Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГОФРИД Мон-рь Люксёй. Рис. Г. Бункелина из Хроники 1665 г. (Stuttg. HBV. 15a. P. 529) Мон-рь Люксёй. Рис. Г. Бункелина из Хроники 1665 г. (Stuttg. HBV. 15a. P. 529) [лат. Ingofridus, Ingofredus] († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Разрозненные сведения об И. содержатся в житиях различных святых. И. был преемником св. Вальдеберта , 3-го аббата Луксовия, к-рый скончался в 670 г. ( Havet J. Questions mérovingiennes. 3: La date d " un manuscrit de Luxeuil//Bibl. de l " École des chartes. P., 1885. Vol. 46. N 1. P. 438). При Вальдеберте монастырь достиг наивысшего расцвета, монахи из Луксовия основывали новые обители и возводились на епископские кафедры. Согласно «Чудесам Вальдеберта и Евстасия», составленным Адсоном, аббатом монастыря Монтье-ан-Дер (2-я пол. X в.), преемником Вальдеберта был избран «святой Ингофред, замечательный и выдающийся всякого рода добродетелями» (Miracula SS. Waldeberti et Eustasii. 1). Аббаты Деикола, Леонемунд и И. были адресатами Жития св. Германа, основателя мон-ря Грандис Валлис (Мутье-Гранваль, на месте совр. г. Мутье, Швейцария), составленного пресв. Боболеном. Согласно Житию св. Адельфия († ок. 670), аббата мон-ря Хабенд (ныне Ремирмон), И. принимал Адельфия в монастыре Луксовий. Вскоре по прибытии в обитель Адельфий скончался (Vita Adelphii. 3-4). После прихода к власти в Бургундии и Нейстрии кор. Хильдерика II (673-675) глава влиятельной придворной группировки майордом Эброин был сослан в Луксовий и пострижен там в монахи. В 675 г. противник Эброина св. Леодегарий , еп. Августодунский (Отёнский), по обвинению в измене был смещен с кафедры и также сослан в Луксовий. Однако в том же году кор. Хильдерик был убит, после чего Эброин и Леодегарий получили свободу (Passio Leudegarii. 6, 12-16). Несмотря на то что эти события произошли в годы настоятельства И., в источниках не сообщается о непосредственном участии аббата.

http://pravenc.ru/text/389547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТХИЛЬДА [Батильда, Балтхильда; лат. Bathildis, Balthildis; франц. Bathilde] († не ранее 30.01. 680, Шель, Франция), св. (пам. зап. 30 янв.), франк. королева, жена кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (638-657) из династии Меровингов. Род. в Англии, возможно, происходила из знатного англосакс. рода. Захваченная пиратами, она была продана в рабство франкам и в 40-х гг. VII в. попала в Париже в дом Эрхиноальда, майордома кор. Хлодвига II. Ок. 649 г. Б. была выдана замуж за Хлодвига, к-рый почти не имел реальной власти и находился под влиянием Пипинидов. Будучи связана с домом Пипинидов, Б. приобрела большое политическое влияние в Нейстрии, помогала сохранению королевской власти и одновременно росту значения майордомов. У Б. и Хлодвига родились трое сыновей, буд. короли Хлотарь III (657-673), Хильдерик II (662-675) и Теодорих III (675-691). После смерти мужа в 657 г. Б. стала регентшей в королевстве Нейстрии и Бургундии при своем малолетнем сыне Хлотаре. Авторитет Б. позволил на нек-рое время объединить Нейстрию, Бургундию и Австразию; однако обстоятельства политической борьбы в Нейстрии и достижение Хлотарем совершеннолетия заставили Б. в 665 г. уйти на покой в основанный ею мон-рь Шель под Парижем, где она жила до своей смерти, не принимая пострига. Похоронена в часовне Св. Креста мон-ря Шель; перенесение мощей состоялось 3 июля 1631 г. Церковное почитание Б. связывается с ее глубокой набожностью, с противодействием практике симонии, с запрещением продавать христиан как рабов, с основанием новых мон-рей. Она была покровительницей известного в то время мон-ря Люксёй (Лотарингия, совр. Вост. Франция), с ее помощью выходцы из этого мон-ря создавали монастырские центры по всему королевству. Сохранились грамоты, подписанные рукой Б., к аббату мон-ря Шель Фродоберту (658 или 659), к св. Моммелену, еп. Нуайон-Турне, и к св. Бертену, аббату мон-ря в Ситью (663). Б. основала мон-ри в Жюмьеже в нижнем течении р. Сены (ок. 654), в Шеле (между 657 и 659), в Корби (Ст. Корбей) под Амьеном (662). В этих, а также во мн. др. обителях был введен бенедиктинский устав, согласно к-рому мон-ри получали широкую независимость (иммунитет) как от светской власти, так и от епископов тех диоцезов, в к-рых они находились. Стараниями Б. в крупнейших соборах королевства (в Сен-Дени, в Суасоне, Туре, Орлеане, в соборе Сен-Пьер в Сансе или в Париже, в соборе Сен-Жермен в Оксере или в Париже) был введен устав мессы по образцу мон-ря Люксёй. Поддержка Б. развития монашества способствовала росту интереса к церковной культуре среди франк. знати, а также дальнейшему укреплению христианства в заселенных германцами землях Зап. Европы.

