Продажа открывшегося наследства постороннему лицу допускается (2667). Отношения сонаследников определяются общими началами римского права; но о порядке раздела недвижимостей находим много своеобразных и разнообразных постановлений, взятых из местного права и обычая. Из римского же права заимствован порядок колляции, или зачета, при разделе в массу, полученного вперед при жизни вотчинника. Зачету подлежат – данное или обещанное вено, данное нисходящим на устройство и обзаведение; не подлежат – обыкновенные подарки, разве бы даны были под условием зачета, или предстояло бы уравнение в зачет с другими одаренными; снаряд на службу, алименты и издержки на воспитание (2677–2762). § 50. Общее владение наследников. – Раздел наследства: полюбовный и судебный. – Передел. – Отличия в Литовском статуте. – Примеры и вопросы из практики Наследники, буде их несколько, могут оставаться, если не пожелают немедленного раздела, в общем владении наследственным имуществом (ст. 543–555 Гражд. Зак.), причем каждый из них может отчуждать свою нераздельную часть стороннему лицу в таком лишь случае, когда сонаследники его отрекутся приобрести ее для себя по оценке. Лишь по местному закону Черниговской и Полтавской губерний таковое отчуждение допускается независимо от отзыва сонаследников (556, 1313, 1314 ст. Зак. Гражд.). Общее владение наследством может продолжаться безгранично, лишь бы на то была общая воля наследников. Напротив того, достаточно желания, хотя бы одним из наследников заявленного, чтобы возбудить производство о разделе. Раздел совершается актом, в коем постановлены условия отдельного владения 76 . Если все наследники по общему согласию совершат раздел, без посредства власти, то он называется полюбовным. Но окончательному совершению акта предшествует более или менее продолжительный период соглашения, причем иногда недобросовестными притязаниями и колебаниями одного может быть затрудняем равномерный раздел для всех прочих участников, и таким образом может продолжаться неопределенное состояние собственности и владения для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Число опекунов не полагается. Может быть назначен один или несколько (253). Вообще, если опекуном – родитель и ему по завещанию не назначено в помощь другого, то ему одному предоставляется опека (230). В некоторых случаях назначается постоянно или временно дополнительный опекун, когда главный опекун состоит с малолетним в общем интересе по имуществу, напр. может делить с ним имение или иметь денежную претензию на малолетнего, тяжебное с ним дело, или когда у матери есть второй муж, либо у отца вторая жена и т.п. Опекуны, когда их несколько, могут все совокупно заведовать опекой, или может быть между ними установлено разделение занятий, по усмотрению опеки и по обстоятельствам: напр., одному из опекунов может быть предоставлено воспитание малолетнего, с надзором за его личностью, другим – заведование имуществом или частью имущества (ср. Касс. реш. 1882 г., N 9; 1886 г., N 54). Иностранные законодательства определительнее в этом отношении. Германские законодательства, не доверяя одной женщине, предписывают большей частью, на случай назначения опекуншей матери или бабки, придавать ей в помощь одного или двух опекунов (Гамб., Бавар., Австр.). По французскому законодательству, опекун не может быть один, но к каждому семейный совет назначает дополнительного опекуна (subrogé – tuteur), который должен надзирать еще за действиями опекуна и поверять их (Code 420–426, 448, 451). Прусское законодательство допускает два разряда опекунов: для непосредственного управления и для надзора (geventes et honorarii). У нас влияние этого западного начала отозвалось в Литовском статуте: в Черниговской и Полтавской губерниях мать исправляет опеку вместе со старшими родственниками малолетнего или с дополнительными опекунами. Замужняя родственница призывается к опеке не иначе как вместе с мужем. Родственники призываются к опеке в определенном порядке постепенности (Гр. 232, 295). Отцу предоставляется безотчетное управление имуществом, доставшимся малолетним детям после матери или от сторонних лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Через день ему приносят записку от епископа. «Его преосвященство шлёт свои приветствия; ему нездоровится, и он выражает надежду, что мистер Хардинг сегодня с ним отобедает». Бюллетень о здоровье старика-епископа — миф; хотя ему за восемьдесят, он никогда не болеет и, вероятно, умрёт когда-нибудь, как гаснет искра: постепенно и без борьбы. Мистер Хардинг обедает у него очень часто, то есть приходит во дворец к трём и задерживается до десяти; в остальные дни епископ киснет, говорит, что портвейн пахнет пробкой, сетует на невнимательность слуг и укладывается спать на час раньше обычного. Прошло ещё много времени, прежде чем барчестерцы отвыкли называть мистера Хардинга смотрителем. Привычка настолько укоренилась, что у многих нет-нет да срывается с уст привычное обращение. «Нет, нет, — всегда поправляет он, — уже не смотритель, только регент». ПРИМЕЧАНИЯ 1. и — к возмущению некоторых чрезмерно клерикальных собратьев — чёрный шейный платок. — К середине XIX века под влиянием Оксфордского движения англиканские священники для отличия от мирян стали носить белые шейные платки (которые позже превратились в пасторский воротничок). Хардинг по старинке не подчёркивает своё духовное звание. 