Понятие о возмездии у святых Отцов и учителей Церкви употреблялось только в смысле предварительном, чтобы быть понятным для грешного, слабого человека. И по Слову Божию не Господь, вопреки желанию и способности грешника, отлучает его от общения с Собою, а самому грешнику неприемлемо общение с Богом. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин 3:20). Грешники сами бегут от Бога и Царства Божия, потому что для них это невыносимо. Если человек делал зло, если он думал только о самоуслаждении, тогда в царстве Божием он найдет только обличение своей жизни, только ее полное отрицание, и потому возлюбит тьму, не пойдет к свету. Каждый получает то, к чему приготовлена его душа. Праведник найдет утешение в том, что он пришел к свету, которого искала и к которому направляла себя его душа, а грешник будет мучиться от той самой тьмы, которую он возлюбил. Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19). Святые Отцы и учители Церкви ясно раскрывают естественную зависимость будущей участи от направления земной жизни. Священномученик Ириней Лионский, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Египетский, преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий, преподобный Исаак Сирин, святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст — все они утверждают это учение как православное. Епископ Феофан Затворник, говоря о вечном блаженстве, определяет степень участия в блаженстве тем, “сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою” (“Письма к одному лицу”) . Но это не значит, что блаженство и мучения даруются помимо Бога; законы бытия всего мира установлены волей Божией; наказывается зло по правде Божией, только она руководится не чувством оскорбления, не желанием удовлетворения, а нравственным состоянием человека. Правде Божией невозможно, не отрицая себя, даровать мир и жизнь беззаконию.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 292–293 ). Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои... и уже больше не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых ( 108, 99 ). Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 115 ). «Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф. 3,8 ) «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» ( Числ. 5, 5–7 ). Не тот исповедует свой грех, кто сказал: я согрешил, и потом остается во грехе, но тот, кто, по словам псалма, открыл грех свой ( Пс. 31,5 ) и возненавидел его. Какую пользу принесет больному забота врача, если больной крепко держится того, что разрушительно для его жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно... Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах, а потом дающий обет восстать к здоровой жизни положил конец прошедшему и после сделанных грехов положил некое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние... Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но им необходимы и достойные плоды покаяния. Святитель Василий Великий ( 113, 556 ). Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 556 ). Для излечения глубоких ран нужны труды, посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту, но она не иначе достигает этого как путем бесчисленных трудов, скорбей и мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святитель Климент Римский (I век) учил: «Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что, мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» 314 . Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов, а может и более, человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий. А наши церковные либералы, которые проповедуют апокатастасис, пусть вслушаются в слова Златоуста, чтобы понять, на чью мельницу они льют воду. Я уже ранее цитировал эти слова, святитель Иоанн писал: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну» 315 . Что же ждет в Царстве Славы верующих людей? Точно так же, как мы не можем представить зло мук ада, так же мы и не можем представить благости Рая. Сказано: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:3–4 ). Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Какая будет слава, какая радость удостоиться того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом Господом вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило» 316 . Здесь святитель Киприан цитирует слова апостола Павла, говорившего, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Но далее апостол Павел говорит, что Жизнь вечная начинается в этой жизни, когда мы участвуем в Таинствах Церкви, которые, как известно, совершаются Духом Святым: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(99) «И бесы, говорится, просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» 172 . Промышлять обо всем и спасать его кому может быть свойственно, кроме одного только сущего по природе