Когда репутация премудрости и добродетели святого Лежера (Leger), архидиакона Пуатье, дошла до королевы Батильды, она пригласила его во дворец, который он не покидал до тех пор, пока не стал епископом Отона (Autun, 663). У политики королевы Батильды был ясно выраженный духовный характер, и епископы принимали значительное участие в том, что она предписывала. Во времена Батильды поддержание союза Regnum Francorum (Нейстрия, Австразия и Бургундия) стало очень трудным делом. После смерти Зигеберта II Австразийского, брата Хлодвига II (658), мажордом Гримоальд обобрал и изгнал в Ирландию сына Зигеберта II и заменил его собственным сыном. После смерти Гримоальда (663) Батильда взяла Австразию и поставила королем своего второго сына Хильдерика II. Королева Батильда сделала значительные вклады в монастыри в Жумьеж (Jumiéges) и Фонтенель (Fontenelle), основала монастыри в Корби (Corbie) и в Шелль (Chelles). Люксёй (Luxeuil), Жуарр (Jouarre), Фармутье (Faremoutie), Ложиум (Logium) в Нормандии, Сан-Ломер-ле-Мутье (Saint-Laumer-le-Moutier) и другие монастыри были переполнены подарками и привилегиями. Она предоставила иммунитеты и освобождения базиликам Сан-Жермен (Saint-Germain) и Сан-Дени (Saint-Denis), а также Сан-Энан (Saint-Aignan) в Орлеане (Orleans) и Сан-Мартан (Saint-Martin) в Туре (Tours). Мажордома Ершиноальда сменил Эбруаин (Ebroïn), кровожадный зверь, который организовал убийство Зигобранда (Sigobrand), парижского епископа грандами королевства, несмотря на усилия королевы, направленные на то, чтобы его спасти. Освободившись от этого соперника, Эбруаин хотел освободиться также от опеки регентши, и Батильда, которую обязали отказаться от власти, была отправлена в монастырь Шелль, департамент Сена-и-Марна (Seine-et-Marne). Это произошло до 673. Батильда ушла в этот монастырь, который она по-королевски возвеличила. Игуменьей ею там была назначена Бертилла (Bertilla, память 5 ноября), за которой королева ездила в Жуарр. Последние годы своей жизни, Батильда, всегда неприметная и скромная, пребывала в полной простоте в отношениях с другими монахинями. Там она и скончалась от болезней живота 30 января не позже 680 года. Батильду хоронят в монастыре, и вскоре ее могила, согласно современному ей, хорошо информированному биографу, которому мы обязаны появлением жития Батильды, прославляется чудесами. Игуменья Бертила проявляет заботу о том, чтобы увековечить память Батильды в двух частях церковной службы во многочисленных церквях, создавая тем самым культ, хорошо подтвержденный и признанный. Служба

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДСОН Адсон [лат. Adso] (910 или 915, Монтье-ан-Дер, совр. деп. В. Марна, Франция - 992, о-в Астипалея, Эгейское м.), западноевроп. средневек. педагог и писатель. Происходил из знатного франк. рода. Ребенком был отдан на воспитание в мон-рь Люксёй. С 934 г. руководил школой в мон-ре Сент-Эвр (Туль), с 968 г. аббат мон-ря Монтье-ан-Дер. Был дружен с Гербертом Аурилакским (см. папа Сильвестр II ). Собирал античные рукописи, составлял сборники житий и сказаний о чудесах святых; 6 из этих сборников сохранились. Наиболее значительное его соч.- «О месте и времени антихриста» (949-954), написанное по заказу Герберги, жены западнофранк. кор. Лотаря, сестры римско-герм. имп. Оттона I Великого . А. считал, что конец света должен совпасть с падением христ. империи. Она уже почти разрушена, но ее «достоинство» (dignitas) живет в «королях франков, которые должны владеть Римской империей». Величайший из этих королей получит скипетр и корону, положит их на Масличную гору (см. Елеонская гора ), и тогда настанет полнота времен. В этом окрашенном в апокалиптические краски политическом сочинении выразились притязания франк. королей на мировое господство (в средневек. его понимании). Распространенное св. Альбуином в XI в., это учение имело большое влияние на эсхатологию и политическую пропаганду средневековья. А. умер на острове в Эгейском м. во время путешествия в Св. землю. Соч.: Epistola ad Gerbergam reginam de ortu et tempore Antichristi//Sibyllinische Texte und Forschungen. Münch., 1898. Лит.: Erdmann C. Das ottonische Reich als Imperium Romanum//Deutsches Archiv für Geschichte des Mittelalters. 1943. Bd. 6. S. 426-433; Konrad R. De ortu et tempore Antichristi: Antichristvorstellung und Geschichtsbild des Abtes Adson von Montier. Münch., 1964. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения

http://pravenc.ru/text/63632.html

1902. N 13. P. 183-192, 258-266, 305-313). Дюшен полагал, что текст эхтернахской версии был доставлен св. Августином Кентерберийским и его сподвижниками из меровингской Галлии в англосакс. Британию; там его дополнили днями памяти италийских и англосакс. святых, затем текст оказался в распоряжении св. Виллиброрда, основателя монастыря Эхтернах. По другой гипотезе, текст этой версии М. был доставлен в Эхтернах из мон-ря Люксёй через мон-рь Эрен в Трире ( Lifshitz. 2006. P. 142-143). О Риан предположил, что текст Иеронимова М. был доставлен в англосакс. Британию с континента в 679-680 гг., при св. Бенедикте Бископе . Согласно О Риану, между 710 и 715 гг. в Нортумбрии, возможно в мон-ре Линдисфарн, была составлена эпитома М., к к-рой восходили сокращенные редакции из Ирландии (М. из Тамлахты) и из Уэльса («камбрийская» эпитома в рукописи еп. Ригиварха). Нортумбрийская эпитома повлияла также на текст эхтернахской версии ( Ó Riain. 2002; Idem. 2006). Однако др. исследователи высказали сомнение в существовании этой эпитомы (см.: Lifshitz. 2006. P. 145-150, 191). Дипломатическое издание Иеронимова М. по эхтернахской, бернской и вайсенбургской рукописям с дополнениями из др. версий, подготовленное Дж. Б. Де Росси и Дюшеном, было опубликовано в 1894 г. в сер. Acta Sanctorum (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1). В 1931 г. бенедиктинец Анри Кантен осуществил критическое издание с реконструкцией архетипа сохранившихся версий М. и с разночтениями; подробный текстологический и исторический комментарий составил Делеэ (Ibid. Pars 2. P. 1-665). Происхождение и история текста Иеронимова М. остаются предметами дискуссий. Согласно Дюшену, первоначальная версия М. (италийская редакция) была составлена в 1-й пол. V в. в Сев. Италии, скорее всего в Аквилее. Это была обширная компиляция, основанная на литургических календарях. Среди ее источников были греч. никомидийский М., к которому восходит также Сирийский М. 411 г. (см.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 185; De Buck V. Recherches sur les calendriers ecclésiastiques.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

В Житии св. Колумбана упоминается, что святой отправил своего ученика св. Евстасия «к бойям, которых ныне называют баварцами». Евстасий, обратив многих, вернулся в мон-рь Люксёй , откуда направил др. миссионеров, чтобы продолжить начинания наставника ( Ionas. Vita. II 8). Совр. исследователи не склонны связывать основание мон-рей в Баварии с деятельностью выходцев из Люксёя (см.: Усков. Христианство и монашество. С. 137-161). Напр., согласно традиции, Евстасием и его учеником Агилом было основано аббатство Вельтенбург, к-рое в этом случае должно считаться древнейшим мон-рем Баварии. Однако достоверные сведения о существовании аббатства относятся только к кон. VIII - нач. IX в. Первое вероятное упоминание Вельтенбурга встречается в 819 г. в списке имперских аббатств, поэтому скорее всего основание мон-ря нужно связывать с герц. Тассилоном III (748-788). К VII вв. относится миссия в Баварии и приграничных вост. областях «апостола Бельгии» св. Аманда , однако сведения позднего Жития св. Аманда носят достаточно расплывчатый характер; скупое указание на то, что святой стал проповедовать Евангелие, «преодолев Дунай» (transfraetato Danubio), дает повод исследователям сомневаться в посещении им всей Баварии, не говоря уже о более отдаленных регионах. Миссионерская деятельность в Баварии во 2-й пол. VII - нач. VIII в. связана с именами франк. святых: Эммерама и Эрхарда в Регенсбурге, Корбиниана во Фрайзинге, Руперта в Зальцбурге. Из более позднего Жития известно, что св. Эммераму было поручено попечение всех мон-рей Баварии. Св. Эрхард, упомянутый до 784 г. как episcopus в т. н. книге побратимов аббатства Санкт-Петер в Зальцбурге, излечил св. Одилию Хоэнбургскую от слепоты, о чем сообщается в Житии святой. В отличие от св. Эммерама, находившегося в Баварии в период ослабления Франкского гос-ва и, вероятно, вне связи с франк. двором, св. Корбиниан был вовлечен в политику майордомом из ставшей позднее королевской династии Пипинидов-Каролингов. Пребывание Корбиниана во Фрайзинге относится, видимо, к последнему году жизни Пипина Геристальского и началу правления Карла Мартелла, т. е. к 714-716 гг. Во Фрайзинге святой основал «небольшой дом», или «келейку», при «оратории блаженного Стефана» ( Arbeo Frisingensis. Vita Corbiniani. 28-29; 34) и, возможно, мон-рь в бурге при капелле св. Марии ( Otto Frisingensis. Chronica. V 24).

