Беспорядочная размалевка иных афонских стен в притворах и фиалах указывает на потребность чем-либо оживить однообразное построение восточных росписей. Особенно счастливою мыслью показалась нам роспись всего низа стен на высоте человеческого роста идущими группами, или по-гречески «хорами» праведников, святых, иерархов, пророков, предводительствуемых ангелами; к сожалению, группы полузакрыты стасидиями. Роспись Лаврской трапезы представляется древнейшим, богатейшим и лучшим в художественном отношении памятником этого вида росписей. По мнению Преосв. Порфирия 30 , весьма основательному, Лаврская трапеза могла быть расписана тем же критянином, монахом Феофаном, который расписал между 1535 и 1564 гг. соборы Лавры, Ставроникиты и Ксенофа. Громадная, крестообразно расположенная, с абсидою на одном конце и входом на другом конце, противолежащем западной стороне собора Лавры, палата трапезы имеет деревянный потолок, очень высока и освещена окнами, расположенными в верхней ее части. Во всю длину палаты, по ее стенам, расположены сиденья деревянные, в форме сигмы, обходящие овалом столы, мраморные, из крестообразных плит. На высоте одного аршина от сидений тянутся темно-серые, одноцветные панели, а затем выше все стены, до самых потолков расписаны сплошь множеством фигур, отдельно стоящих, сцен, чрезвычайно сложных и разнообразных, и несмотря на аскетические темы и типы, целое представляет привлекательную декорацию, хотя строго религиозного характера и поучительного содержания. Нельзя не пожалеть, что в самое последнее время, а именно в 1860-х годах а затем в 1886 году вся эта роспись была освежена, т. е. переписана, и современный мертвенно-серый фон нижних панелей обязан, видимо, этой переделке. Войдя внутрь трапезы, у самого входа, на входной стене и над дверьми и по обе стороны видим сложное изображение Страшного Суда, разнятое в виде ряда сцен и детальных композиций, снабженных длинными греческими надписями уставного письма. Вверху представлен Судия: Христос-Вседержитель, в кругу, на херувимах и серафимах и по сторонам его Предтеча и Богоматерь, стоящие, и 12 Апостолов на своих торжественных седалищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С трудом удалось нам добраться до Андреевского скита. Там нам приходилось подниматься в 4 часа по греческому времени. О. Митрофан во время утрени молился по четкам, а позже мы поднимали его на литургию. Схимонах Митрофан (Чернов) Во время прогулки по Карее мы встретили Ватопедского игумена Ефрема в окружении множества монахов. Его только что освободили из следственной тюрьмы. О. Ефрем пригласил нас посетить Ватопед. И мы не преминули воспользоваться его приглашением. С о. Митрофаном игумен приветливо поздоровался, как со старым знакомым, и громко сказал ему: «Welcome!» До этого мы объехали монастыри Ставроникита и Пантократор, также Ильинский скит. После Ватопеда останавливались в Ивероне и Дохиаре. В одном из монастырей о. Митрофан мне рассказал о своей удивительной жизни. Родился он в районном центре Колывань Новосибирской области. Службу в армии Сергей (таково было его мирское имя) проходил в составе ограниченного контингента Вооруженных Сил в Нагорном Карабахе. После службы в армии вернулся к себе в Колывань. Он был обычным молодым парнем, ничем не отличавшимся от других. Начал работать на бензовозе, женился, родился сын Саша. Жизнь не предвещала ничего неожиданного. О Церкви Сергей почти ничего не знал, как все, пил и курил. В праздник 9 мая он работал сверхурочно на посевной, подвозил в поле горючее. Ну, а в обед он с друзьями-водителями устроился в укромном месте, где они, конечно же, отметили праздник. И по молодости начали баловаться. Один из друзей вскочил в кабину бензовоза Сергея, завел машину. Сергей вскочил на подножку своей машины, но расшалившийся товарищ отпихнул его дверцей, и он упал прямо под колеса бензовоза. Друг его сдвинул бензовоз буквально на десять сантиметров и, конечно, тут же остановился. По воспоминаниям о. Митрофана, удар был не столь сильный, но голова его повернулась от удара. А после выяснилось, что он уже не может подняться. Когда его подняли и понесли, он потерял сознание. Позже выяснилось, что у него сломан шейный позвонок... С тех пор он умудрялся жить с разрывом спинного мозга около 32 мм. Поэтому он не владел всей нижней частью тела.

