В IX в. аббатство Сен-Жермен-де-Пре неск. раз подвергалось разорению норманнами. При каждой опасности монахи уносили святыни в более безопасные места. Так, в 845 г. мощи Г. были укрыты в монастырском владении Кумбис и через неск. месяцев вновь возвращены в обитель. В 857 г. монахам пришлось спасать мощи Г. от норманнов. Из-за постоянной угрозы нападения норманнов монахи Сен-Жермен-де-Пре в течение 5 лет вынуждены были переходить с мощами святого с одного места на другое. Вновь поместить мощи в монастырской церкви удалось лишь в 863 г. Эти события описаны их очевидцем Аймоином из Сен-Жермен-де-Пре в соч. «История чудес и перенесений из-за нападений норманнов» (Historia miraculorum et translationum ob irruptiones Normannicas - BHL, N 2480). О перенесении мощей в 845 г. сохранилось также повествование анонимного монаха аббатства св. Г. (BHL, N 3879). Во время осады Парижа вождем норманнов Зигфридом (Зигурдом) в 886 г. мощи Г. были перенесены за городские стены Сите и помещены в часовне Иоанна Крестителя. Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, написавший поэму об этой осаде (De bello Parisiaco), сообщает о нек-рых чудесах святого. Мощи Г. были возвращены в Сен-Жермен-де-Пре в 888 г., а рука святого оставлена в часовне св. Иоанна, и вскоре церковь была переименована в честь св. Г. (св. Германа Древнего, Сен-Жермен-ле-Вьё). Тогда же на раке Г. в Сен-Жермен-де-Пре была выгравирована стихотворная эпитафия (прежняя, кор. Хильперика, видимо, была утрачена при нападениях норманнов). В 1061 г. кор. Филипп I по инициативе префекта Парижа Стефана решил конфисковать из аббатства драгоценный крест кор. Хильдеберта, однако, как повествуется в кратком фрагменте, вошедшем в службу в честь Г. (BHL, N 3482), нашедшее на алтарь облако неожиданно ослепило Стефана, что заставило короля отказаться от своих планов. Аббат Гуго III перестроил в XII в. главную церковь аббатства, освященную папой Александром III . Тогда же здесь был устроен алтарь, посвященный Г. В 1408 г. была создана новая рака, целиком обложенная драгоценными металлами. В 1704 г. ее поместили в специальный киворий, поддерживаемый античными мраморными колоннами, вывезенными из Сев. Африки (вероятно, из разрушенного древнего г. Лептис Магна). В 1793 г. раку конфисковали по приказу революционного правительства, мощи Г. были уничтожены. В 1802 г. была разрушена ц. Сен-Жермен-ле-Вьё.

http://pravenc.ru/text/164735.html

136 . Wire A. C. Introduction to Allogenes (NHC XI, 3)//Nag Hammadi Codices XI, XII, XIII. Nag Hammadi Studies 28/Ed. Ch. W. Hedrick. Leiden, 1990. P. 173–268. 137 . Zambon M. Porphyre et le moyen-platonisme. Paris, 2002. 138 . Zostrien (NHC VIII.1)//Bibliotheque Copte de Nag Hammadi. Section Textes, 24/Ed. C. Barry, W.-P. Funk, P.-H. Poirier, J. D. Turner. Quebec, Louvain, Paris, 2000. 139 . Zeller E. Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwiklung. Bd. I-III. Leipzig, 19235. 3. Общие работы по патристике и патристической тринитарной доктрине. 140 . Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1–4. СПб, 1917; М., 1994 2 . 141 . Он же. К вопросу о Filioque. СПб., 1914. 142 . Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб, 1898; М., 1998 2 . 143 . Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV- начало V в.). М., 2012. 144 . Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. 145 . Киприан (Керн) , архимандрит. Патрология, 1. М., 1996. 146 . Лебедев А. П. Вселенские соборы IV-VIII веков. Кн. 1–2. М., 1896–1897. 147 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 148 . Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. 149 . Макарий (Булгаков) , митр. Догматическое богословие. Т. 1–2. М., 1862. 150 . Муретов М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и св. Иоанна Богослова. М., 1881. 151 . Он же. Философия Филона Александрийского в отношении к учению св. Иоанна Богослова. М., 1885. 152 . Петров В. В. Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна/Вступительная статья, перевод, примечания. М., 1995. 