Идеи и образы Л. к. принадлежат к самому высокому рангу, нек-рые качества позволяют оценить его создателей как выдающихся мастеров, свободно владеющих пластической техникой. Высочайшим профессионализмом отмечена работа мастеров с материалом; собранный из отдельных элементов Л. к. отличается хорошей сохранностью. Мастерам свойственно чувство художественного ритма и композиции: сцены схватки со змием-диаволом св. воинов Георгия и Феодора Тирона динамичны. Конь вмч. Георгия встает на дыбы перед поднявшимся в рост чудовищем; вмч. Феодор Тирон, держась за дерево, взбирается по кольцам свившегося змея, как по ступеням. С символикой силы как добродетели связано, видимо, изображение ветхозаветного героя Самсона. Различия в лицевых и орнаментальных мотивах Л. к. могут указывать на участие неск. мастеров, которые использовали разные художественные приемы. Возможно, они обращались к образцам, как традиционным для резчика, так и предложенным заказчиком из византийской пластики или миниатюры. Среди фигурных медальонов наиболее сложная техника исполнения отличает рельеф с поясным образом Христа с 8-конечным крестом. К числу уникальных приемов можно отнести исполнение правой части Л. к. с сюжетом «Чудо о змие» вмч. Феодора Тирона: центральный медальон выделен размером и окружен орнаментом в виде уложенных друг на друга плетенок-«восьмерок». Возможно, внимание к этой части декора Л. к. было продиктовано его патрональной программой. Орнаментика Л. к., а также некоторые детали лицевых изображений, прежде всего поясной образ Христа с 8-конечным крестом в навершии, находят параллели в сохранившихся памятниках новгородского искусства малых форм XIV в., предметов церковного убранства или реликвариев самого высокого уровня исполнения. По мнению Рындиной, мотивы сердечек и спиралей, квадрифолийная форма, круглые медальоны сближают Л. к. и серебряный крест-мощевик (рубеж XIII и XIV вв., ныне в сокровищнице собора в Хильдесхайме), а также серебряную рипиду 2-й пол. XIV в. из новгородского Антониева мон-ря (ныне НГОМЗ). Соединение лицевых медальонов с орнаментом-плетенкой близко к оформлению потира архиеп. Моисея (1329, ныне ГММК). Поясной образ Христа в медальоне по характеру личного (крупный прямой нос, нависшие бровные дуги, классический овал лика) имеет аналогии в произведениях новгородского искусства кон. XIII - 1-й пол. XIV в., напр. в композициях Васильевских врат (1335-1336). Мнения исследователей о причинах создания Л. к. расходятся. Как полагает Рындина, к заказу Л. к. мог быть причастен свт. Моисей, архиеп. Новгородский; Трифонова считает, что «людгощичи» создали памятник своим сродникам - павшим воинам-новгородцам.

http://pravenc.ru/text/2561076.html

Свт. Николай Мирликийский. Камея. Кон. XI в. (ГММК) Свт. Николай Мирликийский. Камея. Кон. XI в. (ГММК) Основным типом Г. в Византии стала камея, хотя сохранилось и производство печатей-инталий (напр., с изображением битвы вмч. Феодора Тирона с драконом, из черного халцедона, ок. 1300, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также Г., обработанные с обеих сторон (на лицевой стороне - камея, на обороте - инталия - Wentzel H. Die Kamee der Kaiserin Anna: Zur Datierung byzant. Intaglien//Fs v. U. Middeldorf. B., 1968. Abb. 1, 2 - 6). Г. в основном изготавливали из одноцветных материалов, но сохранились и полихромные (камея с образом свт. Николая Чудотворца, кон. XI в., ГММК). Помимо традиц . представлений о магических свойствах камня на его выбор влияло и символическое толкование цвета, напр. красные прожилки на яшме воспринимали как следы крови Господней; такие камни часто использовали для изображения Христа (камея с фигурой благословляющего Христа в рост, X-XI вв., Благовещенский собор Московского Кремля, ГММК). Оформление Г. оправой, как правило, из драгоценного металла с использованием жемчуга и драгоценных камней превращало ее в наперсную икону-медальон. В эпоху средневековья античные Г. сохранялись и на католич. Западе, и на правосл. Востоке. Они становились украшением церковной утвари, предметами личного благочестия правящей элиты, дипломатическими дарами полит. союзникам (таковы, напр., Г., найденные при археол. раскопках в Грузии). Декор реликвария 3 волхвов в Кёльнском соборе до кон. XVI в. включал неск. Г. с портретами эллинистических правителей и рим. императоров. Иногда античные портретные Г. воспринимали как изображения священных персонажей: Г.-инталия с портретом Юлии, внучки имп. Веспасиана (I в.), украшавшая реликварий св. Дионисия (XII в.) в аббатстве Сен-Дени, судя по монограмме на оправе, почиталась как образ Мадонны; камея с портретами Друза Старшего и его супруги Антонии (I в., ГЭ), хранившаяся в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, считалась украшением обручального кольца св. Иосифа и Девы Марии. Большое число Г. попало на Запад после 1204 г., разорения К-поля и имп. сокровищницы. Изучение и коллекционирование античных Г. возобновились в эпоху Ренессанса, оказали влияние на культуру гуманизма и изобразительное искусство того времени, способствовали расцвету глиптики. В Новое время Г. послужили ученым, напр. И. И. Винкельману , одним из источников для воссоздания истории античного искусства.

