Алексей, Москва Я считаю, что каждый должен каяться в своих грехах. Почему Вы должны каяться в том, чего не делали? Если Вы в этом участвовали непосредственно или иным образом – надо каяться. Конечно, это отступление от Бога привело к тому, что жизнь нашего народа стала совершенно иной и нам еще долго предстоит бороться с атеистическим мировоззрением и мироощущением, которые пустили глубокие корни в культуре, воспитании, искусстве, образе жизни людей. 12. Дорогой Владыко, мы, находящиеся «в рассеянии» в Далласе прихожане, совершенно неожиданно оказались в большом недоумении о казанских событиях, их разрешении и открывающихся фактах из жизни Матери Церкви. Почему нет никакой официальной позиции, только неубедительная и противоречивая реакция отдельных лиц? Неужели наша Церковь малоспособна к нереанимационной терапии? Спаси Господи. Николай, Даллас (США) Я думаю, что время все расставит на свои места. Давайте будем совершать хирургические операции над своей душой, отсекая грехи. Доверимся мудрости тех, кто, в отличие от нас, отвечает не только за себя, но и за всю Церковь. 13. В церковь доставлены мощи св. Матроны. Мнения разделились – одни говорят, что нельзя поклоняться им – это грех, т.к. в Библии сказано: «Любой, кто прикоснется в поле к убитому мечом, или к умершему, или к человеческой кости, или к могиле, будет нечистым семь дней», «...да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего», другие же не считают грехом. Разъясните, пожалуйста. Галина, Кулунда Мы живем во времена Нового Завета и многие ветхозаветные правила потеряли свою силу (Гал. 3:24-25). Мы покланяемся мощам – останкам людей, прославленных как святых. Тело человека лишь до времени воскрешения разлучено с душой. Вот почему тело умершего не сжигают, а благоговейно погребают и в дни памяти усопшего собираются рядом с его могилой, чтобы помолиться о нем. Тела же преставившихся святых являются величайшей святыней, потому что души этих людей предстоят престолу Божию и молятся о нас. Св. мученик Уар в знак благодарности за сохранение его мощей вымолил прощение всем почившим некрещеным родственникам св. Клеопатры, которая спасла его останки от поругания.

http://sinfo-mp.ru/interview-panteleimon...

Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая ходатайства о здравии младенцев и малолетних детей, облегчения участи неверных. Почитание святого мученика Уара в Русской Церкви тесно связано с молитвенным обращением к святым отрокам: праведному Артемию Веркольскому (tl545, память 20 октября, 23 июня), благоверному царевичу Димитрию, Углическому (+1591, память 19 октября, 15 мая, 3 июня). В день памяти святого мученика Уара в 1582 году родился святой благоверный царевич Димитрий. В Кремлевском Архангельском соборе был устроен придел в честь мученика Уара. Известна икона святого Уара из этого придела, написанная по обету царицы Марии Нагой в меру роста святого Димитрия при его рождении. В 1607 году святитель Ермоген, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, установил празднество святому благоверному царевичу Димитрию на день памяти святого мученика Уара. 19-й день Преподобный Иоанн Рыльский Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 году в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик пас скот у чужих людей. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему, и вскоре нашел корову с теленком. В то время в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его. Раздав последнее имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда подвижник нашел глубокую пещеру и поселился в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный отрок Иоанн Память 19 октября (1 ноября) Мать Иоанна, Клеопатра, была свидетельницей страданий мученика Уара. Она похоронила его, скрыв тело мученика под своим домом, и постоянно теплила свечи над гробом мученика, считая его себе великим заступником и ходатаем пред Богом. Через несколько лет, когда временно прекратилось гонение на христиан, Клеопатра задумала вернуться из Египта на родину, в Палестину. Она испросила разрешение вывезти тело Уара, сказав, что это тело ее супруга и она хочет похоронить его на родине. Клеопатра положила его в родовую усыпальницу, а со временем построила здесь храм в честь мученика Уара, и множество народа стекалось к его мощам, получая исцеление. Когда ее сын Иоанн подрос, Клеопатра стала ходатайствовать, чтобы его приняли на воинскую службу. Юноше был прислан императором офицерский