К этому можно прибавить то, что писал Марцелл в 6-й книге дигест: если извлекающий плоды сдал внаем имение на пять лет и умер (И тем самым прекратилось право извлечения плодов), то его наследник не более обязан предоставить извлечение плодов, чем наймодатель ответствен перед нанимателем, если дом сгорел. Марцелл спрашивает, несет ли ответственность по иску из найма наниматель за предоставление наемной платы за время, когда он не извлекал плодов, как он должен был бы предоставить в случае найма работы раба или жилья. И (Марцелл) признает, что он несет ответственность; и это весьма справедливо. Он же (Марцелл) спрашивает: если он (наниматель) произвел расходы на участок в расчете на то, что он будет извлекать плоды в течение пятилетия, то может ли он истребовать расходы? И (Марцелл) говорит, что он не может истребовать, так как он должен был предусмотреть возможность указанного случая. Но как быть, если он сдал внаем не в качестве извлекающего плоды, а в качестве собственника (Выдавая себя за собственника). Очевидно, он несет ответственность, ибо он обманул нанимателя. И в этом смысле дали рескрипт император Антонин с божественным Севером. § 2. Юлиан в 15-й книге дигест говорит: если кто-либо сдал внаем имение, с тем чтобы (наниматель) отвечал перед ним даже за происшедшее вследствие непреодолимой силы (vis maior), то следует придерживаться этого договора. § В. Если в условиях договора с колонами о найме участков оговорено, что они должны осторожно обращаться с огнем, и если случайное событие (casus fortuitus) явилось причиной пожара, то наниматель (В тексте locator, т. о. наймодатель. Но следует думать, что речь идет об ответственности нанимателя. См.: Gluck H. Ausfuhrliche Erlauterung der Pandekten. Erlangen, 1822, Bd. 17, S. 485) не отвечает за убытки; если же убыток произошел по вине нанимателя, за которую он отвечает, то к нему может быть предъявлен иск... § 5. Цельс в 8-й книге дигест писал, что к случаям вины надо причислять и неопытность: если кто-либо взялся пасти телят или взял платье для починки или для чистки, то он отвечает за вину; и является виной, если он погрешил по неопытности: ибо, сказал (Цельс), он взялся как мастер своего дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Кроме того, она Пользовалась сочинениями тех юристов, на которые ссылались эти пятеро. Правда, комиссия отказалась от предписания Валентиниана об учете мнения большинства голосов в случае разногласий. Она же восстановила в силе критические замечания Павла и Ульпиана (notae) на высказывания Папиниана. Дело в том, что еще в 321 г. император Константин запретил пользоваться этими замечаниями, чтобы прекратить постоянные столкновения мнений юристов. Больше всего материалов (цитат или отрывков) было заимствовано из сочинений Ульпиана (около 2500 отрывков, т. е. одна треть Дигест) и Павла (одна шестая). Сочинения Папиниана составили восемнадцатую часть, Юлиана – двадцатую, Помпония и Цервидия Сцеволы – двадцать пятую, Гая – тридцатую, Модестина – сорок пятую, Марцелла – шестидесятую и т. д. Почти все из цитируемых юристов жили в период Империи, большинство – в период принципата. Но в Дигестах встречаются отрывки и из произведений более ранних юристов, в частности Лабеона, Альфена Вара. Таким образом, хотя комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, она в данном случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву. Но многие места относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы «общей теорией права». Так, уже в тит. I кн. 1 Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: правосудия, предписания права, науки права, или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В тит. III речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в тит. IV – о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся кн. 47–48 и отчасти 49 (уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в тит. XI (о праве фиска) и XIV (о военном или лагерном пекулии) кн. 49 и в тит.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

