– Не думай, Евстратий, что и здесь тебя ожидают такие же мучения, какие ты претерпел от Лизия; лучше заранее окажи повиновение императорским повелениям и принеси жертвы богам, чтобы тебе не погибнуть лютою смертью. Святой Евстратий спросил его: – О, судия! Имеют ли законы силу и для царей, или нет? – Да, – отвечал правитель, – так как и цари соблюдают законы. – Итак, – продолжал Евстратий, – для одного тебя законы суть нечто только написанное, а не обязательное на деле? – К чему ты, нечестивец, говоришь это, – сказал правитель, – кто и когда осмелился в чем-нибудь противиться законам? Святой Евстратий отвечал: – В законах империи мы читаем следующее: насилие не должно совершать ни словом, ни делом, и народ должен быть управляем преимущественно посредством увещания. Необходимо что-нибудь из двух: или чтобы начальствующий увещевал подчиненного, желая получить от него должное, или чтобы подчиненный, уже ранее наставленный в чем должно, свободно и добровольно исполнял повеление закона, и, кроме того, в законах находится еще следующее место: повелеваем, чтобы судия судил, соединяя строгость с милосердием, так, чтобы судимые не чувствовали к нему ненависти и не враждовали против него, будучи устрашаемы угрозами, и чтобы никто не осмеливался нарушать закон, надеясь на его снисходительность. – Так ли написано, судия, или нет? – Да, – отвечал правитель. – Прошу тебя, – сказал тогда святой, – сохранить такой порядок судопроизводства и для меня. – И для тебя, и для всех, – отвечал правитель, – законы необходимо соблюдать ненарушимо со всем должным к ним уважением. – Итак, прошу тебя, – заметил святой, – пусть твоя строгость будет соединена с милосердием и ты, как мудрейший из всех, благоволи больше выслушивать увещание, чем увещевать сам, разумно обсуждая всякий предмет. В противном случае, без всяких рассуждений и законов – мучь, убивай, делай, что хочешь. – Говори смело и свободно, что хочешь, – отвечал правитель, – суд будет основан более на увещании, чем на страхе. Святой Евстратий спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пресвитер Авксентий был обезглавлен в городе Аравраке. Евгений воин, друг и товарищ по службе Евстратия, свидетель страданий его и чудных знамений, которыми они сопровождались и которые многих обратили ко Христу, также мужественно открыто заявил себя христианином и принял мученическую кончину: ему отрезаны были язык и руки и перебиты голени. Мардарий, также гражданин Аравракский, стоявший на крыше своего дома в то время, как вели в Севастью через этот город узников и в том числе Евстратия, идущего в железных сапогах с острыми гвоздями, поспешно спустился вниз и сказал жене своей: – «видишь ли этого человека, знатного и богатого, и заслуженного воина, которого любят и уважают все в здешней стране? И никакими этими благами он не подорожил, а предпочёл всё принести в жертву Богу... Блажен этот Евстратий... он и в этой жизни был славен, и в будущей удостоится неизреченной славы и блаженства» ... – Что же препятствует и тебе идти тем же путём, и удостоиться такой же мученической кончины, ради которой ты соделаешься заступником перед Богом и за меня, и за наших малых детей, и за весь твой род?., отвечала Мардарию его благочестивая жена. Этими словами своей жены окончательно возбуждено было рвение Мардария пострадать вместе с другими мучениками за исповедание святой веры Христовой. Одевшись поспешно, он обнял жену и детей и, поручив их Отцу и Сыну и Духу Святому 178 , присоединился к узникам, объявив, что и он– христианин. На все вопросы на суде он отвечал, повторяя одни и те же слова: – «я – христианин». Так научил его Евстратий, видя, что Мардарий, как человек неучёный, затрудняется тем, как отвечать на суде... Судья велел провертеть ему ноги, повесить стремглав и опалять раскалённым железом. В этих муках Мардарий и скончался, благодаря и славя Бога, и с полным упованием предавая Ему свою душу. По совершении казни многих уже замученных христиан, сановник императорский Лисий отправился в поле, чтобы сделать смотр войскам. При этом обратил он внимание на одного молодого воина, именем Ореста, который поразил его своей красивой наружностью и ловкостью в упражнениях. Наблюдая за ним во время стрельбы в цель, Лисий вдруг увидел, что при одном движении у Ореста выпал с груди крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Каким богам прикажешь принести жертву? – Сначала Зевсу, – отвечал правитель, – а потом Аполлону и Посейдону 8368 . – От каких же мудрецов, или бытописателей, или пророков слышали вы, что должно кланяться Зевсу и прочим мнимым богам? – От Платона, Аристотеля, Гермеса 8369 и других философов, – сказал правитель, – и если бы ты знал их, то чтил бы их память, Евстратий, как мужей