бб) Св. Григорий, папа римский , рассказывает следующее: «Один богатый человек каждый день имел обыкновение приглашать к себе странников, кормил их и со всем семейством служил им. Однажды между обычными посетителями явился некоторый новый неизвестный ему странник. Хозяин пригласил его к трапезе, а сам между тем пошел за водой, чтобы по обычаю умыть ему руки. С водой он возвратился тотчас же, но к удивлению своему, нового посетителя на месте его уже не увидал. Страннолюбец недоумевал: что бы это значило? Но недоумение его скоро разрешилось. В ту же ночь явился ему Господь и сказал: «В прежние дни ты принимал братий Моих меньших, а вчера принял Самого Меня; и вот Имеющий прийти на Суд вместе с другими скажет и тебе: «понеже единому от братий Моих меньших сие сотворише, то Мне сотвористе». И знай, что тех, которые прежде Суда принимают Его в лице странных, Он на Суде взыщет Своими милостями» («Душ. чт.», 1881 г., март). V. Погребение умерших в бедности. Этот подвиг телесного милосердия к ближнему напоминает нам о тесном или беспомощном положении, в каком находился возлюбленный Спаситель после Своей крестной смерти: «Сего странного, егоже ученик лукавый на смерть предаде» (Служб. Вел. Пятка), Сего Иосиф аримафейский приготовил к погребению и положил в своей семейной могиле. Этим-то подвигом обессмертил себя в истории праведный Товит ( Тов.1:17 ), потому что за городскими воротами, где он жил, просто выбрасывали тела убитых пленников, которые были с ним одного отечества. Ради этого подвига Товит лишился имения своего и потерял зрение, но за то Господь Бог наградил его семейным счастьем и впоследствии возвратил ему и зрение. Первые христиане с великим усердием собирали с мест казни тела мучеников и погребали мученические мощи. В IV веке (в Греческой Церкви) были известны особенные люди, на которых возлагался труд погребать бедных мертвецов: эти люди назывались «труждающимися». Представим теперь несколько примеров этой прекрасной добродетели: а) Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал: «Когда мы взошли в пещеру, узнали, что старец в ней пребывавший умер. Авва Виссарион говорит мне: “Пойдем, брат, приготовим тело его к погребению; ибо для этого нас призвал сюда Бог”. Когда мы приготовляли его к погребению, нашли, что это была женщина, спасавшаяся под образом мужеским» (из «Скитского патерика»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После богоугодно проведенной жизни, они просветились при кончине своею кровью и причислились чрез то к сонму святых. Мы собрали тела святых в одно место. Благочестивый князь Ведиан принес, вместе с другими, из Фарана светлые одежды, и мы похоронили тридцать девять святых отцов. Все, кто оказался там в то время, взяли вербы и финиковые ветви и понесли честные мощи святых с пением псалмов, вместе — и с горькими слезами. Их похоронили всех вместе, кроме лишь Домна. Вышеупомянутый же Домн, по происхождению римлянин, был еще жив; к вечеру же и он почил о Господе. Его похоронили рядом со святыми отцами. Святые мученики Христовы скончались четырнадцатого числа месяца января, в девятом часу дня. Отец Андрей и отец Орион колебались, не зная, на что решиться — оставаться ли там, или уходить. Я же не мог вынести печали и запустелого вида этого места, не мог осилить слез об убитых отцах, и вот пришел к вам, хотя благочестивый Ведиан и уговаривал меня остаться там, обещая часто посещать меня и приносить нам все нужное. Прошу вас, отцы, в свою очередь, рассказать мне о всем случившемся здесь, подобно тому как сами подробно узнали от меня обо всем. — Мы, — говорит Аммоний, — рассказали ему обо всем, что произошло здесь, и дивились чудным судьбам Божиим, — как в один день и в одно число и там и здесь были убиты святые отцы, — и снова все вместе стали плакать и рыдать. Преподобный отец наш Дула встал и сказал: — Возлюбленные мои! святые мученики, как избранные рабы Христовы, поистине удостоились теперь, когда запечатлели свои подвиги мученическим венцом, блаженства в Царстве Небесном, великой славы и чести. Мы же, уцелевшие от недавнего бедствия, позаботимся о себе и будем просить их молитв за нас ко Господу, чтобы и нам унаследовать вместе с ними Царство Небесное; теперь же вознесем благодарственное пение Богу, спасшему нас от руки варваров. Такими словами он ободрил всех нас, обратил в радость печаль наших сердец и утешил наши души. Я, грешный Аммоний, с помощью Божией возвратился в Египет и написал рассказ обо всем этом. Я не пошел уже снова на прежнее место, называемое Каново, но поселился в небольшой кельи, близ Мемфия [ 13 ]. Живя в ней, часто с благоговением я вспоминаю о мучениях и подвигах преподобных мучеников Христовых. Вместе с ними, да подаст Господь и нам удостоиться участия в Его Небесном Царстве, насладиться неизреченными и нетленными благами со всеми любящими Его, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным Его Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Они умеют и хранить, и актуализировать   духовное наследие, делать его привлекательным для современников. Я был в каком-то городе в православном храме, при котором действует мужской хор пожарных и полицейских. В нем не только православные, но и католики. Ты можешь представить, чтобы у нас менты или копы после работы шли не водку пить или «доить» сутенёров и прочую плохоорганизованную преступность, как в фильмах показывают, а в церковный хор разучивать почаевский распев?   - Если команду дадут, тоже пойдут петь… - Не сомневаюсь. Но в Польше иная обстановка, православные находятся в исторически враждебной среде. Там не все так просто. Вот у нас интеллектуальная элита, все эти креативщики принципиально антицерковны, только и язвят о Церкви с телеэкранов. А у них они – в Церкви, очень надежное ее плечо. А почему так получилось? Потому что, когда 30 лет назад началась демократизация, священники пошли   в университеты, к молодежи с православными корнями (а это в основном белорусы и украинцы), стали беседовать с ними о правде, о жизни в контексте своей духовной традиции. Так возникло знаменитое православное братство имени Константина Острожского. Из него за три десятилетия вышли известные политические деятели, литераторы, издатели, ученые, культурологи, профессора, которые преподают в вузах Польши и Европы. Они помогали возрождать Православие, они и сегодня его опора. И эта традиция работы с молодежью продолжается. Я в Яблочинском монастыре  был свидетелем такой сцены: на улице на скамейке сидит архиепископ в подряснике, рядом с ним сидят или стоят вокруг парни и девушки – полтора десятка активистов. Совершенно товарищеская беседа, обсуждают технические детали крестного хода, который должен завтра состояться. Ни одной старушки, ни даже взрослого человека рядом – лишь двадцатилетние. В крестном ходе примут участие все, но организовывает его молодежь, сама идет впереди, несет крест. Они как-то по-особому доверяют молодежи, она у них не некое будущее, а сегодняшняя, реальная Церковь.   - Для такой Церкви должен быть молодежный пастырь. - А у них, кстати, такая установка существует. Я пару раз останавливался в Варшавской духовной семинарии, там многолетний легендарный ректор протоиерей Георгий Тофелюк так и говорит: «Мы готовим пастырей для современного мира, поэтому они должны быть современными». У них спорт обязателен, это крепкие, здоровые ребята, общеобразовательный уровень высокий, полиглоты. Общаются на польском, на все прекрасно говорят по-русски, изучают украинский. Их обучают искусству диспута, основам журналистики. Любопытно, что приглашают телевизионщиков, которые несколько лекций им читают и проводят практические занятия о том, как держать себя перед камерой, как давать интервью, комментарий. Поэтому у них нет комплекса перед прессой, и они не глядят на телекамеры, как на дула автоматов.

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

— А чисто физически вам не трудно? Была ли у вас какая-то подготовка: служба в армии, например? — В армии я, конечно, служил. При этом, я не думаю, что здесь так уж важна физическая подготовка. Самое главное — не физическая, а духовная твоя сила. Имеешь ли ты веру в Бога? Имеешь ли твердое убеждение, что как Господь благословит — так и будет с тобой, но ты должен сделать всё, чтобы предотвратить большую беду. — А что может и должна делать Церковь в чрезвычайных ситуациях? Какова ее роль? — Очень велика. Очень важно быстро сориентироваться, дать оценку происходящему, соразмерить свои силы. Чтобы не очертя голову бросаться под дула автоматов, а разумно, не щадя воистину своего живота и ничего не боясь — даже и террористов — вести переговорный процесс, утешать тех, кто страдает. А если это катаклизмы стихийного характера, то тем более Церковь должна быть в первых рядах. Ведь обычно стихия приносит сразу же множество бед, разрушений, смертей.Беслан. Перед штурмом В такой ситуации родственники погибших или пропавших без вести находятся в очень тяжелом положении, в глубокой растерянности. Надо сразу же идти утешать, надо давать надежду, даже когда надеяться на что-то очень трудно. Особенно людям, далеким от веры. Верующим всё-таки легче переносить трагедии, потому что они знают, что есть воля Божья, есть попущение Божье и есть возможность соединения с близкими через молитву. А вот неверующим трудней. Их ни в коем случае нельзя отталкивать: мол, мы только своих выберем, православных, и с ними и будем работать, а неверующие пусть сами по себе. Ни в коем случае этого делать нельзя! Здесь-то и надо быть добрым самарянином, перевязывать раны, возливать елей и вино, дать приют и кров, обуть, одеть, накормить… — А скажите владыко, в вашей грозной, боевой, так сказать, епархии есть какой-нибудь отряд духовенства, предназначенный для участия в ЧС? Вообще, может быть такая структура должна быть на уровне всей Церкви? — Нет, я не думаю, что обязательно должно быть такое церковное МЧС.

