Севере России в 1920-1950-е гг.: Дис. Архангельск, 2001; Абрамовский В. Н. Неся знание и веру: Никольский мон-рь - центр образования и просвещения на Рус. Севере//Духовная пристань поморов. 2003. С. 200-209; Заручевская Е. Б., Супрун М. Н. В строгом каменном убранстве: Архитектура Николо-Корельского мон-ря//Там же. С. 48-54; Лизунов П. В. Узники Николо-Корельского мон-ря: Архиеп. Новгородский Феодосий Яновский и митр. Ростовский Арсений Мацеевич//Там же. С. 127-166; Михеева Н. В. От колонии до коммуны: Мон-рь в первые десятилетия сов. власти//Там же. С. 246-286; Юдин А. Б. Настоятели: Кто управлял мон-рем в XVI-XX вв.//Там же. С. 235-245; он же. «Поставила есми храм…»: Устройство деревянных и каменных строений Николаевского Корельского мон-ря//Там же. С. 60-90; он же. Новгородский род Григория Семеновича//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 153-167; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006; Мильчик М. И. Ансамбль деревянного Николо-Корельского мон-ря//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 2007. С. 391-420; Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской ц., что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11; Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А. Евфимий, прп., Корельский//ПЭ. 2008. Т. 17. С. 382-383; Кольцова Т. М. Иконография//Там же. С. 383-384; Андрущенко Н. А., Пакулин А. Н., Козич А. И. Восстановление облика иконостаса Никольского собора Николо-Корельского мон-ря//Инновационные технологии и автоматизированное проектирование в машиностроении: Работы молодых специалистов: Науч.-техн. сб. Северодвинск, 2010. С. 150-164; Никонов С. А. Промысловые артели «мурманщиков» Николо-Корельского мон-ря в XVII-XVIII веках//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. 2012. Т. 7(128). Вып. 1. С. 33-38; он же. Покрут промышленных людей на мурманский рыбный промысел Николо-Корельского мон-ря во 2-й пол. XVII в.//Там же. 2013. 7(136).

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Несомненно, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец при избрании названия для своего сборника имели в виду «Добротолюбие» Оригена, хотя задачи, которые они перед собой ставили, и общий характер работы были принципиально иными. Они стремились создать всеобъемлющий сборник, включающий не только отрывки, но и полные сочинения мн. авторов, представляющих различные аскетические традиции, эпохи и географические области и сочетающихся, как сказано во вступлении прп. Никодима, в гармоничном целом - «Рае отцов» (τν τν Πατρων Παρδεισον) и «златой цепи добродетелей» (Προομιον//Θιλοκαλα. 1957. Τ. 1. Σ. 23). При этом в «Д.» нашлось место и для тех аскетических сочинений Евагрия, в к-рых не отразились его богословские крайности, еще более неприемлемые, чем у Оригена. Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. 1819 г. О том, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец являются составителями и издателями «Д.», известно прежде всего из Жития прп. Никодима, составленного (в 1812/13) его другом иером. Евфимием, из «Письма» прп. Афанасия Паросского (1721-1813) и из написанного по-славянски 2-го послания прп. Паисия (Величковского) (1722-1794), направленного им Феодосию, архим. мон-ря св. Софрония. Иером. Евфимий сообщает об участии в составлении «Д.» не только Макария, но и прп. Никодима, а в 2 др. источниках упоминается только свт. Макарий. В целом история подготовки «Д.» к изданию может быть представлена следующим образом. Свт. Макарий, с юности имевший особую любовь к святоотеческой письменности, во время посещений Св. Афонской Горы в 1775 и 1777 гг. собрал в разных мон-рях рукописи, которые впосл. вошли в состав «Д.». Посетил он и Ватопедский мон-рь, в б-ке к-рого, по свидетельству прп. Паисия (Величковского), «обрете бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума со Богом, от всех святых великими ревнителями в древняя времена собранную, и прочия о молитве… книги» (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. 225). Вполне возможно, что, подобно прп. Паисию, свт. Макарий посетил пустынный скит св. Василия, монахи к-рого были заняты переписыванием рукописей аскетико-созерцательного содержания (сочинений прп. Антония Великого , прп. Петра Дамаскина , прп. Григория Синаита и проч.) (Там же. С. 213).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился у дер. Смотраковской (Шенкурский р-н Архангельской обл.), при впадении р. Пинежки в р. Вагу. XV - сер. XVIII в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Мон-рь был основан в кон. 40-х гг. XV в. новгородским посадником Василием Степановичем (см. Варлаам Важский , прп.), владевшим землями в Заволочье по р. Ваге. Согласно житию прп. Варлаама Важского, однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, В. В. обнаружил два подходящих участка - один на самом берегу р. Ваги, другой дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, т. к. река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он 3 раза бросал жребий, к-рый неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет. Василий Степанович стал ктитором В. м., назначил первого игум. Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту (сохр. в копии сер. XVI в., опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Стб. 649), к-рой пожаловал обители 3 села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в мон-ре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между мон-рем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети), с др. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»). В грамоте упоминается единственный существовавший к тому времени в В. м. деревянный храм - во имя ап. Иоанна Богослова; ок. 50-70-х гг. XV в. в обители был поставлен деревянный храм в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1456 г. Василий Степанович принял в В. м. постриг с именем Варлаам, в 1462 г. был погребен рядом с алтарной стеной ц. ап. Иоанна Богослова. По завещанию прп. Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.

