За это он был предан суду, и хотя милостью Божьей избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке ( 2Тим. 4:16–17 ), однако был заключён в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим, в предчувствии близкой своей смерти, на последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечён мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 году по Р. Х., в 12 год царствования Нерона. При общем взгляде на жизнь св. апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу св. Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. По обращении своём он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым своим призванием, но сознающим своё собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Самый акт своего обращения ко Христу св. Павел представляет исключительно только как действие благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени св. Павел старается лишь о том, чтобы быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Нет и не может быть речи поэтому о каких бы то ни было заслугах – всё дело Божие. Будучи полным отражением жизни апостола, всё учение св. Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: человек оправдывается верою, независимо от дел закона ( Рим. 3:28 ). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто св. апостол Павел отрицает всякое значение в деле спасения личных усилий человека – добрых дел (см., например, Гал. 6:4 или Еф. 2:10 , или 1Тим. 2:10 и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В доказательство истинности своих слов апостол ссылается на оправдавшихся своими делами Авраама и Раав-блудницу. Веру он уподобляет телу, а дела – душе: как душа оживляет тело, так дела – веру ( Иак. 2:19–26 ). Словом, вера, по нему, «достигает совершенства» только делами ( Иак. 2:22 ). Только вера живая или жизненная, проникающая все душевные силы наши, есть наша вера, как прекрасно говорит об этом один из знаменитейших наших богословов: «поколику ты имеешь веру в слове Божием и в символе веры , потолику она принадлежит Богу, Его Пророкам, Апостолам, отцам Церкви, а еще не тебе. Когда имеешь ее в своих мыслях и памяти, то начинаешь ее усвоять себе; но я еще боюсь за сию собственность, потому что твоя вера в мыслях, может быть, есть только еще задаток, по которому надлежит получить сокровище, т.е. живую силу веры. А как получить ее? – Сердцем», – говорит ап. Павел, – «веруется в правду» ( Рим. 10:10 ) 49 . Последователи Лютера, отвергнув католическое учение о преимущественном или даже исключительном значении в вопросе о спасении добрых дел, и доказывая, в противоположность этому учению, спасительные действия одной веры (sola fides), без добрых дел, ссылались на те места и выражения ап. Павла, в которых говорится, по-видимому, о спасительности веры, без дел закона (например Гал. 2:16 ; Рим. 3:28 ). Но места эти указывают частию на оправдание через веру, какое подается грешнику при обращении его ко Христу в таинстве крещения, частью – на дела обрядового закона, которыми хвалились иудеи, частью на дела, совершаемые без веры во Христа и благодати, на которые полагались язычники, а не на те дела, которые совершаются по вере во Христа и при помощи благодати Его. Последние, по учению Апостола, столь необходимы для веры, что она без них собственно и не мыслима. «Мы созданы», – говорит он, – «во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Ефес. 2:10 ). Как всякая живая сила проявляется в действии по роду своему, так и сила веры, где она есть, необходимо выражается в свойственных ей делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

