4. Монахиня Севастьяна, головщица правого клироса, бас и заведующая сапожной мастерской, лучше ее в обители сапожного мастерства не было, а также и церковной чтицы. Умерла в глубокой старости и погребена на Мологском городском кладбище. 5. Монахиня Агафоклия, головщица левого клироса и заведовала библиотекой, последние годы жизни провела в нужде, жила в няньках, даже собирала милостыню. Где померла? Не знаю. 6.  Монахиня Магдалина, в миру Мария Томишина, уроженка села Кой, певчая левого клироса – бас, умерла в Кою на родине в глубокой старости. 7.  Монахиня Зинаида была старшая монастырского подворья в г. Рыбинске, последние годы была дряхлой старухой, где померла? Не знаю. 8.  Монахиня Нина, в миру Параскева Захарова, уроженка села Спас Мякса, была старшая по малярному делу, заведовала краской, олифой и всем прочим малярным и кровельным материалом, на ее ответственности было следить за состоянием крыш. Померла в г. Мологе и похоронена на городском кладбище. 9.  Монахиня Ермиония, в миру Екатерина Горлова, всю жизнь работала в рукодельной и иконописной мастерской и резала в трапезной хлеб. Померла в доме престарелых. 10. Монахиня Евникия, пела на клиросе и была прекрасная золотошвейка, долго была слепой, похоронена на кладбище города Мологи. 11. Монахиня Евфрасия, беспомощная древняя старуха, увезли родственники, а куда? Не знаю. 12. Монахиня Фаина, косоротая, была алтарницей, следила за порядком в алтарях и варила на кухне пищу». «Жила в няньках», «собирала милостыню», «померла в доме престарелых»... Трагична судьба последних мологских монахинь. Наверно, счастливее других были те, кто почил с миром в стенах родной обители. Среди них – бабушка о. Павла, монахиня Евстолия, которая преставилась в возрасте 80-ти лет 17 августа 1924 года и была похоронена на монастырском кладбище. Две мологские монахини – Маргарита Введенская, о которой о. Павел пишет, что «в монастыре она была письмоводителем» и рясофорная Манефа, конюх – похоронены в селе Верхне-Никульском на кладбище церкви Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

234 1/5 — 244 1/4. Племянница и крестница Евдокии, впоследствии монахиня Ермиония, рассказывает, как Евдокия представила ее преп. С. 248 1/2 — 249 низ: преп. С. с помощью хитрости расстраивает неумеренные притязания саровского начальства на дары, которые он получает от посетителей и передает сестрам. 259 3/4: рассказ о закладке канавки, не воспроизведенный Чичаговым (см. с. 177). 289 2/5 — 290 низ и 453 низ — 454 3/4. Оба отрывка взяты из 17–го рассказа 6–й тетради (указание «1–я тетрадь» на с. 289 2/5, видимо, типографская ошибка, тем более известно, что 1–я тетрадь не была поделена на рассказы). Наличие повторов — не обязательно признак искажения: преп. С. имел обыкновение повторять наиболее важные слова. Очень точные предсказания о лавре, о церквях, о прославлении четырех святых. Параллельные тексты наводят на мысль, что о прославлении четырех своих учеников преп. С. говорит, не желая рассказывать о собственной канонизации: «Но мы не доживем, и я не доживу». Этот текст ценен тем, что пророчества, в другом месте подвергшиеся мифотворчеству, даются в их историческом контексте. Исходя из 454 1/6, следует признать, что, предсказывая революцию, преп. С. и сам относит ее «к концу времен»; ведь антихрист здесь уже не Иоасаф, а собор и канавка становятся мистическими понятиями. 320 верх. Преп. С. поучает Евдокию в течение шести часов. Точно так же наставлял он и Пелагею: Сказание…, с. 8, примечание (у Чичагова примечание опущено, с. 297). Евдокия рассказывает лишь о предостережении против Иоасафа, о котором говорилось выше. 636 1/2. В 1861 году Евдокия, видимо, не одобряет сестру, действовавшую тем не менее по вдохновению. Текст краткий и слишком невнятный. Об этом же говорится на 642 2/5. ЕВДОКИЯ МАРТЫНОВНА, одна из послушниц матери Александры (37 4/5; 732 1/2). Присутствует при кончине последней, и та предсказывает ей, что община достигнет огромных размеров, что придет великое смятение, и Евдокия доживет до этого времени (53 2/3 — 54 верх). ЕВДОКИЯ НАЗАРОВНА (227 низ 228 1/4). Ее исцеление преп. Серафимом и вступление в Дивеево.