http://pravenc.ru/text/154235.html

Яшмовый потир Мануила Кантакузина. XIV в. Яшмовый потир Мануила Кантакузина. XIV в. Плащаница. 1354 г. Дар визант. имп. Иоанна VI Кантакузина Мон-рю также покровительствовала семья Кантакузинов. Феодора, мать имп. Иоанна VI Кантакузина, передала В. между 1337 и 1341 гг. обширные и богатые владения в г. Серры (подворье св. Димитрия), в окрестностях Зихны, на о-ве Лемнос и др. ( Mavrommatis. 1987. P. 5-7, 74-92). Сам Иоанн VI Кантакузин, намеревавшийся принять монашеский постриг в В., посетил мон-рь незадолго до 1341 г. Он подарил обители ряд замечательных иллюминированных рукописей, плащаницу, а его сын, деспот Мореи Мануил Кантакузин (1330-1380),- яшмовый потир. После победы в гражданской войне 1341-1347 гг. Иоанн VI Кантакузин подчинил В. к-польский мон-рь в честь Богородицы Психосострии с его владениями. Особый статус мон-ря привел к тому, что В. постепенно оттеснил Иверский мон-рь и занял 2-е место в иерархии афонских обителей. Первая попытка относится к 1322 г., но окончательно это положение было утверждено в 1362 г. (Actes de Chilandar. 1911. N 77; Actes de Kastamonitou. N 5). В В. в разное время жили деятели движения исихазма: прп. Герман Марулис († 1336), Григорий Палама (подвизавшийся в 1317-1320 гг. под рук. старца Никодима в келлии вблизи В.), прп. Савва Новый, Христа ради юродивый († ок. 1349), Филофей Коккин, буд. Патриарх К-польский (в 30-х гг. XIV в.). В. был в числе мон-рей, подписавших составленный Григорием Паламой (ок. 1339) т. н. Святогорский Томос - изложение исихастского учения. Ватопедский игум. Григорий Кардамис (2-я пол. XIV в.) известен как писатель, сохранились 5 его посланий. Ватопедский проигум. Феофан (2-я пол. XIV в., впосл. митрополит Перифеориона) написал житие афонского подвижника прп. Максима Кавсокаливита († ок. 1365) (BHG, N 1237). В 1409 г. в В. принял иноческий постриг и 10 лет подвизался прп. Макарий Макрис († 1431), писатель (агиограф и антилат. полемист), впосл. игумен к-польского мон-ря Пантократор, протосинкелл К-польского Патриарха, участник делегаций в Рим.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИНИК [лат. Dominicus] (951 - 22.01.1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в. 1-е Житие Д. написано учеником преподобного Иоанном. Позднее диак. Альберих из мон-ря Монте-Кассино (впосл. кардинал; † 1088) составил 2-е Житие преподобного. Альберих почерпнул сведения о Д. от близких к преподобному людей, в т. ч. от Иоанна, а также из 1-го Жития. Одним из его источников были рассказы мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII ). Людовико Якобили, составивший в нач. XVII в. итал. Житие Д., основывался на сочинениях Иоанна и Альбериха, а также, возможно, на несохранившихся источниках. Существует также средневек. сборник посмертных чудес Д. (BHL, N 2242). Д. род. в г. Фолиньо (совр. обл. Умбрия) в семье знатного (illustris) человека по имени Иоанн и его жены Ампы. В детстве преподобный был отдан на воспитание в мон-рь св. Сильвестра в Фолиньо, где получил церковное образование. Покинув Фолиньо, Д. поселился в мон-ре Санта-Мария ди Пьетрадемоне и принял монашеский постриг от настоятеля Донноса (Нонноса), затем был рукоположен во пресвитера. Желая вести жизнь отшельника, Д. с благословения настоятеля удалился на некую гору, где поселился в уединении. Вскоре убежище преподобного было обнаружено местными крестьянами, к-рые отнеслись к подвижнику с почтением и стали доставлять ему все необходимое для жизни. Молва о Д. распространилась по округе, и к преподобному стали собираться люди, ищущие его духовного руководства. Местный маркграф Губерт упросил Д. основать в его владениях, в Скандрилье, мон-рь в честь Спасителя. Однако после устроения мон-ря Д. не пожелал остаться в нем и поставил во главе братии мон. Констанция. Взяв с собой ученика Иоанна, преподобный удалился в горы Пици. По просьбе местного сеньора, графа Сульмонского, Д. основал новый мон-рь св.

