Нек-рые из сюжетов исполнены в духе итал. Возрождения, напр., «Бегство в Египет», «Славословие Христа», «Св. Екатерина». Западноевропейские черты имеют современные постройке собора изображения праздников. К тому же времени относится образ Трех святителей со сценой коронования Божией Матери с изображением св. цариц Александры и Агриппины. На зап. стене собора размещены копии с работ «Оплакивание Христа» П. Веронезе и «Преображение» Рафаэля, а также с картин неизвестных авторов: «Уверение ап. Фомы», «Пресвятая Дева Мария с Младенцем Иисусом и св. Иоанном Предтечей», «Рождество Христово» - и копия с ростового образа Богородицы и «Моления о чаше» Ф. А. Бруни. У правого клироса главного придела находится золотофонный, в визант. стиле, храмовый образ равноап. кн. Владимира, изображенного в полный рост в красном княжеском плаще. В алтаре главного придела имеется образ равноап. кн. Владимира - копия с работы В. М. Васнецова (написана к 900-летию Крещения Руси). На стене алтарной апсиды, расположена композиция «Евхаристия», копия росписи Васнецова во Владимирском соборе Киева. Собор святых великих князей, княгинь и княжон. Икона. 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор) Собор святых великих князей, княгинь и княжон. Икона. 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор) У левого клироса центрального придела помещается икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ прп. Сергия Радонежского. Почитаются также Тихвинская икона Божией Матери (1800), образ св. Иоанна Предтечи (XIX в.) и 3 иконы свт. Николая Чудотворца: старинная «Дворищенская» с изображением Св. Троицы (Новозаветной) и 14 житийными клеймами, «Зарайская» (кон. XVII - нач. XVIII в., иконописцы Оружейной палаты) и выполненный в реалистичной манере образ нач. XIX в. в киоте в рус. стиле. Две редчайшие минейные иконы были написаны для собора в 60-х гг. XIX в. по заказу прихожанина, чиновника Мин-ва финансов В. М. Гомозова: «Собор русских святителей» (57 святых) и «Собор святых великих князей, княгинь и княжон» (47 лиц). В соборе также есть один из первых в С.-Петербурге образ прп. Серафима с 10 клеймами работы иконописца А. И. Резцова (освящен 20 дек. 1903). В нижнее клеймо с изображением коленопреклоненного преподобного вложена частица камня, на к-ром он стоял во время молитвы.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Б. П. Шереметева) была сделана их реконструкция. Э. В. Шевченко Троицкая церковь Единственный, полностью сохранившийся монументальный ансамбль К.-П. л.- росписи надвратной Троицкой ц., выполненные в 20-30-х гг. XVIII в. лаврскими мастерами в технике масляной живописи (общая площадь 617 кв. м). В росписи храма представлено неск. тематических циклов. В неск. композициях отражено посвящение церкви, надписи точно воспроизводят праздничные песнопения и молитвы Св. Троице; тексты заимствованы из церковной лит-ры XVII - 1-й пол. XVIII в. Евхаристическая (литургическая) тема связана с богословской полемикой 80-х гг. XVII в. о времени пресуществления Св. Даров. В стенописи Троицкой ц. проиллюстрированы наиболее значимые моменты литургии, т. о. создается своеобразный комментарий к догматической и богослужебной символике (напр., в центральном алтаре - масштабное изображение «Св. литургия»). В композиции главного свода «Соберет избранныя своя от четырех ветров» представлен Бог в окружении славословящих Небесных сил: от уст херувимов исходят надписи, преимущественно на темы т. н. хвалебных псалмов. В росписях столбов, пилястр, подпружных и малых арок средствами изобразительного искусства раскрыты тексты молитвы «Отче наш», евангельские заповеди блаженства; в композициях «Семь Даров Св. Духа» и «Семь таинств» - догматы православного вероисповедания. Проиллюстрированы также притчи и проповеди Иисуса Христа. Изображения на стенах и сводах притвора (пристройка XVIII в. к основному объему храма) закомпонованы в 9 многофигурных композиций с группами преподобных, девственников, мучеников, праведных царей, святителей, пророков и др. В отличие от росписей помещения церкви, где сцены отделяются золотыми рамами, в притворе нет четких границ между сюжетами верхнего, среднего и нижнего ярусов. Господь Вседержитель. Икона из Троицкой ц. 1734–1735 гг. Господь Вседержитель. Икона из Троицкой ц. 1734–1735 гг. Монументальный ансамбль Троицкой ц.