Артема, Ап. из 70-ти, 4 января и 30 октября. Артема муч. III в., 29 апреля. Артемий великомуч. 362 г., 20 окт. Артемий Веркольский † 1545 года, 20 октября и 23 июня. Артемия мучен. † около 306 года, 7 июня. Артемон Селевкийский I в., 24 мар. Артемон Лаодикийский † 303 г., 13 апреля. Архипп, Ап. из 70-ти, 4 января 19 февраля и 22 ноября. Архипп св. IV в., 6 сентября. Арчил 2, царь Иверский, 22 июня. Асинкрит, Ап. из 70-ти, 4 января и 8 апреля. Асклипиодота муч. † IV в., 15 сент. Асклипий, пуст. Сирийский, † V в., 27 февраля. Астерий мученик † 284 г., 20 мая. Астерий синклитик † 260 года, 7 августа. Астерий муч. † 285 т., 29 октября. Астерий, еписк. Амасийский, † около 404 г., 30 октября. Астион муч. † 290 г·, 7 июля. Африкан муч. † около 250 года, 10 апреля. Аффопий муч. † около 345 г., 2 нояб. Афанасий Коментарисий, исп. IV в. 22 февраля. Афанасий Пателарий † 1654 г., 2 мая. Афанасий Великий † 373 г., 2 мая и 18 января. Афанасий муч. 306 г., 20 июня. Афанасий Афонский † 980 г., 5 июля. Афанасий муч. (с Флором и Лавром), 18 августа. Афанасий Брестский † 1648 г., 5 сент. Афанасий Солунский † 1774 г., 8 сент. Афанасий Высоцкий старший † около 1401 г., 12 сентября. Афанасий Высоцкий младший † 1395 года, 12 сентября. Афанасий Череповский – 1382 г., (в житии Сергия 25 сентября) 5 июля. Афанасий, затворник Печерский, XII в, 28 августа. Афанасий, патр. Конст., † XIV в., 28 октября. Афанасий муч. † 598 г., 7 ноября. Афанасий другой Печерский † 1176 года, 2 декабря. Афанасия (с Киром и Иоанном) муч. 311 г., 31 января. Афанасия Егинская † 860 г., 12 апр. Афанасия преп. V в., 9 октября. Афанасия, 6 ноября. Афиноген муч. † 311 г., 16 июля. Б енигн муч. † 320 г., 15 сентября (с Фидием). Боголеп (Феопрепий) муч. † 304 г., 22 августа. Бонифатий муч. † 290 г., 19 дек. Бонифатий Ферентийский VI века, 19 декабря. Борис князь, убитый в 1015 г., 2 мая и 24 июля. Борис-Михаил, кн. Болгарский, † 906 г., 2 мая. Боян князь, муч. в Болгарии, 829 г., 28 марта. В авила, свмчн. Антиохийский, † 250 г., 4 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 48 , С. 648 опубликовано: 10 июня 2022г. НЕОН Мч. Киликийский (пам. 29 окт.) - см. в ст. Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла , мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Неон, мученик Киликийский (пам. 29 окт.) - см. в ст. Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла, мученики См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2564930.html

14) Евагрия – схоластика, антиохийского церковного историка 136 . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его Lib. Histor 137 (у св. И. Д. гл. 16). 15) Афанасия Младшего или Малого. Св. Иоанн Дамаскин пользуется так называемыми Quaest. ad Antiochum (см. у св. И. Д. гл. 2, 9, 11). О них мы уже имели случай говорить выше 138 . Автор их неизвестен, и если даже предположить существование какого-либо Афанасия Младшего, который мог принять известное участие в их составлении, то время его жизни, ввиду содержания Вопросов, следует отнести к VII веку 139 . Наконец, 16) св. И. Дамаскин имеет в виду у себя а) «Литургию Иакова» 140 (у св. И. Д. гл. 13), б) постановления Трулльского (так называемого пято-шестого) собора (у св. И. Д. гл. 13)... 141 и проч. Агафон Папа 80-й: 678–682 г. (см. у Брокгауза и Ефрона Энциклопед. Словарь). Анастасий II Антиох., патр. с 561 г., ум. в 599 г. (Филар. III, 169–170). Анастасий Синаит ум. в 686 г. (III, 233). Астерий Амасийский ум., вероятно, в 404 г. (II, 344). Афанасий Алекс. ум. в 373 г. (II, 52). Афанасий Малый жил в VII в. (II, 66). Василий Велик. род. в конце 330 г., ук. в 379 г. (II, 128, 132). Григорий Богосл. род. не позже и не раньше 326 г., ум. 389 г. (II, 158, 159, 167). Григорий Нисский род. не прежде 329 г., ум., вероятно, вскоре после 394 г. (II, 128, 197). Дионисий Ареорпагит. мнения о нем различны (см. у еп. Сергия т. II Антологии, ч. II, 317). Происхождение усвояемых ему