Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла в свет книга о ставропигиальных монастырях Русской Православной Церкви 02.12.2011 Книга « Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви » вышла в Издательстве Московской Патриархии к 65-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каждому из 27 ставропигиальных монастырей (14 мужских и 13 женских) в книге отведена отдельная статья, в которой повествуется об основании обители, связанных с ней исторических событиях, наиболее известных наместниках, о ее судьбе в советские годы и современной жизни. Особое внимание уделено посещениям обителей Святейшим Патриархом Кириллом. Рассказывается также о главнейших святынях монастыря находящихся в нем мощах святых, чудотворных иконах. Жизнь каждой обители иллюстрируется фотографиями. В книге представлены Свято-Троицкая Сергиева лавра, Покровский Хотьков женский монастырь, Данилов мужской монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, Покровский женский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, Введенская Козельская Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордине, Рождества Богородицы Саввино-Сторожевский мужской монастырь, Богородице-Рождественский женский монастырь, Донской мужской монастырь, Зачатьевский женский монастырь, Новоспасский мужской монастырь, Иоанновский женский монастырь на Карповке, Сретенский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь, Николо-Угрешский мужской монастырь, Николо-Вяжищский женский монастырь, Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь, Высоко-Петровский мужской монастырь, Заиконоспасский мужской монастырь. Издание осуществлено под общей редакцией главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева, координатор проекта И. Лапшин, автор текста Е. Полищук. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.12.2011 20:16:42

http://drevo-info.ru/news/11904.html

Не обделяет он своим вниманием и нашу Новосспаскую обитель, следит за ходом реставрационных работ. Святейший Патриарх вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным приезжал и наблюдал за ходом выполнения поручений. Надо отдать должное мэру и его команде, они не забывают о культурном наследии, пытаются всячески содействовать его восстановлению. За это прихожане и братия искренне благодарны Сергею Семеновичу. В том, что касается восстановления обители, сегодня наши устремления направлены на реставрацию колокольни. Когда закончатся все работы, мы поднимем на нее тысячепудовый колокол и освятим храм! Уверен, монастырь преобразится не только изнутри, но и снаружи, потому что колокольня наша — это архитектурная доминанта района. Более того, что примечательно, она первая по высоте после колокольни Ивана Великого. Среди повседневных трудов братии еще раз хочу отметить работу нашего издательства, выпуск деяний Священного Собора 1917-1918 годов, с чего мы начали нашу беседу. Также мы занимаемся повышением квалификации духовенства. Здесь находится сектор заочного обучения Московской духовной академии, работают подготовительные курсы, организовано молодежное движение. Нельзя не упомянуть, что у нас еще есть подворья, где ведется социальная работа. — И все же монастырь — это молитвенное делание, подвиг... Но если говорить об уединенной монашеской жизни в отдалении от мира, то ваша обитель не совсем соответствует этому определению. Легко ли нести монашеские подвиги посреди городской суеты? Как найти правильный баланс между уединением и необходимостью быть открытыми миру? По вашему опыту, что такое монастырь в городе? — Согласен, нести монашеское послушание в городском монастыре — это особенный подвиг. В этом случае очень важно не оступиться, и именно в этом и заключается тяжесть пребывания в такой обители. Здесь мы не можем закрыть перед прихожанами наши святые врата. Конечно, гораздо проще уехать куда-то на периферию, запереться там в пустыни. Но надо и здесь, в городской суете, заниматься духовным окормлением людей. Господь дает возможность совершать свой подвиг, и мы его совершаем в меру своих сил, возможностей и своих немощей, которые тоже у нас есть. Думаю, что Господь будет милостив к нам, поскольку мы также стараемся быть милостивыми ко всем, кто приходит в наш монастырь. Надеюсь, что все люди, которые придут в Новоспасский монастырь, смогут здесь хотя бы в течение нескольких минут отвлечься от суеты, помолиться, подумать о Боге и своих ближних. Поэтому не могу, пользуясь случаем, не пригласить в Новоспасский монастырь жителей Москвы и гостей нашей столицы! Беседовал Евгений Стрельчик Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 December 2023 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5020577...