http://pravenc.ru/text/164803.html

Пещера, источник и часовня св. Колумбана в Сент-Мори-ан-Шануа. XIX в. Пещера, источник и часовня св. Колумбана в Сент-Мори-ан-Шануа. XIX в. В повествовании Ионы о прибытии К. в Галлию содержатся неточности, к-рые агиограф скорее всего допустил намеренно. В 610 г. К. был изгнан из Луксовия; согласно Житию, это произошло на 20-м году его жизни в мон-ре. В послании синоду галльских епископов (603 или 604) святой утверждал, что живет в Галлии 12 лет. Т. о., К. прибыл в Галлию в 590 или 591 г., а мон-рь в Анагратах, по-видимому, был основан не позднее 592 г. Мон-ри К. находились в Бургундии, тогда как кор. Сигиберт I (561-575) правил в Австразии. В мецской рукописи Жития К. и в более позднем Житии св. Агила (ActaSS. Aug. T. 6. P. 575) вместо Сигиберта назван Хильдеберт II (575-596), но он также правил в Австразии и присоединил к своим владениям Бургундию лишь после смерти кор. Гунтрамна (561-592). Согласно Житию св. Садальберги, Луксовий был построен на средства Хильдеберта II (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 51), но Иона об этом умалчивает. Т. о., королем, принявшим К., мог быть Гунтрамн, хотя основание Луксовия скорее всего состоялось при Хильдеберте II (см.: Wood. 1982; Idem. 1998; The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 10-11). Луксовий находился в более доступном месте, чем Анаграты, поэтому в мон-рь часто приходили посетители, число монахов значительно увеличилось. Вскоре близ Луксовия был построен 2-й мон-рь - Фонтаны (ныне Фонтен-ле-Люксёй), где, согласно Житию, было 60 монахов ( Ionas. Vita Columbani. I 17). Обоими мон-рями управляли препозиты (praepositi); поскольку К. не мог одновременно уделять внимание 2 обителям, он составил для монахов устав (regula). По свидетельству Ионы, сначала монахи существовали за счет собственных трудов, поэтому у них часто возникали трудности с пропитанием. Агиограф повествует о случаях чудесного появления или умножения пищи, призванных показать заботу святого о монахах. К. прославился как строгий аскет и чудотворец, к нему обращались с просьбами о молитвах и заступничестве перед Богом. По молитве К. у дукса Вальделена и его жены Флавии родился сын, получивший имя Донат - дарованный (Богом); святой воспитал мальчика, к-рый впосл. стал епископом Везонциона (ныне Безансон) ( Prinz. 1965. S. 149-150). Среди учеников К. были представители франк. знати, напр. Вальделен, сын дукса Амальгария, и св. Аттала, покинувший Леринский монастырь (см. Лерен ), порядки в котором показались ему недостаточно строгими.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

Ко времени его правления относятся первые сведения о распространении христианства в дельте Рейна. Наиболее известными епископами Моза-Траекта меровингской эпохи были Монульф († 597), Иоанн Агнус (623-629?, † ок. 647) и св. Ламберт (ок. 700). Епископскую кафедру Моза-Траекта часто занимали представители местной знати, стремившиеся сохранять контакты с меровингским королевским двором. В отличие от них епископы в Южных Н. были выходцами из областей Галлии: из Тулла (ныне Туль, Франция) происходил Ведаст († ок. 540), еп. Атребата (ныне Аррас, Франция) и придворный франк. кор. Хлотаря I; в г. Эпозий (ныне Кариньян, Франция) в Арденнах род. Гаугерих , еп. Камарака († ок. 625); Ахарий († 639) и Элигий († ок. 660) происходили из Аквитании; Аудомар, еп. Тарвенны († ок. 670), был выходцем из Бретани. При Дагоберте I ведущую роль в христианизации региона стали играть миссионеры из Аквитании, Британии и Ирландии. Монастыри, основанные ими, становились опорой епископов и местных аристократов и получали от последних большие земельные дарения. Из Аквитании происходил св. Аманд , «апостол Бельгии», основавший обители в Эльноне (впосл. переименован в Сент-Аман в честь основателя, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция), Маршьене (ныне на территории Франции) и др., его ближайшими соратниками были монахи из монастырей Боббио и Люксёй Иона и Ахарий (впосл. еп. Турнака (ныне Турне, Бельгия)). Монахами Люксёя были также Аудомар, 1-й еп. Тарвенны, и Ремакль, еп. Моза-Траекта (650-669), позднее основавший аббатство Ставло-Мальмеди (ныне в пров. Льеж, Бельгия). Ученик Аудомара Бертин недалеко от Тарвенны основал обитель, позднее названную в его честь - Сен-Бертен. Выходцем из Ирландии был св. Фоллиан, глава ирл. монашеской общины в мон-ре в Фоссе (ныне Фос-ла-Виль). Важнейшими письменными памятниками меровингской эпохи, созданными на территории Н., являются Жития святых Гаугериха, Ведаста, Аманда, Гертруды, Ламберта, Губерта и др. Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт) Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт)