Бога? Так и Спаситель говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без (воли) Отца вашего, Который на небесах 173 ; у вас же и волосы на голове все сочтены» 174 . И вот же какой промысл Христос совершал относительно сущего, что нечистым демонам нельзя было иметь власти даже над стадом свиней. Но выслушав моление, Он едва позволил это не потому, что исполнял их просьбу, но дабы нас склонить к осознанию того, что Он промышляет обо всем как Бог. Тогда каким образом не Бог – Тот, Кто принимает на Себя приличное Богу могущество и власть над всем и сохраняет то, что сотворено Им как Свое собственное? (100) «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» 175 . Он знает, что Господином жатвы является Бог всего, ведь Его – и умозрительное гумно, то есть человечество, и жатва. Но вот, приказав молить Господина жатвы, Он тотчас показал, что это Он Сам, выслав делателей, то есть святых апостолов, которым как Бог Он дал и власть над нечистыми духами. Ведь состоянию человечества несвойственно передавать кому-либо действие Святого Духа, а Христос его дал. Тогда каким образом не Бог Он по природе и по истине, хотя Слово и стало плотью? (101) «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» 176 . Многие из святых были призваны к славе мученичества и достигли совершенства через страдания и смерть, исповедав Христа. Так были ли они увенчаны, настаивая на том, что Он – простой человек, или напротив, почтя Его исповеданием как Бога? Но последнее очевидно. Ведь те, которые отреклись от этого, и славы мученичества лишились, и в день суда обнаружат, что Сам Христос отрекается от них. Тогда каким образом не Бог – Он, увенчивающий славой мученичества тех, которые исповедуют, что Он таков поистине?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Блаженство праведных будет еще более полным оттого, что все они будут в ближайшем взаимном общении между собой. Многие придут с востока и запада, говорится в Священном Писании, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:9 ). Таким образом, каждый блаженный обитатель Царства славы будет общаться с теми, с которыми здесь был связан тесными духовными узами чистой любви, родства и дружбы. И особенно отрадно то, что он увидит и узнает там всех святых Божиих – праотцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников и всех праведников, и с ними войдет в общение. Святые будут общаться там с Ангелами и всеми чистейшими духами. Святой апостол Павел говорит: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов ( Евр.12:22 ). Такое общение будет неиссякаемым источником блаженства для праведников, тем более что взаимной любви ничто там нарушать не будет, потому что не будет ни честолюбия, ни корыстолюбия, ни зависти, ни других страстей и людей с такими пороками. «Какая будет слава, какая радость, – восклицает святой Киприан, – приветствовать Авраама, Исаака, Иакова и всех патриархов и пророков, и апостолов и мучеников, вместе со святыми наслаждаться сладостью дарованного бессмертия!» Святитель Иоанн Златоуст говорит о будущем блаженстве: «А что всего важнее, так это непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с Ангелами, с Архангелами, с горними силами... Ни в чем не будет тогда смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых по причине взаимного между всеми единомыслия». «Там, – говорит преподобный Ефрем Сирин о будущем блаженном жилище, – тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, пророков, патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных. Там отложена награда и уготовано нечто для всякого начала, власти и чина». Находясь во взаимном общении, праведники будут тесно связаны между собой и единством своей деятельности. Она будет состоять в созерцании Бога и Его бесконечных совершенств, в предстоянии перед Престолом Божиим и поклонении Господу ( Откр.19:4 ), в служении Богу и исполнении Его воли ( Откр.22:3 ) и, наконец, в непрестанном прославлении Бога ( Откр.5:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Во время борьбы (какую воздвиг дьявол) против Иова, никому, кроме Бога, не была известна цель этой борьбы. Иову была неизвестна причина борьбы, не знал он и о том, что эти подвиги имеют целью его упражнение. Друзья не знали намерений Божиих, дьявол не знал будущего. Ведь, конечно, если бы он знал, что потерпит поражение, он не стал бы и нападать. И для Иова последствия борьбы оставались неизвестными. Что Бог предал его по попущению, об этом Иов узнал только тогда, когда ему было открыто Богом. Дьявол же не знал, к какому концу приведет это состязание. Когда бы он знал, то не стал бы и пытаться, чтобы не навлечь на себя еще большего стыда; но что он потерпел от мучеников, то потерпел и от Иова. Он убивал мучеников, чтобы подавить Церковь , не зная, что от крови