http://pravmir.ru/s-veroj-perenosit-trag...

Когда, пребывая в безмолвии, ты обратишься к рукоделию, то не возомни, чтобы заповедь отцов могла служить покрывалом твоего сребролюбия. Рукоделие твое да будет малое, только ради того, чтобы не впасть в уныние, не смущающее ума. Если же ты желаешь заняться рукоделием в большем размере для милостыни, то знай, что молитва в порядке добродетелей выше милостыни. Если же для потребностей тела твоего, то достаточно того, что Бог посылает тебе Промыслом Своим. Ибо Бог никогда не допускал, чтобы работающие Ему имели недостаток в преходящем. «Ищите же, – сказал Господь, – прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ) прежде прошения Вашего. Некто из святых сказал, что правило жительства твоего не состоит в том, чтобы ты насыщал алчущих и чтобы келлия твоя была странноприимным домом, потому что это – жительство мирских, они должны делать эти добрые дела, а не отшельники, свободные от видимых попечений и хранящие ум свой в молитве. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 270 ). Многие, живя в горе и занимаясь делами мира сего, погибли. Лучше жить в обществе человеческом и безмолвствовать по духу, чем быть отшельником при мирском расположении духа. Изречения безымянных старцев ( 82, 372 ). Если любишь безмолвие, не примешивай себя к тем, сердце которых всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, будь как чуждый им. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Один монах сказал авве Арсению: «Помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов, посещай, по крайней мере, больных, потому что это дело любви». Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: «Иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия». Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах терпеливо пребудет в безмолвии. Преподобный Арсений Великий ( 82, 49 ). Если враг будет внушать нам, чтобы мы оставили безмолвие, то не послушаем его, потому что никакой подвиг не может сравниться с пребыванием в безмолвии и посте. Пост и безмолвие, противоборствуя врагу, доставляют душевным очам остроту зрения. Авва Дула ( 82, 107 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В это время приходит один из рабочих и заявляет епископу, что рабочие уже успели докопаться до головы засыпанного землей своего товарища и думают, что он жив. Епископ после этого начал еще с большим усердием молиться ко Пресвятой Богородице, как пришел другой вестник, который успокоил епископа, сказав что засыпанный землей откопан наполовину и жив. Епископ отправился сам к месту несчастного происшествия и скоро убедился, что действительно пролежавший под огромной массой земли несколько часов рабочий остался жив и совершенно невредим, так что тотчас же мог опять приступить к работам вместе со своими товарищами. Воздав хвалу Богу, епископ не замедлил выполнить свой обет – посетить Печерскую церковь и помолиться перед иконой Печерской Божией Матери. (Из собственноручных записок митр. Петра Могилы , напечатанных в 1-й ч. VII т. «Архива юго-западной России»; см. «Воскресное чтение», 1888 г., 18). Б. Примеры усердных молитвенников I. Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, перед рассветом, молился поутру, вечером и в полдень. Посему он сказал: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс.118:164 ). II. Авва Дула, ученик преп. Виссариона, рассказывал: «Вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней». (Из «Скитского патерика»). III. Св. Антоний Великий часто ночи проводил без сна, так что солнце, бывшее свидетелем его молитвенного подвига при своем захождении, находило его в таком же положении и при своем появлении снова на горизонте. Но тревожимый иногда духом уныния, он воздыхал перед Господом о том, что подобное смущение мешает ему в деле спасения, выводя его из состояния внутреннего блаженства, которое он почерпал в молитвенном общении с Господом, и молил о вразумлении. После молитвы он вышел однажды из келии и увидел некоего незнакомца, который, имея вид похожий на него самого, сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять вставал на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Фалалей, молодой, с черною бородою, был усечен мечом. 23. Святой Василиск, юный, был усечен мечом. 24. Святой Панхарий, с проседью, был усечен мечом, 26. Святой Аверкий, молодой, с длинною бородою, был усечен мечом. 27. Святой Елладий, старец. 28. Святой Евтихий, молодой, с широкою бородою. 3. Святые Лукиан, седой старец, Павла и с ними три младенца скончались в разных мучениях. 