http://pravenc.ru/text/77682.html

В мон-ре Б. находились скрипторий и коллекции древних рукописей, самые ранние из них относятся к поздней античности и раннему средневековью. Напр., палимпсест из Ватиканской б-ки (Vat. lat. 5757), в к-ром под текстом комментария на псалмы блж. Августина А. Ратти (буд. папой Пием XI ) была обнаружена значительная часть трактата Цицерона «О государстве». Нек-рые из древнейших рукописей попали в Б. уже в VII в. либо непосредственно из Ирландии и Британии, либо через мон-рь Люксёй , как, напр., Антифонарий из мон-ря Бангор. Мн. манускрипты были привезены в VIII-IX вв. из Франкского королевства и Испании, однако большинство было создано в скриптории мон-ря Б. Этот скрипторий, расцвет к-рого приходится на VIII-IX вв., по всей видимости, был организован аббатом св. Атталой. По характеру письма рукописи из Б. различны, имеются кодексы, написанные унциалом, полуунциалом, местным курсивом, а также орнаментальным ирл. письмом. Согласно каталогу монастырской б-ки, составленному в X в., в Б. насчитывалось более 700 кодексов, содержащих библейские (напр., фрагменты рукописей гот. перевода НЗ Вульфилы (см.: Beeson Ch. The Palimpsests of Bobbio//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. T. 6. P. 162-184; Hout M. , van den. Gothic Palimpsests of Bobbio//Scriptorium. 1952. Т. 6. P. 91-93)), патристические и литургические (напр., т. н. Туринские фрагменты ирл. антифонария (Taurin. F. IV. 1; VII в.)) тексты, а также произведения античных классиков (ок. 100 рукописей). Общий упадок мон-ря привел к сокращению монастырской б-ки, согласно каталогу 1461 г., здесь хранилось всего 243 рукописи. С кон. XV в. на б-ку Б. обратили внимание гуманисты, к-рые начали вывозить из Б. рукописи, в основном произведения античных авторов. В 1606 г. часть была перевезена кард. Федерико Борромео в Милан и вошла в состав б-ки Амброзиана , в 1618 г. др. часть - папой Павлом V в Ватиканскую б-ку в Рим. Ж. Мабильон , посетивший Б. в 1686 г., увез с собой в Париж неск. рукописей, в т. ч. и знаменитый Миссал, впосл. они попали в Национальную б-ку Франции в Париже. В 1722 г. в Б. насчитывалось всего 160 манускриптов. В 1801 г. б-ка Б. была опечатана, нек-рые рукописи перевезены в Турин (в монастырский архив), а часть распродана с аукциона, впосл. 69 рукописей было выкуплено А. Пейроном. Ок. трети манускриптов, хранившихся в Турине, погибло в 1904 г. во время пожара. В наст. время большинство манускриптов из Б. находится в б-ках Милана, Ватикана, Турина, нек-рое количество - в Париже, Неаполе и Вене, отдельные единицы - в Эскориале (Испания) и Вольфенбюттеле (Германия). Церковное искусство и архитектура