§ 10. Из этого следует, что если муж подарит своей жене чистый (Могильное сооружение, в которое еще не положено тело) надгробный памятник, весьма ценный, то дарение будет иметь силу, [но таким образом, что оно явится действительным, когда памятник сделается религиозной вещью] (Когда в нем будет погребено тело)... § 13. Если муж, будучи назначен наследником (По завещанию какого-либо третьего лица), откажется от наследства в целях совершения дарения, то, как пишет Юлиан в книге дигест, дарение имеет силу; ибо становится более бедным не тот, который не приобретает, а тот, который выдал что-либо из своего имущества; отказ мужа (от наследства) идет в пользу жены если она является подназначенным наследником или же будет наследником по закону... § 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то правильно говорится, что дарение имеет силу. Таким образом, во всех тех случаях, когда совершивший дарение не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то дарение имеет силу. §17. Марцелл в 7-й книге дигест разбирает вопрос: если женщина получила от мужа деньги и внесла их за своего когната в качестве сбора при вступлении его в муниципальный совет, то имеет ли дарение силу? И (Марцелл) говорит, что (дарение) имеет силу; и не видно, чтобы женщина обогатилась, хотя она взяла деньги и израсходовала на свойственника (мужа). § 18. В случае совершения запрещенных цивильным правом дарений дарение истребуется обратно от того или от той, в чью пользу совершено дарение, следующим образом: если вещь еще имеется в наличности, то она виндицируется, если же вещь потреблена, то предъявляется кондикция в объеме обогащения одного из них (супругов)... 7 . (Ульпиан)... § 1. Если муж дал жене деньги на мази, а она этими деньгами уплатила (свой долг) кредитору, а вскоре затем купила мази на свои деньги, то, как пишет Марцелл в 7-й книге дигест, она не рассматривается как обогатившаяся. Так же, если муж по той же причине дал ей чашу, а она удержала чашу у себя и купила мази на свои деньги, то не применяется виндикация (чаши), ибо не обогатилась та женщина, которая израсходовала столько же на мертвые вещи (In re mortua – имеются в виду потребляемые вещи)...

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Все эти три момента гармонически сочетались у И. С. Перетерского. У редакционной коллегии не было оснований для сколько-нибудь серьезных исправлений текста перевода, который вполне отвечает уровню новейших отечественных и зарубежных исследований в области римского права. Автором очерка «Дигесты Юстиниана – основной источник познания римского права», а также перечня имен является профессор Е. А. Скрипплев. Автором очерка «И. С. Перетерский» – профессор М. М. Богуславский. Помещаемые в приложениях наименования титулов 27–50-й книг Дигест дадут читателю возможность получить некоторые сведения об их структуре и содержании. Известным дополнением к предлагаемому труду И. С. Перетерского могли бы послужить переводы отрывков из Дигест, помещенные в издании «Хрестоматия по истории Древнего Рима» под редакцией С. Л. Утченко (М., 1962). Там содержатся и отрывки из тех книг, которых И. С. Перетерский не касался. В настоящем издании в круглых скобках даются пояснения переводчика, а в квадратных – интерполяции, внесенные в тексты юристов комиссией Трибониана, созданной для систематизации их сочинений. В романистической литературе принят следующий способ цитирования Кодекса Юстиниана: сначала ставится буква С, т. е. Codex, затем идут номера книги, титула и конституции (С.8.44.21). При наличии дальнейших подразделений (параграфов) проставляются и их номера. Что касается цитирования Дигест, то существуют два способа. При первом из них сначала ставится буква D, т. е. Digesta, затем номер книги, титула, фрагмента и параграфа (D.19.1.11.2). При втором способе цитирования вначале ставится номер фрагмента со значком 1. или fr., затем параграфа фрагмента со значком §, далее буква D и номера книги и титула (1. 11. § 2.D. 19.1). Способ цитирования Институций: буква I, т. е. Institutiones, далее номер книги и титула (1.2.20 рг.). Значок рг. означает начало (от principium – начало). Дигесты Юстиниана– основной источник познания римского права Значительным разделом всеобщей истории государства и права является история римского права.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

