В отношении Иоанна и Иакова картина вырисовывается следующая. Иоанн, предполагаемый другой ученик Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей. Следующий рассказ на ту же тему касается призвания еще одного ученика. У Луки он назван Левием ( Лк. 5:27 ), у Марка – Левием Алфеевым: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Ион, встав, последовал за Ним ( Мк.2:14 ). В параллельном повествовании Евангелия от Матфея ( Мф. 9:9–13 ) мытарь назван Матфеем. Был ли Левий-Матфей до призвания знаком с Иисусом или Иисус призывает незнакомого человека, которого видит впервые в жизни? Прямого ответа на это синоптические Евангелия нам не дают. Однако отождествление Матфея-мытаря с Матфеем-евангелистом позволяет предположить, что Матфей мог быть среди слушателей Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). В этом случае (как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном) получается, что Иисус призывает не незнакомого человека, а того, кого Он уже ранее встречал. Кто такие мытари, о которых неоднократно упоминается в Евангелиях? Это сборщики податей, состоявшие на службе у римского императора. Фактически они обслуживали интересы оккупационной власти, почему и были презираемы иудеями. В сознании последних они стояли в одном ряду с другими грешниками, открыто нарушавшими традиции еврейского народа, и даже с блудницами. Отсюда употребляемые в Евангелиях словосочетания мытари и грешники (мф. 9:11; 11:19; Мк. 2:16 ; Лк. 5:30; 7:34 ), мытари и блудницы ( Мф. 21:31 ). Пренебрегая презрительным отношением иудеев к мытарям, Иисус неоднократно общался с ними, а одного из них даже сделал Своим учеником. Почему мытарь назван двумя разными именами у двух евангелистов? Евреи времен Иисуса могли иметь два имени: одно еврейское, данное родителями при рождении, другое греческое или латинское. Второе имя также могло содержать в себе имя отца (например, Симон бар Иона в Мф. 16:17 ); указывать на место, откуда происходил человек (Иосиф из Аримафеи, Мария Магдалина, Филон Александрийский); или представлять собой прозвище (например, Фома, иначе называемый Близнец в Ин. 11:16 , сыны громовы в Мк. 3:17 ). Однако было бы странно, если бы один и тот же человек носил два еврейских имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо если я правдив, Писание окажется лживым; но так как Писание не может быть лживым, значит, буду лживым я». В таком пустословии он, как он полагает, обретает покой, словно бы в гавани лжи, которая грозит ему крушением. Ты надеялся упокоиться в этой, так сказать, гавани, но гляди, на какую подводную скалу ты наткнулся: «Ты погубишь всех говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Значит, погубишь всех, потому что «всякий человек лжив». Но к чему нам сказаны эти слова? Чему они нас учат? Тому, что от себя мы все лживы. А если хотим быть правдивы, нужно прибегать к Господу. Его силой мы можем быть правдивы, сами по себе мы лживы. 3 . Послушайте один тому пример, краткий и значительный, краткий потому, что рассказать его не долго, значительный, если взвесить его смысл. Все, что я хочу высказать, можно увидеть в Петре. Когда Петр сказал Господу Христу: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», что ответил ему Христос? – «Блажен ты, Симон бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, который на небесах» ( Мф.16:16–23 ). Ты правду сказал, но она не от тебя. От кого же? «Отец мой, который на небесах, открыл тебе». Блажен ты от того, что дано Богом, злосчастен только сам от себя. После того как Господь сказал ему: «Блажен ты, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, который на небесах», – после этих слов Господь начал говорить о предстоящем ему страдании и смерти. И тут же Петр говорит: «Да не будет этого с тобой, Господи!» Всякий человек лжив. Смотрите: только что Петр был правдив, и вот уже Петр лжив. Но отчего Петр был правдив? «Не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, который на небесах». Отчего Петр лжив? «Отойди от меня, сатана, ибо ты помышляешь не о Божьем, а о человеческом». Всякий человек лжив. Итак, для того нам сказано: «Всякий человек лжив», чтобы мы бежали себя самих и стремились к Богу, который один правдив. St Augustine’s Interpretation of Ps.115:2 and His Sermo 257 S. A. Stepantsov In Sermo 257, as well as in the rest of his sermons considering Ps.115:2 («All men are liars»), St Augustine reads the verse as referring to the fallen state of man, which can be cured by the divine grace only.