http://pravenc.ru/text/161997.html

Религ. произведения И. М. также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит ок. 160 канонов, среди к-рых особое место занимают «венки» канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь к.-л. праздника или святого. Сохранились составленные И. М. «венки» канонов св. Иоанну Предтече, ап. Петру, ап. Павлу, свт. Иоанну Златоусту, свт. Николаю Чудотворцу. И. М. принадлежат большие циклы канонов Пресв. Богородице (более 60) и Иисусу Христу (более 20); по 2 канона на праздник Трех святителей, свт. Василию Великому, вмч. Феодору Тирону, свт. Григорию Богослову, вмч. Димитрию Солунскому; отдельные каноны вмч. Феодору Стратилату, прп. Иосифу Песнописцу, бессребреникам Косме и Дамиану, вмч. Георгию и др. (полный список см.: D " Aiuto F. 1994. P. 22-25). Большинство канонов, составленных И. М., 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, 2-я песнь в них отсутствует. В канонах И. М. использует акростих, в конце к-рого обычно помещает собственное имя (Ιωννου или Ιωννης). Значительная часть канонов И. М. не издана, а многие изданы с неверной атрибуцией (напр., Иоанну Дамаскину). В совр. богослужебных книгах содержится лишь неск. канонов И. М., напр. канон Пресв. Богородице и 2 канона Трем святителям под 30 янв. (см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 442-457; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 511-524), 2 канона вмч. Феодору Тирону в 1-ю субботу Великого поста (см.: Τριδιον. Σ. 135-141; Триодь Постная (МП). Ч. 1. Л. 135 об.- 151 об.). Др. излюбленный жанр И. М.- поэтические экфрасисы, посвященные изображениям святых (великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, обнявшихся апостолов Петра и Павла, свт. Василия Великого, плачущей Богоматери, ап. Павла, диктующего апостолам Луке и Тимофею, святых бессребреников и др.) и сюжетов, связанных с важнейшими церковными праздниками (Рождеством Христовым, Богоявлением, Воскресением, Вознесением и др.). Среди прозаических агиографических сочинений И. М. особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону, к-рому И. М. посвятил 3 похвалы: BHG, N 1770 (произнесена в 1-ю субботу Великого поста в воспоминание о чуде с коливом), BHG, N 1771 (произнесена 8 июня, т. е. в день памяти не Феодора Тирона, а Феодора Стратилата) и BHG, N 1772 (посвящена евхаитскому изображению мученика, отличающемуся от иных тем, что святой представлен пешим, а не в седле). Также И. М. принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона (BHG, N 632). И. М.- автор ряда Житий современных ему святых, напр. прп. Дорофея Нового († 1045).

