Суббота, как и обрезание, имела свое временное и узконациональное значение, которое оказалось исчерпанным. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев как знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки 549 . Однако этот завет Бога с людьми был не первым и не последним. Первым был завет с Адамом (и в нем не упоминается суббота), вторым – с Ноем (символ – радуга), третий – с Авраамом (символ – обрезание), четвертый – с Моисеем, пятый – с Новым Израилем. Заповедь о субботе была дана до Синая (ср. Втор. 5:15 ; Исх. 16:23 ), и поэтому в Десятисловии четвертая заповедь дана как напоминание об этом: Помни день субботний. Два национальных завета указывали на Новый Завет: телесное обрезание – на духовное обрезание, а суббота – на ежедневное служение Богу и будущее Царство Божие, в которое призваны верные. Именно в этом, духовном смысле действует для христиан Декалог, как объясняет св. Ириней Лионский 550 . Суббота как знамение Ветхого Завета должна была уступить место Новому Завету ( Иер. 31:31–34 , Евр. 8:8–13 ). Поэтому для христиан действует завет, который был заключен на Тайной вечере не через субботу, а в Крови Христовой. Свою Кровь, а не субботу принес Христос Отцу по вознесении, о чем было подробно сказано выше. Христос исполнил закон, доведя его до совершенства ( Рим. 10:4 ). Несомненно, наряду с другими ветхозаветными заповедями Господь прославил и возвеличил также и субботу ( Мк. 2:28 ). Усовершенствование Им заповеди о субботе заключалось в следующем. Истинная суббота есть постоянное пребывание во Христе и в Его учении. Это вечный покой творения добрых дел и воздержания от страстей. Совершаемые в субботу добрые дела ( Мф. 12:12 ), указывает В.М. Чернышев, «поглотили непрославленную субботу, а любовь – двигатель этих добрых дел – поглощает и все остальные», как это видно в двух важнейших заповедях о любви к Богу и ближнему ( Мф. 22:37–39 ) 551 . Вопреки названным выше строгим законным предписаниям Господь потребовал от исцеленного расслабленного понести свою постель в субботний день ( Ин. 5:8 ), в чем последний тут же был обвинен (ст. 10, 16). Тем самым Он показал Себя господином субботы ( Мк. 2:28 ). Он показал, что суббота, со всеми ее законными ограничениями, является лишь тенью того покоя, который Он дарует верным ( Кол. 3:16–17 , Евр. 4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

– Души и здоровых, и больных равноценны пред Господом. Всем, желающим спасения в вечности, предоставляется эта возможность. Многим же через страдание, очищающее и исцеляющее, хотя в человеческом понимании это кажется иногда жестоким. Рождение ребенка-инвалида – тяжелый крест для родителей. Но Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1 Тим. 2:4 ). Божия любовь и милость изливаются на всех. Кому-то посылаются болезни и скорби, но терпением их достигается спасение. Ухаживая за ребенком-инвалидом с упованием на Божию помощь, сердца близких людей умягчаются состраданием, видя, как страдает невинное существо. Вся их жизнь – постоянное попечение и забота. Главное – не роптать, а всегда помнить: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», говорится в русской пословице. 23. О заповедях Божиих 23.1. Что такое Заповеди Божии? Откуда они взялись? – Заповеди Божии – закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал Моисею на горе Синай (см.  Исх. 20:2–17 ; Втор. 5:6–21 ). Первые четыре Заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности по отношению к ближнему, то есть ко всем людям. 23.2. Почему надо соблюдать Заповеди? – Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких. 23.3. Как понимать первую Заповедь? – Первая Заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх. 20:2–3 ). Этой Заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ. Следуя этой первой Заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. В первой Заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта Заповедь занимает первенствующее место среди других Заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым  о Ком ты будешь думать и к Кому будешь стремиться.