В сент. 1836 г. друзья приехали на Афон, где нашли себе духовного отца иеросхим. Арсения Афонского . Между 1836 и 1837 гг. старцем Арсением в келлии свт. Иоанна Златоуста ( Иверского монастыря ) Соломенцов был пострижен в монашество с именем Иоанникий. По благословению старца приобрел келлию во имя прор. Божия Илии (в пределах монастыря Ставроникита ) и принял 2 послушников. Гончаров, постриженный в монашество с именем Никита, купил келлию св. Архангелов (мон-ря Ставроникита) и вскоре умер, приняв схиму с именем Никодим. По благословению старца Арсения Иоанникий вместе с учениками совершал уставные богослужения суточного круга (кроме литургии), работал в саду, каждый месяц по седмице постился, исповедовался у о. Арсения и причащался. От духовного отца воспринял опыт молитвы Иисусовой . В 1838 г. совершил паломничество в Иерусалим. 20 окт. (по др. сведениям, в сент.) 1840 г. перешел в Пантелеимонов монастырь по настоятельной просьбе игум. обители схиархим. Герасима Афонского с братией и по благословению иеросхим. Арсения. Последний заповедал Иоанникию «идти в общежитие... спасать многих» и предсказал, что в Пантелеимоновом монастыре через него «Бог хощет сотворити нечто дивное» ( Ковалевский. 2006. С. 30-31). Пантелеимонов монастырь (Русик) с сер. 30-х гг. XVIII в. находился в ведении греков и имел в братии не более 10 рус. иноков. Обитель испытывала материальные затруднения (невыплаченные долги и проч.). Греческие старцы просили Иоанникия «собрать братию русскую, благоустроить их», что, по их предположению, помогло бы внутреннему и внешнему возрождению обители (Жизнеописание иеросхим. Иеронима//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 37). При этом Иоанникий, стремившийся к безмолвному житию, получил благословение иногда «удаляться на безмолвие» в монастырские келлии, что и исполнял в начальный период жизни в обители. 18(21) нояб. 1840 г. находившийся на Афоне Адрианопольский митр. Григорий рукоположил Иоанникия во диакона, 21(23) нояб.- во иерея, назначил духовником пантелеимоновской братии. Великим постом 1841 г. Иоанникий принял схиму с именем в честь блж. Иеронима Стридонского . Иеросхим. Арсений перед кончиной (24 марта 1846) передал И. руководство своими духовными чадами.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Е., отсутствует. Особого места образ М. Е. в греч. иконописных подлинниках не нашел. В руководстве для иконописцев - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - имя святой упоминается 9-м в перечне 12 преподобных жен, все перечислены без описания (Ерминия ДФ. С. 178). В средневизант. период некоторые из редко встречающихся единоличных образов М. Е. отличаются своеобразной иконографией. Так, на миниатюре из Четвероевангелия из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10, сер. X в., К-поль) М. Е. представлена фронтально по пояс в медальоне в центре листа. Ее облик имеет привычные черты, нетипичным же является крест на длинном древке, который возник, очевидно, как напоминание о страстном желании святой поклониться в Иерусалимском храме Животворящему Кресту Господню. Единоличный поясной образ М. Е. представлен также на зап. стене ц. Пресв. Богородицы в Кинцвиси (нач. XIII в.), в освященной во имя М. Е. церкви мон-ря Бертубани (фреска утрачена, известна по фотографии, см.: Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи. Тб., 1948. С. 102). Прп. Мария Египетская в числе праведников, шествующих в Ррай. Фрагмент композиции «Страшный Суд» на зап. апсиде ц. Атени Сиони, Грузия. 