«Пришли в Селевкию» – κατλθον εις τν Σελεκειαν – слав.: «снидоста в Селевкию». Выражения греческое и славянское – указывают на географическое и геологическое положение Селевкии в отношении к Антиохии – спустились (сошли сверху вниз) в Селевкию (подобно Лк.10:30 ). «Селевкия», иначе Пиерия – небольшой портовый город при впадении в море р. Оронта (на которой выше находилась и Антиохия). Из Селевкии «отплыли в Кипр» – ближайший к Антиохии остров Средиземного моря. С этого острова родом был Варнава ( Деян.4:36 ) и, вероятно, – имел здесь множественное родство и знакомство, через которое легко было завязать сношения не только с населением самого острова, но и окружающими материками, поддерживавшими самые оживленные торговые сношения с предприимчивыми островитянами. Все это делало Кипр особенно удачным пунктом отправления «во языки» для просветителей языков. Деян.13:5 .  и, быв в Саламине, про­поведовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоан­на для служе­ния. «Саламин» – приморский кипрский город на восточном берегу острова, обращенном к Сирийскому берегу. «Проповедывали в синагогах иудейских» – так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то естественно было ему и Савлу обратиться с проповедью о Христе прежде всего к иудеям, как делали они с Павлом везде и всегда ( Деян.13:46 ). «Имели при себе и Иоанна для служения» – очевидно, Иоанна Марка, того самого, которого взяли с собою из Иерусалима в Антиохию ( Деян.12:25 ), «для служения» – т.е. для исполнения их поручений, может быть, в том числе и для совершения крещения над обращаемыми ( Деян.10:48 ; ср. 1Кор.1:14 ). Деян.13:6 .  Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, «Паф» – главный город острова, местопребывание римского проконсула, на противоположном Саламину конце острова. «Некоего волхва, лжепророка» – очевидно, подобного Симону волхву ( Деян.8:9 ). «Вариисус» ­­ сын Иисуса. Может быть, это имя не было собственным именем волхва, так как выражает лишь его иудейское отчество (подобно тому, как собственное имя «Варфоломея», т.е. сына Фоломеева – было Нафанаил, см. пророка Мф. 10, 3 ). Упоминаемое далее арабское «Елима» точно так же, кажется, не служит собственным именем лжепророка, а является лишь обозначением его профессии, ибо «Елима» и означает волхв мудрец по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова пророка над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал, и берет ее относятся, безусловно, к искусству взятия крепостей халде­ями, к войнам Навуходоносора. Однако уж очень напоминает это описание взятие неприступного города Тира Александром Македонским. Это отмеча­ет толкователь книги пророка Аввакума св. Кирилл Александрийский . Само название древнего финикийского города Тир (Цор, ) означает «скала». Город Тир состоял из двух частей. Одна из них находилась на скале на не­большом острове и была совершенно неприступной крепостью. Другая нахо­дилась на материке и именовалась Пале-Тир. При городе находились две га­вани, с которых финикийцы вели обширнейшую по тем временам торговлю. Халдейский Царь Навуходоносор тринадцать лет держал в осаде город Тир. Однако взять его смог только Александр Македонский уже в 332 г. до Р.Х. Александр, затратив огромные усилия и издержки, построил земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове-скале, тем самым превратив остров в полуостров. Город был взят, сожжен. Десять тысяч жителей предано смерти, а сорок тысяч продано в рабство. Плотина Александра Македонско­го, превратившая остров в полуостров, в виде руин так и осталась памятни­ком искусства древних завоевателей. Описание посланного нечестивым иудеям Божьего бича – не знавших ни­каких преград халдейских орд и их царя-победителя, пророк завершает сло­вами: 1.11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его. То было время халдеев, время, когда Бог все и всех предал в руки их. И, как оно в таких случаях бывает, халдеи и их царь все приписали себе, своей силе и своей мощи. Не зная преград и сопротивления, надмевает­ся дух его. Одержав блистательные победы, разорив города и страны, от­строив свой столичный город Вавилон, царь Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам, сказал: Это ли не величественный Вавилон, кото­рый построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! 93 . Так надмевался дух его. И он ходит и буйствует, оставляя после себя развалины и пепелища. Сила его – бог его. Все боги бессильно покорялись его силе, оставалась она одна сила его – бог его. Она безраздельно царствовала всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами 4265 . По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме 4266 . При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих 4267 , так как в то время, в царствование Клавдия 4268 , был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов 4269 . Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь 4270 . Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Тогда пресвитер, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустил их 4271 . По внушению Святого Духа, Варнава и Павел пришли в Селевкию 4272 и оттуда отплыли в остров Кипр (на родину Апостола Варнавы ). Здесь, бывши в Саламине 4273 , проповедовали Слово Божие в синагогах иудейских и прошли весь остров даже до Пафа 4274 , где нашли они некоего Елима (волхва) лжепророка иудеянина, именем Вариисуса, который находился при тамошнем проконсуле Сергие Павле, муже разумном и, как видно, имел влияние на него. Проконсул, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать от них Слово Божие и внимал их проповеди. А Елима волхв, противляясь им, старался отвратить проконсула от веры. Святой же Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на волхва, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» ( Деян.13:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тир , один из самых могущественных городов