Сам Иван III хорошо знал это место. Здесь находились склады оброчного меда для великокняжеского двора. Монастырь теперь находился и невдалеке от Кремля, и в то же время за городом, где тишина и покой располагали к молитве. Кроме того, Спасский монастырь отныне был «в виду» – в относительной близости от Даниловской обители, своей родоначальницы. Весной 1491 года Иван III начал строить монастырский каменный Спасо-Преображенский собор, освященный в 1496 году. Сам монастырь был обнесен мощной, но пока деревянной стеной. Возведенный у Коломенской дороги, он стал одним из сторожей Москвы, охранявших ее рубежи от крымских и ногайских татар. В нем сразу же стали хоронить московскую знать, первыми появились могилы бояр Романовых. Уже в 1498 году здесь был похоронен «первый» Романов – Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, сын боярина Юрия Захарьевича, что победил литовского князя. Вторым из похороненных здесь Романовых был его полный тезка – Василий Юрьевич, двоюродный брат царицы Анастасии Романовой. Новоспасский монастырь щедро одаривал Иван Грозный, женатый на Анастасии, жаловал ему села с деревнями, освобождал от податей. Обители довелось видеть и самого царя, побывавшего в ее деревянных стенах после того, как в июне 1547 года в Москве случился страшный пожар – один из самых страшных в ее истории. Вспыхнув на Воздвиженке, пламя перекинулось в Кремль. И тогда святитель Макарий, митрополит Московский, венчавший Иоанна Грозного на царство, задыхаясь от дыма, вошел в Успенский собор, чтобы спасти бесценную святыню – икону Успения Богоматери, написанную святителем Петром. Выйти из полыхавших кремлевских ворот он уже не смог. Тогда святителя стали спускать на землю по веревке с Тайницкой башни, но канат оборвался и владыка, упав на землю, сильно разбился. Больного митрополита увезли на излечение в Новоспасский монастырь, где была тишина, а главное, свежий воздух, столь потребный в задымленной Москве. Царь навестил его на следующий же день, и, по легенде, узнал тут, что Москву подожгли Глинские – такая молва ходила в народе.

http://pravoslavie.ru/568.html

Центром празднования Царских дней в Москве стал Новоспасский монастырь 17 июля 2012 г. 16:56 16-17 июля 2012 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре  прошли Царские дни, посвященные дню памяти святых Царственных страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Более тысячи людей пришли в древнюю московскую обитель помолиться святым царственным мученикам. Вечером 16 июля, в канун дня памяти святых, в монастырь была доставлена часть шали царевича Алексия, связанной великими княжнами и долгое время хранившейся заграницей. В монастырь ее привез протоиерей Кирилл Каледа , настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне . Святыня была торжественно встречена наместником монастыря епископом Воскресенским Саввой с братией обители и многочисленными богомольцами. Затем в Спасо-Преображенском соборе было совершено всенощное бдение, по окончании которого под звуки колоколов состоялся крестный ход по монастырю до Итальянского дворика, где в советские годы совершались расстрелы. Епископ Савва освятил поклонный крест, установленный в центре дворика, после чего была совершена панихида по всем убиенным. В тот же вечер в Итальянском дворике прошел Романовский вечер, посвященный памяти святых Царственных страстотерпцев и новомучеников Российских. Обращаясь к собравшимся, наместник Новоспасского монастыря отметил важность почитания новомучеников и исповедников Российских. В вечере приняли участие протоиерей Кирилл Каледа, византолог и писатель В.Е. Ларионов. В ходе мероприятия звучала классическая музыка, исполняемая струнным квартетом. Были зачитаны письма и дневниковые записи императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Благодаря православному телеканалу «Союз», состоялся посвященный дню памяти Царственных страстотерпцев телемост Екатеринбург — Москва. К собравшимся в Новоспасском монастыре обратился митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Романовские вечера в Новоспасском монастыре планируется проводить и в дальнейшем.

http://patriarchia.ru/db/text/2344916.ht...

