В 1877 г. архитектор В.Николаев предложил проект реконструкции храма, а еще через 10 лет архитектор оборудовал в храме калориферное отопление. В 1905 г. на верхнем этаже одной из пристроек устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1912 г. был сооружен двухэтажный домик для причта, он тоже согранился доныне. Двухъярусная колокольня с восьмигранным куполом хорошо сохранила свои изначальные классические формы несмотря на реставрацию последних времен. В 1914-1915 г.г. были расписаны боковые приделы храма, иконы в нем писал художник Лев Кохно. Стены храма частично оформлены художником Г. Светлицким, который прожил большую часть своей жизни недалеко от Крестовоздвиженской церкви, в ней он крестился и венчался. Киевский художник был награжден дворянским титулом от императора Николая II, а позже стал первым народным художником в истории УССР. В честь художника названа одна из улиц столицы. В целом церковное здание своими архитектурными формами и пропорциями гармонично вписывается в окружающую среду и представляет собой выдающийся пример киевского зодчества. На фоне традиционной храмовой культуры своего времени она была и есть оригинальным строением. Мало кто знает, но в 1891 г. в нижнем Михайловском храме Крестовоздвиженской церкви крестили будущего знаменитого писателя Михаила Булгакова. Мальчик родился рядом с храмом в доме по ул. Воздвиженской, 10-в, где его отец, доцент Киевской духовной академии протоиерей Афанасий Булгаков арендовал квартиру у настоятеля Крестовоздвиженской церкви Матфея Бутовского, который и крестил маленького Мишу. Крестными родителями ребенка выступили ординарный профессор Киевской духовной академии Николай Петров (коллега отца) и бабушка по отцовской линии Олимпиада Булгакова. Приход Крестовоздвиженской церкви брал активное участие в сборе средств для строительства часовни в честь святого Николая Чудотворца и дома для российских прихожан в г. Бари (Италия), где покоятся мощи Святителя. После революции 1917 года храм какое-то время еще оставался действующим. В 1935 г. на несколько лет он был закрыт и отдан под мастерские и склады. Росписи храма были уничтожены, и сохранился только образ прп. Антония Печерского. Настоятеля священника Феодосия Павловского отправили в ссылку, но в годы Второй Мировой войны он опять стал служить в храме, богослужения в котором с тех пор не прекращаются по сей день. Священник скончался в 1947 г. в возрасте 86 лет, из них 62 года составляли пастырское служение.

http://sobory.ru/article/?object=14115

Для паломников и гостей Киево-Печерской Лавры открыла двери отреставрированная гостиница Киев, 8 декабря 2010 г. На территории Гостиного двора – одной из исторически сложившихся частей Нижней Лавры – для паломников и гостей монастыря открыла двери отреставрированная гостиница. Учитывая большой поток прибывающих в Киево-Печерскую Лавру, священноначалие монастыря позаботилось о надлежащих условиях их размещения и проживания, сообщает сайт монастыря . Новая гостиница находится в удобно расположенном  месте. Попасть в нее можно, пройдя через правый арочный проезд главных монастырских ворот, находящихся неподалеку от конечной остановки общественного транспорта, доставляющего пассажиров в Лавру из центра города, в том числе и от станции метро «Арсенальная». Прибывшие на собственном транспорте имеют возможность припарковать машину на территории Гостиного двора непосредственно у входа в корпус. Расположение здания гостиницы позволяет быстро и легко добраться к объектам Верхней и Нижней Лавры. Для ориентации по всему комплексу Лавры в холле гостям монастыря предлагается подробная карта-схема. Бронировать номера могут частные лица, а также паломнические и экскурсионные группы. С целью проведения научно-богословских конференций и других  церковных мероприятий в гостинице предусмотрен специально оборудованный конференц-зал. Учитывая специфику жизни монастыря, особенностью которой являются богослужения в раннее и позднее время суток, персонал гостиницы и отдельная рецепция работают 24 часа. Контроль доступа в номера гостиницы, безопасность и сохранность имущества обеспечиваются высокотехнологичной электронной системой «SALTO». К услугам паломников преклонного возраста и людей с ограниченной подвижностью  имеется междуэтажный лифт.       Архитектура здания, восстановление которого проводилось по новейшим технологиям строительства, сохранила черты старинной планировки. Балкон с кованными ажурными перилами мысленно возвращает посетителей в начало прошлого века. Элементы современного технического оснащения выведены на тыльную часть здания. Из окон номеров открывается прекрасная панорама с видом на купола лаврских храмов (Успенского собора, Крестовоздвиженской церкви и храма Рождества Богородицы) и Левого берега столицы.  Контактные данные для бронирования мест в гостинице: +38(044)379-34-05; +38(093)393-06-42       8 декабря 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43358.html