пояс, и Иоанн, пребывая в радостном ожидании, жаждал отправиться в Рим, где его ждало столько всего нового и привлекательного. Прежде чем отправить своего возлюбленного сына, Клеопатра возложила пояс и офицерские доспехи на мощи Уара и стала молиться: «Испроси мне у Бога того, что Ему угодно и что будет полезно и мне, и единственному сыну моему. Не дерзаю я просить более того, что хочет Сам Бог. Но проси для нас того, что нам нужно. Пусть совершится над нами Его благая и премудрая воля». В тот же вечер сын Клеопатры неожиданно занемог и в полночь умер. Материнскому горю не было предела, с упреками обратилась несчастная Клеопатра к мученику Уару, обвиняя его в неблагодарности. Когда женщина забылась сном, открылось ей видение. Перед ней стоял мученик Уар, держащий на руках ее сына. Оба они светились, как солнце, и ризы на них были белые, как снег, а на головах сияли золотые венцы. Клеопатра, видя такую великую славу, стала просить, чтобы и ее взяли с собой, но получила ответ, что возьмут ее со временем. Она раздала все свое имение бедным, отреклась от мира и жила при церкви, служа Богу день и ночь в посте и молитве. Семь лет прожила Клеопатра такой жизнью и затем преставилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Скорее всего, препоны чинили какие–то гражданские организации. К тому же тогдашний староста, Иван Михайлович, был что называется «под патронажем» и избавиться от него было невозможно. Церковного старосту за богослужением у нас поминают как «ктитора». Это старый термин, но в советское время произошла его трагикомическая метаморфоза. Исторически ктитор — это тот, кто вносил средства на содержание храма или монастыря. Им мог быть император или богатый купец, — во всяком случае, тот, кто давал деньги. А в нашей действительности ктитор стал должностным лицом, и либо избирался общиной, либо назначался исполкомом. Это был чиновник на жаловании и зависел он от того, сколько может взять из церковной кассы. Безусловно, были и очень хорошие старосты, которые самоотверженно увеличивали церковную кассу своими заботами, питаясь от нее в соответствии со своими минимальными нуждами, по совести, но были и те, кто, не внося ничего, разрушал тем самым и приход, и храм. Я, конечно, без службы не оставался: служил то в соборе, то в Волоколамске на приходах — благо там в это время все престольные праздники да чтимые иконы: Покров, Знамение, великомученица Варвара, мученик Уар. Наконец, в крещенский сочельник я приехал в собор, а Патриарх Пимен говорит: «Владыка, езжайте служить в Брюсов». Так в этом храме я и остался — с Крещения 1972 г. Народу в нем никогда много не было, и мне в нем было уютно. По указу Патриарха, я должен был также следить за исправностью богослужения. Со временем храму было передано помещение во дворе. Это был деревянный барак — судя по всему, самострой времен гражданской войны . Пол в нем был земляной, поверх земли когда–то были положены доски, которые от старости сгнили. В советское время в этом доме жили какие–то люди, не имеющие никакого отношения к храму. У них было только электричество и, кажется, газ, не было даже канализации. Общественная уборная находилась под алтарем храма, там, где сейчас мастерская. При храме не было никаких особых помещений, только комнатка для священников — там, где сейчас находится ризница, и еще была буквально фанерная пристроечка уборщицы Евдокии Степановны и матушки Евдокии, — где сейчас находится умывальник.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

– Весь город, оставив богов, по учению и волхвованию Феодора, уверовал во Христа. Царь, исполнившись ярости, немедленно же послал воина обезглавить святого Феодора. Народ же, увидев этого воина, снова поднял шум и мятеж: восстав против Ликиния, они хотели убить его слугу. Тогда святой стал увещевать народ оставить это намерение. Он сказал: – Братия и отцы! Не воздвигайте мятежа против Ликиния: ведь он слуга отца своего диавола, а мне теперь подобает отойти ко Господу моему Иисусу Христу. Сказав это, он начал молиться Богу и после довольно продолжительный молитвы, благословил народ. Потом, ознаменовав себя крестным знамением, он сказал рабу своему Уару: – Чадо мое, Уар, позаботься описать день моей кончины, а тело мое погреби в Евхаитах, в имении моих родителей; когда же и ты будешь приближаться к смерти, завещай похоронить себя по левую сторону меня. Потом мученик Христов снова помолился и, наконец, произнеся слово: «аминь», преклонил под меч свою честную и святую главу и был усекнут. Это совершилось в 8 день месяца февраля, в субботу, в третий час дня 1273 . По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, – Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем. Кондак, глас 2: Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. 