1:6–7. Да иначе не может и быть По суду, как бы так говорит Апостол, вы получите Царствие, потому что этого требует правда Божья. Праведно у Бога воздавать всякому по его достоинству. По этому закону правды вы, вместе с нами, Апостолами (ср Лк 22:29–30 ), получите отраду, а оскорбляющие вас – скорбь. Будет же это не в настоящем порядке вещей, но во втором славном пришествии Господа, когда Он сойдет с небес на землю с сонмами ангелов совершить суд над всеми живущими на земле. II. Каково будет воздаяние и как оно совершится (1:8–10) Апостол раскрывает обстоятельства, при которых совершится воздаяние. Это он делает в том соображении, чтобы сильнее удержать людей в стороне от греха, а потом воодушевить их на благодушное терпение всяких напраслин за правое дело. Это именно и достигается представлением картины Страшного суда и мздовоздаяния. Как же явится Господь на суд? Во славе, как Царь и Владыка всех, окруженный ангелами силы Его, вестниками Его силы, исполнителями Его велений, в которых откроется Его беспредельная сила, как, например, вострубят ангелы и восстанут мертвые. 1:8. Далее Он явится в огне пламенеющем (ср. Пс. 96:3 ; Дан. 7:10 ), который будет служить и орудием для совершения суда – отмщения, не мести, что не свойственно Богу, а требования правосудия, воздающего по заслугам, над непознавшими Бога и не покоряющимися благовествованию. Кто же это такие? Во времена Апостола несведущими Бога назывались язычники (см. 1Фес. 4:5 ; Гал. 4:8 ; Рим. 1:28 ; Еф. 2:12 ), а непослушающими Евангелия, преимущественно иудеи (см. Рим. 10:3 ; 1Фес. 2:15–16 ). Но так как суд Божий будет всеобщий, то слова святого Апостола нужно понимать шире не в отношении народов, а в отношении нравственно­религиозного состояния всех людей. Будут подлежать отмщению Божию не только те, которые отвергают бытие Бога и Его Промысел и Евангелие, но и те, которые, признавая Его и Евангелие, не живут согласно Евангелию, не оказывают послушания Его учению. 1:9. На таковых будет отмщение Божие, но в чем оно будет состоять, как оно постигнет грешников? Они понесут праведное, по делам, наказание, которое будет крайне болезненно – погибель вечная. Они будут чувствовать, что окончательно гибнут, а между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент, будто снова рождаясь для новых мучений. Кем и как совершится погибель? От лица Господа, от славы могущества Его неверы и грешники увидят на лице Господа и Судии грозный и неумолимый гнев, а вместе с тем ощутят и беспредельную Его карающую их силу, будут ею подавлены и как молнией отброшены от Него, лишь только из уст Его раздастся грозное – отыдите от Меня, и низвергнутся в геенну. Но то же самое лицо Господа-Судии, и та же самая сила Его будут разливать неизъяснимую отраду в сердцах всех веровавших и пребывших верными в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ясно, что если бы суббота действительно была в центре вечных божественных заповедей, как считают адвентисты, о ее важности много говорили бы и Христос, и Его апостолы. Однако в Новом Завете не только нет ни одного призыва соблюдать субботу, но несколько текстов ( Кол. 2:16–17 , Гал. 4:9–11 , Рим. 14:5–6 ) показывают преходящее значение ветхого закона как тени с сравнении с телом. Среди прочих законных предписаний там упоминаются и суббота, и наблюдение дней. В послании к Римлянам суть законных предписаний ап. Павел суммирует как любовь ( Рим. 13:8–10 ), а не как субботу. Апостольский собор не возложил на христиан бремени субботы ( Деян. 15 ). В связи с этим И.Г. Айвазов справедливо замечает, что обрезание в законе выше субботы (ср. Ин. 7:22–23 ), поэтому отмена обрезания в Новом Завете соединяется с отменой и законной субботы 490 . Как в ветхозаветное время, так и в Древней Церкви суббота воспринималась в первую очередь как практическая заповедь Божия, дающая правильный образец богопочитания и напоминающая о тайне творения. Будучи в тени праздника Воскресения Христова, суббота продолжает оставаться в Православной Церкви малым праздником: литургически она выделена из вседневного круга; подобно воскресенью, в субботу нет совершенного поста. Святые отцы подчеркивали, что заповедь о субботнем покое для христианина означает не просто покой от дел раз в неделю, но всегдашнее воздержание от злых дел и всецелое посвящение себя Творцу. Например, свт. Василий Великий в формах субботнего покоя находит указание на истинный христианский покой. Мы не должны возжигать огонь плотских страстей (ср. Исх. 35:3 ) и носить ноши греха (ср. Иер. 17:27 ), но непоколебимо стоять в вере (ср.  