2. Знаменитое дело Больницы Святого Креста даже дошло до суда, а усилия мистера Уистона в Рочестере встретили понимание и поддержку. — Больница Святого Креста — средневековая богадельня в Винчестере. С 1808 года её смотрителем был преподобный Фрэнсис Норт, который после смерти старшего брата сделался графом Гилфордом (не Гилдфордом, как у Троллопа). Подобно Хардингу, Норт-Гилфорд был добрым смотрителем и честно распределял средства между подопечными, однако немалые суммы, выплачиваемые арендаторами при продлении аренды, шли лично ему. В 1854 году после парламентских слушаний и суда жалование Гилфорда урезали до 250 фунтов в год и обязали его вернуть деньги за последние четыре года. В 1855 году Гилфорд, не выдержав газетных нападок, ушёл в отставку с поста смотрителя богадельни. Преподобный Роберт Уистон был директором епархиальной грамматической школы в Рочестере. В 1848 году он потребовал, чтобы настоятель и каноники проиндексировали стипендии двадцати ученикам школы, прописанные в соборном статуте 1545 года, как индексируют выплаты себе самим. Уистон на свои деньги напечатал обличительный памфлет, и его тут же уволили из школы. Однако он обратился в суд, который признал его виновным в клевете, но не счёл клевету достаточно серьёзной для увольнения. Уистона восстановили в должности, стипендии ученикам повысили. В оправдание рочестерских клириков следует добавить, что средства на ремонт школы и на обучение (оно было бесплатным) выплачивались в новых ценах, стипендии же, введённые после роспуска монастырей в качестве компенсации за то, что ученики не могут больше питаться за монастырским столом, не индексировали, поскольку считали архаическим пережитком.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

Следует заметить, что льгота от платежа податей не имела такой побудительности, в решениях язычников принять христианство, как это можно было бы полагать со стороны. Она им даже совсем малоизвестна; по крайней мере из нескольких сот язычников, крещёных нами, ни один не говорил об этой льготе также, как и я сам. Но всё-таки следовало бы отменить эту льготу, – пусть не говорят, что язычники принимают христианство из нечистых побуждений. За обращение из иноверия и раскола более ста человек полагается в награду орден Анны третьей степени. Блаженной памяти основатель миссии Архимандрит Макарий, узнав о существовании такого параграфа в статуте орденов, писал по начальству, что награждение миссионеров внешними знаками отличия за обращение в христианство вредно для миссионерского дела. Преклоняясь пред благородством блаженного первоначальника нашего и воздавая должное его бескорыстию, самоотвержению и гражданскому мужеству, спешим присоединиться к этому мнению его относительно этих нежелательных для дела и делателей Христовых приманок светской власти. Вообще право награждать духовенство внешними знаками отличий, как несогласное с духом и обетованием Евангельскими, должно бы быть отменено. Пастыри – слуги Христовы, ничьи более. Они Ему служат, Его дело исполняют, поэтому им нужно ожидать награду только от Него. Да и какая польза от этих наград и отличия для награждаемых! Они вызывают и питают в интересующихся ими мелкие чувства самообожания, тщеславия и высокомерия. А между тем... Христос сказал: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать». – «Не за что вам награды получать здесь, как бы говорит Христос Своим ученикам, – Сам пребуду с вами, Сам награжу вас. Если вы проходите своё служение с тем, чтобы получить за это награду от людей, не будет вам награды от Отца вашего небесного».» Итак, будем служить только одному Господу и искать только Его славы, не себе угождать и не обесценивать пред Ним своего служения Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Странное, на первый взгляд, спокойствие Присутствия в таком важном деле объясняется тем, что предварительно все вопросы уже были в основных чертах согласованы. По некоторым из них в течение 1869–1871 гг. прошли острые дискуссии, от которых не осталась в стороне и общественность. Так, рассуждая о правах и преимуществах служащего духовенства, Главное Присутствие в марте–апреле 1869 г. подняло вопрос о награждении орденом Св. Анны III степени не только протоиереев и священников, «исправлявших с особым усердием 12 лет подряд должность благочинного», как говорилось