1263 От греческого слова «ритор» – оратор, вития и «ври» – неотделяемый слог, усиливающий значение соединенного с ним слова. 1264 Геракл или Геркулес – герой древнегреческих преданий, олицетворявший собою физическую силу человека и впоследствии почитаемый древними греками, как один из излюбленных богов. Дий или Зевс почитался древними греками отцом богов и людей, управляющим небом и землею, посылающим на землю гром и молнии. Алкмена, по греческим мифам, – смертная женщина, зачавшая и родившая от Зевса Геракла.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас — мама, папа, бабушка или дедушка, — мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном. В церковном Предании почитается мученик Уар как предстатель и молитвенник за умерших некрещеными. Также сохранилась память и тексты святых, которые молились о прощении грехов, упокоении душ умерших некрещеными. Существование таких молитв, как молитва старца Льва Оптинского, на которую ссылается преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах, свидетельствует о том, что для христиан на Русской земле этот вопрос был актуальным еще в XIX веке. Если я кого-то люблю и обладаю сокровищем, то хочу поделиться им. И переживания начинаются, если мы не можем поделиться этим сокровищем с теми, кто принять его не может по каким-то причинам. Для такого неравнодушного и любящего человека ситуация смерти близкого, умершего некрещеным, конечно, становится трагедией. И начинался поиск утешения для себя и для того человека, который мне дорог, которого нет уже рядом. В первую очередь речь идет о молитвенном обращении к святым с просьбой ходатайствовать перед Богом за некрещеных умерших. Это и есть способ, который помогает этим сокровищем таинственным образом поделиться. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем молиться на литургии о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но личное поминовение, келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим, она возможна.

http://foma.ru/nekreshhenyie-umershie.ht...

В Великую субботу монастырский ключарь пошёл в житницу, чтобы на Пасху выдать для хлебов чистой муки; но едва отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница так сгнила, что должно было бросить её в реку. Братия удивлялись, жалели и не знали, что делать. А благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал им: «Кто преступает заповеди святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Небесный и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за преслушание. Вы пожалели пятисот мер – и погубили пять тысяч. Вперёд знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы». К несчастью, и мы начали забывать благочестивое обыкновение наших предков – кормить, по крайней мере несколько раз в году, не имеющих насущного хлеба! Не оттого ли у нас и бедные умножаются беспрестанно? Видение матери, сетующей о смерти сына 248 Когда святой мученик Уар, после ужаснейших страданий предав душу свою в руки Господни, выброшен был за город на съедение псам (так идолопоклонники старались посрамить христиан), тогда одна вдова, родом из Палестины, по имени Клеопатра, с малолетним сыном Иоанном и верными слугами в глубокую полночь унесла святые останки Уара в дом свой. И вскоре под видом мужнина тела, который незадолго перед тем умер, с позволения правительства увезла их в отечество. Там на кладбище своих предков она соорудила храм во имя страдальца и со священным собором, при многочисленном народе, поставила в нём чудотворные мощи. По окончанию литургии и молебного пения Клеопатра приготовила угощение духовенству и народу, нищим и странникам, и как она, так и сын её, сами служили при столе. Но к вечеру Иоанн вдруг разболелся так тяжко, что не мог даже отвечать на вопросы матери; пламень ежечасно увеличивался, и в полночь юный Иоанн умер. Отчаянная мать побежала в церковь святого Уара и, повергшись пред гробом, горько вопияла: «Угодник Божий! Возврати мне дитя моё. Без него некому при смерти закрыть очей моих, некому предать гробу тело моё.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