Исх. 16:29 ). Чтобы достичь таких суббот упокоения, в человеке должен распяться мир (ср. Гал. 6:14 ) через совершенное удаление от мирского и вступление в собственное место духовного упокоения 491 . Вхождение в этот покой совершается через покаяние и упокоение от злых дел, учит св. Иустин Философ 492 . Субботу должно совершать, говорит св. Ириней Лионский , всякий час достойно служа Богу и творя правду в храме Божием, который есть тело человека 493 . В первую очередь, субботство касается покоя от злых помыслов. Прп. Макарий Великий подчеркивает, что при исполнении законной субботы души были связаны лукавством и пороками. Напротив, истинная суббота – это свобода от срамных и нечистых помыслов, которая делает душу свободной от всех темных дел. Именно этот покой Господь обещает труждающимся и обремененным ( Мф. 11:28 ) 494 . Он предполагает не полную бездеятельность, но покой лишь от тяжких и нечистых помыслов и от всякого беззакония, соединенный с неизглаголанной радостью и весельем, чистосердечным и благоугодным Богу служением 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

23. Учение православной церкви о том, что в Иисусе Христе при двух естествах одно лице или ипостась Два естества во Иисусе Христе – Божеское и человеческое – соединены во единую ипостась Бога Слова и составляют одно лице Богочеловека. Эта истина доказывается теми местами Св. Писание, в которых говорится, что Иисус Христос воспринял человечество в единство Божеской ипостаси неизменно и неумаленно по вочеловечении пребывая Сыном Божиим, вторым лицом Пресвятой Троицы. Евангелист Иоанн, начавший свое евангелие благовестием о Божестве Слова, свидетельствует: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Св. апостол Павел говорит об Иисусе Христе: «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» ( Фил. 2:6, 7 ; Ср. Гал. 4:4 ; Рим. 1:3, 9:5 ; 1Тим. 3:16 ; Кол. 2:9 ). Сюда относятся также и те выражение Св. Писание, в которых приписываются Иисусу Христу, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, например: «Внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа... Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ; ср. Деян. 3:15 ; 2Кор. 2:8 ; Ин. 8:58 ). Учение о соединении двух естеств в одном лице Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, церковь раскрыла на вселенских соборах Ефесском и Халкидонском, по поводу ересей Нестория и Евтихия. Ефесский собор одобрил двенадцать глав, составленных св. Кириллом Александрийским против Нестория, где во второй главе произносится отлучение тому, «кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, ипостасно соединилось с плотию и есть вместе с плотию один Христос, т. е. один и тот же есть Бог и человек» («Хр. чт.» 1841 г., ч. 1, стр. 57. Ср. также главы III, IV и V). Халкидонский собор определяет исповедовать Господа Иисуса Христа, «во двух естествах познаваемого, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова» («Книга правил св. апостолов, соборов и отцов», стр. 3).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О, православные в смешанных браках! если вы так поступаете, то ведь ваши поступки похожи на «богоотступничество из-за плотоугодия»! Это ведь увлечение Соломона, который ради жен-иностранок завел у себя идолов! ( 3Цар.11:4–9 ). Незаботливость о взаимном спасении души и немоление на сей раз друг о друге Эту речь мы поведем уже исключительно против нарушений взаимного религиозного долга супругов, или для подражания таким святым бракам: «целуйте Прискиллу (жена), и Акилу (муж...), и домашнюю их церковь » ( Рим.16:3:4 ), т.е. столько благочестивых среди мира супругов, что дом их сделался церковью. Оказывать снисхождение к взаимным недостаткам и исправлять себя взаимно от этих недостатков (о чем раньше сказали мы) могут муж и жена и не в целях чисто духовных, а только для благополучия и благоустройства настоящей жизни: так иногда заботится и язычник-муж о своей жене-язычнице. Но спасение души – иной вопрос. Здесь цели простираются за пределы настоящей жизни. И опять, эти цели должны достигаться не тем только, чтоб привести неправославное лицо к православной вере, но, чтоб и оба православные, муж и жена, т.