Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю Господа…». Отпуст по обычаю. Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). Если в субботу 1-й седмицы (19 февраля) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (вариант Б ): На вечерне с  Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии…» (дважды), сщмч. Ермогена, глас 3-й – 4 (см. в Минее 17 февраля), и вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий сщмч. Ермогена (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом ( Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири// Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336). Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась. На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 14 февраля (окончание изобразительных см. 16 февраля). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 16 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 14 февраля. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. Примечание. На субботу, 19 февраля, может быть перенесена с четверга, 17 февраля, полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Если в субботу 1-й седмицы (19 февраля) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ): На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии...» (дважды), мученичны Октоиха, глас 4-й – 4 (см. в пяток вечера: «Христа Человеколюбца...», «Жертвы одушевленныя...», «Честна смерть святых Твоих, Господи...» и «Имуще дерзновение...») , и вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-03/

Фёдоровское. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью С приделами в честь св.вмч. Феодора Тирона и Успения Божией Матери. Каменная с каменной колокольней и оградой. Построена в 1716 г. кн. Щербатовым К.И. Придел сооружен в 1904 г. Закрыта в 1960 г. http://korolev.msk.ru/ Церковь Иоанна Богослова в с. Федоровское была построена в 1716 году. Построил ее сын князя Щербатова на свои средства. Храм был выстроен в стиле барокко, каменный, просторный. Место было выбрано не случайно, на высоком берегу реки Протва. Церковь должна была быть видна издалека. С запада была пристроена большая широкая трапезная. Композицию замыкала невысокая колокольня. В 1904 году в церкви был освящен теплый придел. Огромную помощь в строительстве храма оказывали сами прихожане, причем суммы, отдаваемые ими, были весьма внушительными. Колокол отлили на средства благотворителей, в том числе и тех, что жили в Петербурге, но были уроженцами этих мест. Самое удивительное, что закрыли храм Иоанна Богослова только в 1960-е годы. Прихожане пытались его отстоять – но было бесполезно. И вот уже более 50 лет церковь находится в полном забвении. Она все больше разрушается и уходит под землю. А между тем приезжие отмечают, что зрелище он представляет по-прежнему величественное. В Калужском художественном музее хранятся 13 великолепных старинных икон из этого храма. В селе Федоровском Жуковского района Калужской области свыше 300 лет назад, в 1714 году, был построен храм во имя Иоанна Богослова. Его возвели по приказу князя Ивана Осиповича Щербатова в родовом имении, на месте старинной деревянной церкви Святого Феодора Тирона. Село как раз и получило название по имени этого храма. Село Федоровское стоит на берегу реки Протвы, левого притока Оки, а храм находится на холме - непосредственно над рекой. Он был возведен князем Щербатовым через несколько лет после того, как Федоровское и несколько других близлежащих деревень князь получил в наследство от своего отца, воеводы томского, смоленского и полоцкого Осипа Щербатова. В память о ветхой деревянной церкви Святого Феодора Тирона в новом каменном храме обустроили придел в его честь. Осенью 1714 года храм был освящен архимандритом Пафнутьево-Боровского монастыря Арсением.

http://sobory.ru/article/?object=04235

2 об.- 10), Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому (Л. 119 об.- 131 об.), Жития свт. Григория Богослова (Л. 132-137 об.), свт. Николая, архиеп. Мирликийского (Л. 181 об.- 206); Мученичества вмч. Феодора Стратилата (Мученичество вмч. Феодора Стратилата. 1966), вмч. Прокопия (Л. 256-279 об.), вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге (Л. 279 об.- 285). 2-й сборник (НЦРГ. A 1104) содержит «Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий» (Л. 4 об.- 28) и Житие прп. Марии Египетской , созданное свт. Софронием I , патриархом Иерусалимским (Л. 28 об.- 90 об.). В 3-й (Ath. Iber. 79) вошли Мученичество прмц. Февронии (Л. 1-7 об.), Мученичество вмч. Георгия , принадлежащее Симеону Логофету (Л. 98-112), и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим (Л. 9-24 об.). Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика (НЦРГ. A 35, XI в.). Е. С. перевел неск. апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном (НЦРГ. A 1103. Л. 219 об.- 243 об.); «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием» (Ath. Iber. 17. Л. 1-102 об., XI в.; НЦРГ. A 134. Л. 212 об.- 296 об., XI в.- Евагрий Понтийский, прп. 2005); «Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова», составленные прп. Прохором (Синодик мон-ря Ивирон - НЦРГ. A 558. Л. 90-155, 1074 г.- Хаханов. 1901). К памятникам церковного права относится переведенный Е. С. Малый Номоканон (НЦРГ. A 96, 1031 г.; S 43, 30-е гг. XI в.; СПбФИВ РАН. 92, 1-я пол. XI в.; НЦРГ. A 737, XIV в.- Малый Номоканон. 1972), к экзегетическим сочинениям - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна (Ath. Iber. 16, XI в.- Иоанн Златоуст, свт. 1993) и от Матфея (Ath. Iber.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Освящение колива в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновск. Фото из архива храма В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы ( т.е. накануне в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору . Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо. А на утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским. Канон святому великомученику Феодору Тирону Накануне дня памяти святого в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров по заамвонной молитве совершается молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Канон святому великомученику Феодору Тирону Рецепт колива ко дню памяти святого великомученика Тирона Пропорции любые в зависимости от вашего вкуса. Молитвы Феодору Тирону Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2 Велия веры исправления,/во источнице пламене, яко на воде упокоения,/святый мученик Феодор радовашеся:/огнем бо всесожжегся,/яко хлеб сладкий Троице принесеся.//Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8 Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/противныя силы попрал еси, многострадальче,/и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,//яко непобедимый. Молитва святому великомученику Феодору Тирону О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Акафист святому великомученику Феодору Тирону