4. Не надо смущаться тем, что в наших святцах иногда встречаются имена, трудные для произношения и непривычные для нашего слуха и языка. Это большей частью народные имена тех православных Церквей, которые в разные времена вошли в состав единой Вселенской Церкви. Так в единоверной нам Грузинской Церкви очень распространено имя преподобного Шио (память 9/22 мая) - одного из 5 равноапостольных мужей, трудившихся после святой Нины в распространении Христовой веры в Грузии. У нас это имя не встречается. Другое распространенное в Грузии имя - св. Шалвы, князя Грузинского (память 18 сентября/1 октября). Для нас и это имя необычно. В Персии в настоящее время почти истреблено христианство; но во 2 и 3 вв. там оно было распространяемо святыми мужами с особенной ревностью. И в месяцеслове Православной Церкви сохранилось не мало памятей святых с персидскими народными именами. Таковы, например, Авда (31 марта/13 апреля), Авдикий (10/23 апреля), Фусик (17/30 апреля), Усфазан, евнух персидский (того же апреля), Каздоа (29 сентября/12 октября) и многие другие имена. Есть в святцах народные имена эфиопские и египетские, например, святой Уар (19 октября/1 ноября). Есть сербские народные имена, таковы: святой Урош (2/15 декабря), святая Милица (19 июля/1 августа) и др. 5. Наконец, следует принять к сведению некоторые незначительные опечатки, иногда встречающиеся в нашем месяцеслове. Под 13/26 апреля, например, записана память святого мученика Крискента и Кирополита (Полный христианский месяцеслов. Киев, 1845 г.). Последнее слово кирополит - не собственное имя, а нарицательное. Кирополитом - вельможей, придворным сановником - был и святой мученик Фусик, перс (память 17/30 апреля). Под 22 августа/4 сентября в месяцеслове помещена память святого мученика Агафоника и с ним Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Приг(н)кипса. Последнее слово - тоже не собственное имя, а нарицательное - " первое лицо, начальник " . Под 16/29 мая в месяцеслове пишется Крискента вместо Крискентии, под 4/17 июня - Аетия вместо Астия, и, наконец, под 28 декабря/10 января в памяти святых мучеников Горгония, Петра, Зинона стратига и Дорофея препосита слова стратиг и препосит написаны так, что их можно принять за собственные имена ( " Наст. книга для священников " Булгакова, 445 стр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Поражённая неожиданной, неутешной скорбью, мать бросилась в церковь святого Уара и, припав ко гробу мученика, отчаянно взывала к нему: «угодник Божий! такого ли горя могла я ожидать за всё усердие моё к тебе... Как же не испросил ты у Господа не лишать меня моего единственного сына! За что отнята у меня вся моя надежда... кто теперь будет моей опорой в старости? Кто положит в гроб тело моё... Возврати мне моего сына, как некогда Елисей воскресил сына Соманитской жены, или возьми в этот час и мою душу...». Среди томительных страданий осиротевшая мать изнемогла и впала в лёгкое забытьё. Тогда явились ей св. муч. Уар и сын её Иоанн в блистательных одеждах, озарённые чудным светом. – Зачем ты с ропотом взываешь ко мне? – сказал мученик Клеопатре: – я знаю и ценю твоё почитание и всегда молю Бога о родных твоих, среди которых ты положила меня, – и о сыне твоём я умолил Господа, чтобы Он сопричислил его к лику святых Своих, и вот, он призван к блаженству. Разве это не та спасительная участь, которую ты испрашивала для него у Бога? Если ты хочешь, то возьми сына твоего и отдай на служение царю земному вместо того, и чтобы предстоять ему Царю Небесному. – Нет, не возвращай меня в мир, полный неправд и беззаконий, – умолял Иоанн мученика и, обратясь к своей матери, сказал: – зачем ты скорбишь, мать моя? Если любишь меня, то радуйся моему счастью и не отвлекай от небесного блаженства ради земного убожества... Таким чудным видением утешил Бог в скорби благочестивую рабу Свою, и, преисполненная радостью и веселием, она торжественно похоронила тело своего сына при гробе мученика, «проводив его в могилу, не как мертвеца, но как жениха в чертог брачный» ... Остальное время жизни своей Клеопатра проводила в уединённой кельи при храме св. муч. Уара, посвятив себя молитве и благотворительности и в спокойном ожидании вечного соединения с своим сыном. Отрешившись от всего земного, предвкушая духом иную жизнь, утешаемая нередкими явлениями ей её сына и мученика Уара, мирно и радостно скончалась она через семь лет по кончине Иоанна (октября 327 г.) и похоронена была рядом со своим сыном в храме св. Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010