153 . Попов И. В. Патрология. СПос., 1907; М., 20032. 154 . Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 1–2. СПос., 2004, 2006. 155 . Реверсов И. Очерки западной апологетической литературы II и III вв. Казань, 1892. 156 . Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2005. 157 . Сагарда Н. И. Лекции по патрологии (I-IV вв.). М., 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Народные картинки. Кн. 3. С. 624). Он представлен на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - оглавно, как средовек, лицо индивидуализировано (надпись: «пре зaxapiu спос»), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). На иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) наименован «постником». На раскрашенном литографском переводе из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) святой с таким именем изображен дважды как средовек: в правой части композиции в 3-м ряду крайним слева с непокрытой головой (надпись: «пре. Зaxapiu спо.») и в верхней части левой группы преподобных Ближних пещер, в клобуке, с надписью: «Зaxapiu» (прп. отрок Захария?). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание - И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «[З]ax[o]piй» (в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части последним в 8-м ряду. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) во 2-м ряду помещена полуфигура З.- средовека в куколе в небольшом повороте влево, голова немного склонена, взор опущен, десница возле груди. Образ З. присутствует среди 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя - на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в верхнем ряду (худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). З. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Иоанна Златоустого архиепископа Константина града нового Рима, вселенского оучителя избрана (sic) от всех и соединена.... – и пр. (как выше) 261 ; другое же весьма пространное и витиеватое имеет следующий текст: («[#Хотящему прячастити#] [#вечера достоит хранити себе всякого помысла лк#][#а#][#ва. #][#и #][#таковы h#]w[#щь же со всяцем препроводити вниманием и в доводны коленопреклонения, дневи же наставши, с #][#трезвлением #][#мнозем. Сицево правил по посте и по #][#бдении. ко ж лепо е и #][#по силе. #][#поелик #][#взместити можно #][#и #][#по настоящом вседневнм правиле. Спи#][#сание #][#млтве, ж счинена с#] [#покаянием #][#и с ис#][#поведание м и с слезами. Аще кто бдет сц. енни н црь, или кнзь, #]и [#бобознивый ин#],[# и#] [#мирскый люди, и ди#][#ак. #][#и всяком православном хртанину. списана творца неликаа в#] [#патриарсе иа зла т уста, в краце избавления блоу да . и#] [# пло. и схранеия. и#] [# зра на блдници. и помышлениа телсиы иск8шении. и всякоа скврны. како бы члк сокршити свое срце и смирити свою дш. и самом себе ниновата створити. и себе зазрити. и себе похлити и озлобити. и самом себе обещестити н корити. и низити. и самому пре ж сда себе, положити себе пре д #] [#бг х и всеми стыми е г . и отц дховнм с горкыми слезами, и скршеннм срцем. исповдание чт.#] (si[#c#]) [#пре#] [#б#]w. [#ко#] [#по#] [#истине#] [#г#]р[#ешна#] [#и#] [#пашя#]. [#дабы#] [#пришло#] [#мuлeh#]i[#e#] [#и#] [#пла#], [#еже#] [#е#] [#съвршение#] [#млтве#]» 262 . Приписка в обоих этих случаях авторства «скитского покаяния» св. Иоанну Златоусту , уже самою исключительностью своею говорит, об ей апокрифическом характере, переписчик сделал это просто во имя высокого авторитета имени И. Златоуста. Что же касается до надписания «скитского покаяния» именем Петра Дамаскина , то оно, вероятно, – имеет долю основания. если не в том смысле, что он, действительно, автор «скитского покаяния», то по крайней мер в том, что действительный автор последнего при составлении его руководствовался и трудами Петра Дамаскина , назидательно-аскетический произведения этого писателя, действительно, могли дать обильный материал для «скитского покаяния», как они давали его для других поновлений 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