2. Конечно, «заповедь Господня столь светла , что просвещает очи» (Пс. 18:9) даже младенцев, как говорит Писание, утверждая, что «благо есть прилеплятися единому Богу» (Пс.72:28); Бог же не есть ни печаль, ни удовольствие, ни трусость, или дерзость, или страх, или гнев, или иная какая-нибудь подобного рода страсть, которая господствует над невежественной душой, но, как говорит апостол, самосущая «мудрость» и «освящение» (1Кор. 1:30), истина, и «радость, и мир» (ср. Рим. 14:17; Гал.5:22), и тому подобное. Итак, каким образом может прилепиться (1Кор. 6:17) к имеющему такие совершенства тот, кто одержим (тем, что совершенствам) противоположно? Или разве не безрассудно, радея о том, чтобы не подчиниться одной какой-то страсти, полагать добродетель в противоположной? Например: избегая удовольствия ( ηδονη ), предаваться печали ( λυπη ), уклоняясь дерзости ( το θρασυ ) и безрассудства ( το προπετες ), ослаблять дух трусостью ( δειλια ) или, стараясь быть недоступным гневу ( οργη ), впасть в боязливость ( φοβος )? Ведь какая разница: отпасть от добродетели так или по-иному, или, точнее, отдалиться от самого Бога, который есть всецелая добродетель? И в телесных болезнях никто не скажет, что есть разница: от чрезмерного ли голода или от неумеренного пресыщения пришло в расстройство тело, потому что неумеренность в обоих случаях приводит к тому же концу. Итак, кто заботится о жизни и здравии собственной души, будет держаться (золотой) середины бесстрастия, не склоняясь и не приобщаясь ни к одной из противоположных крайностей, лежащих по ту и другую сторону добродетели. Не мои это слова, но от самого божественного гласа, ибо это правило ясно следует из учения Господа, когда Он учеников своих, вращающихся в этом мире как «агнцы посреди волков» , учит быть не «голубями» только, но иметь в своих нравах некоторые свойства «змия» (Лк. 10:3; Мф.10:16). Это значит, чтобы они ни считающейся похвальной у людей простоты не простирали до (последнего) предела, потому что такое свойство недалеко от крайнего скудоумия ( ανοητον ); ни восхваляемых многими изворотливости и хитроумия, самих по себе, без примеси противоположных качеств, не почитали за добродетель, но чтобы из видимых противоположностей составили один смешанный образ действия, отсекши от одной скудоумие, а от другой — изощренности в коварстве, так чтобы из обеих противоположностей образовался один прекрасный образ поведения, состоящий из простоты души ( γνωμης ) и изощренности ума: ибо «будите , — говорит, — мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3096...

13. Закон и свобода. Свобода, по апостолу Павлу, есть нормальное состояние и самоощущение христианина (Гал 5:13). Из этого непринужденного состояния он предает свои члены в «послушание к праведности» (Рим 6:16). Поэтому свободный «не чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» (1 Кор 9:21), т.е. обязан тем же законом, которому следовал Иисус, предавая Себя на смерть. 14. Знание и вера. «Вера» у апостола Павла ближе к библейской «верности», чем к «вере» философской гносеологии. Поскольку христианская Истина гонима в мире, то, познав ее внутренним убеждением, надо еще дождаться ее победы в себе самом и вне себя – уверенность в ожидаемом и есть вера. Таким образом, «знание» присутствует и в начале, и в конце пути. Представленный здесь «пунктирной линией» подход может быть применен и к другим значимым для апостольской антропологии оппозициям: например, человек и ангелы, семья и безбрачие, закон и благодать. Все они развертываются вокруг одной главной линии – преображения человека, для которого есть пути более длинные и более краткие, более славные и более легкие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 октября, 2019 23 мая, 2019 11 февраля, 2022 28 декабря, 2021 17 октября, 2021 2 сентября, 2021 6 декабря, 2020 18 мая, 2020 31 января, 2020 21 октября, 2019 23 мая, 2019 11 февраля, 2022 28 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sv-apostol-pavel-i-nac...