http://pravenc.ru/text/149407.html

была составлена в 627 или 628 г. в аббатстве Луксовий (см. Люксёй ). Он отметил тот факт, что во всех версиях М. под 23 нояб. указано поминовение св. Колумбана († 615), но только в эхтернахскую рукопись внесены дни памяти его учеников и преемников Атталы (10 марта) и Евстасия (2 апр.) ( Krusch. 1895; Idem. 1899). Гипотеза Круша подверглась критике Дюшена ( Duchesne. 1898; Idem. 1901), которого поддержали большинство исследователей (напр.: Dubois. 1978. P. 29-37; Aigrain. 2000. P. 32-50). Однако Р. Фольц пришел к выводу, что Иеронимов М. был составлен в Бургундии незадолго до смерти кор. Гунтрамна († 592) ( Folz R. Zur Frage der heiligen Konige: Heiligkeit und Nachleben in der Geschichte des burgundischen Königtums//DA. 1958. Bd. 19. S. 322-328; см.: Lifshitz. 2006. P. 14-15). Ф. Лифшиц приняла датировку М., предложенную Крушем, и попыталась установить связь между созданием текста и конфликтом между сторонниками и противниками аббата Евстасия. Она выдвинула гипотезу, согласно которой М. был составлен мон. Агрестием, выступившим против Евстасия и поддержавшим аквилейскую схизму, при подготовке к Собору в Матисконе (ныне Макон) (627/8) (см.: Ionas. Vita Columbani. II 9-10// Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 246-259. (MGH. Scr. Germ.; По мнению Лифшиц, чтение имен мучеников на заседании Собора должно было повлиять на Хлотаря II (король франков в 613-629), чтобы тот выступил против папы Римского и галльских епископов в поддержку ирл. монахов и приверженцев схизмы. Обычай рецитации имен святых, заменявших реликвии и иконы, Лифшиц связывала с верой в «священную силу имен», истоки к-рой она усматривала в визант., ирл. и испан. традициях. Некоторые источники, использованные Агрестием, происходили из Аквилеи; этим можно объяснить аквилейский «субстрат» в М., который привел Дюшена к мысли о создании М. в V в. в Аквилее ( Lifshitz. 2006. P. 13-29). Однако гипотеза Лифшиц во многом основана на предположениях и содержит произвольные допущения (см.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Насельники Л. искали поддержки как у правителей Германии, так и у местных аристократов. С нач. XIII в. многие аббаты принадлежали к знатному семейству Фоконье, которое фактически контролировало обитель. Кор. Филипп Швабский подтвердил привилегии, дарованные Л. прежними правителями (5 дек. 1201 - B ö hmer. Reg. Imp. 5. Bd. 1. T. 1. N 63), а кор. Фридрих II Штауфен принял аббатство под защиту (февр. 1218 - Ibid. N 928). В соответствии с грамотой кор. Генриха VII, сына имп. Фридриха II, монахи получили разрешение построить крепостную стену вокруг аббатства и возникшего при нем города (29 дек. 1228 - Ibid. T. 2. N 4124). Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы обеспечить безопасность Л. и защитить его владения от посягательств местной знати. После переговоров с герцогом Лотарингии и графом Бара монахи заключили соглашение с Тибо V, гр. Шампани (1258). Он обязался защищать аббатство и его владения (45 селений в окрестностях Л.); за это он получил значительную часть доходов, право назначать судей наравне с аббатом, построить на монастырских землях не более 4 замков и т. д. Однако Гуго из Шалона, пфальцгр. Бургундии (Франш-Конте), также выдвинул претензии на роль «защитника» аббатства и начал военные действия против Тибо V. Конфликт удалось уладить благодаря вмешательству франц. кор. Людовика IX Святого, но впосл. Алиса, вдова Гуго, захватила мон-рь и потребовала от монахов расторгнуть договор с Тибо V. Когда графство Шампань перешло к франц. кор. Филиппу IV Красивому, тот воспользовался правами «защитника» Л., чтобы упрочить свои позиции в обл. Франш-Конте. Притязания короля привели к новым столкновениям. Первоначально аббат Теобальд III (Тибо де Фоконье; 1287-1308) занял антифранц. позицию: в 1294 г. он принял участие в собрании бургундских баронов в Безансоне, которые обязались оказывать сопротивление французам (договор был возобновлен в 1295, когда пфальцгр. Оттон IV решил продать графство франц. королю). Однако кор. Филипп Красивый, установив контроль над Франш-Конте, не пренебрегал обязанностями «защитника» Л.: королевские чиновники выносили судебные решения в пользу обители, заставляли местную знать возмещать убытки, нанесенные мон-рю. Поэтому аббат Теобальд III поддержал франц. короля в конфликте с папой Римским Бонифацием VIII , а его преемники также поддерживали хорошие отношения с королями Франции. В 1291 г. аббат признал права и свободы горожан Л., в т. ч. право наследования, свободной торговли, сбора муниципальных налогов (к этому времени большинство городов Франш-Конте имели подобные грамоты). При аббате Одоне II (Эде из Шарантона; 1319-1345) было завершено строительство готической монастырской церкви (освящена 7 дек. 1340 во имя апостолов Петра и Павла). При аббате Гийоме де Бюссюле (1382-1416) началось возведение клуатра, была перестроена ц. Нотр-Дам, за пределами крепостных стен сооружен госпиталь св. Ромарика. С сер. XIV в. аббат обычно жил в замке Бодонкур, находившемся в 3 км от Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