http://foma.ru/feodor-tiron-i-kolivo.htm...

Об истории епархии И. П. сведений мало. Она известна с 431 г., когда епископ И. П. Евсевий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе. В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) упомянуто, что епархия И. П. была образована при имп. Феодосии II Младшем (408-450; Ioan. Malal. Chron. P. 365). С сер. V в. епархия находилась в каноническом подчинении митрополии Клавдиополя. В VII-VIII вв. по печати известен Марин, настоятель некоего мон-ря Пресв. Богородицы в И. П. После 1180 г., когда Клавдиополь был захвачен тюрками, И. П. вместо него получила (между 1214 и 1250) статус митрополии. Неизвестный по имени митрополит И. П. в 1274 г. подписал письмо Свящ. Синода К-польской Церкви с признанием унии с Римско-католической Церковью (см. ст. Лионская уния ), но позднее, как и большинство остальных визант. иерархов, отрекся от этого решения. В 1387 г. митрополия И. П., испытывавшая тяжелые материальные затруднения, была объединена с митрополией Амастриды. Визант. агиография указывает на И. П. как на место, где претерпел мученичество Феодор Стратилат ( Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 26-32, 157-182). В И. П. в течение 5 лет подвизалась прп. Параскева Эпиватская (Х в.; Halkin F. Sainte Parascève la Jeune et sa vie inédite BHG 1420z//Studia Slavico-Byzantina et medievalia Europensia. Sofia, 1988. Vol. 1. P. 281-285). По преданию, здесь родился и совершил первые чудеса мч. Фока, покровитель моряков в визант. традиции ( Van de Vorst Ch. Saint Phocas//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 260-276). В центре города сохранились остатки 3-нефной базилики V в., перестроенной в мечеть Орта-джами, а также фрагменты стен и башен римской и византийской эпох, фундаменты храмов, напольные мозаики (в современных мечетях), античные и византийские надписи. По источникам известны византийские церкви Пресв. Богородицы (упом. в житиях вмч. Феодора Тирона (ActaSS. Nov. Т. 4. P. 78) и свт. Феодора Сикеота (Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/Ред. Д. Е. Афиногенов. М., 2003. С. 55-56)), вмч. Феодора Тирона (упом. рус. паломником Игнатием из Смоленска в 1389: Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in XIV-th and XV-th Cent. Wash., 1984. P. 88) и др. Епископы И. П.