Но означает ли это, что в чтении и изучении Писания участие разума незначительно? Разум – дар Божий: он должен использоваться во всей своей полноте, что включает понимание ими своих границ и своей истинной роли. По словам св. Григория Нисского , разум – «высочайшая способность» человека, знак того, что человек сотворен по образу Божьему 139 . Разум способен прояснить и обогатить наше знание о полном концептуальном значении понятия «Сын Божий» у Павла, образа Христа как истинной лозы у четвертого евангелиста, соотношения духовных и этических заповедей в Писании. Разум способен найти σκοπς – основную цель свидетельства Писания, которая, как мы уже отмечали, состоит в сообщении о спасительных деяниях Бога в истории, передаче Божьих истин о жизни и спасении, а также приглашении к читателям вступить в спасительный опыт богообщения. Разум способен разрешить или объяснить видимые противоречия в Библии. Как мы спасаемся – верой, но не делами, по апостолу Павлу ( Рим. 3:28 ; Гал. 2:16 ), или верой и делами, по апостолу Иакову ( Иак. 2:24 )? Что делать с противоречиями в деталях при свидетельстве источников о проповеди Христа (Мк. 6:8–9, Мф. 10:10 ) и об обращении Павла ( Деян. 7:9; 22:9 )? Как быть с некоторыми моральными проблемами, например, с тем, что в культурном контексте древней церкви рабство очевидно считалось допустимым, как и то, что рабы должны повиноваться не только добрым, но и злым господам ( 1Петр. 2:18 )? Разум способен разрешить эти проблемы – не в противостоянии вере, а в сотрудничестве с ней. Более того, разум способен уберечь веру от впадения в упрощенческий буквализм, полагающий, например, что Господь в самом деле заповедует нам вырывать себе глаза, если они соблазняют нас ( Мф. 5:29 ), или что у Бога есть руки, поскольку Он Своими руками сотворил небеса ( Евр. 1:10 ), или даже что Бог – мужчина, поскольку Библия часто называет Его Отцом. Разум помогает нам отделять человеческие аспекты слова Божьего от божественных и читать Библию как книгу веры и религии, а не как историческое или строго научное сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Что касается, далее, невидимой благодатной стороны крещения, то Апостолы, разъясняя учение о ней Христово, изображают ее в следующих ясных и определенных чертах. Апостол Петр с крещением внутренно и нераздельно соединяет и усвояет ему оставление грехов, так выразившись в своей речи к уверовавшим во Христа и просящим у него наставления, что им делать: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов ( Деян. 2:38 ). Эту же самую мысль о благодатно-действенной силе крещения еще прямее и положительнее выражает ап. Павел, так уча о сем: Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, (т. е. крещением с с произнесением известных слов) ( Еф. 5:25, 26 ), или: и сими убо (грешными) неции бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Кроме того, ап. Павел крещение уподобляет смерти и восстанию Христову, вследствие того, что крещающийся умирает для греха с тем, чтобы стать жить для Бога и ходить в обновленной жизни ( Рим. 6:4, 11 ), а также, называет его банею пакибытия ( Тит. 3:5 ), т. е. такой баней, через которую крещаемый, вместо прежнего ветхого бытия и жизни, получает новое бытие и жизнь, становясь, совместно с сим, чадом Божиим ( Гал. 3:26–28 ), членом тела Христова или Церкви ( 1Кор. 12:13 ) и наследником вечной жизни ( Тит. 3:7 ). Ввиду же такого, столь высокого и важного значения таинства крещения, Апостолы, наконец, согласно учению Христову, признавали его безусловно необходимым для спасения каждого человека или вступления его в царство благодати, почему они, как видно из книги Деяний апостольских, всякий раз, когда встречались обращающиеся к вере во Христа, находили необходимым для них, тотчас, крещаться и крещали их ( Деян. 2:38, 41; 8:12, 38; 10:47, 48; 18:8; 19:5 ). По этой же причине, как должно думать, Апостолы почитали крещение необходимым и для детей и младенцев; так как известно, что они крещали целые семейства, например, дом Лидии ( Деян. 16:14, 15 ), весь дом некоего темничного стража ( Деян. 16:33 ) и дом Стефанинов ( 1Кор. 1:16 ), причем, вовсе не упоминается об исключении отсюда детей и младенцев, которые должны были быть в сих семействах. §132. Учение церковно-отеческое до Вселенских Соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Добрые дела, или жизнь сообразная с верой в Иисуса Христа, также существенно необходимы в деле спасения нашего, как и вера. Ибо сам Иисус Христос учит, что одна вера не доставит спасения, если жизнь не будет сообразна с нею: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца моего, Иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ). В другом месте Он необходимой обязанностью и отличительным признаком своих последователей