- яркий пример присущего стилю барокко стремления к синтезу искусств.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Особенно яркими примерами программного включения сцены причащения М. Е. в декорацию алтарной зоны храма в XII в. являются росписи 2 монастырских храмов - ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), и ц. Богоматери «Живоносный Источник» в Самари, Мессения, Греция (до 1191). В кипрской церкви образы М. Е. и прп. Зосимы традиц. иконографии вынесены один против другого на зап. грани алтарных пилонов, однако композиция обладает пространственной целостностью, а заключенные в линейные рамки фигуры не являются обособленными. Будучи представлены в 1-й, т. е. в наиболее соотнесенной с человеком, зоне росписи, они становятся для молящегося итоговым смыслом литургии. Включение в композицию храмового престола и зримое преодоление пространства между фигурами совершаются через жест прп. Зосимы - лжица в его правой руке выходит за границы рамки. Сцена причащения М. Е. связана с композицией «Евхаристия» на стене апсиды, где в левой части показан Иуда, извергающий Св. Дары. Он обращен спиной к центру композиции, представлен «делающим шаг» из нее - высоко поднятое колено выступает за линию разгранки, разрывая пространство композиции так же, как регистром ниже, но в противоположном направлении - к алтарю, это делает лжица, несомая к устам М. Е. прп. Зосимой (см.: Stylianou. 1997. P. 118; Татарченко. 2012. Ил. на с. 37). То же размещение сцены причащения М. Е., но на противоположных столбах, внизу (полотенца отсутствуют), представлено в росписи храма в Самари, где жертвенный, евхаристический, контекст реализован в программах литургической (в зоне вимы - причащение М. Е., «Мелисмос», надпись: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6. 55-56)), прообразовательной (в наосе - «Гостеприимство» и «Жертвоприношение Авраама») и исторической (в нартексе - Страстной цикл) (см.: Grigoriadou-Cabagnols. 1970. P. 177-196. Fig. 7; Татарченко. 2012. С. 36) тем. Параллельно существует традиция размещать образ М. Е. в сцене причащения в зап. компартиментах храма (напр., в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.,- на зап.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. И никогда нет источника света. Не изображен фон, нет ни части интерьера, допустим, ни какой-нибудь картинки, висящей на стене. Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Вместе с тем и невозможно определить время создания, часто художников разделяет большой отрезок времени, почти сто лет, например, и все равно остается эта же самая композиция. Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. Когда я начала это все разгадывать, я очень скоро нашла объяснение  частям — действующим лицам, хотела сказать, — этого натюрморта. Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала. Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения. Библия полна указаний на красоту сотворенного мира. В Евангелии от Матфея так сказано, например: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» Потом вспомните, например, описание скинии, где хранится Ковчег Завета, скрижали, данные Богом на горе Синай Моисею, это поистине каталог декоративно-прикладного искусства. Несколько страниц книги Исхода занимают подробнейшие описания скинии, где Ковчег хранится, и не только скинии самой, но стола для хлебов предложения, золотого светильника, завесы, медного жертвенника. Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). Таково же описание Храма, царского дворца. Вообще мир Библии наполнен предметами. Человек пал через яблоко, как вы знаете, а через хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Христовы, он обретает спасение. Так что для нас предметы этого мира, нашего быта полны смысла, полны глубокой жизни. Сознание древних людей наделяло мир предметов человеческими свойствами, одухотворяло материальное, очеловечивало нечеловеческое. В сказках вещи оживают, ощущаются как добрые или хищные. Желание материализовать чудо свойственно вообще человеку, и тем более человеку-художнику.

http://pravmir.ru/natyurmort-kak-izobraz...

