III. Антииудейской теме посвящено опубликованное в 1669 г. в типографии Киево-Печерского мон-ря соч. И. «Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, от початку света през все веки людем от Бога обецанный, и от людей очекиванный, и в остатныи часы для збавеня (спасения.- Авт.) людского на свет посланый…» - 1-е антииудейское произведение, созданное в Западнорусской митрополии. Трактат при жизни автора был издан на 2 языках: на простой мове (К., 1669) и по-польски (Mesjasz (Messyasz) prawdziwy Jezus Chrystus Syn Boy, od pocztku wiata przez wszystkie wieki ludziom od Boga obiecany... К., 1672). Польск. версия, являющая собой переделанный вариант, вышла по благословению настоятеля Киево-Печерского мон-ря архим. Иннокентия (Гизеля). Об актуальности своего сочинения автор рассуждает в предисловии, где пишет, что на Украине, в Литве и в Польше в 1665-1666 гг. получило широкое распространение учение Саббатая Цеви (Шабтай Цви, Сабет Себи, Забатай Зеби), который большинством евр. общин в Европе и в Азии в 1-й пол. 60-х гг. XVII в. был провозглашен мессией. И. писал о том, что обещания Цеви восстановить Иерусалим и возродить Израильское царство нашли благодатную почву не только среди евреев, к-рые либо торжествовали, покидая дома и имущество, либо целыми днями постились, готовясь к наступлению царства мессии, но и среди христиан «малого сердца и достатка», многие из которых, отринув веру в истинного Мессию Иисуса Христа, стали склоняться к вере в лжемессию. Движение саббатиан оказало значительное влияние на христиан в т. ч. благодаря эсхатологическим ожиданиям, связанным с 1666 г. И. своим сочинением стремился опровергнуть известия о мессианстве Цеви и убедить как евреев, так и христиан, что истинный Мессия - это Иисус Христос. Сочинение создавалось после отъезда И. из Киева, до осени 1668 г. (отзыв архиеп. Лазаря (Барановича) на законченный текст датируется 6 нояб. 1668), когда И. находился на укр. Правобережье. В предисловии автор сообщает, что он собирал материал для книги во время поездок по городам и селам Украины и Литвы, ведя беседы о Мессии в т. ч. с учеными евреями. Предположительно И. мог быть свидетелем евр. погрома во Львове и ознакомиться с распространявшимися погромщиками антисемитскими текстами.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Ист.: Синодик//ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 420-506; Codex diplomaticus Lithuaniae/Ed. E. Raczyski. Vratislaviae, 1845; Stryikowski M. Kronika polska, litewska, módzka i wszystkiej Rusi. Warsz., 18463. 2 t.; АЗР. 1846-1848. Т. 1-2; Bunge F. G. Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch, nebst Regesten. Reval, 1853. Bd. 1: 1093-1300; ПСРЛ. СПб.; М.; Л., 1853-2003. Т. 1-42 (по указ.); Hirsch T. Die Chronik Wigands von Marburg//Scriptores rerum Prussicarum. Lpz., 1863. Bd. 2. S. 429-662; АЮЗР. 1863. Т. 1: 1361-1598; Die livländische Chronik Hermann " s von Wartberge/Übers. E. Strehlke. B.; Reval, 1864; Русско-ливонские акты/Собр.: К. Е. Напьерский. СПб., 1868; Грамоты вел. князей литовских с 1390 по 1569 г./Ред.: В. Антонович, К. Козловский. К., 1868; Синодик (субботник) Супрасльского мон-ря//АСЗР. 1870. Т. 9. С. 454-459; Дневник Люблинского сейма 1569 г. СПб., 1869; РИБ. 1878. Т. 4; 19082. Т. 6; 1882. Т. 7; 1903. Т. 19. 20; 1910. Т. 27; 1914. Т. 30; 1915. Т. 33; СбРИО. 1882. Т. 35; Codex epistolaris Vitoldi (1376-1430)/Ed. A. Prochaska. Cracoviae, 1882; Archiwum ksizt Lubartowiczów-Sanguszków w Sawucie. Lwów, 1887-1910. T. 1-7; Архангельский А. С. Борьба с католичеством и западнорус. лит-ра кон. XVI - 1-й пол. XVII в.