90-е гг. XI в. Прп. Мария Египетская в числе праведников, шествующих в Ррай. Фрагмент композиции «Страшный Суд» на зап. апсиде ц. Атени Сиони, Грузия. 90-е гг. XI в. В минейных циклах на миниатюрах рукописей, в иконописи, а также в росписи храмов единоличные образы М. Е. также редки, т. е. в день памяти святой, под 1 апр., предпочтительным является изображение сцены причащения. Эта особенность отмечена в рус. иконописных подлинниках в вариантах текстового описания под 1 апр. и в лицевой части, предлагающих писать сцены 1-й (с подаванием мантии) и 2-й (с причащением) встреч М. Е. с прп. Зосимой. Так, напр., в подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку С. Т. Большакова сказано: М. Е. «стоит нага, плечо левое голо и ребра, власы коротки русы, мало седина бела, а Зосима дает мантию, назад зрит, а в другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, а оба стоят на Иордане, гора низка вохра на Иорданом, около их деревца»; там же под 4 апр., в день памяти прп.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАДАГАСКАРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαδαγασκρης], епархия Александрийской Православной Церкви . Основанная 23 сент. 1997 г. Мадагаскарская епископия была возведена 21 нояб. 2012 г. в ранг митрополии. В юрисдикцию М. м. помимо Мадагаскара входят Коморские о-ва (включая Майотту), Маврикий, Реюньон. Кафедра находится в Антананариву. Миссионерская деятельность на Мадагаскаре была начата в 1994 г. архим. Нектарием (Келлисом). Он возобновил службу в ц. Успения Пресв. Богородицы в Антананариву, построенной греч. общиной в 1949 г. и закрытой в 1964 г. Архим. Нектарий выучил малагасийский язык и начал проповедовать среди местного населения. В 1995 г. по его просьбе Зимбабвийский митр. Хризостом (Пападопулос) рукоположил 1-го иерея-малагасийца. В том же году на помощь миссионеру прибыла мон. Нектария (Парадизи) из мон-ря прп. Патапия в Лутраки. В 1997 г. архим. Нектарий был избран Мадагаскарским епископом. Он создал более 65 правосл. общин, крестил целые деревни, собрал сотни сирот. Основал церкви, школы, больницу и богословские курсы, организовал водоснабжение ряда поселков. После гибели еп. Нектария в авиакатастрофе его преемником был избран архим. Игнатий (Сеннис), постриженик афонского монастыря Ставроникита , к-рый с 1985 г. вел миссионерскую деятельность в Юж. Корее и в Зап. Бенгалии в Индии. Он продолжил строительство храмов, школ, духовно-просветительских центров и благотворительных учреждений. В М. м. большое внимание уделяется переводу и изданию богослужебных и духовных книг, а также организации высокого уровня обучения на богословских курсах для обеспечения наилучшей подготовки иереев и катехизаторов. Планируется создание жен. мон-ря в Туамасине. В наст. время число правосл. общин в М. м. достигло 110, из них только 75 имеют храмы. В них служат 35 иереев и 2 диакона. Помощь М. м. оказывают добровольцы из Греции, Австралии и США. Каждый год таинство Крещения принимают 1300-1500 чел. Действуют 4 больницы, 10 начальных школ, гимназия, 2 лицея, сельскохозяйственная школа, 2 детских сада, школы кройки и шитья в Аласоре, Фианаранцуа и Амбатундразаке, приют для младенцев в Махадзанге, дом престарелых в Аласоре, летние детские лагеря, бесплатные столовые. М. м. предоставляет в год 600 стипендий для получения начального и среднего образования и 3 стипендии - для обучения в ун-те. В 2015 г. в присутствии посетившего Мадагаскар Александрийского патриарха Феодора II были открыты ун-т в Манакаре (пока работают 4 фак-та), приют для девочек в Антананариву, начальная школа и гимназия в Ампани. Епископы