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Последний часто есть дословный перевод этого греческого оригинала. Синаксарь или месяцеслов устава совершенно сходствует, кроме 16 августа, с синаксарем устава 1298 года и весьма мало разнится от печатного славянского. Те же в нем есть характеристическит памяти, которых мы почти не встречаем в уставах и памятниках агиологии предшествовавшего периода IX-XII в.; это – 8 янв. преп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника, 14 октября пр. Космы еп. Маюмского (есть он в Петров. прологе и других, но 15 января, у нас 12 октября), 3 ноября освящение храма великомуч. Георгия в Лидде. Разности от печатного славянского устава следующие: прибавлены в нем сент. 1 память великого пожара, 4 сент., кроме Вавилы антиохийского и прор. Моисея, еще св. священномуч. Вавилы никомид. и 84 детей, Ермионии и Евтихии сестры (sic вместо дочерей), Филиппа одного от 7 диаконов, 4 июля Михаила, архиеп. Афинского, хониата; напротив не достает в нем против славянского: 6 сент. пр. Архиппа (внесен в России), 22 сент. Ионы прор. и Ионы пресвитера, 15 октября Евфимия нового, 29 нояб. Акакиев лествице, 13 дек. муч. Лукии, 31 мая ап. Ермия , 12 июня Петра афонского, 5 июля Афанасия афонского (сия память в обоих уставах вставлена после другими руками). Переставлены памяти: Косма маюмский 14 вместо 12 окт., пр. Марфа, мать Симеона дивногорца, 5 июля вместо 4. В уставе 381 г. есть приписка о празднике убруса 16 авг. После указания о праздновании Диомиду приписка в тексте, не после внесенная: «должно знать, что в 16 день настоящего месяца есть перенесение из Едессы нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, сиречь св. убруса. И если есть служба, то поется вместе с праздником», то есть Успения Богоматери. Этого прибавления нет в уставе 456, следовательно этот устав еще древнее 381 по составлению синаксаря. Замечательно, что в этих двух уставах 381 и 456 нет афонских святых. Конечно, излишние против них в печатном славянском уставе памяти взяты из греческого же устава несколько другой редакции в синаксаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

( Деян.21:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Готовность умереть за Господа нашего Иисуса Христа являли все верные последователи Христовы, а особенно ближайшие ученики Его — святые апостолы. Сегодняшнее Апостольское чтение поучительно для нас тем, что дает живой пример такой самоотверженности в словах апостола Павла (см. Деян.21:8-14 ). По пути в Иерусалим, куда направлялся Павел со своими спутниками, путешественники посетили Кесарию и остановились на отдых в доме Филиппа благовестника, одного из семи диаконов. Филипп был из числа первых диаконов, человек очень честный, преданный Господу, обладающий даром проповеди. В церковную историю он вошел как вдохновенный благовеститель в Самарии и других местах палестинского побережья. По преданию потом он стал епископом Траллийским, возглавляя христианскую Церковь в провинции Кария, расположенной в Малой Азии. Известно также, что апостол Филипп прожил долгую, славную и Богоугодную жизнь. Скончался в глубокой старости. Всем своим существованием являл пример истинного служителя Божия, проповедника христианского учения. У диакона Филиппа была очень дружная и благолепная христианская семья. Апостол Лука, непосредственный свидетель всех событий, пишет: У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Это были необыкновенные девушки. Они пребывали в состоянии девственном, даже не помышляли о замужестве, полностью посвятив себя служению Богу. После Божией Матери они впервые в христианстве показали пример девственной, чистой и непорочной жизни, уневестившись Христу. Своим благочестием они снискали такое уважение в обществе, что, как пишет блаженный Иероним, люди из самых отдаленных мест приезжали и с благоговением посещали их кельи. За праведную жизнь Господь наградил этих девиц дарами пророчества и исцеления. История говорит о том, что впоследствии две из них поселились в Иераполе, одна осталась в Кесарии. А старшая сестра, которую звали Ермиония, жила в Ефесе, совершая чудеса врачевания.