Святые Иоанн и Георгий были патриархами в Константинополе при императоре Константине Пагонате. Первый скончался в 674 г. а второй в 683 г. О преподобном Макарии читать под 1 апреля. 19-е число Мученик Андрей называется Стратилатом, потому что был главвым военачальником в походе против персов при царе Максимиане. Он обращался со всеми кротко и любовно и тем заслужил доверие и любовь своих подчиненных. Будучи втайне христианином, он научил и своих воинов веровать в Господа и возлагать надежду на Него. При помощи Божией Андрей со своим войском одержал победу над персами. Но после победы сотоварищи Андрея, завидуя его славе, донесли правителю Сирии Антиоху, что он исповедает христианскую веру. Правитель убеждал святого отречься от Христа, жег его на раскаленном одре, а верующих во Христа воинов его дружины пригвоздил к крестам; но огонь не коснулся св. Андрея, а воины мужественно переносили мучения. Тогда всех их посадили в темницу, но потом освободили, потому что Андрей пользовался уважением парода. Св. Андрей исповедовал Христа, но еще не был крещен. Он отправился со всеми своими воинами, уверовавшими во Христа, в Тарс, чтобы принять крещение. Дружина его состояла из 2593 человек. Путешествие Андрея сочли за бегство и возмущение против царя. Селевк, правитель Киликии, с войском настигши Андрея с его дружиной в ущельях Тавра, бросились на них и перебили всех. Андрей и его дружинники, помолясь Богу, смиренно склонили головы свои под мечи и с радостью приняли смерть. Епископы Петр и Нон видевшие избиение мучеников, погребли тела их На месте избиения чудесно истек источник, подававший исцеление больным. Мученики Тимофей, Агапий и Фекла пострадали в 304 г. при Диоклетиане, в Газе. Тимофея сначала терзали бичами и острыми гребнями, а потом сожгли медленным огнем. Агапий и Фекла были отданы на растерзание зверям. Донская икона Божией Матери принесена была донскими казаками великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, на время войны его с Мамаем, и находилась при его войске в продолжение всей войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Упоминание в летописном перечне погибших имени Александра Пересвета без добавления слова «чернец» легко объясняется тем, что летописец, вероятно, человек церковный, счел неуместным поместить указание на духовный сан монаха среди убитых воевод. Посылка же Сергием Радонежским грамоты на Дон вовсе не отрицает факта поездки великого князя к Троице, хотя бы потому, что эта поездка предшествовала отправке грамоты. 18 августа 1380 г. действительно приходилось не на воскресенье, а на субботу. Но, по мнению Н. С. Борисова, Дмитрий едва ли ездил в Троицкий монастырь «одним днем». Более естественно предположить, что он прибыл к Троице в субботу 18 августа, переночевал и на другой день, в воскресенье, отстояв обедню, отправился назад. При этом в подтверждение того, что свидание состоялось именно в середине августа, он специально обратил внимание на то, что перед отъездом из обители Пересвета и Осляби на подмогу великому князю, Сергий Радонежский возложил на них схиму. Схимой именуется монашеское одеяние, в которое облачались монахи, принявшие схиму – высшую монастырскую степень, знаменующую полное отречение от мирской жизни. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно оно давалось по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея – это имя получил Ослябя (19 августа – святой воин-мученик Андрей Стратилат) и Александра, которое взял Пересвет (12 августа – епископ-мученик Александр Команский). Да и сами имена инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. По-гречески Александр – «защитник», Андрей – «мужественный». Но не все доводы Н. С. Борисова убедительны. По его расчетам, Дмитрий покинул Троицу 19 августа. За 7–8 часов непрерывной скачки он мог достигнуть лишь Москвы. Пространная летописная повесть сообщает, что русская рать 20 августа вышла из Коломны. Достичь ее в этот день Дмитрий никак не мог, и Н. С. Борисов в своей работе предположил, не приводя никаких аргументов, что русская рать, действительно, 20 августа двинулась на врага, но только не из Коломны, а из Москвы 866 . Очевидно, историк и сам чувствовал слабость своей позиции по этому пункту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Италии, Испании и Африке, подвластных императору Максимиану Геркулию, а также на Востоке, во владениях Диоклетиана и Галерия, церковные книги сжигались, храмы стирались с лица земли. Были случаи, когда сами клирики передавали местным властям церковные ценности и священные книги. Другие, подобно епископу Мензурию Карфагенскому, подменяли богослужебные книги еретическими и отдавали последние властям. Были и мученики, отказавшиеся выдавать что-либо, как Феликс Тубизский в Сев. Африке). Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени Гонений императора Диоклетиана — Маркеллин с дружиной , Маркелл, папа Римский, с дружиной , великомученица Анастасия Узорешительница , великомученик Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат , Иоанн Воин , Косма и Дамиан Бессребреники , Кирик и Иулитта Тарсийские , Кир и Иоанн Египетские с дружиной , архидиакон Евпл Катанский , великомученик Пантелеимон Никомидийский , мученик Феодот Корчемник , мученик Мокий Византийский пользовавшийся известностью в Константинополе; Севастиан Римский , культ которого приобрел большое значение в Западной Европе в средние века. Многочисленные жертвы Гонений императора Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, например, епископ Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. , пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские , Милитинские мученики , мученик Феодот и 7 дев Анкирских , мученица Феодулия , мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские ; Маврикий Апамейский и 70 воинов , Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские , мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские , дева Лукия Римская с дружиной , мученики Виктор, Сосфен и великомученица Евфимия Халкидонские , мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийски и мн. др. Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой — освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в)  Но, чтобы наши песнопения и молитвы были угодны Пресвятой Деве Марии, мы должны удаляться от грехов . В противном случае наши песнопения и молитвы не только не будут приятны Пречистой Матери Божией, но даже и оскорбительны для Нее. Вот что говорит об этом св. Димитрий Ростовский: «послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве – «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем, – угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножом в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами. А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте!.. И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди!.. Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?» (См. «Воскресный день»). III. К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. (Составлено по указанным источникам). Поучение 3-е. Св. мученик Андрей Стратилат (Как мирянину можно спастись?) I. Cb. мученик Андрей, замученный за Христа при императоре Максимилиане, жестоком гонителе христиан, был стратилатом, т. е. военачальником. Но высокое воинское звание не препятствовало ему получить спасение. Это указывает на ту истину, что и мирянину среди его житейских занятий можно спастись. Для этого не нужно идти непременно в монастырь или пустыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда произойдет это чудо, братья? Оно уже произошло, когда явился на земле Чудотворец Христос. Эта райская действительность паки обрелась среди людей с пришествием Спасителя на землю. Загадочно, но все-таки ясно глаголет пророк; загадочно – ибо подразумевает он не зверей, а людей; ясно – ибо предсказание его исполнилось в Церкви Христовой. Люди, бывшие по нраву своему подобными волкам, и рысям, и львам, и медведям, и волам, и ягнятам, и козлятам, и змеям, – все они предстоят пред вифлеемским Младенцем, объединенные верой, укрощенные благостью, осияваемые надеждой, умягченные любовью. Пророк к тому же предрекает и причину, благодаря которой всё это свершится: Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море . Применительно к телу любой человек – земля. Тот человек, который уверует во Христа и, впитав в себя истину, пойдет вслед за Христом, – становится исполненным познания Господня, как море полнится водою. Таковыми были многие отдельные личности. Таковыми делались и целые общины подвижников в Египте, на Святой Горе [Афон], на Кипре, на Руси, в Армении и в других странах. Но и это не всё. Познание Господне теперь распространилось по всей земле. Священное Писание проповедуется всем [в серб, букв.: распростерто по всем. – Ред.] народам. И мало осталось тех уголков, где не читается Христово Евангелие, где не ведают имени Божия и где не приносится бескровная жертва Господня. Одни отвергают Христа, другие Его принимают; одни отступают от правой веры, другие к ней приходят. Так по всему лицу земли ведется борьба под знаком Господа Иисуса. Переполнившиеся воды изливаются, перетекая в пустые долины; пустые долины наполняются высокими водами, уравниваясь с ними. Не всё так блестяще в как мы, христиане, того желаем, однако предречение пророка Исаии исполнилось и сбылось во всем великолепии. 1. Св. мученик Андрей Стратилат . Служил офицером, трибуном, в римской армии в правление царя Максимиана. Происходил из Сирии, и место его службы тоже было в этой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В этот период пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом, диаконы Ипполит, Ириней. Период мира (260–302) В 260 году императора Валериана взяли в плен персы, и к власти пришел его сын, который терпимо относился к Церкви и даже разрешил собираться христианам для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией — в этот период все равно были мученики. «Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313) Анастасия Узорешительница Первые 18 лет правления Диоклетиана проходили благоприятно для христиан — они даже занимали государственные должности и освобождались от обязательного жертвоприношения богам. Более того, его жена и дочь также были христианками. Жестокие гонения начал его соправитель — цезарь Галерий, который после удачного военного похода на персов решил «вычистить» ряды армии от христиан. Он казнил множество воинов. Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда главный жрец объявил, что невозможно узнать результаты гаданий из-за присутствия христиан. Император разгневался и приказал, чтобы всем во дворце вплоть до слуг принесли жертву богам, отказавшихся велел выпороть плетьми. Затем приказ распространился на всех солдат империи. Отказавшихся изгоняли со службы. Окружение императора (в том числе Галерий) подстрекало его к открытым гонениям, но Диоклетиан ограничился эдиктом об уничтожении христианских книг и храмов, лишении христиан званий и привилегий. Масштабные гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвинили христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых за отказ отречься от своей веры мучили и убивали. Среди них Папа Римский Маркеллин, великомученица Анастасия Узорешительница, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал эдикт, обязующий всех христиан империи принести жертву богам, за отказ — смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти. При императоре Галерии (293–311)

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010