е. у самого Флоренского) Он — Ens realissimum. Поэтому в безблагодатном жизнепонимании Леонтьева личность механически складывается из разного рода слоев бытия, а, согласно жизнепониманию автора этой книги, личность, при помощи благодати Божией, жизненно и органически усваивает себе все слои бытия. Все прекрасно в личности, когда она обращена к Богу, и все безобразно, когда она отвращена от Бога» (там же, стр. 586). Такая высочайшая оценка эстетического критерия вообще весьма характерна для русской мысли: вспомним и убеждение Достоевского, что красота спасет мир… Выхождение из себя, преодоление своей самости делает человека подлинным человеком, полно-исполненной личностью, в сущности тем, что ранние славянофилы называли соборной личностью. Учение о Святой Софии Флоренского отличается от соловьевского понимания Софии и софийности. Учение Флоренского, еще более развитое о. Сергием Булгаковым, рассматривает Софию скорее не как «душу тварного мира», а как «Божественное отпечатление твари», «образ и сень Премудрости … Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествует миру, являясь прежирным ипостасным собранием божественных первообразов сущего» (там же, стр. 348). «Догмат едино-сущия Троицы, идея обóжения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью пре-мирного нетленного значения — таковы лейт-мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих» (стр. 348–349). А Флоренский утверждает, что в своем учении о Софии он неуклонно следует за св. Афанасием. «София участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра и приобщается Божественной Любви» (стр. 349). Таким образом, душа всецелого человечества, а, по сути, и всего мира тварного, как «пре-мирного ипостасного собрания божественных первообразов сущего», — входит в недра Троицы-Единицы. Но София, «будучи четвертым, тварным и, значит, не едино-сущным Лицом, … не „образует“ Божественное единство, она не „есть“ Любовь, но лишь входит в общение Любви, допускается войти в это общение по неизреченному, недомыслимому смирению Божественному» (стр. 349). Как всегда у Флоренского, и в учении о Софии он видит ее в разных обличьях и персонификациях. Является она и как обоженная плоть мира, и как душа и пре-мирный ипостасный образ мира, вернее, собор, лик божественных первообразов, и как высочайшее цветение Твари — в лице Богоматери… Думается, что не только икона Св. Троицы Рублева, но и замечательнейшая строгановская икона «Видение Лествицы» заметно отпечатлелась в творчестве Флоренского. Его пафос — восхождение человека и человечества от космоса к Абсолюту, так ярко представленный, скажем, в его ранней работе «О типах возрастания» (выдержкой из которой мы открыли нашу статью), — пронизывает всю его софиологию.

http://azbyka.ru/fiction/o-pavel-florens...

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В Фомино воскресенье по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Неправильное произношение некоторых слов Неправильно Правильно «Честнейшую Херувим и Славн е йшую без сравнения Серафим» «… Сл а внейшую…» Вечерня: «Премудрость, прости м « «Премудрость, пр о сти» «Свете Тихий… петь быти» « Пет быти» Прокимен: «Господь воцари тся « «Господь воцар ися « Утреня: «Хвалите Его все Ангел ы Его» «Хвалите Его вси Анге ли Его» «Хвалите Его во утвер жде нии силы Его» «Хвалите Его во утвер жен ии силы Его» Прокимен: «Честна пред Госпо дом «Честна пред Госпо дем смерть преподобных Его» «Воскресение Христово … приидите вси верн ыи « «Приидите вси вер нии « Тропарь 5й глас: «Собезначальное Слово… воспоим вер ныи « «… воспоим вер нии « Литургия: «Приидите, поклонимся… Спаси нас , Сыне Божий Спаси ны , Сыне Божий «Блажены милостив ыи … чист ыи … изгна ны ..». «Блажени милостив ии чист ии … изгнан и ..». «Соединить их святей Своей Соборн ой и Апостольс кой Церкви» «Соединить их святей Своей Соборн ей и Апостол стей Церкви» «Горе име е м сердца» «Горе име им сердца» Молебен: « Преподобн ый отче… моли Бога о нас» « Преподобн е отче… моли Бога о нас» Тропарь Успению: « Пр едста вилася еси к животу» « Пре ста вилася еси к животу» Кондак Рождеству Христову: «и земля вертеп Непр е ступному приносит, Ангел ы с пастырьми… Пре две чный..». «и земля вертеп Непр и ступному приносит, Ангел и с пастырьми… Пре ве чный ..