http://pravenc.ru/text/471360.html

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя ). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к. 3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-X вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения. Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником Благовещения Пресв. Богородицы очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный ). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже). Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

http://pravenc.ru/text/165231.html

Все воскресенья, а также субботы и особые дни Г. п. б. к. (в т. ч. дни Сырной, Страстной и Светлой седмиц) имеют уникальный богослужебный устав; устав первых 2 седмиц подготовительного периода к Великому посту обычный (но устав намеренно облегчает устав всего подготовительного периода к Великому посту в целом - сокращается число кафизм на утрене и др.); в седмичные дни Великого поста служба идет по великопостному чину, характеризуемому обилием земных поклонов, своеобразным строем служб и др. (см. ст. Великий пост ); богослужение большинства дней Пятидесятницы сходно с богослужением попразднства двунадесятого праздника в месяцеслове (эти попразднства относятся к предшествующим памятям Цветной Триоди), хотя и имеет свои особенности. Взаимодействие памятей Г. п. б. к. с неподвижным годовым богослужебным кругом Устав соединения непраздничных последований неподвижного круга с последованиями Г. п. б. к. излагается в 49-й и 50-й главах Типикона. Одной из характерных особенностей великопостного устава является тенденция к уменьшению числа праздничных служб. Поэтому в той части неподвижного годового круга, к-рая часто выпадает на Великий пост, есть лишь неск. великих и средних праздников (т. е. обозначаемых знаками ,     и ), а подавляющее количество дней содержит памяти святых без тропаря. Даже в том случае, когда последование святого (без праздничного знака) имеет нек-рые праздничные элементы (напр., тропарь или стихиру на  ), в будние дни Великого поста они отменяются. Великопостные особенности богослужения (главная из к-рых - пение «Аллилуия» на утрене) отменяются только при совпадении с великим или средним праздником месяцеслова (от полиелея и выше - см. Знаки праздников месяцеслова ). Во мн. дни Г. п. б. к. Минея отменяется вовсе (это никогда не относится к празднику Благовещения Пресв. Богородицы и в нек-рых случаях - к др. важнейшим памятям). К ним относятся все воскресенья Г. п. б. к., все дни Страстной и Светлой седмиц, а также Мясопустная и Троицкая вселенские заупокойные субботы; субботы Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазаревой; среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц поста; среды Преполовения Пятидесятницы, его отдания и отдания Пасхи; четверг Вознесения Господня и пятница его отдания; понедельник Св. Духа и суббота отдания Пятидесятницы. Последования Минеи, не спетые в эти дни, устав предписывает исполнять на повечериях седмичных дней Великого поста.

http://pravenc.ru/text/165231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИЧЕН [Греч. Μαρτυρικν; слав.  ], богослужебное песнопение в честь мучеников (см. ст. Мученики ). В широком смысле М. можно назвать любое богослужебное песнопение, в к-ром прославляются св. мученики. В более узком, уставном значении - особые тропари ( стихиры , седальны , тропари канонов , блаженны ), содержащиеся в песненных богослужебных книгах (преимущественно Октоихе и Триоди ) и, подобно богородичнам (см. ст Богородичен ), замыкающие собой (либо открывающие) циклы тропарей иного содержания. В Октоихе М. содержатся в богослужебном последовании всех дней недели, кроме воскресенья: в стихирах на стиховне вечерни и утрени (в субботу также в стихирах на «Господи, воззвах» ), седальнах по кафизмам, канонах утрени (кроме четверга), блаженнах на литургии (по 1-2 М. в зависимости от позиции; особенно много М. в службе субботы - см. в ст. Суббота ). В составе Триоди (Постной и Цветной) М. помещаются в циклах песнопений, заимствованных из Октоиха (см. в ст. Триодь ), а также после самогласных стиховных стихир будних дней и в нек-рых трипеснцах. Уже в раннехрист. период дни памяти мучеников имели торжественный статус и отмечались пением хвалебных гимнов (напр., см.: Tertull. Adv. gnost. 7//PL. 2. Col. 136). Однако образцы этих гимнов не сохранились. Древнейшие примеры песнопений в честь мучеников содержатся в памятниках древнего Иерусалимского богослужения : иерусалимском Лекционарии V-VIII вв. (сохр. в арм. и груз. переводах), а также в древнем Иадгари - груз. версии Тропология (непосредственно связан с иерусалимским Лекционарием). Так, напр., на память первомч. архидиак. Стефана (28 дек.) помещен тропарь «Воин Царя Небесного…» (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 1. Р. 15; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 49); на память всех мучеников (22 янв.) - тропарь «Мученики Господни…» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 31); на память вмч. Феодора Тирона (1-я суббота Великого поста ) - тропарь «Приготовился как добрый виноград…» (Ibid. P. 51).