е., уже стоящие на пути к спасению, спасали друг друга. Основание для сей священной обязанности находим во взаимном соотношении самой первой четы. Адам и Ева были соединены не одною плотскою связью, но и внутреннею, нравственною. Заповедь «не вкушать от древа» была дана им совместно, относилась равно к ним обоим: совокупными силами они и должны были исполнить эту заповедь, чтобы остаться на целую вечность в раю. Во всем другом занятия мужа и жены разделены. Относительно же вечного спасения у них общее поприще, это в одинаковой мере занимающая их забота. Здесь и слабость пола в сторону ( Гал.3:28 ): жена может показать себя крепче своего мужа. Но взаимная заботливость о спасении души приносит супругам пользу еще в настоящей жизни. Так, например, супружеская любовь и уважительность, умеренность и верность в супружеском ложе, неоставление друг друга в несчастии, все это можно считать благонадежным или прочным при таком только условии, если муж и жена богобоязненны; если они до некоторой степени ревниво заботятся о взаимном исполнении домашних молитв, об удержании себя от гнева, злобы и зависти в отношении и к посторонним лицам; если заботятся о назидании себя словом Божиим, о взаимных духовных собеседованиях и о восторгах предметами священными, божественными; если молятся о спасении друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

92 . Если же ты отнесешь «из Него» к Отцу, то и здесь не погрешишь против истины. От Отца происходит Премудрость творящая, Она по Своей воле и по воле Отца дает бытие всему, прежде не существовавшему. «Им» – все сотворено Его Премудростью. «К Нему» – Он источник животворящей сущности, в Нем мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). 93 . «Из Духа» – Им мы созданы, в Нем укрепляемся и получаем дар вечной жизни. 94 . Все эти предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу, и значение их немаловажно и немалозначительно. Например, мы говорим, что одно происходит из Сына, а другое через Отца, и ты читаешь о Сыне: Чтобы мы возрастали во всем в Того, Который есть глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ). И в Послании к колоссянам, обличая тех, кто не познал Единородного Сына Божия, тот же апостол говорит: Ибо они не держатся главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол. 2:19 ). Мы уже говорили, что глава Церкви – Христос ( Еф. 5:23 ) 58 . Посмотри в другом месте: И из Его полноты все мы приняли ( Ин. 1:16 ). Сказал и Сам Господь: Он из Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:14 ) – и еще: Я чувствовал силу, исшедшую из Меня ( Лк. 8:46 ). 95 . Как свидетельство о единстве природы, сказано тебе и о Духе: Сеющий в Духа из Духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6:8 ), также говорит Иоанн: А что Он пребывает в нас, узнаем через Духа, Который Он дал нам ( 1Ин. 3:24 ), говорит и ангел: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго ( Мф. 1:20 ), свидетельствует Сам Господь: Рожденное из Духа есть дух ( Ин. 3:6 ). 96 . Мы читаем, что все происходит «из Отца», но также можно сказать, что всё из Сына, Которым оно сотворено, и что всё из Духа, в Котором оно пребывает. Это доказано приведенными свидетельствами. 97 . Теперь рассмотрим, чем можем мы подтвердить, что определенные вещи происходят через Отца. Написано: Павел, раб Иисуса Христа по воле Бога 59 , и в другом месте: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Бога ( Гал. 4:7 ), и еще: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца ( Рим. 6:4 ), и, наконец, Бог Отец говорит Сыну: Вот, новообращенные придут к Тебе через Меня ( Ис. 54. 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но и с этой концепцией согласиться не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него «одно стадо» ( Ин.10:16 ). Даже при большом желании невозможно назвать все перечисленные выше сообщества единым стадом. Поскольку в действительности – и это ни для кого не секрет – они не имеют между собой никакого единства. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковно-административных, канонических вопросах, ни единства в нравственных взглядах. Даже в среде самих протестантов нередко утверждаются прямо противоположные вещи. Например, есть протестанты, которые утверждают, что гомосексуализм – это грех , а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного, никакого греха здесь нет. И они имеют даже пасторов – открытых гомосексуалистов и совершают так называемые гомосексуальные браки. Это всего лишь один из примеров, а есть и другие серьезные отличия, в том числе и догматического вероучительного характера. Где же здесь единство? Но приверженцы обсуждаемой идеи упрямо говорят: «Да это все не существенно, конечно, есть различия, но так ли они важны? Самое главное – что у нас есть то, что нас объединяет». Но, как говорил святой Иоанн Златоуст , с любым человеком, даже неверующим, мы можем найти что-то, что объединяет нас, – только с диаволом у нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с любым человеком принадлежим к одной Церкви. И вот такой идеи, что будто бы не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами, мы совершено не встретим у апостолов. Более того, мы находим у них прямо противоположные мысли. Например, апостол Павел говорит: «По отшествии моем войдут к вам волки, не щадящие стадо. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28–30 ). В другом месте апостол говорит: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим.16:17–18 ). И еще пишет: «Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этот древний мир, имеющий разрушиться огнём, явится затем преображённым и обновлённым: как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в шесть дней творения он был приведён в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к ещё более прекрасному и совершеннейшему бытию – «впрочем, мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Ещё пророк Исаия говорил от имени Божия: «вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы, и не приидут на сердце» ( Ис. 65:17 ), и ещё: «новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим» (66:22). Св. апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что «увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет» (21:1). Там будет обитать правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой и правды Божией – справедливость, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом, несомненно, в утешение верующим, терпящим скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово «правда» можно понимать и в более широком смысле: на этой обновлённой земле начнётся вечноблаженная жизнь людей праведных, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог всё во всём ( 1Кор. 15:28 ). В надежде на это св. апостол убеждает хранить себя неосквернёнными и непорочными (ст. 10–14). «И Господа нашего долготерпение почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания» (ст. 15–16) – как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между св. апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии ( Гал. 2:11 ), и перетолковывали это, смущая верующих. Поэтому св. Пётр называет Павла «возлюбленным братом», желая поднять и утвердить его авторитет. Под «неудобо-вразумительностью» поэтому, конечно, надо разуметь не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей, не утверждённых в вере и поэтому извращавших учение св. Павла, о чём и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 и 2Сол. 2:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

—27— ной мере и своим единомыслием как бы разделял с нами угрожающую нам опасность. Если ведь и обратились в трудное бегство и усвоили себе в слишком большой мере непреодолимую трусость, однако-ж надлежит иметь уверенность в том, что Бог не обессилеет по этой причине. Он и один будет в состоянии спасти того, кто предан Ему. И мы не бываем «одни», хотя бы и не оказывался никто присутствующим, как я только что сказал, когда предстателем, помощником и защитником имеем всемогущего Бога, ограждающего нас Своим бескорыстным некоторым покровительством, по слову Псалмопевца: «Господи! как оружием благоволения увенчал Ты нас» ( Пс.5:13 ). И это мы говорим теперь о сем не потому, чтобы привязанность к жизни считали делом хорошим, когда нам потребуется со славою кончать телесную жизнь, борясь и подвизаясь против искушений ради Бога, – но для того, чтобы, напротив, мы веровали, что, хотя бы и не было совсем желающих и старающихся делать это вместе с нами, не надо отчаиваться, ибо одними мы не будем, когда соприсутствует нам Бог. Ин.16:33 . Сия глаголах вам, да во мне мир имате: в мире скорбь имате, но дерзайте: Аз победих мир. 1137 Прекрасно и полезно в этих словах Христос, можно сказать, возглавляет всё бывшее к ним —28— рассуждение и, в немногих словах сосредоточив смысл