Память А. отмечена в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos Typicon. Vol. 1. P. 74), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском уставе (в т. ч., в самой древней рукописи XII в.- ГИМ. Греч. 330. Л. 88, где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава , указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография к-рой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях (Arranz. Typicon. P. 42). В Евергетидском уставе (1-я пол. XII в.) обозначена вторая память 7 отроков Эфесских, впосл. вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в совр. Типиконы греч. и рус. Церквей (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 298-299). Службу А. содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.: РНБ. Греч. 551. Л. 99-101об.; Греч. 227. T. 1. Л. 93-94). Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X-XI вв. кондаки А. и 7 отрокам Эфесским на этот день. В греч. Кондакаре нач. XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 40) выписаны 2 кондака с икосами (4-го плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из к-рых совпадает с кондаком греч. печатной Минеи, др.- рус. Стихира на вечерне на «Слава» А.- приписывается в греч. и слав. печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (2-го гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны,-Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в. Sinait. gr,1096 ) списков Иерусалимского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), А. полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610) обозначена служба 2 святым А. и 7 отрокам без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), выписан кондак. В совр. рус. практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божией Матери. Свт. Аверкий, еп. Иерапольский А. изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/62706.html

547 Список Судебника 1550 года, переданный Матфеем Никифоровым в монастырь, сохранился: Соф., 1440. Сохранилась еще одна рукопись Матфея Никифорова, относящаяся к 30-м годам XVII века, т. е. ко времени пострижения его в монастырь. Это – «Житие и чудеса Николая Мирликийского» (Пог. 672). 548 Этот часовник, изданный в Москве в 1652 году, в настоящее время хранится в собрании Государственного Исторического музея (ГИМ) в Москве. Он на полях имеет запись: «Книга Часослов вклад подаяние Матфея Никифорова Кирилова монастыря 163 году октября в 26 день» (Записи на книгах старой печати XVI-XVII веков. – Археографический ежегодник за 1961 год. М., 1962, с. 306). Из текста записи следует, что Часослов, вероятно, с другими книгами поступил в книгохранительницу 26 октября 1654 года, т. е. почти сразу же после пострижения Матфея Никифорова в монастырь. 549 РГАДА, ф. 1441, оп. 1, д. 497, л. 8–8 об. В эту же церковь Матфей Никифоров вложил «десять образцов пядниц... образ Пречистые Богородицы Одигитрие, на поле Кирил чюдотворец, на золоте, два образа Николы Чюдотворца на красках, образ преподобнаго Кирила Новозерского чюдотворца на вохре, образ Алексея человека Божия на вохре, образ ярославских чюдотворцев на вохре, образ Пречитые Богородицы Страстные на золоте, образ Сергиево видение на золоте, образ Бориса и Глеба на золоте, образ соловецких чюдотворцов Зосимы и Саватеи на красках, все подписаны» (РГАДА, ф. 1441, оп. 1, д. 497, л. 4–5). 551 Это село описано в вытной книге 1665 года, составленной под руководством Матфея Никифорова: «Село Старое Петровское на реке на Малой Сиземке, а в нем церковь Петра и Павла, другая церковь Николы Чюдотворца, обе древяны, верхи клинчаты. А в церквах образы, и книги, и на колоколнице два колокола, строение Кирилова монастыря и мирское» (РНБ, AII/41, л. 327 об.). Верх «клинчатый» имели храмы, в основе которых лежал прямоугольный сруб, крытый двухскатной кровлей (по типу крестьянской избы). Так построена в 1485 году церковь Ризположения в селе Бородавы Белозерского уезда. Сейчас находится на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст Первоначальной редакции Жития публикуется по единственному известному списку (кон. XVI в.) – РНБ, ОСРК F.I.894, л. 502–551 об. МЕСЯЦА ФЕВРАЛЯ В 4 ДЕНЬ. ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИСИДОРА ПИЛУСИЙСКОГО. