Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Кэлдерушани [Румын. Cldruani], муж. мон-рь Румынской Православной Церкви в Бухарестской архиепископии. Расположен в с. Влэсия жудеца Илфов, на берегу оз. Кэлдэрушани, в 40 км к северо-востоку от Бухареста. К.- один из старейших монастырей Мунтении. Трехглавый собор, представляющий собой в плане триконх, в центральной части мон-ря освящен во имя вмч. Димитрия Солунского, келейные корпуса образуют прямоугольник стен. Над входными воротами возвышается ярус колокольни; в сев. части монастырской территории построена кладбищенская церковь. Ктитором мон-ря был валашский господарь Матей Басараб (1632-1654), к-рый отстроил К. в 1637-1638 гг. В грамоте 1615 г., вышедшей из канцелярии господаря Раду Михня, указывается, что еще до 1637 г. на месте мон-ря существовал деревянный скит. В XVII в. в К. были устроены скрипторий и типография. Со 2-й пол. XVII в. мон-рь начал приходить в упадок. Архим. Филарет, буд. митр. Унгро-Влахийский Филарет II (1792-1793), в течение 20 лет (с 1772 по 1792) уделял обустройству мон-ря большое внимание. Владыка по праву считается 2-м ктитором обители, в к-рой он был похоронен в 1794 г. В 1775-1778 гг. были проведены большие строительные работы: восстановлены соборные главы, разрушенные во время землетрясения, возведен зап. притвор (1778), надстроены одним этажом здания келлий, переложена и поднята до высоты 15 м башня-колокольня, построен архондарик. В 1778 г. под эгидой митрополии в К. открылась иконописная школа, которую возглавил Иван Русский (Rusul). 1 апр. 1794 г. в настоятели К. был поставлен прп. Георгий из монастыря Черника, окормлявший мон-рь вплоть до своей кончины в дек. 1806 г. Среди монашествующих, проживавших в обители в 1-й пол. XIX в., необходимо упомянуть прп. Каллиника Черникского, впосл. епископа Рымникского, иеродиак. Григория, ученика прп. Паисия Величковского, буд. митр. Унгро-Влахийского свт. Григория IV (Даскэла), чьи мощи покоятся в соборной церкви обители. В мон-ре останавливался протопсалт Макарий (ок. 1780-1836). В 1854-1855 гг. для К. писал иконы румын. худож. Николае Григореску (1838-1907), в музейной коллекции хранятся 7 икон его кисти. В XIX в. монастырские строения были реконструированы. Лит.: Nicolae V. Mnstirea Cldruani. Bucur., 1973; P curariu. IBOR. Vol. 2-3. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462377.html

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Когда прп. Павел Обнорский в 1421/22 г. поселился в 2 верстах от Сосновецкой пуст., желая основать мон-рь, Д. послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил. Прп. Григорий Пельшемский пришел к Д. с просьбой дать ему келью, к-рая и была предоставлена ему в Сосновецкой обители. В Житии отмечается, что прп. Григорий «пребываше в послушании» Д., при этом оба святых «едину волю иместа духовною любовию» (Житие. 2005. С. 117). В 1426 г. прп. Григорий с благословения Ростовского архиерея и Д. основал в 28 верстах от Сосновца общежительную пустынь на р. Пельшме (см. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресв. Богородицы муж. мон-рь ), в которой «съдружебника своего» посетил Д., принеся в дар новой обители иконы (вероятно, им же написанные) и книги. В 1426/27 (6935) г. из Вел. Перми к Д. пришел с просьбой принять его в братию обители игум. прп. Тарасий Глушицкий, принесший с собой «имениа некаа». Д., высоко оценив его смирение, предоставил ему келью в Покровском мон-ре. Ближайшими учениками Д. были Глушицкие преподобные Амфилохий (преемник Д. на посту игумена), Макарий (по-видимому, духовный отец Д. в последние годы жизни, с 1452 игумен Покровского мон-ря) и Феодосий . Возможно, в 1427 г. (менее вероятно, в 1437) Покровский мон-рь по пути в Устюг посетил Ростовский еп. Ефрем (вступил на кафедру 13 апр. 1427, о визите владыки сообщается до рассказа о приходе в мон-рь прп. Амфилохия, относимом в списке РНБ. Соф. 1491 к 1426/27 (6935)). Архиерей дал «милостыню доволну в монастырь и учреди велми святаго и братию» (Житие. 2005. С. 122). Епископ обратился к инокам с поучением о послушании духовным наставникам, что, возможно, косвенно свидетельствует о внутренних нестроениях в обители. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Двусторонняя икона.Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Двусторонняя икона.Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Сохранилась в подлиннике на бумаге духовная грамота Д. (АСЭИ. Т. 3. 252). В ней указываются принадлежащие монастырю книги: помимо богослужебных названы сборник творений прп.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими. Затем Д. вместе с учеником пришел в Вологду (совместное владение Новгорода и вел. князей). В неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды, он выбрал место у речной излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно между 1378 и 1382 гг., Спасо-Прилуцкий мон-рь. Житие сообщает о передаче святому земель местными жителями - «благонарочитым мужем» Илией (по преданию, его фамилия была Раков) и его соседом Исидором по прозвищу Выпряг (Л. И. Ивина указывает на существование вблизи обители с. Выпрягова, являвшегося одним из монастырских владений). По сообщению Минейной редакции Жития, они пожертвовали даже поле с взошедшими озимыми, где и была построена церковь. На месте, к-рое благословил преподобный, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр., известен происходящий из Прилуцкого мон-ря Киликиевский крест, ранее связывавшийся с Д., ныне датируемый 1-й третью XVI в.). Др. миряне жертвовали в монастырь деньги, строительный лес и проч. В Минейной редакции Жития упоминаются дары, присланные вел. кн. Димитрием Иоанновичем. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монастыри КИНЦВИСИ муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАНГЛИСИ мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121454_2.html

