На самом деле всю необъятную страну нашу с населявшими ее 111 народами. державшимися 23 вероисповеданий, соединяла вместе и скрепляла только власть Православнаго Царя, что разумели даже преступные бунтовщики вроде Отрепьева, Пугачева и Разина, которым временно удавался их бунт только потому, что они прикрывали его выдуманной ими волей несуществовавших тогда уже в живых царей русских и царевичей. Понимая это, преступные большевики и теперь пускают повсюду ложные слухи о том, будто бы жив Государь Мученик Николай Александрович, убиенный 4 июля 1918 года или Его убиенный Брат Михаил Александрович. Никакой другой власти, кроме власти богопомазаннаго Царя русскаго, наш народ не будет доверят, а разным начальникам военным и штатским подчиняется только, как царским доверенным, чему и научил все христианство св. Апостол Петр: «будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2, 13–14 ). Видите, не только сама Царская власть, но и всякая другая человеческая власть (о церковной здесь не сказано) получает законность не через выборы народные, а через царское полномочие. А какое же касательство ко всему этому власти церковной? Она обязана указать православному народу законнаго Царя и призвать народ к послушанию. Так творили и древние пророки Самуил, Илия и Елисей; так творили и наши святые отцы и учители Церкви – митрополиты Петр, Алексий и Иона. Так обязуюсь творить теперь и я грешный, оставшийся старшим иерархом во Всероссийской Церкви после кончины Св. Патриарха Тихона, согласно постановления Всероссийскаго Церковнаго Собора 1918 года. Долго молчал я и не возвышал своего пастырскаго голоса к народу православному, но теперь, познав, что уже приближаюсь к исходу своему, обязуюсь повторить слова Пастыреначальника: «Мне подобает делати дела пославшаго мя, дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» ( Иоан. 9, 4 ). Итак, отцы и братие, умоляю вас, отрекитесь окончательно от треклятой революции против Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Но если бы случилось что-нибудь подобное, то «мы» – особенное ударение делается на этом слове – мы, сильные, влиятельные люди, имеющие доступ даже к Пилату, «мы убедим его», что все это произошло не по вине стражей и что в нем повинны ученики. Πεσομεν – «убедим» – в Деян.12:20 переведено: «склонив на свою сторону». Такое же значение слово может иметь и в настоящем месте. Так как Пилат убедится речами первосвященников (может быть, с поднесением подарка), то воинам не только нечего бояться, но они избавлены будут и от каких-либо неприятностей. Это выражается словом μερμνους, которое здесь свободно переведено на русский язык выражением «и вас от неприятности избавим». Иностранные комментаторы замечают, что μερμνους точно не переводимо на их языки. Лютер переводит его через sicher, что также неточно. Вульгата – securos. Ближе к подлиннику наш славянский перевод – «безпечальны», хотя и он также не вполне точен. Вполне точно здесь немецкое слово sorgenfrei – «беззаботный»: вас мы сделаем беззаботными относительно последствий переговоров с Пилатом, вам нечего будет беспокоиться. Но, понятно, что на русском языке точно передать это слово в настоящей связи невозможно. Мф.28:15 .  Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. Первые предложения стиха понятны без объяснений. Что касается последнего предложения, то здесь видят т.н. hiatus – зияние; полная речь была бы такова: молва об этом распространилась между иудеями и существует до сего дня. О существовании таких слухов свидетельствует Иустин мученик , говоря, что они продолжались до его времени (Dialogus cum Tryphone, 108). Странно, что на их основании некоторые новейшие критики строили свои теории о том, что ученики действительно украли тело Иисуса Христа и затем объявили о Его Воскресении. Мф.28:16 .  Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, О многих последующих явлениях Христа и Его вознесении Матфей не сообщает. Вместо этого его Евангелие заканчивается апофеозом Раба Иеговы, теперь прославленного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис. 53:2–4 ). Так думали, преимущественно, африканские и сирийские христиане; среди их новое учение, при появлении своем, приняло аскетический характер, которого оно не имело в Риме и в Италии. Тертуллиан несколько раз выразился об этом предмете в своих сочинениях, с тем увлечением и той пылкостью, которые он, обыкновенно, вносил в разрешение догматических вопросов и в теологические споры. По его понятиям, лицо и тело Иисуса не должны были быть прекрасны. «Если, – говорит он, – Христос не красив перед глазами людей, если черты Его лица грубы и непривлекательны, то я узнаю в нем моего Бога». Точно так же Кирилл Александрийский (V ст.) говорит: «Дабы мы поняли, что плоть, сравненная с божеством, есть ничто, Сын Божий принял образ самого некрасивого из людей, и таинство искупления сделалось, потому, еще более великим». Мученик Иустин и Климент Александрийский (оба II ст.) были того мнения, что Христос, дабы остаться вполне верным тому унижению, которое Он на Себя принял, явился на свет некрасивым. Последний прибавляет, что Спаситель для того воплотился в тело обыкновенное, невзрачное, чтобы красота Его наружного вида не отвлекала внимания от Его учения. Прелесть Сына Божия, согласно ему, заключалась не в прекрасной плоти, представляющейся главам, а в красоте души и тела; первая состояла в Его наклонности делать всем добро, а вторая – в Его бессмертии. Точно так же, историк