Люди: Господи, помилуй (трижды). Молитва усердного моления Священник: Господи, Боже наш! Прими усердное моление рабов Твоих и помилуй их необъятной милостью Твоей, и дары Твои 77 ниспошли им и всему Народу Твоему, ожидающему от Тебя изобильной милости и щедрот Твоих. Ибо Ты милостивый и человеколюбивый, и Тебе славу воссылаем – Отцу и Сыну и Святому Духу – и ныне, и присно, и во веки веков! Люди: Аминь. Ектения об усопших Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь нас и помилуй. Люди: Господи, помилуй (трижды здесь и далее). Диакон: Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божьих (имена) и о прощении им всех их согрешений – и вольных, и невольных. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся, дабы Господь Бог водворил их души там, где праведные почивают. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Милости Божией, Царства Небесного и прощения грехов их у христа, бессмертного Царя и Бога нашего просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Люди: Господи, помилуй. Ектения об оглашаемых 83 Диакон: Оглашаемые, помолитесь Господу! Оглашаемые: Господи, помилуй 84 . Диакон: Верные, об оглашаемых помолитесь, дабы Господь помиловал их 85 . Верные: Господи, помилуй. Диакон: Дабы уразумели Слово Истины. Верные: Господи, помилуй. Диакон: Дабы открылось им Благовестие оправдания 86 . Верные: Господи, помилуй. Диакон: Дабы соединиться им во Святой Твоей, Соборной и Апостольской Церкви 87 . Верные: Господи, помилуй. Диакон: Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Верные: Господи, помилуй. Диакон: Оглашаемые, главы ваши Господу преклоните. Люди: Тебе, Господи. Молитва верных первая Священник: Благодарим Тебя, Господи, Боже небесных Сил, ибо Ты удостоил нас и ныне предстать Святому Твоему Жертвеннику, припасть к милосердию Твоему и просить о прощении наших грехов и грехов человеческого неведения 100 . Прими, Боже, молитву нашу и соделай нас достойными приношения Тебе молитв и ходатайств, и бескровных жертв за себя и за весь Народ Твой. И предуготовь нас, поставленных силой Духа Твоего Святого для служения сего, в свидетельстве чистой совести, неповинно беспрепятственно взывать к Тебе 101 во всякое время и на всяком месте, дабы, услышав нас, Ты был бы милостив к нам обилием Твоей благости. Ибо подобает Тебе от всех слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу – ныне, и присно, и во веки веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

выше ). Диакон: Вонмем: Иерей пятый: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Диакон: Будем внимать. Священник пятый: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 5 Ты, Господи, сохраниши ны,/и соблюдеши ны от рода сего, и во век. Стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный. Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас/от рода сего и вовек. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного. Пс 11:8 , 2А Диакон: Премудрость. Чтец: К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение. Диакон: Вонмем. Диакон: Премудрость. Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Второе послание к Коринфянам, зачало 168 Братие, не хощу вас не ведети о скорби нашей, бывшей нам во Асии, яко по премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити. Но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога возставляющаго мертвыя, Иже от толикия смерти избавил ны есть и избавляет; Наньже и уповахом, яко и еще избавит; поспешающим и вам по нас молитвою; да от мног лиц еже в нас дарование, многими благодарится о вас. Братья, мы не хотим, чтобы вы пребывали в неведении о скорби нашей, происшедшей в Асии, что мы были удручены чрезмерно, сверх силы, так что мы потеряли надежду и остаться в живых; но сами в себе мы получили осуждение на смерть, чтобы полагаться нам не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых, Который избавил нас от столь верной смерти и избавит, на Которого мы возложили надежду, что Он и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, для того чтобы из многих уст вознесено было о нас благодарение за дарованное нам по молитве многих. 2 Кор 1:8–11 Священник пятый: Мир ти. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Священник пятый: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Аллилуия, глас 5 Стих: Милости Твоя, Господи, во век воспою. Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь. Пс 88:2А Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Диакон: Премудрость! Станем благоговейно.