Константин Великий , в согласии с епископами, издал в 331 г. закон, которым запрещает развод вообще, кроме случая прелюбодеяния (adulterium) и таких преступлений со стороны мужа или жены, которые влекут за собою смерть или вечную каторгу 2333 . Следующие императоры до Юстиниана издавали то более строгие, то более полные законы о разводе 2334 . Юстиниан одною своею новеллою (542 г.) положил конец прежним колебаниям в этом отношении и установил на будущее время основное правило, когда и вследствие каких причин может быть расторгнут законно заключенный брак 2335 . Именно, он узаконяет развод в следующих случаях: а) когда за мужем или женою окажется такое преступление, которое влечет за собою смертную казнь, б) когда муж или жена дойдут до такого состояния, которое можно считать одинаковым с физическою смертью , в) когда в браке окажется прелюбодеяние, или такой поступок, который дает право считать его прелюбодеянием, г) когда нет необходимого физического условии для брака и д) когда муж или жена желают посвятить себя воздержанной жизни. Все эти причины развода подробно перечислены в Юстиниановой новелле и о них будет речь в следующем параграфе. Этою новеллою, а затем другою (556 г.) осуждался всякий развод, не обусловленный одною из перечисленных причин и состоявшийся не на основании судебного приговора, причем было постановлено, что муж или жена должны быть в таком случае сосланы в монастырь на всю жизнь, а имущество их разделено между наследниками и монастырями; те же лица, которые утвердят незаконный развод, должны подвергаться телесному наказанию и ссылке в каторгу 2336 . Так как первая новелла Юстиниана (542 г.) о бракоразводных причинах вполне соответствует предписаниям об этом православного церковного права, а сама она была издана с согласия и по настоянию тогдашнего Константинопольского патриарха Мины (536–552), то эта новелла была уже внесена в первую редакцию основного канонического сборника православной церкви, именно в номоканон в XIV титлов 2337 , который, как известно, впоследствии, в X веке, был признан общеобязательным сборником для всей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Преподобный Иоанн Лествичник по этой причине счел возможным написать, что «покаяние есть восстановление Крещения» 2332 , и многие из святых отцов даже рассматривают эту духовную практику как «второе Крещение» 2333 . «Покаяние, – отмечает преподобный Исаак Сирин , – было дано людям после Крещения. Покаяние – поистине второе рождение, которое приходит от Бога. То, что мы получили в залог через Крещение, мы получаем в Покаянии как дар» 2334 . Это не означает, что оно может заменить собой Крещение или подать какой-то дар, которого Крещение не сообщило бы, каким-то образом дополняя его. Крещение, как мы уже подчеркивали, дает человеку все, что ему нужно для исцеления и спасения, а Покаяние само по себе, без Крещения, не в состоянии исцелить или спасти человека 2335 . Роль Покаяния после Крещения состоит в том, чтобы позволить христианину отвратиться от греха и страстей, в которые он повторно впадает, очиститься от них и вновь исцелиться, тем самым восстановив благодатное состояние, поданное в таинстве, оживить в себе эту благодать и позволить ей вновь плодоносить в себе. В покаянии человек не находит ни второго крещения, ни тем более того Крещения, которое он уже принял, так как он его никогда не терял, но обретает его плоды, которые растратил по нерадению, небрежению, из-за обращения к грехам и страстям. Разумеется, покаяние касается не только того, кто принял Крещение и согрешил. Оно обязательно всякому человеку, в каком бы состоянии он ни находился, тому, кто хочет оставить грех и обратиться к