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Книга Второзакония/Дварим Начало книги «Вот слова, которые говорил Моисей всему Израилю за Иорданом... Это было в 40-м году, в 11-м месяце, в 1-й день месяца. Моисей говорил сынам Израиля сообразно всему тому, что заповедал ему Яхве сообщить им... За Иорданом в земле Моавитской начал Моисей придавать этому наставлению (Торе) силу закона». Новое введение по сравнению с предшествующими книгами, где субъектом формул введения являлся как правило Яхве. Теперь говорящее лицо – Моисей. Втор является преимущественно собранием речей Моисея (его «завещанием»). Связь датировки с Исходом. Топографическая ситуация представляет собой продолжение заключения Числ, хотя и с небольшими различиями (см. выше) 1:1–4:43 Взгляд назад на сорокалетнее странствие от Хорива (=гора Синай) к Моаву (краткое изложение Исх и Числ). Кульминацией является увещевание о жизни в Земле Обетованной (развитие запрета на изображения: 4:1–40) (Заголовок: «Это слова») 4:44–28:68 Кодекс законов/текст договора (книга Торы) 4:44–49 Введение с заголовком и «изложением содержания»: «И это – указание (Тора), которое Моисей дал сынам Израиля. Вот уставы (5–11), законы и правовые предписания (12–26:16)…» Декалог и наставление о главной заповеди (запрет чужих божеств, соотв. любовь к Богу) 12:1–26:16 Отдельные законы (12:1–16:17: культовое и социальное право; 16:18– 18:22: основное государственное уложение право; 19–25: уголовное и гражданское право; 26:1–15: «литургическое дополнение» – приношение даров земли в святилище [ссылка на предшествующий текст 12:10 слл.]) 26:17–19 Протокол, т.е. юридический комментарий к заключению союза (договора) между Яхве и Израилем Проклятия и благословения 28:69–32:52 Заголовок: «И вот слова союза...» Заключение Моавитского союза и богословская оценка «текста договора» Поставление Иисуса преемником Моисея; написание Торы и передача ее начальникам народа, поручение прочитать ее вслух в праздник кущей в год отпущения погребение его через Яхве (33:1 – заголовок: «И вот благословение...»)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Не должно потому, что, если призывать имя Божье попусту, Бог человека не очистит (Исх 20:7). В еврейском тексте именно так — не очистит, и так же в авторитетном раннем греческом переводе — в Септуагинте. «Не оставит без наказания» — это уже интерпретация, основанная на уверенности, что не очистившихся вовремя ждёт наказание — но тут всё же именно интерпретация переводчиков, хоть и ставшая традиционной, а текст говорит то, что говорит. Декалог, следовательно, связывает чистоту прежде всего с молитвой, притом с молитвой не формальной, не такой, которая сводится к одним лишь словам, а с молитвой настоящей, такой, когда две воли — Божья и человеческая — сливаются воедино, так, что между ними уже не остаётся разрыва. Вот такая молитва действительно очищает человека, очищает потому, что тогда и Божье дыхание, то «дыхание жизни», которое делает человека человеком (Быт 2:7), дышит в человеке свободно. Оно очищает и освящает — а больше ничто очистить человека не может. Чистота, стало быть, неотделима от той духовной динамики, которая соединяет человека с Богом и открывает Богу доступ к сердцу молящегося.                           Не случайно четвёртая заповедь, заповедь шаббата, понятая не формально, а по существу, становится заповедью внутренней тишины, в которой человеку совершенно необходимо научиться пребывать: иначе ведь и настоящей молитве не научиться, а тогда и о чистоте придётся забыть. Однако и чистота нужна не сама по себе, так же, как молитвенная практика или внутренняя тишина: всё перечисленное имеет смысл лишь в контексте того процесса, который мы называем обычно освящением, процесса, немыслимого без постоянного богообщения, ставшего такой же неотъемлемой частью человеческой жизни, как дыхание. Оно и есть, в сущности, дыхание, то самое «дыхание жизни» — дыхание ведь процесс непрерывный, оно не сводится к чему-то одноразовому и одномоментному. Не случайно во второзаконнической версии Декалога комментарий к четвёртой заповеди связывает шаббат с Исходом, возвращая читателя к первой заповеди, которая тоже об Исходе (Втор 5:15).

http://blog.predanie.ru/article/v-poiska...

