Пытаясь дать Комиссии по охране Лавры большие полномочия, Отдел по делам музеев и охраны памятников 21 сентября 1919 г. подчинил ее Отделу провинциальной охраны (вместо реставрационного) и назначил председателем комиссии Ю. А. Олсуфьева. 7 октября 1919 г. Отдел по делам музеев утвердил Положение о Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. В Положении отмечалось, что в порядке заведывания памятниками Лавры комиссия: «1) хранит их, 2) изучает, 3) описывает, 4) делает доступными для обозрения народом и, наконец, 5) руководит этими обозрениями. В порядке выполнения задач, возлагаемых на нее коллегией, комиссия: 1) подготавливает материал для реставрационных работ коллегии по иконописи, шитью, архитектуре и т. п., 2) изучая памятники, комиссия дает коллегии исторические справки, необходимые для реставрационных работ, 3) комиссия, по поручению коллегии и руководясь ее точными инструкциями, наблюдает за производимыми работами, осведомляя коллегию о ходе работ» 24 . Совершенно исключительна для музееведения тех лет была научно-издательская деятельность Комиссии по охране Лавры 25 . Изданные несколькими сотнями экземпляров описи икон, утвари, панагий до настоящего времени остаются востребованными в научном обороте. Практическое же значение их состояло в том, что ценности Лавры, описанные и изданные, не могли быть бесконтрольно изъяты, как это случилось в других монастырях и церквах. Но планомерная научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры вскоре была прервана. Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) [Обращение. Б. м., 1919.] Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Ее цели и задачи//Музей-5. Художественные собрания СССР. М., 1984. С. 163. Троице-Сергиева Лавра. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (далее: Комиссия...). Сергиев Посад, 1919. Содержание: П. Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Щекотов: Но я должен указать на то, что запоры недействительны, воинская охрана, как это показывает пример Лавры, слаба. Мы согласны с тем, что неудобно держать охрану из монахов, но заменить нечем. По-моему, необходимо выработать резолюцию по этому вопросу. Мансуров: Даю справку: Кронид был в список внесен не комиссией, а представителем исполкома, чтобы в среде монахов внедрить дисциплину. А остальные – как давно известные с точки зрения честности и которым доверяли. Щекотов: Предлагаю, товарищи, говорить не о прошлом, а о будущем, перейти непосредственно к творческой работе. Председатель: Иногда и экскурсии в область истории полезны. Ванханен: Мы были согласны с временным оставлением монахов как сторожей, но за эти два месяца мы убедились, что они нисколько не лучше обыкновенных граждан, в числе их есть те же воры... Потому еще вопрос: лучше ли могут охранять Лавру монахи или частные лица? Я приведу содержание перехваченного письма одного из монахов в Саратовскую губернию, где он жалуется, что их жмут, их ограбили, все у них отняли и жить им не дают. Разве это не распространение контрреволюции? Розенталь: Необходимо уничтожить это контрреволюционное гнездо. Смирнов: Подобный подбор стражи в пролетарском музее абсолютно недопустим. Председатель: Получают ли сторожа жалованье от комиссии? Щекотов: Мы заинтересованы в сохранении кадра служащих и опираемся на их исполком. Относительно жалованья служащим могу сообщить, что жалованье было назначено по первой смете по 300 руб. в месяц от отдела. Но в последнее время произошла заминка в выдаче его, и они ничего не получают. Теперь представляется новая смета по низшим ставкам отдела труда. Розенталь: По чьему распоряжению выдавалось жалованье в таком размере? Мансуров: Смета была составлена до ликвидации Лавры как монастыря. Розенталь: Была ли представлена смета Государственному контролю на утверждение, было ли в этой смете указано, что жалованье выдается на содержание стольких-то монахов-сторожей по 300 руб. в месяц и утверждена ли она?