в мире. Он был назначен колену Асирову, как и другие города этой области ( Нав.19:29 ), но потомки Асира не изгнали из него Хананеян. Неизвестно, что стало с городом, о котором говорит Иисус Навин. Знаменитый Тир был построен только за 240 лет до построения храма Соломонова, на острове, против древнего города на твердой земле. Этот город сделался центром торговли всего мира; со всех концов вселенной приходили народы торговать в нем и принимали участие в увеличении его богатств, блеска и могущества; на его рынок доставлялось все, что было самого драгоценного и способного поддержать роскошь. Писания пророков наполнены угрозами против этого преступного города ( Иез.28:2, 12 ; Зах.9:3–4 ). Нечестие его привело на него божественную месть. Навуходоносор взял его, после 13-летней осады, ограбил его сокровища и разрушил его совершенно, как это было предсказано пророком Иезекиилем ( Иез.26:7–12 ). Его жители перешли на соседний остров и построили новый Тир, который могуществом и пороками превзошел древний. Спустя 400 лет после взятия Тира Навуходоносором, Александр Великий осадил его снова и, после 7-ми-месячной осады, взял его. Осада эта только потому имела успех, что Александр велел сделать насыпь и обратил остров, на котором стоял город, – в полуостров. 2,000 знатнейших Тирян умерли на кресте и более 30,000 были проданы в рабство. Провидя судьбу Тира, пророк Исаия говорит: «И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет... По окончании же семидесяти лет, с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспоминали о тебе». И будет по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою» ( Ис.23:15–17 ). 15,000 Тирян, – которых спасли Сидоняне на кораблях, когда Александр вошел в город, – снова восстановили развалины своей родины; но Тир уже потерял свое владычество над морем: у него явилась соперница Александрия. Он пришел в цветущее состояние только по истечении срока, назначенного пророком, и торговал только с соседними городами. Тир пребывал в своих пороках до принятия Евангелия. Уже во время апостола Павла было большое число верующих в Тире, впоследствии же церковь его очень прославилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Чтобы отправиться из Антиохии в Кипр, они должны были придти в Селевкию (иначе – Пиерию) – небольшой портовый город при впадении реки Оронта (на которой выше лежала Антиохия, см. прим. к Деян.11:19 ) в море. Здесь они сели на корабль и отплыли в Кипр. – Бывши в Саламине: Саламин – приморский кипрский город на восточном берегу острова; здесь, вероятно, путники и высадились. – Проповедовали в синагогах иудейских: так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то всего естественнее было ему и Савлу, по прибытии в Кипр, обратиться с проповедью о Христе к тамошним иудеям. Притом же Павел и после, и конечно теперь, держался правила – прежде проповедовать иудеям, а потом уже язычникам (ст. 46). – Имели же при себе и Иоанна (Марка) для служения: отделены и посланы были только Варнава и Савл, но они вольны были взять с собой кого им заблагорассудится, и они взяли с собой Иоанна Марка, того самого, которого взяли с собой из Иерусалима в Антиохию ( Деян.12:25 ). Они взяли его с собой для служения, для исполнения их поручений и т.п., может быть, между прочим, для совершения крещения над обращенными ( Деян.10:48 и прим., 1Кор.1:14 ). 6. Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеанина, именем Вариисуса, 7. Который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Прошедши весь остров до Пафа: Паф (собственно Новый Паф, в 30 стадиях от старого Пафа, славившегося в древности культом богини Венеры) – главный город острова, местопребывания римского проконсула – правителя острова, лежал на противоположном Саламину берегу острова. Проходить от Саламина до Пафа проповедникам приходилось по густо населенному пространству, и они, без сомнения, проповедовали Христа в проходимых ими населениях, хотя по краткости рассказа дееписатель и не упоминает об этом. – Нашли они некоторого волхва и пр.: волхва, конечно, в том же смысле, в котором этим именем называется самарянский Симон волхв выше ( Деян.8:9 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

— Чудо будет там? — Ага. Тс-сс… А то спугнёшь. Даша притихла и неотрывно смотрела на водную гладь. Почти затаила дыхание. Хоть и была маленькая, но догадалась: сейчас из моря появится краешек солнца. — Я знаю, папа, сейчас солнце взойдёт… — не выдержала, прошептала отцу, и он обнял её, прижал к себе. И действительно, тонкая ярко-розовая полоска появилась на горизонте. Рождающееся солнце не слепило. Море словно выталкивало его по миллиметру. Но самое удивительное — когда солнце почти целиком поднялось над водой, оно оказалось не круглым, а овальным. Словно наполненным водой. Казалось, края у него сейчас лопнут, и солнце вытечет в море. Можно было бы сказать, что море вытолкнуло воздушный шар, но он не выпрыгнул, как полагается воздушному шару, море его действительно едва вытолкнуло, поэтому шар и виделся водным. И он какое-то время плавал в сиреневой дымке, превращаясь внутри себя в солнце. Всё это очень было похоже на закат наоборот. — Чудо, — согласилась Даша. — Знаешь, Даш, больше всего меня удивляет: как, увидев такое, можно потом не радоваться жизни или, хуже того, совершать зло… — Па-ап, не все ведь видели, — ответила Даша. — Точно, — улыбнулся отец, — не все, некоторые смотрят, и не видят. — Надо их разбудить и привести сюда, чтобы они увидели. Отец задумался и повторил: — Надо их разбудить… Хорошо ты это сказала. А теперь пойдём и разбудим хотя бы маму… — Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров ( Деян. 27:22-26 ), — это уже был не голос отца, а голос Михаила Давыдовича, который нараспев читал Деяния. Серёжа на его коленях как будто спал, но вдруг встрепенулся и, открыв глаза, спросил: — Мы тоже как на корабле. Нас выбросит на остров?