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Г. М. из многих мест Евангелия, приводимых Католической Церковью, приводит только два: одно из Евангелиста Матфея о камне, основании Церкви, и ключах царствия, и другое из Евангелиста Иоанна о пасении стада. Ограничусь и я этими двумя местами. Вот слова Матфея. «Пришед же Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики своя, глаголя, кого мя глаголют человецы быти, сына человеческого? Они же реша, ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию: друзии же Иеремию, или единого от пророк. Глагола им Иисус, Вы же кого мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр рече: ты еси Христос, сын Бога живаго. И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне, бар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. И аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех». ( Мф. 16:13–19 ) Я привел слова так, как они напечатаны в Московском издании Библии на славянском языке. Греческие слова «оти су ей Петрос» гораздо ближе переведены «яко ты ecu Петр» нежели «Ты Петр». По прямому смыслу сего места Христос обещает, что Церковь Его будет нерушимою во веки, основанием ей полагает апостола Петра, и в утверждение Он изменяет имя «Симон» в имя «Петр», что значит камень. Сверх того, обещает ему дать ключи царства небесного с такою властью, что то, что он свяжет на земле, будет связано на небесах, и что он разрешит на земле, будет разрешено на небесах. Г. М., кажется, разумеет сие место иначе. По его толкованию выходит, что основанием Церкви полагается не Петр, а исповедание веры в Господа Иисуса Христа (стр. 4) или Христос, Сын Бога Живого, исповедуемый Петром (стр. 9), о перемене имени и наложении на апостола Симона Иисусом Христом имени Петра, а власть ключей он изъясняет общею всем апостолам. Но я знаю, что мое личное толкование не имеет более веса, нежели толкование г. М.; посмотрим же, как толковали св. отцы, приводимые в свидетельство г. Муравьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Мф 16Иисус называет Петра «сын Ионин» (Bariôna) в греческой транслитерации. Возможно, имеется в виду оригинальное арамейское «Бар Иохана» (Bar Yôhana где «Иохана» может означать не «Иона» (Иона – Yônâb), а «Иехоханан» (Yèhôhànan) – арамеизированная форма имени Иоанн 279 . Возможно, другие знакомые продолжали называть Петра «сыном Иоанна», но в кругу учеников Иисуса (а затем – в древней церкви) он был известен под прозвищем Петр. В случае Симона Кананита/Зилота списки Двенадцати у Марка и у Матфея дают греческую транскрипцию (ho Kananaios) арамейского термина («канана», qanäna); Лука же переводит его греческим словом «зелот» – «ревнитель» (ho zëlôtës). (Это различие, вместе с разночтением между Фаддеем и Иудой Иаковлевым, может свидетельствовать о том, что Лука следовал иной традиционной версии списка Двенадцати, чем Марк; хотя возможно и то, что Лука, не любивший использовать семитские термины 280 , сам перевел это слово как ho zëlôtës). В наше время все признают, что, поскольку политическая партия «зелотов» не упоминается в источниках вплоть до начала иудейского восстания в 66 году н.э., в применении к Симону этот термин должен был иметь более общий смысл, характерный для более раннего периода – «ревнитель закона» (см. Деян 21:20; 22:3, 19 ), что часто подразумевало, что этот человек готов пресекать явные нарушения Торы, в числе прочего, насильственными методами. Как правило, такое насилие было направлено не столько против римлян, сколько против единоверцев-иудеев 281 . Можно предположить, что это прозвище Симон носил еще до встречи с Иисусом. Мейер указывает, что «единственный случай ношения израильтянином дополнительного имени «Зелот» в эпоху до-раввинистического иудаизма мы встречаем в 4 Мак 18:12, где Финеас (внук Аарона) называется «Зелот Финеас» (ton zëlôtën Phinees)» 282 . Однако, хотя для иудеев этого периода Финеас был архетипом зелота, в 4 Мак 18это слово используется скорее как определение, чем как прозвище в точном смысле слова. Еще одна параллель, до сих пор не замеченная, – имя хозяина каменного сосуда из Масады, написанное на сосуде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Кан. 6. Если кто скажет, что без благодати Божией нам верующим, волящим, желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся, бодрствующим, усердствующим, просящим, ищущим, стучащим милосердие божественно даруется, а не исповедует, что то, что мы веруем, волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происходит по излиянию и вдохновению Святого Духа, и либо к смирению, либо к послушанию человеческому присоединяет помощь благодати, а не соглашается, что является даром самой благодати то, что