5. Святой Дорофей, старец с длинною бородою, плешивый, был засечен. 7. Святой Феодот, с проседью, был обезглавлен. 9. Священномученик Кирилл, юный, с бородою едва показавшеюся, лысый. 10. Святой Александр, с бородою едва показавшеюся, и Антонина, юная, лишенные рук и ног, были сожжены. 11. Святые апостолы Варфоломей был распят на кресте, а Варнава побит камнями. 15. Святой Дула, юный, скончался в кипятке. 17. Святые Мануил, с черною бородою, Савел и Измаил, с бородами едва показавшимися, были усечены мечом. 18. Святые Ипатий, с проседью, Леонтий, с бородою едва показавшеюся, и Феодул, юный, скончались в разных мучениях. 19. Апостол Иуда, брат Господень, был повешен и застрелен из лука. 20. Святой Мефодий, старец с длинною бородою, был усечен мечом. 21. Святой Афродисий, молодой, с длинною бородою, был сплюснут между двумя камнями. 22. Священномученик Евсевий, старец с широкою бородою, скончался, когда одна женщина поразила его в голову кирпичом. 23. Святая Агриппина скончалась от поворота членов тела ее в разные стороны. 25. Святая Феврония, лишенная рук и ног, сосцов, зубов и языка, была обезглавлена. 27. Святой Анект, с бородою едва показавшеюся, был обезглавлен. 28. Святой Папий, юный, без бороды, был усечен мечом. 29. Святые апостолы Петр и Павел (см. выше). 1. Святые бессребренники, Косма и Дамиан, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями на горе учителем их, старцем. 2. Святой Квинт, юный, был усечен мечом. 3. Святой Иакинф, с бородою едва показавшеюся. 4. Святой Феодот, старец плешивый, был усечен мечом. 6. Святая Лукия дева и Рикс, с бородою едва показавшеюся, были усечены мечом. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Мы собрали тела святых в одно место. Благочестивый князь Ведиан принес, вместе с другими, из Фарана светлые одежды, и мы похоронили тридцать девять святых отцов. Все, кто оказался там в то время, взяли вербы и финиковые ветви и понесли честные мощи святых с пением псалмов, вместе – и с горькими слезами. Их похоронили всех вместе, кроме лишь Домна. Вышеупомянутый же Домн, по происхождению римлянин, был еще жив; к вечеру же и он почил о Господе. Его похоронили рядом со святыми отцами. Святые мученики Христовы скончались четырнадцатого числа месяца января, в девятом часу дня. Отец Андрей и отец Орион колебались, не зная, на что решиться – оставаться ли там, или уходить. Я же не мог вынести печали и запустелого вида этого места, не мог осилить слез об убитых отцах, и вот пришел к вам, хотя благочестивый Ведиан и уговаривал меня остаться там, обещая часто посещать меня и приносить нам все нужное. Прошу вас, отцы, в свою очередь, рассказать мне о всем случившемся здесь, подобно тому как сами подробно узнали от меня обо всем. – Мы, – говорит Аммоний, – рассказали ему обо всем, что произошло здесь, и дивились чудным судьбам Божьим, – как в один день и в одно число и там и здесь были убиты святые отцы, – и снова все вместе стали плакать и рыдать. Преподобный отец наш Дула встал и сказал: – Возлюбленные мои! Святые мученики, как избранные рабы Христовы, поистине удостоились теперь, когда запечатлели свои подвиги мученическим венцом, блаженства в Царстве Небесном, великой славы и чести. Мы же, уцелевшие от недавнего бедствия, позаботимся о себе и будем просить их молитв за нас ко Господу, чтобы и нам унаследовать вместе с ними Царство Небесное; теперь же вознесем благодарственное пение Богу, спасшему нас от руки варваров. Такими словами он ободрил всех нас, обратил в радость печаль наших сердец и утешил наши души. Я, грешный Аммоний, с помощью Божьей возвратился в Египет и написал рассказ обо всем этом. Я не пошел уже снова на прежнее место, называемое Каново, но поселился в небольшой кельи, близ Мемфия 547 . Живя в ней, часто с благоговением я вспоминаю о мучениях и подвигах преподобных мучеников Христовых. Вместе с ними, да подаст Господь и нам удостоиться участия в Его Небесном Царстве и насладиться неизреченными и нетленными благами со всеми любящими Его, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным Его Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Тропарь, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Перестаньте! Вот вас Илья то пророк накажет!» Я дразню стариков, пляшу, да приговариваю: «не боюсь я тебя, Илья пророк!..» Вдруг сверкнула молния, и меня как будто кто со всего размаху ударил поленом по ногам. Я свалился с ног, как сноп, и не помню, как взяли меня и стащили домой. Павлушке оторвало обе руки по локоть: он на улице и помер, а я то вот с той поры на всю жизнь и остался калекой. Поделом Господь наказал меня, нечестивца! Шесть недель я вылежал, как пласт, в постели: не мог пошевелить ни ногой, ни рукой, и перекреститься не мог, ел и пил только то, что добрые люди положат». Так закончил свой рассказ наказанный и помилованный Богом старец («Стран.» 