26 ноября 2000 года Неделя 26я по Пятидесятнице (Лк., 66 зач., XII, 16–21) И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. О признаках духовного богатства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как мы можем узнать, приобрели ли мы духовное богатство? Каковы признаки богатства в Боге? Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что мы под предлогом просвещения и образования настолько отдалились от христианских истин, что уже не можем рассудить, есть ли в нас благодать Святого Духа. Апостол Павел очень кратко перечисляет все признаки духовных дарований: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (см. Гал.5:22-23 ). Значит, по своему настроению мы уже можем судить о том, есть ли в нас благодать, приобрели ли мы ее в данный момент или потеряли. Первым и важнейшим признаком духовного богатства и присутствия в душе благодати Божией является духовный мир и покой. Но нужно отличать его от покоя телесного. Нам бывает трудно даже объяснить, что представляет собой мир, даруемый нашей душе Богом. А вот покой телесный мы испытываем тогда, когда все наши житейские обстоятельства складываются удачно, когда мы уверены в себе и нас ничто не смущает. Если мы сами сыты и здоровы и у наших родных все хорошо, то мы бываем спокойны, но это состояние не имеет ничего общего с тем благодатным чувством духовного мира, которое испытывают истинные христиане, ибо оно, напротив, часто даруется им в тяжких скорбях. Например, когда христианина посещает тяжелая болезнь или он подвергается сильнейшему искушению от людей, то Господь укрепляет его, чтобы он смог достойно перенести это искушение. Тогда человек внешне скорбит, но в его душе одновременно водворяются мир и совершенный покой. Если в самых невыносимых скорбях благодать Божия дарует человеку духовный мир, то это есть признак того, что эти скорби посылаются Богом для испытания и утверждения человека в истинном христианстве.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

- И я слышал такое: что, не получая просимое, мы уже получаем. Потому что мы иногда просим себе во вред.  Греха таить не будем -  часто люди просят помимо как о своих близких и родных, такие вещи, которые мы тоже, к сожалению, очень любим – квартиры, дачи, богатства и большую зарплату. - Посмотрите, что сказано в Библии: Бог знает настоящие наши нужды. Например, в Евангелии от Матфея говорится:  «Не уподобляйтесь им (то есть язычникам), ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него… Отец  ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». То - есть Бог  действительно лучше нас знает, в чем мы нуждаемся, и что может послужить нам во вред. И поэтому человек должен в конце каждой такой молитвы, когда  он сердечно о чем-то просит, говорить, как Христос говорил: «Впрочем, не Моя, но Твоя воля да будет». А то, что  Бог слышит наши молитвы… Вот, например,  псалом 64:3. Сказано: «Ты слышишь молитву». То - есть наш Бог - это есть Бог, который слышит молитву.  Любую молитву, любого отдельно взятого человека. И также псалом 65:19: «Но Бог услышал, внял гласу моления моего». То - есть Бог услышит! И Он когда слышит – Он внимает, то - есть со вниманием глубоким Он прислушивается к нашему гласу. - Бог слышит все молитвы, но не все хочет слушать, наверное.  Когда мы просим себе во вред. Вот то, что говорят часто – Бог не слышит моих молитв. - Да. Как дети. Дети все время все просят.  И если бы родители давали детям все, что они просят, они искалечили бы своих детей, и здоровье их повредили бы, и вред бы им нанесли. Ребенок может что угодно попросить. И, наверное,  Бог смотрит на таких людей, которые просят то, что им не нужно, как взрослый человек смотрит на ребенка, который просит то, что ему точно не нужно. Все взрослые это знают, а ребенок никак не может этого понять. И следующий тезис: Бог находится близко к тем, которые призывают Его. Это псалом 144, 18 стих: «Близок Господь ко всем призывающим Его,  ко всем призывающим Его в истине». Мы уже рассмотрели тезис, что когда человек молится -  он приближается к Богу.  А здесь говорится о том, что когда человек молится, Бог приближается к нему. Это очень напоминает притчу о блудном сыне. Помните? Как раз будет в следующее воскресенье Евангелие о блудном сыне. Там сын возвращается к отцу и думает: примет меня отец или не примет? Хотя бы стать его пастухом….. И сказано, что отец  увидел, что  сын идет и побежал навстречу, и обнял его. И когда человек в грехах с трудом идет к Богу, думает: примет меня - не примет, простит - не простит. И когда Бог слышит молитву-то  бежит навстречу. Бог не может равнодушно относиться к нашему желанию исправиться. Близок Господь ко всем призывающим Его!  Ко всем призывающим Его в истине. Я думаю, нам надо порассуждать над этим вопросом. Что значит «призывающий в истине»?