сочинений ученые критики относят к концу IV или началу V в. И приписывают их христ. платонику (см. у Брокгауза и Ефрона). Евагрий Схоласт: 537–594 г. (см. у Брокгауза и Ефрона). Евлогий Александрийск. ум. в 607 г. (III, 193 у Филар.). Ефстафий Антиохск. ум. около 345 г. (II, 25). Епифаний Кипрский ум. в 403 г. (II, 250. – см. у еп. Сергия Апологию: т. II, ч. I, 123; ч. II, 133). Ириней Лионский ум. в 202 г. (Филар. I, 95). Иоанн Златоуст род. ок. 347 г. (II, 256), ум. в 407 г. (II, 304). Иустин Мученик род. ок. 105 г., ум. в 166 г. (I, 62, 66). Кирилл Алекс., архиеп. с 412 г.; ум. в 444 г. (III, 92, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Алексий простился со всей славою, К Богу шел дорогою – узкою, но правою. Обнищать ради Христа первым делом он решил, А потому хоромы отчие оставить поспешил. Пребывая в странах дальних, воротившись в Рим потом, Ни в богатстве, ни в убожестве не знаком был со грехом. Ум держал вперенным к Богу, как зажженную свечу, С верой и молитвой, коей сдвинуть горы по плечу. Тяжкой скорбью безутешной Аглаида мать объята, Сам седой Евфимиан слезы льет в своих палатах, А краса младой невесты увядает от печали... Как-то раз на нищего все слуги закричали: Кто он, сей пришелец, из милости пригретый! А он – наследник дома! – но молчит об этом, Еще в ранней юности, путь избрав безвестный, Чтобы сонаследником быть в Царствии Небесном. Но святой не скроется, даже если хочет, Ибо Сам Господь его являет днем и ночью. Тот, кто Бога славит, – от Него прославлен, Алексий угоден Богу – вот и подвиг его явлен, Ведь воистину он был человеком Божьим, Таковым и пребывает в Царстве непреложном. 2. Св. мученик Марин . Был воином. Не только не захотел приносить жертвы идолам, но и принесенные от [лица] других жертвы разбросал и растоптал ногами. За это был мучим и обезглавлен в III веке. Некий сенатор Астерий, облеченный в драгоценную бел[оснежн]ую одежду, наблюдал за страданиями святого Марина. И настолько воодушевился верой во Христа, подающего толикое мужество Своим последователям, что взвалил тело мученика себе на плечи, отнес [его] и с честью похоронил. Увидев это, язычники и его убили как христианина. Рассуждение Для чего мы здесь, на земле? Дабы явить свою любовь к Богу. Дабы научиться любить Бога паче греха. Дабы нашей малой любовью ответить на великую любовь Божию. Только Божия любовь – любовь великая, а наша всегда малая. Бог вдосталь явил и являет Свою любовь к человеку и в раю, и на земле. Сия краткая земная жизнь дана нам как школа и экзамен, чтобы испытали мы себя, ответим ли на великую Божию любовь своей любовью или нет. «Каждый день и каждый час требуется от нас свидетельство нашей любви к Богу», – говорит преподобный Исаак Сирин . Ведь и Бог ежедневно и ежечасно удостоверяет Свою любовь к нам. Каждый день и каждый час мы стоим между Богом и грехом. [Перед нами выбор:] подарим ли мы свою любовь Богу и возвысимся ли к Ангелам или же паче возлюбим грех и ниспадем в мрачный ад. Алексий, человек Божий, возлюбил Бога больше своих родителей, и жены, и богатства. Нищим провел он 17 лет вдали от родительского дома и еще 17 лет прожил неузнанным и презренным пришельцем в доме отца. Всё это ради любви Божией. И милостивый Бог ответил любовью на любовь: за 34 года страданий [воз]дал Он Алексию вечной жизнью, и радостью среди Своих Ангелов на небесах, и славой на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Клавдий Киликийский, мч. Описания иконы Клавдий Киликийский, мч. - житие КЛАВДИЙ Киликийский, христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана, брат мучеников Астерия, Неона и Феониллы Киликийских. Святые мученики Клавдий, Асторий, Неон и Феонилла пострадали за Христа в 285 году в Киликии. После кончины их отца мачеха, не желая делить наследство с детьми, выдала их гонителям христиан. Правитель Киликии Лисий долго принуждал мучеников, применяя различные способы истязаний, отречься от Христа и поклониться идолам. Непреклонных святых братьев распяли, а замученную сестру бросили в море. Память в Православной церкви 29 октября (11 ноября). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Клавдий, Астерий, Неон, Фонилла Киликийские. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 7458.jpg:   Размер: 1200x791, 0.95 MPix, 238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (133) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2175