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Eллaдiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре ebлapiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре ebлapiu»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Eллaдiu». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/189883.html

Кондак Богоявлению: «явился еси, Свет непр е ступный « «Явился еси, Свет непр и ступный « Панихида: «Пре дставша гося… пре дставшу юся… пре дставши хся… «представимяся..». «Преста вльша гося… преста вльшу юся… преста вльи хся… преставлшыяся..». «Со духи праведных… идеже вси свят ыи ..». «Со духи праведных… идеже вси свят ии . .». «Сам Един еси безсмертный… и в землю отидеши… там оже вси человецы..». «Сам Един еси безсмертный… и в землю отидеши, ам оже вси человецы..». Здесь отмечены лишь некоторые погрешности; их, конечно, гораздо больше. Следите внимательно за церковнославянским произношением. Например, в церковнославянском нет буквы ё, поэт ударное «е» надо произносить как «е«. Размеры престола и жертвенника В последовании освящения храма (Требник) указывается, чтобы «престол был на четырех столпах и имел в высоту единый аршин и шесть вершков, а широтою был по мере алтаря; жертвенник таковые же высоты, ширина и длина по мере алтаря». Высота — аршин и 6 вершков — равняется 38.5 дюймам, или 98 сантиметрам. Эти священные требования следует учитывать при сооружении новых или реставрации обветшалых престолов и жертвенников. Разночтение в акафисте Божией Матери Общие понятия. «Акафист — от греческого слова ακαθιστος (букв. — неседальный ). Так называются хвалебные песнопения в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, исполняемые молящимися стоя (отсюда и происходит название). Древнейшим акафистом и вместе оригиналом для всех остальных, считается акафист Божией Матери. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов. Литургическое употребление акафиста предписано нашим Типиконом в 5ю субботу Великого поста на утрени, так наз. «Похвала Пресвятой Богородицы». На этой службе акафист делится на четыре части с многократным пением первого кондака «Взбранной Воеводе победительная» и каждением. К вопросу о том, как следует петь в акафисте «аллилуиа», по одному разу или по трижды, разъяснение находим у прот. К. Никольского: «В богослужебных книгах, при слове «аллилуиа» иногда печатается слово «трижды», иногда — не печатается. Так, в месяцеслове Служебника, при причастне, читаем: «аллилуиа трижды». Там же после прокимна печатается: аллилуиа, и при этом нет слова «трижды» (сент. 1). Между тем, аллилуиа, при алллилуиарии, возглашается трижды. Когда же следует петь непременно однажды, тогда о том ясно указано. Так, на литургии при входе с Евангелием, указано в Служебнике: «Приидите, поклонимся… аллилуиа, единожды». Это пение относится к пению: «Припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий». Подобное сему, когда поются псалмы. Например, при отпевании умерших, поется псалом «Блаженни непорочнии», и в нем прославляется Господь — Творец и Промыслитель; тогда единожды поется «аллилуиа». Когда же при кафизме поется: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», тогда указано петь «аллилуиа трижды».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