в Орденском статуте, но также протоиереев и иереев, состоявших 12 лет подряд в должности члена консистории, духовного правления, епархиального Попечительства о бедных духовного звания, членов правлений семинарий и духовных училищ. Более того, Присутствие склонялось к убеждению о возможности награждения православных священников за безупречную службу в течение 35 лет орденом Св. Владимира IV степени, что давало права потомственного дворянства 1124 . Выступавший в качестве эксперта канцлер Капитула орденов граф Адлерберг допускал возможность награждения орденом Св. Анны III ст., но категорически возражал против претензий белого духовенства на орден Св. Владимира IV ст. Последнее, по его мнению, могло привести к быстрому и неоправданному росту числа потомственных дворян: вопрос не нов, и недаром статут ордена от 22 июля 1845 г. исключил из числа дающих право на орден многие подвиги и дворянские выборные должности 1125 . II Отделение привело другой аргумент: «Сопоставление высокого служения духовных лиц с беспорочным прохождением службы чиновниками может повести только к унижению священного сана» 1126 . Орден остался мечтой. По вопросу об облегчении увольнения клириков во временные отпуска через выдачу свидетельств, подписанных членами того же причта, тоже последовал отрицательный ответ. Комиссия экспертов II Отделения считала, что надо исходить не из удобства отлучек, а из нужд паствы, тем более, что закон запрещал оставлять приход без священника 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеремии еще получить письменный документ, укрепляющий то, что им совершено de facmo. При обычном нормальном ходе дел разумеется порядок был бы обратный: учредительный акт был бы составлен раньше посвящения русского патриарха или по крайней мере заготовлен заранее и подписан в один из моментов церемониала посвящения. А здесь — сначала торопливое посвящение, по методу «куй железо пока горячо», а затем уже его узаконение. Это была продуманная система Москвы создавать факты (faims accomplues) и ими связывать. Томительным держанием в Москве добились от Иеремии первого факта. Теперь вторым — задерживанием имели в виду добиться дальнейшего. Конечно, за подписью Иеремии нужно было получить еще подпись и других восточных патриархов. Но вслед за «вселенским» тем было сделать это легче и почти обязательно. А без подписи, оставленной в Москве, и сам Иеремия мог заколебаться и отступить под давлением греческой оппозиции.    Нужно было все эти конститутивные перемены в русской церкви закрепить в учредительном акте, в статуте, конституции, в «уложенной грамоте» по тогдашней терминологии. Составлена она была, конечно, в царской канцелярии, хотя ей придана форма и слововыражения как бы соборного уложения. Грамота написана на большом пергаминном листе, хотя и скорописью, но с золотой заставкой и золотыми начальными буквами. Содержание ее не соответствует фактам. Тут утверждается об учреждении русского патриаршества якобы с согласия всего Востока: «по изволению царского величества», по совету «со всем освященным собором великого российского и греческого царствия» и согласно с «избранием» самого Иеремии цареградского «и прочих вселенских патриархов — александрийского, антиохийского, иерусалимского и всего собору греческого, по правилам божественных апостол и св. отец». Основная, чисто московская идеологическая мотивировка учинения русского патриархата — идея Третьего Рима здесь вложена в уста самого Иеремии. На мысль царя о патриаршестве Иеремия якобы отвечает: «В тебе благочестивом царе Дух Святый пребывает, и от блага сицевая мысль тобою в дело произведена будет. Право и истинно Вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего освященного собора того превеликого дела свершение». Так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим — Константинополь находится в обладании у безбожных турок, то твое, благочестивый царь, великое российское царство — третий Рим превзошло благочестием все прежние царства; они соединились в одно твое царство, и ты один теперь именуешься христианским царем во всей вселенной; поэтому и превеликое дело (учреждения патриаршества), по Божию промыслу, молитвами чюдотворцев русских и по твоему царскому прошению у Бога и по твоему совету, исполнится». Надо полагать, что эта русская редакция слов Иеремии все-таки не является прямой неправдой. Она соткана из тех комплиментарных слов, которые не раз приватно и в официальных речах Иеремия высказывал о московском православном царстве и русском благочестии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделяя некоторые положения неогвельфизма, папа Пий IX был готов выступить с предложением об ослаблении пограничных барьеров между итальянскими гос-вами путем создания таможенного союза. С сер. 1847 г. в Тоскане, Пьемонте, Неаполитанском королевстве проходили массовые выступления, во время к-рых выдвигались требования политических реформ и предоставления гражданских свобод, в Ломбардии и Венето митинги часто носили антиавстр. характер. Папа Римский Пий XI. Фотография. 