Особо полюбил это место царь Алексей Михайлович. Он часто приезжал в Новоспасский монастырь, где вел духовные беседы с его настоятелем архимандритом Никоном – будущим Патриархом Простота и строгость его внешних форм контрастировали с распространёнными в XVII веке красочным узорочьем и причудливостью архитектурных деталей. Преображенский собор вышел как бы из самой древности и встал в один ряд с Успенским собором Кремля Над входом в усыпальницу Романовых – образ Спасителя. В советские годы его прикрывала фанерный щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей». В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия вывеска упала, открыв чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного За последние 20 лет в Новоспасском монастыре создан прекрасный сад. Здесь самый большой розарий в Москве На месте уничтоженного в 20-ые годы прошлого века некрополя Новоспасского монастыря находится сад – причем не просто сад, а научная площадка ботанического сада, где собрана вся коллекция московских абрикосов Август-сентябрь в Новоспасском монастыре – время роз. В саду Новоспасского монастыря работают всего два садовника, поэтому можно не только прийти полюбоваться розами, но и помочь Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII столетия стал одним из самых богатых в Москве. По «ружной книге» 1681 года числилось «крестьян за Новоспасским монастырем 2257 дворов», а всего 14 тыс. крепостных. Приписанные к монастырю вотчины, рыбные ловли, многие угодья с лесами, лугами и селами приумножали его богатства В 1764 году при Екатерине II последовала секуляризация церковного имущества, и монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось Никольский храм, построенный как больничный на средства князей Черкасских, родственников Романовых, в середине 17 века, пока не действует. Здесь ведутся реставрационные работы Часовня из красного кирпича предположительно была возведена сто лет назад, к 300-летию Дома Романовых Перед алтарем Спасо-Преображенского собора в 21 веке погребены архимандрит Иннокентий (Просвирин) и схиархимандрит Гурий (Мищенко), бывшие для многих духовными отцами Знаменский храм был построен на месте прежнего, деревянного, на средства Н.П.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека. Храмы Московский Новоспасский монастырь, план-схема План монастыря Святыни Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей. Богослужение Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен. Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62). Настоятели, наместники Использованные материалы   В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.   17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского Редакция текста от: 12.10.2023 17:56:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/15773.html

Огромное разорение принесло монастырю французское нашествие, когда помимо осквернения храмов, в поисках драгоценностей, было раскопано монастырское кладбище и разворочены старинные склепы. При отходе французов монастырь был подготовлен к взрыву и под храмы подложены пороховые заряды, но этому злодейству не суждено было свершиться. От огромного пожара в монастыре сорвались большие колокола на нижних ярусах колокольни, пробив своды. Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в концентрационный лагерь Н КВД. Исторический некрополь в 1930 гг. был практически уничтожен полностью. Тогда же территория монастыря была передана в ведение хозяйственного управления НКВД, а в соборном храме расположили архив Н КВД Московской области. Но великая история России продолжала мешать строителям новой жизни, и было принято решение о сносе монастыря. Лишь начало войны помешало свершиться черному делу. После войны в нем разместилось объединение «Союзреставрация» с художественно-производственными мастерскими. В 1990 г. Новоспасский монастырь был возвращен Московской патриархии, которая присвоила ему статус ставропигиального. В 1995 г. сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. террористом Каляевым, а на его могиле воздвигнут воссозданный памятный крест, копия существовавшего в Кремле. Многие поколения наших благочестивых предков устремлялись в намоленную святыню нашего Отечества, старейшую монашескую обитель столицы Новоспасский монастырь, который издавна зовется «белым голубем Москвы». Иоанно-Предтеченский монастырь Расположенный в центре Москвы, на высоком холме, Иоанно-Предтеченский женский монастырь своей историей уходит в глубину веков. В древности здесь располагались сады, поэтому монастырь часто называли Иоанновым в Старых садах, что на Ивановской горке, на Кулишках. А у подножия монастыря, по улице Солянка, начинался тогда путь из Москвы в древние русские города во Владимир и Рязань. Историческое предание связывает основание монастыря с именем великого князя Ин. 3 , развернувшего в Москве огромное, по тем временам, каменное строительство. Другая версия говорит об основании обители матерью Иоанна Грозного, Еленой Глинской, а может, и самим грозным царем, праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местность эта принадлежала с давних времен казне, а рядом располагался Загородный Княжий двор. Не позднее середины XVI в. в монастыре был возведен каменный собор в честь Крестителя Господня Иоанна. Тогда же был написан и иконостас, часть которого ныне находится в собрании Сергиево-Посадского музея.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