http://pravenc.ru/text/673871.html

Г. Заусайлова была изготовлена серебряная риза с эмалью и митрой, образ кн. св. Михаила Тверского и кн. блгв. Анны Кашинской (71×66 см) с частицей мощей последней, переданный в дар обители еп. Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном (Афонским), бывшим в 1906-1910 гг. настоятелем. Левее образа вмч. Пантелеимона находился серебряный ковчег с частицами мощей (в виде напрестольного позолоченного креста), привезенный из брянского Петропавловского монастыря. В др. серебряном ковчеге (1888) хранились частицы ризы Пресв. Богородицы и мощей: мч. Нестора, вмч. Феодора Тирона, мч. Ипатия, вмч. Артемия, мч. Стефана, мч. Меркурия, прп. Сергия Радонежского, мч. Аристарха, мч. Прокопия, мч. Кириака, мч. Евстафия Плакиды, мч. Наркиса, мц. Христины, сщмч. Антипы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, кн. блгв. Константина и чад его благоверных Михаила и Феодора Муромских, святителей Авраамия, Исаии и Леонтия Ростовских, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, имелись непоименованные частицы. В 3-м, позолоченном ковчеге хранились частицы мощей святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и вмч. Пантелеимона, в 4-м, медном посеребренном ковчеге - частицы мощей кн. благоверных Михаила, Феодора и Константина Муромских и вмч. Пантелеимона. В 1912 г. Е. м. была пожертвована икона свт. Иоасафа Белгородского с частью его облачения. В примыкавшей к Троицкому собору Космодамиановской ц. находились чтимые Иверский образ Божией Матери (на чугунной доске, к-рую несли перед гробом свящ. Иоанна Жданова в день похорон в 1824), иконы «Умягчение злых сердец» (из дома Жданова, пожертвованная в 1877 его родственниками), свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Игнатия Богоносца (изготовлена в 1879 усердием еп. Нижегородского Иеремии (Соловьёва)). Посреди Космодамиановской ц. находилась могила, над ней деревянное надгробие, на к-ром медная посеребренная доска с рельефным изображением подвижника во весь рост в священническом облачении. У гроба о. Иоанна совершались исцеления болящих.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Прп. Евфимий перевел 26 " Бесед "  прп. Макария Великого ; " Учения святого отца нашего Зосима "   ; 5 " Учений " прп. Ефрема Сирина ; " Поучения о Св. Духе " свт. Григория Богослова ; " Беседы о молитве Господней " свт. Григория Нисского . Особое место в переводах прп. Евфимия занимают сочинения прп. Максима Исповедника : " Вопросоответы к Фалласию " ; " Диспут с Пирром " ; " Вопросоответы к Фалласию (о страстях) " ; экзегетические сочинения " Слова Евангелия, избранные из сказаний св. Максима Исповедника "  и " Перевод апории свт. Григория Богослова о Рождестве Христовом " ; " Хвала и слава Богородице и Приснодеве Марии " и песнь Богородицы , а также Житие прп. Максима . Из произведений свт. Андрея Критского известны переводы трёх Слов: на день памяти вмч. Георгия, на Воздвижение, на Успение , где авторство приписывается свт. Василию Великому. Переводы Евфимия Святогорца агиографической литературы содержатся в трёх  " Сборниках прп. Евфимия " (XI в.). В 1-й  включены Житие Григория IV, папы Римского, Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому, Жития свт. Григория Богослова, свт. Николая, архиеп. Мирликийского; Мученичества вмч. Феодора Стратилата, вмч. Прокопия, вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге. 2-й сборник  содержит " Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий " и Житие прп. Марии Египетской, созданное свт. Софронием I, патриархом Иерусалимским. В 3-й  вошли Мученичество прмц. Февронии, Мученичество вмч. Георгия, принадлежащее Симеону Логофету, и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим. Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика . Прп. Евфимий перевел несколько апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном ; " Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием " ; " Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова " , составленные прп. Прохором .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Общий М. Божией Матери (согласно Часослову, а также приложению к Октоиху) по своей структуре напоминает чин утрени . Тот факт, что он содержится в Часослове, ставит его в один ряд со службами суточного круга. На это же может указывать определение «общий», греч. κοινς, что можно перевести как «обычный», т. е. «повседневный», либо как «общественный». Т. о., название общего М. указывает на его частое совершение, подобно службам суточного круга, а возможно - и подчеркивает характер М. как общинной службы, а не частной требы. Последование общего М. из Часослова включает: начальный возглас «Благословен Бог наш…», Пс 142 (в греч. практике после возгласа сразу начинается псалом, без к.-л. предварительных молитвословий; в рус. практике перед псалмом, как правило, добавляется начало обычное ), «Бог Господь» и тропари Божией Матери Одигитрии, Пс 50 и молебный канон Божией Матери, с различными прибавлениями (в т. ч. с чтением Евангелия (Лк 1. 39-49, 56) после 6-й песни). По окончании канона - Трисвятое, покаянные тропари, сугубая ектения, молитва Божией Матери и отпуст (Часослов. М., 1980. С. 276-296; ср.: Октоих. М., 1981. Т. 1. С. 700-707). Аналогичная структура чинопоследования была впервые засвидетельствована в т. н. Дрезденском Апостоле, в к-ром содержалось достаточно подробное описание богослужебной практики К-поля в XI в. (в наст. время рукопись, пострадавшая во время второй мировой войны, практически нечитаема, но сохранились выписки из нее, сделанные А. А. Дмитриевским). Это описание представляло собой дополненную версию кафедрального устава К-поля, т. е. Типикона Великой церкви . В последнем на 1-ю субботу Великого поста кроме литургии в храме Св. Софии указана отдельная служба в ц. вмч. Феодора Тирона в Спаракиевом квартале ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 20; название квартала в рус. лит-ре обычно передается как «Сфоракий»). А в Дрезденском Апостоле к этим указаниям добавлено еще и описание литии (т. е. крестного хода) из храма Св. Софии в ц. вмч. Феодора накануне вечером, в пятницу. По окончании литии в ц. вмч. Феодора совершалось последование в его честь (см.: Акентьев К. К. Типикон Великой Церкви (Cod. Dresde A 104): Реконструкция текста по мат-лам архива А. А. Дмитриевского. СПб., 2009. С. 68-70, 139), очень близкое по структуре к общему М. Божией Матери из печатного Часослова. Совершение М. вмч. Феодору Тирону с пением канона (но уже без чтения Евангелия) в пятницу 1-й седмицы Великого поста со временем стало общеправосл. традицией и сохраняется до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010