http://pravenc.ru/text/2564504.html

Васютино. Церковь Николая Чудотворца. Никола на Куньих Мхах Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:1787. Ссылки:   Адрес: 142500, Московская обл., Павлово-Посадский район, с. Васютино Координаты: 55.92393, 38.74174 Проезд: электропоездом с Курского вокзала (Горьк. напр.) до ст. Электрогорск, далее авт. 21 до Васютино; автобусом 386А от автостанции у метро «Партизанская» до ост. «Васютинский перекресток». на автомобиле по Горьковскому шоссе (в Москве – шоссе Энтузиастов) до п. Кузнецы, далее на светофоре поверну ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда электропоездом с Курского вокзала (Горьк. напр.) до ст. Электрогорск, далее авт. 21 до Васютино; автобусом 386А от автостанции у метро «Партизанская» до ост. «Васютинский перекресток». на автомобиле по Горьковскому шоссе (в Москве – шоссе Энтузиастов) до п. Кузнецы, далее на светофоре повернуть налево (направо – указан поворот на г. Павловский Посад) и никуда не сворачивая проехать 10 км (главная дорога ведет к храму). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первые упоминания о Никольской церкви в Васютино относятся к 1585 г. В деревянной церкви, на погосте, был устроен шестиярусный иконостас с иконами древнего письма. По преданию, церковь на этом месте когда-то основал Сергий Радонежский. В 1787 г. на месте обветшавшей церкви возвели каменный храм с приделом во имя Сергия Радонежского. Здание храма — характерный образец сельской культуры XVIII в. типа «восьмерик на четверике» в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Двусветный четверик храма завершен световым восьмериком. Однопридельная трапезная связывает храм с квадратной в основании колокольней. До разорения Никольской церкви в 1937 г., в ней находилось много святынь, в т. ч. напрестольное Евангелие 1654 г. и крест-мощевик с частицами мощей св. первомч. архидиакона Стефана, вмч. Феодора Тирона и мч. Василия Анкирского. В декабре 1863 г. церковь посетил император Александр II, в ней молился и св. прав. Иоанн Кронштадтский. В советское время здание храма использовалось под различные нужды. В 1990 г. храм в разрушенном состоянии передан общине верующих. Ведутся восстановительные работы. Источник: Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03814