Эта черта встречается и в некоторых других уложениях Древнего Востока, но нигде не найти такого взаимопроникновения священного и светского начал; Закон Израиля предписан Богом, он предусматривает обязанности перед Ним, и предписания Закона обосновываются религиозными рассуждениями. Это представляется само собой разумеющимся для нравственных заповедей Декалога или для культовых предписаний книги Левит, но гораздо поразительнее то, что в одном и том же собрании законов гражданское и уголовное право смешано с религиозными заповедями и что все вместе представлено как хартия Завета с Ягве. Тем самым представляется весьма последо-вательным, что провозглашение этих законов связано с рассказом о событиях в пустыне, где и был заключен Завет. Уже было сказано, что ядро законодательства действительно относится ко времени Моисея, но поскольку законы нужны для того, чтобы их придерживаться, они должны были приспосабливаться к переменам во времени и в обстоятельствах. Отсюда явствует, что в действующем законодательстве всегда можно найти древние элементы и современные формулировки или предписания, в которых отражается злоба дня. Кроме того, в этой области Израиль необходимым образом зависел от своих соседей. Ряду предписаний книги Завета или Второзакония находятся явственные параллели в месопотамских книгах законов, в собрании законов Ассирии или в хеттском кодексе, и это не было осознанным заимствованием: такое соприкосновение объясняется скорее эманацией чужого законодательства или обычным правом, которое отчасти было общим достоянием древнего Ближнего Востока. Наконец, после исхода дало себя знать сильное влияние Ханаана в области законодательства и форм культа. Декалог, записанное на скрижалях синайское “Десятисловие”, содержит нравственные и религиозные законодательные основы Завета. Он задается дважды (Исх 20:2—17 и Втор 5:6—18), с вполне понятными разночтениями: оба текста восходят к более краткой изначальной форме, происхождение которой непосредственно от Моисея не может быть оспорено никакой хоть сколько-нибудь приемлемой аргументацией.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Закон Христов является духовно-нравственным законом Церкви как нового Израиля. Ветхозаветный закон состоял из заповедей Божиих относительно различных сторон жизни богоизбранного народа: правильной веры, внешних проявлений индивидуального и общественного богопочитания, нравственного устроения человека, взаимных отношений людей в человеческом сообществе. Закон также включал предписания, касающиеся общественного и государственного устройства, правовые установления, нормы судопроизводства и другие правила личной и совместной жизни. Новозаветный «закон Христов» является духовно-нравственным законом Церкви как «нового Израиля», то есть народа, который Бог составил «во имя Свое» ( Деян 15:14 ) из христиан, принадлежащих по своему происхождению к разным народам. В Церкви Христовой сохраняют силу лишь те заповеди и установления ветхозаветного закона, которые касаются почитания единого Бога Творца, а также основ духовно-нравственного устроения человека. § 3. Десять заповедей Ветхого Завета Десять заповедей (Десятисловие, Декалог) — это основные заповеди ветхозаветного закона, данные Самим Богом Моисею на горе Синай ( Исх 19:1025 ). Эти заповеди были начертаны на скрижалях завета — двух каменных табличках, которые пророк Моисей получил от Самого Бога ( Исх 31:18 ; 32:15–16Втор 9:15; 10:4). Скрижали хранились в Ковчеге Завета, находившемся в Святом святых сначала скинии, а затем Иерусалимского храма ( Втор 10:5 ). Заповеди Декалога содержатся в двух библейских книгах: Исход (20:2–17) и Второзаконие Декалог является ядром ветхозаветного закона и включает заповеди, касающиеся отношения к Богу, а также заповеди, определяющие отношения внутри человеческого сообщества. По своей форме они представляют собой обращенные к человеку требования, указывающие на то, что следует делать и чего делать не следует. Кроме того, соблюдение заповедей Декалога является основным условием Завета, заключенного между Богом и избранным народом израильским. Первая заповедь Декалога гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Числ. 18:20 и дал. и Втор. 14:22–29 срв. Втор. 12:6; 26:12–14 . Очевидно, пророк мог иметь ввиду только узаконения этих книг. Причем, если бы упоминание пророка о десятинах не сопровождалось ироническим указанием срока принесения их («хотя чрез каждые три дня»), можно было бы не сразу догадаться, какой из законодательных памятников подразумевает пророк. Сопоставление же слов пророка с Втор. 14:28 и Втор. 26:12 – показывает, что пророк имеет ввиду именно этот закон, закон о так называемой второй десятине 190 и подразумевая его, построяет свое обличение так: как требовал закон, вторая десятина приносилась израильтянами чрез каждые три года, но, если бы они стали приносить ее через каждые три дня, то и тогда она была бы неугодна Иегове, как совершаемая без всякого участия сердца. б) Упоминание о приношении первых плодов земли «в дом Господень» мы находим у пророка Осии в Ос.9:9 в рассмотренном