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

2) Лавру, этот религиозный центр, в качестве здания для музея. 3) Местного обывателя, которому религиозная настроенность диктуется главным образом самыми жизненными для него экономическими интересами. 4) Монахов Лавры в качестве охранителей. 5) Людей, обвеянных дымкой религиозных мечтаний, в лагере ученых и административных кругов Комиссии. Вы хотите сложить эти слагаемые и получить в итоге пролетарский музей, возникший в интересах борющегося рабочего класса. Я скажу Вам: напрасная мечта. Результат этих неудачных попыток налицо. Лавра, несмотря на состоявшуюся ликвидацию, продолжает фактически оставаться тем же монастырем. Мелькают монашеские рясы, не обрывается связь архимандрита Кронида с монахами, выселенными в различные скиты. Здесь монахи, вызываемые на так называемую недельную чреду служения, имеют особую комнату для ночлега и жительства. Спрашиваю их: кто разрешил? Говорят: Олсуфьев. Это можно продолжать без конца. Я жду прямого, ясного и точного ответа, считает ли Российская коллегия принципиально допустимым существование религиозного культа с храмами, монахами, мощами, церковными службами рядом с музеем, который как будто создается для пролетарских масс? Ванханен: Позвольте и с своей стороны задать тот же вопрос: возможно ли вести ту пропаганду, о которой говорит т. Щекотов, в народных массах, когда в Лавре, где должен быть центр борьбы с темнотой, происходит день и ночь служение? Щекотов: Я должен сказать, что во время конструирования комиссии вопрос о закрытии храмов предусмотрен не был. С точки зрения научной работы в Лавре, закрытие храмов безразлично для музейной работы, музей не боится ни закрытых, ни открытых храмов. Как на начало одной [из форм] религиозной работы комиссии, могу сослаться на многие документы, открытые комиссией и подготовленные к печати, но неотпечатанные по причинам, от комиссии не зависящим, связанным с типографскими затруднениями. Мы не уполномочены пославшим нас отделом на закрытие храмов и прекращение культа, в то же время и не можем брать на себя ответственность за политическое поведение и работу других, если по вине их оказывается слабой контррелигиозная борьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Мансуров: Мы говорим о монахах-сторожах. Ведь о каждом из них можно собрать исчерпывающие сведения. При обсуждении этого вопроса в отделе Н. И. Троцкая стала на ту точку зрения, что монахи, знающие Лавру лучше, чем [кто-либо] другой, могут быть и лучшими сторожами, чем кто бы то ни было. Смирнов: Присутствие в Лавре не только монахов, но и иеромонахов недопустимо, я скорее готов совершенно закрыть Лавру, чем примириться с необходимостью держать в ней монахов в качестве сторожей. Наша задача – борьба с религиозным фанатизмом. А это не достигается. Обратите внимание на список: в нем только пять послушников, остальные иеромонахи или «рясофорные» монахи. Разумеется, охрана с таким составом недопустима. Щекотов: Н. И. Троцкая, решив основать в Лавре дом для выздоравливающих красноармейцев, думала заменить впоследствии охрану из монахов охраной из этих красноармейцев. Председатель: Когда предполагается устройство этого дома отдыха для красноармейцев? Щекотов: В марте, но это зависит от того, насколько исполком пойдет навстречу Коллегии в деле отвода помещения. Смирнов: Я укажу еще на то, что, когда войдешь в Лавру, везде видишь предметы культа, даже над дверями помещения коллегии прибита икона. Все это недопустимо. Комиссия наличность предметов культа объясняет незаконченностью работ и обещает этот пробел восполнить в ближайшем будущем. Председатель: Вопрос о нахождении в Лавре монахов в качестве стражников поднимался в VIII отделе Наркомюста, и я могу сказать, что это явление, с точки зрения революционного правосознания, VIII отдел считает недопустимым. Целый ряд фактов, имеющихся в нашем распоряжении, показывает, что существует в церковных кругах определенное желание использовать Лавру в политических целях. Известно, что монахи Лавры получают от приходских общин 120 000 руб. в месяц. Никаких трудовых коммун здесь не должно возникать, поскольку эти коммуны будут организовываться по религиозному признаку и всей коммун , всецело состоящей из монахов, будет поддерживаться религиозный культ. По признанию самих же представителей церковной иерархии, коммуны – это последняя соломинка, протянутая будто бы Советской властью. Здешняя, например, лаврская община уже рассуждает о том, что сейчас ставится на обсуждение собрания комиссией, она даже колеблется, не следует ли Патриарху выступить с особым посланием по поводу этих трудовых коммун, и только страх, как бы не выпала из рук последняя соломинка, заставляет общину решить, чтобы Патриарх со своим посланием остался бы в стороне. Из переписки игумена одного из монастырей Костромской губернии и из приказа какой-то Первой Сионской 37 канцелярии видно, что образование коммун есть лишь перекрашивание с целью замаскировать истинные планы и действия церковников. Здесь совершенно справедливо указывали, что было бы целесообразнее, чем иметь в качестве сторожей монахов, повесить на двери музея замки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