О К. (Comgellus (Comgillus) mocu Aridi) говорится в неск. эпизодах Жития св. Колумбы, составленного на рубеже VII и VIII вв. св. Адомнаном, аббатом мон-ря Иона ( Adomnani Vita Columbae. I 49; III 13, 17). После совещания ирландских королей в Друим-Кете (575, по др. версии - ок. 590) Колумба в беседе с К. предсказал битву между родственниками святых И Нейлами и круитни (Cruthini populus). Имеется в виду сражение при Дун-Кетирне (629) между правителем Улада Конгалом Каэхом из рода Дал н-Аради, представители которого считались круитни (ирл. пиктами), и Домналлом, сыном Аэда, из династии И Нейлов. В др. месте св. Колумба призывает монахов своей обители помолиться за души неск. монахов К., утонувших в «Телячьем озере» (ныне Белфаст-Лох, залив в устье р. Лаган). Наконец, Адомнан рассказывает о визите к св. Колумбе, в то время находившемуся в мон-ре на о-ве Хинба, одной из дочерних обителей мон-ря Иона, К., Каннеха , Брендана мокку Алти (Брендана Клонфертского) и Кормака, «святых основателей монастырей» (monasteriorum sancti fundatores). При этом Адомнан ни разу прямо не называет Беннхор, но упоминает о другом мон-ре св. К.- Камбасе (ныне Камас, графство Лондондерри), зависимом от Беннхора. Благодаря связи с подвижниками Колумбой и Колумбаном о К. знали в континентальной Европе. В трактате о происхождении оффиция «Ratio de cursus qui fuerunt eius auctores» (VIII в.; ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero A II. Fol. 37-42, IX в.; изд.: Initia consuetudinis Benedictinae. Siegburg, 1963. Р. 79-91), написанном неизвестным ирл. монахом на континенте (возможно, в Вероне), излагается история 6 вариантов служб суточного круга. К. представлен как ключевая фигура в передаче ирл. оффиция (Cursus Scottorum): он, а также св. Вандилох (достоверно не идентифицирован; возможно, это бретонский св. Винвалоэ, тогда трактат следует датировать более поздним временем: Merdrignac B. Saint Guénolé et les monachismes insulaire et continental au haut Moyen Âge//Annales de Bretagne et des pays de l " Ouest. Rennes, 1988. T. 95. N 1. P. 15-40) получили его от св. Патрикия (Патрика). К. отправил миссионерами на континент святых Вандилоха и Колумбана, к-рые основали Луксовий (см. Люксёй ) и др. мон-ри, где практиковался ирл. оффиций. В Мартирологе санкт-галленского мон. Ноткера Заики (кон. IX в.) в записи под 9 июня (пам. св. Колумбы) К. назван единственным наследником добродетелей и заслуг св. Колумбы, а также наставником св. Колумбана. Ноткер также указывает, что имя Комгалл переводится на латынь как faustus - счастливый (PL. 131. Col. 1103).

