Аще кто удержит причастие во устех своих, и повержет е в скоты. или в пчелы своя, четыри лета да не причастится. Правило 145. Аще причетницы имуще прю между себе, и оставльше епископа своего, на мирское судище идут, канонному запрещению да подлежат, по 9-му правилу, еже в Халкидоне собора. Правило 146. Священник аще сотворит клятву с латины, или собор на епископа, или ино что за мирскую вину, или камения собрание, да извержется, по осмьдесятому правилу, иже в Халкидоне святаго собора. и по тридесят четвертому правилу, еже в Трулле. мирстии же, да отлучатся. Правило 147. Священник от своего епископа за леность некую и прегрешение отлучен быв, и дерзнет литургисати, прежде даже будет испытано прегрешение его, и простит ему епископ, да судится яко сам противо себе изнесе осуждения изречение, по тридесят второму правилу, еже в Карфагене святаго собора. Правило же сто тридесят третие и четвертое тогожде собора, запрещению подлагает епископы, иже отлучают кого без благословныя вины. Правило 148. Аще кии архиерей приемлет праздна священника от инаго архиерея, или причетника, и сообщится ему, и литургисает, да будут извержени, по второму надесять правилу святых апостол. Правило 149. Правило тридесят третие, святых апостол возбраняет приимати странныя священники без писания. Такожде и седмь надесятое правило, еже в Трулле, извержению подлагает епископа приемшаго страннаго священника без книги отпустные, своего ему епископа. А по извержении явственных ради грехов литургисавыи епископ, или священник, или диякон, конечно да отсечется от церькви, по двадесят осмому правилу святых апостол. Правило 150. Аще кии от причетник съслужит ему, и той да будет извержен, по 11-му правилу святых апостол. Правило 151. Священник аще приимет жертву еретическую, или крещает турчину детищ, или приимет жертву его, или яко приемника детищу возмет и, или друга жениха на брак, да извержется, по четыредесят шестому правилу, святых апостол. кая бо часть верному с неверным, или кое общение свету ко тме, по божественому апостолу. Правило 152.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Болящие уврачуй. Странствующие умири. Ветры укроти. И плоды земли благослови. Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, царем нашим, воинству и всем людем Твоим. Прежде усопшия упокой. Принесших дары и за них же принесоша помяни. Во всяцей печали и нужде сущих спаси. И нам благодать Твою низпосли. В вере во Святую Троицу даже до последнего нашего издыхания соблюди. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершена свыше есть сходяй от Тебе Отца Светов. И Тебе славу и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и единородному Твоему Сыну и Святому Твоему Духу, ныне и присно и проч. Диакон глаголет. Благодать Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Идите в мире. Народ глаголет. Господи помилуй (дважды). Господи благослови. Аминь. Священник глаголет благословение отпуста. Диакон. И паки идите в мире. Диаконы глаголют: И паки спасенный… Господи благослови. Аминь. Священник глаголет отпустную молитву диаконам. Совершивше священное служение, якоже научени есьмы, Господи, и причащении святых, пречистых, пренебесных и страшных Таинств сподобльшеся, от силы в силу восходим. Мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшися служити святому Твоему жертвеннику, и принесшии Тебе безкровную жертву, пречистое Тело и Честную Кровь великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во славу Тебе безначального Отца, и самого единородного Твоего Сына, и Духа Святого и Благого и животворящего и единосущного Тебе, молим Тя: сподоби ны и деснаго предстояния Тебе в страшный и праведный день Твой, молитвами и ходатайством прославим я Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих. Яко благословен еси ныне и проч. Совершишися в мире Божественная литургия иже во святых отца нашего чудотворца Василия. Ведати подобает, яко молитвы: исполнишася радости уста наша: не глаголет иерей в пятый день великой седмицы, не речет сию молитву: Благодарим Тя Владыко Человеколюбче благодетелю душ наших, яко и в настоящий день сей сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных таинств, их же око не виде… (до конца). Божественная Литургия иже во святых отца нашего Григория

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

