Святой мученик Севериан († 320) пострадал за Христа в Севастии Армянской во время гонения на христиан при императоре Ликинии. До своего мученического подвига святой Севериан посещал заключенных в темницу 40 узников-христиан, поддерживая их дух и внушая им с мужеством переносить страдания за Христа. Это были те прославленные Церковью 40 мучеников, которые мучились в озере Севастийском (память 9 марта). Через полгода и Севериан был также привлечен к суду правителем Лисием за исповедание христианской веры. Мужественно объявив о своей вере во Христа, святой Севериан был подвергнут жестоким истязаниям, во время которых он с просветленным духовной радостью лицом, не переставая, молился Богу о том, чтобы Он ниспослал ему силы пройти до конца свой мученический подвиг. Когда исполнители пытки сами изнемогли и не в силах были больше продолжать свое злое дело, правитель велел отвести святого мученика в тюрьму. Проходя под стражей по улицам города, святой Севериан поучал народ, убеждая всех веровать во Христа, дающего силу верящим в Него терпеть все виды мучений с радостью в ожидании великой славы и блаженства на Небесах. Через пять дней святой мученик вновь был приведен к Лисию; он так же радостно, как и при первом допросе, отказался принести жертву идолам и опять был подвергнут жестоким мучениям и, наконец, казнен. Воодушевленные мужеством и терпением святого Севериана, севастийские христиане безбоязненно взяли его тело и понесли к дому, где он жил. Все местные жители спешили приблизиться к телу святого и проститься с ним. Тогда свершилось следующее чудо: один из слуг святого Севериана, недавно умерший, но еще не погребенный, в то время как люди, несущие тело святого мученика, подходили к дому, встал со смертного одра, вышел навстречу своему усопшему господину, поклонился ему и простился с ним. Воскресший человек после этого жил еще 15 лет, никуда не отлучаясь от места погребения святого мученика Севериана. В той же день Преподобнаго отца нашего Иосифа Волоцкаго, чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, праздника. Подобен: Апостоли, соберитеся погребсти тело единыя Богоневесты и Матере Господни./Радуйся, ныне, Гефсимании град весь,/и надгробная пойте на Небеса возлетевшей/и со Ангелы ликующей в безконечней славе. На стиховне стихиры праздника, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Песньми Твое/честное и богоприятное тело/провождающе,/Божественнии апостоли вопияху:/камо ныне идеши, Владычице? Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой,/Ты и Кивот святыни Твоея. Приидите, земнороднии,/составим лик,/исходная вопиюще/в преставлении/Богородице днесь. Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Земля убо Твоим погребением/благословися, Дево,/воздух же восхождением/освятися странным,/законом умирающи естества. Слава, и ныне. Подобен: Вси земнороднии,/стецемся усердно/со Безплотными/погребсти рождшую/Творца твари. На часех глаголем кондак праздника. НА ЛИТУРГИИ Блаженны праздника, песнь 8-я обою канонов, со ирмосом на 6. Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании , он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР, ЗОТИК, ЗИНОН, АКИНДИН И СЕВЕРИАН [греч. Βκτωρ, Ζωτικς, Ζνων, Ακνδυνος, Σευηριανς] († 303), мученики Никомидийские (пам. 18 апр., пам. греч. 20 апр.). Уверовали во Христа при виде чудес, происходивших во время колесования вмч. Георгия Победоносца, и были обезглавлены. Краткое житие мучеников содержится под 18 апр. в Минологии Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 412). В др. житии, помещенном в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 617-618) под 20 апр., назван еще мученик Кесарий, а также упоминаются воины-копьеносцы имп. Диоклетиана: Феона , Христофор и Антонин , к-рые, присутствуя при страданиях вмч. Георгия, открыто исповедали Христа, за что были заключены в темницу и на следующий день казнены. В наст. время их память РПЦ отмечает 19 апр., а в календарях греч. Церквей обе группы мучеников помещены под 20 апр. Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 747; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 4. Σ. 248-249; ЖСв. Апр. С. 283. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 113, 115-116; ΘΗΕ. T. 3. Σ. 898; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 82; Sauget J. -F. Vittore, Zotico, Zenone, Acindino, Cesareo, Severiano, Cristoforo, Teona e Antonino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1296-1298. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158566.html

Святые мученики Виктор, Зотик и иже с ними Эти святые мученики пожертвовали своей жизнью ради Христа во времена Диоклетиана (303–305), последовав примеру святого великомученика Георгия. Видя, что он остается невредимым во время колесования, Виктор, Акиндин, Зотик, Зинон и Севериан в один голос провозгласили себя христианами и тотчас же были обезглавлены. Христофор, Феона, Кесарий и Антонин были императорскими телохранителями. Увидев, что святой Георгий по просьбе государя одной лишь молитвой воскресил мертвого, они сорвали с себя пояса и оружие и исповедали Христа истинным Богом. Несколько дней их продержали в тюрьме, после чего они были преданы пыткам, а затем сожжены заживо. 1 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 1 мая 2015, 07:58 Святые мученики молите Бога о нас. Помогите послужить Ему с чистым сердцем и всегда творить Его волю Надежда 30 апреля 2015, 23:03 Святой мученик Виктор и еже с ним молите Господа нашего Иисуса Христа о заблудших рабах Божьих Викторе, Андрее, Игоре, Олеге. р 30 апреля 2014, 13:01 Святые мученики Виктор, Зотик, Зинон, Севериан, Христофор, Феона,Кесарий и Антонин, помолитесь Господу Богу о даровани мне грешной здоровья, счастья и любви. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Виктор 1 мая 2013, 13:01 Дай силы духовной ГОСПОДИ! Противостоять стрху животному! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61201.html

Роман преп. (уч. Феодосия) XIV в., 17 февраля. Роман, князь Рязанский, † 1270 г., 19 июля. Роман Киржачский † 1392 года, 29 июля. Романа Сладкопевец , VI в., 1 окт. Роман муч. 303 г., 18 ноября. Ромил (Ромул) преп. † 1375 года, 16 января. Ромил муч. † 303 г., 15 марта. Ростислав – Михаил кн. 11168 г., 14 марта. Рувим патриарх – в неделю Праотцов. Рустик, св. мучен. (с Дионисием Цар.), 3 октября. Руфина мученица (с Евангелом), 7 июля. Руфин муч. † 250 г., 10 марта. Руф, Апост. из LXX, 4 января и 8 апреля. Руф, пр. Печерский, XIV века, 8 апреля и 28 авг. Руф (из Кизич. муч.) 29 апр. Руфь праведн. – в нед. Праотцов. С авва, 1-й архиеп. Сербский, † 1237 г., 12 января. Савва, 2-й арх. Сербский, † 1268 г., 8 февр. и 30 августа. Савва, пр. Тверский, 1 1467 г., 2 мар. Савва, муч. Готфский, † 372 года, 15 апреля. Савва Стратилат † 272 г., 24 апр. Савва Печерский, XII в., 24 апр. Савва препод. (с Климентом), 27 июля. Савва Крыпецкий † 1495 г., 28 авг. Савва, 3-й арх. Сербский – 30 авг. Савва Вышерский † 1460 г., 1 окт. Савва Звенигоротский † 1406 года, 3 декабря. Савва освященный † 532 г., 5 дек. Савватий Тверский † около 1434 г., 2 марта. Савватий Соловецкий 1435 года, 27 сентября. Савватий муч. III в., 19 сентября. Савватия муч. (с Пуллием), 26 мар. Савел мученик (с Мануилом), 17 июня. Савин мученик (с Ипполитом), 30 января. Савин муч. 286 г., 16 марта. Садок свмч. † 342 г., февраля 20. Салафиил архангел, 8 ноября. Самей пророк, 9 января. Самон муч. 304 г., 15 ноября. Сампсои страннопр. † 530 года, 27 июня. Самуил муч. (с