мучеников Церковь еще более процветет. Итак, все были в неведении, кроме Бога. Друзья, не ведая ни намерений Божиих, ни чистоты Иова, решились скорее – как бы по суду неведения – осудить Иова, как страдающего заслуженно, чем признать Бога судящим несправедливо. Вооружись вниманием. Они решились осудить человека, как страдающего заслуженно за свой грех, чем сказать о Боге, что Он судит несправедливо. И на половину они достигали цели, объявляя Бога непричастным неправде, на половину же ошибались, осуждая невинного. Но раз они не знали, их неведение оправдывается, и они заслуживают одобрения за то, что даже в неведении рассуждая, тем не менее не произнесли приговора против Божественного правосудия. Против праведности Иова они возражают, правду же Божию восхваляют. Далее Иов подвергается обличению со стороны своих друзей, и они говорят против него: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов.4:7 ). Когда ты видел праведников, погибающих до конца? Если бы ты не согрешил и не сделал чего-либо достойного греха, Праведный Судья не осудил бы тебя несправедливо. Велики твои грехи. Если же (допустить, что) сам ты не согрешил, то как (объяснить) это, если не (допустить, что) согрешили дети твои. Но, конечно, ты нередко обижал вдов, притеснял сирот. Если же это случалось, то Бог справедливо произнес против тебя такой приговор. Иов сознавал в самом себе, что он ничего подобного не сделал, но сознавал в то же время, что и Бог не судит несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Все, однако ж, будущие мучения грешников представляются в Писании одинаково вечными и нескончаемыми. Еще пророки Исаия и Даниил предрекали грешникам вечность, ожидающих их после всеобщего воскресения, в обновленном мире, мучений, первый выразившись о них, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ), а последний, что они от сна во прахе земли пробудятся на вечное поругание и посрамление, тогда как праведники восстанут для жизни вечной ( Дан.12:2 ). Это же, впоследствии, повторил св. Иоанн Предтеча, когда, указывая народу на Спасителя мира, так выразился о Нем, как будущем Судии и Мздовоздаятеле грешников, уподобленных им соломе, при уподоблении праведников пшенице: Ему же лопата в руце, и Его отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:12 ). Между тем, и Сам Иисус Христос с совершенной ясностью подтвердил Своим учением вечность, ожидающих грешников после суда, геенских мучений. Так, наставляя верующих в том, что, если кого-либо соблазняет какой-либо из членов, рука ли и нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому, или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а, также, двумя глазами быть вверженну в будущий огонь или геенну, этот огонь Он прямо назвал огнем вечным ( Мф.18:8 ), и огнем неугасимым ( Мк.9:43, 45 ), а о геенне несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или идеже червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:44, 46, 48 ), чем, понятно, отстранялась всякая мысль о прекратимости когда-либо, неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем, ожидающих грешников, геенских мучений. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот на суде приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным ( Мф.25:41 ), а, предуказывая, затем, на то, что отсюда произойдет для грешников, сравнительно, с праведниками, Он говорит: и идут сии (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Где, в самом деле, предаются своим грязным делам жены, удаляющиеся от закон­ных мужей, как не у гробов мучеников, под предлогом молитвы устраивая здесь свидания с нарушителями брака и оскорбляя тем самых мучеников? А часто они даже и клянутся именем мучеников в верности своим беззаконным делам. О, как много зла причинила Ева и как много добра она погубила! Все женщины преданные цело­мудрию, достойны названая мужественных. И между женщинами бывает большая разница, как и между мужчинами, и между ангелами. Те женщины, которые соблюдают целомудрие, следуют примеру Девы, любят Сусанну, целуют Сарру, обнимают Ревекку. А нарушающие целомудрие заблуждаются как Ева , клевещут как египтянка, стригут как Далила, убивают рабов Божих как Иезавель. Это не частное мнение, это засвидетельствовано вселенной. Пусть же некоторые из безбожных, услышавши только что сказанное, не пытаются развра­щать наш слух, уловляя нас в разногласия. У нас нет общих с ними мыслей. Апостольское слово, указывая на Еву, дает нам повод говорить то, что мы сказали. Поэтому, ежегодно мы возобновляем в памяти те же самые слова, приводя в свидетели божественного Павла, ска­завшего: «обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ), – чтобы не соблазнил и вас змий, как соблазнил Еву, жену Адама, на грехопадение. В другом месте тот же апостол говорит: «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ), а не с невоздержанием. «Спасется через чадородие», – говорит, – конечно (если рождает) не так, как Ева родила Каина, но как Дева родила Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом; ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мы говорим это, заимствуя не из книг, богодухновенность которых неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени ( Дан.7:25 ). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами – следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени ( Дан.12:7 ). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: пройдет тысяча двести девяносто дней ( Дан.12:11 ); и сии: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней ( Дан.12:12 ). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). 17 . Кто же тот блаженный человек, который из благочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаной будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли признаков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх, и обольщение, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). Да не придет тогда на сердце чье-либо мысль: более ли сотворил Христос? Какой же силой действует Он? Если бы Бог не хотел этого, то и не попустил бы ему. Апостол предостерегает тебя от этого и говорит: И за сие пошлет им Бог действие заблуждения ( 2Сол.2:11 ). Пошлет значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы этим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? Не веровавшие истине ( 2Сол.2:12 ), -то есть истинному Христу; но возлюбившие неправду, то есть в антихристе. Попустит же быть этому Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно пророкам Его и апостолам, чтобы они за кратковременные страдания наследовали вечное Царство Небесное, говорит Даниил: спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге ( Дан.12:1 ); явно, что в книге жизни: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

О Господи Боже, Создатель и Вседержитель, единый Боже, единый Творче, добрый источник благости, Тебе кланяемся и Тебе молимся: наставь нас к доброму концу Духом Твоим Святым, чрез Господа Иисуса Христа. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 декабря 1. Св. пророк Аввакум . Сын Асафатов из колена Симеонова. Пророчествовал за 600 лет до Христа, в правление царя Манассии. Предрек опустошение Иерусалима. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, подступил к Иерусалиму, Аввакум укрылся в стране Измаильской, откуда затем снова вернулся в Иудею, где жил, занимаясь земледелием. Однажды, когда нес он обед жнецам на поле, вдруг явился ему Ангел Господень и сказал: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю ( Дан. 14:34–35 ). Тогда Ангел взял его за волосы и в один миг перенес в Вавилон, на огромное расстояние, в львиный ров, куда в наказание от царя Кира был брошен пророк Даниил – за то, что не поклонился идолам. Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе , – крикнул ему Аввакум. И взял Даниил пищу и ел. Затем сей Божий Ангел опять поднял Аввакума в воздух и перенес в Иудею, на его поле. Сверх всего прочего, пророчествовал Аввакум об освобождении Иерусалима и о Христовых временах. Упокоился в глубокой старости и погребен в местечке [Кеил] (Кела). Его мощи были открыты в эпоху императора Феодосия Великого. 2. Св. мученица Миропия . Родилась в Ефесе, в христианской семье. По смерти отца переселилась с матерью на остров Хиос, где и пострадала за Христа. Мученическая кончина сей святой девицы имела место вскоре после страданий и смерти славного мученика Исидора (см. 14 мая). Когда палачи обезглавили Исидора, храбрая Миропия тайно взяла его тело, помазала благовониями и с честью похоронила в особом месте. Злой и бесчеловечный князь Нумериан услышал, что тело мученика украдено, и хотел казнить стражей. Узнав о том, что невинные люди пострадают за ее поступок, блаженная Миропия сама явилась к властям и призналась, что взяла и похоронила тело мученика. По приказу князя святую Христову девицу жестоко бичевали по всему телу, а затем, всю израненную, бросили в темницу. Однако Господь не оставил Свою мученицу без утешения. В полночь воссиял в подземелье небесный свет и явилось множество Ангелов, посреди которых [стоял] святой Исидор. «Мир тебе, Миропия, – сказал он святой девице, – взошла твоя молитва к Богу, и скоро ты будешь с нами и воспримешь уготованный тебе венец». Святая страдалица возрадовалась [о сем] и в ту же минуту предала свой дух Богу. От ее тела источилось дивное благоухание, наполнившее всю темницу. Один из стражей, увидев и ощутив всё это, уверовал во Христа, крестился и вскоре и сам претерпел мученическую смерть. Святая Миропия преставилась в вечность в 251 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010