормчей книги Розенкампфа изд. 1-е стр. 51. «О Значении Кормчей книги». Калачева. M 1852. Novell. 123. С. 8, 21, 22. Basilic. III. I. c. 14, 17, 40—42. IV Всел Соб. прав. 9. Kapo. Соб. 15, 117. См. Западно-русскую редакцию Устава Ярослава. См. Правила Собора владимирского на Клязьме в 1274 г. I ч. «Русск. Достопамятпости к Опис. Киево-Соф. Соб. преосв. Евгения, изд. 25 г. стр. 250. Полное Собр. Русск. Лет, Т. I, стр. 192, под 1229 г. У епископа ростовского Кирилла было отнято все его богатство «некою тяжею, судившю Ярославу тако ту сущю ему на сопме». А. А. Э. I. 9. В уставной грамоте вел. кн. Василия Дмитриевича (1390—1402): «а будет кто ударит челом мне, Великому князю на митрополита наместника, или на десятильника, или на волостеля, и мне князю великому судити самому». В Лавр. л. т. I. стр. 56 говорится об Ярославе: «и ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от имения своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и при. ходити часто к церквам, и умножишася прозвитери (и) людие христианстии. Ср. стр. 66, 88, 85, 92, 126. II. 102, 106. 121. V. 8. Что действительно Христианская Вера произвела влияние на русскую гражданскую жизнь, сл. исследования Крылова «Об истор. знач. римского права в области юрид. наук» стр. 54 — 56, — Юридич, записки проф. Редкина т. II, стр. 322, и Калачева «О значении кормчей книги» и Розенкампфа «Обозрение кормчей». См., напр., грамоту Ростислава Смоленского в Д. к А. И. т. I 44. Мы разумеем здесь церковные уставы св. Владимира и Ярослава. — Известно, что в русской литературе долго длился и доселе еще не порешен окончательно спор, о подлинности их. Одни из исследователей (Карамзин в «Истории Росс. Гос.» т. I. стр. 288.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

К этой именно причине Вальсамон относил то, что вышеупомянутый синодальный том патриарха Алексея в его время (XII в.) оставался без действия 1388 . По Властарю мнение Златоуста об анафеме должно иметь больше силы, чем постановление четвертого вселенского и Гангрского соборов 1389 . Во второй половине XIV столетия тот же взгляд разделял патриарх Филофей. В своих замечаниях Арменопулу он вслед за Вальсамоном приводит слова Златоуста и повторяет самого Вальсамона 1390 . § 45. Определения Константинопольского патриаршего синода 1. Различные формы выражения синодальных определений. – Результатом соборного рассмотрения или исследования (διασκεψασϑαι) какого-нибудь вопроса (πϑεσις, πρλημα) всегда было, конечно, известное решение этого вопроса ( συνοδικ διγνωσις) 1391 , составлявшееся обыкновенно после предварительного общего обозрения оснований ( νασκοπ), приведенных в пользу этого решения при обсуждении дела. Решения эти, равно как и самые действия синода, им предшествовавшие, записывались для памяти в протокол, который имел вид непрерывно ведущегося журнала синодских заседаний, почему и носил название: πομνματα (памятей) 1392 и μερσιοι συνοδικα! παρασημεισεις (дневных синодальных актов, журнала) 1393 . Журналы эти составляли особую книгу или кодекс (κοδκιον τν συνοδικν παρασημεισεων) 1394 , хранившийся в хартофилакие у хартофилакса, который и извлекал из этого кодекса записанные в нем решения для выдачи в обращение 1395 или чрез текстуальную выпись 1396 , или излагая их в особой определенной форме 1397 . Формы, в которых издавались синодальные решения, были весьма различны, смотря по назначению, и носили следующие названия: τμος (том, соборное уложение 1398 , σημειωμα, σημεωσις 1399 , (decretum, subnotatio, определение, «соборное знамение» 1400 , πρξις акт) 1401 , ψφισμα, (постановление) «суд» 1402 , πφασις 1403 , (приговор), πμνημα (запись, «память») 1404 , γρμμα (грамота) 1405 , ποκρσεις (ответы) 1406 , λσεις (решение) 1407 , πιττκιον 1408 , σιγιλλιον 1409 (грамоты, выдаваемые на имя разных лиц), кроме того επιστολ (послание), соборное или патриаршее. Все эти постановления, если того требовала форма, публиковались от имени патриарха Константинопольского, и обыкновенно назывались его именем, напр., том патриарха Сисиния, определение патриарха Льва. Здесь мы представим перечень решений Константинопольского синода, как тех, которые до сих пор найдены и изданы, так и тех, который упоминаются в канонических памятниках, начиная от времени патриарха Николая Мистика и оканчивая падением империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1388 В областях Северо-Восточной Руси иконок с сюжетом «Гроб Господень» мало, но они есть (см. выше о находках в Москве и Плесе), а общее знакомство с романским искусством по мере развития исследований становится всё очевиднее, как в области архитектуры, так и в церковном прикладном искусстве. 