Лев. гл. 33.); θυσιαςριον – требник; θυσα – треба; θω – требу кладу; λβανον – темиан белый ( Лев. 2:1, 15 . и др.); λαιον – масло древяное Лев. 2:2, 16 . и др.; ρμα – оружие (редко – колесница Исх. 14:6, 18, 23 .); ορτ часто переводится – велик день Исх. 10:9 . и др., но и праздник Исх. 12:14 . Лев. гл. 23. Во многих местах, отступающих от нынешнего текста, видна свобода, с какою переводчики, или переписчики, изменяли слова по личному разумению. Быт. 3:15 . ( вражд полож) посреди смене твои, и посреди тою ( ν μσον το σπρματος ατς); Исх. 32:7 . безакониша бо люе. же изведо и земл егпескы (надобноизвел еси, т.е. Моисей). Иногда же прибавляли лишние слова, особенно для ясности смысла. Исх. 22:2. 3. 8 . аще в застанетс та ти звенъ умре, н ем сир не вмститс (в списке Моск. Д. Акад. не мсьтитс) кровь его бо. аще же взиде слнце нань. повинеиъ е сир тать крадыи да не умре; Лев. 16:21 . да възложи ааронъ рц. ааронъ и снве его; ст. 15. а лон. и жерца дл. и иже грха; Втор. 18:22 . се бде глъ пррк ие попстис него бити его ( ν σεβε λλησεν προφτης κενος, κ φξεσθε π ατο, Ал.). Последние слова переводчик прибавил из 20 ст., потому что видел неясность мысли в своём переводе первых. Впрочем, можно такие дополнения объяснять и позднейшими исправлениями, и замечаниями на поле, которые потом вошли в самый текст. Быт. 41:43 . на одно слово π τ ρμα читается два перевода: и всади на колесниц. и въ ржье второе его, – и один из них, очевидно, должен быть взят с поля; Исх. 22:12 . аще крадетс него, но аще самъ украде у него то е. да тжи гн его ( ν δ κλαπ παρ ατο, ποτσει τ κυρ); Чис. 24:8 . и кости и и сил и исморче ( κα τ πχη ατν κμυελιε), слова: и сил и суть не что иное, как объяснение предшествующих слов. Иногда повторяются предыдущие слова (хотя не к месту): так Чис. 24 гл. между 16 и 17 ст. повторены ст. 5 и 6. – Наконец, иногда опускаются слова, без которых переводчик думал обойтись, или речь сделать округленнее. Так Быт. 2:4, 5, 8; 3:13 . при слове Бог не пишется – Господь. Впрочем, большая часть опущений, вероятно, зависла от переписчиков. – Замечательно переведено Исх. 21:1 . и правд положи пре ними ( κα τατα τ δικαιματα, παραθσ νπιον ατν). Это напоминает Рускую Правду 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

296-310 310-311 МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 311-313 313-314 МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник (другой) - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Моисей, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) 314-321 МОИСЕЙ прмч. Синайский (другой) (пам. 14 янв.) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МОИСЕЙ (Мэчиник), священник, сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви 321-323 323-324 324-325 МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель 325-326 326-329 МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) 329-331 МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии 331-333 333-334 334-335 МОИСЕЙ БАР КЕФА (ок. 813 или (более вероятно) 833), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель 335-337 337-338 338-345 МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало». (Исх. 33, 19 –23; 34, 1 –4, 5 –8, 28 –33) Когда Моисей передал народу дальнейшие установления, принятые им от Бога на горе Синай, то он приступил к приведению их в исполнение. Прежде всего позаботился он об устроении передвижного храма, в котором с этих пор должно было совершаться общественное богослужение. И тогда стали приходить к нему «все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для всех священных одежд». «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, из колена Данова. И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. Как повелел Господь, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. И увидел Моисей всю их работу. И благословил их Моисей. И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года по исходе их из Египта, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил (Моисей) двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».

