Хотя в каждой из 2 историй воспроизводится одна и та же общая структура, между 2 повествовательными слоями отмечаются и важные различия ( Westermann. 1987. P. 51-52). 1. Прежде всего это стилистические различия, к к-рым относятся, напр., обозначение Бога Израиля словом «Элохим» в жреческой истории, и употребление божественного имени Яхве - в нежреческой. 2. В документе Р используются точная датировка важных событий, напр. начала и конца потопа (7. 11; 8. 5), и точное указание продолжительности отдельных стадий потопа, тогда как в нежреческом рассказе время указывается весьма приблизительно. 3. Отличие 2 историй заключается в следующем: в нежреческой говорится о 7 парах каждого вида чистых животных, взятых в ковчег, и лишь об одной паре каждого вида нечистых животных (7. 2-3). При этом в Р предписано брать в ковчег по одной паре каждого вида животных (6. 19-20; 7. 15-16). Далее, в Р вода поднималась 150 дней (7. 24) и отступала 150 дней (8. 3), а в нежреческом рассказе дождь шел 40 дней и ночей (7. 4); затем 40 дней и еще 3 недели уходила вода и сохла земля (8. 6-12). В нежреческом рассказе потоп был вызван 40-дневным дождем (в месопотамских историях для потопа хватило и недельного дождя); в жреческом рассказе вода проникла из первичного океана (     - «великой пучины»). 4. Жреческий рассказ сохранился полностью, а в нежреческом отсутствуют повеление построить ковчег и указание, из чего и как его сделать; в нежреческом рассказе также не говорится о выходе спасенных людей и животных из ковчега, когда потоп закончился. Но в Р отсутствуют некоторые элементы нежреческого рассказа, среди которых выпускание птиц для выяснения, каким является в данный момент состояние послепотопной земли (8. 6-12), и принесение спасенных животных в жертву (8. 20-21). С учетом указанных расхождений в рассказе о потопе исследователи идентифицируют 2 повествовательных слоя - 2 параллельные, но не тождественные истории. Ниже приводится реконструкция текстов этих историй до объединения их редактором в единое целое (перевод Селезнёва). Данное разделение текста основано на работе Э. Боссхарда-Непуштиля ( Bosshard-Nepustil. 2005. S. 52, 106); оно практически не отличается от разделения, принятого в др. работах.

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Сохранение его было бы прежде всего ценна потому, что он отражает представления египтян времен Птолемеев об их прошлом, затем оно было бы особенно важно для установления хронологии. [Манефону посвящено большое исследование В. В. Струве, Манефон и его время (Записки колл. востоковедов, тт. III и IV)]. Вавилонская культура нашла своего эллинистического историка в лице Бероса (вероятно, Бел-риу-шу – «Бел его пастырь»), жреца храма Мардука в Вавилоне, современника Александра В. и первых Селевкидов. Он посвятил Антиоху I Сотеру (281–262) свой труд Βαβυλωνιαχα или Χαλδαιχα, состоящий из трех книг: в первой рассказывались мифы до-потопа, во второй – излагались мифы и история от потопа до Фула (Тиглатпаласара IV), в третьей – до смерти Александра Великого. Сведения свои Берос черпал из клинописных источников, и то немногое, что от него дошло, действительно подтверждается памятниками, и для нас в высокой степени ценно. Судьба его труда; подобна манефоновской: из языческих писателей им пользовались только продолжатель аполлодоровой хроники Александр Полигистор и Абиден. От них заимствовали цитаты из него Иосиф Флавий, Африкан и Евсевий. До нас дошли только эти последние извлечения, сделанные со вторых рук и заключающие в себе сказания о первобытных временах мира и человечества, о потопе, патриархах, о Синахерибе, Навуходоносоре и его преемниках, кончая покорением Вавилона Киром. Разработка источников истории Древнего Востока могла начаться только с памятника, доступного до открытия ключей к пониманию египетской и вавилонской письменности – с библии. Еще в 1753 г. врач Людовика XIV Жан Астрюк обратил внимание на то, что в пятикнижии имя божие приводится то в форме Элохим, то Иегова (сб. Яхве), повидимому, без последовательности, но иногда в соответствии с тем, что некоторые повествования приводятся в двойной форме (напр., рассказы о творении, о потопе и т. п.), представляя различия в религиозном миросозерцании, а потому относясь к различным временам и кругам. Таким образом, пятикнижие представляет переработку двух источников третьим – редактором.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