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

«Современные бедуины, как и древние отличаются чадолюбием. По случаю рождения мальчика бедуин устраивает пир, на который приглашает родных и знакомых. Не имея особых понятий о воспитании детей, бедуины прилагают свои заботы к тому, чтобы ребенок был сыт и здоров, а свои родительские ласки проявляют в том, что украшают детей возможными способами (девочек, например, татуируют), причем и амулеты от дурного глаза привешиваются на виду. Когда дети подрастут, то самой жизнью приучаются к разным домашним занятиям и упражнениям: мальчики стерегут стада и ездят верхом, а девочки собирают топливо, носят воду и т. п. «Обычаи сватовства у бедуинов представляются в таком виде: мальчику 14-ти лет, а чаще и ранее этого возраста, родители стараются высватать невесту, согласия которой обык­новенно не спрашивают. Для сватовства отец жениха вместе с сыном и старшинами приходят в палатку родителей невесты и там молча сидят. После долгого молчания происходит в установленной форме разговор, касающийся сватов­ства, и, в случае благоприятного исхода переговоров, сваты угощаются, поздравляются и затем расходятся. Свадебные празднества начинаются после того, как жених, в сопрово­ждении родных и знакомых, явится в палатку невесты. Тогда невеста с провожатой садится на верблюда своего жениха, и брачный поезд с пением, пляской и стрельбой из ружей возвращается на место стоянки шатра жениха. На утро, при выходе новобрачной из палатки, брат ее режет овцу, и начинается пир, продолжающийся до семи дней. Невеста получает от жениха приданое. Если жених беден и не может уплатить вено, то совершение брака откладывается ино­гда на несколько лет, пока условленное вено не будет спол­на выплачено. «Как у народа кочевого, скотоводство составляет самое главное занятие и богатство бедуина. РВ числе разных животных лошади ценятся выше других пород домашнего скота, осо­бенно лошади чистокровные арабские, ценящиеся иногда в не­сколько тысяч рублей. Породистые лошади употребляются толь­ко во время войн и набегов, так как они отличаются не только быстрым бегом и выносливостью, но и необыкновен­ной понятливостью и чутьем, способным открыть неприятеля, скрывающегося в засаде. Из других животных у бедуинов обычны верблюды и овцы, доставляющие молоко и шерсть, а также ослы и мулы, служащие для обыкновенных рабочих нужд кочевника. Орудия домашних производств остаются у бедуинов до сих пор первобытные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Современные бедуины, как и древние, отличаются чадолюбием. По случаю рождения мальчика бедуин устраивает пир, на который приглашает родных и знакомых. Не имея особых понятий о воспитании детей, бедуины прилагают свои заботы к тому, чтобы ребенок был сыт и здоров, а свои родительские ласки проявляют в том, что украшают детей возможными способами (девочек, например, татуируют), причем и амулеты от дурного глаза привешиваются на виду. Когда дети подрастут, то самой жизнью приучаются к разным домашним занятиям и упражнениям: мальчики стерегут стада и ездят верхом, а девочки собирают топливо, носят воду и т. п. Обычаи сватовства у бедуинов представляются в таком виде: мальчику 14-ти лет, а чаще и ранее этого возраста, родители стараются высватать невесту, согласия которой обыкновенно не спрашивают. Для сватовства отец жениха вместе с сыном и старшинами приходят в палатку родителей невесты и там молча сидят. После долгого молчания происходит в установленной форме разговор, касающийся сватовства, и, в случае благоприятного исхода переговоров, сваты угощаются, поздравляются и затем расходятся. Свадебные празднества начинаются после того, как жених, в сопровождении родных и знакомых, явится в палатку невесты. Тогда невеста с провожатой садится на верблюда своего жениха и брачный поезд с пением, пляской, стрельбой из ружей возвращается на место стоянки шатра жениха. На утро, при выходе новобрачной из палатки, брат её режет овцу и начинается пир, продолжающийся до семи дней. Невеста получает от жениха приданое. Если же жених беден и не может уплатить вено, то совершение брака откладывается иногда на несколько лет, пока условленное вено не будет сполна выплачено. Как у народа кочевого, скотоводство составляет самое главное занятие и богатство бедуина. В числе разных животных лошади ценятся выше других пород домашнего скота, особенно лошади чистокровные, арабские, ценящиеся иногда в несколько тысяч рублей. Породистые лошади употребляются только во время войн и набегов, так как они отличаются не только быстрым бегом и выносливостью, но и необыкновенной понятливостью и чутьем, способным открыть неприятеля, скрывающегося в засаде. Из других животных у бедуинов обычны верблюды и овцы, доставляющие