http://pravenc.ru/text/2561208.html

Ок. 1830 г. на Афон прибыли рус. иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв; † 26.04.1862) и Варсонофий (Вавилов; † 14.03. 1850), ранее подвизавшиеся в Белобережской в честь Рождества св. Иоанна Предтечи пуст. Брянской епархии. Они поселились в Иверском мон-ре , вскоре перешли в Преображенскую келью при Иверском мон-ре, где прожили 7 лет, затем - в келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита , где были рукоположены во иеромонахов, их духовным отцом стал иеросхим. Арсений Афонский . После назначения иеросхим. Арсения игуменом Ильинского скита подвижники перешли туда, но вскоре были вынуждены покинуть скит из-за недовольства братии и решили основать на Афоне рус. скит. В 1841 г. они выкупили Серайскую келью у Ватопедского мон-ря, к ним присоединились др. рус. монахи, в келье начались регулярные богослужения, было введено общежитие по уставу Белобережской пуст. 15 июля 1845 г., во время визита на Афон вел. кн. Константина Николаевича, было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании кельи в скит. В авг. 1849 г. на Афон прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора, путешественник и духовный писатель А. Н. Муравьёв , стараниями к-рых келья была преобразована в Новорусский Ватопедский скит во имя ап. Андрея Первозванного, небесного покровителя Муравьёва, и прп. Антония Великого. Скит должен был содержаться за счет пожертвований из России и процентов с капитала в 50 тыс. р., ктитором обители стал Муравьёв. 22 окт. 1849 г. состоялось торжественное открытие А. а. с., литургию совершил проживавший на покое в Ватопеде митр. Адрианопольский Григорий в сослужении многих архиереев. Накануне, 21 окт., был составлен акт, определявший взаимоотношения А. а. с. и Ватопеда, подтвержденный в дек. 1849 г. грамотой К-польского Патриарха Анфима IV . Согласно акту, А. с. подчинялся Ватопеду, к-рому должен был ежегодно выплачивать подать в размере 1,5 тыс. левов (300 р.). А. а. с. дозволялось иметь печать с изображением ап.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Вознесение. Миниатюра из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 8) Сцену «Вознесение» в М. Е. часто сравнивают с аналогичной композицией в Четвероевангелии Раввулы (586). Однако эти миниатюры заметно отличаются, т. к. в миниатюрах М. Е. нет пророческих видений. Христос в сцене «Вознесение», восседающий на троне, заключен в мандорлу, Его поднимают ангелы и фланкирует пара архангелов. Ниже - Богоматерь «Оранта» с группой апостолов. Исходя из образной характеристики апостолов, архангелов и летящих ангелов можно заключить, что они представляют собой своеобразные «цитаты» из памятников ранневизант. эпохи. Евангелисты, распределенные попарно на разворотах листов, представлены в 2 иконографических типах: Матфей и Марк - в образе сидящих и обдумывающих свои сочинения философов, Лука и Иоанн - в образе ораторов. Перед ними подставки для книг в формах льва и орла. На изображениях Луки и Иоанна есть причудливые фрагменты фона, названные К. Вайцманом «органными трубами». В действительности это стилизованные архитектурные кулисы, близкие к тем, которые представлены на миниатюрах Евангелия из афонского мон-ря Ставроникита (Ath. Stauronik. 43; Х в.). Апостолы и ангелы, а также 4 евангелиста вместо традиц. сандалий обуты в своеобразные ботиночки, к-рые встречаются лишь в ранневизант. памятниках V-VI вв. Евангелисты Матфей и Марк изображены с тонзурами, что, возможно, указывает на влияние рим. традиции. Стиль живописи М. Е. заметно отличается от арм. образцов. Миниатюрам присущи беглая манера письма, широкие мазки, фигуры имеют правильные легкие, словно парящие пропорции, их позы естественны, а масштабы соразмерны с пространством листа. Лики имеют легкую контурную моделировку поверх очень светлой, почти прозрачной карнации. В изображении Христа угадывается восточный, семит. тип, апостолы изображены молодыми, с пышной шевелюрой и короткой, согласно рим. традиции, бородой, с живым взглядом. В миниатюрах выделены пространственные цезуры, в цветовой палитре выделяются крупные красочные пятна, цветовые акценты перекликаются друг с другом, создавая своеобразные геометрические схемы. Все эти черты - отголоски античной живописной традиции. Кроме того, в миниатюрах М. Е. отмечены переклички с памятниками книжного искусства македонского и каролингского ренессанса (IX-X вв.). Очевидно, что художественными чертами и образной характеристикой М. Е. связано с позднеантичной и ранневизант. традицией, в контексте арм. искусства манускрипт не находит аналогий и не примыкает ни к одному художественному направлению или школе. Установлено, что миниатюры написаны с помощью преимущественно органических пигментов, и только 2 цвета, красный и желтый, имеют минеральное происхождение (Т. Мэтьюс, М. В. Орна), что свидетельствует о создании М. Е. на территории Армении, вероятнее всего, на основе ранневизант. прототипа.