189 Vranoussis L. Lhellénisme postbyzantin et lEurope: Manuscrits, livres, imprimeries. Athènes, 1981. P. 38. 191 Wenger L. Die Quellen des romischen Rechts. Wien, 1953. S. 576–600; Guarino A. La conipilazione dei «Digesla Iustiniani»//Atti dellAcademia di scienze morali et politiche, 1968. Vol. 79. P. 527–563: Honoré Α. Rodger A. How the Digest commissioners worked?//Zeitschr. der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschiehtë Romanistische Abtelung. 1971. Bd. 87. S. 246–313. 196 106 Anthol. Gr. IX, 660; есть основания датировать эту эпиграмму серединой VI в. По-видимому, именно в этих «училищах базилики» и вели свои курсы но праву антецессоры Юстиниана (см.: Wolska-Conus W. Les termes νομ et παιδοδιδσκαλος νομικς du «Livre de lEparque»//TM. 1981. T. 8. P. 536). 197 Schulz F. Gcschichte der römischen Rechtswissenschaft. Weimar, 1961. S. 143,146, 344–345; Липшиц Е.Э. Юридические школы и правовая наука//Культура Византии (IV-nepbaя половина VII в.). М., 1984. С. 360. 198 О карьере одного такого интерпретатора институций – Феофила см.: Lokin J. Η. A. Die Karriere des Theophilus Antecessor: Rang und Titel im Zeitalter Justinians//Subseciva Groningana, 1984. Vol. 1. P. 43–68. 199 Есть мнение, что знаменитый флорентийский кодекс Дигестов (Littera Florentina) как раз и является официальной копией Дигестов, предназначавшейся для преподавания в константинопольской школе права. См. об этом: Stolte В. Н. The Partes of the Digest in the Codex Florentinus//Subscciva Groningana, 1984. Vol. 1. P. 69–91. См. также критическое издание трех византийских трактатов о преподавании антецессерами делений Дигестов – partes: Fögen М . Th. Zur Einteilung der Digesten: Drei byzantinische Traktate//FM. 1982. Bd. 5. S. 1–26. 201 Ibid. P. 13; Липшиц Е.Э. Юридические школы. С. 363. Именно Юлиану атрибуируется обнаруженная не столь давно в четырех греческих рукописях серия из 75 фрагментов обработки новелл – см.: Simon D., Troianos Sp., Weiss G. Zum griechischen Novellenindex des Antecessor Julian//FM. 1977. Bd. 2. S. 1–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Дигесты» открываются изложением основ рим. права (система, источники, лица, вещи - Dig. 1. 1-8), его истории (Dig. 1. 2), а также титулами о праве рим. магистратов (Dig. 1. 9-22). Книги 2-4 целиком посвящены судопроизводству. 2-я часть содержит положения о вещных и смешанных исках (защита права собственности и прав на чужие вещи), расположенные по принципу от простых случаев к сложным случаям предъявления того или иного иска. В частности, кн. 5 посвящена истребованию наследства; кн. 6 - вещно-правовым искам; кн. 7 - узуфруктам; кн. 8 - сервитутам; кн. 9 - искам о причинении вреда; кн. 10 - разделу имущества; кн. 11 - искам к конкретному лицу о причинении вреда. В 3-й части речи идет о неделиктных личных исках, гл. обр. кондикциях (книги 12-13), и об исках из важнейших консенсуальных договоров (книги 17-19). Наиболее важная, 4-я часть включает книги 20-22 по обязательственному праву (договоры и связанные с ними личные иски), завершающие материал 3-й части «Дигесты»: кн. 20 - о залоге и ипотеке; кн. 21 - об эдильском эдикте, регулировавшем контракты купли-продажи; кн. 22 - об исчислении процентов (Dig. 22. 1-2) и о судебных доказательствах (Dig. 22. 3-4). В книгах 23-25 излагаются нормы брачного права, в книгах 26-27 - опеки и попечительства. 5-я часть целиком посвящена вопросам наследования по завещанию. Изложение наследственного права продолжается в книгах 37-38 (наследование по закону) 6-й части. Последующие книги этой части почти не связаны между собой: кн. 39 - о причинении ущерба или угрозе причинения ущерба (Dig. 39. 1-4) и о дарении (Dig. 39. 5-6), кн. 40 - о правах патронов и вольноотпущенников; в книгах 41-44 разбирается право собственности, владения, права на чужие вещи, защита прав посредством иска, преторского интердикта, эксцепции (встречного возражения); кн. 41 посвящена основам рим. вещного права; кн. 42 - о переходе права собственности; кн. 43 - о преторских интердиктах; кн. 44 - об эксцепции. 7-я, «новейшая» часть включает книги 45-46 о стипуляции, поручительстве, новации и прекращении обязательств; «страшные» книги 47-48 - о деликтах, преступлениях и наказаниях; кн. 49 - об апелляциях и кн. 50 - о муниципиях, декурионах, повинностях, цензе и о значении юридических терминов. Правовое положение Церкви

http://pravenc.ru/text/171973.html