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скорее всего, под влиянием св. Иоанна (бывшего чуть старше своего друга) Феодор увлекся подвижнической жизнью: оба молодых человека стали членами той ученой монашеской общины, которую возглавлял Диодор (вместе с неким Картерием) и которая получила название «аскетерий» 386 . Как говорит блж. Феодорит, Феодор «наслаждался учением прежнего Диодора и был общником и сотрудником божественного Иоанна, ибо они сообща почерпали из духовных источников Диодоровых» 387 . Златоустый отец оставил нам замечательный памятник – два «Увещания к Феодору падшему» 388 , где он так описывает жизнь в этой обители: «Роскошные яства были презрены, драгоценные одежды отринуты, всякая пышность попрана, вся ревность о внешней мудрости была обращена на Слово Божие; целые дни проводимы были в чтении, целые ночи – в молитвах; не вспоминалось отцовское достоинство, не приходило на ум богатство; но касаться колен и припадать к ногам братий – это ты считал выше всякого благородства» (II, 1). Называются и некоторые имена из этих братий: «святой Божий Валерий, по всему брат его Флорентий, мудрый Христовой мудростью Порфирий и многие другие» (II, 4). Скорее всего, то были истинно ревностные подвижники и христианские любомудры. Наверное, Феодор в этом благодатном сообществе братий быстро преуспевал, но затем его постигло искушение: он захотел вернуться к мирской жизни и жениться. Избранница его сердца была, вероятно, достойной и красивой девушкой; и не случайно св. Иоанн пишет: «Ты теперь восхищаешься красотой Ермионы и думаешь, что на земле нет ничего подобного ее благообразию» (I, 14). Однако его терзали сомнения и он впадал в отчаяние. Причину этих душевных терзаний молодого Феодора («тебе нет еще и двадцати лет» – II, 4) ясно раскрыл Златоустый отец: «Но тебе уже невозможно соблюсти законность брака: потому что кто, сочетавшись с Небесным Женихом, оставляет Его и сочетается с женой, тот совершает прелюбодеяние, хотя бы тысячу раз ты назвал это браком; а вернее сказать, это хуже и прелюбодеяния настолько, насколько Бог превосходнее людей» (II, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются. Есть 19 окт. Иоанн рыльский, 28 окт. Арсений сербский, из русских пр. Феодосий 3 мая, Борис и Глеб 24 июля, князь Владимир 15 июля. Затем замечательна псалтирь белозерская 2) 1481 года. В ней есть не только память пр. Сергия, но и Кирилла белозерского (9 июня 1427), 24 окт. есть память Афанасия, патр. цареградского, следовательно по редакции устава пр. Афанасия высоцкого- но память пр. Параскевы 13, а не 14 октября. Подобна ей псалтирь импер. публ. библиотеки XV в. 110; но 4 сентября имеет верно Ермионии и Евтихии, а не Ермиона и Евтиха, 16 ноября имеет память Ипатия гангрского вместо 31 марта (он 16 ноября и в софийской минее 397 иерусалим. устава, что весьма редко). В сих псалтирях нет южных святых пр. Иоанна рыльского, Илариона меглинского, Арсения сербского. Вообще в месяцесловах следованных псалтирей иерусалимского устава те же варианты весьма немногие, как и в экземплярах уставов иерусалимских; более они различаются памятями русских святых; в позднейших псалтирях более русских святых. Печатные следованные псалтыри Древнейшая славянская печатная следованная псалтирь в России относится к 1625 году 256 . Синаксарь в ней из устава иерусалимского, как и в рукописных псалтирях; августа 16 есть в ней Иоаким сардипольский, т. е. осоговский, из южных славянских святых. Тот же синаксарь и в следованной псалтири 1627 года. В обеих нет исторической летописи или исторических сведений о святых. Неизвестно точно нам, с какого именно года стал печататься в следованной псалтири синаксарь с летописью. Нам известны первые святцы с летописью, изданные в 1646 году отдельною книгою. В следованной псалтири 1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  У Бога все живы: Воспоминания о даниловском старце Георгии (Лаврове). М., Даниловский благовестник, 1996.  Татьяна Борисовна Мельникова, в замужестве Пелих (1903–1983), духовная дочь архимандрита Георгия (Лаврова). Как и Елена Чичерина, последовала за ним в ссылку в поселок Кара-Тюбе в Казахстане. В 1937 г. вышла замуж за Тихона Тихоновича Пелиха, позднее принявшего священство.  