http://pravenc.ru/text/2563856.html

Ее к-польское происхождение подтверждается иконографией композиций, художественным уровнем исполнения и использованием в качестве орнаментального мотива двуглавого орла. Следование визант. иконографии характерно для XVII в.: Е. из Иверского мон-ря, созданная по заказу патриарха Дионисия К-польского, с датой 12 янв. 1672 г. Е. такого типа была в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде: «...шита золотом и серебром, на которой вышиты праздники дванадесятные и страсти Христовы» (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 94 (опись 1749 г.)). Шитые композиции праздников характерны для предмета облачения, родственного Е. и известного в копто-сир. традиции XVI в. как батрашиль. Е. с изображением «Благовещения» отличаются большим количеством вариантов образа Христа в центральном медальоне иордани. Иногда сюжет «Благовещение» объединен в общую композицию и помещен на одной стороне Е., что характерно для произведений, включающих Страстной цикл и двунадесятые праздники. В этом случае напротив «Благовещения» обычно изображается «Рождество Христово». Известны случаи, когда между центральным медальоном иордани и фигурами арх. Гавриила и Богоматери из «Благовещения» помещаются образы пророков: первосвящ. Захарии и св. Иоанна Крестителя (напр., Е. XVI в., Византийский музей, Афины; Е. свящ. Константина, XVI в., мон-рь Ставроникита, Афон). В нижней части Е. с «Благовещением» выделяется 4 основные группы изображений: святители, апостолы, сонм святых (по 3 фигуры в медальоне), сюжетные композиции. Группа сонма святых, как правило, представлена только на Е. с «Благовещением» и имеет общее композиционное строение для всех памятников: переплетение малых кругов с крупными медальонами с фигурами 3 святых, к-рые располагаются по всей длине Е. Состав святых может меняться, но их расположение соответствует следующему порядку: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, отшельники, сочинители гимнов. Важной иконографической деталью, объединяющей эту группу, является образ Св. Троицы в центральном медальоне иордани.

http://pravenc.ru/text/190057.html

июня по кон. мая из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четвериц, на к-рые поделены 20 мон-рей: I) Вел. Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; II) Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; III) Иверский, Пантократор, Филофея, Симонопетра; IV) Хиландар, Ксиропотам, Св. Павла, Григория; V) Дионисия, Зограф, Русский, Кастамонит. Первый по порядку (прот, πρτος - первый) член четверицы носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота (ст. 28). Все эпистаты равны между собой; каждый из них получает 1 часть четырехчастной печати Свящ. Кинота с изображением Богородицы «Пространнейшей» (Πλατυτρα); в отсутствие к.-л. эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не др. члену Эпистасии (ст. 29-31). В случае равного количества голосов принятие решения передается в Кинот. Свящ. Эпистасия следит за поддержанием чистоты и порядка в Карее, устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением и изгоняет нарушителей правил приличия силами блюстителей порядка (отряды сейменидов и сердаров), при необходимости прибегая к содействию находящихся в Карее гос. полицейских. Высшие адм. органы Св. Горы располагаются в Карее. Карея. Фотография. 1999 г. Карея. Фотография. 1999 г. Постоянные монастырские суды (дикастирии) 1-й ступени состоят из игумена и собора старцев мон-ря. Суд 2-й ступени представляет Кинот Св. Горы, принимающий апелляции только на суровые наказания в течение 15 дней со дня оповещения обвиняемого; мелкие наказания считаются окончательными и отмене не подлежат. Высшая судебная власть принадлежит Чрезвычайному собранию. К-польский Патриарх и его Свящ. Синод выступают в качестве верховной судебной инстанции в вопросах духовного характера (касающихся чистоты церковного вероучения и канонической дисциплины) (ст. 41-83). Уголовные дела подлежат компетенции гражданского суда в Фессалонике (ст. 7). История Древнейший период В эпоху античности гора, носящая, как считали древние ( Steph. Byz. Ethnica.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) В системе декорации крестово-купольного храма изображения Е. помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы Е. могли входить в состав деисусного ряда темплона (ок. 1360, мон-рь Хиландар на Афоне). Один из ярких примеров воплощения в визант. искусстве классических традиций - портретные миниатюры Е. в Четвероевангелии из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10v, 11r, 12v, 13r, X в.). Е. представлены на фоне архитектурного c элементами пейзажа задника - разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развернуты влево, Марка и Луки - вправо. Е. сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на к-рых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свернутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра - коробка со свитками. На столах - чернильницы, прозрачные сосуды с черными и красными чернилами, циркули. Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. Вероятно, рукопись копирует ранний визант. образец. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) В это же время создаются миниатюры др.