" Будьте как боги " , - точно соприкосновение со злом и было " признаком божественности " . Но это была уже дьявольская ложь, на которой построено и его собственное, дьявольское самообожествление: эгоистическая гордыня самолюбования в пустоте, словно древесная стружка, свернувшаяся вокруг себя самой - с пустотой внутри. Дьявольский паразитизм на Божественном Творении. Что же произошло? Что поколебало самые основания жизни? А произошло вот что: " И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно... " (Быт.3:6). Вот что произошло: " вожделение " , то есть эгоистическое, обособленно-личное желание утолить свою неожиданно явившуюся страсть любви к себе и к своему наслаждению, " потому что дает знание " . Проснулся интерес. У нас в Америке часто говорят, считая это вполне естественным: " Это конфликт интересов " . Да, человечество стало жить в " конфликте интересов " и в борьбе за интерес, в борьбе за существование. И если попытаться перестроится, так чтобы уничтожить всякий интерес, то мы видим, что из такой перестройки получается сущий ад. Потому что без интереса никто ничего не может и не хочет делать, и " построение рая на земле " поэтому превращается в общественное самоубийство. Вот что получилось в результате грехопадения. " И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги " (Быт.3:7). Открылась нагота, как в детской сказке: " король голый " . " И сказал Господь Бог (Яхве-Элохим - Сущий-Божества): вот, Адам стал как один из Нас... " (Быт.3:22). Как понять это " один из нас " ? " Мы " - Божественная Троица. " Один из... " - полная этому противоположность. Нельзя быть в " троическом единстве священнотайне " и в то же самое время быть " одним из... " . Нельзя разделить Святую Троицу, Яхве-Элохим, Божественную Любовь. Можно попытаться! Но как? А вот именно так, как посоветовал Сатана и как сделал Адам: " зная добро и зло " . И мгновенно бывший образом Святой Троицы, живущий Древом Жизни превращается в " особь " , " одного из " ... " Из " кого? Да из всех других людей. Райское человечество, Церковь сотворенная " прежде сложения мира " , Невеста Агнца - разбивается вдребезги на множество частиц. И уже больше не может оставаться в Раю: как бы - такой осколок - " не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни [...] и не стал жить вечно " (Быт.3:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Вот видите? Эти все действия действительно были символические, они совершались Иаковом как некие таинственные священнодействия, как некое таинство веры и пророческого озарения на этом месте. « А прежнее имя того города было: Луз » ( Быт. 28:19 ). А что такое «Луз»? Луз – это слово переводится как «миндальное дерево». То есть прежде с этого места распространялось благоухание каждений! То есть люди, проходя мимо этого места, ощущали благоухание как от миндального дерева! Таким образом, из древности Бог выделял это место. « И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом » ( Быт. 28:20–21 ). Вот тут все очень непонятно! Как это: «и будет Господь моим Богом» ( Быт. 28:21 )? А что, Господь не является «Богом»? Здесь давайте вспомним, что есть два имени Бога. Одно обозначает меру Божественного милосердия – «Яхве», и другое меру Божественного правосудия – «Элохим». Именно здесь употребляются эти два разных имени! «Элохим» обозначает, – «Судьи». Что же он (Иаков) хочет сказать, когда он говорит: « И будет Господь моим Богом » ( Быт. 28:21 )? Он как бы говорит: «Господь мне судья»! В каких случаях мы произносим подобные слова? Когда мы даем какое-то обещание! Мы берем на себя какое-то обязательство, мы говорим: «Бог мне судья!» И далее мы читаем: « То этот камень, который я поставил памятником (правильнее будет это перевести «основанием», – О. С.) , будет домом Божиим ; (то есть из этого камня, потом возникнет целый дом Божий, – О. С.) и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть » ( Быт. 28:22 ). Закон об отделении десятин «из всего» строится на этом прецеденте: «десятую часть». То есть Иаков обязуется десятую часть всего, что Господь ему даст, жертвовать на Божьи дела. И мы читаем далее: « И встал Иаков и пошел в землю сынов востока. И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя » ( Быт. 29:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

· Имена БогаЭлохим (Боги), Эл Элион (Всевышний Бог), Эл Рой (Видящий Бог), Эл Шаддай (Всемогущий Бог), Адонай (Господь и Владыка), Яхве (Сущий), Яхве-Саваоф (Господь Сил), «Иегова» (искусственное произношение «тетраграмматона») и т.д. Иеговисты считают, что восхваляют истинное Имя Бога. Покажем, что при этом указанная секта на самом деле поклоняется идолу, причем в самой изощренной из всех возможных вариантов форме. Как известно, идол – создание рук человеческих или природы, которому люди поклоняются вместо истинного Бога. Имя в божественном смысле должно отражать сущность именуемого, соответствовать ей. Сущность первична, а имя – вторично. В Библии написано: «... и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей...» ( Быт.2:19 ). Пока человек был с Богом и в Боге, он через Бога проникал в сущность вещей и мог называть и узнавать их имена. Но мог ли человек когда-либо знать подлинное Имя Бога? Нет, так как сущность Бога никем, кроме Него, не постигаема. Поэтому все имена Бога в Священном