Сретение. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Использование контрапоста создает впечатление движения, расположения в пространстве фигур наподобие античных статуй (напр., бессребреники Косма и Дамиан, праотцы, вмч. Димитрий Солунский). Головы нек-рых святых (вмч. Феодора Тирона, праотцев, праведников в композиции «Сошествие во ад») окружены своеобразной тенью-контуром, усиливающей впечатление трехмерности, что является особенностью росписей храма Протата (Ibid. Σ. 39). Той же цели служит живопись драпировок, подчеркивающая объем благодаря использованию 2, 3 и более оттенков одного цвета. Постепенная их смена и проработка фактуры четкими линиями передают не только складки одежды, но и пластику тела, скрытого тканью, иногда буквально, напр. задрапированная рука мч. Геласия, к-рой он придерживает край одежды. Градация цветовых оттенков и выделение светом выступающих поверхностей придают одежде жесткость и металлический отблеск, к-рые подчеркивают эффект рельефности, напр. у фигур ап. Иоанна Богослова или прав. Симеона Богоприимца в композиции «Сретение». Мягкость и гибкость движений и жестов отличают фрески храма Протата от достаточно статичных и массивных композиций ц. Перивлепты (Ibid. Σ. 41). Наряду с нарочито выразительными ликами старцев - пророков, праотцев, апостолов - соразмерными и умиротворяющими показаны детские и юношеские лики, напр. Христа Еммануила, сидящего на коленях Богоматери (сев. предалтарный столб), вавилонских отроков Анании, Азарии и Мисаила, юных воинов-мучеников. Мастер стремился передать пластичность лика. Светлыми штрихами, положенными поверх вохрения, подчеркиваются выпуклость лба, округлость щек, рельеф небольшого носа и подбородка. Выписывая опущенные уголки губ и глубокие тени вокруг глаз у Богомладенца, мастер передает трагическое знание о грядущей Жертве (о стиле и смысловом содержании поклонных икон см.: Teteriatnikov. 1999). В отличие от яркой, насыщенной колористической палитры мастеров Михаила и Евтихия Панселин использовал в драпировках разбеленные оттенки - голубой, серебристо-серый, сиреневый, зеленоватый, розовый холодного тона и терракотовый (напр., хитон ап. Фомы), бежевый, фисташковый, изысканные сочетания холодных серовато-жемчужных цветов с розовым и багряным (одежды свт. Потапия и мч. Геласия), и со светло-лиловым (хитон мч. Ореста).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В частности, сводя в одно целое различные материалы св. Димитрий, смотря по надобности: 1) дополнял недостающее в одном источнике из другого; 2) сокращал подлинный текст; 3) переменял форму подлинника: надгробное или похвальное слово в простой исторический рассказ; 4) приводил посторонние свидетельства без перемены в дополнение или подтверждение повествования; 5) только указывал на согласные свидетельства о предмете повествования других историков, без выписки их. Прот. А. Горский замечает: «Есть еще критическая сторона в Четьих-Минеях, которая показывает, что св. Димитрий заботился об удовлетворении требованиям исторической истины. Критические замечания св. Димитрия обыкновенно присоединяются к концу жизнеописаний в виде примечаний. Большая часть сих замечаний состоит в различении одного Святого от другого, ему соименного (напр. вмч. Феодора Стратилата от вмч. Феодора-Тирона 51 , двух различных пророков Михеев), иногда в уничтожении кажущегося различия… Иногда св. Димитрий обнаруживает сомнение в предполагаемом различии двух лиц (ап. Варфоломей – Нафанаил)… Предметом критических замечаний св. Димитрия служит также разрешение каких-нибудь недоумений, на которые может навести читателя чтение какого-либо повествования… Не всегда св. Димитрий в своих критических замечаниях позволяет себе произносить решительный суд. Иногда он ограничивается только снесением различных мнений и свидетельств (свидетельства о чуде при воздвижение Честного Креста – 14 сентября; разные свидетельства о летах жизни Пресв. Богородицы в повествовании об Ее Успении)» 52 . Необходимо отметить наличие в «Книге Житий» такого принципиально нового момента, как элементы научно-справочного аппарата (даваемые петитом, частично в маргиналиях 53 ): ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых (например, вмч. Георгия и свт. Николая), исторические справки, превращающиеся порой (как, например, статья «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия в 3-м томе) в небольшие исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Николая Чудотворца, вмч. Феодора Тирона, вмч. Георгия Победоносца и особо почитаемых в Румынской Церкви вмч. Иоанна Нового и прп. Параскевы (Петки) Тырновской. В 1682-1686 гг. митр. Молдавии Досифей издал 4 тома «Житий и деяний святых», над к-рыми работал 25 лет. 1-й том охватывает месяцы сент.-дек., 2-й - янв.-февр., 3-й - март-июнь и 4-й - июль-авг. Источниками для этого издания были прежде всего «Минеи» Досифея Маргуниоса и «Жития святых» Симеона Метафраста, отпечатанные в греч. типографии Н. Гликиса в Венеции. Митр. Досифей использовал и др. греч. тексты, а также нек-рые слав. переводы, известные в Молдавии. Он упоминает ряд молдав. святых, своих современников, официально не канонизированных: Парфения из Агапии, Епифания Воронецкого, Кириака из Тазлэу, Кириака из Бисерикани и др. Хотя четырехтомник митр. Досифея являлся переводом греч. и слав. текстов, он значительно повлиял на создание молдав. и румын. Ж. л., становление письменного языка, выработку терминологии и отбор персоналий. Из широко распространенных житий на греч. языке следует отметить Житие нмч. Иоанна Валаха (Румына), уроженца Олтении, казненного турками в К-поле в 1662 г. за отказ изменить правосл. вере и принять ислам. Он был тогда же канонизирован К-польской Патриархией. Его Житие было включено в ряд др. текстов, неоднократно публиковавшихся. Параллельно на территории Молдавии осуществлялись переводы житий и на слав. язык. Примерно тогда же, в XVII в., на слав. язык в монастыре Бисерикани было переведено Житие Андрея Критского. Следует отметить издания, посвященные и нек-рым др. святым, напр. прп. Василию Новому, прп. Никодиму. В 1758 г. Евлогий Даскэлул из Ясс закончил работу над переводом сборника житий святых со славянского языка (не изд.). В рукописи остались и некоторые др. переводы, 2 из них находилось в б-ке Историко-археологического церковного об-ва в Кишинёве. В 1782 г. Макарием из Бистрицы с греческого языка были переведены «Жития святых» (опубл. позднее). Важным событием стала публикация 12 томов «Житий святых», выпущенных в типографии Нямецкого мон-ря в 1807-1815 гг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010