http://pravenc.ru/text/180937.html

Ночью в темницу к нему явился ангел и исцелил его раны. На следующее утро проконсул снова приказал пытать К. и П.: святых бросили на железные шипы, содрали с них кожу, а затем привели на стадион. Там на них выпустили медведя и льва, к-рые не тронули К. и П. Валлериан распорядился, чтобы на ноги святым надели сапоги с железными шипами, и заставил их бежать вслед за конями. Наконец, проконсул повелел бросить К. и П. в огонь. В это время пришла Агафоника и добровольно взошла на костер, желая принять мученическую кончину вместе с епископом и диаконом. Пламя не причинило святым вреда, их заключили в темницу, на следующий день проконсул повелел отрубить К., П. и Агафонике головы. Останки мучеников с честью похоронили христиане. В поздней греч. редакции (M) родиной К. назван г. Пергам, родиной П. - Фиатира, где впосл. К. стал епископом; имя проконсула передается как Валерий; Агафоника названа сестрой П. Мученическая кончина К., П. и Агафоники датирована 13 окт. Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святых: нек-рые, как де Гибер, относили ее к периоду правления имп. Деция; другие, как А. фон Гарнак, основываясь на сообщении Евсевия Кесарийского, полагали, что К., П. и Агафоника жили при имп. Марке Аврелии. Также невозможно с точностью определить, какую епископскую кафедру занимал К.: в лат. редакции он назван «епископом из Гурда» (episcopus a Gurdo), Делеэ понимал эту фразу как указание на родину К., а не на место его служения ( Delehaye. 1940. P. 146); в наиболее ранней греч. редакции (А) обозначено лишь место страданий святых - г. Пергам, только в поздних греч. версиях Актов (V и M) и в Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.) появляется указание, что К. являлся епископом Фиатиры (PG. 117. Col. 108.), тогда как, согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип X в.), К. возглавлял пергамскую церковь (SynCP. Col. 134). В совр. агиографической традиции К. называется епископом Фиатиры. Почитание Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

В декоре храмов, воспроизводящих традиц. визант. систему росписи, образы св. диаконов помещаются непосредственно в алтаре или в пространстве вимы, где они фланкируют изображения святителей. В контексте литургической композиции диаконам отведена роль сослужащих во время богослужения. Такая иконографическая схема предполагает парное размещение фигур диаконов, представленных в одеждах, соответствующих их служению. В подобного рода композициях Л. в правой руке держит кадило, в покровенной левой - дарохранительницу. Примеры: фреска на вост. стене нефа храма Успения Пресв. Богородицы в Атени Сиони, Грузия (XI в.) - юный, безбородый, узкая полоска темно-вишневого ораря резко контрастирует с белым далматиком, дарохранительница в непокрытой руке; в росписи пещерного храма свт. Николая (Кьеза-Рупестре-ди-Сан-Николо) в Моттоле, Апулия, Италия (XI в.?) - на участке сев. стены, примыкающей к алтарю, Л. со святителями Василием Великим и Николаем Чудотворцем предстоит Божией Матери, в красном далматике с мелким крещатым узором; на мозаике сев. предалтарной стены собора в Чефалу, Сицилия (1148) - в ряду св. диаконов, молод, различимы наметившиеся бородка и усы, в правой руке держит крест, левой прижимает к себе кодекс; на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (1183-1189) Л. представлен в 1-м ярусе центральной апсиды, справа от алтарного окна, в паре с архидиак. первомч. Стефаном (слева), в рост, фланкирующим центральные фигуры святителей - без бороды, с тонзурой, в белом далматике, в левой руке держит кадило, в покровенной правой - кодекс; в юж. приделе Вознесенского собора Жичского мон-ря, Сербия (фрески ок. 1220, обновлены в 1309-1316) - в паре с диак. сщмч. Авивом; на зап. гранях вост. предалтарной стены- в рост, в 3/4-ном развороте, ориентирован в центр алтаря, правой рукой совершает каждение, он молодой, с едва показавшейся бородой, в белом стихаре, фиолетовом подризнике, в золотисто-охристых поручах, больших размеров плат, на котором в покровенной левой руке стоит дарохранительница, перекинут через плечо, как плащ, его красный цвет напоминает о том, что святой претерпел мученическую кончину; в росписи кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис Критянин) - средовек, с ярко выраженной короткой бородой, волосы вьются, «пониже ушей», с тонзурой; в росписи ц. свт. Николая монастыря Ставроникита на Афоне (1546, мастера Феофан Критский и Симеон) - в рост, безбородый, в откосе окна в паре с диаконом св. Евплом.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010