//ЧОИДР. 1888. Кн. 1. Отд. 1. Прил. С. 1-166; Голубев С. Т. Материалы для истории Западнорус. Церкви. К., 1891. Вып. 1; он же. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. Отд. 3. С. I-XIV, 1-88; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татар. время. СПб., 1892; Акты Литов. метрики. Варшава, 1896-1897. Т. 1. Вып. 1-2; Документы МАМЮ. М., 1897. Т. 1; ОДБМЮ. 1915. Т. 21; Акты Литовско-Русского гос-ва. М., 1899. Вып. 1; Де-Витте Е. И. Древний помянник Киево-Михайловского (Златоверхого) мон-ря (XVI-XVII вв.)//ЧИОНЛ. 1903. Кн. 17. Вып. 1. Отд. 3. С. 3-32; Вып. 3. Отд. 3. С. 33-48; Вып. 4. Отд. 3. С. 49-64; 1904. Кн. 18. Вып. 1. Отд. 3. С. 65-76; Monumenta Poloniae Vaticana. Kraków, 1914-1950.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Энколпион. Нач. XIII в. Киев. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г. Распространенной специальностью киевских ювелиров была обработка днепровского янтаря. Кроме мастерских в «городе Ярослава» и на Михайловской горе еще несколько выявлены на Подоле (ул. Ярославская, 41 (1968 г.), ул. Покровская, 5 (1975 г.), ул. Щекавицкая, 25 (1981 г.)). В них делали крестики, бусы, различные подвески, вставки для перстней. Иногда ремесленник совмещал несколько специальностей. Так, в мастерской на ул. Щекавицкой, 25 изготовляли стеклянные и янтарные изделия, а также выливали ювелирные поделки из драгоценных металлов, покрывали глазурью керамические светильники, обрабатывали железо и сталь. Интересные находки относятся к строительному делу. На ул. Ирининской обнаружен комплекс печей XI в. для обжига извести; на Старокиевской горе раскрыт комплекс печей для обжига плинфы для Десятинной ц. На подворье Софийского собора также открыта печь для обжига плинфы (Новое в археологии Киева. 1981). К. являлся крупнейшим торговым центром на Руси. Сюда прибывали купцы не только со всех концов Древнерусского гос-ва, но и из разных стран (Византия, Хазария, Скандинавия, Польша, Германия, Чехия, Венгрия, араб. Восток и т. д.). Купцы нек-рых древнерус. городов, а также иностранные имели в К. постоянные торговые колонии. У новгородцев на их торговом подворье на Подоле была Михайловская (Новгородская) божница. Во время нападения половцев на К. в 1203 г. «гости, иноземця всякого языка, затвориша в церквах и вдаша им живот, а товари з ними [с половцами] разделиша на колы». Местом торговых операций были торги, или торжища. По сообщению еп. Титмара Мерзебургского, в К. в нач. XI в. существовало 8 рынков. Два из них (Торговище на Подоле и Бабин торжок на Старокиевской горе) упоминаются в летописи. Согласно сообщению Киево-Печерского патерика, на киевских рынках можно было купить все - от простенького жен. украшения до крупных партий сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Иисус Христос. Фрагмент стеатитовой иконки. Сер. XII в. Византия. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В Ирмологионах XVIII в., составленных украинцами в России, «киевскими» именуются те жанровые группы песнопений, к-рые в укр. сборниках не имели этого названия. Корпус образцов «напелу киевского» пополнился 26 стихирами- подобнами (РГБ. Ф. 178. 5407, 1-я треть XVIII в.), 4 стихирами на молебне иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», песнопениями Литургии Преждеосвященных Даров (Там же. Ф. 304. 456, 908) и нек-рыми др. Та же тенденция отразилась в Ирмологионах, составленных на Левобережье Белоруссии и Украины, в которых влияние российской книжности сказалось в стремлении к детализации изложения и к точности в наименовании напевов. Показателен белорус. сборник 2-й четв. XVIII в. (Нац. б-ка Беларуси. 