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

101, 26–28).  «и звезды небесные пали на землю» – согласно Быт. 1, 14,  звезды были расположены Богом на «тверди небесной», то есть в пространстве. При упразднении же категории пространства расстояние между всем, что есть во вселенной, уничтожается, и человеку, наблюдающему это, вероятно, показалось бы, что звезды падают на землю. «и всякая гора и остров двинулись с мест своих» – сказано о потрясении основ земного мира. 15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? После того как небо свернулось и пространство упразднилось (или же изменилось – см. выше), люди начинают видеть небесную реальность и Первопричину всего – Бога. Один христианский писатель говорил, что, когда анестезирующий туман, называемый нами реальным миром, рассеется, тогда мы окажемся с Создателем лицом к Лицу.  О том, что день пришествия Господа будет страшным для всех людей, многократно возвещали пророки. «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» (Соф. 1, 14)  Особенно страшен будет этот день для тех, кто жил бесчестно и попирал заповеди Божии. Перед явлением Бога окажутся равными абсолютно все: бедные и богатые, малые и великие. Сильные мира сего, властители, правители и вельможи, то есть те из них, кто жил скверно и безбожно, увидят, что мир, который они считали единственно реальным, в котором они победили, в котором они царствовали, разрушается и исчезает и что почва, на которой они столь незыблемо утверждались, уходит у них из-под ног. Также они увидят грядущего в мир грозного Судию и поймут, что всей своей жизнью они отреклись от Него, отверглись Его воли, попрали Его заповеди, явились Его врагами, ненавистниками и оскорбителями. Осознав все это с последней степенью полноты и очевидности, они в ужасе и отчаянии будут пытаться скрыться от Бога где угодно, хотя бы под обломками сдвинутых гор, и готовы будут даже на уничтожение и небытие, лишь бы только избежать встречи с Ним, избежать Его взора, Его Лица, Его гнева. Но как можно избежать и куда можно скрыться от Того, Кто наполняет Собой все? От Того, Кто содержит в Своей руке все мироздание – от звездных миров до каждого малейшего атома – вплоть до тех атомов, из которых состоит сама наша плоть? Кто содержит самую сущность, самую «материю»  нашей души? 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

11. Но надо обратиться снова к блаженному Мартиниану и рассказать, какою кончиною и он прекратил жизнь. Он до седьмого месяца не мог свободно ходить вследствие боли от ран; когда же они немного залечились, он стал размышлять, как и в какое переселиться место, совершенно недоступное для женщин. «Ибо, говорил он, если это не совершится, я никак не буду свободен от стрел противника». Поэтому он стал молить Бога указать ему путь, ведущий в жизнь. Так сказав и оградив себя знамением креста, он вышел из келлии и устремился к морю; когда же он выходил, демон испустил голос, говоря: «Да мужаются силы мои и да будет имя мое светло, так как я одолел его; ибо вот я и огнем сжег его, и изгнал из кельи, и сделал беглецом». И прибавив, говорит: «Куда бежишь, Мартиниан? Куда бы ты ни ушел, я и сам приду и скоро выгоню тебя оттуда и не отстану от тебя, пока не смирю тебя до конца». На это преподобный: «Но ты думаешь, немощнейший, что ты изгнал меня из келлии? Да не будет это тебе в гордыню, окаянный: ибо я добровольно отступаю, дабы уничтожить твое высокомерие. Смотри, как я принес Богу и орудие, которое ты приготовил против меня, и ныне она ставит тебя наравне с грязью, а ты не дерзаешь коснуться даже и тени ее». Когда преподобный говорил это, диавол обратился в бегство и удалился. 12. Блаженный же пел против него: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его " ( Ncaл. LXVII, 1 ) и прочую часть псалма. Когда же он был уже в гавани, то встретил корабельщика, боящегося Господа, и обратился к нему: «Есть ли у тебя, брат, на примете какой-нибудь остров, лежащий где-либо среди моря и не имеющий ни одного обитателя?» Он же сказал: «Чего ради ты спрашиваешь об этом?» И праведный говорит: «Меня объяла любовь к покою и желание бежать из этого мира». И корабельщик: «Есть некая скала узкая и высокая, отстоящая от земли на большом расстоянии; ибо находящемуся очень близко от нее земля совершенно не видна». И святой: «Очень сильно объяла меня любовь к такому месту, и в особенности потому, что она может быть совершенно недоступна женщине». – «Откуда же, сказал корабельщик, будет у тебя потребное для пищи?» И преподобный: «Ты будешь доставлять мне нужное для жизни, а я буду предстательствовать за тебя Богу; а кроме того, если ты будешь привозить мне финиковые ваии, то чрез изделия из них я буду иметь жизненные потребности; ты привезешь мне и глиняные сосуды, в которых у меня будет храниться вода. Ты будешь приезжать дважды или трижды в году, привозя нам воду и хлеб».