уже выражении: «хлеб их для души их, и в дом Господень он не войдет». Очевидно, пророк говорит прежде всего о невозможности для Израиля в плену выполнить повеления Божия, записанного в Исх. 22:29–30; 23:19; 34:25 (книга Завета и первый декалог: «начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа Бога твоего»). Но, как мы видели, это приношение имело, по объяснению пророка, особенное значение, неотмеченное в законодательстве указанных отделов кн. Исход (по крайней мере в том виде, как этот отдел принимается критикой). В последних дано лишь краткое предписание, чтобы начатки плодов были приносимы в дом Господень. Для чего – не объяснено. Во дни пророка Осии хорошо знали, для чего. Начатки плодов должны были вноситься в дом Господень для того, чтобы через этот богослужебный акт получала религиозное освящение вся пища народа Божия: только освященная в храме пред лицом Иеговы ввиде начатков земли, она становилась чистою: в противном случае вкушающие ее принимали нечистое и осквернялись. В данном случае прор. Осия стоит всецело на той же точке зрения, на которой стоит и прор. Иезекииль (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке «сошел на гору» и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями – Декалогом. Сразу отметим, что завет заключается в пустыне, на «ничьей» земле. И таким образом, можно сказать, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству. О том, что такое завет, мы уж говорили. Давайте посмотрим, в чем особенность завета Синайского. Структура завета, как замечено современными исследователями 107 , формально имеет довольно большое сходство с обычными или, как сейчас говорят, типовыми договорами между повелителем (сюзереном) и подданным (вассалом), известными во втором тысячелетии до Рождества Христова. Немало таких договоров было найдено у хеттов в архиве Богазкей 108 . В них есть ряд стандартных разделов: сначала – преамбула, где определяется, кто вступает в договор, приводятся титулы. Здесь Господь говорит: «Я Господь, Бог твой» ( Исх. 20:2 ). Дальше обычно исторический пролог, где указывается история предыдущих отношений вассала со своим господином, и оказанные ему благодеяния, которые должны лечь в основу последующих взаимоотношений – «Я Бог, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх. 20:2 ). Затем оговариваются условия договора: первое и самое главное условие – условие твердой верности союзу. Затем частные условия, которые регулируют те или иные стороны взаимоотношения.   В даннм случае это в первую очередь Декалог и потом множество различных заповедей. Особым пунктом предусматривалось, что текст договора должен храниться в храме, как это было и с законом Моисеевым, который хранился в скинии, и, что этот договор регулярно должен оглашаться вслух всему народу, что в книге Второзаконие указано ( Втор. 31:10–13 ). И, наконец, проклятия и благословения соответственно за нарушение и исполнение договора. Они также содержатся в книге Второзаконие. Затем предполагалась формальная клятва или процедура вступления в договорные отношения. Единственно, чего Синайский завет в себе не содержит – это перечисления тех богов, которые будут поручителями этого договора. Причина вполне понятна. Какие идолы могут быть поручителями при Боге Творце?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ [декалог, десятословие, десятисловие; евр.    ,    ; греч. δεκαλϒος], религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай . В евр. текстах Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4 они названы     (букв.- десять слов), позднейшая раввинистическая традиция использует выражение    ,     с тем же значением (Шевуот 86б). Наименование «декалог» восходит к букв. передаче евр. выражения    («десять слов» - Исх 34. 28; Втор 10. 4) в греч. LXX как ο δκα λϒοι; др. варианту греч. перевода евр. названия Д. з. во Втор 4. 13 - τ δκα ματα - соответствует название «десятословие». В кн. Исход рассказывается о том, что в 3-й месяц после исхода из Египта Моисей привел народ Израилев в Синайскую пустыню (Исх 19. 1). Пророк взошел на Синай (во Втор 5. 2 эта гора названа Хорив), и Господь повелел ему передать сынам Израилевым слова, выражающие суть Его завета с Израилем: «...итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19. 5-6). 2 дня народ готовился к Откровению Божию (Исх 19. 11), не переступая проведенной пророком особой «черты» вокруг Синая (Исх 19. 12-13). На 3-й день Моисей взошел на гору, там «были громы и молнии, и густое облако», гора содрогалась и «дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне» (Исх 19. 16-18). Здесь с вершины горы Господь произнес пророку Д. з. (Исх 20. 1-17), причем голос Божий слышал не только Моисей, но и весь народ Израилев (Исх 20. 22; Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 336). К основным Д. з. впосл. были добавлены др. заповеди и предписания, составившие закон Моисеев . Слова Божии, произнесенные на Синае, были также изложены Моисеем для народа Израилева на равнинах Моавских (Втор 5. 6-21) накануне вхождения народа в землю обетованную (см. Второзаконие ).

