И горе тому человеку, который старается не слушать указаний разума и укоров совести, приглушая, подавляя их, лишая права голоса. Такой человек рано или поздно превращается в бессовестного, бесстыжего, в жестокого, нечестного человека. И хотя совесть в нём и теплится, но он уже ей не руководится. И это происходит до тех пор, пока какое-либо несчастье или бедствие не возвратят его к сознательно-разумной, совестливой жизни. Братия и сестры! Если мы имеем разум, чтобы освещать путь жизни и совесть, чтобы контролировать и исправлять себя на путях этой жизни, то это значит, что мы ответственны пред Богом и людьми за своё поведение. Добро вменяется нам, как добро, и зло, как зло. Это значит, что за всё греховное и злое, совершённое нами, мы будем отвечать и отвечаем ещё и в этой земной жизни, страдая уже здесь, на земле, за него. Ибо, говорит святой Марк Подвижник , – «за каждым делом, добрым или злым, соответствующее воздаяние следует естественно, а не по особому назначению». Все мы знаем, что чревоугодие, объедение, излишества в пище и питии приводят к желудочным заболеваниям, к расстройству пищеварения, обмена веществ и сердечной деятельности. Видите, сколько бед приносит чревоугодие и сколь полезно рекомендуемое постом воздержание в пище. Блуд, распутство, погоня за плотскими удовольствиями приводят к растлению души и тела, к распрям и распаду семьи. И здесь, следовательно, следом за распутством идёт своё горе, своя беда и наказание. О, как здесь нужна строгость поста и духовно-телесного воздержания. Своенравному, гордому обидчику люди отвечают неприязнью, злобой, мстительной ненавистью. И здесь, следовательно, грех гордости и пренебрежения к людям получает свою мзду, своё наказание. И нет здесь более радикального средства как святой пост, как глубочайшее, смиренное покаяние, ибо только один Бог может смягчить человеческую гордыню. Братия и сестры! Все указанные нарушения в духовно-телесной жизни и связанные с ними наказания вытекают из нарушения норм законов, правил в нашей жизни: норм и законов питания, норм и законов телесно-плотской и семейной жизни, норм и законов в отношениях друг с другом. Почему все эти нарушения происходят? Они происходят потому, что мы не ведём работы над собой, не воспитываем себя в страхе Божием и любви друг к другу. Они происходят потому, что мы глушим свою совесть, духовно не просвещаем разум, не укрепляем волю в опыте постоянной борьбы с грехом, с нарушениями правил и норм нашей духовной жизни. Духовная жизнь – это активная, бодрственная, волевая, к Богу и людям направленная жизнь и здесь голосу разума и требованиям совести принадлежит первое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как и когда и должна возвышать свой голос наша совесть и побуждать волю к действию? Она должна предупреждать нас о грехе и особо возвышать голос после каждого греха, дурного, предосудительного поступка, усовещивая, стыдя, укоряя нас и располагая впредь воздерживаться от осуждённого ей греха, или поступка. Она должна ещё раз осудить этот грех по окончанию дня, перед отходом ко сну, после вечерней молитвы, в момент особого покаяния пред Богом за все грехи истекшего дня. Она должна быть на страже и на следующий день, предотвращая самую возможность повторения этого греха. Она должна, наконец, осудить этот грех , когда настаёт время исповеди, когда она открывает пред Богом и священником грешную, изъязвлённую грехами и страданиями нашу душу. Если в этот ответственный момент совесть не поможет сознательно покаяться, т. е. сама же строго и нелицеприятно не может осудить нас, то нам не будет подлинного прощения ни от священника, ни от Господа Бога. Покаявшись на исповеди и удостоившись принятия святых тайн, человек должен начать творить плоды, достойные покаяния. Это значит, что если он каялся, например, в том, что осуждал другого и был недоброжелателен к нему, то теперь, по требованию совести, должен воздерживаться от осуждения и