http://pravoslavie.ru/2812.html

Отселе врата, твердыни, заклепы и вереи адские суть та сила злых духов, те смертные и противоестественные грехи, посредством которых человек становится пленником диавола, как то: ожесточенная и нераскаянная зависть, злоба, мщение, злоухищрение и коварство, гордость и сребролюбие, необузданное плотоугодие и сладострастие, все те ожесточенные во зле расположения и растленные навыки, не дающие места умилению и сокрушению, покаянию и исповеданию грехов, смирению и кротости, благожеланию и благотворению. Христос разрушил заклепы злых темных сил Своим бесконечным милосердием, вереи железные адского владычества сломил своими безпредельными заслугами, и от века сидящих во тьме и сени смертной извел во свет жизни Своей благостью и милостью, правдой и святостью, которые вполне в Нем соединились и, соделавшись очистительной жертвой за всех людей, преизбыточествовали и на самых великих, но не нераскаянных и не ожесточенных грешниках и силой Своего Божества самого исконного врага, делателя всякого зла, с его темными силами связал узами адского мрака, т.е. ограничил его в темной власти и в злобных злоухищренных действиях, посредством которых он омрачает и ожесточает людей неправдами и беззакониями ( 2Пет. 2:4 ). Посему ныне князь тьмы с духами злобы поднебесными в благодатном царстве Христовом, в Церкви Его и в верных не дерзают ничего открыто действовать, как токмо тонкими злоухищрениями, и всюду именем Христовым, силой и знамением креста с живой верой употребляемыми, прогоняемы бывают. Убо сия благословенная суббота есть день благодатного новотворения, в который Единородный Сын Божий, победив смерть в самом аде, извел нас от врат смертных Своим победоносным исшествием из ада, за которым последовало и живоносное воскресение Его. Поскольку же начало мысленного ада полагается в нашем сердце, в омрачение ума, в потемнении смысла, в потере благочестия, в отступлении духа преступлениями от Бога: то будем молить Искупителя нашего, Христа Господа, чтобы сошел действенно Божественными Своими заслугами в наше сердце, и благовестив оправдание, примирение и прощение нашему духу, извел оный из сени смертной в свет жизни и правды. A если к ужасу в основании нашего сердца уже положены начатки кромешной тьмы, тяжких, закоренелых пороков, похоти плоти, похоти очес и гордости житейской: то будем вопиять к Божественному Победителю смерти и ада, чтобы сошел Своей благодатной силой и крепостью в основания растленного существа нашего и там сокрушил медные врата и железные вереи наших господствующих, преобладающих нами страстей, рассеял в нас мысленный мрак светом Божественной истины Своей, согрел хладное в истинной любви к Богу и ближним сердце наше, растерзал узы греховных пристрастий и преступных навыков наших, извел нас из внутренней тьмы и сени смертной, и силой воскресения Своего восставил нас на путь правды и истины, да якоже восстал Он сам славой Отчей, тако и мы в обновлении жизни ходити воскресением Его начнем ( Рим.6:4 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Отселе врата, твердыни, заклепы и вереи адские, суть та сила злых духов, те смертные и противоестественные грехи, посредством которых человек становится пленником Диавола, как то ожесточенная и нераскаянная зависть, злоба, мщение, злоухищрение и коварство, гордость и сребролюбие, необузданное плотоугодие и сладострастие, все ожесточенные во зле расположения и растленные навыки, не дающие места умилению и сокрушению, покаянию и исповеданию грехов, смирению и кротости, благожеланию и благотворению. Христос разрушил заклепы злых темных сил Своим бесконечным милосердием, вереи железные адского владычества сломил своими беспредельными заслугами, и от века сидящих во тьме и сени смертней извел во свет жизни Своею благостию и милостию, правдою и святостию, которые вполне в Нем соединились и, соделавшись очистительною жертвою за всех