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

В кон. XVI в. с упразднением института Протата управление перешло к собранию игуменов 20 мон-рей, называемому «Великая средина» (Μεγλη Μση), исполнительным органом к-рого были 4 эпистата (представители мон-рей). Спустя полвека должность прота была временно восстановлена, но он уже не играл прежней роли. В 1661 г. «Великая средина» из-за необходимости уплаты долгов продала мон-рям все келлии, бывшие в ведении Протата. Хиландар приобрел 24 келлии, Великая Лавра - 14, Иверский мон-рь - 9, Дионисиат - 7, Ватопед - 6, Кутлумуш - 4, мон-рь прп. Павла - 4, мон-рь прп. Григория - 4, Зограф - 3, Каракал - 3, Симонопетра - 3, Эсфигмен - 3, вмч. Пантелеимона - 3, Дохиар - 2, Филофея мон-рь - 2, Ставроникита - 2, Пантократор - 1, Ксиропотам - 1, Ксенофонта мон-рь - 1, Кастамонит - 1 келлию. В XVII в. в К. постоянно пребывал ага с небольшим отрядом, направляемый бостанджибаши (начальником стражи султанского дворца) для защиты монахов от разбойничьих набегов и урегулирования отношений обремененной долгами монашеской республики с османскими чиновниками. К. являлась также ремесленным и торговым центром. Уже из Типикона имп. Константина IX Мономаха следует, что в 1045 г. в К. велась активная торговля (Actes du Prôtaton. 1975. N 8), но неясно, были ли это постоянные лавки или известный с визант. периода и действующий по наст. время еженедельный субботний базар для сбыта монашеских изделий и сельскохозяйственных продуктов. О мастерских и лавках в К. документально известно только с XVII в., тогда же стали возникать магазины, принадлежавшие мирянам. Согласно Типикону К-польского патриарха Гавриила IV (1783), восстанавливалась должность прота, к к-рому присоединялись 4 соуправителя - Свящ. Эпистасия (дословно - надзор или попечительство). Также было ограничено число мирян, имевших магазины в К., из-за их «неуместности и вреда, наносимого монашескому сообществу» ( Meyer. 1894. S. 243-248). Однако исследователи сомневаются, что эти санкции были приведены в действие. В 1810 г. был принят новый устав (Ibid. S. 603-604): органом управления монашеским сообществом стал Свящ. Кинот, органом надзора - Свящ. Эпистасия, должность прота была упразднена окончательно. 2-я пол. XIX в. стала наиболее благоприятным временем для карейского рынка, что связано с резким увеличением числа монашествующих (за счет рус. иноков), с приездом значительного количества паломников, мирских мастеров и рабочих.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010