Писании приблизительны, отображают какую-либо одну грань бесконечно разнообразного воздействия Бога на наш мир и на нас. В этом смысле все библейские наименования Бога равноценны между собой. Среди них нет самого «правильного» имени Бога. Только одно имя на Земле действительно уникально – Иисус Христос. Это реальное имя единственного Богочеловека. Поэтому, как выше отмечалось, уже при жизни апостолов возникло наименование «христиане». Оттого и свидетели деяний Иисуса Христа в Новом Завете упоминаются часто ( Деян.1:8; 1:22; 2:32; 22:15 ; Откр.17:6 ). В целом в Библии встречается почти 600 различных наименований Бога. Например, как уже упоминалось, Яхве, Элогим, Адонаи, Саваоф... В Священном Писании множество названий, усвояемых Богу, в частности, Ветхий деньми, Пастырь, Творец, Вечный, Могущий, Искупитель, Святый и т.п. Широко известен знак Имени Бога – так называемый тетраграмматон . То Имя Бога, которым столь бесстыдно спекулируют иеговисты, было сообщено иудеям Самим Богом для культовых целей. Истинное произношение этого Имени в настоящее время иудеями утеряно (так как Мессия уже пришел!). «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» ( Иоил.2:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А призвание апостола Павла, когда он, будучи Савлом, шел в Дамаск, чтобы преследовать христиан? Раздался голос с неба: «Савл, Савл!» Во всех случаях, когда имя встречается, когда имя повторяется, в этом раскрывается Божье одобрение. Более того: если сначала говорится о каком-либо действии, а потом называется имя, – это Божье неодобрение. Но если сначала называется имя, а потом описывается действие, – это Божье одобрение 3 . Другая важная деталь, на которую надо обратить внимание. В Библии, в Ветхом Завете, есть два основных имени Бога. Когда Ветхий Завет переводился на русский язык, то эти два имени были переведены следующим образом: имя «Яхве» означающее «милосердие», было переведено словом «Господь», а имя Божье «Элохим» которое означает «Судья», было переведено как «Бог». Когда вы читаете какое-нибудь повествование о том или ином персонаже Библии, и встречается имя «Бог», это оценка Бога: этим событием Судья недоволен. Но когда в повествовании чаще встречается имя «Господь», это Божье одобрение событий, где имя Господь, Яхве, доминирует. Череда этих имен – Господь, Бог , Бог Господь – это не случайность: это как калька, которая соблюдает порядок этих двух имен. Имя Элогим означает «правосудный», «судья», а имя ЯхвеГосподь «милосердный», «милостивый». Иногда мы видим эти два имени вместе – «Господь Бог», это значит, что правосудие и милосердие уравновешены. На это важно обратить внимание, чтобы при чтении Ветхого Завета вы лучше понимали отношение Бога к той или иной ситуации. Когда Господь встретил Савла словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ), Савл правоверный иудей, спрашивает: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ). Почему он так спрашивает? Евреи верили в одного Бога. А если бы грек-язычник спросил: «Кто ты, Господи?» У греков было много богов: Аполлон, Геракл, Зевс, Меркурий. Когда правоверный иудей спрашивает: «Кто ты, Господи?», он хочет знать, с каким именем Бог встретил его, и через это имя узнать отношение к своей миссии, которую совершает. « В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских » ( Руф.1:1 ). Дословный перевод из Масоретского, еврейского текста Библии , получится такой: «И случилось, когда судили судий, и случился голод в земле, и пошел знатный человек из Вифлеема Иуды пожить на поле Моама; он и жена его, и сыновья его». Дословный перевод с еврейского слов, которые у нас переведены как «в те дни, когда управляли судьи», получится несколько иным: «в те дни, когда судили судий». То есть когда осуждали судий, не соглашались с судьями, спорили с судьями. Судьи в те времена были учителями Закона Божьего, они вершили суды. В это время, время Руфи, на духовных лидеров, на судий, смотрели с пренебрежением, более того: всячески старались их осуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Будем верить, молиться и надеяться вместе с псалмопевцем: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» ( Пс. 17:3 ). Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования ( Мф. 27:44 и 39–43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться. Библия говорит, что имена спасенных уже записаны в Книге Жизни, какой же тогда получается выбор, если Бог уже все решил за нас? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В некоторых священных библейских текстах упоминается книга жизни. Приведем эти места: «враги мои все пред Тобою да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:20–29 ); «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Флп. 4:3 ); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Отк. 21:27 ). К этим цитатам, наверно, надо присоединить слова из молитвы Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх. 32:32 ). Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символичеки. названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Имя БогаЭлохим, или Иегова (Яхве)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово Иегова появилось в результате допущенной неточности при попытке прочесть непроизносимое у евреем имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Нём заключается жизнь «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь: не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Иоан. 5:11–12 ). Об этой жизни пишет Джон Стотт в «Основах христианства»: «Связь Его последователей с Ним Самим Иисус уподоблял той, что есть между ветвями и виноградной лозой. Он провозгласил, что Бог дал Ему власть над всей плотью, и что Он должен дать многим людям жизнь. столько же жизни, сколько Бог дал Ему...» Иисус облечён властью «И (Отец) дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Иоан. 5:27 ). Провозглашая, что Он будет судить мир, Иисус говорил, что Сам воскресит мёртвых, соберёт перед Собой народы и будет вершить суд над миром, восседая на троне славы. Одни после этого суда наследуют небеса, другие – ад. Имена Христа Иегова. Имя, священное для евреев Более точная передача имени Иегова – Яхве. «Точное значение этого имени остаётся неясным. – пишет Герберт Ф.Стивенсон. – В древнееврейском языке оно первоначально состояло из четырёх согласных – ЙХВХ, известных богословам под названием «тетраграмматон», четырёхбуквие. К этим согласным затем добавлялись гласные слова Адонай, за исключением тех случаев, когда Адонай непосредственно следовало за тетраграмматоном: в таком контексте употреблялись гласные слова Элохим. Евреи считали имя Бога слишком священным, чтобы произносить, так что при чтениях Писаний они заменяли его словом Адонаи. Иегова для них было воистину «непроизносимым именем». «...Из чистого благоговения перед этим именем евреи отказались произносить его...» «Нежелание произносить это имя, – пишет Л.С.Чейфер в «Систематическом богословии», – можно рассматривать как обыкновенный предрассудок. На самом деле, однако, при всей неуклюжести этой практики, при всей путанице, которая из-за неё возникла, она была попыткой усилить поклонение Богу и несомненно служила усилению представления о невыразимой природе Бога». «Еврейская Энциклопедия» под ред. Зингера, Фанка и Вагналлса, 1904, указывает, что перевод слова Иегова словом Господь можно возвести к Септуагинте. «О произношении «Шем ха Метораш», т.е. «собственного имени» Иегова достоверной информации не имеется». Начиная с эллинистического периода, употребление этого имени ограничивалось Храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

4.1. Описание рая, обязанности человека в раю (Быт. 2:4–17) Быт.2:4 . В этом стихе и далее в тексте этой и следующих глав используется имя Яхве Бог (в русской Библии – Господь Бог). Так как имя Божие Яхве впервые было открыто Моисею и в патриархальный период было неизвестно ( Исх.6:3 ), его употребление в Книге Бытие является, скорее всего, ретроспективой, добавлением священного автора. Все исследователи обращают внимание на чередование в Книге Бытие имен Божиих Элохим и Яхве (в 1:1–2:3 Бог называется Элохим, в 2:4–3:24 (кроме 3:1–5) Он именуется Яхве Элохим, в гл. 4 используется только имя Яхве, затем в гл. 5 снова Элохим и т.д.). Библейские критики XVIII–XIX веков делали вывод, что это чередование явным образом говорит о наличии нескольких источников в Книге Бытие (которые были названы соответственно «Элохист» и «Яхвист»). Однако в настоящее время преобладает мнение, что само по себе чередование тетраграммы и имени Элохим не является основанием для однозначного и механического разграничения источников, но употребление каждого имени в определенном контексте имеет также и богословское значение. В 1-й главе Бог представлен как Творец и потому вполне уместно имя Элохим, которое содержит идею силы и могущества. Во 2-й главе говорится об отношениях Бога с человеком и о заключении завета с Адамом , потому используется имя Яхве, в котором заключается мысль о близости Бога к человеку. Также имена Яхве и Элохим имеют разные смысловые аспекты в других случаях: Яхве – спасающий и милосердный Бог, ЭлохимБог суда; ЯхвеБог Израиля, ЭлохимБог всех народов. Быт.2:8 . И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке. «Едем» (евр. – Эден) происходит, вероятно, от аккадского «эдину» – «равнина». Выражение «в Едеме» указывает, что пределы Эдема не ограничивались только садом, но охватывали большую территорию. География рая – условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек связано с тем, что в библейские времена Междуречье считалось центром мира. В историческом плане эту область Земли можно считать колыбелью цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010