После длительной реконструкции в Киево-Печерской Лавре откроется Крестовоздвиженский храм 21 марта, 2014. Новостная служба Ремонтные работы проводились в течение последнего года. 21 марта. ПРАВМИР. В субботу, 22 марта, в день памяти 40 мучеников Севастийских, состоится освящение Крестовоздвиженского храма на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Как сообщает официальный сайт Лавры , начало освящение храма в 8:00, после чего будет совершена Божественная литургия. Вечером того же дня будет отслужено всенощное бдение, которое начнется в 16:30. Крестовоздвиженский храм был построен в 1700 году.В 40-х годах XVIII столетия к восточной стене церкви достроили одноэтажную галерею, которая одновременно служила одним из входов в Ближние пещеры. Фото: churchs.kiev.ua Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020 13 апреля, 2020 13 апреля, 2020 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/posle-dlitelnoj-rekons...

Заботы о внешнем и внутреннем благосостоянии своих церквей не мешали однако о. Феодору быть строго исполнительным и по другим статьям его церковно-приходской службы. В этом отношении о. Феодор прежде всего был хороший хозяин, который не только аккуратно следил за всеми работами, но и сам лично трудился везде, где только находил к этому возможность. Бывало летом в страдную пору жнива, только и видишь, как неутомимый о. Феодор сам носил снопы, сам складывал их в копы, накладывал на воза, а нередко сам же и отвозил их домой, складывал в гумне, и т. д. Случалось, что сам же он ходил иногда по целым дням за ралом, или собственноручно готовил пищу для рабочих на поле или на сенокосе, сам приготовлял для них необходимое помещение для кушанья, чинил поломанные грабли, строгал новые вилы, и проч. и проч. Но в особенности его сосредоточенная, поэтическая натура влекла его в лес за грибами. С этой стороны он буквально знал все места в лесу, где должны расти любимые грибы; и пойдет, пойдет он бывало в глубь леса; только заунывный голос церковной песни, с которою о. Феодор совершал всегда свои лесные похождения, давал знать издалека, в какую сторону пошел он, или откуда возвращается к есту избранной стоянки, неся в поле подрясника набранную кучу разных сыроежек, лисичек, белых грибов, и т. п. По большей части тут же на месте стоянки устроялась импровизированная кухня, грибы жарилисе на сале, и читатель сам может себе представить, с каким аппетитом съедались они на чистом воздухе, под сенью векового дуба или липы, может быть, сотни лет не видавшей у себя подобной роскоши. Во все время существования церквей Георгиевской, Крестовоздвиженской и Сретенской до самого о. Феодора земли принадлежащие им не были сняты на план. Чтобы устранить этот недостаток, он с самого поступления своего на приход начал живую переписку с начальством о высылке землемера и наконец добился того, что в 1862 г. все церковные земли были сняты, при чем оказалось, что вместо прежде показываемых по клировой ведомости при Крестовоздвиженской церкви 62-х десятин, при Георгиевской – 43-х, при Сретенской 341, итого 1391 д.; в настоящее время всей церковной земли по всем бывшим трем церквам имеется: усадебной 4 десятины 28 саж.; пахатной 59 д. 1138 саж.; сенокосной 20 д. 817. и неудобной под зарослями и болотом 76 д. 360 сажней, а всего 159 десят. 2343 саж. Сюда еще не вошло урочище Губанька, не снятое доселе, в котором будет сенокосу с зарослями около 10 десятин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ковчег с десницей святого великомученика Димитрия Солунского доставили в больницу, где пребывает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 9 ноября. ПРАВМИР. 7 ноября 2011 года после всенощного бдения в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры, ковчег с десницей святого великомученика Димитрия Солунского доставили в больницу, где пребывает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, сообщает Патриархия.ru . Блаженнейший владыка поклонился мощам угодника Божия, после ‘этого ковчег возвратили в Крестовоздвиженский храм Киево-Печерской лавры. Десница великомученика Димитрия Солунского была принесена в Киев 7 ноября, в канун празднования памяти святого. Как сообщалось ранее, Предстоятель Украинской Православной Церкви был госпитализирован 30 октября в тяжелом состоянии. По последним сообщениям Блаженнейший владыка ежедневно причащается, его состояние остается тяжелым, но стабильным. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/mitropolit-vladimir-po...

