10 сентября того же года, по прошению архимандрита Моисея и по усердному желанию граждан города Старой-Руссы, с благословения Амвросия, митрополита Новгородского, и при грамоте, подписанною преосвященным Евгением, епископом Старорусским, в монастырь сей принесены в дар от Новгородского Софийского собора, для благолепия и украшения св. обители, части мощей святых угодников Божиих, числом 50, а именно: 1) Никиты, епископа Новгородского, 2) Иоанна, архиепископа Новгородского, 3) священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4) преподобного Антония Римлянина, 5) апостола Андрея Первозванного, 6) Евфимия, архиепископа Новгородского, 7) Иоанна Златоустог о, 8) преподобного Иоанна Дамаскина , 9) преподобного Макария Египетского, 10) преподобного Ефрема Новоторжского, 11) Преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, 12) святой мученицы Параскевы, 13) святого благоверного князя Феодора Ярославича, 14) святого Моисея, архиепископа Новгородского, 15) св. великомученика Никиты, 16) св. Епифания, епископа Кипрского, 17) св. мученика Иоанна воина, 18) св. апостола Иакова, брата Господня, 19) святых Гурия и Варсонофия, святителей Казанских, 20) св. великомученика Феодора Тирона, 21) св. апостола Анании, 22) ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23) святых благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, 24) св. четыредесяти мучеников иже в Севастии, 25) св. великомученика Пантелеймона, 26) св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27) св. великомученицы Варвары, 28) св. великомученика Георгия, 29) св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30) преподобного Алексея, человека Божия, 31) преподобного Евфимия Суздальского, 32) св. Стефана, епископа Пермского, 33) св. Климента, папы Римского, 34) св. мученика Меркурия, 35) св. мученика Прокопия, 36) св. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37) св. архидиакона Стефана, 38) св. Иакова Боровичского, 39) св. мученика Христофора, 40) св. мученика Иакова Персиянина, 41) св. мученика Феогния и других Кизическпх мучеников, 42) Антипатра, 43) Феостиха, 44) Артемия, 45) Феодота, 46) Магна, 47) Фавмасия, 48) Филимона, 49) Руфа и 50) преподобного Моисея Мурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор во имя Сошествия Святого Духа построен в 1673 г. на месте древних Покровской и Свято-Духовской церквей. Обновлялся после пожара в 1732 году, в 1802 г. и 1832 г. С приделами: правым – пророка Илии, левым – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы построены одновременно с храмом в 1673 г. перестроены в 1732 году. Храм повторно освящен после подновления в 1803 году. Л.И. Денисов  " Православные монастыри Российской империи " , 1908 г. На берегу Мсты в городе Боровичи стоит один из древнейших русских монастырей - Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединённое, за то и выбрали его будущие насельники. С трёх сторон равнину, на которой стали строить монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных " гостей " . Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи. Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда, в 1544 году, были перенесены мощи святого Иакова. Дубовая колода, в которой лежало тело юноши, на льдине пристала к берегу в 1540-м году. Жители Боровичей, не разобравшись, оттолкнули её от берега на середину реки Мсты. Но льдина вновь прибилась к берегу, после этого мощи были отнесены в часовню, а в 1544 году - в Свято-Духов монастырь. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей Иакова Боровичского (а скорее всего, подобные исцеления происходили и раньше, просто в летописях они не фиксировались), дела монастыря пошли в гору. Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями.