http://pravoslavie.ru/119194.html

Присутствие русских насельников в Ставроникитской обители значительно облегчало работу отечественных исследователей, которые весьма дорожили каждой минутой своего ограниченного срока пребывания на Афоне. Архимандрит Порфирий смог уделить работе в Ставроникитском книгохранилище немного времени, пробыв в этой обители с 19 по 22 мая 1846 года. Он уделял большое внимание древним афонским актам, поскольку рассматривал их в качестве основных документов для воссоздания истории святогорских обителей. «Афонские акты, уже по одной своей старинности и разноязычию, равно как и по числу и появлению из разных царств, любопытны и занимательны, драгоценны для души, любящей с царепророком «помянуть дни древние», – писал архимандрит Порфирий. – А содержание их есть обильный прилив света для науки. По годам, месяцам и индиктам, означенным в них, может быть установлен порядок в хронологии. Наблюдение над развитием и изменением языков, на которых написаны свитки, важно для лингвистики. Славянские акты афонские, сравненные с другими им подобными (не говоря кой о чем многом и важном), заставляют думать, что славянский книжный язык во все времена был языком богослужебным, витийственным и деловым, но никогда им не говорило точь в точь ни одно племя, родственное нам, россам» 485 . Во второй рукописной книге «Афонских актов» архимандрита Порфирия (Успенского) , поступившей в числе прочих рукописей в Российскую Академию Наук после его смерти, имеются выписки, касающиеся истории монастыря Ставроникиты. Эти материалы занимают 18 листов (с. 143–178), на которых помещены следующие данные: а) 8 греческих актов 1533–1819 гг.; б) сведения о помощи России Ставроникитскому монастырю, а также одна греческая выписка из монастырского диптиха о поминании русских благотворителей – Третьяковых и других, 1814 г.; в) сочинение под названием «Мои заметки в бытность мою в Ставрониките с 19 по 22 мая 1846 года» (с. 177–178) 486 . Говоря о числе хранящихся в Ставроникитском собрании рукописей, необходимо отметить, что С. Ламброс в 1880 году выявил здесь 162 древних греческих манускрипта. В настоящее время библиотека Ставроникиты насчитывает 171 рукопись, причем 61 из них написана на пергаменте 487 . Здесь также хранится большое число печатных книг. Ксенофонт