людей, преизбыточествовали и на самых великих, но не нераскаянных и не ожесточенных грешниках и силою Своего Божества самого исконного врага, делателя всякого зла, с его темными силами связал узами адского мрака, т. е. ограничил его в темной власти и възлобных злоухищренных действиях, посредством которых он омрачает и ожесточает людей неправдами и беззакониями ( 2Пет.2:4 ). Посему ныне князь тьмы с духами злобы поднебесными в благодатном царстве Христовом, в церкви Его и в верных не дерзают ничего открыто действовать, как токмо тонкими злоухищрениями, и всюду именем Христовым, силою и знамением креста с живою верою употребляемыми, прогоняемы бывают. Убо сия благословенная суббота есть день благодатного новотворения, в который Единородный Сын Божий, победив смерть в самом аде, извел нас от врат смертных Своим победоносным исшествием из ада, за которым последовало и живоносное воскресение Его. Поскольку же начало мысленного ада полагается в нашем сердце, в омрачении ума, в потемнении смысла, в потере благочестия, в отступлении духа преступлениями от Бога: то будем молить Искупителя нашего, Христа Господа, чтобы сошел действенно Божественными Своими заслугами в наше сердце, и благовестив оправдание, примирение и прощение нашему духу, извел оный из сени смертной в свет жизни и правды. А если к ужасу в основании нашего сердца уже положены начатки кромешной тьмы, тяжких, закоренелых пороков, похоти плоти, похоти очес и гордости житейской: то будем вопиять к Божественному Победителю смерти и ада, чтобы сошел Своею благодатною силою и крепостию в основания растленного существа нашего и там сокрушил медные врата и железные вереи наших господствующих, преобладающих нами страстей, рассеял в нас мысленный мрак светом Божественной истины Своей, согрел хладное в истинной любви к Богу и ближним сердце наше, растерзал узы греховных пристрастий и преступных навыков наших, извел нас из внутренней тьмы и сени смертной, и силою воскресения Своего восставил нас на путь правды и истины, да якоже восстал Он сам славою Отчею, тако и мы в обновлении жизни ходити воскресением Его начнем ( Рим.6:4 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Все замечая, о. Моисей часто отлагал вразумление на долгое время и потом напоминал о проступке; такое вразумление действовало сильно. Прежде чем наставлять монаха, о. Моисей молился за него и всегда вглядывался, спокоен ли тот, с кем он должен говорить. Помня твердо слово Златоуста: “О исправлении того только должно сомневаться, кто в аде находится с бесами”, о. Моисей имел необоримое доверие к совести человеческой. Одного печника, много раз обманывавшего о. Моисея и много раз им прощенного, эконом хотел прогнать. Печник обещал исправиться; у него не было и рубашки на теле, а только кафтан, и о. Моисей жалел его. — Когда же он исправится, батюшка, — уговаривал эконом, — он известный негодяй! — Как, — ответил о. Моисей, — человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай! Крутых, строгих мер о. Моисей не употреблял и говорил, что нужно подождать, пока Господь коснется сердца человека. Вообще же о. Моисей приноравливался к характеру и духовной степени каждого. Получив в жизни великую пользу от чтения духовных книг, о. Моисей любил приобретать их. Из Калуги он много привозил их, выписывал духовные журналы. Прочтя книги, он отдавал их в монастырскую библиотеку. При о. Моисее Оптина пустынь, под непосредственным руководством старца о. Макария, издала 16 духовноаскетических книг древних подвижников. Эти книги о. Моисей целыми тюками рассылал бесплатно в разные стороны. Всюду ища пользы духовной, он говорил: “Наше дело сеять; Бог даст, когда-нибудь будут и плоды”. Посылая за сбором на обитель, о. Моисей заповедывал монахам, входя в дом, читать “Отче наш” для смягчения сердец; при переправах через реки советывал призывать на помощь св. Николая Чудотворца. Так, вникая во все многоразличные отрасли монастырской