http://sobory.ru/article/?object=05290

Несколько позднее началось строительство ещё двух монастырей. Патриарх Никон , будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Пикон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвящёнными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным митрополитом Московским Филиппом в бытность ею настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящён празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящён 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днём его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен крест, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный из кипариса крест был обложен листами позолоченного серебра, и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено также множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных общехристианских святых помещены были частицы мощей митрополитов Московских Петра , Алексия, Ионы и Филиппа, первого казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальскою, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Несколько позднее началось строительство еще двух монастырей. Патриарх Никон, будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Никон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвященными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным Митрополитом Московским Филиппом в бытность его настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящен празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящен 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днем его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен Крест из кипариса, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный крест был обложен листами позолоченного серебра и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных, общехристианских святых помещены были частицы мощей Митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, первого Казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Описания внешности И. помещены в иконописных подлинниках под 23 окт., когда отмечается день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского,- тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 41); «наг, препоясан платом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 76 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (посл. четв. XVII в.- БАН. Арханг. 205. Л. 89 об.; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза киноварь» - РНБ. Погод. 1931. Л. 52 об.); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (кон. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Колл. И. Н. Заволоко. 242. Л. 19); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (кон. XVIII в.- БАН. Дружин. 998. Л. 114 об.). В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова (1910) И. упоминается как юродивый «типа русскаго, молод, очень худ телом и лицом, обросший волосами (замечание о волосах не подтверждается сложившейся иконографической традицией.- А. П.), ходил нагой, но так как на иконе неудобно писать нагим, то следует надевать на него бедное рубище» (С. 55). На свитке в руке святого рекомендуется писать слова, сказанные И. при 1-м явлении жителям Боровичей: «Вскую, о правовернии христианства рачитилие, христианина мя суща, и во Христа благочестно веровавша не приемлете, еда за неведение имене моего. Оубо, аще сие оуведати требуете, аз нарицаюся Иаков, приемник тезоименитству Иакова, брата Божия». Т. о., постоянными признаками облика И. (очевидно, судя по внешнему виду мощей, описание к-рых 1544 г. см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 87-88. Примеч. 4) служат его юность и бедные одежды. Основные варианты иконографии отличаются тем, что святой мог изображаться как в плате-препоясании, напоминающем аналогичные атрибуты московских блаженных Василия и Максима, так и в ризе (рубахе) и портах (иногда только в ризе). На прориси с иконы XVII в. (возможно, с Минеи на октябрь), где И. представлен рядом с ап. Иаковом, братом Господним (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 11 - см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279), на нем рубаха и порты, он держит в деснице крест, что нехарактерно для его иконографии.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Риза Владычицы произведена парчевою чеканкою; на Спасителе вычеканена одежда моаре, на которой перелив тени отражается как на материи; драгоценные камни помещены на своих местах. Все отделано изящно, в Византийском стиле. Издавна в Иверской обители совершается 21-го мая крестный ход по случаю возобновления соборного храма и почти всей обители после пожара, причем кругом монастыря обносится чудотворная икона Иверской Божией Матери и св. мощи праведного Иакова Боровичского. В 1858 г. к сему празднику присоединилось переложение мощей Иакова праведного в новоустроенную серебряную раку, а в 1861 г. возложение новой ризы на чудотворную икону Богоматери, по предварительному освящению сей ризы Высокопреосвященным Исидором, митрополитом Новгородским, Санктпетербургским и Финляндским. Освящение это происходило так: чудотворная икона Божией Матери была вынута из своего места и поставлена среди храма, за нею стояла новая риза. Первосвятитель совершил водоосвящение по церковному уставу. По погружении креста при Троекратном пении: „спаси Господи люди твоя», во время пения песни Богородице: „твоих даров достойны нас сотвори Богородице Дево!..