неприязнь заменить снисхождением, а далее и заботой и молитвой о нём. Всё это будет удаваться грешнику, если он по суду и требованиям своей совести будет неуклонно исправлять свою жизнь и со дня на день духовно возрастать и укрепляться. Братия и сестры! Борьба с самим собой, со своей греховностью, – самая тяжкая борьба на земле. Если этой борьбы не вести, или вести её слабо и неуверенно, спотыкаясь на каждом шагу, то грехи наши пойдут с нами в посмертную, загробную жизнь. И здесь сразу же предстанут на так называемый частный, предварительный суд. Он будет состоять в том, что душа, освобождённая от тела, попав в светлый духовный мир, остро почувствует своё несоответствие этому миру, свою темноту и тяжесть греховную, свою косность и слепоту духовную. Живя на земле в теле, душа такого человека телесно-душевными глазами смотрит на всё окружающее и даже на самое себя. Духовное понимание для неё закрыто, оно не пробуждено. Духовное понимание себя и истекшей жизни открывается для неё после освобождения от тела, когда дух освобождается и начинает в свете вечности осознавать свою истекшую греховную душевно-телесную жизнь. И тут-то и начинает раскрываться пред ним весь свиток (вся книга живота нашего) деяний наших. И они-то и начинали укорять, обличать и жечь душу, выставляя напоказ всему духовному миру все уродства, всё убожество, всю преступность пройдённой на земле жизни. Терзания совести нашего духа после смерти так велика, что он готов вопить: Горы, обрушьтесь на меня, холмы, сокройте меня. Указания на такой суд мы находим в Священном Писании , где сказано, что от дел и слов своих мы осудимся или оправдаемся ( Мф. 12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

542 Синоним греческого термина «ойкумена» (по-новогречески икумени, по-латыни экумена). 543 Мир римский, мир христианский (лат.). 544 The Festal Menaion, p. 254 545 Acta patriarchatus Constantinopolitani, edd. F. Miklosich and I. Muller (Vienna, 1862), p. 188—192. 546 Title 2, Jus graeco-romanum, ed. Zepos (Athens, 1931), 11, 241. 547 Об этой последней стороне византийской идеологии см. D. J. Constantelos, Byzantine Philanthropy and Social Welfare (New Brunswick: Rutgers University Press, 1968). 548 См.: J. Meyendorff, «Byzantine Views of Islam», Dumbarton Oaks Papers 18 (1964), 115—132; and A. Khoury, Les theologiens byzantins et l " Islam (Lou-vain: Nauwelaerts, 1969). 549 Касательно истории этих миссий и их культурных следствий см. Francis Dvornik, Byzantine Missions Among the Slavs (New Brunswick: Rutgers University Press, 1970); and D. Obolensky, The Byzantine Commonwealth:Eastern Europe, 500—1453 (London: Weidenfeld and Nicolson, 1971). 550 Перевод Романа Якобсона в его статье: «St. Constantine " s Prologue to the Gospel», St. Vladimir " " s Seminary Quarterly 7 (1963), No. 1, p. 17—18. 551 Vita Constantini 16, 7—8 in Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes, Radov " i Staroslovenskog Instituta 4 (1960), 131. 552 О Стефане см., в частности, George Fedotov, The Russian Religious Mind (Cambridge; Harvard University Press, 1966), 11, p. 230—245. 553 Суд (греч.) 554 Exaposteilanon, The Festal Menaion, p, 495. 555 Пасхальный канон, песнь 9, Цветная Триодь; этот тропарь служит также молитвой по причащении в Евхаристической литургии. 556 Неделя мясопустная (воскресенье за неделю до Великого поста), вечерня. — Лития. Триодь. 557 Enchiridion Symbolorum, ed. H. Denziger, No. 464. 558 Там же, 693. 559 Соответствующие места из славянского текста: «…(приносим Ти) словесную сию службу о… патриарсех, пророцех, апостолех… и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся. (Изрядно о… Богородице и Приснодеве Марии)». 560 См. два трактата Марка о чистилище в статье: L. Petit, «Documents relatifs au Concile de Florence. Ï La question du Purgatoire a Ferrare», Patrologia Orientalis 15 (1920), No. 1, p. 39—60, 108—151. Русский перевод этих текстов приводится в кн.: Амвросий. Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль: Нью-Йорк, 1963, с. 58—73, 118—150. J. Gill, The Council of Florence (Cambridgë Harvard University Press, 1959), p. 119—125, в этом последнем источнике содержится краткое изложение разногласий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 6 марта   Настал день, бодрствуй, душа,/уже при дверях суд,/где вместе цари и князья,/богатые и бедные собираются,/и получит по достоинству им соделанного/каждый из людей. В звании своем монашествующий и иерарх,/старец и юный, раб и владыка/будут испытаны;/вдовица и дева дадут отчет;/и горе тогда всем,/не имевшим жизни безупречной. Неподкупен Твой суд,/не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения,/ни ораторов доводы, истину скрывающие,/ни свидетелей показания,/правосудие обманывающие;/ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят. Да не приду я в землю плача,/да не увижу места тьмы, Христе мой,/да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово,/ и из чертога Твоего извержен, несчастнейший,/ как имеющий на себе оскверненной/одежду нетления. Когда отделишь Ты грешных от праведных,/совершая над миром суд,/одною из овец Твоих меня сочти,/с козлами разлучая меня, Человеколюбец,/чтобы услышать мне тот глас Твой благословенный. Когда наступит испытание,/и раскроются книги с записью содеянного,/что будешь делать, о душа несчастная?/Что скажешь в свою защиту на суде,/не имея плодов праведности,/чтобы их принести Христу и Создателю Твоему? Слыша о жалостных словах богатого/в пламени мучительном,/плачу и скорблю я, несчастный,/достойный того же осуждения, и молю:/«Помилуй меня, Спаситель мира,/во время суда!» Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта   М. Красовицкая «Литургика»   Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского: беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли — воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

Размышляя о множестве своих согрешений и уязвляясь жалом совести, которая как бы огнем жжет его, он в недоумении и скорби о своих грехах взывает: Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? (Великий канон, песнь 1-я). Он ужасается и боится, размышляя о жизни своей, полной зла и падений. Како Тя усрящу? Како явлюся Тебе страшне? Како же предстану неумытному Твоему судищу? (вторник 2-й седмицы, 2-й канон, песнь 2-я). К тому ли был призван? То ли делал, что должен был делать, как почтенный пред всеми другими тварями разумом, способностью рассуждать и взвешивать свои поступки? В деле обращения грешника громадное значение имеет мысль о будущей жизни, страх грядущего наказания и вечных мук. Грешник знает, что смерть не прекратит его бытия. И если его злые дела даже здесь, на земле, не всегда приносят удовлетворение, а чаще причиняют только муки разочарования и неудовлетворенности, то в будущей жизни, где уже никакой цены не будет иметь то, что на земле иногда дает еще некоторое удовлетворение, хотя, быть может, и ложное, - что будет он чувствовать там, в брачном чертоге Жениха Христа, не имея одеяния брачного? (ср.: Великий Вторник, стихира на хвалитех). Что скажет Владыка, когда истяжет у него слово, когда потребует отчета о данном таланте? Помышляя страшное испытание Христово, приемля в уме пламень неугасимый, человек приходит в ужас и трепет. Он плачет и рыдает, егда в чувство приемлет огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим и Тебе Преблагаго нравом лукавым прогневавшим, от нихже един и первый есть сам он (Неделя мясопустная, стихира на Господи, воззвах). Конечно, этот страх наказания и муки не достоин высокого звания человека как сына Божия. Но и он необходим, и он имеет свое значение, приносит свою пользу. " Он охраняет душу от всякого зла, как полировка медь... Если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает надеяться на некоторое воздаяние за свое благое делание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/166/...

