Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ АРГИРОПУЛ [Мануил Аргир; греч. Μανουλ Αργυρπουλος, Αργυρς], маистор, визант. мелург (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). Самое раннее упоминание его имени содержится в Аколуфии 1390-1410 гг. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 124v: το Αργυροπολου). Мелург принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в К-поле, мн. его представители преуспели в науке (напр., гуманист Иоанн Аргиропул - см.: Iorga. 1989. Σ. 21) и в церковной музыке (напр., мелурги Георгий Аргиропул , Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул - см.: Jakovljevi. 1988. Σ. 45). Тождество М. А. и Мануила Аргира с о-ва Родос (см., напр.: Ath. Iver. 975. Fol. 101, сер. XV в.), по-видимому, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в Матиматарии 1458 г.: «Аргиропула с Родоса» (Ath. Iver. 1120. Fol. 196), впосл. воспроизводившимся в др. рукописях (напр.: БАН. РАИК. 42. Л. 32, сер. XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга в форме Αργυρς (Ath. Cutl. 456. Fol. 293v, 1443 г.; Ath. Pantel. 1271. Fol. 119, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v, 1724 г.; 319. Fol. 59-161, 1-я пол. XVIII в.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 146. P. 155-249, 1758 г.). В рукописи Athen. Bibl. Nat. 899 наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса (Fol. 46); в списке мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143) имена Аргира Родосского и М. А. приведены также отдельно. Тем не менее в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция 2 произведений в разных списках: кратима τοτοοοτο 4-го гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в др. кодексах того же времени помещена с именем М. А. (Sinait. gr. 1312. Fol. 137, XV в.), а «украшение» матимы прп. Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 нояб.) «Невещественное существо» (Τν υλον οσαν) 2-го гласа приписывается как М. А. (РНБ. Греч. 126. Л. 209 об.- 210 об., 2-я пол. XV в.), так и Мануилу Аргиру (Sinait. gr. 1251. Fol. 64v, XV в.; Ath. Cutl. 438. Fol. 67, XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2561902.html

Введение Солотчинский монастырь находится в Рязанской губернии верстах в 20 от города на берегу речки Солотчи близ Оки. Это старинный монастырь. По преданию и древним памятникам он существовал еще до 1390 года. Рязанский князь Олег Иванович принял его под свое непосредственное покровительство. Он заложил здесь две каменных церкви во имя Рождества и Покрова пресв. Богородицы, увеличил количество келий, вообще придал ему лучший, чем прежде, вид и обеспечил его материальное благосостояние жалованными на различные угодья и тарханными грамотами. Сам он часто проживал в этой обители со времени своего пострижения в иночество; поэтому, естественно, она процветала и число иноков, вероятно, быстро возрастало. Своим вниманием и покровительством поддерживали ее и потомки Олега: они считали своею священною обязанностью вносить сюда пожертвования и давать жалованные грамоты. Таковы напр. Федор Олегович, Иван Федорович, Василий Иванович и жена его Анна Васильевна, Агриппина Федоровна, жена Ивана Васильевича 1 . Хорошо был известен этот монастырь Московским вел. князьям и царям; не редко получал он от них различные грамоты: жалованные на новые земли и угодья, подтвердительные на прежние владения, тарханные и не судимые на счет хозяйственных и судебных его привилегий и послушные о подчинении ему вотчинных его крестьян, или денежные приношения. Известны, хотя и не все сохранились, грамоты Ивана Васильевича III 2 , Василия Ивановича 3 , Ивана Васильевича IV 4 , Лжедимитрия I 5 , Василия Ивановича Шуйского 6 , Михаила Федоровича 7 , Алексея Михайловича, Феодора 8 , Иоанна и Петра Алексеевичей 9 . Кроме того епископы рязанские, архимандриты, иноки, белое духовенство и частные лица делали разнообразные пожертвования в пользу монастыря. И вот, благодаря всему этому, он рос, обогащался и возвышался в ряду других монастырей. В XVII веке мы застаем его уже владеющим довольно значительными вотчинами, где он ведает хозяйство, управление и суд; архимандрит его занимает сравнительно высокое место между настоятелями монастырей 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Примечания к главе I Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Это положение бесспорное. См. Уставы св. Владимира и Ярослава. Доп. к А. Н. T. I. 1. Ист. Росс. Госуд. Карамзина. Т. пр. 108. Описание Киев Соф. Соб. стр. 235—244, изд. 1825. Обозрение Кормчей книги Розенкампфа изд. 1-е стр. 51. «О Значении Кормчей книги». Калачева. M 1852. Novell. 123. С. 8, 21, 22. Basilic. III. I. c. 14, 17, 40—42. IV Всел Соб. прав. 9. Kapo. Соб. 15, 117. См. Западно-русскую редакцию Устава Ярослава. См. Правила Собора владимирского на Клязьме в 1274 г. I ч. «Русск. Достопамятпости к Опис. Киево-Соф. Соб. преосв. Евгения, изд. 25 г. стр. 250. Полное Собр. Русск. Лет, Т. I, стр. 192, под 1229 г. У епископа ростовского Кирилла было отнято все его богатство «некою тяжею, судившю Ярославу тако ту сущю ему на сопме». А. А. Э. I. 9. В уставной грамоте вел. кн. Василия Дмитриевича (1390—1402): «а будет кто ударит челом мне, Великому князю на митрополита наместника, или на десятильника, или на волостеля, и мне князю великому судити самому». В Лавр. л. т. I. стр. 56 говорится об Ярославе: «и ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от имения своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и при. ходити часто к церквам, и умножишася прозвитери (и) людие христианстии. Ср. стр. 66, 88, 85, 92, 126. II. 102, 106. 121. V. 8. Что действительно Христианская Вера произвела влияние на русскую гражданскую жизнь, сл. исследования Крылова «Об истор. знач. римского права в области юрид. наук» стр. 54 — 56, — Юридич, записки проф. Редкина т. II, стр. 322, и Калачева «О значении кормчей книги» и Розенкампфа «Обозрение кормчей». См., напр., грамоту Ростислава Смоленского в Д. к А. И. т. I 44. Мы разумеем здесь церковные уставы св. Владимира и Ярослава. — Известно, что в русской литературе долго длился и доселе еще не порешен окончательно спор, о подлинности их. Одни из исследователей (Карамзин в «Истории Росс. Гос.» т. I. стр. 288.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