http://pravenc.ru/text/178838.html

Варлаама и еп. Иоасафа Собор в 1560/61 г. установил празднование памяти Г. и К. 15 июня, в день обретения мощей. После восстановления Авнежский Троицкий мон-рь был приписан к Махрищскому мон-рю. К нач. XVII в. в Авнежской обители имелось 7 келий, за ним числилось 13 населенных пунктов, до 700 четв. земли. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали от действий интервентов, тушинцев и мятежных казаков. В 1615 г. последовал указ царя Михаила Феодоровича , согласно к-рому обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1756 г. вместо деревянной Троицкой ц. в Авнежском мон-ре был построен каменный храм с тем же посвящением, а над почивающими под спудом мощами святых устроен посвященный им придел. В 1764 г. мон-рь упразднили, храм Св. Троицы с приделом во имя Г. и К. стал приходским. В XX в. храм был разрушен, на Авнежском погосте рядом с захоронением Г. и К. сохранилась полуразрушенная колокольня. В пос. Туровец (Междуреченский р-н Вологодской обл.) построена часовня в память о Г. и К., к-рая 5 марта 2003 г. была приписана к приходу Св. Троицы в с. Шуйском. В XVII в. память Г. и К. была включена в святцы: Коряжемские (РГБ. Ф. 310. Унд. 237. Л. 208, 1621 г.), Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173. МДА. 201. Л. 320 об., сер. 50-х гг.), святцы с уставом (ГИМ. Син. 901. Л. 162, 2-я пол. XVII в.) и др. В 1-й пол. XVII в. наибольший интерес к духовному подвигу Г. и К. проявился в стенах Троице-Сергиевой обители. Это выразилось не только во включении их имен в святцы, но и в активной переписке в мон-ре Сказания об обретении мощей Г. и К., службы священномученикам, Жития прп. Стефана Махрищского (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; 692 и др.). Имена священномучеников внесены в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) . Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; Коноплёв Н. [А. ], свящ. Святые Вологодского края//Там же.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме). В документах именовался по-разному: в XV в.- «Кузмин» мон-рь, в XVI в.- «Пречистые Богородицы Кузмин», в XVII-XVIII вв.- «Успения Пречистые Богородицы Кузмин» или «Козмин», «Козмы Яхренского чудотворца, домовый Козмин», в XIX-XX вв.- «Космин Яхромский» и т. д. По преданию, основан прп. Космой Яхренским . Скудные сведения об обстоятельствах устроения обители содержатся в Житии преподобного, к-рое составил в 50-60-х гг. XVI в. инок Григорий Суздальский , насельник Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря . Уроженец г. Владимира, в юности прп. Косма служил у некоего «богобоязнива» господина, который обучил «его книгам и прочим премудростям» ( Усачев. 2011. С. 96). Во время болезни господина преподобному явился образ Божией Матери «при источнице Яхрень зовомы и Шахматица нарицаемо» ( Щенникова. 2001. С. 56). Согласно Житию, некоторое время прп. Косма пребывал в Киево-Печерском мон-ре, затем вернулся на родину и основал мон-рь с храмом в честь Успения Пресв. Богородицы. Был похоронен в обители. В «Сказании об образе Богородицы Яхромской» из сборника, составленного в 1714-1716 гг., указывается без ссылки на источники точная дата явления иконы - 14 окт. 1482 г. В Житии дата явления не уточняется. В источнике, известном в списках XVII-XVIII вв., приводится дата кончины прп. Космы - 18 февр. 1492 г. и уточняется, что «преставися... в глубокой старости» (Книга глаголемая. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИБАЛЬД [нем. Willibald; лат. Willibaldus. Villibaldus] (ок. 700, Уэссекс - 7.07.787, Айхштетт), св. (пам. зап. 7 июля), брат св. Виннебальда и св. Вальпурги . Происходил из англосаксон. знатного рода и являлся родственником св. Бонифация (Винфрида). С 5 до 20 лет в качестве послушника (puer oblatus) жил в мон-ре Уолтем (совр. Бишопс-Уолтем в Гэмпшире). Стремление найти идеал монашеской жизни привело В. к решению совершить паломничество в основные христ. центры: Рим, К-поль и Иерусалим. По достижении 20-летнего возраста В. отправился в Рим вместе с отцом и братом, где прожил до 723 г., ведя монашеский образ жизни. В 723-727 гг. В. совершил паломничество в Св. землю, а затем - в К-поль (727-729). Осенью 729 г. он прибыл в мон-рь Монте-Кассино , где провел 10 лет, достигнув должности декана. Во время поездки в Рим (739) В. по настоянию папы Григория III (731-741) примкнул к миссии Бонифация. Вероятно, именно благодаря В. Бонифаций и его сподвижники познакомились с уставом прп. Венедикта Нурсийского . В 740 г. В. был посвящен во пресвитера, а затем во епископа (741). В историографии остается дискуссионным вопрос о том, где Бонифаций намеревался разместить новую кафедру В.: в Айхштетте или Эрфурте (видимо, в 741 в Эрфурте, а после 745 - в Айхштетте). В Айхштетте В. основал мон-рь, в к-ром по примеру Монте-Кассино был введен бенедиктинский устав. В соответствии с ирланд. традицией существования епископов при мон-рях В. называл себя «епископом мон-ря Айхштетт» (episcopus de monasterii Achistadi), и в источниках IX-X вв. Айхштетт фигурировал как общежительный мон-рь (coenobium), не будучи ни разу названным епископской кафедрой (episcopium). Т. о., если В. был рукоположен во епископа Эрфурта, то его деятельность в Айхштетте представляется не связанной с планами Бонифация. В., став епископом, вынужден был заботиться о просвещении и катехизации местного населения, о подготовке новых кадров. Айхштеттский мон-рь был и школой для буд. священников Баварии, т. к. во многом напоминал обители Бонифация и его последователей.