1880 г. В янв. 1848 г. в результате восстания на Сицилии части королевских войск были изгнаны с острова, захватившее власть временное либеральное правительство заявило о независимости Сицилии и обратилось к итал. гос-вам с предложением о создании федеративного союза. Революционные выступления в Неаполе вынудили кор. Фердинанда II провести политическую амнистию и 11 февр. 1848 г. подписать конституцию, составленную по образцу французской конституционной хартии 1830 г. По примеру Королевства обеих Сицилий схожую конституцию 17 февр. даровал тосканский герц. Леопольд II, а 4 марта кор. Пьемонта и Сардинии Карл Альберт издал т. н. Альбертинский статут - конституцию Сардинского королевства. В статуте провозглашались основные гражданские права и свободы и предусматривалось создание правительства и 2-палатного парламента. Членов нижней палаты в силу ценза фактически могли избирать только высшие слои общества (ок. 2% населения), пожизненных членов верхней палаты назначал король из представителей знати, генералитета, высшей бюрократии, духовенства. Первой статьей Альбертинского статута католицизм провозглашался гос. религией, но гарантировалась терпимость по отношению к другим религ. культам (в том же году в Сардинском королевстве были узаконены свобода вероисповедания и запрет дискриминации по религ. признаку). Ввиду народных волнений 14 марта 1848 г. папа Пий IX обнародовал «Основной статут светского управления», по которому в Папской области вводился режим конституционной монархии в светских делах. С началом революции в Австрийской империи (март 1848) усилились антиавстрийские выступления в Ломбардо-Венецианском королевстве. 18-22 марта в Милане прошло вооруженное восстание против австр. войск и правительственных учреждений (т. н. 5 дней Милана). 22 марта австр. войска оставили город, где власть перешла к временному правительству, обратившемуся с призывом о помощи к итал. государствам. 22-23 марта в ходе антиавстрийских выступлений в Венеции была провозглашена республика и сформировано временное правительство во главе с Д. Манином.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Папская разрешающая власть, обременявшая страну теми крайними вымогательствами, которыми папа постоянно сопровождал свои диспенсации, была, как мы видели, уничтожена. Парламент заявлял при этом, что Англия есть самостоятельное королевство, имеющее свою собственную власть, которая одна только может давать разрешения от обязательств, налагаемых установленными законами. Из дальнейших частных определений мы узнаем, кто именно в настоящем случае должен был занять место папы. Вообще постановляется, что всякого рода диспенсации, лиценции и т. под., прежде получавшиеся из Рима, теперь должны выдаваться архиепископом Кантерберийским в тех, конечно, случаях только, если они не противоречат закону Божественному. Но архиепископ мог давать свои диспенсации только в делах обычных, в которых обыкновенно давались эти диспенсации папою. В случаях же особенных и необычных он должен был обращаться к королю и его совету за разрешением того, давать ли диспенсацию или нет. Если король и его совет приходил к утвердительному решению, то архиепископу посылалась особая дозволительная грамота, основываясь на которой, он и мог уже дать свою диспенсацию. За нарушение этого порядка сам архиепископ подлежал штрафу по усмотрению короля. Кроме того, и обычные диспенсации высшей важности, а именно те, за которые прежде в Риме взыскивалось не менее 4–х ливров, не могли быть теперь выдаваемы архиепископом без утверждения короля и явки в палате канцлера. Его власть простиралась лишь на дела меньшей важности, за диспенсации, по которым прежде брали в Риме менее 4-х ливров. Если архиепископ отказывался дать требуемую у него диспенсацию, а проситель считал себя в праве получить её, то он мог жаловаться на архиепископа канцлеру, который именем короля должен был требовать у архиепископа объяснения причин его отказа. Если эти причины окажутся недостаточными, то архиепископу даётся королевское предписание выдать требуемую диспенсацию. В случае упорного сопротивления, архиепископ подлежит наказанию, а король особыми грамотами за большою печатью назначает по своему усмотрению двух прелатов, которым и даёт полномочие выдать диспенсацию. В том же статуте определяется наконец, что религиозные учреждения, доселе пользовавшиеся экземпциями и подчинявшиеся непосредственно папе, теперь должны подчиняться прямо королю, которому предоставляется теперь право визитировать эти учреждения, назначая для того особых комиссаров, по своему усмотрению 278 . Итак, право давать диспенсации, лиценции и т. под. и ведать учреждения, ими пользующиеся, т. е. разрешающая власть со всеми её последствиями, принадлежавшая прежде папе, теперь передаётся королю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