Марья Кузьминична Шитова (монахиня Михаила, 1893–1985).  Шуракова Татьяна Михайловна (монахиня Магдалина, + 1980).  Печатаются с небольшими сокращениями.  В этот период жизни владыка Иоанн – правящий архиерей, митрополит Ярославский и Ростовский.  Архимандрит Георгий (Лавров).  Дом сохранился до настоящего времени, находится в ветхом и заброшенном состоянии. Его можно найти по тому же адресу.  Вера Васильевна Кузьмина.  Женечка, Евгения Петровна, жена брата, духовная дочь архимандрита Георгия (Лаврова). Умерла в 1979 году.  Алексей Владимирович Чичерин – брат Елены Владимировны по отцу. Человек глубоко верующий и церковный. В течение сорока лет руководил кафедрой зарубежной литературы в Львовском университете.  Екатерина Максимовна Морозова (инокиня Ермиония). Скончалась в 1985 году.  Зинаида Иннокентьевна Осколкова. Скончалась в Киеве во время войны в 1944 году от истощения. Не считаясь со своими здоровьем, из жалости и сострадания к нуждающимся делилась с ними последним куском хлеба.  Упомянутые выше обитатели дома были в Сиблаге на строительстве Чуйского тракта.  Протоиерей Тихон Пелих (1895–1983).  Екатерина Тихоновна Кречетова, урожденная Пелих (1938–2009).  Ныне протоиерей Николай Кречетов (род. в 1934 г.).  Сергей Тихонович Пелих – сын Татьяны Борисовны и протоиерея Тихона Пелихов, врач, кандидат медицинских наук.  Отец Тихон и матушка Татьяна Борисовна скончались в 1983 года. Похоронены в Отрадном, недалеко от Москвы, где жили последнее время.  Елизавета Александровна Александрина, врач митрополита Иоанна, преданный друг.  Митрополит Иоанн с начала 1985 года находится на покое и живет в государственной квартире на окраине Ярославля.

http://pravoslavie.ru/147334.html

Между тем в Антиохии опять начались смуты; ариане, пользуясь содействием императора Валента, вновь начали теснить православных, и Мелетий был сослан в заточение. Положение православных вообще было тяжелым, а служителей церкви в особенности. Для Иоанна прибавилось еще новое огорчение: скончалась его благочестивая мать Анфуса. Он остался одиноким, и тогда он порешил совсем покончить с этим грешным миром, исполненным всяческих смут, треволнений и огорчений, и удалиться в пустыню – для отшельнической жизни. Его друг Василий торжествовал и радовался за своего сверстника, и оба они заботились о том, чтобы как можно больше друзей и товарищей своей юности обратить к этому истинному любомудрию. Сам пылая ревностью к духовному подвижничеству, Иоанн поэтому был тем более огорчен, когда узнал, что один из его друзей – Феодор, – еще недавно предававшийся истинному любомудрию и стремившийся к подвижничеству, изменил своему решению и, увлекшись любовью к некоей Ермионе, задумал оставить отшельничество и жениться на своей возлюбленной. До крайности огорченный этим, Иоанн написал своему другу два чрезвычайно сильных и красноречивых увещания, в которых, оплакав падение своего друга и изобразив суетность мира с его прелестями, призывал Феодора оставить свою суетную мысль и возвратиться к любомудрию. Увещания – это первое его христиански-назидательное творение – возымели силу, и Феодор раскаялся в своей слабости, возвратился к подвижничеству и впоследствии стал епископом мопсуестским 4 . Молодые друзья со всем пылом юности отдались духовным подвигам, и Иоанн теперь соперничал со своим другом Василием в делах благочестия: подвизаясь сам, он и других поощрял к подвигам делом и словом, возбуждая в ленивых стремление к небесам – чрез умерщвление своей плоти и порабощение ее духу. Слух об их необычайном подвижничестве распространился по окрестностям, и к ним отовсюду потянулись страждущие духом и телом и получали исцеление. Около этого времени Иоанн написал свои два слова «о сокрушении» к инокам Димитрию и Стелехию, преподав в них урок утешения всем духовностраждущим и сокрушающимся о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Глава Казахстанского митрополичьего округа освятил новопостроенный монастырский корпус на подворье Иверско-Серафимовской обители Алма-Аты 3 октября 2018 г. 13:15 2 октября 2018 года по окончании Божественной литургии в храме в честь святых Царственных страстотерпцев в поселке Карабулак (Ключи) Алма-Атинской