церкви Евсевий думает, что Христос явился на землю в униженном и рабском виде. Когда Спаситель, говорит он, хотел принимать божественный вид, то Он делал это, как, например, в минуту Преображения. Мнение, что Христос был некрасив и невеличествен, сделалось орудием в руках языческих писателей, противников новой веры. Так, например, философ Цельс (II ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое впечатление, которое создается при чтении стихов 34–37, заключается в том, что Христос запретил всякую, какую бы то ни было, клятву вовсе и безусловно. Такое впечатление подкрепляется параллельным местом Иак.5:12 , где апостол говорит: «прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою ( μ μνετε... λλον τιν ρκον), но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению». Так и поняла эти слова Христа древняя Церковь , в смысле абсолютного воздержания от всякой клятвы. Иустин мученик : «Он (Иисус Христос) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину, в словах: «не клянитесь вовсе» и прочее (буквально приводятся слова 37-го стиха с небольшими различиями)». Евсевий Кесарийский («Церковная история», VI, 5) рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи по какому-то случаю требовали с него клятвы, но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин – и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но т.к. он твердо стоял на своем, его отвели к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через некоторое время Василид был обезглавлен. Святитель Иоанн Златоуст решительно вооружается против всякой клятвы, говоря, что она позволительна была только для древних, подобно тому, как сосцы позволительны только для детей, а не для взрослых. То, что прилично отроку, неприлично мужу. Одень отрока в одежду взрослого человека – будет и смешно и опасно для него ходить, потому что он часто будет запутываться. Поручи ему производство гражданских дел, поручи торговлю, заставь сеять и жать, – опять будет смешно. «Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди». Феофилакт: «Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела, но после Христа она – дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но неприлично мужу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первоначально Церковь избегала употребления этого слова, как и templum, потому что это напоминало о языческом богослужении. Но потом слово «гимн» получило право гражданства. Hymnus scitis quid est: cantus est cum laude Dei. Si laudas Deum et non cantas, non dicis hymnum. Si cantas et non laudas Deum, non dicis hymnum. Si laudas aliquid, quod non pertinet ad laudem Dei, et si cantando laudes, non dicis hymnum (знайте, что такое гимн, он есть песнь с хвалою Богу. Если хвалишь Бога и не поешь, то это не есть гимн. Если поешь, но не хвалишь Бога, то это не есть гимн. Если хвалишь что-нибудь, не относящееся к хвале Божией, то, если и с пением будешь хвалить, это не есть гимн). У евреев, как сказано выше, была определенная «аллилуиа» при вкушении пасхального агнца. Принимал ли участие в пении Сам Иисус Христос, неизвестно. Saepe orasse in mundo Jesum legimus; cecinisse, nunquam (читаем, что Иисус Христос часто молился в мире, но чтобы Он пел, об этом не читаем никогда). Но Иустин-мученик («Диалог с Трифоном-иудеем», 106) говорит, что Спаситель принимал участие в пении. Оставаться в Иерусалиме всю ночь во время празднования Пасхи не было обязательно. Как первая Пасха сопровождалась исходом евреев из Египта, так и новозаветная Пасха закончилась исшествием Христа и Его учеников из Иерусалима». Мф.26:31 .  Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; (Ср. Мк.14:27 ; Ин.16:31–32 ). В предстоящее ночное время указывается на ужас, которого не выдержат ученики. Эта ночь будет временем соблазна даже для самых ближайших учеников Христа, они рассеются подобно тому, как рассеиваются овцы, когда бывает поражен пастух. Ученики рассеются все. Ссылка на Зах.13:7 . В цитатах евангелистов кратко передана только мысль подлинника, но в выражениях нет сходства ни с еврейским подлинником, ни с переводом Семидесяти. «Порази» у евангелистов заменено словом «поражу», потому что если бы поставлено было первое слово, то слова Христа не относились бы к настоящему случаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

7 . Из декреталии о канонических книгах папы Геласия I (492−496 гг.). «... Святая Римская Церковь не приобрела главенство в силу постановления Соборов, но обладает им по слову Господа и Спасителя, как оно находится в Евангелии: «И Я говорю тебе: ты – Камень (Петр), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18 −19). Итак, первое место принадлежит Римской Церкви, Престолу Апостола Петра, «не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Второе место принадлежит Александрии – освященной пламенем Петра через Марка, как его ученика и евангелиста... Третье же место принадлежит Антиохии, прославленной пребыванием там того же блаженного апостола Петра...». (H. Deuzinger Ench. Symbol, 922, р. 72). 