А. Правда, пища не приближает нас к Богу, но зато она может отдалять нас от Него. К самому качеству, вкусу и количеству разной пищи человек не бывает одинаков и бесчувственен: одну пищу он любит более, другую менее; одною может пресытиться и затем отупеть и отягчиться, а к другой он не имеет наклонности или от вкушения иной он остается в прежнем здоровом, легком состоянии, без забвения о своих обязанностях и о средствах к жизни. Значит, пища может быть и полезною, и вредною для человека, вкушающего ее. Б. Стол, или пища, не одинаковое значение получает и от количества употребленных на него денег. Если деньги потребны для других нужд, более разумных, например для необходимой и приличной одежды, для покупки учебных книг, для честной уплаты долгов, для подаяния милостыни бедной семье, а человек тратит их для своего чревоугодия, то такой стол, такое употребление пищи предосудительно, греховно. В. Вкушение пищи не делается безразличным и от времени, в которое вкушают (в посту ли или в мясоед), и от места, где ее вкушают. Так, например, св. апостол в рассматриваемом нами месте обличает коринфских христиан за то, что они, не довольствуясь своею семейною пищею, приходили на языческие праздники, садились за стол в языческом капище и там принимали в пищу часть того мяса, от которого было принесено в жертву самим идолам. Конечно, мясо как мясо, в капище ли оно лежит или на торжище, или в месте приготовления пищи, совершенно одинаково по вкусу и качеству. Но вкушение его, смотря по месту, может быть или позволительным, или предосудительным. Ст. 10. Если, например, кто-нибудь из христиан православных, не особенно развитых, но очень набожных и мнительных, увидит, что ты, православный, человек образованный, сидишь за столом в капище, без стеснения ешь там радушно предложенное тебе мясо, то вслед за тобою, только уже с мучением совести, начнет есть его неразвитый христианин. Затем люди, не вполне развитые, не владеющие собою, а живущие чужим примером, вслед за подражанием одному обычаю, отдаются уже в жертву и многим другим, не безукоризненным обычаям, принятым в высшем над ними кругу. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, живший в IV веке, по поводу слов апостольских говорит следующее: «Теперь брат твой близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом, соблазн приходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия». Если ты, человек православный и образованный, стоящий выше немощного и обязанный быть ему учителем в истине, «не хочешь исправлять, просвещать и поднимать немощного, невежествующего брата, то, по крайней мере, не поставляй же ему своим поведением новых препятствий к доброй, твердой жизни, не доводи его до падения, хотя тебе и надлежало бы подать ему руку помощи. Если он порочен, то имеет нужду в исправлении; а если немощен, то ему нужно врачевание».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Мы же знаем, что все истинные христиане, всех веков, всегда побуждали себя к добродетельной жизни, именно  ужасаясь  мысли о предстоящем Суде Божием.  «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя! " - так молитвенно взывали они к Богу со всею Церковью (Седален Нед. Мясопустной). А святые отцы-подвижники наставляли христиан словами Премудрого Сираха:  «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!»   (7, 39). Эти же современные еретики почему-то настойчиво внушают людям, что на Страшном Суде ничего страшного не будет и что, следовательно,  бояться Страшного Суда не нужно. Кажется, всем благоразумным людям должно быть ясно,  откуда  ведет свое начало  такое  учение,  кто вдохновляет его и  таких  «проповедников!» Это учение находится в полном контакте с тем характерным направлением современности, которое стремится  примирить людей с диаволом,  внушив им, что диавол совсем не страшен. Начав даже с идеализации диавола, теперь это направление старается представить диавола, как самое безобидное существо, с которым можно иметь самые добрые отношения; или – существо мифическое, над которым можно потешаться, шутить, но бояться которого не следует: его именем называют рестораны, торговые фирмы и даже учащихся в