Камисий 2 , как это можно судить по изображениям святых чтецов и вообще низших клириков в известном лицевом Месяцеслове византийского императора Василия II Македонянина (1025) и на основании описания одеяния певцов Софийского храма, сделанного очевидцем, нашим путешественником в Константинополь в конце XIV века диаконом Игнатием Смолняниновым, который сопутствовал туда русскому Митрополиту Пимену, представлял из себя длинную широкую белую или пурпурную одежду на подобие рубашки, покрывавшую все тело носящого ее от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей руки 3 . «Певци же стояху украшени чюдно, пишет диакон Игнатий, ризы имеяху, яки стихари, широци и долзи, а вси опоясани, рукава же риз их широци и долзи, ови камчати, ови шидны (вариант: шидяны), наплечши с златом и круживом. Старейший их бе красен, аки снег бел... На главах их оскрилци (воскрыльцы остры 4 со златом и с бисером и с круживом» 5 ). Но это камисий позднейшего времени и, быть может, парадный, надевавшийся в исключительных случаях, как напр., при коронации императоров, как это было в 1390 году при короновании императора Мануила, в приезд наших русских путешественников Митрополита Пимена и диакона Игнатия, но в большинстве случаев камисий был простою льняною нижнею одеждою без всяких украшений, как это ясно можно видеть и из лицевого Месяцеслова Василия II Македонянина 6 и из памятников византийской придворной жизни. По Обряднику императора Константина, в камисиях приглашались певцы и анагносты во дворец 7 на обед в числе прочих гостей; это же одеяние в подобных случаях имели на себе и диаконы 8 . Доместики певцов, появлявшиеся во дворец, чтобы вместе с певцами дивным пением стихир услаждать слух приглашенных на обед, надевали на себя не только камисии, но и фелони 9 белого цвета (λευκν φελωνων или λευχημονοντας). Г. Кодин в «De officiis», описывая обряды императорского двора своего времени, говорит также о том, что певцы во дворец императоров являлись за царский стол для исполнения своих обязанностей в камисиях поверх иматия и в покрывалах на главах, при чем доместик и протопсалт были одеты в камисии белые (λευκ καμισια), а прочие все певцы в камисии багряного цветга (πορφυρ) 10 . Несомненно, камисий имеют в виду и литургические памятники южно-славянского происхождения XVI века. В «последовании на поставление чътца и певца и вьсакого книгочиа или инии кои премудрости» говорится, что, по пострижении епископом и клириками «вь седалищи церковне», поставляемый в это звание «пакы приводитсе кь превьсщенникоу иеть и вьземь льненоу одеждоу и одевает иего» 11 . Эта белая льняная одежда в других чинах поставления низших клириков называется ,,τν τετυπωμνην στολν» 12 – уставленным одеянием» 13 или «проображенною одеждою» 14 . Едва ли, впрочем, можно отрицать и то, что к XVI веку «льняною одеждою», или «лъненица» южно-славянские чины называют уже и малую фелонь, в которую облекали в это время не только низших клириков, но даже и иподиаконов 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история. Общие вопросы ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман ИНВЕСТИТУРА в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную) КАТАБАН одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КОМИТ военная и гражданская должность в Римской империи, а затем - в Византии; букв. значение - «спутник, компаньон» КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат

http://pravenc.ru/rubrics/122960_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕХРОВУНИУ [греч. Ιερ Μον Κεχροβουνου], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 8 км от г. Тинос, на о-ве Тинос (Киклады, Греция). История Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) По преданию, К. был основан 3 сестрами из сел. Трипотамос, которым во сне Пресв. Богородица велела построить на соседней горе 3 кельи рядом с 3 древними церквами. Ими оказались храмы св. Иоанна Предтечи, св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) и Св. Троицы на вершине горы Кехровуни. На указанном месте было много змей, поэтому сестры решили устроить мон-рь ниже по склону, но каждую ночь орудия строителей чудесным образом переносились на старое место, поэтому кельи в конце концов были построены на вершине. Точное время основания К. неизвестно. Впервые в письменных источниках мон-рь упоминается в документе 1614 г., в котором лат. еп. Тиноса Георгий Перпиньян сообщал наместнику острова Микеле, что с эпохи правления на острове итал. династии Гизи (1207-1390) игумения и эконом К. избирались латинским епископом. Однако обитель могла существовать и ранее. По мнению Д. З. Софианоса, К. возник в XI-XII вв., более ранние датировки (напр., легенда об основании мон-ря в IX в.) он считает необоснованными, т. к. до этого времени на Тиносе не было организованного монашества. С т. зр. Н. Армаколаса, разрозненные исихастирии на горе Кехровуни объединились в централизованный мон-рь примерно в сер. XV в. В сигиллии К-польского патриарха Кирилла V 1749 г. содержатся важные сведения об истории мон-ря. Этот документ подтверждал несохранившийся сигиллий патриарха Паисия II о ставропигиальном статусе К. Ктитором монастыря назван иером. Макарий (Халвадзис). Видимо, он восстановил заброшенный монастырь в 1-й пол. XVIII в., в т. ч. отстроил кельи и провел воду. В сигиллии также упоминается о пожаре, погубившем монастырский собор, книги и церковную утварь. Из уцелевших реликвий названа икона «Успение Пресв. Богородицы», от к-рой происходили чудеса. Если в 1749 г. К. был мужским монастырем, то в сигиллии 1755 г. он упоминается как женский.

http://pravenc.ru/text/1684291.html

24) А. Иванов. Новозаветное учение о Царствии Божием. Православн. Собеседн. 1900 г. Декабрь. В этом трактате интересна и заслуживает некоторого внимания попытка автора, осуществляемая, впрочем, только в самых общих чертах, поставить христианский аскетизм в связь со стремлением христианина к «Царствию Божию“. По словам автора, коренной внутренний переворот требуется для того, чтобы увидать Царствие Божие... Сущность и трудность этих усилий заключаются в переводе воли от забот о поддержании своего животного существования, от вечного отстаивания себя в жизненной борьбе – к исканию Царствия и Правды Божией, т. е. единения с Богом, а следовательно, и внутренней чистоты, к созиданию Богосыновнего настроения с полной преданностью всех своих интересов, всего себя в Его благую волю. Оторвавшийся от Бога человек весь погружен в мир вещей и враждует с ближними; нашедший в Боге отца оставляет мирское попечение, очищает свое сердце и примиряется со своими братьями. В этом стремлении к Богосыновству имеет свое основание христианская чистота, или аскетизм, как прогрессивное отрешение человека от господства вещей. Ибо в христианстве аскетизм не есть гордое самоутверждение духа, как у стоиков, ни индийское отрицание материи во имя Божества, ни буддийское отрицание во имя самого отрицания, ни борьба со злым началом, самобытным и вне человека сущим, как в религии персов, а есть он жизнь, достойная сына Божия, а следовательно, свободная от рабства вещам. 1389 Относительно этой основной точки зрения на аскетизм следует заметить, что она несомненно отражает на себе взгляды проф. В. И. Несмелова , последовательно проведенные в его книге «Наука о человеке“ (Том первый. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Третье издание. Казань. 1906 г.), согласно которым зло существования человека в мире обусловливается тем, что область его внутренней свободы подчинена давлению внешней необходимости, – закону механической причинности и гнету материальной нужды. 1390 1390 См., напр., стр. 290–291: «человек одновременно является и действительным образом Бога, и действительной вещью физического мира, а потому фактически осуществляет в своей жизни идею богоподобия он, очевидно, может не иначе, как только в непрерывной борьбе с собой самим». Ср. также стр. 807: «основанием противоречия (мысли и жизни) является коренное противоречие между природным содержанием человеческой личности и механической природой физического Мира». См. и стр. 898, 400. Читать далее Источник: Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина : в 2 книгах. 1907./Книга первая: Критический обзор важнейшей литературы вопроса. - СПб.: Типо-Литография С.-Петербуржской Тюрьмы. 1907. – 388 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