— Действительно, — ответил святой Валентин, — Господь наш Иисус Христос, рожденный от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, есть истинный свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир (Иоан.1:9). — Если он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерию, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю всё, что ты повелишь. — Приведи ее ко мне, — сказал святой пресвитер. Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу. Тогда святой Валентин, воздев руки и возведя очи к небу, долго и со слезами молился, а потом положил руку свою на глаза слепой и сказал: — Господи, Иисусе Христе! просвети рабу Твою, так как Ты — свет истинный. После этих слов отроковица немедленно прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого и сказали: — Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, дабы стали мы рабами Христа и спаслись наши души. — Сделайте же то, — сказал им на это святой Валентин, — что я повелю вам. Если вы от всего сердца веруете во Христа, то истребите всех идолов, которые находятся в доме вашем, поститесь, простите долги всем вашим должникам и приимите святое крещение, — тогда вы будете спасены. Астерий и его жена с радостью согласились исполнить всё это, и святой Валентин, наложив на них трехдневный пост, стал учить их истинам святой веры. А так как под властью Астерия было много узников, то он всех их освободил от оков и выпустил из темницы на свободу. После трехдневного поста наступил воскресный день, и Астерий крестился со всем домом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, после чего пригласил в дом свой святого епископа Каллиста и принял от него благословение. Услышав о крещении Астерия, блаженный Марин, жена его Марфа и сыновья их Авдифакс и Аввакум с великою радостью пришли в дом его, возблагодарили Бога и прожили там тридцать два дня. Между тем император, узнав, что Астерий учением пресвитера Валентина обращен к вере во Христа и принял крещение со всем домом своим, немедленно же послал воинов схватить его самого и всех его домашних, и воины, пришедши неожиданно, схватили всех находившихся в доме Астерия, в числе которых был святой Марин с женою и сыновьями, и привели их к императору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Действительно, — ответил святой Валентин, — Господь наш Иисус Христос, рожденный от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, есть истинный свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир (Иоан.1:9). — Если он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерию, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю всё, что ты повелишь. — Приведи ее ко мне, — сказал святой пресвитер. Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу. Тогда святой Валентин, воздев руки и возведя очи к небу, долго и со слезами молился, а потом положил руку свою на глаза слепой и сказал: — Господи, Иисусе Христе! просвети рабу Твою, так как Ты — свет истинный. После этих слов отроковица немедленно прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого и сказали: — Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, дабы стали мы рабами Христа и спаслись наши души. — Сделайте же то, — сказал им на это святой Валентин, — что я повелю вам. Если вы от всего сердца веруете во Христа, то истребите всех идолов, которые находятся в доме вашем, поститесь, простите долги всем вашим должникам и приимите святое крещение, — тогда вы будете спасены. Астерий и его жена