091126), где «киевский» репертуар представлен циклами седмичных причастных стихов, пасхальных стихир на хвалитех 5-го гласа «Пасха священная», стихир евангельских и др. Причинами наименования укр. песнопений «киевскими» могли послужить изменение их восприятия певцами в новом контексте бытования, необходимость отличить с помощью названия укр. песнопения от местных. Антифоны степенны 4-го гласа. Ирмологион 1-й пол. XIX в. из книжницы Свято-Георгиевского Козелецкого мон-ря. Дополнительная запись П. И. Друлова 1856 г. (НБУВИР. Ф. 1. 1662) Антифоны степенны 4-го гласа. Ирмологион 1-й пол. XIX в. из книжницы Свято-Георгиевского Козелецкого мон-ря. Дополнительная запись П. И. Друлова 1856 г. (НБУВИР. Ф. 1. 1662) В укр. Ирмологионах XVIII в. с Левобережья «киевскими» названы мелодии песнопений «Вечная память», «Да молчит всяка плоть» (оба киево-печерского напева ; см.: НБУВ ИР. Ф. 301. 35 п), «Свете тихий», «С нами Бог» (Там же. Ф. 1. 5386), светилен «Чертог Твой» (Там же. Ф. 30. 15, 1785 г.), степенны 4-го гласа «От юности моея» (Там же. Ф. 1. 1661) и нек-рые др. Причиной наименования этих традиц. образцов, и ранее включавшихся в Ирмологионы, но без названия, стало обогащение многораспевной традиции. На Левобережье Украины с кон. XVII в. и особенно в XVIII в. стали известны песнопения из России, что дало дополнительный повод атрибутировать укр. версии на те же тексты. Состав Ирмологионов разного происхождения свидетельствует о том, что киевские напевы в большинстве случаев сопровождались напевами-«спутниками» иного происхождения (однако последние могли и не фиксироваться, если передавались в устной традиции или помещались в др. певч. книгах); в то же время единичные «киевские» образцы имеют греко-балканский или неустановленный генезис. В любом случае присвоение традиц. напевам названия «киевское» отражало их древность и укорененность в укр. практике.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВНИР Степан (Стефан) Демьянович (1709, мест. Воронков Переяславского полка; по др. данным, 1695, с. Гвоздов Киевского полка - 1786, Киев), каменных дел мастер Киево-Печерского мон-ря. Наст. фамилия- Кришталевский (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1 об.). Прозвище Ковнир (в документах XVIII в.- «Ковнр», «Ковнер») получил от укр. «kobhip» или «kobмip» (воротник). Утвердившиеся в ХХ в. биографические сведения о К. как об архитекторе, крепостном Киево-Печерской лавры, подверглись значительной корректировке исследователем В. А. Шиденко на базе материалов ЦГИАК ( Шиденко. 1990). Оригинальные документы содержат хронологические и фактические расхождения, т. к. часто составлены на основе устных свидетельств. Дата рождения (1709) установлена по самому раннему из них. В 1766 г., во время генеральной переписи населения в Киеве, К. утверждал, что род. в Воронкове в семье «посполитого»; в «доношениях» 1783 и 1785 гг. показывал, что отец его «польский шляхтич», а место рождения - с. Гвоздов (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1). Шиденко предполагал, что в с. Гвоздов семья К. переехала вскоре после его рождения, и когда требовались документы о происхождении и вероисповедании (напр., при поступлении в мон-рь), К. проще было получить их у священника по месту последнего долгосрочного проживания. В возрасте ок. 30 лет К. поселился у своей сестры Анны среди мастеров-каменщиков в Печерском местечке Киева, на земле Киево-Печерской лавры, и добровольно