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО КИРИЛЛА БЕЛОГО, НОВОГО ЧУДОТВОРЦА, СОЗДАВШЕГО ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА КРАСНОМ ОСТРОВЕ ОЗЕРА НОВОГО В ПРЕДЕЛАХ ГРАДА БЕЛА-ОЗЕРА. НАПИСАНО ТОЙ ЧЕСТНОЙ ОБИТЕЛИ ИГУМЕНОМ ПИМЕНОМ Благослови, отче! Сей же преподобный и богоносный отец, чудотворец Кирилл Белый, родился в граде Галиче, у родителей-христиан. Пятнадцати лет от роду, когда был он еще молод, мал возрастом, но уже совершен добродетелью, возлюбил он иноческий образ и ушел втайне от родителей своих из града Галича на реку Обнору; ибо слышал он от родителей своих, что там преподобным Корнилием был основан монастырь славный; обустраивали эту обитель преподобный и живущая в ней братия, имеющая в Боге духовную любовь, и смирение, и послушание преподобному Корнилию. Он же возлюбил такую благодать и захотел подражать такому житию, и, помолившись Господу Иисусу Христу и Пречистой его Богоматери, пустился в путь свой к той обители преподобного Корнилия. Путь же отроку до той славной обители был неблизкий, 80 верст, и шел он радуясь и молясь Богу, наставляющему на путь, – не печалясь о родителях и о доме своем и не взяв ничего от богатств своих, – ни золота, ни серебра, ни одежд красивых, ни пищи, но только одно платье, которое носил. Шел он быстро, не оглядываясь по сторонам и не вспоминая о доброте отца своего и о любви матери своей. Когда отрок отошел от города своего на пятнадцать верст, то увидел сидящего у дороги старого инока, с седой бородой, благообразного и смиренного, и очень обрадовался ему, и тотчас подошел, и припал к ногам блаженного старца, прося у него благословения. Старец же взял отрока за руки и поднял его с земли, говоря: «Мир тебе, чадо, и благословение. Откуда ты, чадо, из какой стороны, и куда идешь, и что тебе нужно от нищего старца?» Отрок же сказал ему всю правду, как ушел от своих родителей, захотев стать иноком. Старец же сказал: «Добро, чадо, и блаженно то, что ты пожелал. Добрые дела скорбями достигаются, а страданием исправляются. Своим ли умом изволил прийти ко Господу?» Отрок же ответил: «Да, честной отец, по усердию своему и по обету моему хочу стать иноком». Тогда старец спросил его: «Какую, чадо, возлюбил обитель?» Юноша же сказал: «Прости меня, отче, Бога ради, хотел дерзновенно во святую обитель преподобного Корнилия». Старец же сказал ему: «Дерзай, чадо, в эту обитель. Я из той обители, а вышел в мир по благословению преподобного Корнилия для монастырских дел и теперь возвращаюсь в монастырь. И ты, чадо, иди со мною, и Бог направит стопы твои». И, сотворив молитву, отправились в путь свой, и шли быстро, и на второй день дошли до монастыря преподобного в посте и в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Пг.: Синод, тип., 1917. – 16 с. 546 . Преображение Господне: Критико-экзегетический очерк. – М.: Унив. тип., 1888. – 91с. – Отт. из: Правосл. обозрение. – 1888. 547 . Преосвященный Евсевий (Орлинский) , архиепископ Могилевский, бывший ректор С.-Петербургской Духовной Академии//Христиан, чтение. – 1909. – Окт. – С. 1332–1351; Нояб. – С. 1459–1482. 548 . Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии//Христиан, чтение. – 1909. – Март. – С. 421–440. 549 . Происхождение, характер и значение монархианства: (По поводу взглядов А. Гарнака на монархианское движение). – М.: Тип. Снегиревых, 1889. – 73 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1889. 550 . Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую. – М.: Тип. Снегиревых, 1889. – 75 с. 551 . Разбор учения Гартмана об абсолютном начале как бессознательном. – Харьков: Тип. Губ. правл.. Ценз. 1889. – 66 с. – Отт. из: Вера и разум. – 1888. – Авт. установлен по каталогу РНБ. 552 . Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. – СПб.: Тип. Катанского, 1895. – 100 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1895. 553 . Религиозное образование в английских общественных школах//Церков. ведомости. – 1908. – 26. – С. 1207–1212; -С. 1262–1268. 554 . Родословие Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского. – М.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1910. – 46 с. 555 . Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. – Варшава, 1928. – 116 с. То же. – Б.м.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992. – 184 с.-Указ.: с. 113–181. 556 . Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. – София, 1932. – 200 с. 557 . Св. Апостол Павел и неканоническая Книга Премудрости Соломоновой//Христиан, чтение. – 1902. -Апр. – С. 447–503, Авг. – С. 129–160. 558 . Св. Апостол Павел и павлинизм Антиохийской школы (в ее экзегетике и догматической деятельности за период I-IV Вселенских Соборов)//Тр. V съезда рус. акад. орг. за границей. – София, 1932. – Ч. 1. – С. 99–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