мы бываем послушными и смиренными, тот противится Апостолу, говорящему: " Что имеешь такого, чего бы не получил? " Кор 4, 7]; и: " Благодатью Божьею есмь то, что есмь " Кор 15, 10]. Кан. 7. Если кто утверждает, что силою природы что-либо доброе, относящееся к спасению жизни вечной, можно мыслить, как полезно, или избирать, или приветствовать, то есть с евангельской проповедью соглашаться, без озарения и вдохновения Святого Духа, который дает всем приятность в том, чтобы соглашаться или верить истине, тот обманывается еретическим духом, не разумея гласа Божиего, в Евангелии глаголющего: " Без меня ничего не можете творить " [Ин 15, 5]; и то слово Апостола: " Не то, что мы способны мыслить что-либо от себя словно сами по себе, но наша достаточность происходит от Бога " Кор 3, 5]. Кан. 8. Если кто заявит, что иные по милосердию, иные же по свободной воле, которая, очевидно, является испорченной во всех, рождающихся от вероломства первого человека, могут прийти к благодати крещения, тот изобличается чуждым правой веры. Ибо он утверждает, что не во всех людях свободная воля грехом первого человека ослаблена, или определенно так считает ее поврежденной, что, однако, некоторые могут без откровения Божиего обрести таинство вечного спасения сами по себе. Что сколь является противным истине, сам Господь доказывает, Который свидетельствует, что не только некоторые, а никто совсем не может к Нему прийти, если " не тот, которого привлечет Отец " [ср. Ин 6, 44], как и Петру говорит: " Блажен еси, Симон бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, сущий на небесах " [Мф 16, 17]; и Апостол говорит: " Никто не может сказать, что Иисус Господь, как только в Духе Святом " [ср. 1 Кор 12, 3].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

15.. Христос принял не небесное, а человеческое тело . Христос один и тот же, и Сын Человеческий, и Сын Божий. Ибо если имя Бога и человека не имеет естественного соединения в личном единстве во Христе, то, следовательно, второй Человек, которого Павел провозглашает небесным с неба, естественно считался бы не имеющим ничего от Девы, и если согласно Его небесной природе о Нем говорится, что Он имеет сущность небесной плоти, тем более, что Он и есть от небесной плоти.Господь возвещает Себя: Никто не восходит на небо, кроме нисходящего с неба Сына Человеческого, пребывающего в небесах (Иоан. 3:13). Но если верить, что Христос получил тело небесное, а не человеческое, то как может быть подтверждено истиной пророчество псалма Давида, где написано: Да обитает слава в земле нашей, истина воссияла от земли (Пс. 84:10, 12)? Но кто осмеливается отрицать истину Христа, когда Он Сам называл Себя этим именем, говоря: Я есть путь и истина и жизнь (Иоан. 11:6)? Итак, если истина возникла из земли, то каким образом второй Человек явлен с неба, как не тем, что, получив от Сына Божия вещество земного тела, во имя небес прошел через общение с Божеством? И как же опять сошел с неба Сын Человеческий, если Сын Божий не сошел не на место, а благоволением? Он, как во плоти, принятой от человека, изволил родиться, так и имея единое лицо принимающего Бога и лицо принятого человека, Который был Сыном Божиим, изволил называться Сыном Человеческим. Чтобы познать это единство Личности без всякого смешения обеих субстанций, Христос спрашивает учеников, говоря: за кого люди почитают Меня Сына Человеческого (Мф. 16:13)? И когда сказали Ему прямо мнение народа, тогда должным образом от них требовалось качество истинной веры, чтобы можно было устранить ложь человеческого заблуждения. Я Сын человеческий? Уже там апостол Петр, поддерживаемый твердью божественного откровения, исповедал таинство общего спасения: Ты, сказал он, Христос, Сын Бога Живого. Что это такое? Что касается невежественных, соответствует ли ответ вопросу? Ибо Петра спрашивают о Сыне Человеческом, а он сам исповедует Сына Божия. Стал ли он меньше слушать вопрошающего Иисуса или не сохранил истину в своем исповедании? Ибо как можно было бы восхвалять заблуждение человека устами истины? Но что это был действительно Христос, он сказал это, когда его спросили, а что о был действительно Христос, он услышал это из уст Петра, Исповедника. Ибо Христос, Сын Человеческий, изначально был Сыном живого Бога, а не заслужил это, Божественным голосом, Своим собственным голосом веры принес истину; потому апостол и слышит: блажен ты, Симон Бар-Иона, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой Небесный. Даже сам Христос Божий, конечно, уже исповедал Себя Сыном, когда утверждал, что Он был открыт Петру Отцом Его Небесным. 