Богу. Итак, оно имеет отношение как к тому, кто еще не принял Крещения и призван Богом ко спасению, так и к тому, кто уже преуспел на пути спасения, но при этом еще не достиг совершенства. Поэтому практически все люди и всегда нуждаются в покаянии 2336 . Оно является существенным условием исцеления падшего человека и одной из важнейших точек опоры для его возвращения к здоровью и для его спасения. Поэтому и проповедь Евангелия, возвещение Благой Вести о спасении, началось с проповеди покаяния, которая является началом и характерной чертой учения святого Иоанна Крестителя 2337 . С нее же, по свидетельству евангелистов Матфея и Марка, начинается проповедь Христа, обращенная к народу: Покайтесь (μετανοετε), ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ) 2338 . В Евангелии от Луки Христос упоминанием о покаянии завершает свою миссию в этом мире перед Вознесением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

– Может быть, правительство представило дело об избрании Игнатия в таком виде, что ему известна негласная деятельность Феодоры в пользу Игнатия и её давление на выборы, гораздо более сильное, чем до сих пор предполагалось. Допуская натяжку, собор принял утверждение правительства и, делая из него вывод, мог применить к Игнатию 30 ап. правило, не распространяя его однако на общавшихся с ним, как незнакомых с истинным положением дела. Между прочим и собор 869 г., осудив и низложив Фотия, не распространил осуждения на общавшихся с ним (Mansi XVI, 85), в чём однако Никита и видит пагубную ошибку собора (р. 548). 2321 Генгенрётер не допускает этого (I, 427): Бароний допускал (an. 861 n. 6), и замечание у Феогноста (Mansi XVI, 297 А) подтверждает это. 2323 Никита называет его τν λγον λογον, τν βον ββηλον и замечает, что он был даже в своё время низложен Игнатием. Такая аттестация имеет определенную цель – унизит собор 861 г. В распоряжении Фотия было неограниченное количество духовенства, и выбирать глупых и нечистых людей не представлялось никакой необходимости. 2327 Nicolai ep. V ad Michael. Mansi XV, 173 C (в 862 г.). Ep. IX Mansi XV, 220 sq. Ep. X ad clerum C-tanum Mansi XV, 244 (оба в 866 г.). Cf. Anastas. Bibioth. Praefacio in cone. C-tanum IV. Mansi XVI, p. 4 C, p. 13. 2328 Нельзя думать, что правительство рассчитывало на то, что папа не заметит переделки; пропуски были слишком велики, а от легатов оно должно было узнать, что в Риме оставлены копии писем. 2329 Mansi XII, 1072 sq. Hergenröther I, 249. И. Д. Андреев. Герман и Тарасий, патриархи к-польские. Сергиев Посад 1907, с. 112. 2336 На седьмом вс. соборе такая-же просьба Адриана I была обойдена молчанием. И. Д. Андреев l. c. 2337 Не нужно думать, что на Западе отношение к документам было лучше. Гинкмар Реймский внушал своему посланнику, епископу Эгилону, как можно лучше запомнить содержание его и папских писем, чтобы помешать римлянам исказить их смысл, что у них бывало нередко. Migne Patr. Lat. CXXV, 64. Тот-же Гинкмар жаловался Анастасию Библиотекарю, что папа передал слова его последнего письма совершенно в ином виде и смысле, и из предосторожности, чтобы акты собора в Труа не были никем подделаны, предупреждает Анастасия, что оригинал актов передан им его легату епископу нантскому (Richterich op.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2324 См., например, ibidem. PG 74. 89 A. свт. Кирилл говорит о томлении Спасителя во время Гефсиманской молитвы как о доказательстве обладания Им человеческой разумной душой. 2327 См., например: Glaphyra in Genesim I. PG 69. 