3) Жилые помещения, хозяйственные постройки, инвентарь, находящиеся в пределах старых и новых стен Лавры и не имеющие художественного или исторического значения, а также, хотя и имеющие художественно-историческое значение, но использование которых в хозяйственном и культурно-просветительном отношении не может нанести ущерба первому их назначению, передаются в ведение местного исполнительного комитета для рациональной утилизации в интересах города и района, преимущественно в целях социального обеспечения и народного просвещения. Примечание. Всякая перестройка или ремонт зданий, имеющих историческое и художественное значение, производится с ведома Народного комиссариата просвещения. 4) Для передачи художественно-исторических зданий и ценностей в ведение Народного комиссариата просвещения составляется комиссия из представителей Народного комиссариата просвещения (два), Народного комиссариата юстиции (один) и губернского исполнительного комитета (один), с правом вызова экспертов. 5) Поручить этой комиссии в месячный срок выделить для передачи в ведение Народного комиссариата просвещения все ценные в художественном и археологическом отношении имущество и здания, выработать правила по охране их и составить инвентарную опись всего ценного в художественном и археологическом отношении имущества, а также всего имущества Лавры вообще. Подписали: председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин). Управляющий делами Совета народных комиссаров Влад. Бонч-Бруевич. Секретарь Фотиева, 20 апреля 1920 г.» Основное отличие изданного декрета от проекта Совнаркома состоит в добавлении пункта 5, определяющего сроки и порядок передачи зданий и ценностей в ведение Наркомпроса. В пункте 4 изменено представительство в комиссии по передаче зданий и ценностей, добавлено о праве вызова экспертов в эту комиссию. Имеются также отличия уточняющего и стилистического характера. Наконец, название декрета было приведено в большее соответствие о текстом (сравни пункт 1) и с постановлением Отдела по делам музеев 2517, по которому Лавра была национализирована еще 1 ноября 1918 г. 68 Декрет нацеливал на создание общегосударственного музея из уже ранее национализированных историко-художественных ценностей, хотя и допускал использование жилых помещений, хозяйственных построек, инвентаря для местных нужд. Все это говорит за то, что проект Совнаркома от 14 апреля подвергался тщательной окончательной правке в Совете народных комиссаров под руководством В. И. Ленина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В результате переговоров председателю ВЦИК М. И. Калинину 6 апреля была подана записка с просьбой издания распоряжения о приостановке исполнения постановления президиума Московского губисполкома от 26 марта и назначения в Лавру уполномоченного отдела по делам музеев П. Ю. Киселиса 56 . По настоянию Отдела по делам музеев СНК издал особое постановление «О приостановлении перемещения имущества Троице-Сергиевой лавры»: «Совет народных комиссаров в заседании от 8-го апреля 1920 г., рассмотрев вопрос о национализации Троице-Сергиевской лавры, постановил: Впредь до разрешения вопроса о национализации Троице-Сергиевской лавры в Совете народных комиссаров – приостановить действия Московского губисполкома в отношении перемещения имущества Троице-Сергиевской лавры. Слушание дела назначить на 14.IV.1920 г. с вызовом соответствующих докладчиков. Секретарь А. Афанасьева» 57 . 