Рассказ о сне Никона отсутствует в краткой редакции «Известия» И. Шушерина, автор которой, вероятно, по-другому понял этот эпизод: Никон добился в своей жизни всего сам, своим трудом, но сам же и разрушил то, что создал, а когда попытался вернуть, собрать всё заново, уже не достиг прежнего величия. Такая трактовка могла «снизить» образ главного героя 470 . Второе видение патриарху Никону – некоего «благообразного юноши» – было, как свидетельствует И. Шушерин, в Ферапонтовом монастыре, в ссылке. Никон, а с ним и протопоп московского большого собора Михаил, как рассказывает автор, очутились в неизвестном огромном каменном здании, и Михаил звал Никона на освящение некоей церкви. Вместе они проследовали из палаты в палату, дивясь красоте сооружения. И тут появился некий юноша, который интересовался у Никона, нравится ли ему здание и знает ли он, чьё оно. Затем юноша сообщил Никону, что здание это построено его, Никона, терпением и призвал патриарха к усердию в прохождении жизненного пути 471 . Включение рассказов о видениях в жизнеописания людей для дальнейшего их прославления – общее место в агиографии. «Известие» о Никоне, созданное после смерти патриарха, в определённой степени готовило почву для прославления как самой личности патриарха Никона , так и его деяний. Однако рассказы о собственных видениях Никона, которые находятся в его сочинениях, представляют значительно больший интерес, поскольку выражают собственную точку зрения автора-визионера на определённые события его биографии и не являются плодом художественного вымысла агиографа, составляющего посмертное жизнеописание патриарха. Мне известны семь рассказов о видениях патриарха Никона , которые записаны самим автором. По тематике их можно разбить на две группы. Первую составят видения, содержание которых связано с прославлением валдайского Иверского монастыря, возводимого по инициативе патриарха Никона в Новгородской епархии с 1653 г. В феврале 1654 г. патриарх Никон перенёс в монастырь частицы мощей четырёх московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и мощи святого Иакова Боровичского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные (самые дальние верст 8-10) скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя преподобных Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя святого пророка Ильи. В нижнем храме, у второй колонны, почивают мощи основателей монастыря; над местом их упокоения установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера. В монастыре принят устав Саровской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древне-русский столповой напев; в скитах совершается неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранится частица мощей преподобного Иакова Боровичского (см. 23 октября). В Александре-Свирском ските есть пещерка преподобного Александра (см. 30 августа), устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такова, что в ней один только не очень рослый человек может стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находится образ преподобного; близ самой церкви скита находится могила преподобного, осененная ныне гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешается вкушать, рыбная же употребляется иногда в положенные дни. В скиту женщинам дозволяется вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год постная и даже в великие праздники иноки не вкушают скоромного масла и рыбы.

http://sobory.ru/article/?object=00888

В Новгородской митрополии прошли торжества в честь праведного Иакова Боровичского 7 ноября 2017 г. 12:16 5 ноября 2017 года, в день памяти перенесения мощей праведного Иакова Боровичского, в Музее истории города Боровичи и Боровичского края состоялся праздник, посвященный святому. В мероприятиях приняли участие митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископы Боровичский и Пестовский Ефрем и Юрьевский Арсений . Состоялся показ и обсуждение очередной кинокартины фестиваля фильмов о храмовых граффити Великого Новгорода «Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле» режиссера Татьяны Дьяконовой. Данный фестиваль — совместный проект Новгородской митрополии , Новгородского музея-заповедника и Президентской библиотеки им Б.Н. Ельцина. Собравшимся была представлена икона XIX века «Иаков Праведный Боровичский с изображением Свято-Духова монастыря». Эта икона, находившаяся в одном из боровичских храмов, после революции 1917 года поступила в фонды Новгородского музея-заповедника. В престольный праздник Свято-Духова монастыря образ специально привезли в Боровичи. После показа икона была возвращена в фонды Новгородского музея. Также зрителям был продемонстрирован фильм «Хроника восстановления древней православной святыни — Боровичского Свято-Духова монастыря». Митрополит Лев обратился к присутствующим с приветственным словом, поблагодарил директора Новгородского музея-заповедника Наталью Григорьеву и всех организаторов встречи. Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 22 Мая, Канон святого Глас 5 Песнь 1 Ирмос: Спасителю Богу,/в мори люди немокрыми ногами наставльшему/и фараона со всевоинством потопльшему,/Тому Единому поим, яко прославися.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Агнче Божий, Слове, даждь ми слово недостойному Твоему рабу,/да возмогу воспети в память пренесения мощей блаженнаго Иакова торжество, взывая:/Тому Единому воспоим, яко прославися.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Безвестная и тайная последнему роду явлена быша честныя мощи твоя, премудре Иакове,/к нимже прикасающеся, освящение приемлем, Господеви поюще:/Того Единаго воспоим, яко прославися.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Всесвятая твоя память возсия мирови, яко солнце, просвещая души благочестно поющих тя,/в нейже молися,блаженне, подати очищение грехов Господеви зовущим:/Того Единаго воспоим, яко прославися.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Господородительнице Чистая, Небесный входе,/горо несекомая, дверь непроходимая,/апостолом слава, мучеником веселие, преподобным красота,/приими моление наше, еже Ти приносим/в память блаженнаго Иакова, Господеви поюще:/Того Единаго воспоим, яко прославися.  Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим/и повесивый неодержимо тяготеющую/на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих,/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. День празднственный днесь празднуют народи Великаго Новаграда,/обретоша бо мощи блаженнаго Иакова, яко некое сокровище богатно,/непрестанно Христу зовуще:/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Естество тленное нивочтоже вменив,/житие чистое на земли пожил еси/и сего ради наследовал еси Небесное селение./Моли и нам получити тамошнее блаженство, празднующим твое пренесение,/да непрестанно Христу зовем:/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