8 . Из письма «Adeone te» папы Пелагия III (556−561 гг.) к некоему епископу (ок. 560 г.). «Неужели ты, возведенный на высшую ступень священства, не знаешь, что впадаешь в раскол, когда отпадаешь от общения с Апостольским Престолом? Неужели ты, поставленный народу для проповеди , не читал, что Христос, Господь наш, учредил Церковь на князе Апостолов, дабы «врата адовы не одолели ее?» ( Мф.16:18 ). А если читал о том, где еще мнишь быть Церкви, когда в нем одном объединяются все апостольские Престолы? Кому еще так же, как ему, кто получил «ключи», была дана власть «вязать и решить»? ( Мф. 16:19 ). Но потому ему одному сначала было обещано дать то, что потом всем было дано, чтобы, как толкует это блаженный Киприан-мученик, было указано единство Церкви. Почему же ты, возлюбленный во Христе, заблуждаешься касательно этого толкования или в чем ином надеешься обрести спасение?». (H. Deuzinger Ench. Symbol. 922., р. 102−103). 9 . О единстве Церкви. Булла «Unam Sanctum» от 18 ноября 1302 г. папы Бонифация VIII (1294−1303). «...Высший духовный авторитет может быть судим только лишь Богом, но не людьми. По свидетельству Апостола: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Кор.2:15). Следовательно, авторитет этот, хотя и уделен человеку и человеком применяется, не является человеческим, но скорее божественным, данным Петру и его преемникам божественным глаголом: «...еж аще свяжеши...» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

7) Почему в различных нуждах мы обращаемся к разным святым: одних просим об исцелении от болезней, других – о благополучии в семейной жизни и т.п. 7) Потому, – что каждому святому как при жизни, так и по смерти, Господь дает различные дарования: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:11 ). 8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их? Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Me. 10:40–41). О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков. Св. Ерм, муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковью, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь. Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены» 6 . Св. Афинагор говорит: «Мы признаем и множество Ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог через Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, небесами и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их? Из примеров верующих Ветхого и Нового Заветов. Иисус Навин при виде Ангела «пал лицем своим на землю и поклонился“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Поклонялись Ангелам родители Сампсона, – Маной и жена его ( Суд. 13: 20 ), Давид и старейшины ero ( 1Пар. 21: 16 ), пророки Валаам и Даниил ( Чис. 22: 31 . Дан. 10: 9–10 ) и другие. Святым угодникам тоже покланялись: Авдий и пятидесятник царя Охозии поклонились пророку Илии ( 3Цар. 18: 7 . 4Цар. 1: 13 ); ему же поклонились до земли «Сыны пророков» ( 4Цар. 2: 15 ); Сунамитянка поклонилась пророку Елисею, воскресившему ее сына ( 4Цар. 4: 37 ); Навуходоносор поклонился пророку Даниилу ( Дан. 2: 46 ), а темничный страж – ап. Павлу и Силе ( Деян. 16: 29 ). И Ангелов и святых мы всегда должны прославлять и ублажать в своих молитвах, как «друзей“ Божиих: «Отдавайте, учит ап. Павел, всякому должное... кому честь, – честь“ ( Рим. 13: 7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак. 5: 10–11 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их“ ( Евр. 13: 7 ). Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимаег Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ ( Мф. 10: 40–41 ). О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков. Св. Ерм , муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковию, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь. Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены“ . 6

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Сколь непонятно, чудно и это: самаритяне охотно поверили словам Господа и умоляли Его остаться у них; маловерные гергесяне, напротив, упрашивали Господа поскорее уйти от них. Неверные иудеи ни словами, ни делами, ни знамениями и чудесами Господа не образумились и не уверовали в истину Его посланничества Божественного: суды Твои, Господи, бездна великая!    Иулиан Александрийский, святой мученик, по причине болезни ног не могший ходить, был принесен двумя своими служителями пред судилище гонителей христианства. Один из принесших слуг был христианин, но отрекся на судилище как от Христа, так и от своего господина и погиб в мерзком идолопоклонстве; другой из них, по имени Евн, не изменил ни Богу, ни своему господину и остался в вере Христовой непоколебимым.    Оба исповедника Христовы сначала были посажены на верблюдов и водимы по городу Александрии с бесчестием и поруганием, затем подвергнуты были немилосердному биению, напоследок брошены живыми в горящий костер, где в добром исповедании предали души свои Богу. Смотря на их мучения, один из присутствовавших при этом воинов, по имени Веса, сострадал неповинным мученикам, начал усовещивать народ и унимать его от буйства, был приведен к судье, обвинен, что он тоже исповедует веру Христову, и по определению судьи приговорен к смертной казни: ему палач отрубил голову; таким образом, он получил мученический венец вместо отвергшегося от Христа служителя-христианина.    Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая!    Для божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божие о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове; «ибо, когда еще они не родились и не сделали ничего доброго или худого» (Рим. 9:11), почему было бы можно предпочесть одного из них другому, Бог наперед уже сказал: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»(Рим. 9:13). «Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О, человек, кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» (Рим. 9:14, 20, 21)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010