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Одно время я жил на Афоне в пустынной местности Капсала. Она находится между монастырями Ставроникита и Пантократор. Это красивейшее место, с очень живописной природой, освященное молитвами многих подвижников. В те годы там совершенно не было дорог и вообще какого-либо следа цивилизации. На Капсале подвизалось множество отшельников-старчиков. Мы жили в великой нужде и бедности. Нас там никто не знал, и мы никого не знали. И вот представьте себе: один раз я спустился с Капсалы (мы жили на высоте 300 метров) вниз, на афонскую пристань Дафни, чтобы забрать какое-то важное письмо. А в это время на Святую Гору приехал президент Греции. И вот мы видим, что у пристани собираются монахи, полиция, народ. Тогда один из старцев мне говорит: – Слушай, диакон, спроси у них, что случилось. Почему они здесь все собрались? – Хорошо! Я пошел и спросил, по какой причине столько народу столпилось на пристани, на что мне ответили, что приехал Сардзедакис. «Что за Сардзедакис?» – думаю я. Возвращаюсь к старчику и говорю, что все ждут Сардзедакиса. – А кто это? – спрашивает он. – Да я сам не знаю! – отвечаю я. – Ты иди, спроси у них, пожалуйста, кто это. Я подхожу к полицейскому и спрашиваю: – Скажите, а кто такой этот Сардзедакис? Полицейский чуть меня не арестовал: – Ты что, больной? Ты что, не знаешь, кто такой Сарздзедакис?! А мы действительно не знали. Также помню, когда у нас поспевали фрукты и овощи, наш старец упаковывал их в пакеты и раздавал престарелым монахам, жившим по соседству. Напротив, в расщелине, жил один 204 бретение покоя руках Божиих старчик по имени Сергий. Он жил один в полуразрушенной маленькой келье в очень пустынном месте. Каждую ночь я наблюдал, как он от свечей зажигал лампады в своем храме. Ночи в горах очень темны, и свет от его свечи был виден издалека. Наш старец попросил отнести ему пакет с продуктами. Я подошел к его келье и постучался в дверь. Когда отец Сергий открыл, я протянул ему пакет со словами: – Отец Сергий, наш старец попросил меня отнести тебе эти продукты! Пакет был набит доверху.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Вдруг меня озарило: — Господи! Я же забыл о молитве! Матерь Божия! Спаси меня из этого кошмара! Это же твой удел, очисти его от скверны! Неужели ты бросишь Святую гору на попрание? Ведь ты обещала хранить монахов своей чудотворной Иверской иконой! «Вот оно! То решение, то действие, которое я должен сделать, чтобы прекратить это безумие! Иверская! Где Иверская! Скорее к Иверской! — кричало у меня в мозгу. — Главное, чтобы не ушла Иверская! Тогда еще есть шанс! Тогда вся эта демоническая хмарь развеется, словно клочья тумана от внезапно подувшего теплого ветерка!» Я бросился в сторону Иверона. То реально-нереальное пространство, в котором я находился, расступалось передо мной — не то бегущим, не то летящим, не то плывущим по вневременному неизведанному, в то же время хорошо известному мне миру. Вот знакомая лесная дорога, когда-то мы ехали по ней в первый раз с послушником Сергием! Я помнил здесь сейчас каждый камешек, каждую выбоинку на ней… Так работало мое сознание, словно открыв мне доступ к своим «закромам», в которые закладывается все, с чем мы встречаемся в нашей жизни, и доступ к которым обычно затруднен перегруженностью нашей «оперативной» памяти. Старый Руссик, Кариес, Андреевский скит, Ильинский, Ставроникита, — везде я встречал одну и ту же безудержную вакханалию разгула и бесовщины, словно вырвавшиеся на свободу демоны вседозволенности торопливо сгребали все живое на свою последнюю оргию. Я пронесся мимо строений у набережной, взлетел к главным воротам Иверона, проскочил сквозь них и резко бросился налево, к Иверской часовне. Дверь в нее была распахнута, оттуда лилось несказанное благоухание. — Слава Тебе, Господи! Я, кажется, успел! — Я остановился перед входом в часовню, истово перекрестился и поклонился, затем шагнул в притвор. В притворе благоухание было еще сильнее, какое-то мягкое, еле заметное свечение разливалось вокруг, словно светился сам воздух. Я благоговейно перешагнул мраморный порог и вошел в часовню. Киот, в котором прежде стояла Иверская икона, зиял пустотой, только многочисленные благодарственные приношения были рассыпаны на коврике перед киотом.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

Я НЕ ГОВОРЮ , что Пречистая допустит это, но таков их план. Есть тут уже и их сторонники, даже, представь себе, среди монахов! Последнее слово за Пречистой. Если не образумятся, получат еще одну оплеуху. Нас было несколько человек во дворе у Старца — высокообразованных «христиан», не обученных, однако, даже началам благочестия. Вместе с нами был и один «простец», приехавший из Австралии, чтобы задать Старцу вопрос об Антихристе (эта тема стала предметом шуток остальных). — Старче, когда придет Антихрист? В двухтысячном году по Рождестве Христовом? — Если хочешь, можешь нынешний год считать двухтысячным . 20 декабря 1990 г. Чем более обмирщенной становится жизнь человека, тем больше волнений в его душе. Успокаиваешься только рядом со Христом, потому что человек создан для Бога и для него естественно находиться в общении с Богом. Нужно возлюбить труд, не искать легких путей. 1 февраля 1991 г. Отец Паисий рассказывал об одном старце — монахе, крайне немощном телесно, но духовно очень сильном. Он ставил его в пример: — У этого монаха было великое самоотвержение. Он обитал рядом с отцом Ксенофонтом, там — в глубине Капсалы, в каливе, которую соорудил из каких- то жестянок. Я тогда жил вместе с отцом Тихоном в келье, принадлежавшей монастырю Ставроникита (поблизости от обители), и говорил ему, что возьму его к себе, чтобы ухаживать за ним, или других попрошу о нем позаботиться. Он не хотел! 20 февраля 1990 г. Когда я привез Старцу резиновые сапоги, чтобы он носил их в снежную погоду , отец Паисий сказал мне шутя: — Я их надену и пойду по снегу, а ты пойдешь в Рай… Босой! Как хорошо! Разве плохо? О, Любовь! Так он живет, терпит, постится, устает, страдает, сражается, бодрствует в молитве, переносит болезни, горести, печали, тяжелейшие скорби, чтобы нас, никчемных, послать в Рай! Когда с тобой поступают несправедливо или издеваются над тобой лично, не нужно оказывать сопротивления. Человек не должен вступать в схватку, защищая сам себя. За него должны заступиться другие. И не из личной корысти, а чтобы восстановить справедливость.

