Епископ Геннадий выступил с докладом «Почитание преподобного Сергия Радонежского за рубежом, значение в сохранении духовного единства на территории постсоветского пространства». Владыка отметил, что несмотря на невозможность проведения в современном Казахстане широких религиозных мероприятий, юбилейный год будет отмечен — практически во все епархии Казахстана будет принесена икона с частицей мощей преподобного Сергия. М.Н. Белогубова огласила приветствие А.Д. Беглова, руководителя рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, губернатора Санкт-Петербурга. А.Д. Беглов, как отметил владыка Феодорит, очень многое сделал для Свято-Троицкой Сергиевой лавры . В 2011 году он возглавил попечительский совет лавры и Московской духовной академии, был сопредседателем рабочей группы при Президенте России по подготовке празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Доктор исторических наук А.В. Петров в докладе « " Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте " . Преподобный Сергий Радонежский как православный подвижник XIV столетия и величайший выразитель русского идеала святости» подчеркнул многогранность личности преподобного Сергия и уникальность его значения в истории Русской Церкви и культуры. Доклад Л.Е. Морозовой был посвящен теме «Семья князей Серпуховских и преподобный Сергий Радонежский». Л.С. Акелина рассказала о преподобной Евфросинии, великой княгине Московской , одной из духовных дочерей преподобного Сергия Радонежского, оказавших существенное влияние на укрепление российской государственности. С докладами также выступили: протоиерей Константин Изофатов, первый проректор Витебской духовной семинарии, — «Православная Церковь как интегрирующий фактор исторической Руси на примере служения святого преподобного Сергия Радонежского и его последователей»; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря , руководитель аспирантуры, профессор Московской духовной академии, — «Святоотеческое богословие о Святой Троице и икона Троицы преподобного Андрея Рублева (на примере исповедания веры святителя Филофея Коккина)»; Б.Б. Гончарук, выпускник аспирантуры Московской духовной академии, магистр богословия, — «Темы Страстей Христовых в праздничном чине иконостаса Троицкого собора Сергиевой Лавры»; А.В. Кузьмин, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История России» Государственного академического университета гуманитарных наук, — «Семья благоверного князя Дмитрия Донского и традиции духовного наставничества преподобного Сергия Радонежского и его учеников».

http://patriarchia.ru/db/text/5931259.ht...

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

В начале XIX века началось расширение здания храма во имя Преподобного Сергия Радонежского: была пристроена теплая трапезная и возведена трехъярусная колокольня с крестовым завершением. Это значительно увеличило число прихожан внутри здания храма во время богослужений. Стены основного Храма, трапезной и своды были украшены фресками. На колокольне было 5 колоколов. Из них больший в 25 пудов, второй в 4,5 пуда, а прочие один другого меньше. Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского в Коньково-Сергиевском приобрела облик приходского Храма. В конце XVIII века Екатерина II приобрела имение Коньково-Троицкое. Она желала построить здесь свой загородный дворец. Но дворец построен не был. Здание упраздненной церкви стояло заброшенным. В 1812 году оно подверглось разрушению и разграблению отступающими войсками Наполеона. Из-за невозможности восстановить здание церкви Живоначальной Троицы оно было разобрано. Полученный от разборки кирпич был отдан на возведение ограды вокруг храма во имя преподобного Сергия в селе Коньково-Сергиевском. К числу особо чтимых святынь храма относилась икона Преподобного Сергия Радонежского с частицами его мощей. В 1830 и 1848 годах, когда в окрестных селах и деревнях жестоко свирепствовала холера, в приходе цер. Сергия Радонежского умерших было только 3 человека. В память избавления от болезней с 1848 года ежегодно совершалось молебное пение чудотворному образу преподобного Сергия не только в храме, но и в домах прихожан. С левой стороны трапезной - престол в честь положения честные ризы Божией Матери во Влахерне. Устроен престол в 1818 году, благодаря усердию полковника Алексея Федоровича Ладыженского (дело в том, что около западной стены домовой церкви были погребены его родители: Федор Алексеевич в 1804 г. и Лукия Михайловна в1808 г. Ладыженские. Когда была сооружена трапезная, то захоронения оказались под ее полом, а после устроения придела, их тела стали покоиться под престолом Святого алтаря. С правой стороны трапезной - престол во имя Святителя Филиппа, Митрополита Московского. На устроение этого престола значительную сумму пожертвовал московский купец Иван Филиппович Бакланов. Очевидно, он сделал это, желая почтить память своего отца. Устроен престол в 1848 году. Если на карте изобразить продольную ось храма, то она пройдет через Сергиев Посад и Троице-Сергиеву лавру. В знак глубокого почитания заслуг и подвигов Преподобного Сергия Радонежского перед Церковью, государством и народом - алтарь храма направлен на то место, где покоятся его мощи.