http://pravenc.ru/text/158644.html

Широкий круг памятников церковного искусства связан с почитанием первых вятских святых - прп. Трифона вятского чудотворца († 1612) и блж. Прокопия, Христа ради юродивого вятского чудотворца († 1627), прославленных в лике местночтимых святых в кон. XVII в. Среди наиболее ранних изображений прп. Трифона - иконы с образами Пресв. Богородицы в изводе Боголюбской иконы Божией Матери и предстоящим преподобным, созданные в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Прп. Трифон изображен коленопреклоненным в молении Пресв. Богородице на фоне основанной им Успенской обители и Хлынова. Происходящая из Троицкой ц. г. Котельнича икона прп. Трифона передает исторически точный вид города и мон-ря 40-х гг. XVIII в. с каменными постройками. Более условная панорама города запечатлена на иконе «Прп. Трифон» той же иконографии из Михаило-Архангельской ц. Крестовоздвиженского слободского мон-ря (обе в КОХМ). В кон. XVII в. появилась икона «Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение»» (КОХМ), первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком мон-ре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский мон-рь и поставлена в ц. во имя арх. Михаила. В XIX - нач. XX в. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блж. Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание КОХМ). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) С именем прп. Трифона предание связывает принесение в вятские мон-ри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (КОХМ) в первый деревянный Успенский собор Трифонова мон-ря - рус. список сер. XVI в. с иконы греч. мастера посл. трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК). По документам слободского Крестовоздвиженского мон-ря, как дар Н. Г. Строганова прп. Трифону в нач. XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (КОХМ), установленный в надвратной монастырской ц. во имя арх. Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков красного, нарядностью декора, мягкой манерой письма и сложным рисунком. Там же находился и большой деисусный чин (2-й пол. XVII в.), более монументальный и сдержанный по художественному исполнению. Из этой же церкви происходят Владимирская икона Божией Матери (XVII в.) и редкий элемент внутреннего храмового убранства - деревянные «тощие свечи» (нач. XVII в.), расписанные геометрическим орнаментом (КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010