9 апреля М. И. Калинин вернул записку от 6 апреля с постановлением СНК и своей резолюцией: «Предлагаю к исполнению и руководству. Пред ВЦИК М. Калинин» 58 . В тот же день Московскому губисполкому, исполкому Сергиева Посада и А. С. Кочаровской, которая осталась комиссаром Комиссии по охране Лавры, были высланы копии постановления СНК от 8 апреля и особое распоряжение председателя ВЦИК М. И. Калинина: «Настоящим сообщаю распоряжение председателя ВЦИК товарища Калинина о приостановлении приведения в исполнение постановления Московского губисполкома (по п. 5 раздел И-й) от 26.III с. г. и впредь до разрешения этого вопроса в Совете народных комиссаров все должно быть сохранено в прежнем порядке, но в каждом отдельном случае, требующем экстренной выдачи какого-либо имущества соответствующим учреждениям, вопрос может быть разрешен на месте уполномоченными центра т. Киселисом или комиссаром Троице-Сергиевой лавры т. Кочаровской» 59 . Увидев, что в споре о судьбе Троице-Сергиевой лавры чаша весов склоняется в сторону Отдела по делам музеев, Сергиевский исполком и общее собрание Сергиевского городского подрайонного РКП принял резолюции, обвинявшие Лавру в контрреволюционности, Комиссию по охране Лавры – в бездействии, а саму А. С. Кочаровскую – в даче ложных показаний. Одновременно Сергиевский исполком решил предложить свой проект «Декрета о национализации художественных ценностей Троицко-Сергиевской лавры».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Сергиев Посад, 1928. А. Н. Свирин. Корбуха (гравюры В. И. Соколова и В. А. Фаворского). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. Памятник живописного стиля шитья («чин») XV в. в Сергиевском историко-художественном музее (б. Троице-Сергиевой лавры). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. К вопросу о еврейско-португальской торевтике XVI в., в связи с памятниками Сергиевского историко-художественного музея (б. Троице-Сергиевой лавры)//В кн.: Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4. Л., 1925. С. 277–288. А. Н. Свирин. Сергиевский историко-художественный музей. Б. Троицкая лавра. (Подмосковные музеи. Путеводители под ред. И. Лазаревского и В. Згура. Вып. пятый). М.-Л., 1925. А. Н. Свирин. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1926. А. II. Свирин. Государственный историко-художественный и бытовой музей в г. Сергееве (б. Троицкая лавра). К Х-й годовщине Октября. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1927. Священник Павел Флоренский . Письмо А. С. Мамонтовой 30 июля 1917 г. //Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 409–410. Священник Павел Флоренский . Храмовое действо как синтез искусств (6–7 ноября 1918)//Маковец. 1922. 1. С. 28–32; Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 370–382. Священник Павел Флоренский . Доклад сотрудников комиссии об осмотре Введенской и Пятницкой церквей, подземелья Троицкого собора и помещений под балконом трапезы (8 ноября 1918 г.)//Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С. 50–52. Священник Павел Флоренский . Троице-Сергиева Лавра и Россия (12–15 ноября 1918)//Троице-Сергиева Лавра. Комиссия... Сергиев Посад, 1919. С. 3–29; Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 352–369. Священник Павел Флоренский , П. Н. Каптерев . Проект Музея Троице-Сергиевой Лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры, профессорами П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым по поручению Комиссии (9 декабря 1918)//Собрание сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И многие особенности икон, которые дразнят пресыщенный взгляд современности: преувеличенность некоторых пропорций, подчеркнутость линий, обилие золота и самоцветов, басма и венчики, подвески, парчовые, бархатные и шитые жемчугом и камнями пелены, – все это в свойственных иконе условиях живет вовсе не как пикантная экзотичность, а как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы, то есть как единство стиля и содержания, или, иначе, – как подлинная художественность. Золото, – варварское, тяжелое, бессодержательное при дневном рассеянном свете, – волнующим пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков то там то здесь, давая предчувствие иных, неземных светов, наполняющих горнее пространство. Золото – условный атрибут мира горнего, нечто надуманное и аллегорическое в музее – есть живой символ, есть изобразительность в храме с теплящимися лампадами и множеством зажженных свеч. Точно так же примитивизм иконы, ее порой яркий, почти невыносимо яркий колорит, ее насыщенность, ее подчеркнутость – есть тончайший расчет на эффекты церковного освещения. Тут, во храме, вся эта преувеличенность, смягчаясь, дает силу, недостижимую обычным изобразительным приемам, и в лице святых мы усматриваем тогда, при этом церковном освещении, лики, то есть горние блики, живые явления иного мира, первоявления. Urphänomena 14 , – сказали бы мы вслед за Гете. В храме мы стоим лицом к лицу перед платоновским миром идей, в музее же мы видим не иконы, а лишь шаржи на них. Если бы любитель вокальной музыки стал указывать мне, что в церковных напевах, так тесно связанных с античностью, мы имеем высокое искусство, может быть и даже вероятно, высшее вокальное искусство, сравнимое в области