см. еще П. В. Πтохов, А. Макарий (Глу­харев), основатель Алтайской миссии, Прав. Благовестинк 1898 и отд., М. 1899; срв. В. Н. Карпов , Воспоминание о болховском архим. Макарии, учредителе Алт. миссии Странник, 1875, IV; Д. Фил(имо)нов , Материалы для биографии основателя Алт. миссии архим. Макария, М. 1888; о миссионерском плане А. Макария см. у Иером. Дионисия (ныне митр. Варшавский), Идеалы православно-русского инородческого миссионерства, Каз. 1901, стр. 87 сл; о его библейских работах и увлечениях в кни­ге Чистовича о переводе Библии; см. еще «Письма Макария Глуха­рева», Каз. 1905. О Москов. академии см. прежде всего в истории С. К. Смирнова ; срв. в юбил. сборнике: У Троицы в Академии, Μ. 1914, разл. статьи и материалы, а также в Богосл. Вестн. 1913 и послед. годов, сводная книжка за окт.-дек. вся посвящалась истории академии; см. и другой сборник: Памяти почивших наставников, СПос. 1914. Об Иннокентии Смирнове работа Жмакина уже была указана; срв. еще А. И. Бриллиантов , Преосв. Иннокентий (Смирнов) , епископ Пенз. и Сарат., Хр. Чтение 1912, Декаб.; А. П. Лебедев , Два пионера церк. историч. науки у нас, Б. В. 1907, май. Сочинения Иннокентия изданы в двух томах, Спб. 1821, и полнее в 1847 году, 3 тома. О Филарете Амфитеатрове см. книгу арх. Сергия (Васильевского), В. Филарет, в схиме Феодосий (Амфитеатров). Μ. Киевский и Галицкий, 3 тома, 1886–1888. 10. Немецкое направление – «облегченное, уклончивое и зыбкое богословие». О Павском см. у Чистовича , История Спб. академии и Перевод Библии; его же некролог в Страннике, 1863, т. II; Некролог сост. прот. Α. Ф. Οрловым, в «Духе Христианина» 1862 и 1863; Свящ. С. В. Πротопопов, Прот. Г. П. Павский Биогр. очерк, Странник 1876 и отд.; Н. И. Барсов . Прот. Г. П. Павский, Р. Стар, 1880; Здесь же «Автобиография Павского;» Прот. А. Сулоцкий , Г. П. Павский и митр. Филарет, Р. Стар. 1881, июль; И. Г. Троицкий . Ученая деятельность прот. Г. П, Павского, Хр. Чтение 1887, май-июнь; А. С. Родосский , Рукописные памятники трудов прот. Г. П. Павского и его учени­ка С. К. Сабинина там же, см. у него же в Биограф. словаре;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

104 Из отечественных исследователей такой точки зрения придерживался, например, А. А. Спасский в своей книге «Эллинизм и христианство». СПос.,1913. 105 . Itaque, quod pertineat ad summam quaestionis, et de providentia fateor, etDeo cedo, et de sectae, jam nostrae, sinceritate consentio; etiam nunc tamen aliqua consubsidunt non obstrepentia veritati, sed perfectae institutioni necessaria (Octav., 40). 107 См., например, его высказывания о воде и Духе (гл. 19); о ложности идолов (гл. 24); о человеке как подобии Божием (гл. 32); о беспредельности и вездесущии Божием (там же); о поклонении Богу в духе и истине (там же); о бесполезности материальных жертвоприношений (гл. 32; 38); о переходе израильтян через Чермное море (гл. 33); о заботе Божией, простирающейся дажена животных (птиц, гл. 36); нравственно-религиозный смысл страданий и испытаний (гл. 36) и др. 116 Quid enim potest esse tam apertum, tam confessum, tamque perspicuum, quum oculos in caelum sustuleris, et quae sunt infra circaque lustraveris, quam esse aliquod numen praestantissimae mentis, quo omnis natura inspiretur, moveatur, alatur, gubernetur? Ср. Цицерон, De natura deorum, II.2.4. 117 См. De test, anim., 2; Apol., 17; а также свт. Киприан Карфагенский , De idol. vanit., 9. Интересно, что подобное доказательство восходит к «безбожнику» Эпикуру, который полагал, что знание о существовании богов присуще человеку по природе и является врожденным (insitas eorum (sc. deorum) vel potius innatas cognitiones, цитируется у Цицерона, De natura deorum, I.17.44) и самоочевидным (ναργς ατν (sc. θεν) γνσις, Diogenes Laertius, Χ.123·7–8); люди всех родов и племен без всякого обучения имеют некоторое предвосхищение (πρληψις, anticipatio), или предзнание о богах (praenotio deorum, De natura deorum, I.16.43–17.44), так что по этому вопросу существует единодушное и твердое согласие всех людей (omnium firma consensio, ibid., 1.17.44). 118 Эти понятия использовали и стоики для обозначения Первоначала мира. См. Диоген Лаэрций, VII.134; 156; Стобей, Eclog., I.11.5; Цицерон, De natura deorum, II.57; SVF I.120; 533;II.310; 413; 421–423; 439–440; 1009.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010