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

Так, вскоре по устроении нынешней обители, в существующих близ неё лесах, неизвестно отчего случился пожар; пламя, более и более усиливаясь, с яростию пожирало все ему встречающееся и грозило уже истреблением самой обители; употреблены были все человеческие усилия к ослаблению всепожирающей его силы, – все было напрасно. Но лишь только обратились с молитвою к святому страстотерцу, как всепоглощающее пламя тотчас же утихло. Чрез несколько времени, подобный несчастный случай снова повторился, и опять противодействием ему употреблены были усердные молитвы братии ко всемилостивому (Пантелеймон – всемилостивый) великомученику, – и молитвы их не остались тщетны. Один христианин, из епархий Серронской, страдавший глазною болезнию, во время посещения им Святой Горы для поклонения святыням Афонским, обратился с усердною молитвою ко всемилостивому Целителю, и вера и упование его не постыдились. Ставроникитского монастыря архимандрит Симеон поведал нам о себе следующее. В 1851 году посетила его болезнь. Среди этой болезни покривило у него уста на левую сторону к уху. Однако такого переворота в своем болезненном состоянии он сам не почувствовал. Другие же, видя эту перемену в лице его, по началу не смели сообщить ему о том, боясь произвести в нем неблагоприятное потрясение; наконец осторожно заметили ему о том. Тогда он, убедившись в странном своем положении, испугался за себя, и не знал, к каким средствам в этом случае ему прибегнуть. По мнению и его самого и окружавих его, человеческие пособия в этом случае не могли быть действительными. Тогда архимандрит поручил одному из братии, чтобы он сходил в Русик, и испросил бы ему там благодатной помощи у всемилостивого Целителя, св. великомученика Пантелеймона, покровителя этой обители. Брат согласился исполнить желание архимандрита и немедленно отправился в Русик, где он и обратился с теплою молитвою к небесному Целителю о своем больном игумене. Не успел еще возвратиться из Русика посланный брат, как недуг архимандрита уже миновал и лице его приняло нормальное свое положение. Видя в состоянии своем вожделенную перемену, архимандрит Симеон сначала не верил своему благополучию, но когда и другие уверили его в том, то он исполнился искреннейшей радости. Когда же посланный возвратился из Русика, то архимандрит спрашивал его, в какое время возносима была там о нем молитва? Оказалось, что сия благоприятная перемена произошла с ним во время самого совершения молебного пения милостивому небесному Целителю. Это было в 1851 году марта 14. Ставроникитский архимандрит Симеон не скрывал о совершившемся над ним чудесном сем событи; он скончался в апреле 1880 года.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Надо отметить, что все это время Россия не прекращала и дипломатические попытки решения афонского вопроса: русское правительство неоднократно высказывалось в пользу возобновления переговоров на эту тему. Однако позиция правящих кругов Греции оставалась жесткой, а после раскола страны на два политических лагеря ситуация еще более ухудшилась: с афинским королевским германофильским правительством в военное время вести переговоры было сложно, а для Венизелоса, как справедливо отмечал В.Ф. Каль афонский вопрос тогда приобрел особую значимость и уступки в нем могли серьезно повредить политическому влиянию салоникского премьера . В связи с этим Венизелос не только предпринял все меры по отозванию союзнического военного отряда с Афона, но и отрицал раскрытые союзниками факты пособничества греческих монастырей Германии . 3(16) января 1917 г. на Афоне высадился франко-русский отряд в составе ста русских солдат и трех офицеров, а также пятидесяти французский пехотинцев и пулеметной команды во главе с капитаном Жиделем. Русской частью отряда командовал подпоручик Дитш. Отряд Антанты провел на Афоне полгода, решая как военные, так и политические задачи. Русский отряд занял почту, телеграф и телефонную станцию, а французы взяли под контроль таможню. В монастырях был произведен обыск и ликвидированы склады оружия и боеприпасов, а наиболее рьяные германофилы посажены под арест. Поведение монахов в отличавшихся германофильскими настроениями Зографском, Ватопедском, Иверском и Ставроникитском монастырях было взято под контроль. В целях выяснения национального и политического состава Св. Горы была проведена перепись населения. Помимо задач разоружения греческих монастырей и борьбы со шпионажем на русский отряд была возложена также миссия по охране русских монахов от притеснений со стороны греков. При этом в Петрограде надеялись, что союзнический отряд останется на Афоне до конца войны, и считали, что «пребывание нашей воинской чисти на Афоне создает весьма благоприятную обстановку для практического разрешения разных спорных дел местного характера, возникших с давних пор между нашими и греческими монахами на Св. Горе и не получивших до сих пор разрешения вследствие несговорчивости греков» . Соответствующие инструкции были даны русскому генеральному консулу в Салониках В.Ф. Калю .