457 Так как Димитрий Иоаннович стал в. князем с 1362 г. и в 1363 г. обязал к. Константина грамотою признавать его в. князем России (собр. грам. 1, 200. Ник. лет. 4:5), бывший при нем Игнатий был ростовским епископом не далее 1363 г. (Святыни Ростова стр. 58. 71) и в 1364 г. к. Константин умер от черной смерти: то посещение Ростова Сергием, а след. и основание Борисоглебской обители, относилось без сомнения к 1363 г. Затем несомненно и то, что пр. Сергий приходил мирить с в. к. Димитрием к. Константина, безуспешно воевавшего за князей суздальских. (Никон. лет. 4, 5. Арцыбашев 2, прим. 795. 797). 458 В царской грамоте 1652 г. написано: «от начала преподобных отец Феодора и Павла мая во 2 д., на праздник страстотерпцев Бориса и Глеба, съезжаются с городов и из уездов торговые люди всяких чинов со всякими торги и торговали беспошлинно, а им в Борисоглебский монастырь давали на свечи и на ладан и на вино церковное». 459 «Окрест живущий неразумии невеласи человецы, еще чудское исчадие, сего преподобного изгониша и келейцу разметаша... Андрей же князь даде место и починкы и пожни и рыбные ловли». 460 «По грамоте князя Андрея Дмитриевича велено борисоглебского игумена с братией на Беле озере, за озером, на устье Ковжи поставити храм Николы чудотворца и монастырь устроити и дан к тому монастырю починок». Так сказано в цар. грамоте 1615 г. Никольский мон. на Ковже упразднился до учреждения штатов. Ист. иер. 6. 548. 467 Синод. ркп. 234. л. 313. Перенесение мощей Иакова боровичского окт. 23 д. – в святцах устава и псалтыри 16 в. у Толстого 1. 100. 113. Служба у Царского в ркп. 1593 г. 563. 473 «Повесть о прихождении свейского короля Густава ко Пскову» – Иосифа: о крестных ходах в г. Пскове, стр. 47. 50. 64. Спб. 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом изд. в 5 т. собр. лет. 475 В печ. патерике помещено сказание о нем, написанное в 17 в., сказание многословное, но бедное по содержанию. 476 Собр. л. 1, 71. «Бысть детищ ввержен в Сетомль, его же вывылокоша рыболове в неводе, – его же позозоровахом до вечера». По другой летописи (Карамз. 2. пр. 329). Сетомль «на боловне» – на выгоне, у Олеговой могилы; это от печерского монастыря в 4½ верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молодежный хор Исаакиевского собора побывал в Боровичах мая 2022 Богослужение совершил епископ Боровичский и Пестовский Ефрем. Тридцать юношей и девушек исполнили литургические и пасхальные песнопения под управлением регента Ларисы Христич. Гости познакомились с историей обители, основанной в начале XIV века и получившую известность во второй половине XIV века в связи с перенесением мощей праведного Иакова Боровичского (1545). Будущая настоятельница Леушинского монастыря игумения Таисия, тогда Мария Солопова, последний год перед постригом почти ежедневно бывала в монастыре, окормляясь у игумена Вениамина (Позднякова) и получила его благословение на монашеский путь. Паломники присутствовали на презентации создания музея Боровичской епархии. Поездка завершилась экскурсией по храмам и посещением источника преподобного Нила Столобенского, в который желающие могли окунуться. Молодежный хор Исаакиевского собора создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 14 октября 2021 года с целью приобщения молодежи к церковно-певческим традициям, участию в богослужениях, изучению основ православной культуры. Фото Игоря Белова ИА " Вода живая " , 29.05.22 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 21 апреля 2024 17 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 21 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