алтарь. И когда принесут священники св. воздух, Архимандрит же покадив св. воздух, отдаёт кадило, и приемлет со священниками св. воздух на главах, и покрывает Святое на Божественном престоле, и потом Архимандрит со священниками прощение творят. И по Верую в Единого Бога и по взятии св. воздуха от Святого, и тогда Архимандрит повелевает двум диаконам с рипидами стоять и берегут Святое, и стоят со страхом и осеняют до причастия; Архимандрит же Божественную службу всю совершает откровенной головой, и причащается телу и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастию же тела и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, раздаёт Христово тело служащим Иереям и диаконам, и потом причащает Архимандрит сам первого старейшего Священника и повелевает ему к горнему месту отступить, и так всех служащих священников и Диаконов повелевает ему причащать. По причастию же и по вкушению святые доры большие и меньшие, и по вкушению св. просфоры и по умовению уст и по умовению рук, приемлет Архимандрит кадило и, покадив Святое, повелевает диакону в царских дверях страшити 63 . И потом диакон поставляет Святое на престоле, Архимандрит же покадив обои Святые и приняв дискос, возлагает служащему диакону на главу; и потом Архимандрит приняв Святое в потире, отдаёт Священнику служащему, и относят Святое в жертвенник, и там Святое потребляют; служащий же диакон пред царскими дверями отпустную ектенью творит: и тогда Архимандрит Священную шапку от диакона приемлет и, поцеловав, на главу свою возлагает. И, покрыв Святой престол, глаголет священникам: с миром изыдем, и всходит царскими дверями в церковь и святую дору братии раздаёт, и потом входит в алтарь, и встаёт в царских дверях. И диакон речет: премудрость; Архимандрит же возгласит: благословение Господне и на всех нас всегда, и ныне, и присно, и во веки веком, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте Еклисирх и клирошане многолетствуют Царя, и Святителя, и отца своего Архимандрита иже о Христе с братией. И потом Архимандрит от священного сана совлачится посреди церкви на ковре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

358 . В рассматриваемый же нами период времени, благодаря деятельности митр. Киприана, появились особенности и в последовании часов, именно положено было на каждом часе читать пять молитв: три антифонных, отпустную и главопреклонную, собранных из разных древних требников и переведенных названным митрополитом с греческого языка на славянский. 359 Все эти молитвы в настоящее время в церковном употреблении уже известны и даже при самом введении в богослужебную практику церкви Русской они составляли исключительное явление и не были обязательны для всех, но только для тех, «кто произволяет прилежай подвигу», 360 как сказано в самом надписании к этим молитвам. Таковы были существенные изменения в порядке последования вечерни, утрени и часов, перешедшие к нам из Греции и введенные в нашу богослужебную практику, благодаря главным образом деятельности митрополита Киприана. Приступая к рассмотрению особенностей порядка совершения литургии Златоуста в XIV веке сравнительно с последованием её в предшествовавшие века, мы должны сказать, что в этот век в церкви греческой, а потом в церкви русской произошли весьма важные перемены в этом отношении. Именно во второй половине XIV века патриарх Константинопольский Филофей (1362–1365, 1369–1379) на основании разных греческих списков литургии Златоуста, имея в виду установить единообразие в совершении её, составил новую редакцию этой литургии, которая вскоре после своего появления была перенесена в Русь митрополитом Киприаном. 361 Этот митрополит, заботясь об упорядочении богослужения вверенной его управлению церкви Русской сам перевел и собственноручно переписал чин литургии Златоуста по редакции патр. Филофея. 