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа: И снова священник: Господи, Пресвятого Твоего Духа: Таже диакон, показуя орарем святый хлеб, глаголет тихим гласом: Благослови, владыко, святый хлеб. Затем диакон, указывая орарем на святой хлеб, говорит тихим голосом: Благослови, владыка, святой хлеб. Священник же восклонився, знаменует святый хлеб, глаголя: Хлеб убо сей, самое Честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Священник же осеняет св. Агнец крестным знамением со словами: Хлеб сей – Самым драгоценным Телом Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Диакон: Аминь. Благослови, владыка, святую чашу. И священник благословляя глаголет: Чашу же сию, самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Священник, благословляя св. чашу, произносит: Чашу же сию – Самой драгоценной Кровью Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Диакон: Аминь. Священник: Излиянную за жubom мipa. Священник: Пролитою за жизнь мира. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя. Диакон: Аминь. Благослови, владыка, их вместе. Священник же, благословляя обоя Святая, глаголет: Преложив Духом Твоим Святым. Священник же, благословляя рукою обе Святыни вместе произносит: Претворив Духом Твоим Святым. Диакон: Аминь, аминь, аминь. Помяни мя, святый владыко, грешнаго. Диакон: Аминь, аминь, аминь. Помяни, святой владыка, меня грешного. Священник же глаголет: Да помянет Тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Диакон: Аминь. Священник же молится Нас же всех, от единаго хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие. И ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего, но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, Апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Господи, спаси благочестивыя... Лик: Господи, спаси благочестивыя... Диакон: И услыши ны. Лик: И услыши ны. Диакон, наводя орарем, произносит громко ко вне стоящим: И во веки веков. Входит в алтарь и становится рядом со священником с правой стороны его. Лик: Аминь. Во время пения Трисвятого священнослужители читают Трисвятое трижды, благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред Престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, указуя орарем на Престол, гпаголет: Диакон: Повели, владыко. Священник и диакон целуют Престол и отходят к горнему месту. Священник, отходя, произносит: Благословен грядый во имя Господне. Диакон: Благослови, владыко, горний Престол. Священник благословляет горнее место: Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Становятся лицом к молящимся на горнем месте с южной стороны. В конце пения Трисвятого, чтец получает от него благословение на чтение Апостола. Диакон по исполнении Трисвятого: Вонмем. Священник, поклонившись предстоящим в алтаре, благословляет народ: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Чтец: Прокимен, глас... После пения прокимна, Диакон: Премудрость. Чтец: К Римляном послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено). Диакон: Вонмем. Чтец читает Апостол. Во время чтения Апостола и пения аллилуиария диакон, взяв кадильницу и получив благословение на каждение от священника, кадит Престол, жертвенник, алтарь, выходит из алтаря Царскими вратами, кадит иконостас, затем чтеца, входит в алтарь, кадит священника и предстоящих в алтаре, выходит из алтаря, кадит лик и всех молящихся, входит в алтарь, кадит священника, горнее место и отдает кадило пономарю. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места. Священник, по прочтении Апостола: Мир ти. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Чтец и Лик: Аллилуиа (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: «Помилуй нас, Боже...» Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному». Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Яко да Господь Бог учинит души их идеже праведнии упокояются». Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник: (тайно или вслух) «Боже духов...» Священник: возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот...» Хор: «Аминь». Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Вернии, о оглашенных...» Хор: «Господи, помилуй» Диакон: «Огласит их словом истины». Хор: «Господи, помилуй» Диакон: «Открыет им Евангелие правды». ( Священник развертывает верхнюю сторону антиминса). Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». Хор: «Тебе, Господи». Священник: (тайно) «Господи Боже наш, иже на высоких живый...» (На литургии Василия Великого : «Иже на небесах живый...») Священник: (возгласно) «Да и тии с нами славят...» Хор: «Аминь». В служебнике после возгласа «Да и тии с нами...» есть указание: «Священник простирает антиминс», т. е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных при прошении «Открыет им Евангелие правды». А во время возгласа «Да и тии с нами...» священник делает губкой (находящейся на антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Яко подобает Тебе. Лик: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Священник молитву сию велегласно: Боже пречистый. Лик: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Священник же молитву сию велегласно глаголет: Благословен еси Господи. Лик: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. И паки священник молитву сию глаголет велегласно: Боже Святый, создавый от персти человека. Лик: Аминь. И по Аминь, прием священник венцы 19) , венчает 20) первее жениха, глаголя: Венчается раб Божий, имя рек, рабе Божией, имя рек, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь 21) . Таже венчает и невесту, глаголя: Венчается раба Божия (и прочее). Таже благословляет я трижды, глаголя трижды: Господи Боже наш славою и честию венчай я 22) . Таже прокимен апостола, глас 8-й: Положил еси. Стих: Яко даси. Диакону рекшу: Премудрость. Чтец надписание апостола глаголет: Ко Ефесеем послания. Диакон глаголет: Вонмем. Чтец же чтет апостол 23) , зачало 230. Священник глаголет: Мир ти. Диакон: Премудрость, вонмем. Чтец, псалом Давидов. Аллилуиа, глас 5-й. Стих: Ты Господи. Диакон: Премудрость, прости… Священник: От Иоанна… Диакон: Вонмем. Священник чтет евангелие 24) Иоанна, зачало 6. Диакон: Рцем вси (ектению) 25) . Возглас: Яко милостив. Лик: Аминь. Таже диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Священник глаголет молитву сию: Господи Боже наш. Лик: Аминь. Диакон: Заступи, спаси ( ектению ). Священник возглашает: И сподоби нас Владыко. И людие: Отче наш. Священник возглашает: Яко Твое есть царство. Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему . Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе Господи. Таже приносится общая чаша, и благословляет ю священник 26) , и глаголет молитву сию. Диакон: Господу помолимся. Боже, вся сотворивый 27) . Возгласно: Яко благословися. Лик: Аминь. Таже взем священник в руки общую чашу, преподаёт им трижды, первее мужу, и потом жене 28) . И абие прием я 29) священник куму держащу созади венцы, обращает яко образом круга 30) : и поёт священник, или людие настоящие

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Люди: Аминь. Ектения об усопших Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь нас и помилуй. Люди:    Господи, помилуй (трижды здесь и далее). Диакон: Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о прощении им всех их согрешений – вольных, и невольных. Люди:    Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся, даб ы Господь Бог водворил их души там, где праведные почивают. Люди:    Господи, помилуй. Диакон: Милости Божией, Царства Небесного и прощения грехов их у Христа, безсмертного Царя и Бога нашего просим. Люди:    Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Люди:    Господи, помилуй. Молитва об усопших 70 Священник: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший, дьявола упразднивший и жизнь Твоему даровавший! Ты Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих в месте счастливом, в месте цветущем, в месте покойном, откуда сбежали болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, делом или в помышлениях, Ты, как благой и человеколюбивый Бог , прости. Ибо нет человека, который жив будет и не согрешит. Ты – один без греха, правда Твоя – правда вовеки, и Слово Твое – истина. 71 Ибо Ты, Христе Боже, –  воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена) и Тебе славу возсылаем 72 со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Люди: Аминь. Ектения об оглашаемых 73 Диакон:        Оглашаемые,  Господу помолитесь.   