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Однажды, после уединенной молитвы, Иисус обратился к Двенадцати с вопросом:  — За Кого Меня почитают люди?  — Одни за Иоанна Крестителя, — сказали они, — другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков.  — А вы за кого Меня почитаете? Раньше Учитель никогда не требовал от апостолов столь прямого исповедания. Но слова Его уже не застали их врасплох. От лица всех ответил Симон:  — Ты — Мессия, Сын Бога Живого!  — Блажен ты, Симон бар-Иона, — торжественно проговорил Иисус, — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты — Скала , и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее. Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах 2 . Эти слова о Церкви явились как бы ответом на поворот, происшедший в их сознании. Хотя и прежде некоторые апостолы называли своего Наставника Мессией, но тогда они были еще в плену ложных представлений. Иное дело теперь. Даже убедившись, что Иисус пренебрег земной властью и скитается, как изгнанник, на чужбине, они все же нашли в себе веру и мужество, чтобы признать Его Христом. И пусть Симон был пока не в состоянии полностью объять смысл слов, сказанных им самим, его исповедание станет отныне символом веры всей новозаветной Церкви. Вопрос Иисуса: «За кого Меня почитают люди?» — звучит и сегодня; и сегодня, как две тысячи лет назад, многие готовы видеть в Нем только пророка или учителя нравственности. Они не могут объяснить, почему именно Иисуса Назарянина, а не Исайю и даже не Моисея миллионы людей признали «единосущным Отцу». В чем же заключалась неповторимая притягательность Христа? Только ли в Его моральной доктрине? Ведь возвышенную этику предлагали и Будда, и Иеремия, и Сократ, и Сенека. Как же в таком случае могло христианство победить своих соперников? И, наконец, самое главное: Евангелие отнюдь не похоже на простую нравоучительную проповедь Здесь мы вступаем в область наиболее таинственного и решающего во всем Новом Завете, здесь внезапно разверзается пропасть между Сыном Человеческим и всеми философами, моралистами, основателями религий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он же, отвечая, рек им: «Как настанет вечер, вы говорите: «Будет ясно, ведь небо красно». Или поутру: «Сегодня буря, ведь небо хмуро и рдеет». Итак, лицо неба различать вы умеете, знамения же времен знать не можете? Род злой и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не будет ему дано, кроме знамения Ионы пророка». И, оставив их, ушел. Ученики Его, переправившись на другой берег, забыли взять с собой хлеба. Он же сказал им: «Помните, избегайте закваски фарисеев и саддукеев». И они думали, говоря между собой: «Это потому, что хлеба мы не взяли». Иисус же, узнав, сказал: «Что думаете между собой, скудные верой, что нет у вас хлеба? Или вы еще не понимаете и не помните пяти хлебов для пяти тысяч человек и сколько мешков вы собрали? Или семи хлебов на четыре тысячи человек и сколько вы собрали корзин? Как же вы не понимаете, что не о хлебе сказал Я вам: избегайте закваски фарисеев и саддукеев». Тогда поняли они, что Он сказал избегать не хлебной закваски, но учения фарисеев и саддукеев. И пришел Иисус в земли Цезареи Филипповой, и расспрашивал учеников Своих, говоря: «Как люди говорят, кто есть Сын человеческий?» И они сказали: «Иные говорят, что Иоанн Креститель, иные же – Илия, а иные – Иеремия или один из пророков». Сказал им Иисус: «Вы же что скажете? Кто Я?» Симон Петр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Иисус же, отвечая, сказал Ему: «Блажен ты, Симон Бар-Иона, ибо плоть и кровь не открыли тебе этого, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе, что ты – Камень и на сем камне Я построю Церковь Мою, и врата ада не возобладают над ней. И дам тебе ключи царства небесного. И все, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах. И все, что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небе». Тогда заповедал Он ученикам Своим, чтобы никому не говорили, что Он есть Иисус Христос . С того времени начал Иисус открывать ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим и многое претерпеть от старцев и книжников, и первосвященников, и быть убитым и в третий день воскреснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На это сам Господь указал в Евангелии, говоря: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец мой дает вам хлеб с неба» 731 , и, поясняя свои слова о хлебе, говорит: «Я сам живой хлеб, который ниспослан с неба» 732 ; об этом также сказано у пророка Давида: «Вкушал человек хлеб