записался в лаврские подданные. До него на Печерске обосновались его родственники-«муровщики» - зять Гаврила Фёдорович и младший брат Олифер (Елиферий) (принимал участие в строительстве Большой лаврской колокольни, Андреевской ц. в Киеве, Успенского собора в брянском Свенском мон-ре). Сведения о том, что брат, зятья, 1-й тесть К. были строителями, вместе с упоминаниями о совместной работе на ряде объектов убедительно показывают, что азы профессии мастер получил в семье, а оттачивал навыки под руководством лучших архитекторов Киева (И.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

К., 2006; Яковенко Н. Украïнська шляхта з kihця XIV до середини XVII cmoлimmя: Волинь i Центральна Украïна. К., 2008; Tymoszenko L. Князь Василь-Костянтин Острозький i епископ Кирило Терлецький: До проблеми bзaeмobiдhocuh cbimcьkoro i peлiriйhoro лiдepib Boлuhi доби Берестейськоï yhiï//Koció unicki w Rzeczypospolitej/Red. W. Walczak. Biaystok, 2010. S. 169-185; Ульяновський В. Князь Василь Костянтин Острозький: Icmopuчhuй портрет у галереï npeдkib та haщaдkib. К., 2012; Жигун В. Князь Костянтин Ibahobuч Острозький у cxiдhocлob " яhcьkiй icmopiorpaфiï//Шebчehkibcьka весна: Icmopiя: Мат-ли 12 мiжhap. наук. конф. (Киïв, 25-28 березня 2014). К., 2014. (Ч. 4): Icmopiя. С. 495-497. Т. Кемпа Иконография В музеях России и Украины хранятся несколько разновременных живописных портретов К. К. (ГИМ, НКПИКЗ, ЛИМ, Житомирский КМ, Острожский гос. историко-культурный заповедник), восходящих к утраченному прототипу кон. XVI в. Они различаются размерами и формой, местом размещения лат. надписи с указанием имени и титула князя. Наиболее ранним считается написанный маслом на доске овальный портрет из Житомира, предположительно датируемый кон. XVII - нач. XVIII в. Подписная копия 1789 г. работы худож. Константина Александровича находится во Львове. Из ЦАМ КДА (в наст. время в НКПИКЗ) происходит вариант, выполненный худож. Я. Ф. Сваричевским в 1883 г. с полотна в фамильной галерее поместья Нов. Малин (ныне с. Новомалин Острожского р-на Ровненской обл.). На портретах данного типа К. К. представлен по пояс, в небольшом повороте вправо. Это человек средних лет с небольшой округлой бородой с проседью, на крупной голове с высоким лбом - черная шапка, похожая на берет. В соответствии с западноевроп. модой XVI в. князь одет в темный жупан с золотыми пуговицами и красным поясом, сверху коричневый кафтан с меховой оторочкой и золотыми бляшками. Монеты, которые князь пересыпает из одной пригоршни в другую, вероятно, были ошибочно изображены копиистом. На прижизненном портрете это могла быть к.-л. драгоценность - деталь, напоминающая о статусе князей Острожских как «некоронованных королей». Имя и титул князя обозначены лат. надписью: «Constantinus Dux in Ostrog…» Немного иной вариант изображения К. К.- без головного убора - встречается на портрете XVIII в. из собрания НМ(Л) ( Ульяновський. 2012. С. 11. Вкл. VIII). Сохранились упоминания о существовании еще неск. портретов в галереях Жолковского замка, дворца Вишневецких, в б-ке Выдубицкого мон-ря в Киеве и др. (Там же. С. 10-11). Портрет К. К. вместе с младшим сыном Александром находился в основанном князем Крестовоздвиженском мон-ре в г. Дубне Волынской губ. ( Пероговский В. Бывшие правосл. мон-ри в г. Дубне Волынской губ., основанные князьями Острожскими//Волынские ЕВ. 1880. 34. С. 1547-1548). В Успенском соборе Киево-Печерской лавры (на сев. стене, за левым клиросом) в росписях 20-х гг. XVIII в. К. К. был изображен среди литов. князей ( Ульяновський. 2012. С. 282).