25 С: «Что приводя человека в бытие, Бог имел в виду и то, что он подпадет тлению, но знал и способы врачевания». Также см.: «преоб­разование человеческой природы в древнее состояние (ες τν ρχαον ναπλασμν) и как бы превращение ее в то, чем мы были в Адаме (μεταμρφωσιν τν ες περ μεν ν Αδμ), только что приведенные в бытие и еще не лишенные вышней славы и освящения», De Adoratione in Spiritu et Veritate… II. 68. 241. 46–47//TLG. 2330 Glaphyra in Genesim I. PG 69. 24 D. Святитель неоднократно говорит о том, что человеческая природа наследовала в наказание за грехопадение именно смерть и тление. Тлением обусловлена ее удобопреклонность ко греху, но сам грех, как «юридическая ответственность», не наследуется (см. также, например: Fragmenta in sancti Pauli episrulam ad Romanos 182. 7–8//TLG). 2335 Называет Евхаристию «животворящей пищей» и Телом Спасителя, Eusebius. Commentaria in Psalmos 21. 30//TLG. 2336 S. Eutychius Cp. Patriarcha. Sermo de Paschate et de sacrosanct Eucharistia. PG 86 b. 2393 D. 2337 В 13-й гл. IV кн. преп. Иоанн говорит о «животворящих и божественных» свойствах Тела Христова. 2339 Наряду с сочетаниями «таинственное благословение», «духовное благословение», «животворящее благословение», «благословение Христово», «таинственное и животворящее дароношение», которые также очень характерны для свт. Кирилла (а первое из этого ряда встречается десятки раз в корпусе его сочинений), Желтов М. , диакон, Ткаченко А. А., Михайлов П. Б., Петров В. В. Евхаристия. С. 584. 2340 Там же. С. 585; Gebremedhin E. Life-Giving Blessing: An inquiry into the Eucharistic doctrine of Cyril of Alexandria. Uppsala, 1977. P. 61–66. 2343 Всего в своих сочинениях свт. Кирилл употребляет производные от «животворящий» и «животворить» чуть менее 700 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2328 330 лл. 254 об. – 255. Исключение представляет лишь праздник Рождества Богородицы, о котором Устав замечает: пота к ка преданыи убо уставъ дне сего мц подоба т п т подъв ка нъ убо и въ рожтвьныи днь влчц наше бц чьстьнаго ради и раны ради утрьн уставлено бы п т дъв ка. 330 л. 71 об. 2330 330 лл. 12 об; 14, 20 об., полный канон также см. лл. 15 об.; 18, об. Ср. Скабалланович, Толк. Типикон, стр. 404. 2332 330 л. 255. О порядке пения кафизм и вообще псалмов, определяемого системой аллилуариев см. 330 л. 255–259; объяснение у Мансветова «Церк. Устав», стр. 164–166, у Скабаллановича «Толк. Типикон», стр. 404–406 и Отзыв о соч. о. Лисицина в ж. Совета Киевской Дух. Академии за 1910–11 уч. год, стр. 429. Ср. Τυηικ, 281, 606. 2333 О субботах триодного периода, начиная с мясопустной, трудно сказать что-либо определённое, по неясности уставных замечаний. См. лл. 2, 7, 11, 19; 53, 58. 2334 330 л. 33 об.; л. 190: на утрь поють блни непорочнии съ аллу. гла. и поть катаваси. гла. и блжимъ т вси роди и ч т ьтьс сло в ан . въ тъ днь. н по чьтении поють степеньна... вьско дыни... еуа... 2336 прже варившаго ради труда. См. службы 9 (л. 75) и 15 сентября, 12 (л. 94 об.) и 22 (л. 99) ноября и друг. Ср. Лисицин. Перв. сл. русск. Тип., стр. 241. 2337 Например, в службе св. Феодору Студиту 11 ноября: на утрьнни. по пьрви ка... ч т ьтьже. автъ прпбнаго оц игумена. въ дино чьтени... 330, л. 93.   Неделя сыропустная: по пнии же пьрвы ка...чьтеть сло в ста васили о пост. муже начл въструбите ре. по въторй же ка... и чьтета въ тъ днь. об слов о пост ста васили. въструби т ре. а въторо же чьтеть по вътори ка. муже нач. Оутшаите. 330, л.7 об. – 8.   Неделя Ваий: чьтетьжес андр прадьнику. муже начало. Въчера ны съ влкою лаорь. и радлть на дъв чь т . до обычьнаго. и дино убо чьтеть по а. ка. а дру по вьтори. по г. же п с . чтеть съкаани стго сул сло в . муже начло. динъ же нкто нихъ каифа. 330, л. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Буттман, определяя значение слова βολεσθαι, в его отличии от θλειν, говорит, что βολεσθαι выражает более чувственное желание, непроизвольную склонность, тогда как θλειν выражает желание сознательное, основанное на достоинствах желаемого предмета 2336 . Определение Бутмана одни лексикографы, и, между прочим, Шмидт в своей синонимике греческого языка 2337 , принимают; другие отвергают. Кремер правильным считает определение Шенкеля 2338 , что βολεσθαι есть более расширенное понятие, чем θλειν; что θλειν указывает на энергию желания, переходящую в действие воли, βολεσθαι – на представление, созерцание желаемого. На основании употребления этих слов у классиков, Кремер определяет их значение и взаимное отношение таким образом: βολεσθαι есть общее направление воли, θλειν – действующая воля; βολεσθαι и θλειν отличаются между собой, как чувство и решение. Такое определение βολεσθαι должно признать правильным. В Св. Писании βολεσθαι весьма часто употребляется в значении сознательного, твердо определенного решения воли, так оно прилагается к Божественной воле 2339 . Несомненно, что βολεσθαι заключает в себе идею выбора, предпочтения после исследования, рассуждения об известном предмете 2340 . В таком смысле Ап. Павел употребляет это слово и в изучаемом послании 2341 . На такой смысл указывает и βουλ, которое у новозаветных писателей значит совещание, рассуждение, предшествующее решению воли 2342 . В соединении с πλουτεν,  слово βολεσθαι значит иметь решение приобрести богатство или, по словам Златоуста, жаждать приобретения 2343 . В книге Притчей выражение σπεδειν πλουτεν – спешить к богатству – указывает на человека, который богатство ставит целью своей жизни 2344 , с нетерпением желает достигнуть этой цели. То же самое изображает и Апостол в разбираемом месте, но только он выражается смягченнее, – и это для того, чтобы показать, что с самого первого намерения к приобретению богатства начинаются уже бедствия. Эти бедствия суть: πειρασμν, παγς и πιθυμα πολλα.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

опис. Савв.-Сторожев. монастыря. С. 7,10, М., 1846 (388); Акт., относ, до юридич. быта Росс. 1. 92 (229). 2331 Житие прп. Стефана Махриц. в сборн. моей библ. 51. Л. 191 и след. (151); Истор. росс. иерарх. 6. 850–853 (234). 2332 Акт. эксп. 1. 29 (232); Акт., относ, до юрид. быта России. 1. 77, 443 (229); Ист. росс. иерар. 3. 432, 569 (234). В Вассиановом житии прп. Пафнутия Боровского (сборн. моей библ. 100) говорится: «Постризается в иноческий образ в обители Пречистыя Богородица честнаго Ея Покрова, Высокое нарицаемо, в скрай предреченного града Боровска рукоположением пастыря того настоятеля, Маркелла именем». И далее: «20 лет облечеся в иноческий образ и жил в монастыри... в своем пострижении 30 лет без полугоду...» и проч. См. также: П. собр. р. лет. 8. 183 (351). 2333 Полев. Истор. русск. народа. 5. 230. Прим. 232 (350); Ник. лет. 5. 12 (374); Акт. ист. 1. 51 (228); Акт. эксп. 1.17 (232). 2335 П. собр. р. лет. 3. 70 (351); архим. Макария Археолог. опис. церк. древ. в Новгороде. М., 1860.1.145 (323). 2336 Житие св. Моисея, архиеп. Новгор. в сборн. моей библ. 14. Л. 74, 75 (149); П. собр. р. лет. 3. 74, 77, 85, 86, 88,133,182, 228, 235 (351); Ник. лет. 3.162, 228 (374); Ист. росс. иер. 3. 394; 5. 661; 6. 142, 474, 711 (234); архим. Макар. Археол. опис. церк. древ. в Новгор. 1.122, 210, 351, 569, 615, 622, 653 (323). 2337 П. собр. р. лет. 3. 234, снес.: 103,105; 238, снес.: III; 4.109 (351); Ник. лет. 5. 57 (374); Ист. росс. иер. 3. 518, 536; 6. 711 (234); Карамз. 5. Прим. 254. С. 105 (301). 2338 Ист. росс. иер. 4. 878 (234). Снес.: П. собр. р. лет. 3. 237 (351); Ист. росс. иер. 4. 569 (234); П. собр. р. лет. 3. 