В Киеве мощам апостола Луки поклонилось уже более 100 тысяч человек Киев, 27 июня 2007 г. Среда, 26 июня стала последним днем пребывания в Киеве мощей святого апостола и евангелиста Луки. На протяжении четырех дней в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры, где находится глава св. апостола Луки, побывало более ста тысяч человек, уже известны случаи исцеления. Именно поэтому многочасовая очередь к святыне не пугает верующих. Поклониться мощам святого апостола Луки съехались люди со всей страны: из монастырей, епархий, большинство — простые прихожане, сообщает Седмица.Ru . В очереди иногда слышен и иностранный язык. В первый день к главе святого апостола Луки пришли 15 тысяч верующих. Дальше число паломников увеличивалось. Очередь занимали с шести утра. Активное движение наблюдалось до одиннадцати вечера. Храм открыт круглосуточно. К святому апостолу Луке обращаются по различным причинам: кто-то надеется на исцеление, кто-то идет с покаянием, кто-то - с просьбами о помощи в житейских нуждах. По свидетельствам очевидцев, в минувшую субботу с одинм из паломников случился приступ эпилепсии, и если бы не близость святыни, к которой сразу поднесли болящего, его было бы не спасти. Киевлянка Антонина, побывавшая у мощей св. апостола Луки вчера, свидетельствует, что у нее после прикосновения к святыне перестала болеть голова. Сегодня она собирается к святому уже вместе с внуком. Как сообщил руководитель пресс-службы Киево-Печерской лавры Василий Анисимов, до отъезда святыни паломников ожидается не меньше, чем в Москве — в российской столице было почти 300 тысяч человек. По словам В. Анисимова, не упускают возможности приложиться к святыне и сильные мира сего — у святого Луки уже побывал министр культуры Юрий Богуцкий. Президент Ющенко также собирается приложиться к святыне. 27 июня в 11.30 глава мощи святого апостола Луки доставят в Запорожье. 27 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22874.html

Слава Богу за все!!! Когда через несколько месяцев отсутствия в Киеве я вернулась и в конце сентября сходила на очередную консультацию, оказалось, что «серометры» нет. По молитвам к преподобным Печерским Божией милостью я получила исцеление. Слава Богу за Его великую милость ко мне и моей маме Пелагее. Слава Богу за всё!!! Ираида 17.11.2013    Исцеление от СПИДА Записано со слов работницы Лавры Людмилы: Р.Б. Н. приходил молиться к Преподобным в Пещеры Киево-Печерской Лавры. Н. был болен СПИДом «Р.Б. Н. приходил молиться к Преподобным в Пещеры Киево-Печерской Лавры. Н. был болен СПИДом. Из-за этой болезни он лишился всего: семьи, работы, друзей – и никому не был нужен. В Пещеры он ходил молиться в течение трех лет, и однажды, молясь возле одной из икон, почувствовал, что с него как будто снимается, слезает какая-то пленка. Через некоторое время он узнал, что больше не болен, СПИДа у него не обнаружили». Исцеление от рака Отец с дочкой приехали из Африки (когда-то эмигрировали из Украины). Дочь (возрастом около 25 лет) была больна раком. Лечение не помогало. Кто-то посоветовал приехать в Киево-Печерскую Лавру на Украину. В Крестовоздвиженском храме на службе она сидела на стульчике, так как сил стоять уже не было. Вид был очень неважный, силы были на исходе. Узнав причину ее плохого состояния, клирик храма посоветовал заказать молебен возле мощей преподобного Агапита. Хотя уже все расходились, молебен, пожалев умирающую девушку, отслужили. Отец и дочь вернулись в Африку. Через месяц они вновь приехали в Лавру. Девочку было не узнать, она была здорова и полна сил. Получила полное исцеление. Вход в Ближние пещеры Помощь от захвата квартиры. Исцеление Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину Р.Б. Фотиния неоднократно получала помощь в исцелении и житейских нуждах. В 2013 году была угроза захвата квартиры. Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину (мощи почивают в Дальних Пещерах). Его предстательством избавилась от этой напасти.