жизни, совершал о. Моисей свое служение; но главная его заслуга состоит в поддержании в Оптиной старчества. С любовью приняв в Оптину старцев Леонида и Макария, он и сам преклонил пред ними свою волю, никого без их совета не определял и не постригал, советовался с ними во многом. Обладая сам в высокой степени даром рассуждения, о. Моисей, зная, что руководитель в духовной жизни должен быть один, на всю жизнь воздержался от руководства братии словом, касаясь ее лишь по внешним делам послушания. Мало того, он ото всех и посторонних скрывал свои старческие дарования. И многие, слыша его общеназидательный разговор, не знали, какой высокой духовности перед ними муж. Только однажды, в присутствии о. Макария, пришлось о. Моисею сделать наставление. Исполненная силы речь так и лилась из его уст, и все изумлялись не столько речам его, сколько постоянному его молчанию при таких дарованиях. Таким образом, столь много потрудившись для духовного преуспеяния Оптиной, о. Моисей сумел казаться большинству простым и добрым иноком, способным заботиться лишь о внешних нуждах обители, и утаил то высокое духовное разумение, какое стяжал подвижническою своею жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

20) Моисей, ближайший и любезнейший Богу был: Христос, Отцу любезен, как говорит о нём Бог Отец: сей есть Сын мои возлюбленный, о немже благоволих ( Мф.3:17 ). § III Несходство Моисеево со Христом: 1). Моисей был простой человек и грешник: Христос – Бог и человек без греха. 2). Моисей сделал чудеса весьма страшные: Христос делал чудеса прятные и полезные. 3) Моисей слуга был в дому Божии ( Чис.12:7 ): Христос – Господин дому своего, егоже дом мы есмы ( Евр.3:6 ). 4) Моисей был ходатай точию земной: Христос – Ходатай духовный и небесный. 5) Моисей был основатель Ветхого Завета, и начальник над одним Израильским народом: Христос – Основатель Нового Завета, и Спаситель всех. 6) Моисей был прообраз, и предвозвестник Господа: Христос есть Проображённый и Господь Предвозвещённый. 7) Моисей обвиняет и поражает законом: Христос – оправдает и исцеляет Евангелием. 8) Моисей обетованную землю только видел издалеча: Христос – Небо дарует верующим совершенно ( Мф.19:28 ). § IV Нравоучения о Моисее. 1) Моисей был пастух овцам у тестя своего Иофора ( Исх.3:1 ); но Бог избрал его вождём Израильскому народу: так Бог не взирает на низкость состояния, но на доброту сердца, и способность к правлению. Давид из пастуха поставлен царём, и Апостолы из рыбарей сотворены ловцами человеков. 2) Моисей имел так прославленное лицо, что Израильтяне смотреть на него не могли, ежели он не прикрывал его покрывалом ( Исх.34:29–30, 33–35 ). Причина сего была – долговременное с Богом обращение. Конец: α) Чтобы означить неограниченную светлость славы Божией. β) Чтобы утвердить Божий закон. γ) Чтобы большую приобрести важность. Сия светлость так ослепила Иудеев, что они и теперь смотреть на Моисея не могут. Внегда, – говорит Апостол, – чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит ( 2Кор.3:15 ). Покрывало Моисеево дотоле должно было лежать на лице Моисеевом, пока не пришёл Мессия. Пришёл Мессия, и покрывало Моисеево поднял, славу свою и милость открыл в полном блистании. Когда воссияло истинное Солнце Правды Христос, тогда светлость лица Моисеева потемнилась; когда пала роса от Господа, тогда грубое и хладное закона исполнение стало повержено (ибо конец закона и Пророков – Христос): тогда истинная с небес спала Манна, Евангельское блеснуло учение, не в собрании Иудейском или синагоге; но вне стана, по лицу пустыни, то есть во всех языцех. Кто обращается к Богу, ко Христу, у того снимается с сердца покрывало Моисеево, тот с Павлом со восклицает: мы откровенным лицем славу Господню взираем ( 2Кор.3:18 ). А в необращающемся Иудеянине лежит на сердце покрывало оное и препятствует уразуметь сии слова: прейде сень законная