http://pravenc.ru/text/171772.html

Период Патриархов 1. Песнь Ламеха (Быт 4, 23). Боевая песнь кенитов. 2. Благословение Ноя (Быт 9, 24). 3. В этот же период была создана устная традиция о начале мира и человека и о праотцах Израиля. Основа предания: ОБЕТОВАНИЕ Аврааму, Исааку, Иакову и сказание об Иосифе. Период Исхода и завоевания 4. Песнь Моисея (Исх 15, 1 сл.). 5. Битва с Амаликом (Исх 17, 16). 6. Декалог (10 заповедей). 7. Гимн Ковчега (Числ 10, 35). 8. Благословения и проклятия Сихема (Втор 27, 15-26). В этот же период складывается устное сказание о Моисее, Исходе и завоевании. Время Судей 9. Обетование праотцам (Быт 12, 27; 13, 14-17; 27, 27; 28, 13; 25, 23). 10. Благословение Иакова (Быт 49). 11. Речения Билеама (Валаама) (Числ 23-24). 12. Благословение Моисея (Втор 33). 13. Древнейший «символ веры» (Втор 26, 5). 14. Книга Завета или Союза (Исх 20, 23). 15. Малый ритуальный кодекс или «ягвистический декалог» (Исх 34, 10). Роули считает его декалогом кенитов. Время Царей. Доплеменный период 16. Отрывки из «Книги войн Ягве», вошедшие в Числ 21, 14. Песнь, очевидно, восходит к Моисеевым временам. 17. ПЕРВАЯ СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ. Ягвистическое предание. Сюда входят следующие отрывки Пятикнижия: Быт 2 с половины стиха 4 до конца главы; 4, 5-29; 6, 1-8; 7, 1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8, 2б-3б, 6-12, 13б, 20-22; 9, 18-27; 10, 8-19, 21, 24-32; 11, 1-9, 28-30; 12, 1-4, 6-20; 13, 1-5, 7-11, 12б, 18, 15 (J+E); 16, 1б-2, 4-16; 18; 19 (кроме ст. 29); 21, 1-2а, 6б-7, 25, 26, 28-30, 32-34; 22, 11, 14-18, 20-24; 25, 1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27, 1-45; 28, 10, 13-16, 19; 29, 2-14, 31-35; 30, 3б-5, 7, 9-16, 24-31, стихи 32 по 43 (J+E); 31, 1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32, 2-13, 14 а, 22, 24-32; 33, 1-17; 34 (J+E); 37, 1-2 (J+E), 3-4, 12-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42, 27-28, 38; 43, 1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (J+E); 46, 1-5, 28-34 (J + + Е); 47, 12 (J+E); 48, 8-22 (J+E); 49 (J + Р); 50, 1-11, 14. Исх 1, 6, 8-12; 2, 15-23; 3, 7-8, 16-20; 4, 1-16, 19-20, 22-31; 5 (J+E); 6, 1 7, 23, 25; 8, 1-4, 8-15, 20-32; 9, 7, 13-21, 23-34; 10, 1-7, 13б-19, 28-29; 11, 4-8; 12, 21-23, 29-30; 13, 21-22; 14, 5-7, 10-14, 19-20, 24-25, 27б, 30-31; 15, 22-25, 27; 16, 4; 17, 1б-2; 19-20; 24, 1-2; 9-11; 32, 9-14; 33, 7-11; 34, 1-5, 10-28.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010