В связи с этим нужно обратить внимание на следующее. Совершив чудо умножения хлебов, Иисус говорит с народом о хлебе жизни. Когда люди ему сказали: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть»», Иисус ответил: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (ст. 31—33). И далее, вплоть до конца главы, Иисус ведет речь именно о хлебе жизни. Композиционно рассказ о чуде умножения хлебов повторяет повествование об исцелении расслабленного из предыдущей, 5-й главы. Там тоже вначале рассказано о чуде, а потом Иисус в таком же длинном слове (где проза становится почти стихами) говорит о жизни и смерти, о победе над смертью, о том шаге от смерти к жизни, который делает человек, поверив в Него. Иисус истолковывает перед нами смысл того, что произошло. Исцеленному Он сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Затем объяснил, что пребывание во грехе хуже смерти, и показал, что через веру в Бога можно спастись от смерти, воскреснуть из мертвых. К расслабленному возвращаются силы. Чудо освобождения от пут греха избавляет и от физической немощи. Это и разъясняет нам Иисус. Итак, в 5-й главе речь идет о таинстве покаяния. В 6-й главе рассказывается о чуде умножения хлебов, затем Сам Иисус говорит нам о хлебе жизни, как бы разъясняя то, свидетелями чего мы только что были. Умножая хлеб, который люди вкушают все вместе, Иисус соединяет в единое целое тысячи людей вокруг Себя. Он объясняет: вкушая этот хлеб жизни, человек становится причастником жизни вечной. Здесь речь о смысле таинства Евхаристии. Из 9-й главы мы узнаем о том, как слепорожденный, став зрячим, как бы заново рождается. Заметим: не утративший зрение, а именно слепорожденный. Этот человек обретает зрение после омовения в Силоамской купели. По мнению подавляющего большинства экзегетов, здесь раскрывается смысл таинства крещения — обретение духовного зрения, новое рождение. Как видим, схема евангельского рассказа такова: вслед за чудом следует его истолкование, и это всегда связано с одним из церковных таинств. Существует точка зрения, что Евангелие от Иоанна сложилось из бесед с оглашенными: каждый сюжет предлагался им в связи со знакомством с тем или иным таинством — покаяния, Евхаристии, крещения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сюжет из  Книги Бытия, повествующий о встрече праотца Авраама и Мелхиседека. Эта история имеет особенное значение: она является свидетельством установления таинства Евхаристии. Авраам, возвращающийся со своим отрядом домой после победы над четырьмя окрестными царями, встречает Мелхиседека, царя Салимского, который благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, «ибо он был священник Бога Всевышнего» ( Быт.14:18 ), и благословил его. И это благословение — первое, которое Авраам получает не непосредственно от Господа. Описание На картине Мелхиседек, предлагающий хлеб и вино, выступает как таинственный прототип Христа. Тема уподобления Мелхиседека Мессии, а далее и непосредственно Христу встречается в 109-м псалме, где Давид говорит о Мессии: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Об этом свидетельствует и апостол Павел: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Авраам отдает десятую часть всего, что у него было: эта добровольная жертва явилась началом установления десятины в церкви. Художник изображает на полотне эту встречу, подразумевая под ней установление таинства Евхаристии. На первом плане мы видим Авраама и царя Салимского Мелхиседека, облаченного в епископские одежды. Он протягивает коленопреклоненному Аврааму хлеб. Рядом с Авраамом находятся его воины, почтительно склонившие головы перед таинственным царем Салима. Художник использует богатую цветовую гамму, вдохновляемый творчеством венецианских мастеров, оказавших на его творчество существенное влияние. Текучие мазки кисти, яркие сочные цвета, повышенная эмоциональность, многоплановость композиции, ее сложность является характерной чертой художественной манеры мастера. Множество второстепенных персонажей, облаченных в роскошные одежды из парчи и атласа, причудливый орнамент, дорогая изысканная утварь создают вместе с тем ощущение тяжеловесности, перегруженности деталями, некоей вычурности, весьма характерной для барочного искусства. Художник придает известному библейскому событию величественный размах торжественной католической мессы. История Происхождение картины неизвестно. Она принадлежала семье Дю Буа, когда в конце 1749 года была куплена для Вильгельма VIII, ландграфа Гессен-Кассельского. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/vstrecha-avraama-i-...