с радостью согласились исполнить всё это, и святой Валентин, наложив на них трехдневный пост, стал учить их истинам святой веры. А так как под властью Астерия было много узников, то он всех их освободил от оков и выпустил из темницы на свободу. После трехдневного поста наступил воскресный день, и Астерий крестился со всем домом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, после чего пригласил в дом свой святого епископа Каллиста и принял от него благословение. Услышав о крещении Астерия, блаженный Марин, жена его Марфа и сыновья их Авдифакс и Аввакум с великою радостью пришли в дом его, возблагодарили Бога и прожили там тридцать два дня. Между тем император, узнав, что Астерий учением пресвитера Валентина обращен к вере во Христа и принял крещение со всем домом своим, немедленно же послал воинов схватить его самого и всех его домашних, и воины, пришедши неожиданно, схватили всех находившихся в доме Астерия, в числе которых был святой Марин с женою и сыновьями, и привели их к императору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

68 . Если же Евангелие [сообщает], что [Господь], дунув, сказал ученикам: «Примите Духа Святого», то очевидно, что Дух исходит от Слова. Но как тогда, если Дух происходит от Слова, Он вновь исходит от Отца? 69 . Следовательно, не правильно и не подобающим образом он сказал, что есть три ипостаси, заявив это не однажды, а дважды. 72 . Ведь Астерий доказывал, что Отец и Сын одним и тем же являются только потому, что они во всем согласны. Ведь он говорил так: из-за полного согласия в словах и делах Я и Отец – одно ( Ин. 10, 30 ). 73 . Следовательно, если Он глаголет: «Я от Отца изошел и пришел» ( Ин. 8, 42 ), а также: «И слово, которое вы слышите, не Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин. 14, 24 ) и: «Все, что имеет Отец, Мое» ( Ин. 16,15 ), то вполне ожидаемо было Его утверждение: Отец во Мне и Я в Отце ( Ин. 10, 38 ), дабы Слово, изрекающее это, было в Боге, в Слове же – Отец, потому что сила Отца – Слово. Ибо Он – «Божия сила и Божия мудрость», как сказал заслуживающий доверия свидетель ( 1Кор. 1, 24 ). Не из-за полного согласия 442 во всех словах и делах, как говорил Астерий, Спаситель изрек: «Я и Отец – одно», но из-за невозможности для Слова быть отделенным от Бога или для Бога-от Своего Слова. Поэтому, если Астерий, желая узнать истину без обращения ко второму домостроительству [по плоти], полагает, что Спаситель изрек это из-за [Своего] согласия во всем [с Отцом], необходимо напомнить ему, каким образом иногда можно видеть бросающуюся в глаза несогласованность [между Ними]. Это нам показывают и речения [Спасителя]. Какое согласие [с Отцом может быть] в час страстей у Того, Кто говорит: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия», прибавляя: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26, 39 ). Ибо слова «да минует Меня чаша сия» не характеризуют сказавшего их как единодушного [с Отцом], а следующее за ними высказывание не содержит, как кажется, ничего, что указывало бы на согласие [между ними]. Ведь Он говорит: «Да будет не Моя, но Твоя, Отче, воля» (ср.: Мф. 26, 42 ; Лк. 22, 42 ). Ты слышишь, что буква указывает на бросающееся в глаза несогласие желающего и нежелающего. Ибо тот факт, что Отец желал, ясен из того, что случилось желаемое Им; а то, что Сын не желал, явствует из того, что Он просил об избавлении [от этого]. И вновь Он говорит: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин. 5, 30 ). Каким же образом [Астерий] может утверждать, что Спаситель изрек: «Я и Отец-одно», подразумевая [Свое] согласие во всем [с Отцом]?