1869 г., август). 5. Рассказы об усердных молитвенниках 218 I. Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, пред рассветом, молился по утру, вечером и в полдень. Посему он сказал: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). II. Авва Дула, ученик преп. Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней». (Из «Скитского патер.»). III. Св. Антоний Великий часто ночи проводил без сна, так что солнце, бывшее свидетелем его молитвенного подвига при своем захождении, находило его в таком же положении и при своем снова появлении на горизонте. Но, тревожимый иногда духом уныния, он вздыхал пред Господом о том, что подобное смущение мешает ему в деле спасения, выводя его из состояния внутреннего блаженства, которое он почерпал в молитвенном общении с Господом, и молил о вразумлении. После молитвы он вышел, однажды, из кельи и увидел некоего незнакомца, который, имея вид похожий на него самого, сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять вставал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И ангел сказал вслух ему: «и ты так делай – и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и во всю свою жизнь соблюдал это правило, переходя от работы к молитве и от молитвы к работе. Но едва ли, впрочем, можно сказать, что он когда-либо переставал молиться, потому что и во время работы мысль его постоянно возносилась к Богу. В последующее время его жизни, молитва для него была уже не правилом, но услаждением. Обратившись с вечера к востоку, он становился на молитву, и когда, по прошествии ночи, наступал дневной свет, он восклицал: «о солнце, зачем своими лучами развлекаешь меня и заслоняешь истинный Свет души моей!» Преподобный Кассиан, передающий эту черту из жизни святого, прибавляет, что Антоний, рассуждая о молитве, говорил: «Молитва иногда несовершенна, если он сам замечает и помнит, что он молится». Это показывает, какая дана была ему сила духа над чувствами. (Извлеч. из брош.: «Жизнь преп. отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно подвижнические наставления». Свято-Троицкой Сергиевой лавры Иеромон. Агапита. Спб. 1865 г., стр. 12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке. Делегация синайских монахов обратилась к императору Юстиниану I с просьбой построить на Синае укрепленный монастырь для защиты иноков от кочевников. Император Юстиниан отправил на Синай чиновника, который выстроил церковь в Аджруде у Суэцкого залива, монастырь святого Иоанна Предтечи в Раифе и монастырь Неопалимой Купины у подножия горы Синай. На вершине горы Синай возведена небольшая церковь в честь Преображения Господня или, по другой версии, Святой Троицы. Однако местоположение монастыря, находившегося в долине между горами, было признано Юстинианом неудачным. Со склона соседней горы святой Епистимии простреливался внутренний двор обители. После этого Юстиниан послал на Синай другого чиновника. Ему было приказано взять с собой сотню рабов из Фракии с семьями, еще 100 человек из Египта и поселить их рядом с монастырем для его обслуживания и охраны. Они были размещены к востоку от обители в укрепленной деревне (впоследствии Дейр-эль-Абид). Наместнику Египта предписывалось выделять на содержание монастыря по 3 фунта с каждого модия пшеницы, проходящего через египетские таможни. Современные стены монастыря, сложенные из крупных блоков красного гранита, базилика Преображения Господня и ряд других построек обители восходят к VI веку. Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное поминовение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Строительство базилики было завершено между 548 и 565 годами. Надпись на одной из ее балок сообщает имя архитектора Стефана из Айлы. Монастырское предание приписывает Юстини ану возведение в епископский сан игумена монастыря и дарование обители особых привилегий. Позднейшие церковные историки утверждали, что власть Синайского епископа была ограничена, он не мог посягать на самоуправление монашеского сообщества. Символом этого ограничения было соборное решение запереть архиерейский горний престол в монастырской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010