10:6 );  «все это происходило с ними прообразовательно 39 (???????; 1Кор. 10:11 ) а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Св. апостол предлагает нравственные поучения на примере древних событий для современных ему читателей: «чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» и т. д. ( 1Кор. 10:6–10 ). Данный метод активно использовался в святоотеческих произведениях, поэтому типологически толкуемые тексты Ветхого Завета также можно назвать мессианскими в новозаветной перспективе. Кроме целого ряда типологий, введенных новозаветными авторами 40 , усвоенных и развитых у святых отцов 41 , церковные писатели рассматривали немало новых параллелей. Например, манну — как прообраз христианской Евхаристической трапезы 42 , распростертые руки Моисея, даровавшие евреям победу в битве против амаликитян — как прообраз крестного распятия Христова, принесшего победу над диаволом 43 , и многое другое. Типологический подход мог использоваться в святоотеческой литературе совместно с методом, известным под названием ?????? (по-русски «феория» или «теоретический метод»). ?????? позволяет усмотреть дополнительный богословский смысл в библейском тексте путем анализа особенностей его изложения (стиля, композиции и т. д.). Из новозаветных авторов данный метод использует св. ап. Павел в Послании к Евреям, когда придает литературным особенностям повествования книги Бытия о Мелхиседекебольшее внимание, нежели историческому контексту: Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ), — пишет он, указывая на то, что священный автор книги Бытия опустил сведения о происхождении салимского царя. Однако апостол не подвергает при этом сомнению то, что исторически Мелхиседек имел конкретную дату рождения и настоящих родителей. В данном случае у св. ап. Павла ?????? выступает как вспомогательный метод для построения типологии Мелхиседека как прообраза Господа Иисуса Христа. В отличие от типологии, ?????? могла быть применена не только к Писанию Ветхого, но и Нового Завета 44 ; в таком случае она является своеобразным расширением первой и отталкивается уже от событий новозаветной истории, которые служат для иллюстрации богословских идей, становятся символами церковной жизни и аскетической практики.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

Апостолы, как сказано в Евангелии, поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью», и богослужение праздника преисполнено этой радости. Спасение свершилось, но объективно завершенное дело Христа еще должно быть субъективно усвоено каждым человеком. «Подняв руки Свои, благословил их, – говорит святой Лука. – И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк.24:50–51 ). Господь вознесся, благословляя, и именно это служит композиционным стержнем иконы. Благословение это ведет за собой Пятидесятницу, дарование Святого Духа (прекрасно изображение этого события в Везеле, Vezelay). Можно сказать, что икона Вознесения представляет собой эпиклезис Пятидесятницы: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин.14:16 ). Эпиклезис – молитва к Отцу о ниспослании Святого Духа. Это непрестанно воспевает праздничное богослужение: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением» (тропарь Вознесения). Господь вознесся, чтобы «вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша…» (стихира на стиховне, глас 6–й). Источник радости, охватившей апостолов, несмотря на расставание с Христом, ясно виден, ибо они помнят Его обещание: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Антиномия для рассудка и очевидность для духа выражены в кондаке праздника: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». После Вознесения характер присутствия Христа становится иным, уходит внутрь. Теперь Он уже не предстоит Своим ученикам, Он в них. Христос присутствует в каждом проявлении Святого Духа, как Он присутствует в Евхаристии. Все эти аспекты единой тайны спасения и отражает весьма насыщенная богословским содержанием икона Вознесения. Она без изменений воспроизводит древнейшее изображение, известное по сосудам Монцы (Monza) V и VI веков. Рассматриваемая икона принадлежит московской школе иконописи, близкой Андрею Рублеву, и датируется XV веком. Чтобы икона «заговорила», необходимо безмолвно сосредоточиться. Нужно отдаться ее благодати, постепенно подводящей к самой сути того, о чем возвещает икона. В своем строгом и выразительном лиризме композиция являет дивную гармонию, в которой поет каждая деталь. Слышится торжественное звучание аккорда: «Горе имеим сердца!» (Sursum corda).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