1389 На это указывает особая популярность сюжета «Жены-мироносицы» на Руси: корпус византийских стеатитов включает считанное число «мирофор», причем составитель подчеркивает необычность их включения в византийские евангельские циклы. Иконография их явно следует древним образцам, в основном IX–XI вв., хотя сами иконы гораздо более поздние. (Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite. Wien, 1985. Bd. 1–2. 118, pl. 1186 кон. XIII в.; n. 157, pl. 72, рубеж XIV–XV вв.). Сюжет почти неизвестен и византийской сфрагистике; уникальный случай – ранневизантийский моливдовул VII века (Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1, part 3. 2964). 1390 Здесь не предпринимается никаких специальных усилий для перемены или проверки датировок. Необходимо отметить, что подавляющее большинство введенных в науку иконок не имеет археологически подтвержденных дат. Однако логично предположить существование ранних прототипов для того потока изделий, который заполняет примерно два – два с половиной столетия. Самые осторожные даты для первых иконок «Гроб Господень» сейчас не выходят из пределов XIII века, однако рост интереса к этому сюжету в Новгороде практически синхронен развитию его в Западной Европе: на конец XI в. приходится устанавливаемая дата постройки в Новгороде первого храма в честь Жен-мироносиц; на начало XII в. – путешествие в Святую землю игумена Даниила, привезшего в Новгород «оконечную доску»; первая половина – середина этого столетия – время наиболее активных паломничеств. На то же время (середина XII в.) в Европе пришлась вспышка «крестоносной» иконографии Гроба Господня и сюжета «Три Марии». Запаздывание новгородской иконографии требует объяснения и вызывает общие сомнения в правильности дат, тем более, что наши представления о датировке некоторых известных и, казалось, надежно привязанных памятников в последнее время явно меняются в сторону удревнения, причем памятники эти прямо связаны с темой «крестоносной иконографии» (напр., складень мастера Лукиана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый слав. перевод «Лествицы» скорее всего был выполнен в Болгарии в X в., выписки из этого перевода (из глав 1, 3, 7-11, 26 и 27) вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Один из древних славянских пергаменных кодексов «Лествицы» 1-й пол. XIV в. (Синод. б-ка. 141) содержит список этого перевода, к-рый, согласно характеристике А. В. Горского и К. И. Невоструева, «темен и маловразумителен, во многих местах и совсем неверен» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 203). Скорее всего в 1-й пол. XIV в. некий старец Иоанн в Лавре св. Афанасия (Афон) «преложи и изписа… из гръчьскых в блъгарскый наш язык» «Лествицу» И. Л. наряду с нек-рыми др. душеполезными книгами (запись в Октоихе XIV в., б-ка синайского монастыря вмц. Екатерины 19). Не позже кон. XIV в. был выполнен сербский перевод (см. в ст. Бранковичи ) Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Из слав. переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном в Студийском монастыре (РГБ. МДА. Фунд., 152) и в 1390 г. привезенный им на Русь. На Руси имели хождение разные списки «Лествицы», в т. ч. с толкованиями Михаила Пселла (РГБ. МДА. Фунд. 173, 3, XIV-XV вв.). В рукописном собрании Троице-Сергиевой лавры хранится 10 списков «Лествицы» XV-XVII вв. (РГБ. Троиц. 156, 157, 1412 г., 158, нач. XV в., 169, 1433 г., 170, 171, 1-й пол. XV в., 159, 1526 г., 160, 162, XVI в. и др.). В целом они строятся по одному плану: после Жития И. Л., написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после к-рого помещалось «известие о св. отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, нек-рые рукописи содержат разбивку на зачала (напр., Троиц. 162).