благодати, пришедшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Слово Божие представляет нам Бога единосущного, но Триипостасного и непостижимого, и потому ненадобно испытывать Его. Слово Божие представляет Его всемогущего, и потому надобно искать помощи от Него единого. Слово Божие представляет Его промышляющего, и потому надобно надеяться на Него. Слово Божие представляет Его неложного, и потому надобно, несомненно, веровать Ему. Слово Божие представляет Его праведного и воздающего комуждо по делам Его, и потому надобно бояться Его. Слово Божие представляет Его великого, и потому надобно смиряться пред Ним. Слово Божие представляет Его вездесущего, и назирающего все дела, слова и помышления наши, и потому надобно ходить пред Ним, как пред страшным Царем, со всяким страхом, и опасением, и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие представляет Его преблагого, и потому надобно любить Его. Слово Божие представляет Его милостивого к грешникам кающимся, и потому грешникам надобно прибегать к Нему с покаянием и жалением. Слово Божие представляет Его грядущего судить живых и мертвых, и потому надобно приготовляться к суду Его. – Так и о прочем, что касается веры и плодов ее, слово Божие представляет, научает, показует и уверяет. Сим образом Слово Божие произращает и умножает веру в сердце человеческом. Слушать или читать слово Божие надобно не просто, но со всяким усердием, тщанием и размышлением; надобно не только разверзать уши к слышанию, но и сердце к приятию слова Божия; надобно слышать слово Божие теми ушами, которых Христос требует во многих местах в Евангелия, говоря: имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 13: 43 ). Отсюда следует, что, кто слова Божия или не читает, или не слушает прилежно, – тот веру соблюсти и плоды ее показать не может. В таковых людях бывает всякое заблуждение и нестроение: они не могут сделать ничего доброго и душеспасительного, хотя бы и казались добрыми. А чтобы Божие слово производило в сердце силу и действие свое, надобно Творцу его прилежно молиться с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118:18 ). Сверх того, нужно почаще прочитывать и рассматривать жития святых Божиих, которые в вере и плодах ее успели, чтобы удобнее подражать вере их; на то они и написаны: вся бо, елика преднаписана быша, в наше наказание переднаписашася, – говорит Святой апостол Павел ( Рим. 15:4 ). Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем, и усердно молиться Творцу закона, непременно достигнем все в единение веры и познание Сына Божия, и мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Аминь 192 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

По словам Господа, манна, этот небесный хлеб, была прообразом святой Евхаристии, сохраняющей нас в пустыне этой жизни. Манна была сотворена Богом, а Причастие соединяет нас с вечным Творцом. Вкушавшие манну умерли, а те, кто вкушает Плоть Господню, будут жить вечно ( Ин. 6, 27–58 ). Следующий стан был в Рефидиме, где Моисей извел воду из камня ( Исх. 17, 1–7 ). Место, в котором произошло это чудо, находится на окраине деревни Санта-Катерина. Там расположен гранитный камень с двенадцатью отверстиями, явно источавшими воду. Как известно, сколько ни бей по гранитной скале, из нее никогда не пойдет вода, и потому перед нами очевидное свидетельство чуда Господня. Сам пророк Моисей, обращаясь к очевидцам чуда, говорит, что Господь «источил для тебя источник воды из скалы гранитной» ( Втор. 8, 15 ). А это не может быть сделано никаким естественным образом. Псалмы также сообщают, что вода шла рекой ( Пс. 104, 41 ), так что возникло озеро ( Пс. 113, 8 ), а это также невозможно для небольшого родника, образовавшегося из просочившихся в известняке вод. Да и никакого обычного родника не хватило бы для того, чтобы напоить всех людей и огромные стада. Апостол Павел пишет, что этот камень, изведший воду, был знаком Христа, изведшего из Себя воду