Это собрание цитат, почерпнутых примерно из 2 тыс. сочинений около 40 юристов. Дигесты были опубликованы в конце 533 г. Третья часть свода – «Institutiones» – официальный, имеющий силу закона учебник гражданского права, предназначенный для обучения будущих юристов. Институции вступили в силу в 533 г. Четвертая часть свода – «Novellae» – указы Юстиниана, вышедшие позднее 534 г. и систематизированные уже после его смерти (всего 168 новелл на греческом языке). Наиболее обширной, а вместе с тем и самой ценной в научном отношении частью кодификации Юстиниана являются Дигесты или Пандекты, благодаря которым дошел до нас памятник периода расцвета римской юриспруденции. В Дигестах собраны высказывания римских юристов в отношении двух отделов римского права: частного (ius privatum) и публичного (ius publicum). Предлагаемый вниманию читателя перевод Дигест Юстиниана, выполненный видным советским романистом ныне покойным И. С. Перетерским, охватывает практически лишь частное право, наиболее детально разработанное в трудах римских юристов. К тому же переведены лишь титулы, содержащиеся в 26 книгах (всего же в Дигестах 50 книг). Кроме того, некоторые титулы или фрагменты переводчиком опущены. Это дало ему повод назвать свой труд переводом избранных фрагментов. Но объем переведенных материалов составляет около 35 листов, а главное, и в таком виде этот труд дает довольно исчерпывающее представление о содержании Дигест. Учитывая, что достижения римской юриспруденции в области публичного права были заметно скромнее, нежели в области частного права, и что в средние века и в новое время рецепции подвергалось почти исключительно частное право, редакционная коллегия тем не менее сочла небесполезным поместить в настоящем издании в виде приложения тит. XVI 49-й книги Дигест «О военном деле» – о преступлениях и наказаниях воинов. А это и есть сфера публичного права. Принято считать, что для всякого добротного научного перевода необходимы три условия: знать язык, с которого переводишь, знать язык, на который переводишь, и, наконец, знать предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

св. Виталия в Равенне.  и будущего наилучшие законы 1186 , и, приглашая подданных возблагодарить небеса, сохранившие для того века, в котором они живут, столь великолепное дело, – он увещевал их благоговейно чтить эти законы, которые древние не достаточно чтили. 1187 Затем он велеречиво перечисляет их достоинства: с точки зрения юридической определенные статьи заменили произвол судей; с точки зрения научной, – вся сумма античного знания собрана в Corpus juris и, таким образом, предохранена от забвения. 1188 Юстиниан не упустил также из виду литературные и даже экономические достоинства всего дела, этих точных, кратких и доступных для всех законов, которые, к тому же, каждый легко может иметь: «за несколько солидов, говорит он, богатые и бедные могут купить их и приобрести с ничтожными издержками квинтэссенцию мудрости». 1189 Воздав благодарение Богу, покровительство которого позволило ему осуществить его намерение, он повелевал, чтобы новое законодательство получило силу закона на всем пространстве империи 1190 , в отмену всех прежних постановлений; чтобы оно почиталось, как неизменное и святое, и чтобы все в нем написанное, даже ошибки, не подвергалось ни малейшему сомнению. И Юстиниан приказывал, чтобы в суде, при разногласии между древним и подлинным текстом закона и измененным текстом, помещенным в Дигестах или в Кодексе, принимался во внимание только последний. 1191 Реформа школы являлась необходимостью. Была начертана новая программа занятий. Продолжительность обучения была увеличена до 5 лет. 1195 Студенты первого года, которых прежде в насмешку называли Dupondii  и которых император пожелал украсить именем Justiniani novi , должны были изучать Институции и четыре первые книги Дигест. Второй, третий и четвертый года посвящались изучению Дигест, при чем книги 37–50 оставались вне программы и изучение их предоставлялось на волю каждого студента; наконец, пятый год предназначался для Кодекса. Благодаря такому распределению занятий, «студенты, говорил император, проникнув в тайны права, не будут иметь ничего скрытого, но, прочитав все, что собрано Трибонианом и его сотрудниками, станут превосходными адвокатами, охранителями правосудия, могучими борцами и всегда умелыми судьями в ходе процессов».