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12, 26–27). «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» – буквально в тех же словах о помрачении светил говорит пророк Иоиль (2, 31). Слова эти могут означать, что солнце или совершенно перестанет светить, или же свет его станет очень-очень слабым. Таковым же станет, конечно, и свет луны.  «стало мрачно» – дословно «стало черное» (εγνετο μλας). «власяница» – слова «σκκος τρχινος» имеют значение «волосяная мешковина», «волосяной мешок». Словом «σκκος» в Библии называется вретище, траурная одежда черного цвета из грубой материи, которую одевали в горе и сетовании, или же во время покаяния (ср. Быт. 37, 34; 2 Цар. 3, 31; Мф. 11, 21 и др.)  Сказанное о солнце и луне можно понимать и в смысле символическом: потемнение солнца означает нарушение фундаментального порядка вещей в мире: солнце – символ света, разума, разумного мироустройства, правильной организации вселенной. Луна же есть символ нашего земного мира (см. комм. на 12, 1). Превращение луны в кровь может поэтому означать погружение мира в беззакония, войны, хаос. Такое понимание данного стиха не противоречит предыдущему, но дополняет его.  Кончину мира можно уподобить смерти человека: смерть всегда наступает в результате поражения органов и систем жизнеобеспечения организма. То же самое происходит с мирозданием: солнце, луна, планеты и стихии – это как бы мозг, сердце, органы и системы жизнеобеспечения вселенского организма. Эти органы начинают отказывать, наступает агония, и приходит конец. 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Здесь продолжается описание происходящего во вселенной переворота. Вероятно, именно о нем говорил Христос апостолам: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29).  «и звезды небесные пали на землю… и небо скрылось, свившись как свиток» – при сотворении мира небом была названа твердь (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. 15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Когда снимается шестая печать, ряд «казней», то есть бедствий, приходит к своей кульминации. Это показывает хотя бы то, что этот отрывок Иоанн начинает с фразы «и я увидел». К сожалению, этот характерный для Иоанна сигнал особой значительности последующего видения в Синодальном переводе, как правило, игнорируется. Критический текст Откр.6:12 гласит: «И я увидел, когда Он снял шестую печать, и произошло великое землетрясение…». Если снятие первых четырех печатей вызывало события, которые оставались в рамках земного исторического опыта (хотя и толковались эсхатологически), теперь горизонт расширяется до космической катастрофы. Иоанн следует иудейской апокалиптической традиции, которая рассматривала потрясение неба и земли как признак приближающегося или уже наступившего Судного дня. Описываемые явления гораздо менее напоминают современные автору события. Здесь – пророческое видение именно эсхатологических событий суда Божьего. Однако цель всего последующего перечисления бедствий не в устрашении и не в гибели, а в конечном спасении, которое символизировано «запечатлением» 144 000 ( Откр.7:1–17 ). Отражается та же последовательность событий, что и в Мк.8:38–9:1 . Сначала возвещается суд неверующим, а затем спасение верующим. Та же цель преследуется в отрывке Мк.13:24–27 . Там, правда, опускается суд над неверующими и говорится только о спасении избранных. «И я увидел…» – вот теперь, при снятии шестой печати, и дается ответ на вопрошание мучеников в видении пятой печати. Теперь Бог обращается против их врагов. Теперь они трепещут от страха. Описываемые космические катастрофы – не следствие человеческих преступлений, но метафора неограниченной власти Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010