Оглашаемые:      Господи, помилуй. Диакон:         Верные, об оглашаемых пом олимся, да Господь помилует их. Верные:         Господи, помилуй. Диакон:         Даб ы уразуметь им Слово Истины. Верные:         Господи, помилуй. Диакон:         Даб ы открылось им Благовестие оправдания. Верные:         Господи, помилуй. Диакон:          Даб ы соединиться им во святой Твоей, соборной и апостольской Церкви. Верные:         Господи, помилуй. Диакон:         Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Верные:         Господи, помилуй. Диакон:          Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Часослов (Псалтирь) Диакон «Миром Господу помолимся» Служебник «Господи помилуй» Священник «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» Служебник «Аминь» Диакон «Бог Господь и явися нам…» Служебник Диакон Служебник «Бог Господь и явися нам…» Диакон Стихира «Обышедше обыдоша мя , и именем Господним противляхся им» Служебник «Бог Господь и явися нам…» Диакон Стихира «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» Служебник «Бог Господь и явися нам…» Диакон Стихира «Камень его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» «Бог Господь и явися нам…» «Тропари» (2 раза) «Слава, и ныне»: Богородичен четвертое приложение Минеи Кафизмы Псалтирь Седальны Октоих 50 псалом Часослов (Псалтирь) Канон. Ирмос первой песни Октоих Тропари канона Октоих, Минея Катавасия. На вседневной утрени катавасия поется после третьей, шестой, восьмой, девятой песни) Диакон После третьей песни катавасии «Паки и паки» (малая ектения) «Господи помилуй» Священник «Яко Ты еси Бог наш…» «Аминь» Седален; если 2 святых, ему предшествует кондак и икос второму святому. Хор и чтец Ирмосы и тропари четвертой, пятой и шестой песней В конце шестой песни катавасия Диакон Малая ектения – «Паки и паки миром Господу…» «Господи помилуй» Священник «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» «Аминь» Кондак (и икос, если он имеется) Хор и чтец Ирмосы и тропари седьмой и восьмой песней (в конце восьмой песни: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки»), затем – катавасия. Примечание: во время чтения восьмой песни канона диакон совершает каждение. Диакон «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» «Величит душа моя Господа…» (Диакон совершает каждение всего храма) Часослов Ирмос девятой песни: тропари канона (чтец), затем катавасия, и сразу: «Достойно есть» Диакон «Паки и паки…» (малая ектения) «Господи помилуй» Священник «Яко Тя хвалят все силы небесныя и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков»

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

§1. Жизнеописание Преп. Иосиф родился в Сицилии в конце VIII – начале IX веков. Там он получил первоначальное образование. Затем вместе с родителями преп. Иосиф переехал в Фессалию, где он 15-ти лет от роду поступил в Солунский монастырь. Там он проводил строгую постническую жизнь; питался сухим хлебом и спал на земле. Время он проводил в молитве и переписывании книг. За такой аскетический подвиг преп. Иосиф был рукоположен во пресвитера. Сблизившись с уважаемым аввой, преп. Григорием Декаполитом , преп. Иосиф отправился с ним в Константинополь. Вскоре, по повелению императора Льва Армянина, началась вторая волна иконоборчества. Преп. Иосиф вместе с преп. Григорием полагал все силы для защиты иконопочитания и укрепления верных. Православные решили отправить преп. Иосифа в Рим с просьбой к Римской Церкви прийти на помощь в борьбе с иконоборчеством. Морские разбойники, нанятые императором Львом, схватили преп. Григория и его спутников-иконопочитателей и передали их в критскую тюрьму. В тюрьме преп. Иосиф всячески поддерживал и утешал исповедников. Так прошло шесть лет. Из темницы преп. Иосиф был освобожден только после кончины императора Льва. Он вернулся в Константинополь, где устроил иноческую обитель при храме свят. Иоанна Златоуста (преп. Григорий в то время уже скончался). Будучи однажды в Фессалии, преп. Иосиф получил мощи св. апостола Варфоломея, которые привез в свой монастырь. Преподобный желал прославить св. апостола песнословиями, но сразу не решался взяться за сие дело. После пятинедельного поста, преп. Иосиф сподобился явления св. апостола Варфоломея, который предрек, что песни преподобного усладят вселенную. После этого чудесного случая преп. Иосиф постоянно занимался гимнографическими трудами. При императоре Феофиле преп. Иосиф вновь был сослан за свою верность святым иконам. Из ссылки он был возвращен св. императрицей Феодорой, восстановившей иконопочитание. После сего преп. Иосиф занимал видные церковные должности в Константинополе и, в частности, нес послушание духовника столичного клира. Как духовник, преп. Иосиф пользовался очень большим авторитетом; он прозорливо видел скрываемые грехи, но не обличал за это, а старался доводить исповедующихся до добровольного раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010