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Две недели спустя после завершения «Дигест», 30 декабря, император Юстиниан издал конституцию об их конфирмации и вступлении в силу: «Император Цезарь Флавий Юстиниан... великому сенату и всем общинам нашей страны. Дал нам Бог после мира с персами, победы над вандалами и завоевания всей Африки и получения великолепного Карфагена довершить приведение в порядок древних законов: эту работу никто из наших предшественников не мог замыслить, и ее считали превышающей силы человеческого ума. Узнав все это, сенаторы и люди всей земли, воздайте благодарность высшему Божеству, которое в наши времена даровало столь спасительное дело» 160 . В конституции положительным образом сформулирован запрет впредь пользоваться не вошедшими в «Дигесты» толкованиями, а также составлять комментарии на них: «Преклонитесь перед этими законами и соблюдайте их, оставив в покое все предыдущие. И да не осмелится кто-либо из вас сравнивать их с прежними или искать разноречий между прежними и новыми, ибо всё, что здесь установлено, мы признаем в качестве единственного и единого, что должно быть соблюдаемо. И ни в суде, ни в ином споре, где законы необходимы, никто не должен ссылаться или указывать на другие книги, кроме как на составленные и обнародованные нами» 161 . Параллельно с составлением «Дигест» профессора права Феофил из Константинопольской школы и Дорофей из Бейрутской под руководством Трибониана составили предназначенный для обучения юриспруденции учебник «Институции» (Institutiones), представляющий собой переработку одноименного труда римского юриста Гая, с учетом текстов Ульпиана, Флоренция и Марциана, относящихся к теории права. «Институции» Юстиниана разделены на четыре книги, которые в свою очередь состоят из титулов, а те – из параграфов. Они были опубликованы 21 ноября 533 г. и введены в действие той же конституцией Юстиниана от 30 декабря, что и «Дигесты». Помимо систематизации и интерпретации норм классического римского права и правового наследия своих предшественников – христианских императоров, Юстиниан издавал новые законодательные акты, из которых лишь самые ранние вошли в его «Кодекс».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Императорские законы по делам церковным касались всевозможных предметов церковного порядка, не исключая и догматов веры. Церковные законы предшественников Юстиниана нашли себе место в феодосиевском кодексе и в кодексе Юстиниана. В кодексе юстинианском несколько титулов первой книги содержат в себе исключительно церковное законодательство. Первый титул содержит в себе изложение христианских догматов, возведенное в церковный и государственный закон. Три следующие обширные титула заключают в себе массу законов относительно церквей, их имуществ и привилегий, относительно епископов, прочего духовенства, богоугодных заведений и их администраторов, относительно круга ведомства церковного суда. В кодекс Юстиниана вошли отчасти и законы самого Юстиниана, изданны им до кодификации. Еще более обильное церковное законодательство Юстиниана началось после издания им кодекса в его новеллах, из которых значительное число (около 30) посвящено делам церкви. Особенного внимания канониста заслуживает для определения на церковные должности, об обязанностях, связанных с духовным званием, о пребывании епископов при своих церквах, о правильном созвании соборов патриарших и провинциальных, о правильном, чуждом злоупотреблений, дисциплине. После Юстиниана кодификация предпринималась при императорах исаврийской династии в VIII в. и при императорах македонской династии в конце IX в. Еклога императоров – иконоборцев Льва Исавра и Константина Копронима (, т. е. выборка из законов), изданная в 739–741 году как практическое руководство для судов и вместе как в ней 18 титулов) заключение и расторжение браков. Прохирон Василия Македонянина (, т. е. подручный, легко усвояемый закон или руководство, подобное институциям Юстиниана и еклоге исаврийской), изданный в 870–878 г. в аутентический кодекс, или осталась законопроектом, остается под сомнением. Василий же Македонянин издал после 883 г. так называемый очищенный свод прежних законов () в тех видах, чтобы восстановить в силе юстинианово право, действие которого уже вскоре после Юстиниана ослабело вследствие малого знакомства с латинским языком на востоке, особенно со времени издания еклоги, и с другой стороны очистить юстинианово право институциях, дигестах, кодексе и новеллах Юстиниана, а вместе с тем, следовательно, и церковное законодательство кодекса и новелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010