молоко и шерсть, а также ослы и мулы, служащие для обыкновенных рабочих нужд кочевника. Орудия домашних производств остаются у бедуинов до сих пор первобытные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Учение стоиков о добре и зле, в сущности сходное с учением Сократа и циников, представляет, однако же, и некоторые черты мнимости оригинальности, отличающие его от учения Сократа и циников. В основу своего учения стоики старались положить общее метафизическое мировоззрение, из которого бы, так сказать, с необходимостью вытекала их ифика. Заимствуя такое общее мировоззрение у пантеистов, они, однако же, только механически могли соединить его с учением Сократа о началах нравственной деятельности. Вследствие этого их учение скорее следует признать эклектическим, чем стройным и последовательным философским мировоззрением. По учению стоиков, весь мир есть раскрытие одного общего начала, которое они называли различно – огнем, воздухом, эфиром, дыханием, душою мира, всеобщим разумом, божеством. Хотя некоторые стоики и старались, по-видимому, не отожествлять этого единого абсолютного начала с материею, духа с телом, но в действительности они не могли указать никакого существенного различия между ними. По их учению, все явления в жизни мира подчинены закону безусловной необходимости, как невольные обнаружения единого абсолютного начала. Судьба и законосообразность – вот что управляет жизнью всего мира, от морской песчинки до величественных небесных светил, от насекомого до человека! Душа человека есть только часть единого абсолютного начала или души мира, истечение из общего начала, как и все остальное. Отсюда стоики видели себя вынужденными отрицать свободу человеческой воли и проповедовать детерминизм, не всегда, однако же, в равной степени оставаясь верными своим основным принципам. Пантеизм принципиально не может полагать различия между добром и злом, так как для него все явления одинаково необходимы, как необходимый обнаружения одного и того же абсолютного начала. Так, по-видимому, должны были бы поступить и стоики. И действительно, все явления внешнего мира, как и все не зависящее вполне от человека, как например, здоровье, богатство, почести, красота, семейное благополучие, даже самая жизнь, а с другой стороны – бедность, страдания, болезнь, потеря родных и друзей, собственная смерть, клевета, позор и т. д. были объявлены стоиками как нечто совершенно безразличное – ни добро, ни зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Теперь мы можем выбирать, кем работать, жить с родителями или в собственном доме, на родине или за границей, жениться или нет, рожать детей или остаться бездетными, ходить в храм каждое воскресенье или только по большим праздникам, а может, и вовсе отказаться от религии. Мы получили много свободы, но вместе с ней приняли и всю тяжесть ответственности. Теперь, если мы делаем неправильный выбор, ответственность всецело ложится на нас. Больше того, число свобод постоянно растет: расширяется информационный поток, и доступ к нему есть почти у каждого, появляются новые профессии, возрастает свобода передвижения. Растет и число тревог. Кроме того, порвав с большинством традиций, мы не только потеряли возможность разделить ответственность, но и лишили себя корней — того богатства мудрости, опыта, духовных достижений, которое было накоплено нашими предками. Этот мощный ресурс помогал бы нам ориентироваться в окружающих нас возможностях, выстаивать перед лицом тревоги. Но мы отделены от него, словно сорванные растения, лишенные источника питательных веществ. В этом серьезная наша беда. Как-то я разговорилась с пожилой женщиной в одном любимом мною монастыре. Она сетовала на то, что народ наш пал духом, а ведь когда-то все было иначе. И рассказала историю про своего деда. Он был обычным крестьянином, крепким русским мужиком. Он работал до последнего, но однажды почувствовал, что пришло время умирать. В тот день он причастился, затем, придя домой, созвал всех родных, устроил большой обед, на котором попрощался с каждым. А после обеда лег, предупредив всех, что сейчас будет умирать. И действительно умер — спокойно отошел к Богу… Удивительно: русский крестьянин, жизнь которого в бытовом плане была несравненно тяжелее нашей, душевно был во многом здоровее современного горожанина, окруженного благами цивилизации. По этой причине так широко сейчас распространено явление, которое известный психолог Эрих Фромм называл «бегством от свободы». Человеку бывает настолько трудно решиться взять ответственность, что он пытается любыми способами ее отдать, выбросить, отшвырнуть. Он нередко прячется за спинами авторитетов, например родителей, учителей или священников, чтобы потом можно было винить во всем их, а не себя.