боговдохновенных и дивных. – Мне не безызвестны их учения, – отвечал святой Евстратий, – так как я занимался ими с юных лет и хорошо изучил еллинские науки и искусства; и если прикажешь, то начнем сперва с Платона. Правитель стал ссылаться на сочинение Платона «Тимей» 8370 , из которого будто бы ясно видно, что Платон усердно почитал языческих богов и богинь 8371 . Евстратий, на основании того же сочинения премудрого Платона, доказал, что он явно и сильно осуждал самого Зевса, которого язычники считают властителем богов и людей, неба и земли, и утверждал, что Бог – источник и виновник всякого блага, каковым, по языческим басням, Зевс отнюдь не был; при этом, святой указывал на различные басни язычников, в подтверждение приводя также и слова знаменитейших языческих поэтов, как-то: Гомера и Эсхила 8372 . – Я терплю твою дерзость, – сказал на это правитель, – только потому, что сам люблю рассуждать. Итак, скажи мне, как можете вы признавать Богом Того, Которого ты чтишь, как Бога, когда Он был человек, который был осужден и пригвожден ко кресту? Святой отвечал: – Если ты согласен терпеливо выслушать меня, то я спрошу тебя сначала о некоторых предметах, о которых я собирался тебя спросить, а затем уже изложу тебе по порядку всё, о чем ты меня спрашивал. – Даю тебе право, – сказал правитель, – говорить решительно всё, чего бы только ты ни пожелал. – Всякий человек, – продолжал Евстратий, – обладающий здравым умом, должен представлять себе Бога, как праведного, непостижимого, неописанного и неисповедимого, неизменного и превышающего всё сущее Своими Божественными свойствами. Не так ли думаешь и ты, премудрый судия?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали во время жестокого гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане. Этим царям донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отпасть от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы совсем очистить от христиан эти города. Лисий, прибыв в г. Сеталион, начал их мучить. Увидя твердость и мужество учеников Христовых, занимавший высшую военную должность в этом городе Евстратий явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. Это крайне смутило Лисия, и он приказал мучить Евстратия. Когда же сослуживец и друг Евстратия, Евгений, увидел мучения его, то и он воскликнул, обратившись к Лисию: «И я проклинаю твой веру и противлюсь царскому велению». Евгения посадили в темницу. К Евстратию и Евгению присоединился Мардарий. «Я христианин, я раб Христов!» – воскликнул он. Лисий замучил Мардария и вместе с ним Евгения. В то же время был обезглавлен священник Авксентий. Но Еветратий еще не был замучен. Его вместе с Орестом замучил уже Агриколай. Орест был одним из воинов Лисия. Во время стрельбы, от движения, выпал у него висевший на груди крест. Лисий заметил это и спросил Ореста: «Значит, и ты христианин?» – «Да, я раб Господа, и это знамение ношу на отогнание всяких зол», – отвечал смело Орест. Лисий отправил его с Евстратием к Агриколаю в Севастию. Агриколай велел принести железный одр, разжечь его и положить Ореста. Орест смутился, увидя одр, и воззвал к Евстратию, прося его молитвы. «Не изнемогай, брат. Вспомни Авксентия и других святых мучеников. Сам Господь – наш помощник», – ободрял Евстратий Ореста. Тогда Орест смело подошел к одру, перекрестился, лег на него и скончался. После сего и Евстратий был сожжен в печи. Мощи святых мучеников находятся в Риме. Части мощей имеются на Афоне. Мученица Лукия была знатная и богатая девица из города Сиракуз. Вместе со своей больной матерью она прибыла в г. Катаны к чудотворным мощам св. Агафии. Когда мать получила здесь исцеление, то, в порыве благодарности к Богу, Лукия дала обет не вступать в супружество, хотя уже была обручена, и убедила мать раздать свое имущество бедным. Когда же узнал обо всем этом жених Лукии, то из мести донес правителю Пасхалию, что она исповедает веру во Христа. Правитель казнил св. Лукию. Это было в 304 г. Мощи св. Лукий хранятся в Меце, во Франции; часть их имеется в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста Память 13 декабря В царствование императоров Диоклетиана и Максимиана язычество господствовало во всей Римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам, в особенности, – когда по всем городам и селениям рассылались императорские указы начальникам областей и судьям, повелевавшие приносить в определенные дни и праздники обильные дары и жертвы богам. Этими указами тем, кто усердно служит богам, обещалась царская благодарность, почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, – после всевозможных мучений, – и смертная казнь. Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия 8363 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклетиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, не сумевших привести народ к повиновению. На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив – Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю – общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадным правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе 8364 , как только находил где-либо христиан, – мужчин или женщин, – после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно так же делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии 8365 , к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель – причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6 Ранее этого он был митрополитом Алеппским и назывался Мелетием, при чем носил титул кафоликоса, который, сколько нам известно, никогда не давался епархиальным архиереям, но был исключительно при- своен иерархам, находившимся вне пределов Византийской империи и самостоятельно управлявшим своею церковью. См. об этом мою статью: „О рукописном сборнике XVII в. (принадлежавшем известному немецкому ориенталисту Равиусу) на разных восточных языках из собрания графа А. С. Уварова» (Древности Восточный Импер. Моск. Археол. Общ., т. I, вып. II, 1891). 7 Мост на р. Аси (в древности Оронт), по дороге из Алеппо в Антиохию, называется теперь Джиср аль-Хадид (железный мост). Слова ha did и djedid на письме мало различаются. 8 Бельфур называет почему-то Симеона Столпника „the Sailor» (моряк), что мы, для некоторого правдоподобия, переводим „покровитель плавающих». В другом месте он правильно перевел арабское мди „the Stylite”. 14 Вероятно Яйлак, т.-е. летний стан, Рамазан-оглу (Сильвестр де- Саси, Journal des Savants, август 1830). Туркменская династия Рамазан- оглу в течение двухсот лет, с конца XIII до конца XV века, владычествовала в горах Тавра, на границе Сирии и Малой Азии (см. Hammer, Hist, de l’Empire Ottoman, т. 4, кн. XX). 17 У Бельфура это место выражено буквально так: „во имя пяти лун или светил, Евгения и его товарищей“. Несомненно здесь надо разуметь пять мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, память которых совершается 13 декабря. 18 Автор описывает гробницу знаменитого суфи и мистического поэта Персии Мевлана Джелал Эддина Руми († 1273 г.), основателя Мевлеви, ордена дервишей-мистиков. Имя Хандкар есть, вероятно, искаженное персидское прозвище ходавендгар-тоже, что арабское мевлана-господин (Сильвестр де-Саси). 21 Сейид Эль-Гази, где показывают гробницу Сейид Баттала, знаменитого богатыря, любимого героя турецких сказаний. 23 Так у Бельфура; по слово муляффака (которое он ставит рядом) скорее значит: построена из обломков (древних зданий). 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья остались верны христианству и отправились в далекую ссылку. Их путь был настолько тяжелым, а обращение конвоиров было настолько жестоким, что могучие воины вскоре оказались истощены от голода и один за другим скончались. Первым умер Е. (22 июня) в месте под названием Кени-Паремболи (Καιν Παρεμβολ, т. е. Нов. Лагерь, на побережье Чёрного м., между Трапезундом (ныне Трабзон) и местечком Ризей (Ρζιον, Ροιζαον), ныне Ризе, Турция). Через 2 дня, т. е. 24 июня, в Ризее О. был брошен в море с камнем на шее. Арх. Рафаил перенес мученика на прибрежный утес, где О. скончался и был с честью погребен нашедшими его тело местными христианами. Ф. умер 3 июля в месте под названием Кордола (Кордила; Κορδλη, Κορδλη), в 30 км от Ризея. Фирм и Фирмин скончались в один день - 7 июля в крепости Апсар (ныне Гонио, в 15 км к югу от Батуми). К. с отрядом, двигаясь вдоль побережья Чёрного м., достиг Лазики и умер в сел. Зиганис (ныне Гудава, Абхазия) 14 июля. Л. погиб 28 июля, во время кораблекрушения на пути из Зиганиса, близ берегов Питиунта (ныне Пицунда, Абхазия), где позже мученик был похоронен. Исследователь сказания П. Петерс видел в тексте сходство с Мученичеством Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (пам. 13 дек.), к-рые также пострадали в гонение Диоклетиана и Максимиана и в мученичестве к-рых также фигурирует г. Сатала. Петерс считал, что Мученичество 7 братьев не имеет под собой исторической основы и изобилует агиографическими топосами (победа над великаном, спасение архангелом). Он относил создание первоначального текста к VII-VIII вв. По предположению Петерса, возникновение этого Мученичества обусловлено противостоянием жителей Византии и арабов, к-рые начали претендовать на территории на вост. берегу Чёрного м., и с целью сохранить влияние Церкви среди местного населения было составлено Мученичество 7 братьев с упоминанием населенных пунктов вдоль визант. дороги, идущей по побережью Чёрного м. Отмечается точность последовательности указанных в тексте топонимов.