С. действительно напечатал первый том «Словаря светских писателей» митрополита Евгения. Сочинения Снегирева: 1) «Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severioribus» (Москва 1816). 2) «Nova Chrestomatia Latina» (M. 1816). 3) «Nova Chrestomatia poetica» (M. 1818). 4) География митроп. Платона (напис. 1818, напеч. 1827). 5) Архиепископ Московский Августин. Биограф. очерк (M. 1824). 6) De origine, statu et incrementis Caesareae Universitatis Mosquensis . . . (M. 1830). 7) Латинская грамматика (3-е изд. 1836). 8) Русские в своих пословицах. Ч. I – (М. 1831–1834). 9) Русские простонародные праздники и суеверные обряды Ч. I – IV (М. 1837–1839). 10) Троицкая лавра (M. 1842). 11) Памятники московской древности (М. 1842–1845). 12) Новоспасский монастырь (М. 1843). 13) Лубочные картинки (M. 1844 г., 2-е изд. 1861). 14) Древности Российского Государства (М. 1846–1853). 15) Русские народные пословицы и притчи (М. 1848). 16) Письмо к графу А. С. Уварову о русской иконописи (СПб. 1848). 17) О порядке слов латинского языка, по Цицерону (М. 1848). 18) Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. 15 выпусков (M. 1846–1854). 2-е издание – 1854–1857 (вм. с Мартыновым). 19) Путеводитель из Москвы в Троицкую лавру (M. 1856). 20) Памятники древнего художества в России. 3 вып. (М. 1850). 21) Памятники Московской Древности. XI тетрадей (M. 1846). 22) Дополнение к собранию русских пословиц (М. 1854). 23) Успенский собор (М. 1856). 24) Новый сборник русских пословиц (М. 1857). 25) Воскресенские ворота (М. 1860). 26) Знаменский монастырь и палаты бояр Романовых (М. 1861). 27) Новоспасский ставропигиальный монастырь (М. 1863). 28) Покровский монастырь (М. 1863). 29) Гефсиманский скит (М. 1863). 30) Богоявленский монастырь (М. 1864). 31) Первая супруга Петра Евдокия Федоровна (Рус. Архив 1863, 541). 32) Москва. Подробное историческое и археологическое описание города (М. 1865). 33) Дворцовое царское село Измайлово (М. 1866). 34) Воспоминания И. М. Снегирева (Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XIII в. Описание: История Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь . Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору». Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре , известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244622...

Встреча святыни состоится 14 марта в 16:30. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в течение месяца в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре будет пребывать почитаемый список Толгской иконы Божией Матери. Об этом говорится в сообщении Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Образ был явлен ровно 700 лет назад. Это и послужило началу создания прославленного Свято-Введенского Толгского монастыря, расположенного близ Ярославля, на левом берегу Волги. Этот почитаемый образ Толгской иконы Божией Матери будет принесен в Новоспасский ставропигиальный монастырь. Торжественная встреча святыни состоится 14 марта в 16.30. Справка: Образ Толгской иконы Божией Матери был явлен епископу Прохору, путешествующему по северо-восточным землям своей епархии в 1314 году. Легенда гласит, что святитель Прохор вместе со своими спутниками остановился на ночь лагерем на правом берегу Волги и ночью, когда все спали, заметил среди леса на противоположном берегу столп света, на который и пошёл по появившемуся вдруг мосту. Там, в лесу, заметил он на дереве икону, от которой исходил свет. А утром жители окрестных мест, узнав обо всём, пришли сюда, чтобы построить здесь храм в честь обретённой святыни. Очень скоро вокруг неё стали собираться иноки – так появился Толгский монастырь. За семь столетий его истории икона дарила людям немало чудес. Первое было зафиксировано в 1393 году – истечения мира. Чуть позже во время молитвы у иконы воскрес усопший младенец. А сама она чудом уцелела во время пожара, который уничтожил в обители всё. Перед образом Толгской иконы Божией Матери молился и получил исцеление царь Иоанн Грозный, за что стал государь особым благодетелем Толгского монастыря. После него все русские самодержцы прибывали сюда на богомолье. Чудотворная икона исцеляла людей от слепоты, глухоты, немоты, от головных болей, болезней рук и ног, от различных пороков и страстей – пьянства, гнева, ярости. Есть свидетельства помощи от неё и супругам, не имеющим детей.

http://pravmir.ru/v-novospasskij-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010