И, кратко сказать, во всех встречающихся жизненных трудностях будем помнить, что Бог видит нас и не преминет оказать нам Свою всемогущую помощь в нужное время. Нам же необходимо, прежде всего, следить, насколько мы стараемся жить по евангельским заповедям: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13: 5). В остальном возложим надежду на Бога, чтобы исполнилось неложное обетование Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Впрочем, даже если при жизни какой-нибудь достойный человек остался в безвестности и не дождался исполнения своих желаний, то и здесь можно быть уверенным, что он не забыт у Бога. К примеру, о жизни праведного Иакова Боровичского нам практически ничего не известно. Но Господь пожелал прославить Своего угодника и сделал так, что льдину, на которой находился гроб с мощами святого, прибило к селению Боровичи, что в Новгородской земле, и сам святой в сонном видении жителям села открыл свое имя. Подвиг лесбосских мучеников, пострадавших от турок в XV веке, по человеческому рассуждению должен был остаться совершенно неизвестным, поскольку память об этих событиях не сохранилась, а монастырь, где пострадали святые, был разрушен. Но по прошествии без малого пяти веков сами исповедники Христовы, являясь благочестивым жителям острова Лесбос, поведали о пытках и смерти, которые они претерпели за верность Христу, и указали места, где были найдены их святые останки. Теперь святые исповедники веры прославлены, а на месте их мученического подвига возведен монастырь в честь одного из пострадавших – святого архимандрита Рафаила. Трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями Похожие события привели к прославлению преподобномученика и чудотворца Ефрема Неа-Макринского. Да и вся история нашей Церкви наполнена подобного рода примерами. Конечно, преодоление непростых жизненных ситуаций и искушений связано с перенесением разного рода трудностей, физических и душевных. Иначе спастись нельзя, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель», и «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 13, 14).

http://pravoslavie.ru/114462.html

Служба существует и помещается в месячной Минее, а акафист имеется в рукописи и составлен лет десять назад при покойном настоятеле архимандрите Лаврентии». Далее архимандрит Леонид просит высокопреосвященного Исидора «благословить намерение напечатать отдельной книжкой службу и акафист св. праведному Иакову и исходатайствовать у Св. Синода позволение выполнить усердное желание, вызываемое и посетителями обители, и удобствами совершать отдельное молитвословие угоднику Божию». Преосвященный Исидор препроводил представленный ему акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет на рассмотрение. 16 апреля 1885 года член Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры архимандрит Арсений доложил комитету, что им рассмотрена сданная Высокопреосвященным митрополитом Исидором рукопись «Акафист преподобному Иакову, Боровичскому чудотворцу». «Произведение это, – писал в своем отзыве архимандрит Арсений, – по содержанию вполне согласно с достоверными историческими сказаниями о мощах преподобного Иакова, изложено приличным, употребительным в богослужебных книгах славянским наречием, проникнуто чистыми и назидательными чувствованиями. И потому акафист мог бы быть представлен в Св. Синод». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет согласился с отзывом архимандрита Арсения и представил рукопись акафиста в Синод при донесении от 19 апреля 1885 года за 500. Святейший Синод поручил рассмотрение рукописи преосвященному Серафиму, епископу Самарскому. Преосвященный Серафим сделал в рукописи исправления. 14 августа/8 сентября 1885 года Синод определил: «Разрешить названному архимандриту напечатать акафист св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, для местного употребления в отдельной книжке вместе со службой, помещенной в месячной Минее, но не иначе, как со сделанными в рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 9 сентября 1885 года 240 . 84 Акафист свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам 11 октября 1885 года преосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский, препроводил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет при прошении рукописный акафист благоверным князьям, Ярославским чудотворцам Феодору, Давиду и Константину и просил комитет разрешить акафист к отпечатанию для молитвенного употребления в подведомственной ему Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

«Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 294 . По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом 295 . Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне 296 . Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010