школах, повсюду притом изображая его мефистофельский лик, дабы всех приучить к его виду. Короче говоря, эта новая, «модерная» идеология «нео-христианства», или, что то же, «нео-хилиазма», сводится к лозунгам (конечно, так прямо и откровенно не высказываемым): «Живите в свое удовольствие! Грешите себе напропалую, сколько хотите и как хотите, и ничего не бойтесь! Бог есть любовь, и Он всем все и так простит! А какого-то страшного диавола и Страшный Суд выдумали фанатики-монахи, на бредни которых не стоит обращать внимания!» Отсюда же, конечно, все из того же самого источника (сознательно ли это или безсознательно) идет и усиленная пропаганда в нашей эмигрантской среде «балов-маскарадов», приурочиваемых к «маслянице», то есть как раз ко дням воспоминания Страшного Суда и затем изгнания Адамова из рая (Неделя Сыропустная). Это – якобы «праздничная традиция царской России», которую мы " особенно  должны беречь». А ведь как боролись в царской России наши прославленные святостью жизни архипастыри и пастыри с этой  антихристианской  традицией, унаследованной от мрачных времен язычества! Достаточно вспомнить хотя бы сильное и вдохновенное слово нашего «Российского Златоуста», святителя Тихона Задонского «о сырной седмице», в котором этот наш великий угодник Божий требует от русских людей «безчинное масляницы празднование  опровергать и искоренять»,  как  «обычай злой»,  установленный в честь языческих божеств пьянства и распутства. А христианская «масляница» – это «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», то есть постепенная подготовка себя к наступающему Великому посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

4 й вопрос. Как понимать огонь вечный, на который Господь осуждает грешников? " Огонь» изображает высшую степень мучения, так как казнь огнем, т. е. сожжение – есть самая жестокая казнь. Подле Иерусалима была Енномова долина, где, когда Евреи сильно предавались идолослужению, совершались служения сирийскому идолу Молоху. Этот идол был медный, руки его протянуты были так, как бы готовы были принять кого. Ему приносили в жертву детей и следующим образом: зажигали внутри идола огонь и, когда тот раскалялся, бросали ему на руки детей, где они тотчас сожигались. Когда же после Вавилонского плена Иудеи получили совершенное отвращение от идолопоклонства, то в долине Енномовой свозились все нечистоты из города. Воздух в этом месте постоянно был заражен, и для очищения его здесь постоянно горел огонь. Тут же совершаемы были казни над преступниками. Место это стало страшным и отвратительным, посему и служило образом вечных мучений грешников. Об адском огне говорят св. отцы, что он будет не только духовный, но частью и вещественный. Об адском огне говорит Господь, что он приготовлен не для людей, а для «диавола и ангелов его» ( Мф. 25:41 ) Но так как грешники по своим грехам делаются участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то и осуждаются с ними на одни мучения. Что поучает и каким образом приготовляет к посту повествование о Страшном Суде Христовом над родом человеческим. Изображением сего Страшного Суда оно возбуждает нас, братие, грешных к покаянию. И это изображение суда Самим Христом в Евангелии не сильно ли действительно возбудить к покаянию всякого из нас?! Страшный Суд, изображенный на картине, некоторых из язычников располагал и как бы обращал к христианской вере – так, например, князя Болгарского Бориса и нашего Русского великого князя Владимира. Еще поучение нам, братие, от настоящего дня неделей, начинающейся с нынешнего дня (так называемой «сырною», а в просторечии «масляною», или «масляницею»), от употребления в течение её сырной пищи по установлению Церкви имеет целью приготовление христиан к Великому посту. Почему на время её запрещено употребление мяса, а позволены пока сыр и яйца? Чтобы не вдруг, а постепенно, мало-по-малу привести к великопостному воздержанию. Браки запрещены, в среду и пяток вместо литургии бывают великопостные часы с поклонами при молитве: «Господи и Владыко живота моего». Худо то, что эта неделя проводится у нас, братие, совершенно не так, как следует – не в приготовлении к посту, а в объядении, пьянстве и рассеянности, в удовольствиях, как бы для того, чтобы всем этим удовлетворить себя на время Великого поста, когда запрещается все это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления». 