http://sobory.ru/article/?object=01958

В этот день я хотел бы призвать всех вас не забывать преподобного Сергия. Пусть по молитвам этого святого угодника Божиего в нашей стране и в сердцах каждого царит любовь и мир». Мероприятие продолжилось выступлением мужского хора Троице-Сергиевой лавры, который исполнил стихиру «Преподобне отче Сергие» и молитву преподобному Сергию «О священная главо». Затем выступила скрипачка Анисия Артемова, воспитанница детской школы искусств 1 имени Г.В. Свиридова г. Балашихи Московской области. Она представила композицию П.И. Чайковского «Мелодия» и «Салют любви» Эдварда Элгара. По окончании торжественной церемонии открытия выставки заведующий Паломническим центром Троице-Сергиевой лавры иеромонах Поликарп (Тибанов) провел для гостей экскурсию по фотовыставке. Он рассказал о представленных работах, про историю лавры и современную жизнь монахов обители. Троице-Сергиева лавра / Патриархия.ru Епископ Фома принял участие в открытии выставки, посвященной 600-летию обретения мощей прп. Сергия Радонежского, в Московской областной Думе 6 октября в Московской областной Думе открылась выставка, посвященная 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора. На выставке представлены работы фотографов пресс-службы Троице-Сергиевой Лавры в период 2018–2021 годов, а также архивные исторические фотографии Лавры конца XIX–XX века. Церемония открытия выставки началась с выступления мужского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением Сергея Сухарева. Затем вступительное слово сказал модератор выставки, председатель Отдела по издательской деятельности и взаимодействию со средствами массовой информации Сергиево-Посадской епархии иерей Димитрий Полещук. С приветственным словом обратился председатель Московской областной Думы Игорь Юрьевич Брынцалов: «Сегодня в стенах Московской областной Думы, в правительственном комплексе, открывается выставка, приуроченная к празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Это важное и знаковое событие для всей нашей великой страны. Известно, что решением Русской Православной Церкви на протяжении всего этого года проходят мероприятия, посвященные этому великому святому, которые еще раз подчеркивают его значимость для нашей отчизны. В самые сложные времена преподобный Сергий приходил на помощь и являлся объединителем разрозненных государств. Пример святого показывает, что только единение народа и вера может помочь достигнуть самых высоких результатов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О народном и церковном почитании преподобного Сергия Радонежского в России на материале памятников книжности, начиная с трудов преподобного Епифания Премудрого и до изданий XXI века, рассказала А.В. Духанина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, автор статьи о святом Сергии в «Православной энциклопедии» . А.В. Духанина обратила внимание на современные издания для детей и публикации, в которых отмечены новоявленные чудеса преподобного Сергия, а также важность изучения гимнографии святого. Конференция состоялась в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие». В зале присутствовали более 40 человек — представители Московской, Армавирской, Астанайской, Балашихинской, Витебской, Владивостокской, Волгоградской, Вяземской, Иваново-Вознесенской, Липецкой, Норильской, Пермской, Пятигорской, Ржевской, Санкт-Петербургской, Чистопольской и других епархий. На информационных ресурсах Чтений велась прямая трансляция мероприятия. В завершение конференции участники поддержали решение обратиться к Оргкомитету Чтений с краткой резолюцией в поддержку начинания Белорусского экзархата . Проект обращения зачитал епископ Феодорит: «Осознавая важность духовного единства и необходимость продолжения традиций преподобного Сергия Радонежского как одного из главных святых, потрудившихся в деле единения разрозненных частей единого народа, принимая во внимание крайнюю необходимость применения новых форм донесения отечественной истории и ее верных трактовок до молодежи, участники конференции « " Воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни мира сего " . К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского» ХХХ Международных образовательных чтений решили поддержать идею создания интерактивного исторического парка на территории Республики Беларусь. Призываем всех заинтересованных лиц оказать возможное содействие в реализации данного проекта». Материалы конференции будут опубликованы в научных изданиях Московской духовной академии и на сайте Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/5931259.ht...