http://pravenc.ru/text/471351.html

История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66) История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66) Событие восстановления иконопочитания нашло отражение в отдельной композиции на иконах праздника Торжества Православия. Наиболее ранняя сохранившаяся икона датируется ок. 1400 г. (Британский музей, Лондон) - М. представлен в верхнем ряду, справа от престола, на котором лежит образ Божией Матери «Одигитрия», рядом с патриархом - игумен Студийского мон-ря, защитник иконопочитания прп. Феодор Студит. М. изображен в крещатом саккосе, левой рукой он прижимает к себе Евангелие, в правой держит крест; кресты также в руках у стоящих слева от престола св. имп. Феодоры и отрока имп. Михаила III. Основная схема иконы, зафиксированая в т. ч. в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, практически без изменений повторялась в поствизант. период. Напр., кисти иконописца Э. Дзанфурнариса принадлежат 2 иконы, посвященные празднику Торжества Православия кон. XVI - нач. XVII в. (Музей греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции; Музей Бенаки, Афины); сохранилась надпись с именем М. ( Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции. М.; Венеция, 2009. Кат. 58. С. 140-141). В минейных циклах образ М. помещен под 14 июня. Его изображение представлено в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 43v, 1322-1340 гг.) во 2-м клейме 4-частной листовой миниатюры: М. с короткими седыми волосами и короткой же округлой бородой напоминает ап. Петра, облачен в фелонь, с омофором, в покровенной левой руке держит Евангелие. В настенных минологиях в притворах ряда храмов образ М. сохранился: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- в рост, вместе со свт. Кириллом, еп. Гортины, и с прор. Елисеем, облачен в полиставрий (крещатую фелонь), обеими руками (левая скрыта под фелонью) держит Евангелие; седой, волосы вьющиеся, высокий лоб с проплешинами, борода клиновидная, длинная; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост, вместе с прор. Елисеем; в ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- погрудно.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

460 Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батьковщины, т.е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т.е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник. 461 Так по изданию Шафарика ст. 13–16, 36, 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменён. Грамота 1348 г. призренскому монастырю: «быть игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским), Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братии; если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь. Игумен не имеет права ни отдать (монастырское), ни сделать что либо подобное, без согласия эконома и экклесиарха. Хранитель хлеба и вина выдает, как установил святой король (Милютин) в Банске, для всех одинаково хлеб, в среду, пятницу и понедельник раз в день, вино по утру и вечером; в пост каждый день однажды, кроме субботы и воскресенья; трапеза – всегда». Гласник XV: 269, 306. 462 По изданию Шафарика ст. 18: «монахи, постригшиеся из подворьев монастырских, должны идти в другой монастырь. Иначе живя в монастыре не могут удержаться, чтобы не давать чего либо родственникам и знакомым. Выходит и великий соблазн для братии: созывают в монастырь гостей и пришельцев». 463 По изданию Шафарика в ст. 28 прибавлено: «кто ли их (нищих) не узьхранить от митрополито или от игумень, да отлучить се оть сана». 464 Церковными людьми в законнике называются а) люди духовного звания; б) арендаторы церковных земель и наёмные смотрители; в) поселенцы, работающие на церковных землях. Напр. ст. 48. «Если церковные люди, которые держат церковные сёла и церковные земли, прогонят посадников (поселенцев) церковных, то прогнавшие церковных людей связываются, земля отбирается у них, пока не наймут поселенцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