http://pravenc.ru/text/2057084.html

К этому же периоду, с 1166 (?) по 1183 г., поскольку в Житии нет упоминания о перенесении мощей в Венгрию, относится создание на греческом языке Жития византийским историком Георгием Скилицей. Хотя греч. текст не сохранился, известны 26 списков его слав. перевода, сделанного, вероятно, в Средеце (о списках см.: Ангелов. 1977. С. 56-60; Томова. 2008. С. 150-151). Сведения Анонимного Жития и версии Скилицы, сопровождаемые авторскими комментариями, объединены в пространное Житие, составленное патриархом Тырновским Евфимием после 1371 г. Оно написано в соответствии с метафрастовскими традициями экспрессивным поэтичным языком и имеет стройную композицию. Целью составителя было «достойнолепно» рассказать о богоугодной жизни и подвигах И. Р., т. к. ранее о нем рассказывали «безыскусно и грубо». Как последователь исихазма автор уделяет внимание мистическим переживаниям святого, а как патриарх делает акцент на отношениях между царской и церковной властями и сообщает все известные ему исторические факты о перенесениях мощей. Существуют 14 списков (в их числе - ранний, т. н. Зографский, кон. XIV в.), к-рые условно делятся на 2 редакции. Зографский список Жития И. Р. был напечатан в 1671 г. в Киево-Печерской лавре. Дополнением к Житию, написанному Евфимием, является т. н. Рильская повесть Владислава Грамматика, подробно рассказывающая о перенесении мощей святого из Тырнова в Рильский мон-рь в 1469 г. Эту повесть автор включил в составленный им в 1478-1479 гг. т. н. Рильский панегирик (Торжественник минейный на февр.-март с дополнениями; Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/8). Повесть дошла в 9 списках и 4 редакциях, из к-рых 2 (Рильская и Белградская) всегда сопровождали Житие, написанное Евфимием, а 2 распространялись самостоятельно. Благодаря интересу автора к подробным описаниям исторических событий, их участников и мест Рильская повесть является новым этапом в болг. лит-ре. Созданное современником Владислава Грамматика Димитрием Кантакузином между 1469 и 1479 гг. «Житие с малой похвалой» следует образцам тырновской агиографии и канонам ораторской прозы. Оно было составлено на основе Житий, написанных Георгием Скилицей, патриархом Евфимием, и рассказа Владислава Грамматика в связи с установлением ежегодных празднований в Рильском мон-ре возвращения мощей из Тырнова и включено в состав того же Рильского панегирика. Известно лишь в одном списке. Риторические вступление и заключительная похвала обрамляют повествование, в к-ром при сильно сокращенной фактологии акцент сделан на размышлениях об истории обители и о возвращении в нее мощей.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Н. Манушина. М., 1983. Кат. 76; Сокровища Киево-Печерского заповедника: Фотопутев. К., 1985. С. 65; Musicescu М. А., Dobjanschi А. Broderia veche româneascâ. Bucur., 1985. P. 33. Pl. 1; Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2, 3; Patmos: Les trésors du monastère/Sous la dir. A. D. Kominis. Athènes, 1988. Ill. 8-10. P. 19-194; Рус. худож. шитье XIV - нач. XVIII в.: Кат./Авт. вступ. ст.: Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 122-123. Кат. 39, 46, 47, 51, 62, 76, 77, 86, 87; В. J., С., В. Nampujapшuja. Београд, 1990. С. 332. Ил. 215; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 238-239, 252-253. Fig. 13-16; Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 100; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. М., 1991. Кат. 8, 21, 23. С. 36-37, 70-71, 74-75. Ил. 16-18; Simonopetra: Mount Athos/Ed. S. Papadopoulos. [Athens], 1991. Fig. 127a, 127b-132, 138b. P. 192, 213, 214; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. Кат. 65. С. 267-269; Fotopoulos D., Delivorrias A. Greece at the Benaki Museum. Athens, 1997; Лихачева Л. Д. Произведение шитья Софии Палеолог из Кирилло-Белозерского мон-ря//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 723-729; Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Buzantine Era, A. D. 843-1261/Ed. H. Evans. N. Y., 1997. Cat. 106. P. 159-160; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhibition/Ed. A. A. Karakatsanis. Thessal., 1997. Cat. 11. 6, 11. 7, 11. 8. P. 386, 391-394; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 148; Христ. реликвии в Моск. Кремле: [Кат. выст.]. М., 2000. Кат. 77. С. 218; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 85. 35; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 79-81, 88. С.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Др. епархией, делами к-рой занимался митрополит, была Туровская. Здесь после смерти кн. Острожского его наследники забирали себе доходы еп-ства, вызывали на суд духовных лиц и налагали на них штрафы, подвергали наказаниям, присваивали себе право вести бракоразводные дела. Не лучше обстояло дело во владениях Слуцких-Олельковичей. Когда М. по поступившим к нему жалобам вызвал в суд слуцкого архим. Никандра, тот к нему не поехал, «места его не вчтил, и служебника его збил и змордовал», о чем митрополит жаловался кор. Сигизмунду (АЗР. Т. 2. 