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святых Царственных страстотерпцев и ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Во внимание к трудам в деле восстановления храма Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятелю храма, благочинному Царскосельского округа протоиерею Геннадию Звереву крест, изготовленный в честь 700-летия преподобного Сергия. Руководитель ООО «Дальпитерстрой» А.А. Скоров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени; сотрудник МИД Российской Федерации С.А. Полякова — ордена преподобной Евфросинии Московской III степени. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем состоялось гашение марки, выпущенной к торжествам по случаю освящения Сергиевского храма в Царском Селе. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров). В 1921 году храм был закрыт, его убранство полностью уничтожено, колокольня снесена. В 1990-2000-х годах в здании церкви располагалась автошкола и кафе. В 2012 году храм был официально  возвращен  Русской Православной Церкви. Работы по проектированию и реставрации храма в 2014 году провело ЗАО «БалтСтрой» под наблюдением и при содействии Попечительского совета. Председателем Попечительского совета храма стал министр иностранных дел РФ С.В. Лавров.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы. Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия. Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Уже через десять дней богослужения в лаврских храмах возобновились церковной общиной, организованной духовенством и населением Сергиева Посада. Однако не столько действующие лаврские храмы волновали большевиков. Особой проблемой для властей оставалось присутствие на территории закрытого монастыря мощей преподобного Сергия. Понимая это, православные Сергиева Посада в тревоге ожидали нового поругания, а возможно, и полного уничтожения святыни. Дошло до того, что жители города и окрестных деревень стали собираться возле здания Совета депутатов. Волнение толпы верующих достигло такой степени, что 19 и 26 ноября 1919 года властям пришлось разгонять народ холостыми выстрелами 3 . Именно осенью 1919 года у большевиков впервые возникла идея решить проблему с мощами радикально. Партийцы предложили вывезти священные останки преподобного Сергия из Лавры и передать их на музейное хранение. Вопрос о судьбе мощей основателя Лавры решался в недрах различных советских ведомств в феврале – марте 1920 года. Каждая организация предлагала свой вариант решения проб­лемы. Заведующий VIII отде-лом Народного комиссариата юстиции П. А. Красиков выступил с предложением «обсудить вопрос о погребении мощей Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде» 4 . Представитель Всероссийской чрезвычайной комиссии предлагал избавиться от святыни путем тайного увоза в автомобиле. Московский губернский исполнительный комитет (Мосгубисполком) настаивал на «необходимости полной ликвидации костей Сергия в смысле изъятия из Троицкой лавры и помещения в одном из московских музеев» 5 . Победило последнее мнение, однако вскоре о предстоящей попытке изъятия мощей преподобного Сергия стало известно Патриарху Тихону . Реакцией Первосвятителя на происходящие в Сергиевом Посаде события стало протестное Заявление на имя председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) В. И. Ленина 24 марта 1920 года. Патриарх Тихон писал: «...до моего сведения дошли тревожные вести еще об одном готовящемся оскорблении религиозного чувства верующего русского народа — предполагаемом в ближайшие дни изъятии и вывозе из Сергиева священных останков преподобного Сергия... Я во имя объявленного права народа на веру в свободу полной веры, во имя блага народа и для успокоения верующих, умиротвор ния и духовного объединения, убедительно прошу вас, г председатель, сделать непосредственное от себя распоряжение о приостановлении изъятия останков преподобного Сергия» 6 .

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

Уже 14 апреля 1920 года вышел декрет СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Этим законом здания и имущество Лавры национализировались и распределялись между Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом) и Сергиевским исполкомом. Документ гласил: «Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении О судьбе мощей преподобного Сергия в документе не говорилось, так как они не могли быть отнесены к категории имущества Лавры. 7 мая 1920 года все монастырские храмы были опечатаны. В Троицком соборе в связи с этим был прерван молебен преподобному Сергию. Оказавшись в ведении музея, собор был заперт, доступ верующих к гробнице преподобного Сергия На музейном хранении В связи с закрытием Лавры 10 мая 1920 года Патриарх Тихон вновь обратился с жалобой к В.И. Ленину: «…я убедительно прошу Вас, г председатель, возвратить верующим свободу почитания священных останков преподобного Сергия, Лавра которого есть прежде всего место религиозной жизни — святыня Православия. А для этого прошу Вас о том, чтобы Троицкий собор был с разрешения Отдела охраны памятников искусства и старины оставлен для религиозного почитания преподобного Сергия, что не мешает ему быть предметом научного обозрения как памятник художественного и исторического Вследствие ходатайства Патриарха и церковной общины музейным работникам по распоряжению председателя ВЦИК М.И. Калинина было разрешено открывать Троицкий собор один раз в году — для поклонения верующих на праздник Святой Таким образом, заступничеством Патриарха Тихона мощи преподобного Сергия остались в Лавре в качестве музейного экспоната. В 1920-е годы сотрудники музея по идеологическим причинам о священных останках старались умалчивать. В 1929 году одной из главных функций музея в Сергиевом Посаде (переименованном в Загорск) стала пропаганда классовой борьбы и атеизма. Для этого в музее был создан специальный отдел «Культ Сергия и религиозная эксплуатация», главным экспонатом которого были мощи преподобного. По воспоминаниям очевидцев, отдел располагался в Никоновской церкви (приделе Троицкого С приближением Великой Отечественной войны именно мощи преподобного Сергия стали наиболее значимым элементом всей экспозиции, так как личность Игумена земли Русской была неразрывно связана с историческим подвигом русского полководца — великого князя Дмитрия Донского, воскрешенного из забвения и разрешенного к почитанию советской официальной пропагандой.

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010