…В руках у нее нить красной пряжи… (Архангел держит свиток с надписью по-гречески: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою», Богоматерь – свиток с надписью: «Се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему». – Прим. ред.) На… северо-восточном столбе над шиферным карнизом сохранилось мозаичное изображение первосвященника Аарона в рост (высота фигуры 2,30 м). На противоположной, внутренней стороне юго-восточного столба напротив Аарона в древности также была представлена мозаичная фигура… Мелхиседека. …На его месте в середине 19 ст. масляными красками написана фигура пророка Моисея. В самом зените свода вимы (возвышение, восточная часть храма, в которой находится престол. – Прим. ред.) находилось мозаичное изображение Этимасии (в тексте «Атимасии» – так искажено и затем неправильно переведено слово «Этимасия» – Престол уготованный. – Прим. ред.)… ветхозаветных царей и пророков… …Над конхой апсиды… сохранилась мозаичная композиция «Деисус», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами Христа (в центральном медальоне), Марии – слева и Иоанна Предтечи – справа от Христа. Самое видное место во внутреннем убранстве Софии Киевской принадлежит огромной фигуре Марии-Оранты 63 в конхе центральной апсиды храма. (Над ней надпись по-гречески: «Бог посреди него, он не поколеблется, Бог поможет ему с раннего утра». Эти слова из Пс 45:6 относятся к «граду Божьему», но по-гречески «город» – женского рода, поэтому они отнесены и к Богоматери. – Прим. ред.) …Высота всей фигуры равна 5,5 м, а головы – 0,9 м. Под фигурой Марии-Оранты в апсиде хорошо сохранилась мозаичная композиция «Евхаристия» (причащение апостолов). В центре композиции изображен киворий с престолом. По его сторонам стоят два ангела с рипидами и дважды повторенная фигура Христа, который подает подходящим к нему с обеих сторон апостолам слева хлеб, а справа – вино. …Изображения сопровождены греческой надписью: слева – «Примите, ядите, сие есть тело мое, за вас ломимое, во оставление грехов», а справа – «Пейте из нее все, это кровь моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Крест в руке Иоанна соотносится с одним из главных предметов его свидетельства о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). В этих словах просматривается указание на Искупительную Жертву Христа: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет. 1:18–19 ). Кроме того, данным свидетельством очерчивается прообразовательная связь между ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем и Новозаветным Агнцем – Сыном Марии, Иисусом Христом. (В общих чертах эта связь обнаруживается в следующем. Как ветхозаветный пасхальный агнец был чист и непорочен, так и Мессия был нравственно чист, чужд изъяна греха, Совершенный Бог и Человек. Как кровь пасхального жертвенного агнца избавила сынов Израиля от поражения ангелом губителем, так и драгоценною Кровью Христа мы спасены. Как сыны Израиля, потребив в пищу плоть пасхального агнца, при содействии благодати избавились от плена, так и сыны Матери-Церкви, питаясь духовно Телом и Кровью Новозаветного Агнца, в Таинстве Евхаристии, освобождаются от уз и оков греховного плена. Как поедание общим Собранием ветхозаветного агнца объединяло еврейский народ, так и совместное потребление христианами Плоти и Крови Мессии объединяет их в единое тело, единый организм: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Как потребление ветхозаветного агнца сопровождалось поеданием горьких трав, так и последователи Христовы на пути к Небу испытывают горечь скорбей). На некоторых изображениях Крещения Господня возле Его Предтечи отмечены: дерево и секира (топор). Этот предостерегающий символ обязан возникновением проповеди Иоанна Крестителя о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк. 3:9 ). Обозначаемый в верхней части композиции сегмент Небесной сферы с лучами знаменует разверзшиеся над Христом Небеса. Этим художественным решением высвечивается идея о Царственном достоинстве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010