инструментальной разве только с Бахом; если бы во имя этой культурной ценности он стал бы требовать охраны певческой стороны богослужения, в частности ссылаясь на хранимые лаврским преданием местные особенные распевы, то я, разумеется, пожал бы ему руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Ему предшествовала конференция музейных деятелей в Петрограде, на которой и внесены были основные принципы музейного дела, принципы основания музеев не только как кабинетов для научной работы специалистов, но как школы для просвещения масс. С целью иллюстрации отношения к исследованию могу указать, что в прежнее время вход в ризницу был затруднен даже для ученых. Комиссией найден ряд новых (с исторической точки зрения) икон, например, Рублева. Многие иконы были закрыты окладами, причем в дореволюционное время снять оклады для осмотра икон, вследствие противодействия монахов, почти не являлось возможным. Музей, как понимают его теперь, должен быть доступен всем, но при этом необходимо создать условия для возможной в нем работы специалистов. Внешкольный отдел Наркомпроса видит разрешение этой задачи в том, чтобы музей не был перегружен массой материала. А поэтому из общей массы выделяет ядро первокачественного материала и выставляет с таким расчетом, чтобы дать ясную картину исторического развития того или иного вида искусства и не вносить путаницы для обозревающего. Предметы здесь располагаются по эпохам. Далее параллельно первой части устраивается запасная часть музея, где собраны однородные предметы, но с теми или иными уклонениями от основного типа (иконы, например, с ризами, в орнаменте и т. п.). Эта вторая часть также открыта для обозрения широких масс, параллельно с выставочной частью, но более приспособлена для работы специалистов. Далее при музее должен быть кабинет для научной работы, библиотека справочных изданий, научных библиографических словарей и пр. Такие библиотеки существуют при Государственной Третьяковской галерее, Историческом музее в Москве. При музее должна быть также фотографическая комната для фотографирования документов и экспонатов. Фотографические снимки с экспонатов музея и иллюстрированные издания будут распространяться по всей Советской России. Такие комнаты есть при заграничных музеях, правда не во всех, но в лучших только. К тому же я должен указать на то, что работа по реставрации икон иной раз является одним из важных средств борьбы с вековыми предрассудками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Ведь, повторяю, тут дело идет о принципе внутреннего постижения жизни, я ошибся, не о принципе, а о живом побеге такого постижения и, притом, единственном побеге, единственном, доказавшем свою жизненность. Совершенно непереносима мысль, что чьи-то грубые сапоги, даже не во имя противоположного принципа, не во имя внешнего отношения к жизни, а просто по недомыслию, невежеству и пошлой грубости, могут растоптать этот росток, – что сулит ничем невознаградимую потерю нам всем и культуре будущего, а ведь она и ответственность за нее лежит именно на нас, сознавших безусловную необходимость духовных постижений. Я не смею говорить здесь о технике Вашей поездки: на месте Вам это будет, конечно, виднее, но мне бы хотелось в заключение заметить, что если бы, несмотря на все усилия, не удалось отстоять всю Оптину от разгона, то временною мерою мог бы быть перевод насельников Оптиной в тут же имеющийся скит. Желаю Вам успеха и с величайшим нетерпением я и все мы будем ожидать результатов Вашей поездки. Господь да хранит Вас и да вразумит. С уважением к Вам и душевным расположением. Священник Павел Флоренский . 1919. IV. 26/V.9. Сергиев Посад. P.S. И хочется мне кончить, чем начал: Вам вручена судьба Оптиной и Вы являетесь ответственным за нее» 23 . 16 мая 1919 г. Н. П. Киселев специально приехал из Москвы в Сергиев Посад, к отцу Павлу, чтобы «говорить об Оптинских делах, в частности делать свое сообщение о поездке в Оптину» (из записей П. А. Флоренского). Но главной задачей Комиссии по охране Лавры была организация собственного музея. В обзоре деятельности комиссии к сентябрю 1919 г. Ю. А. Олсуфьев отмечал, что главная задача всякого музея – научное описание – была решена, что позволило приступить к развертыванию группы музеев Лавры. Однако у комиссии не хватало зачастую средств и сил к организации музея. Кроме того, имея в виду создание «живого музея» Лавры или хотя бы музея государственного, но при действующем монастыре и способствующем его жизни, Комиссия по охране Лавры встречала постоянное противодействие со стороны Наркомата юстиции и местной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010