ангелов» 733 . (III, 3) Итак, представляется совершенно очевидным единство и неизменность сущности Отца и Сына, об этом и сам он говорит в Евангелии: «Я в Отце и Отец во мне», и еще: «Я и Отец мой суть едины» 734 . Что указывает не только на единство воли, но и одновременно на единую сущность, ибо не сказал «я и Отец желаем одного», но «суть едины». Из этого поистине следует вывод о единстве с Отцом не только в желаниях, но в самой сути. Также Иоанн евангелист говорит: «Ибо иудеи требовали убить его не потому только, что он не соблюдал субботу, но потому, что он Отца своего на-зывал Богом, равным образом и себя делая Богом» 735 . Об этом, однако, не прямо было сказано иудеям, но как справедливо утверждает евангелист о Сыне, он неизменно являл собою Бога. Также написано в Евангелии: «Что бы ни совершал Отец, то же самое совершает и Сын» 736 . И еще: «Как Отец воскрешает мертвых и животворит, также и Сын тех, кого пожелает, воскрешает» 737 . И еще: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» 738 , ибо равная честь только лишь равным оказывается. Также об этом Сын говорит Отцу: «Все мое – твое и все твое – мое» 739 . И еще: «Филипп, кто видит меня, видит и Отца, как же ты просишь: яви нам Отца?» 740 Не сказал бы этого, не будь он во всем подобен Отцу. Также сам Господь говорит: «Веруйте в Бога, и в меня веруйте» 741 . Кроме того, чтобы показать, сколь неразрывно их единство, он утверждает: «Никто не знал Сына прежде Отца, также и Отца никто не узнал прежде Сына, но Сын, кому пожелает, откроет его» 742 . И как Сын, кому пожелает, откроет Отца, так и Отец откроет Сына, подобно тому, как и сам он сказал Петру, признавшему его Христом, сыном Бога живого: «Блажен ты, Симон Бар Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах» 743 . И еще Сын говорит: «Никто не придет к Отцу, кроме как через меня» 744 , и: «Никто не придет ко мне, нежели через Отца, который послал меня и вновь призовет к себе» 745 ; единство Отца и Сына явствует из того, что они взаимно свидетельствуют верующим друг о друге. Также Сын говорит: «Если приняли меня, то тем самым приняли и Отца моего: и через это узнали его и свидетельствовали о нем» 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . Но случается, что жена склоняет тебя к чему-нибудь злому. Ты любишь её, как подобает любить жену: она член твоего тела. Но если око твое соблазняет тебя, если рука соблазняет тебя, если нога твоя соблазняет тебя, – ты только что слышал, что говорит Евангелие, – отсеки и отбрось от себя 16 . Всякий, кто тебе дорог, всякий, кого ты ценишь, – не должен быть тебе дорог, не должен быть дорогим тебе членом тела, как только начнёт тебя соблазнять, то есть начнёт склонять тебя к чему-то злому. Слушайте: вот где соблазн. Мы взяли пример с Иовом и его женой, но там это не названо соблазном. Послушай Евангелие: когда Господь предсказывал свои страдания. Пётр начал отговаривать Его от страданий. Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн 17 . Господь, преподавший тебе образец жизни, научил тебя разом, и что такое соблазн, и как беречься от соблазна. Немного раньше Он сказал Петру: Блажен ты Симон бар-Иона 18 , и тем показал, что тот член Его тела. Но как только Пётр начал соблазнять Его, Он отсёк этот член от своего тела, а затем уврачевал и принял обратно в тело... 19 Итак, соблазном тебе будет тот, кто начнёт склонять тебя к чему-нибудь злому. И обратите внимание, возлюбленные, на то, что это чаще всего бывает не по злобе, но по извращённой доброжелательности. Видит твой друг, который тебя любит и взаимно тобою любим, отец твой, брат, сын, супруга, видит, что тебя постигло зло, – и хочет, чтобы ты поступал по злу. Что значит «видит, что тебя постигло зло»? Значит: видит, что тебе тяжко. И может быть, тягота выпала тебе за правду, тебя притесняют за то, что не хочешь лжесвидетельствовать. Это я для примера говорю. Примеров множество, потому что горе миру от соблазнов. Ну вот, например, некий сильный мира сего просит тебя оказать услугу лжесвидетельством, чтобы прикрыть свою нечестную наживу, своё грабительство. Ты отказываешься, отрицаешь ложь, чтобы не отвергнуть истину. Короче говоря, он гневается, и так как он могуществен, начинает притеснять тебя. Тут подходит к тебе друг, который не хочет, чтобы тебя притесняли, не хочет, чтобы ты оказался в беде: «Пожалуйста, сделай, как тебе говорят, великое ли дело?» Не иначе, как сатана говорил Господу: О Тебе написано, что ангелам своим заповедал Он, чтобы не преткнулся Ты о камень ногою Твоею 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010