362 Вследствие этого в XIV веке на Руси явилось две редакции литургии Златоуста: старая до-Филофеевская и новая, принадлежащая патр. Филофею. Прежде чем приступить к рассмотрению порядка литургии по той и другой её редакции, необходимо сказать несколько слов относительно количества священников, имевших право, в случае отсутствия диакона, совершать литургию в рассматриваемое нами время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С целью сбора денег на нужды патриархии он отправился в Россию, но на пути заболел и скончался; 634  в Москву же приехал лишь сопровождавший его великий протосинкелл Иосиф, нареченный Иоакимом на митрополию Кесарии Филипповой и посвященный почему-то в России. Этот Иосиф привез с собой в Москву послание патриарха Иоакима, в котором патриарх писал: «Иосиф, нареченный на митрополию Кесарии, да даст прощение грехом требующим от него и  грамоту отпустную еже о гресех человеком». Другими словами, патриарх уполномочил своего поверенного раздавать от его (патриарха) имени разрешительные грамоты, нечто похожее на западные индульгенции. Указанное послание было написано в 1463 или 1464 г. 635  Точно так же в XVI столетии известен случай присылки в Москву в 1585 г. разрешительной грамоты из Иерусалима патриархом Софронием. Этот патриарх писал царице Ирине, супруге царя Феодора Ивановича, предпосылая ей благословение свыше, и по власти, данной от Господа ученикам Своим вязать и решить, прощал и разрешал ее, если что согрешила перед Богом. «Одним словом, — говорит А. Н. Муравьев, — это полная разрешительная грамота». 636  Гораздо богаче фактами рассматриваемого рода история XVII в. Константинопольский патриарх Афанасий III (Пателарий) был очень щедр на раздачу разрешительных грамот. Прибыв в Россию для обычного сбора милостыни, патриарх обратился с прошением к царю Алексею Михайловичу, в котором между прочим читаем: «Мне, богомольцу твоему, вели, государь, напечатать на своем дворе 500 разрешительных грамот, потому что как я ехал к тебе к Москве, через войско запорожских казаков, в то, государь, время приходили на исповедь многие черкасы и просили у меня разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев напечатать разрешительные грамоты некого; а как я из Москвы поеду назад, запорожские казаки начнут у меня разрешительных грамот просить. Царь государь, смилуйся пожалуй». 637  Дело очевидное, что в начале XVII в. Афанасий раздавал разрешительные грамоты, ничтоже сумнясь. Еще более известий по этому же вопросу находим в истории известного Антиохийского патриарха Макария, дважды посетившего Москву в середине указанного столетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Изо всей митрополии и архиепископьи, и епископьи изо всех градов руския митрополии, архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы приедет по своей воли своими делы; иные же от них за поруками приедут в духовных делех, овии же за приставом по кабалам и по срочным в боех, и в грабежех, и в прочих различных делех, да живучи на Москве, сходятся на крестец в торгу на Ильинской улице, да наймуются у московских священников по многим святым церквам обедни служити, да о том митрополичю тиуну являются и знамя у него емлют: овии на месяц, инии же на два, друзии же множае, и пошлину ему от того дают на месяц по десети денег, овии же по два алтына. А которые He доложи тиуна начнут служити, и он на них емлет промыты по два рубля, а о том не обыскивает, есть ли у них ставленые и отпустные грамоты или нет, и таковая вся кроме священных правил сотворяются. И отныне, и впредь, которые приезжие архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы учнут являтися тиуну и восхотят, наймуючись, служити по святым церквам обедни на Москве, и ему у них ставленых и отпустных, и благословенных грамот досматривати старостами поповскими, и у которых грамоты будут, а приехали за своими делы, бити челом царю и великому князю или митрополиту, или иными делы, а не за поруками ни за приставом, и ни в которой пене, и ему тем знамена давати, и пошлину свою имати по старине. А у которых тех священных грамот ставленых и благословеных, и отпустных не будет, хотя и за своими делы приехали, а не за приставом, ни за поруками и ему тем знамен не давати, потому что у них грамот нет. А которые будет архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, дьяконы приехали за поруками в духовных делех и в прочих яелех, а ставленые и благословенью, и отпустные грамоты у них будут, да восхотят на Москве, наймуючися, по святым церквам обедни служити, и ему однолишно таковым знамен не давати, потому что за поруками прехали . А которые утаився, да учнут служити без знамен, а приехали за приставом и за поруками, и потом обличени будут, и ему тех приводити к митрополиту, и таковым быти под запрещением по священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