69, 73, 130, 181 (351). В житии святого Моисея Новгородского сказано, что он по возвращении своем из тверского Отроча монастыря в Новгород вселился здесь «во обитель Пресв. Богородицы на Коломцу, проименованную на Колмово, управляющу же тогда настоятельство обители оноя ктитору Макарию» (в сборн. моей библ. 14. Л. 74 (149)). 2339 П. собр. р. лет. 3. 69, 108, 130, 134, 234, 235, 237; 4. 115 (351); Ист. росс. иер. 3.543, 635; 5. 462; 6. 728(234). 2340 П. собр. р. лет. 4. 94 (351); Ист. росс. иер. 5. 5 (234); П. собр. р. лет. 3. 95. 232 (351); Ник. лет. 4.194 (374); Ист. росс. иер. 6. 712 (234); П. собр. р. лет. 3. 97, 236, снес. 24 и 217; 237, снес. 108 (351); Ист. росс. иер. 4. 295 (234); Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 1.150, 226, 227, 398 (323).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

от видения Бога вечно отлученный. Ту паче ужасеся господин, и рече: Что тя работати ми толь верно привлечет Даде ответ: Годе ми с человеки жити, тем же недосадно ми верно ти служити. Господин рече ему: въпред ти отрицаю, зане ты еси демон, службы не желаю. Демон рече: Не бойся, не хощу вредити, но до конца имамь 2329 ти всеверно служити. Господин глаголаше: не хощу тя знати, к тому во 2330 службе не леть тебе уповати, А за службу бывшую имам ти воздати, что хощеши от злата, токмо хоти взяти. Полъимения возми, охотно ти даю, верность службы твоея 2331 тако ти воздаю. Помню, яко от смерти еси мя 2332 избавил 2333 , и супрузе здравие млеком ты возставил 2334 . Человек человеку не может служити тако верно, яко ты, и угоден быти. Велми 2335 убо достойну мзду за труды твоя, а отьиди от мене во жилища своя. Демон рече: Поне же не леть ми есть быти с тобою и верныя службы ти творити, Изволи ми за службу пять златых воздати, более тех не хощу аз у тебе взяти. Господин скоро дал есть. Он же злато взяше, та же возвратив ему, сице глаголаше: Не имам нужды злата, ты изволи взяти, а нищей оней церкви благо содеяти, И нарек церковь , проси, да звон к ней купитсяи звонения ради при ней утвердится, Да христиане в церковь тщатся приходити, егда гласу во уши того звона внити 2336 . То обещав 2337 господин веема сотворити, с радостию колокол ко церкви купити. Демон, обет услышав, исчезе от него, возвратися до адска жилища своего. Зде хитрость демонскую мощно есть познати, векую он злато на звон восхоте отдати. Зрите вину правую. Зане церковь тая, отстоящи от града, велми бе нищая. Людие звона кроме к оней 2338 прихождаху зело рано и в молбах долго пребываху. То ему бе досадно. Да убо от часа того ожидают вси того звона гласа И не рано приходят Богу ся молити, ту пакость враг умыслил людем сотворити. Иже, аще и благо нечто содевает, но намерение зло веема сокривает. Никто же убо добра от него да чает, в сладце меде яд смертный он нам устрояет. Демон ловит Внегда мыш коту во снедь уловити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Святии же нощь тую всю ликоваху, беседующе. И к свету отиде Евдокия, и проводи ю Елена. И прииде в монастырь, и все утаися и утишися. Елена же седящи и им служаше, потребная им строяше 2329 , и пищу, и одежды, и овогда 2330 сама ношаше, овогда же со инеми посылаше. К Евдокии же не единою 2331 приежжал и Михайло Алексеевичи 2332 , и, у окна стоя, со умилением глаголаше: «Удивляет мене ваше страдание, едино же смущаетъ мя – не вем, аще за истину терпите?» Множество же велможных жен приежжаху, и от простых людей притекаху на зрение, како влачаху княгиню на носиле. Наипаче же велможнии тии преизлиха любезне дивляхуся и аки о сроднице своей болезноваху. Видевши же сие игумения, и сугубыми 2333 помыслы содержима бе: ово 2334 жалостию преклоняшеся о страдании ея, помышляющи сан ея велможный, ово