Панфилом), † около 309 г., 16 февраля. Самуил пророк, 20 августа. Сарра, пр. Египетск., 1370, 13 июля. Сарра праведная, – в нед. Праотцов, (в декабре). Сатир муч. (с Перпетуей), 1 февр. Саторин, муч. † 250 г., .10 марта. Саторнин (из Крит. муч.) 23 дек. Саторний муч. (и Иасон), 28 апр. Сатурнин муч. † около 305 года, 7 июня. Сатурнин муч. † 320 (с Филием), 15 сентября. Севастиан муч. † 287 г., 18 декаб. Севастиан Пошехонский † 1542 г., 18 декабря. Севериан муч. (с Агафоником), 22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 317. Мес. февруариа в 13, житие препод. отца нашего Мартиниана. См. 758 л. 232. За сим 4 повести из Патерика, кои показаны там же в связи до л. 282. л. 351 об. Мес. июниа в 25 день, житие и подвизи св. и многострадалныя препод. мученицы Христовы Февронии. Нач. Бысть в дни Диоклитиана царе Анфиму епарху болезнию телесною слежати. л. 378 об. Правило халкидонскаго собора, неисправленых книг о еже како недостоит правоверным чести, понеже еретици писали от своего ума, а не от Св. Духа. Нач. Се же их сложениа, их книги си суть: 1. о Еносе, что был на пятом небеси и исписал 300 книг. 2. Ламеховы книгы. 3. Сифова молитва, и проч. За утратою листа средины перечня книг недостает. л. 379 об. Мелкие отрывки, начин. На преставление св. Богородица Апостоли принесени быша от всех стран, 4-же от мертвых вставлени быша: Андрей, Филип, Иаков Зеведеов, Симон Кананей, а от живых 8. л. 383 об. Повесть о Варваре разбойнице, како приведе его Бог покаянию и спасеся. Нач. Сий Варвар Христов мученик бысть преже разбойник лют. л. 386. Мес. октября в 8 день, житие препод. матере нашея Пелагеи. См. 755 л. 270. л. 394. Св. Нила о осмих помыслех. Нач. Веждь чядо, яко осмь есть помысл, иже вся злаа сделовающея. л. 396 об. Главы добродетельны препод. отца нашего Феодора едескаго, числом 100. См. 756 л. 185. Между 419 и порожним 420 вырезано 8 листов. По оглавлению здесь должна быть апокрифическая повесть Афродитиана прьсянина сказашяся от Филиппа презвитера. л. 421. Слово Даниила (чит. Палладия) мниха о втором пришествии, и о страшнем суде, и о будущей муце и о умилении души. Нач. Ныне исповеждься душе и ныне умилися. л. 445 об. Мес. априля в 1 день, житие препод. матери нашея Марии егупетскыя. Списано Софронием иерусалимскым . См. 752 л. 246. л. 465 об. Повесть полезна от Старечьства о некоем старци, сидевшем в пустыни 40 лет, кому подобен. Нач. Старець некый в пустыни леты многыми быв, моляшеся Богови. л. 469. Северияна епископа авалскаго о древе спасенаго креста, где обретеся и како бысть. Нач. Ищут неции, откуду убо древо спасеное бысть? См. 147 л. 373.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Прем.5:15–24, 6:1–3 И прочее последование преждесвященныя. Аще же не совершается Литургия преждесвященная, поем на стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, святых, глас 6: В песнопениих восхвалим, вернии,/страстотерпцев четыредесять мучеников/и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще:/радуйтеся, страдальцы Христовы,/Исихие, Мелитоне, Ираклие,/Смарагде и Домне,/Евнике, Уале и Вивиане,/Клавдие и Приске./Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне,/Ксанфие, Илиане, Сисиние,/Кирие, Аггие, Аетие и Флавие./Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе,/Александре, Илие и Горгоние,/Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Горгоние./Радуйтеся, Евтихие и Афанасие,/Кирилле и Сакердоне,/Николае и Валерие,/Филоктиме, Севериане и Худие./Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему,/мученицы всечестнии,/Того прилежно молите/спастися верою совершающим всечестную память вашу. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. По Ныне отпущаеши: тропарь, глас 1: Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Ин тропарь, глас 1: Страстотерпцы всечестнии,/воини Христовы четыредесяте,/твердии оружницы,/сквозе бо огнь и воду проидосте/и Ангелом сограждане бысте,/с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас./Слава Давшему вам крепость,/слава Венчавшему вас,/слава Подавающему вами всем исцеления. Ин тропарь, глас 3: Страстотерпцы Христовы четыредесяте,/во граде Севастийстем мужественно пострадавшии,/чрез огнь и воду прошедший,/в покой вечный вшедшии,/молитеся о нас ко Господу,/да жизнь мирну сохранит/и души наша спасет, яко Человеколюбец. Слава, и ныне, Богородичен. Ектении, и три поклоны великия, и отпуст. На утрени На Бог Господь: тропарь святых дважды, глас 1:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14. Сократ: Гром пугает детей, угрозы – неразумных. 15. Севериан : Начало спасения людей – страх Божий, и корень всех благ в нас – Божий закон. Ибо ни закон Божий без страха, ни страх Божий без закона. Ибо закон исполнителем предписанного имеет страх, а страх судьей установленного имеет закон. 16. Биант : Спрошенный, что нужно, чтобы жить без страха, ответил: «Чистая совесть». 17. Эпикур : Не бывает бесстрашным тот, кто проявляет страх. 18. Демокрит: Не ради страха, но ради долга следует воздерживаться от проступков. 19. Еврипид: Несмышлен тот, кто в страхе жалок, А едва взяв себя в руки, кичится. 20. Менандр: Глупость мне видится в том, чтобы Знать то, что предстоит, и не беречься от этого. Слово 25-е. О тех, кто быстро изменяется, и о покаянии 1. Лк. 9, 62 : Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. 2. 2Пет. 2, 21 : Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( Притч. 26, 11 ). 3. Притч. 17, 20 : Лукавый язык попадет в беду. 4. Притч. 26, 11 : Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. 5. Сир. 34, 26 : Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он оттого, что смирялся? 6. Свт. Василий Великий : Тот, кто преуспевает в добрых делах, а затем возвращается к прежним привычкам, не только теряет заработанную награду, но и большего [чем прежде] достоин осуждения. 7. Тем, у которых душа изменчивая, ничто не подходит, и жизнь у них не устраивается. 8. Тот, кто погряз в пороках, да не отчаивается в себе, зная, что попечение земледельца о растениях изменяет их свойства, а попечение о своей душе способно обуздать любые слабости. 9. Люди подобны облакам, которые от дуновения ветра время от времени повсюду носятся. 10. Покаяние определяется не количеством времени, но расположением души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Слово Божие возбуждает страстное желание души и дает ей радость как бы некий светильник, чтобы и помыслы просветить, и грехи очистить, и мысли осветить. Таково слово Божие. Что для железа оселок, то для души слово Божие. Оселок оказывает железу пользу не в одном только отношении; во-первых, он служит для очищения с него ржавчины; затем, если оно толсто, делает тонким, если тупо, делает острым, если темно, делает блестящим, чистым, светлым, ярким. Так и слово Божие очищает душу от ржавчины греховной, делает ее энергичною, если она ослабела, делает нежною, если огрубела, делает светлою, если она омрачилась, и Слово Божие хочет, чтобы мы сияли согласно с апостольскою заповедью, гласящею: будьте «как светила в мире, содержа слово жизни» ( Фил.2:15–16 ). Вот сияние! Оно хочет, чтобы мы были не вялыми, а бодрыми. «Живо, – говорится, – слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 ). Оно хочет, чтобы мы не были грубыми, а утончали ум помыслами, потому что, когда ум огрубевает, он чужд бывает слову Божию, а когда утончается, прилежит закону Божию. Потому-то Писание и говорит об огрубевших: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его» ( Втор.32:15 ). Пусть же слово Божие просветит и наш ум, и особенно в этот предлежащий святой пост, когда изнуряются тела и бодрствуют помыслы. Поистине пост – питатель всякой святости и мать благочестия. Требуется, чтобы мы не только постились, но постились благочестно. Многие постятся и ради занятий общественными делами, но это не зачисляется им в пост. Оценивается намерение, а не необходимость увенчивается. С таким-то святым настроением блаженный Моисей поучался на горе закону и изучал творение. Вчерашний день мы сказали, что Бог , намереваясь дать чрез Моисея закон, сначала показал, что Он – Творец, а затем уже, что – Законодатель. Как могли иудеи поверить, что Бог сотворил небо и землю и все, что в них, если бы Бог наперед не сотворил чудес в Египте, показывавших, что Он – Творец вселенной? Мы научаем, чтобы убедить, Бог убеждает, чтобы научить.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

1. Создатель мира украсил небо солнцем, луною и звездами, одел землю в убор цветов и растений, и все создание наполнил разнообразными видами благолепия; нам же, когда говорим о творении, нужно дивиться делам создания и покланяться Творцу. История творения написана ведь не для того, чтобы мы узнали только о происхождении мира, но для того, чтобы мы прославляли Создавшего. Мы сказали, что в первый день Бог произвел вещество творений; сказали, как во второй день Он устроил твердь из разреженного естества вод, почему она и названа твердью. Так и Христос собрал всю вселенную, немощную и расслабленную, рассеянную ложью многобожия, и утвердил одну веру, почему апостол и называет ее твердью, говоря: «духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» ( Кол.2:5 ). Итак, бездна разделилась, и как оставшаяся внизу вода была бездной, так и поднятая вверх – бездной. Откуда это видно? Давид говорит: «бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих» ( Пс.41:8 ). Итак, разделилась бездна, и явилась твердь. Но земля покрыта была еще водою. «И сказал Бог, – говорится, – да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша]» ( Быт.1:9 ). Так как несчастные еретики желают знать все и исследуют образ существования непостижимого естества, то пусть они скажут, как собралась вода и куда она собралась, или куда удалилась собранная. По вашему мнению, нужно ведь принимать слова не без рассуждения, а надо исследовать дело. «И сказал Бог: да соберется вода». Куда она собралась? В море? Но разве море тогда не было наполнено? Если земля была наполнена, то несомненно – и море. Куда же собралась? Люди, не могущие понять того, что видят под ногами, любопытствуют о глубине неисследимой, о бездне Божества непостижимой, и море непостижимое не страшит их пускаться в исследования о Создателе. Пусть же и еретикам скажет пророк: «да постыдятся еретики, сказало море», подобно тому, как он сказал: «устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море» ( Ис.23:4 ). Куда же, однако, собрались воды? Слушай. Когда Бог сотворил землю, углублений гор еще не было; одновременно же с тем, как Бог сказал: «да соберется вода», расторглась и земля и образовались впадины. Доказательством того, что земля расторгнута, служат находящиеся по местам острова и горы. Бог для того и оставил эти острова и горы, чтобы ты знал, что сначала земля была соединена, а разделило ее Божие слово. «Да соберется вода», – обнажилась земля. Надобно знать, что Бог ни земли, называемой так теперь, не создал землею, ни имени такого ей не дал, а первоначальным названием мироздания было «суша», как говорит Давид: «Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали» ( Пс.94:5 ). Произошла суша, а названа землею, подобно тому как произошла твердь, а названа небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010