Святого Духа: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10, 4 ). Из этого выражения следует, что апостол признавал истинным, что камень не только один раз извел воду, но следовал за станом во время странствования по пустыне. Слова же апостола «камень же был Христос», а не «был прообразом Христа», объясняются так, что над скалой стоял Сам Господь Бог, Который и стал Христом, воплотившись. В Рефидиме на израильтян напали амаликитяне и убили всех ослабших и отставших на пути. Возглавить сражение Моисей приказал Осие Навину, а для того, чтобы он победил, Моисей дает ему имя «Иисус», предсказывая этим имя Великого Победителя диавола. Сам пророк поднялся на гору и молился, воздев руки, а когда от усталости руки его опускались, побеждали амаликитяне, а когда он вновь воздевал руки к Богу, побеждали евреи. Увидев это, Аарон и Ор посадили Моисея на камень и держали его руки поднятыми. И так победа досталась народу Божию. Само это событие прообразовывало Распятие Христа Спасителя, воздевшего руки на Кресте и сокрушившего врага людей. На этом месте Моисей поставил жертвенник Богу, названный Иегова Нисси («Господь – знамя мое»). «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род». ( Исх. 17, 16 ). Таково свидетельство вечного сражения между Богом и духовным Амаликом – диаволом, которое завершится в тот день, когда Бог соберет перед Собой все поколения: в день Суда. Синайское Богоявление (Исх. 19–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Любовь Божия, любовь Израиля раскрывается на образе великого пророка Моисея. Он – носитель и избранник Божьей любви, как Авраам – веры. Любовь Божия будет раскрыта в таинственном учении о славе Ягве и Его неизреченном имени. Они – источник закона Моисеева. Ответная любовь народа Божия, народа Израильского в его богослужении, богослужении богооткровенном, в его жертвах и исполнении заповедей Закона. Закроем руками наши лица суетного человеческого мудрования, немощного чувствования и приблизимся к благодатному огню Божией любви, приблизимся страницами Священного Писания в толковании богомудрых и святых отцов. Моисей Моисей – центральная личность Ветхого Завета. Вся предыдущая священная история вела к нему, вся последующая – раскрывала его. В евангельской притче говорится об иудеях: У них есть Моисей и пророки ( Лк. 16:29 ). Здесь Моисей отождествляется с Законом. Сказать Моисей и пророки – это то же самое, что сказать: «Закон и пророки». Моисей отождествляется с Законом, как Евангелие со Христом. Моисей в Ветхом Завете, что Христос в Новом. Не было в Израиле пророка равного Моисею. Об этом говорит само Св. Писание: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной... ( Втор. 34:10–12 ). Нет и ничего большего любви Божией, а она явлена была Израилю чрез Моисея. И нарекла ему имя (Моше). Встает вопрос – кто нарек имя пророку – его мать Иохавед или дочь фараона? Исходя из текста Исх.2,10 , как правило, утверждается, что имя было наречено дочерью фараона. Это вполне согласуется с синодальным переводом: И нарекла (дочь фараона) имя ему: Моисей (Моше), потому что, говорила она, я из воды вынула его. Та, которая вынула из воды младенца и нарекла ему имя, и есть дочь фараона. А дочь фараона навряд ли стала бы нарекать младенца еврейским именем. Гораздо естественнее считать, что имя она дала египетское. Но масоретский текст позволяет и иной перевод. Вот как переводит О.К. Штейнберг: Когда ребенок вырос, она привела его к дочери фараоновой, и он был у нея вместо сына; а та нарекла ему имя Моисей, ибо сказала, что ведь из воды извлекла ты его. По Штейнбергу, нарекшая имя младенцу иная по отношению к извлекшей его из воды. Нарекшая имя говорит не о себе (я из воды вынула его), а о дочери фараоновой, как о другой: ведь из воды извлекла ты его. В комментарии Штейнберга говорится: «Мать, кормилица его, наименовала его Моше» с. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010