http://radonezh.ru/analytics/afon-v-gody...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Ставроникита     Ставроникита Афон         Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.   Монастырь Ставроникита (греч. Μον Σταυρονικτα) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15-е место. Находится в восточной части   Афон а; основан в X веке.   Предание 1 версия:   Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита — значит «крест Никиты»).       Предание 2 версия: История   Афон ской обители берет начало из глубины X-XI столетий. Из ряда неточных свидетельств можно заключить, что ее основателем был некий Никифор Никита (или Ставроникита), офицер императора Цимисхия.     Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII-VIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого.

http://isihazm.ru/?id=514

Еще один чудотворный образ, хранящийся в монастыре, это Богородица «Антифонитрия Лакку». С другой стороны этого двустороннего образа изображено Распятие Спасителя. Икона датируется IX веком и прибыла в монастырь из Константинополя. В монастыре хранят: драгоценный крест с частью Животворящего Креста Господня и складень, принадлежавшие равноапостольному императору Константину Великому; дары волхвов, принесенные Богомладенцу Господу Иисусу (28 золотых пластинок различной формы, размером 5х7 см, ладан и смирна в виде 70-ти шариков). Также в числе святынь обители – частицы мощей: Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея и Филиппа, евангелистов Луки и Матфея, великомученика Пантелеимона, преподобномученика Каллиника, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, священномучеников Игнатия Богоносца и Ипатия, епископа Гангрского; мучеников Елевферия, Трифона, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святителя Нектария Пентапольского и Дионисия, архиепископа Эгинского; преподобных Максима Исповедника, Арсения Каппадокийского, Акакия Кавсокаливита и Герасима Нового, Кефалонского; преподобномученицы Февронии Девы, мучениц Нимфодоры, Агафии и Кириакии, праведного Иоанна Русского и святой Феодоры Александрийской, а также крест и вериги святого Павла Ксиропотамского. В библиотеке Агиу Павлу около пяти сотен рукописей и восемнадцати тысяч печатных книг. Монастырь Ставроникита Обитель Ставроникита занимает пятнадцатое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова, между монастырями Иверский и Пантократор, примерно в пяти километрах от столицы Афона Карей. Ставроникита возвышается каменной громадой на краю небольшого скалистого мыса и с моря виден очень далеко. Это самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Существуют разные предания, связанные с возникновением этого монастыря, причем ни одно из них не считается бесспорным. Историки сходятся лишь в том, что с самых ранних времен здесь стояла келья. По мнению некоторых исследователей, основателями монастыря были двое монахов – иноки Ставрос и Никита, жившие в этих местах. Другие полагают, что монастырь создан трудами придворного императора Иоанна Цимисхия – Никифора Ставроникиты. Третье предание повествует об иноке Никите, чьим занятием было изготовление деревянных крестов. Слово «ставроникита» состоит из двух частей «крест» (по-гречески ставрос) и православного имени Никита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010