http://azbyka.ru/zdorovie/vina-mnimaya-i...

Наконец, чтобы отвратить нас от зла и направить к добру, Бог говорит нам часто чрез особые обстоятельства и события. То посылает Он какую-нибудь радость и счастье, чтобы расположить к благодарности и совершению добродетелей, то попускает какое-нибудь бедствие и несчастье, например неожиданную смерть родных, друзей и знакомых, чтобы потрясти и заставить нас придти в себя и вспомнить о Нем. То посылает болезнь, которая, угрожая смертью, побуждает бросить смиренный взгляд на прошедшую жизнь и дать обещание исправиться, то лишает богатства, чести и уважения и тем убеждает нас в непрочности всего земного, а то, наконец, попускает какие-нибудь необычайные, разрушительные явления природы, которые, потрясая нас, пробуждают нас от греховного усыпления. Словом, у нашего милосердного Господа нет недостатка в способах вразумления, которыми Он удерживает нас от зла и воодушевляет к добру. 3 . Почему же Господь так часто и убедительно зовет нас к добру и отвращает от зла? Не получает ли Он Сам от этого какую-нибудь пользу? Не делается ли Он чрез это могущественнее, блаженнее? – Нисколько. Бог есть существо всемогущее и всеблаженное. Он не имеет в виду создать этим Свое собственное благополучие. Он делает это для нашей пользы. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Человек при своей наклонности к злу очень часто не видит того, что для него необходимо и полезно. Ум его тяготеет долу. Все его мысли, чувствования и желания направлены к тому, чтобы здесь, на земле, устроиться ему как можно поудобнее, поспокойнее, поприятнее. Кто не знает, сколько людей преклоняются пред этим земным кумиром и платят ему дань! Если они пользуются хорошим здоровьем и материальным состоянием, если счастье им здесь улыбается, они очень мало или совсем не думают о тех требованиях, какие представляет им будущая жизнь. Они так погружены в земные интересы, что житейские занятия и удовольствия наполняют всю их жизнь. Но если человек предается миру и его удовольствиям, то отсюда не может не произойти того, что чувственные наслаждения и страсти в нем всё более и более усиливаются, и он от одного греха переходит к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Трудно понять после этого, где же тут справедливость, о которой так много говорят социалисты? Когда они переманивают на свою сторону рабочих и крестьян, они охотно дарят и обещают всем не своё, а чужое : землю, фабрики, машины, деньги... Но распоряжаться чужим и вместе с тем говорить о правде – это уже прямая нелепость. Для христианина бедность ещё не беда, не порок, не зло, а богатство – не благо, не добродетель, не счастье. Для социалиста же богатство есть тот идол, которому он поклоняется, то благо, о коем он мечтает, ради которого он готов лишить жизни ближнего... Страшно подумать, сколько погибло добрых русских людей от рук социалистов-революционеров только за последнее время. Все бунты, все беспорядки, все ужасы, пережитые нами с декабря 1905 года, – всё это было делом рук социалистов. И эти люди смеют прикрываться учением о любви, о братстве, о свободе, когда их руки запачканы кровью верных слуг Царя и родного народа, кровью своих родных братьев – христиан. Христианство учит, что если бы люди и всё имение роздали и поделили, всё-таки на земле всегда останется неравенство. Даже и на небе, в вечной жизни, будет не всё одинаково: «Иная слава солнцу, иная луне, иная звёздам, и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мёртвых» ( 1Кор. 15:41–42 ). Но на небе будет каждому указана степень блаженства по всей справедливости праведным судом Божиим, смотря по заслугам каждого человека, а на земле, где живут и действуют грешные люди, никогда не может быть полной во всем справедливости и равномерности в распределении всех благ земных. И Бог насильно людей не спасает и не уравнивает в святости: нельзя насильно и грешника сделать праведником. Но и помимо греховности людей, вообще нельзя всё поделить поровну: нельзя, например, ни на деньги купить, ни поровну поделить молодости, здоровья, способностей, ума, чувства, усердия, чистоты совести, семейного счастья и прочее. Как поравняешь умного с глупым, способного с неспособным, лентяя с трудолюбцем, пьяницу с трезвенником, честного с бесчестным? Напротив, насильственное уравнение всех вызвало бы новые неравенства, новые споры, вражду и несогласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Думаем, что ты ответил правильно. Нет, не всегда. Если, например, бедность от лени и безответственности, от пьянства, то она, конечно, нехороша. А относительно богатства ответим словами святителя Иоанна Златоуста : …не богатство есть зло, а низкое настроение души. Важно, чтобы материальное благополучие, богатство не вело к греховной страсти – сребролюбию. …Богатство – добро, но тогда, когда оно не обладает имеющими его, когда оно избавляет ближних от бедности… Если имеем богатство, будем употреблять его как должно… Не богатые, но служащие богатству осуждаются… Если он добродетелен и богат, это справедливо. Милостыня и милосердие Когда тебя еще маленького водили в храм, возле него ты видел нищих. Своих денег у тебя не было. Родители давали тебе монетку, чтобы ты передал ее нищим. А теперь подумай, чья была это милостыня – твоя или мамина? Конечно, денежка эта родителями заработана, а тебе дана, чтобы ты поделился с несчастным, бедным человеком. Чтобы и ты, пусть немного, но поучаствовал в добром деле. Вот так и все христиане в отношении к Богу. Это Он один, Отец Небесный, дает Своим детям земные блага. По сравнению с благами настоящими, вечными, небесными, земные блага – это те самые мелкие монетки, что давали тебе папа с мамой. И этими земными благами мы должны поделиться с ближними – именно для этого они и даются нам Богом. И Им же Самим от нас и принимаются. Христос скажет людям на последнем Суде: помогли вы бедному, значит Мне помогли, а если не помогали ему – считайте, что Меня презирали, не замечали и отвергали. Знаешь, как говорит святитель Иоанн Златоуст ? – «Дай копейку и возьми Небо, не потому что оно дешево, а потому что Податель его щедр, Он ждет и от тебя щедрости». Смотри, как это просто и как велика цена милости. В наши дни многим людям вокруг живется плохо. По всем окраинам нашей большой, разорванной на части страны прокатились жестокие войны, многие люди погибли, многие остались калеками, многие потеряли родных. Иные бежали в среднюю Россию из тех ее бывших окраин, где была война. Иные из живущих в спокойных местах потеряли работу. Многие недоедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут денег на лечение.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Содержат многие предания отеческие, и то хорошо, но заповедь Божию, например о любви и снисхождении к ближнему, разоряют». Спасут ли душу жертвователя крупные пожертвования на храм Божий, на ризницу или исключительно только на колокол, если жертвуемая почтенная сумма незаконно составилась из денежек и копеек нищей братии, а сия зарабатывает кусок хлеба потом и кровью, с потерею здоровья, с горем семьи и нуждою; если значительный пожертвованный капитал жертвователя есть плод обмана, обмера, обвеса, задержки или утайки чужих трудовых денег? Нет, как бы велики пожертвования ни были на храм ли Божий или на колокол, но если жертвователь не имеет любви к ближнему – пользы ему, спасения его душе нет и не будет. Говорил в свое время св. апостол Павел: если я раздам все имение мое и отдам ради Христа тело мое на сожжение, а любви к ближнему не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Kop. XIII, 3 ). Бог не нуждается в наших пожертвованиях и угождениях; но Он Сам дает всем и всему жизнь и дыхание и все ( Дeяh. XVII, 25 ). Он дает богатство человеку, внушая ему позаботиться о людях, особенно близких по вере и крови ( Гaл. VI, 10 ). Милости хочу, а не жертвы ( Oc. VI, 6 ), говорит Бог. Или делают еще богатые взносы на вечное поминовение в храм по завещанию, а своих родных оставляют без всякой помощи. Полезна ли душе такая жертва? Есть такие православные особы, которые, заказавши заупокойную литургию, во время ее не допускают гласного поминовения чужих покойников. Моя, дескать, заказная служба. Как будто бы молитва других за своих усопших и в самом деле повредит душе поминаемого ими. Где же тут любовь к ближнему? Или не бывает ли того, что мы как-то с презрением смотрим на иноверцев-христиан, инакомыслящих; называем нехристями, чуждаемся их, насмехаемся над их обрядами, учением? Разве это по-православному? А сами хвастаем своим Православием, хотя живем-то не вполне по-православному. Или иные в церковь Божию неопустительно ходят и, кажется, с особенною любовью посещают каждодневно утреннее и вечернее богослужение и Божественную литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010