107. 1476–1481 г. Грамота Вассиана, архиепископа ростовского и ярославского, игумену Кириллового монастыря Нифонту, о дозволении прихожим священникам отправлять богослужение по ставленым и отпускным грамотам Напечатана была в I-м томе Доп. к Акт. Ист. под 209 с такой легендой: «Подлинник написан на бумажном листке, длиной 3, шириной 3¼ вершка. Внизу, на коричневом шнурке, привешена желтовосковая печать, на которой с одной стороны изображена Божья Матерь с Предвечным Младенцем, сидящая на престоле, а с другой надпиясь: Милостью Божьей смиренный архиепископ Васиан ростовский и ярославский. На обороте монограмма имени дьяка: Елеазарий. – Хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Такая же точно грамота дана тому же монастырю в 1520 г. архиепископом Иоанном. См. Акт. Археогр. Экспед. т. I, 168. II. Се аз архиепископ Васиан ростовский и ярославский и белоозерский пожаловал есми сына своего Кириловского игумена Нифонта с братией, или кто по нем иной игумен будет: коли придет к ним священник из митрополии, или из архиепископии брата моего новгородского архиепископа, или из которой епископии, и игумен с братией, воззря у него в грамоту ставленую и в отпустную и обыскав его, велят тому священнику священствовать у себя в монастыре; а не будет у которого священника отпустной грамоты, и аз тому священнику не благословил служить в своей архиепископии, ни у них в монастыре; а которые священники придут к ним моей же архиепископии, и они у тех священников воззрят в ставленую грамоту да велят ему священствовать, по моему благословению. А подписал архиепископа дьяк Елизар. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

420 См. ниже ссылка на каждую рукопись. Все упомянутые евхологии были непосредственно изучены в оригинале или в фотокопии или микрофильме. Мы очеиь благодарны библиотекам-хранилищам рукописей, а также CNRS и C1POL в 1]ариже и нашему другу А. Жакобу в Риме, которые предоставили в наше распоряжение некоторые микрофильмы. 421 А. Дмитриевский . Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, I, Типиконы. Киев 1895; 11: Евхологии, Киев 1901; III: Типиконы. Петроград 1917. Мы будем называть эту работу Описание, I, II или III; здесь: Описание, II, с. 9–12, 17 и 77. 423 Греческий текст: Барб. 336, в сравнении с Синай 957: Описание, II, с. 9; сравн. Фунтулис, 12, который следует Барб. 336, добавляя возгласы и модернизируя графику и пунктуацию. 433 См. Веч. с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165; Панн. с. 188. Сравн. A. Strittmatter, The «Barberinum S. Marci» of Jacques Goar, Ephemerides Liturgicae, 47 (1933) p. 329–367; здесь: 346–347. 435 См. Веч, с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165; Панн. с. 188. Сравн. A. Jacob, L " Euchologe de Porphyre Uspenski. Cod. Leningr. 226 (X e siècle), Le Muséon, 78 (1965) p. 134–214; здесь: 190. 436 См. Веч. с. 49; Утр. с. 93; Час. с. 166; Панн. с. 188 (надо снять ; « конец кодекса»). Сравн. A. Rocchi, Codices Cryptenses, Гроттаферрата 1883, p. 257. 441 Ελογημνη δξα Κυρον κ το τπου το γ ου ατο πντοτε κα νν κα ε κα ες τος ανας τν ανων. Αμν. 442 Барб. 336 имеет молитву ектении в Литургии (Василия Вел. и Златоуста), но ни в Вечерне. ни в Тритоекти; Лен. 226 имеет ее только в Литургии Златоуста; Литургия же Василия неполная. Службой, которая отсутствует у Барб. 336 и в Лен. 226, но присутствует у Коален 213 (л. 81) и Гротт. Г β I (л. З6 об), является служба Лития-процессия Великой Церкви, где, среди других молитв, находится также молитва ектении. Лития «страха ради» в Лен. 226 (л. 107) и Коал. 213 (л. 81об) не содержит ектении. X. Матеос, Литургия Слова в Византийской Литургин (­ Ог. Chr. An. 191, Рим 1971 , с. 135) полагает, что первичное место ектении было именно Лития, откуда она, видимо, перешла в Литургию. Что касается заамвонной молитвы, в ροττ. Г β I не содержится сборника молитв такого рода, имеющегося в Барб. 336 (с. 512–525) и в Лен. 226 (л. 5об – 14, 29 – 35об, 144 – 146об), но он обладает, напротив, многими «отпустными» молитвами (л. 109 – 114об), без обозначения места, занимаемого ими в службе; может быть, заамвонные молитвы и находились в четырех тетрадях, отсутствующих в начале кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