фасада. Впосл. он стал доминирующим в католич. традиции и даже повлиял (в XVIII в.) на Россию. Можно назвать такие храмы, как Сент-Трините в Кане (кон. XI - нач. XII в.), где 2 мощные квадратные в плане башни с плоской крышей расположены по бокам от западного портала, Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье (1130-1145) с 2 небольшими круглыми башенками с шатровым верхом, фланкирующими фасад. Собор Сен-Пьер в Ангулеме (1101-1136) также имеет пышно декорированный 2-башенный фасад; кроме того, с севера к трансепту базилики примыкает высокая многоярусная квадратная в плане К. Наряду с этим развивался тип многобашенных соборов (церковь аббатства Клюни III, 1080-1130; не сохр.). В островерхих шатровых завершениях 2 башен на зап. фасаде нормандской ц. Сент-Этьен в Кане (кон. XI - нач. XII в.) появляются готические черты. Для готических соборов Франции характерно возведение 2 башен на зап. фасаде, иногда этот тип постройки дополняли башни над средокрестием и трансептами (колокола были не во всех башнях). Напр., собор в Лане (1155-1235) имеет 2 квадратные башни на западе, одну 8-гранную над средокрестием и по одной - с каждой стороны трансепта (2 другие у трансепта не были построены). Башни обычно были квадратными в основании, на к-ром нередко возвышалось 8-гранное шатровое завершение. Такие башни, благодаря пинаклям и табернаклям, имели сложный силуэт и ажурную поверхность (наиболее характерно для поздней готики). Арки звонов, небольшие в романский период, в готическую эпоху делали высокими и стрельчатыми по форме. Башни мн. соборов, таких как, напр., в Шартре (1134-1194), остались недостроенными из-за грандиозных размеров. Для Франции типичны плоские кровли башен. Часто планировались шатры, но не были воплощены (Нотр-Дам-де-Пари (1163-1257), собор в Реймсе (1211-1311) и др.). Собор-крепость в Альби (1282-1390) с одной башней на западе уникален для Франции. Фасад ц. Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме. 1652–1677 гг. Архит. Ф. Борромини Фасад ц. Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме. 1652–1677 гг. Архит. Ф.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Мученичество А. представлено: на миниатюре Минология Василия II - у святой, привязанной к столпу, мучители усекают груди, рядом мученица представлена томящейся в темнице (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 373); в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 14r); в настенном минологии в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия во Влахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сказано, что А. скончалась в темнице (Ч. 3. § 22. Февр. 5). В поздней рус. традиции иконография святой не претерпевает значительных изменений - А. изображается в хитоне и мафории вместе с др. святыми, напр., на иконе XVI в. «Константин и Елена, мц. Агафия» (собрание А. Попова в Париже); на иконе «Достойно есть» с избранными святыми 1602 г. (ГТГ) - А. представлена на поле; на вологодской минейной иконе на февраль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XVIII в. (ЦАК МДА) - с крестом в правой руке. Изображения святой широко распространены в искусстве Зап. Европы. Иконогр.: Schultz R. W. , Barnsley S. H. The Monastery of St. Luke of Stiris in Phokis. L., 1901. Tf. 36-37; LCI. Bd. 5. Sp. 45, 47; Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Lpz., 1936. Tf. 47; Molajoli B. La basilica eufrasiana di Parenzo. 1940; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327. Fig. 24a. Pl. 64; MenolBas. P. 373; R é au. Vol. 3/1. P. 27-32; Kunstle. II 37-39; Rohault de Fleury Ch. Les saints de la messe et leurs monuments. P., 1893-1900. II 1ff.; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 275; Менолог. С. 274, 333, 356, 368, 369, 384; Ерминия ДФ. С. 207; «Sammlung Popoff»: 50 russische Ikonen vom 15.-19. Jh. Recklinghausen [o. J.]. S. 14-15, илл.- на обложке; Антонова, Мнёва. Каталог. 692. С. 259. Илл. 96; Chamzidakis N. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 195. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий

http://pravenc.ru/text/63220.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010