83 Никонов. летоп. т. стр. 116 и 196. Ист. Гос. Росс. Карамзина, т. V, примеч. 232. Св. Стефан участвовал в посвящении нового Епископа в Тверь, митрополичьего архидиакона, Арсения в 1391 г., вместе с упомянутыми греческими Митрополитами и Епископами: Михаилом Смоленским, Данилою Звенигородским и Иеремиею Рязанским (См. митр. Платона, Краткая Церковн. история. Изд. 2-е, 1823 г. Москва, прим. I, стр. 229 и след.). 84 В (6899) 1391 г. хан Тохтамыш посылал царевича Бекбута-Махмута ратью на Вятку, которую и взяли: «люди посече, а иные в полон поведе». («Зырянский край», Лыткин, стр. 71. Ссылка на П. С. Лет. т. V и VШ). 86 «Потщася шествовати о некых делесех священнотайных, и о церковнем управлении, и о законоправилех и о прочих вопросех потребных, яже суть на спасение человеком». (Епиф. 157 стр.). Прот. Евгений Попов говорит, что Митр. Киприан просил св. Стефана приехать для рассмотрения своих писательских трудов и для решения некоторых церковных вопросов, наприм. о чтении Евангелия в Великий Четверг, о пощении в день св. Иоанна Предтечи и др. («Житие», 86 стр.). 90 Св. Стефан был четыре раза в Москве: в 1379 г. для получения разрешения на дело проповеди, в 1383 г. для испрошения Епископа для Зырян, в 1390 г. ходатайствовать за Зырян перед Великим Князем и в 1396 г. для церковных дел. Таким образом, если принять обратные разъезды, св. Стефан восемь раз совершил дальнее путешествие из Зырянского края в Москву (всего около 12,000 верст, считая от Устьвыма до Вологды около 1,000 вер. (978) и 500 от Вологды до Москвы) при тогдашнем медленном и весьма трудном пути. 94 По летописям, в 1396 г., сказано о кончине св. Стефана: Апреля в 26 день преставися епископ Пермский Стефан, и положен бысть на Москве в монастыре Спаса за стеною... ему же на велицем сборе (соборе) по вся году возглашают вечную память»; а по сказанию Четьи-Минеи, под 26 числом Апреля: «и положиша в церкви каменной на левой стране». В Спасском монастыре (основ. в XIII в.) постригались и погребались Великие Князья и Княгини. Так, Иоанн Калита перед кончиною в 1341 г. принял здесь иноческий образ и схиму. Здешние Архимандриты бывали духовниками Великих Князей (напр. Митяй занимал должность печатника, равняющуюся с званиям Государственного Канцлера). «Ист. свид. о мон. и церкв.» Ратшина, стр. 326–27». Памятники Москов. Древн.» Снегирева, стр. 121–130. Если, так. об., Спасский монастырь служил усыпальницей для Великих Князей, то Зырянскому Первосвятителю была оказана особенная почесть Великим Князем, приказавшим поставить его гроб в этом именно монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В визант. настенных минологиях, где сохранился ноябрьский цикл, образы К. и Д. встречаются: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318) - погрудно; в ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (Косово и Метохия; 1338-1348) - в рост, средовеки, с короткими бородами, с коробочками в руках; в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония; ок. 1376-1381) - погрудно; в нартексе в Печской Патриархии (Косово и Метохия, XIV в.) - в рост; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391) - в рост; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория; 1717-1718) - в рост. К. и Д. Римские Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) (пам. 1 июля) изображались значительно реже, чем соименные им Асийские и Аравийские врачи-бессребреники. Причем в иконографии К. и Д., напр. в возрастной характеристике, не существует устойчивости, что могло быть результатом смешения с иконографией соименников: К. и Д. представляют юными или средовеками (по типу К. и Д., св. Асийских); редко встречаются изображения святых в тюрбанах (по типу К. и Д., св. Аравийских). Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. В греч. иконописном подлиннике (Ерминии) иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) указано, что К. и Д. «молоды, с остроконечными бородами» (Ерминия ДФ. С. 169). В рус. иконописных подлинниках XVIII в. К. уподобляется вмч. Димитрию Солунскому, Д.- вмч. Георгию. Оба молоды, держат в руках сосуды и кисти. Власы К. «кратки и просты», на нем риза «багор апостольская, испод лазорь», ноги босы. Д. «кудреват, риза багор с белилом… испод празелень, подольник вохра» или «риза празелеиная, испод багряная… подольник желтой», он подпоясан краем ризы и обут в сапоги ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 112; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 378). Руководство акад. Фартусова (1910) предписывает изображать святых молодыми, родными братьями, «типа римского». К.- «с малой бородой; в короткой тунике и плаще, в руках сткляница и стручец, т. е. остриженное перо». Д.- «с очень малою пробивающеюся бородкой; в короткой тунике и плаще, в руках ящик с лекарствами, в руке баночка и тряпочка с мазью или ложечка» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 331).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

«повда на нки ць ко нкто повда ми», 1390. II; 28 гл. 73., инихъ (νοχος, ), 205 гл. «минха имыи с собою», 1820. I; 204 гл. Монеты, меры веса. 74., фомера (φολερν), 78 гл. 75., кератъ (κερτιον, τ), 263 гл. «старець начерьташе единою чертою. рекше керать», – 194 II; 262 гл. 76., литръ (λτρα, ), 267 гл. «п литръ злата», 1960. I, 266 гл. 77., кентинарь (κεντηνριον, τ), 276 гл. «дасть епкупу злата три кентинар», 201, II; 275 гл. Морская терминология. 78., кольнъ (κλπος, ), 73 и 74 гл. —283— 79., навъклиръ (νακληρος, ), 98 гл. корабленаго», – 154о. II; 97 гл. «видв же его навклиръ», 158о. I; 100 гл. 80., скоупелъ (σκπελον, τ), 103 гл. «въ скпель», – 157о. II; 101 гл. К этой же категории непереведенных слове можно присоединить и следующие: 81., дмони (δημς, , «д. и войни», 94 гл., 47 л.) «войни игмонови (восхотша)», 1530. II; 93 гл. 82., о димотхъ (ρ τν δημοτν, «ко же о д.», 207 гл. 107 л.). 83., (въ) сукрит (ν τ σηκρτ, «вндше и въ с.», 274 гл., 1390.). 84., къ ольки (πρς τν λκν, «обрте къ о. же дасть имще иобила», – 150 л., 281 гл.) «и брте болши своего злата в не», – 2030. I; 280 гл. «поко взыскуемъ», 1870. I; 237 гл. 86., паналиискы (τς παραλας, «гради п. финнкн». 61 гл.) «палоша гради. – 149, II; 60 гл. 87., ипираи (τς περου, гора же межю и. и росо килики килнки», 102 гл.) «гора между селевкиею и нарицаема, ипира», 1570. II; 101 гл. 88., въ еории (ν τ ξορα, «умьре въ е.», 91 л., 169 гл.). «ега умре...въ 175, I; 168 гл. 89., пролимись (πρληψις, , «ъелоу п.», 227 гл.) «зьлоую волю», – 185, II, 226 гл. —284— 90., сфекла (σπκλον, τ, «нс оставн ни с.», 128о., 262 гл.) Итак, что же мы видим? – 1 ., Большую половину (54 из 90) перечисленных непереведенных греческих слов древнего текста Досифей оставил в неприкосновенном виде 2. 3 (=212 гл.). 5. 7. 9. 11. 14. 15. 16. 18 (=161 гл.). 19. 20. 26. 30. 31. 34. 35. 40. 41. 42. 44. 45. 46–59. 64. 66–70. 72–77. 79. 80. 86–88], даже с сохранением прежних описок 72. 86]; частичные видоизменения некоторых из них [так напр., «терми» (от θερμον, τ) перешло в «каннилиомъ» (от κανθλιον, τ), приняло неузнаваемый вид и и пр.] менее всего могли способствовать уяснению их смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010