54. 1426 г. Грамота новгородского епископа Евфимия псковскому духовенству, о игуменах, попах и диаконах, прихожих из юго-западных русских епархий Из Румянц. Музея 204, л. 448–449; сверена со списком, находящимся в июльской книге Макарьевских Миней-Четьих л. 635 об. Издана была в 1-м томе Актов Исторических под 31. А се о прихожих попах с грамотой отпустной, или без грамоты Благословение пресвященного архиепископа Великого Новгорода, владыки Евфимия, в дом Святой Живоначальной Троицы, в град Псков, к собору Святой Троицы и к собору Святой Софии и к собору Святого Николы, к детям моим к старостам к соборским, и к игуменам, к священноинокам и попам и дьяконам. Что есте, сынове, прислали ко мне свое челобитие и грамоту, извещение творя о священническом чине и о иных вещах, что сдеяся у вас неподобно, чрез правила святых Отцов, что поп дал другому дары 2366 , а ему не сын душевный тот человек; а преже того, сказывает, что иной поп того человека покаял и дары ему дал: и вы, сынове, того попа, что к другим давал дары, пошлите ко мне, а тамо ему петь с собой не велите. И о том слышах от вас, что приходят к вам игумены, или попы, или дьяконы от иных стран, с русской земли, или из литовской земли, что кои от вас преже сего ездили ставиться в попы или в дьяконы на Русь или в Литовскую землю; и благословляю вас своих детей, и пишу о том старостам соборским и всему священническому чину: у тех игуменов, или у попов, или у дьяконов, аже будет у коего грамота ставленная и 2367 отпустная чисто 2368 ; и вы, сынове, о том известно обыщите и смотрите того, чтобы бесчиния не было, и вы повелите ему принять духовного отца, и он исповедается; и аще поручится вам отец его духовный по нем, по духовному исповеданию, и он да литургисает божественную литургию, по правилам святых Отцов; или у коего у тех не будет грамоты отпустной и ставленной, или духовного отца, и вы его к себе не приимайте. А и наперед бы есте, сынове, о вещах бывающих неподобных себе смотрели и сохранили, чтобы никакого в вас неподобного деяния не было, но всячески предстойте к Богу и поучайте детей своих православной христианской веры, по заповедям святых Отцов, от всех зломудрствий себе удаляюще, а к целомудрию и к добронравию приближаться; и пойте молебны о православных христианах, о всем христоименитом исполнении, о всяком жительстве блазе; а о всем священном действуйте, еже о Господе по правилам святыхъ Отцов. И молюсь человеколюбцю Богу и пречистой его Матери, да укрепит вас во всяком благоверии и чистоте и во всяком деле блазе. И молитва моя и благословенье да будет со всеми вами; и аз вас своих детей благословляю. А дана грамота в Великом Новгороде, в лето 6934, индикта в 4-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

И боярин сказал, что де у него есть отпустные грамоты от святейших вселенских Патриарх. И как пришли бояре и власти к патриарху в сени; и патриарх говорил, по чину монастырскому: Достойно есть, и молитву за царя и за царицу и за царевичев и за царевен. И по совершении молитвы, боярин князь Никита говорил: великий Господин, святый Никон патриарх, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, велел тебя о здоровье спросить. И Никон патриарх говорил: милостию Божиею се жив есмь. Как его, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца Бог милует? И боярин сказал: как де мы поехали, и он государь дал Бог в добром здоровье. И потом говорил боярин: где тебе говорить государево дело – здесь ли, в сенях, или в келье? И патриарх говорил: добро пожаловать в келью. И бояре и власти, вошед, стали на преднем месте, а власти у печи. И боярин говорил: по челобитью де Романа Бабарыкина прислан по государеву указу, для разводу, думной дворянин Иван Баклановской, да дьяк Василей Зверев. И как тое землю начали разводить, и ты де о архимандритом и с братьею пели молебен, а на молебне многие молитвы говорил с клятвою, и государя де царя проклинал, и детей его государевых. И патриарх говорил: молебен пел и псалмы говорил по уставу Афанасия Великого пристойные случая печалей; а государя не проклинал, за государя Бога молил. И то не статное государя проклинать, а говорил молитвы святы о его государеве многолетном здоровье и о государыне царице и о государех царевичех, – и на обидящих нас, каковы молитвы сложены от Давыда Пророка Царя, иже той молился в своих скорбех и гонениих ко Господу Богу на врагов своих, и я те молитвы говорил. А что в них написано и мне того нельзя убавить: так без убавки Святая Церковь прияла, и по вся недели исполняет устав той. А как было: а вы подите за нами в церковь, и сами услышите, как было. И князь Никита святыя православныя Церкви отрекся: у нас де много своих церквей, а в твою де нейдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010