К сожалению, произошло то, чего я опасался. В большой комнате столпились люди, установить очередь было очень трудно, а подводить всех к буфету еще труднее. Я заведовал только депутациями, а угощение взяли на себя Елена Владимировна и сестры. Всего прошло 42 делегации, и все несли подарки и адреса. Во всем чувствовалась необыкновенная сердечность и любовь к архипастырю. Пропускал поочередно и гражданские, и церковные организации. Из адресов выделялись: от москвичей, составленный Б. Зайцевым (под которым В.Ф. Малинин 501 собрал сотни подписей), Русского дома, Бийанкура и докторский диплом Института. Депутации проходили до 4 1/2 часов. Среда 14/27 января 1943. Немцы опять обращались к Владимиру Кирилловичу и разным видным русским в видах образования подобия национальной власти, но без результата. Пятница 16/29 января 1943. Кончина графа В.Н. Коковцова (1853–1943) В 9 часов утра тихо почил Владимир Николаевич Коковцов. Последние недели он сильно ослабел, начался отек легких. Не дожив двух месяцев до 90 лет, он скончался на руках у Анны Федоровны. С ним отошла целая великая эпоха русской жизни, так как он был последним крупным представителем императорской России и связан с ее историей за последние четверть века до революции. [...] В церковных делах роль гр. Коковцова была чрезвычайно велика. Он с самого начала стоял на почве невмешательства Церкви в политику и действовал в этом отношении на Митрополита, который его уважал и боялся. Он же определенно высказался за подчинение Константинополю, и поездка туда состоялась только благодаря ему, так как он достал два дипломатических французских паспорта Владыке и Аметистову, без которых их бы отправили в Советскую Россию. Он часто давал разумные советы Митрополиту и являлся мудроосторожным элементом в епархиальном совете. Для кафедрального храма на rue Daru он сделал чрезвычайно много, собирая средства, хлопоча о его юридическом статуте и неизменно подготовляя смету прихода. Мои личные встречи и беседы с графом Владимиром Николаевичем дали мне много. Как секретарь Русского комитета я заходил к нему, и мы обсуждали, вне вопроса юридического, положение эмиграции. Он много и часто внушал мне свой принцип осторожности и взвешивания всех обстоятельств, но никогда не использовал мои силы для того, чтобы ввести меня в круг своих друзей, французских политических и государственных деятелей, через которых можно было бы много добиться для русских. Он всегда берег свой личный покой и свои отношения и не любил кого- либо рекомендовать или знакомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

269 The Constitutions of the several states. Конституция Мариланда, Декларация прав, ст. 34, р. 324. 270 The Constitutions, р. 70. – Смысл этой статьи, очевидно, тот, что только действительно религиозное общество может пользоваться некоторыми привилегиями, не простирающимися на чисто гражданские общества как напр., освобождением храмов или мест богослужения от налогов. 273 The Constitutions of the several states, New-York 1866. конституция СеверноЙ Каролины, Amendments to the Constitution ст. IV, p. 265. 274 North American Review, март 1881 года, стр. 217–218. Ср. Inqniery into the moral and religious Character of the American Government pp. 99–102. Несколько случаев богохульства в том же штате привели к тому, что законодательное собрание штата приняло положительный закон против богохульства как гражданского преступления, который в статуте 1860 года читается так: «Если какое-либо лицо будет свободно, преднамеренно и упорно богохульствовать или распутно и нечестиво говорить о Всемогущем Боге, Христе Иисусе, Святом Духе или Писании Правды, такое лицо по уличении в том должно быть приговорено к уплате штрафа не свыше 100 долларов и понести тюремное заключение не свыше трех месяцев, или то и другое по заключению суда». Christian statesman от 12 мая 1881 года, стр. 424. 285 Catholic World. Vol. XXI, р. 3, Делая обзор религиозного вопроса в тюремных заключениях в европейских государствах, американский католический публицист между прочим указывает и на Россию, где также допускаются в тюрьмы священники разных исповеданий, «даже иудейского и магометанского». Ibidem, р. 5 и 6. 289 3 пар. I статьи конституции штата Нью-Йорк гласит: Свободное отправление религиозного исповедания и богослужения, без различия или предпочтения должно быть навсегда дозволено в этом штате всему человечеству; но свобода совести, обеспечиваемая сим, не должна быть истолкована так, чтобы извинять действия распущенности или оправдывать дела, несовместимые с миром и безопасностью этого штата.» The Constitutions of the several states, p. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010