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Последний повелел пресвитера Валентина, Марина, его жену и сыновей отделить от прочих, а Астерия и домашних его связанными послал в город, называемый Остией [ 11 ], чтобы там они были подвергнуты суду и наказанию. Святой Астерий и все бывшие с ним приведены были в город Остию и отданы судье, по имени Геласию, который, увидев их, повелел всех бросить в темницу. По прошествии двадцати дней он приказал привести их на суд и сказал им: — Знаете ли вы, что повелел император и все советники [ 12 ] его? — Не знаем, — отвечали святые. — Повелено, — сказал судья, — чтобы те, кто поклоняется богам, жили и были свободны, а те, которые не желают им поклоняться, после различных мучений были казнены. На это святой Астерий сказал судье: — Пусть покланяются богам те, кто им подобны, и пусть с ними погибнут, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесах, и Ему приносим себя в жертву. От этих слов судья пришел в гнев и немедленно повелел повесить святого Астерия и мучить его, а всех прочих — без пощады бить палками. Подвергши святых мучеников в этот день таким мучениям, судья повелел снова бросить их в темницу и при этом сказал: — Следует приготовить для них более жестокие мучения. После этого он сделал распоряжение, чтобы на следующий день было приготовлено зрелище и был собран весь народ. Когда наступило утро, Геласий прибыл на зрелище, сел на особом месте для суда и, приказав привести святого Астерия вместе с другими мучениками к себе, сказал ему: — Оставь свое суетное безумие и дай обещание принести жертву богам, чтобы не погибнуть в мучениях тебе и тем, которые находятся с тобою. — Мы все желаем умереть за Христа, — отвечал на это святой Астерий, — как и Он умер за нас грешных, чтобы очистившись от скверн мира сего, удостоиться перейти к желанному для нас Царствию небесному. От такого ответа Геласий пришел в сильный гнев и повелел Астерия и всех, бывших с ним, отдать на растерзание зверям. После сего святые мученики были отведены на место, находившееся вблизи золотого капища и называвшееся звериным, так как там содержались звери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

История этих взаимных отношений Церкви и мира полна глубокого трагизма. В устах Церкви, обращающейся к миру, слышится скорбный упрек: „мы играли вам на свирели, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Мф.11:17 ). Причины этого разделения Церкви и мира, доходящего до взаимного непонимания друг друга, до противоположности интересов, языка и понятий лежат, конечно, в мире, а не в Церкви. „Почему вы не понимаете речи моей?» обращается Церковь к миру. „Потому что не можете слышать слова моего. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». „Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине: ибо нет в нем истины. А как я истину говорю, то не верите Мне» ( Ин.8:43–47 ). Церковь сознает свое принципиальное разделение от мира и вполне мирится с настроением последнего в отношении к ней. „Мир меня ненавидит, потому что я свидетельствую, что дела его злы» ( Ин.7:7 ). Церковь не может устранить этого разделения, не отказавшись от своей жизни, не перестав быть Церковью . Но она может и должна сгладить крайности этого разделения, облегчить миру переход этой бездны. Ее свидетельство о злых делах мира да не будет тем жестоким бесповоротным осуждением мира, после которого обличенный чувствует только страх и ненависть к судье своему. Церковь должна смягчить и устранить это тяжелое чувство ненависти, которой страдает и мучится мир в отношении к ней. В лице лучших своих представителей Церковь всегда достигала прекрасного осуществления этой великой задачи своего земного служения. В лице этих мудрых избранников и святителей мир учился познавать и любить Церковь . В их речах он слышал голос кроткой любящей матери, умеющей понимать истинные нужды своих чад и говорить о них понятным языком, карать, не вызывая раздражения, свидетельствовать о зле, не возбуждая ненависти, хвалить и любить без ласкательства и лести. Ев. Астерий Амасийский – один из таких служителей христианской Церкви. В этом высокое историческое значение его личности, жизни, деятельности и творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010