Рассказы Симона и Поликарпа о печерских святых не образуют авторских циклов, а следуют в смешанном порядке. Это результат удаления из Патерика эпистолярной основы, вокруг которой группировались агиографические тексты. Разрушение структуры памятника приводит к тому, что перестает соблюдаться и жанровая целостность произведений, входящих в состав Патерика. Так, например, из Жития Феодосия Печерского выделяется в особую повесть рассказ о Варлааме и чудо о поставлении монастыря. В конце к Патерику часто присоединяются тексты, большая часть которых прямо не связана с историей Киево-Печерской лавры. Здесь рядом с Поучением Феодосия к келарю 551 читается Слово об авве Логине из Скитского патерика, а также Слово о службе божьей, о дьяконе и попе. Многих исконных текстов в Патерике недостает, чаще всего опускаются «слова» об Онисифоре, Евстратии, Афанасии, Еразме, написанные Симоном, и житие Спиридона и Алимпия, принадлежащее перу Поликарпа. Как правило, списки Патерика редакции A IV не содержат Слова о первых черноризцах печерских, которое входило в древнее ядро памятника. Таким образом, этот вид Арсеньевской редакции по принципам отбора и расположения материала близок к Феодосьевской и по существу является выборкой из Патерика. В зависимости от состава «конвоя» Печерского патерика, который не закрепился в процессе дальнейшего редактирования памятника, и частных особенностей в расположении текстов внутри сборника можно выделить четыре варианта редакции А . Первый вариант (А ) представлен списком, который содержит Слово о службе божьей, о дьяконе и попе. Сказание Симона о создании Успенского собора стоит после жития Святоши, князя Черниговского, и имеет заголовок «Чюдо святаго Феодосия о церкви». 51. РНБ. Собр. Кирилло-Белозерского мон. (Ф. 351) 7/1246. Ркп. XVI в.; 4°; 246 л. IV; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–207 об.; список полный. О ркп. см.: С – с. 371; А – с. 51–53. Второй вариант (А ). Самый распространенный, в качестве дополнительного текста включает Поучение Феодосия к келарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

древностям. СПб., 1891-1906. Кн. 1-3; он же. Новый список древнего устава Константинопольских церквей//ВВ. 1896. Т. 3. С. 427-460; он же. Рец. на кн. иером. Иоанна (Рахманова) «Обрядник визант. двора как церк.-археол. источник»//Там же. С. 362-376; Иоанн (Рахманов), иером. Обрядник визант. двора (De cerimoniis aulae byzantinae) как церк.-археол. источник. М., 1895; Дмитриевский А. А. Предполагаемые и действительные вновь открытые комментарии к «Обряднику» Константина Порфирогенета//ЧИОНЛ. 1903. Кн. 17. Вып. 2. Отд. 1. С. 69-73; он же. Историко-археологические и критические этюды к обряднику в издании Рейске (рукопись)//РНБ ОР. Ф. 253. Д. 141, 142, 155; Bury J. B. The Treatise De administrando imperio//BZ. 1906. Bd. 15. S. 517-577; idem. The Ceremonial Book of Constantine Porphyrogennetos//EHR. 1907. Vol. 22. N 86. P. 209-227; N 87. P. 417-489; B ü ttner-Wobst Th. Die Anlage der historischen Encyklopädie des Konstantinos Porphyrogennetos//BZ. 1906. Bd. 15. S. 88-120; Латышев В. В. К вопросу о лит. деятельности Константина Багрянородного//ВВ. 1916. Т. 22. С. 13-20; T ä ubler E. Zur Beurteilung der constantinischen Exzerpte//BZ. 1925. Bd. 25. S. 33-40; Grumel V. Une date historico-liturgique: Τ τρτ τς Γαλιλαας//EO. 1937. T. 36. P. 52-64; Alexander P. J. Secular Biography in Byzantium//Speculum. 1940. Vol. 15. P. 194-209; Dain A. L " encyclopédisme de Constantin Porphyrogénète//Lettres d " Humanité. 1953. Vol. 12. P. 64-81; Ostrogorsky G. Sur la date de la composition du Livre des thèmes et sur l " époque de la constitution des premiers thèmes d " Asie Mineure//Byz. 1953 T. 23. P. 31-66; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 551-552; Mango C., Š ev enko I. A New Manuscript of the «De Cerimoniis»//DOP. 1960. Vol. 14. P. 247-249; Grierson Ph., Jenkins R. J. H. The Date of Constantine VII " s Coronation//Byz. 1962. T. 32. P. 131-138; Jenkins R. J. H. The Chronological Accuracy of the «Logothete» for the Years A. D. 867-913//DOP. 1965. Vol. 19. P. 89-112; Oikonomides N.