230. С. 397). На территории собственно митрополичьей области М. вел осторожную политику. Одним из важных событий времени его правления стали конфликты в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), связанные, в частности, с борьбой за установление в обители общежития. В янв. 1537 г. во главе обители по ходатайству митрополита был поставлен его брат Яцек (Иакинф). О его деятельности в мон-ре ничего не известно. Ряд серьезных конфликтов произошел в обители в правление его преемника Софрония. 25 янв. 1540 г. Сигизмунд I поручил М. разобрать споры между монахами и архимандритом. Какое-то соглашение, по-видимому, было достигнуто, но затем последовали конфликты еще более острые, к которым М. отношения не имел. Правда, после низложения Софрония по ходатайству митрополита, а также князей и панов «греческого закона» во главе обители был поставлен архимандрит минского Вознесенского мон-ря Вассиан. Однако в последующих важных событиях, связанных с обителью, митрополит не участвовал. В 1546 г. о назначении нового архимандрита ходатайствовали православные миряне, а общежитие было установлено в 1549 г. королевской властью. Сложной проблемой для М. стало урегулирование отношений между митрополичьей кафедрой, виленским мещанством и правосл. приходами Вильно. Эти отношения регулировались грамотой митр. Иосифа II 1511 г., но мещане были недовольны ее условиями и старались пересмотреть их в свою пользу. При неизвестных обстоятельствах М. дал мещанам право избирать священников приходских храмов и перемещать их из одного храма в другой. В связи с этим виленское духовенство обратилось к королю, к-рый в янв. 1542 г. отменил новшества и был недоволен митрополитом, потому что не следовало, «абы ты священников, богомолцов наших, листы своими записывати, абы кому их в моц их подавати мел» (АЗР. Т. 2. 219. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ ЧИН богослужебное последование, основу к-рого составляют 12 определенных псалмов . Хотя в принятом ныне в правосл. Церкви Типиконе и др. текстах, регламентирующих литургическую практику, Д. п. ч. не упоминается, он тем не менее включен во мн. издания Следованной Псалтири и Каноника (в т. ч. в совр. русские, где он обычно помещен под заглавием:                                                                                . ученые XIX в. видели в этом Досифее киево-печерского подвижника XIII в. (см., напр.: История РЦ. Кн. 2. С. 379-380), но, как показал Н. К. Никольский, упомянутое в заглавии святогорское правило принес на Русь живший ок. кон. XIV в. Досифей, игум. нижегородского Печерского мон-ря ( Никольский. 1903); в сохранившемся тексте этого правила Д. п. ч. не назван, а последование 12 псалмов встречается уже в древнерус. рукописях XIII в.). Чин двенадцати псалмов. Псалтирь. 1781 г. (РГБ) Чин двенадцати псалмов. Псалтирь. 1781 г. (РГБ) В наст. время Д. п. ч. не имеет определенного места в круге церковных богослужений и используется особенно усердными к молитве христианами в келейном правиле. Однако по происхождению этот чин не является правилом индивидуальной молитвы - он восходит к древнему циклу псалмов 12 часов ночи, являвшемуся частью специфической системы последований суточного круга , состоявшей из 24 служб (в отличие от принятой ныне повсеместно в правосл. Церкви системы, основанной на палестинском Часослове и состоящей из 9 служб (или, если не считать полунощницу, позднее всего утвердившуюся в составе палестинского Часослова, и изобразительны,- из 7 служб)). Происхождением Д. п. ч. из иного по сравнению с принятым ныне Часослова и объясняется его неопределенный статус в современных богослужебных книгах. По рукописям известно 2 ряда 12 ночных псалмов - древний и новый (выбор конкретных псалмов для обоих рядов в рукописных источниках неск. варьируется; Д. п. ч. в совр. книгах соответствует новому ряду). Оба ряда были впервые изучены Е. П. Диаковским ( Диаковский. 1909; в исправленном и дополненном виде: Диаковский. 1913. Гл. 5), чья работа доныне остается основным исследованием по этому вопросу (см. также: Скабалланович. С. 383-385). Новый материал по теме был опубликован И. Фундулисом ( Θουντολης. 1963; idem. 1994r); тем не менее весь комплекс сохранившихся данных о древней системе 24 суточных служб (и, в частности, о 12 ночных псалмах) изучен недостаточно, а представления о литургической традиции (или традициях), в рамках к-рой эта система существовала,- отрывочны. Древний ряд

http://pravenc.ru/text/171470.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010