http://pravenc.ru/text/1841830.html

Святой отказался, но попросил Хлотаря II заботиться о мон-ре, и король щедро одарил обитель. До того как Колумбан поссорился с Теодорихом II, монахи Л. получали от этого короля не только богатые пожертвования, но, вероятно, и привилегии ( Wood. 1998. P. 108-109; Fox. 2014. P. 21-23, 43-44). При Хлотаре II аббатство получило большие земельные владения и средства из казны. Грамоты, выданные мон-рю королями или епископами, не сохранились. В сборнике формул Маркульфа, составленном, вероятно, на рубеже VII и VIII вв., Л. назван в числе важнейших франк. монастырей, обладавших иммунитетом на основании королевских привилегий (libertatis privilegium - MGH. Leges. 5: Formulae. P. 39). Расцвет Л. связывают с деятельностью аббата св. Вальдеберта (629-670), ученика св. Евстасия. В этот период выходцы из обители основали множество мон-рей в Галлии. Так, св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж ); св. Садальберга - мон-рь в Лингонах, впосл. перенесенный в Лавдун (ныне Лан; епископом Лавдуна стал Хагноальд, брат Садальберги, прежде бывший монахом в Л.); св. Бургундофара (Фара) возглавила мон-рь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее Евстасием. Насельники Л. и др. мон-рей колумбановской традиции следовали «уставу Колумбана» (regula Columbani). По свидетельству Ионы, Колумбан составил монашеское правило для Л. и Фонтан, но совр. исследователи полагают, что речь идет о своде устных предписаний, а не о полноценном письменном уставе или тех правилах, к-рые сохранились в рукописях как сочинение Колумбана (напр.: Diem. 2002; Idem. 2011). По мере увеличения числа насельников в Л. и расширения сети монастырей правила Колумбана были либо дополнены, либо заменены уставом св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ), менее строгим и более четко регламентировавшим внутреннюю жизнь монастырей. В источниках VII в. Л. упоминается как образцовая монашеская обитель, правила которой были примером для насельников мн. др. мон-рей (подробнее см. в ст. Колумбан ). Скрипторий Скрипторий, действовавший в Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

получил известность как важный духовный центр Галлии. Среди насельников были представители франкской аристократии, напр. св. Донат (впосл. епископ Везонциона). Однако ирл. обычаи, которых придерживался Колумбан, и его отказ от компромиссов в отношениях с франк. церковными иерархами приводили к конфликтам: основатель Л. успешно отстаивал независимость своих мон-рей от галльских епископов. В 610 г. Колумбан был изгнан из королевства Бургундия по указанию кор. Теодориха II (596-613) и его бабки кор. Брунхильды; вместе с ним из обители ушли ирл. монахи. Согласно более позднему преданию, некоторые др. монахи во главе со святыми Евстасием († 629) и Агилом († ок. 650) временно покинули Бургундию и основали мон-рь Вельтенбург в Баварии. В 613 г. Колумбан основал мон-рь Бобий (см. Боббио ), монахи которого сохранили тесные связи с насельниками Л. С разрешения настоятелей монахи могли переходить из одной обители в другую. Так, Бертульф, ученик Евстасия, перешел из Л. в Бобий по приглашению аббата Атталы и впосл. стал его преемником. По поручению Бертульфа агиограф Иона отправился в Галлию, где он собирал сведения для написания Жития Колумбана. Перед тем как покинуть Л., Колумбан назначил аббатом своего ученика св. Евстасия, к-рый проводил более гибкую политику и со временем благодаря отказу от некоторых ирл. обычаев достиг взаимопонимания с франк. епископами. При Евстасии в Л. произошла смута, вызванная действиями мон. Агрестия, который, заручившись поддержкой ряда франкских церковных иерархов и представителей знати, выступал против монашеской традиции Колумбана. Среди противников аббата Евстасия был майордом Бургундии Варнахарий, пользовавшийся доверием Хлотаря II (король франков в 584-629). По свидетельству Ионы, только внезапная смерть майордома спасла Евстасия от осуждения на Матисконском (Маконском) синоде (626/7). Тем не менее насельники Л. находились под покровительством Хлотаря II. Установив контроль над Бургундией, король послал Евстасия в Италию, чтобы уговорить Колумбана вернуться в Галлию.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