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Согласно «Слову Афанасия Александрийского о Мелхиседеке» по Прологу XV–XV вв. (Рум. Мелхиседека, как приверженца единобожия, отец-язычник намеревался принести в жертву языческим богам. Но по молитве праведника Бог погубил отца и весь его нечестивый род, поэтому праведник остался безродным. «Слово Афанасия» читается в сборниках ГИМ. Син. РГБ. Унд. РНБ. Сол. Тот же вариант, но с дополнениями, повествует о том, как отец Мелхиседека по имени Седек (вариант Мелхил) вознамерился принести в жертву Крону одного из двух своих сыновей. Жребий пал на Мелхиседека, но мать посылает к нему с предупреждением брата, после чего участвующие в жертвоприношении родственники поглощены землёй, а Мелхиседек скрывается на горе, к которой Бог приводит для встречи Авраама (РНБ. Сол. А. И. Яцимирский выявил 52 апокрифических повествований такого рода (см.: Яцимирский–1921. С. 100–111). По другой версии, Мелхиседек родился чудесным образом от Софонимы – неплодной жены жреца Нира, брата Ноя. Мать Мелхиседека, будучи заподозренной в бесчестии, умирает от страданий, и будущий первосвященник рождается уже от мёртвой Софонимы. После появления на свет он сразу же начинает восхвалять Господа. Явившийся ангел Господень накануне потопа переносит Мелхиседека в рай. Этот вариант известен по спискам ГИМ. Барс. БАН. 45.13.4. Л. 365–366об.; РНБ. Кир.–Белоз. Л. 232об.–238об.; РНБ. Тр.–Серг. 3 793 (1639). Л. 401–402 (публикацию см.: Тихонравов–1863. 1. С. 26–31; БЛДР. Т. 3. С. 114–119). Апокрифические сведения о Мелхиседеке излагаются также в «Хождении Даниила игумена», в творчестве Максима Грека и в «Хронографе» 1599 г. (СККДР. Т. 1. С. 62–63). 673 При заключении завета Господь Бог переименовал Аврама в Авраама и Сару в Сарру, сказав: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт. 17:4–5 ); «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Для определения области значений евр.   необходимо учитывать сравнения древнеевр. договоров с древневост., и прежде всего с месопотамскими, договорами. Вейнфельд выдвинул предположение, что типологически синайский З. Бога с Израилем соответствует договору-обязательству (obligatory covenant) или собственно договору (treaty), а договор Бога с Авраамом и Давидом соответствует договору-обещанию (promissory covenant) или дарственному акту (grant). В 1-м случае речь идет об обязательствах вассала по отношению к господину (treaty и синайский договор), во 2-м случае - об обязательствах господина по отношению к своим подданным или вассалам (договоры с Авраамом и Давидом). Теория Вейнфельда была очень влиятельной в 70-80-х гг. XX в., в 90-х гг. появились работы, подвергшие сомнению правомерность таких аналогий (Гэри Кнопперс и др.). А. К. Лявданский Ветхий Завет З. с первым человеком Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Начало З. было положено еще в раю. Согласно Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Господь дал людям «смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его… вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» (Сир 17. 5-8, 10). Этот 1-й по времени З. был нарушен грехопадением человека (Быт 3), но как «вечный», а потому неизменный был восстановлен через обетование «семени жены» (ср.: Быт 3. 15), к-рое победит диавола и возвратит людям утраченное блаженство. З. с Ноем Такой же всемирный характер, как и З. с Адамом, имеет З. Бога с праотцем Ноем (здесь впервые в библейском повествовании встречается термин  ). Из развращенного человечества перед его гибелью Господь избирает прав. Ноя (Быт 7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. С родоначальником нового человечества, его потомством и со «всякою душою живою» (Быт 9. 10) Бог утверждает великий З. мира (Быт 9. 9-17) как знак Своего благословения к обновленному после потопа человечеству. Гарантируя сохранение естественного порядка, смену времен года, дней и ночей, плодородие земли, сохранение жизни людей и животных (Быт 8. 21-22), этот З. способствует приготовлению человека к буд. откровениям о спасении, т. к. вносит в жизнь людей начала законности (ср.: Быт 9. 3-6). Более близкое отношение к делу спасения данный З. приобретает через благословение Ноем Сима (Быт 9. 26).

http://pravenc.ru/text/182425.html

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010