http://pravoslavie.ru/89335.html

В 1867 году, уже при преемнике о. Феодора, сын его Стефан, когда Омельку исполнилось 93 года от рождения, он, без сомнения, по внушению свыше почувствовал приближение своей кончины. С этою целью, в самый день смерти своей он сам помылся, надел чистое белье и пригласил о. Стефана, прося исноведывать его, причастить святым тайнам и совершить над ним таинство Елеосвящения. При совершении последнего Омелько был все время на ногах, сам подходил каждый раз под св. Евангелие, и только по временам садился, чтобы отдохнуть. За тем, получивши от о. Стефана благословение, Омелько отправился в амбар, где стоял сделанный им самим, года три тому назад, деревянный, дубовый гроб, собственноручно положил в него свою дорогую спутницу – Псалтирь, перетряс гробовую подушку и стружки, лежащие на дне во гробу, смахнул с гробовой доски пыль, и потом, возвратившись в комнату, и попросивши детей, чтобы они погребли его по христиански, в ту же минуту склонил убеленную сединами, победную голову на грудь, и так в виду всех скончался без малейших признаков агонии или какого либо страдания телесного. Дай Господи побольше таких смертей на свете. Они имеют глубокое, воспитательное значение в наш век грубого материализма и развращения нравственности. 903 Чтобы по возможности сказать все о приснопамятной деятельности о. Феодора, мы не можем в конце концов умолчать о некоторых из его ближайших сотрудников, неизменно работавших вместе с ним в особенности по части реставрации и благоукрашения храмов Божиих. В числе этих сотрудников бесспорно первое место должно быть отведено бывшему старосте сначала одной Георгиевской церкви, потом всех трех церквей Крестовоздвиженской, Георгиевской и Сретенской вместе, и с 1845 г. опять одной Георгиевской церкви, крестьянину м. Полонного Михаилу Горбыку. В свою должносте Горбык вступил еще до поступления о. Феодора на приход, в 1832 г., и проходил ее непрерывно более 30 лет, до самой кончины своей, последовавшей в 1864 году. Это был редкий экземпляр крестьянина, до глубины души преданного своей церкви и своему батюшке, которому он верою-правдою служил не только по церковной части, но и по части хозяйственной, административной и т. п. В этом отношении «Мыхалко», как о. Феодор называл обыкновенно Горбыка, был незаменимым человеком во всех отношениях. Никто, как он, не умел так исправно и всегда удачно сытить канунный мед к празднику, отливать на славу и на зависть другим старостами трехаршинные и чуть ли не пятиаршинные восковые процессиальные свечи разных цветов зеленого, красного и т. п. Никто так ревностно и всегда с несомненными успехом не умел собирать рабочих на толоку к о. Феодору, складывать скирды хлеба или сена и пр. и пр. От того случалось, особенно в летнее время, что Мыхалко по целым неделями проживал в доме о. Феодора. И никогда он не жаловался на свой труд; да, таких теплых, сердечных людей, как он, не много найдешь на этом свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Занимаясь преподаванием дома и в школе, о. Феодор не оставлял своих прихожан и без поучения церковного. В архиве Крестовоздвиженской церкви сохранилась целая связка проповедей, нарочито писанных им для произнесения в церкви, из коих некоторые могут быть прочитаны с церковной кафедры с честью для проповедника. Чтобы читатели наши могли судить о проповеднических приемах и содержании поучений о. Феодора, мы считаем долгом воспроизвести здесь на выдержку одно из его более кратких поучений, сказанное по случаю увольнения крестьян от крепостной зависимости, как значится в надписании его, «4-го Ноября 1862 года». Вот это поучение, тем более заслуживающее внимания, что оно представляет лучший образец того, как пастыри наши в свое время отнеслись к великой реформе: «Наконец, слава Господу Богу, вы дождались того, чего с таким нетерпением ожидали. Надежда ваша сбылась. Счастье , которое только издалека услаждало вашу многотрудную жизнь, теперь пред вами. Вам объявлена свобода и устроен ваш быт сообразно новому званию вашему». «Но принимая это счастие, это великое благодеяние Божие и царское, вы должны, без всякаго сомнения, принять и усвоить то и другое достоинство. Иначе добро не будеть в добро вам». «И первое, что должно быть с вашей стороны ответом на это благодеяние, это чувство величайшей, глубокой благодарности к благодетелю. Кто же вам благодетель в этот великом деле? Прежде всего, конечно, и более всего Всевышний Бог , Отец наш. Он всеблагой положил на сердце благочестивейшему нашему Царю мысль о вашей свободе. Он премудрый умудрил его привести эту мысль в исполнение. Он Всемогущий дал ему крепость и силу противостать всем вековым препятствиям и совершить это дело во благо вам. – Он же, Премудрый и Всемогущий, умудрил и укрепил приставников Царевых достойно и праведно исполнить благую о вас волю царскую, согрел любовью к вам сердца владельцев, благопокорно отозвавшихся на зов царский содействовать вашему благосостоянию. Пусть же и первая дань благодарности, первые движения радостного сердца вашего будут обращены к Богу – благодателю нашему во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