области на подворье Иверского-Серафимовской женской обители состоялось освящение новопостроенного монастырского корпуса, которое возглавил глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . За богослужением молились: клирик Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты игумен Феодосий (Белобородов), руководитель личного секретариата иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, игумения Марфо-Мариинского монастыря на святой горе Грабарке Ермиония (Щур) ( Польская Православная Церковь ), игумения Богородице-Рождественского монастыря в Белостоке Анастасия (Харкевич) (Польская Православная Церковь), настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, прихожане и ктиторы подворья. На освящении присутствовали аким Панфиловского сельского округа Н.А. Аппазов и главный специалист Государственного учреждения отдела внутренней политики Талгарского района Алма-Атинской области Г.А. Салимбаева. Песнопения исполнил хор Софийского собора Иверско-Серафимовского монастыря под управлением О. Шульженко. Митрополит Александр окропил помещения корпуса подворья освященной водой, затем обратился к собравшимся с кратким словом. Архипастырь вручил церковные награды благотворителям, принявшим активное участие в возведении здания монастырского подворья. После награждения глава Митрополичьего округа в сопровождении игумении Любови (Якушкиной) посетил церковь в честь святых Царственных страстотерпцев — первый и пока единственный храм в Казахстане, посвященный семье последнего Российского императора, представляющий собой уменьшенную копию храма в крымском городе Ореанде, связанного с судьбой Императорского Дома Романовых. Архиерей вознес молитвы перед образом Царственных страстотерпцев и иконой с частицей мощей святителя Тихона , Патриарха Московского и всея Руси. Затем митрополит Александр осмотрел строящуюся колокольню Страстотерпческой церкви, сельскохозяйственные угодья подворья и подсобные помещения. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5277420.ht...

Паломники побывали в православных храмах в городе Влодава, в селах Словатичи, Заболотное, Костомолоты, Кодэнь, Тересполь. Завершающим этапом паломничества стало посещение Марфо-Мариинской обители на святой Горе Грабарка, где 19 августа 2012 года, в праздник Преображения Господня, Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили Божественную литургию. Митрополит Александр, архиепископ Авель и члены паломнической делегации совершили славление в Преображенском соборе монастыря. Глава митрополичьего Округа подарил обители Астанайский образ Пресвятой Богородицы и вручил настоятельнице монастыря игумении Ермионии (Щур) медаль «140-летия учреждения Туркестанской епархии». 30 октября в резиденции Предстоятелей Польской Православной Церкви в Варшаве Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва принял митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, архиепископа Люблинского и Холмского Авеля и членов паломнической делегации. В ходе состоявшейся беседы, прошедшей в теплой обстановке, обсуждались актуальные вопросы межправославных и межконфессиональных отношений и иные темы, представляющие взаимный интерес. Митрополит Александр рассказал, в частности, о жизни Митрополичьего округа в Казахстане, учреждении новых епархий, создании Алма-Атинской духовной семинарии. Блаженнейший Митрополит Савва и гости отметили важность визита в Польшу Святейшего Патриарха Кирилла для развития двустороннего сотрудничества и укрепления православного единства, а также особое историческое значение Совместного послания народам России и Польши. Затем члены делегации посетили Сейм Польской Республики, где состоялась встреча с вице-маршалом Сейма Ежи Вендерлихом. Во встрече принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Польше Е.М. Утембаев. Стороны обсудили возможные перспективы сотрудничества между регионами Польши и Казахстана в рамках диалога традиционных конфессий и культур. Также состоялась встреча с вице-министром Министерства администрации и цифровизации Республики Польша Владимиром Карпиньским.

http://patriarchia.ru/db/text/2564315.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010