206 Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Постная Триодь в Неделю о блудном сыне раскрывает его силу: при условии истинного смирения и раскаяния грешника возможно прощение самых тяжких грехов. Но если человек не осознал этого, ему предлагается последняя попытка – Неделя о Страшном суде, накануне которой, в субботу мясопустную совершается поминовение усопших. И это не случайно. Мысль о конце жизни отрезвляет тех, кто забыл о вечности и всей душой прилепился к земному. Гимнограф напоминает таким грешникам о тленности всего земного: тела, славы, красоты и побуждает обратить свой взор к вечному: «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще... и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко не имущия дыха- ния. Во гробы вникнем: где слава, где доброта зрака, где благоглаголивый язык, где брови или где око – вся прахи сень: темже пощади, Спасе, всех нас». 207 По мысли прот. Григория Дьяченко «в службе недели мясопустной собрано все, что есть величественного и трогательного, – все, что только может пробудить человека от беспечности и внушить грешнику страх Божий». 208 Основные темы песнопений этой Недели следующие: • страшные явления и переворот природы в последний день мира; • гнев Судии к грешникам и их трепет; • милосердие к праведникам и их радость; • картины рая и ада; • добродетели, ведущие в Царство Небесное. 209 Воспоминание о Страшном суде совершается для того, чтобы грешник не предавался беспечности о спасении. В богослужебных песнопениях этой Недели изображаются также и следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется, вдовица и дева исправится: и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». 210 Песнопениями сырной седмицы Постная Триодь подготавливает христиан к подвигу Великого поста и заботится, чтобы они положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

29 Mystic Treatises by Isaak of Nineveh, tr. A. J. Wensinck (Amsterdam 1923), p. 309; The Ascetical Homilies of Saint Isaak the Syrian, tr. Dana Miller (Holy Transfiguration Monastery, Boston, 1984), p. 315 (translation modified). (Преп. Исаак Сирин ) 30 Дальнейшее изложение многим обязано работе: Fr. John Dalrymple, «Dying before death» The Experience of Death, ed. Donald Reid (Edinburg, 19850, pp. 1–8. 33 Соответствующее место в церковнославянском переводе: «Никто не убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый (... ) Воскрес Христос, и жизнь жительствует. Воскрес Христос, и мертвый не един во гробе... » 36 The Lenten Triodion, tr. Mother Mary and Archimandrite Kallistos Ware (London, 1978), p. 128. (Постная Триодь) «Однажды Ты извлек меня из небытия, и вылепил по образу Божию, но я нарушил заповедь Твою, Ты возвратил меня в землю, из которой я был создан, возврати меня теперь к Твоему подобию, восстанови мою былую красоту» (тропари заупокойные из панихиды). 41 Тропарь заупокойной службы. «Премудро и человеколюбиво все устраевающий и подающий всем на пользу, Единый Создатель, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили упование на Тебя, Творца и Создателя и Бога нашего. » 42 Кондак. «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет болезней, печалей, воздыханий, но только жизнь бесконечная» 43 «Христос тебя упокоит в стране живых, врата райские откроет тебе, сделает жителем Царства, простит тебе все, чем согрешил в жизни, христолюбец» 44 Субб. мясопустная. Канон. Песнь 6. «От огня неугасимого, от тьмы беспросветной, от скрежета зубовного, от червя, грызущего непрестанно, и от всякого наказания избавь, Господи, всех умерших в вере». 45 Неделя пятидесятницы, вечерня, третья священническая половина. «В сей совершенный и спасительный праздник Ты смилостивился принять заступнические молитвы за тех, кто томится в аду. и даровал великую надежду видеть, как Ты их избавляешь от телесных страданий и подаешь им облегчение.... » 46

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010