же и возмущашеся, видя, яко сие влачение паче ей к прославлению, вси бо народи срищутся 2335 на видение терпения ея. И сия помыслив, приходит к патриарху Питириму 2336 , тогда сущу, и поведа ему о вещи, како у них в монастыри деется и каковая княгиня седит и за кую вину, ему бо того не ведущу, яко прежде его посаждени Быша. Вопрошающе же ему опаснее 2337 игумению, прилично стало игумении и о Феодоре воспомянути. Конечнее 2338 же патриарх рече игумении: «Иди ты, аз о сем цареви имам воспомянути 2339 ». И потщався 2340 к царю, и воспомяну ему о великой Феодоре и о блаженней княгине. «Аз, – рече, – тебе, государю, советую боляроню ту, Морозову вдовицу, кабы ты изволил паки дом ея отдати ей и на потребу ей дворов бы сотницу християн дал, а княгиню ту тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было; женское бо их дело, что они много смыслят». Тогда рече царь: «Святейший владыко, аз бы давно сие сотворил, но не веси 2341 ты лютости жены тоя. Аз бо како ти имам поведати, елико ми ся поруга 2342 и ныне ругается Морозова та. Кто ми такова злая 2343 сотвори, якоже она! Многи бо ми труды сотвори 2344 и велия неудобства показа. И аще не веруеши словесем моим, то изволи искусити 2345 собою 2346 вещь и, призвав ю пред ся, вопроси, и тогда увеси крепость ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7: (Ин.10:18–33)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 3. 9. С. 1–16 (2-я пагин.). —1— Сохранившиеся отрывки этой книги 10:18. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе 2335 : власть 2336 имам положити ю и власть имам паки прияти ю. Учит здесь, что Он есть не только Пастырь Добрый, жертвующий Собою за стадо, но и Бог по природе. Посему и мог претерпеть смерть не иначе, как добровольно, так как имеет божескую власть над этим весьма полезным для нас домостроением, – и строй речи показывает, что Иудеи никогда не могли бы иметь над ним власти, вопреки Его воле. Ведь слова „власть имею“ Он сказал не об одном только „положит“ душу свою, но употребил это „власть имею“ об обоих – как смерти, так и воскресении, чтобы это не казалось делом силы и действия другого, только предоставленным Ему по —2— приказанию, как слуге и подчиненному, но, чтобы показать плодом собственной своей природы как силу власти над самыми узами смерти, так и беспрепятственное направление дел по своей воле, что действительно свойственно Богу по природе. Вот это и хочет показать в словах: „власть имею положить душу и власть имею 2337 взять ее, потому что не по приказанию как раб или слуга и не по необходимости или принуждению от кого либо, но добровольно пришел на это. 10:18. Сию заповедь приях от Отца Моего. Чтобы не сказал кто, что помимо воли Сына не может Отец принять Его душу и вследствие этого не внес разделения и раздора в едином божестве Отца и Сына, в словах „Я приняла заповедь“ показывает, что и Отец был единомысленным и соизволил на это, – и исповедует, что он пришел на это как бы от единого намерения, хотя Он Сам есть совет Отчий, на это будет соответствовать и домостроительству с плотью. Говоря же, что в качестве заповеди Он имеет справедливую славу у Отца, не умаляет Себя пред Отцом, будучи Богом по природе, но отдает должное вочеловечению. Впрочем, в словах, что Он принял, как заповедь, общеволие или согласие в намерении (κοινοβουλαν) c Богом и Отцом, напоминает, что Он есть тот Пророк, о коем сказал Отец, что будет говорить, как я заповедаю Ему“ ( Втор.18:18 ), что высказал Иудеям в словах, чтобы они не думали, что Он изрекает повеления по мимо воли Отца. Если же Отец назвал Своего сына пророком, то не смущайся этим, ибо когда он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010