По мере христианизации образованных слоев рим. общества латынь, использовавшаяся христ. авторами, приблизилась к классической норме. Арнобий Старший († ок. 330), язык к-рого нельзя отнести к народному Л. я., в трактате «Против язычников» (Adversus nationes, или Adversus gentes) нередко отступал от этой нормы, однако язык и стиль сочинений, составленных крупнейшими церковными писателями III-V вв. (напр., сщмч. Киприаном Карфагенским, Новацианом , Лактанцием , Иларием Пиктавийским, Амвросием Медиоланским), отличаются изысканностью и утонченностью. Пруденций своим творчеством значительно расширил жанровое разнообразие христ. поэзии на Л. я. Творчество Викторина Мария († между 382 и 386) является примером переноса античной ученой традиции на христ. почву, а также создания лат. эквивалентов греч. философских терминов. Развитию философии на Л. я. способствовал Боэций, к-рый перевел основные логические трактаты Аристотеля и составил неск. комментариев на его произведения, а также на «Введение» Порфирия и «Топику» Цицерона; огромное значение на развитие логического учения Аристотеля в рамках лат. культуры оказало традиционно атрибутируемое Боэцию соч. «Об утешении философией» в 5 книгах (De consolatione Philosophiae), ставшее одним из наиболее популярных средневек. философских произведений. Сохранению античного наследия способствовала деятельность Кассиодора († ок. 580), основавшего в своем имении в Скилакии (ныне Скуиллаче, Калабрия) т. н. Вивариев мон-рь (monasterium Vivariense), или Виварий (Vivarium); обитель являлась христ. школой для монахов, к-рые посвящали время изучению богословия, а также светских наук. Участие насельников в переписывании древних манускриптов обеспечило сохранность произведений античных и христ. писателей. Впосл. именно мон-ри, в т. ч. Санкт-Галлен , Боббио , Люксёй , Корби , Корвей , Фульда , стали центрами лат. образованности. Исидор Севильский в соч. «Этимологии» систематизировал сведения по всем отраслям знания, известным в период поздней античности, опираясь при этом на лат. лингвистический материал.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Луксовий; лат. Luxovium; франц. Luxeuil], бенедиктинское аббатство св. апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция). Основание. Эпоха Меровингов Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в. Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в. Мон-рь был основан на месте одноименного галло-рим. поселения, расположенного у подножья Вогезов, в зап. части пров. Секванская Галлия. Поселение находилось у пересечения путей из Везонциона (ныне Безансон) в Треверы (ныне Трир) и из Лингон (ныне Лангр) в Эпомандуодур (ныне Мандёр, деп. Ду). Оно получило известность благодаря горячим и холодным источникам, к-рым приписывали целительную силу; там действовало святилище в честь местных божеств Луксовия (Луссоя) и Бриксты (Брикты). Во время археологических раскопок (с 2005) близ монастыря были обнаружены остатки усадьбы городского типа, построенной во II в.; примерно в сер. IV в. дом был заброшен. В это время численность населения сократилась. Возможно, в связи с вторжениями варваров жители переселились в укрепление (castrum), следы к-рого еще не обнаружены. На месте жилого квартала возникло кладбище, где в кон. V в. или в VI в. была построена 3-нефная базилика с прямоугольной апсидой (примерно 26,8×19,3 м). К более раннему времени (сер. или 2-я пол. V в.) относится строительство крупного здания, скорее всего базилики, на месте средневек. монастырской ц. Нотр-Дам ( Bully et al. 2014. P. 335-345). Основатель Л., св. Колумбан , вместе с учениками прибыл в Галлию из Ирландии (ок. 590). В Житии Колумбана, составленном Ионой из Боббио (BHL, N 1898), сообщается, что святой поселился в опустевшем укреплении Анаграты (ныне Аннегре), к-рое располагалось в глухой местности. Впосл. из-за материальных трудностей и увеличения количества насельников Колумбан перенес обитель в Л., где находились заброшенная крепость, термы и изваяния языческих богов. Там были построены здания нового мон-ря (monasterium construere coepit - Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

  001     002    003    004    005    006    007