сказанного, предложил им сокращеннейшее ведение Своей воли. Я веду, говорит, теперь такие речи к вам, побуждая вас «мир» иметь «во Мне», и чтобы вы, кроме того, ясно знали, что беды вам «в сем мире» приключатся и вы подвергнетесь ради Меня многим скорбям. Однако-ж не поддавайтесь этим ужасам, ибо «Я победил мир». Но чтобы совершенно ясным сделать для тебя это изречение, прежде всего поговорим о том, что значит иметь «мир» во Христе. Ведь мир или любители мирских вещей иногда также осуществляют мир друг к другу, но только отнюдь не во Христе. Вот, например, преданные телесным страстям бывают ради этого очень дружественны и приятны с людьми единонравными им; зарящийся на совсем ему не подобающие владения и ради сего бывающий корыстолюбцем или вором будет, конечно, по душе упражняющемуся в одинаковом с ним пороке. «Ведь каждое животное любит подобное себе, по написанному, и к подобному себе будет привязан человек» ( Сир.13:19–20 ). Но во всём этом почтенное имя мира является подделкой, – и это вполне верно. Но у святых не так. Не грехом оказывается союз мира, но верою, надеждою, любовью и силою благочестия к Богу. И это – во Христе. Мир во Христе явился для нас главою всех благ, привнося вместе с собою как бы сестру свою – любовь друг к другу. А любовь, по слову Павла, есть исполнение всего божественного закона ( Рим.13:10 ; Гал.5:13–14 ). А что любя-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так называемое закрытие новозаветного канона обычно датируется 367 годом, когда св. Афанасий Великий перечислил все 27 книг Нового Завета 45 . Число 27, однако, не абсолютно и не является догмой. Древняя Сирийская церковь признавала только 22 новозаветные книги, и это не привело к разделению. В Эфиопской церкви новозаветных книг было более тридцати. Св. Иоанн Дамаскин в VIII веке называл 28 книг 46 . Если когда-нибудь в будущем будет открыто одно из утерянных посланий апостола Павла – что, впрочем, крайне маловероятно, – не будет никаких причин не включить его в канон. «Закрытый канон» – в Православной церкви твердый принцип, но не самоцель, поскольку классическая христианская традиция никогда не превращала в догму точное количество книг в Писании и всегда ценила многие другие писания и литургические тексты в дополнение к каноническому собранию писаний. Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветами сложны так же, как и отношения христианства с иудаизмом 47 . Исходным пунктом здесь является утверждение Иисуса, что Он пришел не отменить Закон и Пророков, а исполнить их ( Мф. 5:17 ). Труд Христа – это обновление и завершение, а не отречение от иудейского наследия. Иисус жил полностью в традициях своего народа. Он принимал авторитет еврейских писаний и указывал на десять заповедей как на путь к жизни вечной (Μф. 19:16–19). Однако, как своим авторитетом, так и личным примером Иисус открыл новый взгляд на Писания и на иудейскую традицию. Этот взгляд слагается из Его истолкования закона Моисея ( Мф. 5:21–48 ) и учения о безусловной любви и прощении как высочайших принципах Царства Божьего, превосходящих любые установления Закона ( Мк. 2:1–28 ). В свете воскресения Христова и водительства Святым Духом формируют свою точку зрения апостол Павел и другие новозаветные авторы. Для них центр откровения – больше не в законе Моисеевом, но во Христе, в котором нашло исполнение звучное «да» Божьих обетований ( 2Кор. 1:10 ). Христос и Благая весть стали для них критериями использования и интерпретации Ветхого Завета. Прежде всего они читали его как книгу пророчеств о служении Иисуса, новом договоре и включении язычников в народ Божий. Принимая авторитет традиционных еврейских писаний, они разрабатывали новые представления об истине и откровении. Как Иисус отменил некоторые устные и письменные предания Закона, например, разрешение на развод и ритуальное омовение рук ( Мф. 5:31–32 , Мк. 7:1–23 ), так и апостол Павел и древняя церковь отстранились от определенных важных аспектов Закона, в особенности от обрезания и пищевых запретов, обременительных для христиан из язычников ( Гал. 2:11–21 , Рим. 10:4 ., Деян. 15:1–21 ). Однако для всех христиан еврейские писания оставались вдохновенным словом Божьим, записанным для их наставления и ободрения ( Рим. 15:4–5 , 1Кор. 10:11 ) и необходимым для исправления пороков и научения праведности ( 2Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010