полагает самоотвержение и несение креста, следовательно, строгую добродетельную жизнь: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). Апостол Иоанн говорит: глаголяй, яко познах Бога, и заповеди Его не соблюдает, лож есть, и в сем истины несть. Глаголяй в Нем т. е. в Иисусе Христе, пребывати, должен есть якоже Он ходил, и сей такожде да ходит ( 1Ин. 2:4, 6 ). Св. апостол Павел говорит, что мы для того и искуплены Иисусом Христом, дабы творить дела благая: Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яко прежде уготова Бог, да в них ходим ( Еф. 2:10 ); что благодать для Того и дарована нам, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2:11–14 ); что на последнем суде потребуется от христиан не только вера, но и добрые дела, и от них-то будет зависеть вечная участь наша ( 2Кор. 5:10 ), а без них невозможно наследовать царствия небесного ( 1Кор. 6:9 ). С особенной же силой необходимость жизни сообразной с верой утверждает апостол Иаков: кая польза, братия моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют и трепещут. Якоже тело без духа мертво есть, тако вера без дел мертва есть ( Иак. 2:14, 19, 26 ). Что же касается до тех мест св. Писания, в которых утверждается, по видимому, противное, например, апостол Павел говорит: от дел закона не оправдится всяка плоть ( Гал. 2:16 ), и: мыслим убо верою оправдитися человеку, без дел закона ( Рим. 3:28 ); то первыми словами утверждается только, что дела одни, без благодати и веры, не могут оправдать человека, и притом здесь говорится об оправдании, даруемом в крещении, а не об оправдании, которое будет на последнем суде Христовом; во втором же месте говорится о законе собственно обрядовом, а не нравственном, что очевидно как из контекста, так и из снесения сего места с другими изречениями того же Апостола. § 246. Возможность

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:11–18 , Дан. 2:44 ). Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Слова, сказанные апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18, 20 ). «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне " ( 2Тим. 2:19 ). Церковная иерархия Апостолы и их преемники – епископы, пастыри и учители – продолжают дело Христово. Для этой цели они облечены особыми благодатными дарами. Их миссия – учить истине, освящать верующих через таинства, все направлять к славе Божией и спасению верующих. Христос есть Первосвященник ( Евр. 7:26–28 ) над Своими священниками. Тексты об иерархии и священстве: Мф. 18:17 , Мф. 28:19–20 , Ин. 20:21–23 , Деян. 8:14–17 , Деян. 14:23 , Деян. 20:28 , Иак. 5:14 , 1Пет. 5:1–5 , Рим. 10:15 , 1Кор. 3:9–12 , 1Кор. 4:1, 2 , 1Кор. 4:15 , 1Кор. 12:12–31 , Гал. 1:1 , Еф. 4:11–16 , 1Фес. 5:12, 13 , 1Тим. 4:14 , 1Тим. 5:17, 18 , 1Тим. 5:22 , 2Тим. 1:6, 7 , 2Тим. 4:13 , Тит. 1:5–10 , Евр. 5:4 , Евр. 10:25 , Евр. 13:17 , Откр. 2:1, 8, 12, 18 . Господь облек апостолов властью: " Если (согрешающий) не послушает их (свидетелей), скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). «Слушающий вас Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин. 20:21, 22 ). Из книги Деяний видно, что не всякий имел право возлагать руки и давать благодать Духа. Например, после крещения самарян «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Дабы не возгордился исправляющий другого, он предостерегает его: смотри, говорит он, и береги себя, чтобы и тебе не впасть в то же самое, подвергшись искушению от противника. И выразительно сказал: « наблюдая за собою», напоминая тем о человеческой слабости. Гал 6:2. Носите бремена друг друга, Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой. и таким образом исполните αναπληρσατε) закон Христов. Не сказал: πληρσατε, но: αναπληρσατε, то есть сообща все исполняйте, взаимно помогая друг другу, например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления, и таким образом и первый не согрешит при содействии последнего, и последний — при содействии первого. Таким-то образом, подавая друг другу руки, вы при взаимной помощи исполняйте закон Христов, каждый своим содействием ближнему, восполняя то, чего недостает ему. Да и долг любви требует носить бремена друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых. Рим 8:28. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Сказанное прежде, именно: « тварь покорилась суете»  (Рим 8:20), также: « освобождена будет от рабства тлению»  (Рим 8:21), и еще: « мы не знаем, о чем молиться»  (Рим 8:26), все это, как заметили мы, служило для преследуемых в Риме ободрением. Но теперь присовокупляемое яснее всего. Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: « призванным по Его изволению». Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек» по изволению», то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010