http://pravenc.ru/text/2581511.html

Он слышал о великой премудрости Евстратия и о том, как он посрамил правителя вместе с его богами. Вошедши в темницу, он пал на землю и поклонился святому, говоря: - Блажен ты, сын мой Евстратий, что всемогущий Бог так укрепил тебя. Умоляю тебя, помяни и меня в молитвах своих. - Не кланяйся мне, отец духовный, - отвечал святой Евстратий, - но, помня дарованный тебе сан, от нас, мирян, ожидай должного тебе поклонения. Затем они сели, и Евстратий сказал епископу: - Так как, по изволению Божию, завтра в третий час дня я, как мне ясно было открыто, предстану Владыке моему Христу, то возьми это завещание мое и прочти его. Когда епископ прочел его, святой попросил его и пришедших с ним клириков подписаться под завещанием и взял с епископа клятву, что он сам возьмет тела: его, Евстратия, и святого Ореста, предаст их погребению в назначенном в завещании месте и постарается исполнить всё остальное написанное, обещая ему за его труды и заботы награду от Господа нашего Иисуса Христа в будущей жизни. Вместе с тем святой Евстратий умолял епископа сподобить его причащения Божественных Таин, так как он со времени самого взятия на мучение не причащался сей святыни. Когда принесено было всё потребное для служения и совершена бескровная Жертва, Евстратий приступил и принял Святые Тайны. И внезапно в темнице воссиял свет, подобный молнии, и послышался голос: - Евстратий! Доблестно подвизался ты. Итак шествуй и восходи на небеса принять венец свой! Голос этот слышали все бывшие там и все пали ниц на землю от страха. И всю эту ночь епископ провел с святым Евстратием, услаждаясь беседою с ним; а когда занялась заря, ушел, обещаясь исполнить в точности все, написанное в завещании. Когда наступило утро, Агриколай сел на судейском кресле на обычном месте среди города и приказал привести святого Евстратия. Когда же Евстратий явился, правитель вызвал его к себе и сказал ему тайно от других: - Призываю, Евстратий, во свидетели всевидящую правду, что я сильно скорблю о тебе сердцем, - что ты не хочешь повиноваться императорскому повелению.

http://pravicon.com/info-3329

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Севастийские Пяточисленные, мчч. - житие Страдание святых мучеников Евстратия, Евгения, Авксентия, Мардария и Ореста. В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана язычество господствовало во всей римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам, в особенности, - когда по всем городам и селениям рассылались императорские указы начальникам областей и судьям, повелевавшие приносить в определенные дни и праздники обильные дары и жертвы богам. Этими указами тем, кто усердно служит богам, обещалась царская благодарность, почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, - после всевозможных мучений, - и смертная казнь. Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия1 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклитиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, несумевших привести народ к повиновению. На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив - Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю - общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадньм правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе2, как только находил где-либо христиан, - мужчин или женщин, - после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно также делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии3, к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель - причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны.

http://pravicon.com/info-3329

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010