905 К счастью, о. Стефан сейчас же сметил, откуда дует противный ветер, и первым делом постарался устроить дела так, что прежние волостные власти заменены были другими более надежными. На это правда употреблено было около трех лет упорной борьбы; но в конце концов, в лице особенно нового волостного писаря Василия Ивановича Якимчука о. Стефан приобрел себе не только помощника, но и ближайшего друга и советника. Якимчук непосредственно по прибытии в Полонное, записался в число членов Крестовоздвиженского Приходского попечительства, и своими убеждениями и влиянием, совместно с внушениями и убеждениями о. Стефана, успел вскоре поставить дело так, что прихожане сначала мало по малу согласились на постройку новой церкви, а потом взяли на себя и некоторые обязательства по предстоящей постройке, как то подвозить материал, пособлять рабочими днями в натуре, и наконец постановили сделать складчину от себя на основании 178-й ст. общественного положения о крестьянах, что и было все утверждено ими формальным образом, мирским приговором Сельского Изабелинского схода 11 Февраля 1871 года. 906 В то же время о. Стефан заключил контракт на поставку 2000 пудов извести на подмуровку церкви, и для каменной церковной ограды договорил рабочих на выбивку камня и пилку досок, – и как дело, по видимому, стояло уже на твердой почве, то чтобы обеспечить его еще более, решился потребовать от прихожан, чтобы они точнее определили, сколько именно намерены они жертвовать на постройку, и вместе с этим сделали бы надлежащую раскладку требуемой суммы на всякого прихожанина и домохозяина порознь, для более удобного сбора ее тогда с каждого. С этою целью в Ноябре 1874 года он созвал сельский сход, на котором и предложены были прихожанам означенные вопросы для утверждения. Но и здесь на первых порах о. Стефану пришлось горько разочароваться в своих предположениях. Прихожане не только не приняли в рассчет его предложений, но один из них, вообще слывущий в обществе либералом, крестьянин К. Б. как бы от имени всех прихожан тут же гласно заявил: «не треба нам новой церкви; буде с нас и сих; а воли попови тисно в наших церквах, то нехай шукае соби другой парахвы, а я поеду до Житомира, то ще до Риздва привезу другаго Попа»...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010