“ и прочих тропарей в честь её, Высокопреосвященный митрополит, вынув три губки из водосвятной чаши, каждою из них омыл икону Богородицы, отер оную полотенцем и окропил св. водою новоустроенную ризу. Приняв в свои руки, с помощью служащих, тяжеловесную ризу, он возложил её на икону и сам укрепил ее четырьмя гвоздями. После сего читал молитву: о, Пресвятая Дева, Мати Господа вышних сил... Примечание. Кроме сих, описанных в Указателе, двадцати восьми (28) чудотворных икон, есть еще в Новгороде, его окрестностях, уездных городах и селах их не мало святых икон, почитаемых издавна чудотворными, но таких, о которых не имеется записей или таковые записи не известны. К числу такого рода икон относятся следующие: 1) Названная по надписи чудотворною икона или образ Святителя и чудотворца Николая, что над входом в Крестовую Святителя Иоанна Архиепископа церковь ; 2) Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинской градской военного ведомства церкви; 3) Храмовая икона Успения Божией Матери в Успенской церкви бывшего Колмова монастыря; 4) Храмовая же икона Святителя и чудотворца Николая в чудесах в Николаевском Вяжищском монастыре; 5) Мирожская икона Божией Матери, известная более под именем Знаменской, что в Десятинском женском монастыре; 6) икона Рождества Пресвятой Богородицы, что храмовая в церкви упраздненного Перынского монастыря, где ныне скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Валдай. Иверский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1653. Ссылки:     Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, Сельвицкий остров Координаты: 57.989356, 33.301665 Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Едучи со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г. Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского. По книге: Справочник-путеводитель " Монастыри Русской Православной Церкви "/под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г. Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=00327

На церковном Соборе 1654 года был поставлен вопрос об исправлении певческих книг, то есть о приведении напевов и текстов в соответствие с существующим произношением, и создана комиссия авторитетных знатоков-умельцев для выполнения этой работы, чему помешала начавшаяся эпидемия. Широко распространённая ныне пятилинейная нотация в музыке и в церковном пении впервые появилась при Патриархе Никоне . С именем Святейшего Патриарха связано строительство трёх монастырей Русской Церкви. Первым таким строением стала Иверская обитель на Валдайском озере, начатая в 1653 году, двести лет спустя после падения Константинополя. Сам Первосвятитель вспоминал о её создании так: «Аз смиренный Никон, Божиею милостию Патриарх, от многих времен собрався в мысли своей, дабы во славу святому Имени Божию, идеже благоволит святая Его благодать, сотворил обитель на пользу себе и хотящим спастися...». Он много думал о месте создания монастыря, и однажды, в день памяти пренесения мощей «иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа, Митрополита, внезапу прииде мне, – говорит он, – в мысль в святей велицей соборней и апостольстей церкви Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения» об острове на Валдайском озере, который запомнился ему ещё тогда, когда он был митрополитом Новгородским. Царь подарил Патриарху облюбованную им землю для монастырского строения. Первоначально были построены деревянные храмы в честь Иверской иконы Богоматери и святителя Филиппа. Сюда же из Иверского монастыря на Святой Горе Афон была принесена точная копия чудотворной Иверской иконы Богоматери. Из Москвы в ново-основанный монастырь были принесены ковчеги с частицами мощей Российских Первопрестольннков Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а из Новгородского Боровичского монастыря – мощи праведного Иакова, которого Святейший Патриарх в книге «Рай мысленный» назвал «великочестным гражданином Града Нового Церкве Божия Иерусалима». Чудотворную Иверскую икону Святейший Патриарх «всякими лепоты украси со многим тщанием, и киот устрои великий и прекрасен и позлащен», И в последующее время Святейший Патриарх делал различные вклады в этот монастырь: иконы, кресты со множеством частиц святых мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В первой половине 1650-х годов в Москве по инициативе патриарха Никона создаются архитектурные памятники, посвящённые Филиппу. Церковь во имя Трёх святителей на Патриаршем дворе к престолам московских святых Петра, Алексея и Ионы получает четвёртый – во имя митрополита Филиппа 531 . В личных покоях патриарха Никона на патриаршем дворе устроена тёплая домовая церковь во имя апостола Филиппа, святого небесного заступника митрополита Филиппа 532 . По мнению исследователей, приверженность Никона к монументальному строительству берёт начало от подражания Филиппу. Есть мнение, что Никон был зодчим всех трёх основанных им монастырей – Крестного Кийостровского. Иверского Валдайского и Воскресенского Ново-Иерусалимского 533 . Более того, ориентация на северные постройки, особенно ярко проявившаяся при сооружении Успенского собора Иверского монастыря, привела Никона к использованию некоторых принципов северного культового зодчества, применённых при строительстве Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря 534 , возведение которого, как известно, велось под наблюдением митрополита Филиппа 535 . Первые и главные храмы своих монастырей Никон посвящал митрополиту Филиппу: уже в октябре 1653 г. в первом – Иверском – монастыре готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Богородицы и тёплая с трапезной во имя митрополита Филиппа 536 . А 19 августа 1655 г. антиохийский патриарх Макарий совершил закладку трёх престолов (водружены подпрестольные кресты) Успенского собора Иверского монастыря на Валдае: главного – во имя Успения Пресвятой Богородицы, двух других – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, и во имя святого Иакова Нового (Боровичского) 537 . Среди частиц мощей пятидесяти святых, собранных Никоном в этот монастырь 538 , особое место занимали части мощей митрополита Филиппа, привезённые в обитель самим Никоном в конце февраля 1654 г. (л. 54–62). Частица мощей московского святителя была вложена в один из ковчежцев Кийского креста-мощевика, водружённого патриархом Никоном в онежском Крестном монастыре 539 . Крестный же монастырь, как он поименован в царской грамоте 13 июня 1655 г. каргопольскому воеводе Ф.И. Малыгину, патриарх Никон возводил «...во имя Честного и Животворящего Креста и святого чудотворца Филиппа митрополита...» 540 . Таким образом, культ митрополита Филиппа имел для патриарха Никона лично огромное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010