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Brux. etc., 1948. T. 2. N 1. P. 37-46; Mélanges colombaniens: Actes du congrès intern. de Luxeuil (20-23 juillet 1950). P., 1951; Branner R. The Art of the Scriptorium at Luxeuil//Speculum. Camb. (Mass.), 1954. Vol. 29. N 4. P. 678-690; Putnam M. C. J. Evidence for the Origin of the «Script of Luxeuil»//Ibid. 1963. Vol. 38. N 2. P. 256-266; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich. Münch.; W., 1965; Tribout de Morembert M. H. Le plus ancien manuscrit de Luxeuil (VIIe siècle): Les fragments de Metz et de Yale//Mémoires de l " Académie Nationale de Metz. Sér. 5. 1969-1971. T. 14. P. 87-98; Moyse G. Les origines du monachisme dans le diocèse de Besançon (Ve-Xe siècles)//Bibl. de l " École des chartes. P., 1973. Vol. 131. P. 21-104, 369-485; idem. Luxeuil et la papauté jusqu " au XIe siècle//L " Église de France et la papauté (Xe-XIIIe siècle): Actes du XXVIe colloque hist. franco-allemand (Paris, 17-19 oct. 1990)/Éd. R. Grosse. Bonn, 1993. P. 179-196; idem. Luxeuil//LexMA. Bd. 6. Sp. 33-35; Locatelli R. Luxeuil aux XIIe et XIIIe siècles//Rev. Mabillon. 1981. T. 60. P. 77-96; idem. Sur les chemins de la perfection: Moines et chanoines dans le diocèse de Besançon vers 1060-1220. St.-Étienne, 1992; Cantelli S. Angelomo e la scuola esegetica di Luxeuil. Spoleto, 1990. 2 vol.; Wood I. N. Jonas, the Merovingians, and Pope Honorius: Diplomata and the Vita Columbani//After Rome " s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History/Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 99-120; Diem A. Was bedeutet «Regula Columbani»?//Integration und Herrschaft: Ethnische Identitäten und soziale Organisation im Frühmittelalter/Hrsg. M. Diesenberger, W. Pohl. W., 2002. S. 63-89; idem. Inventing the Holy Rule: Some Observations on the History of Monastic Normative Observance in the Early Medieval West//Western Monasticism ante litteram: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages/Ed. H. Dey, E. Fentress. Turnhout, 2011. P. 53-84; Ganz D. Texts and Scripts of Surviving Manuscripts in the Script of Luxeuil//Ireland and Europe in the Early Middle Ages: Texts and Transmission/Ed.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

По мнению Л. Уильямс, в IX в. люксёйский минускул вышел из употребления; в это время писцы из Л. стали использовать «люксёйский каролингский минускул», имевший ряд общих черт со своим предшественником (известны 9 рукописей, выполненных в 1-й пол. IX в. в Л.; см.: Williams. 2009). Среди рукописей, созданных в Л.,- Люксёйский лекционарий (Paris. lat. 9427), важный источник по истории богослужения галликанского обряда . В XVII в. манускрипт хранился в монастыре, где он был обнаружен Жаном Мабильоном ( Mabillon J. De Liturgia Gallicana Libri III. P., 1685. P. 106-173); с 1857 г. находится в Национальной б-ке Франции. По мнению большинства исследователей, рукопись датируется кон. VII - нач. VIII в.; текст сохранился не полностью (246 листов из 367 или 375). Чтения начинаются с вигилии Рождества Христова и обрываются на середине рядовых чтений (lectiones cotidianae). Для каждой мессы в соответствии с галликанской традицией указаны 3 чтения (Пророки, Апостол, Евангелие), но некоторые мессы содержат 2 или 4 чтения. Кроме библейских текстов в рукописи присутствуют несколько чтений из пассионария и патристического гомилиария, а также библейские песни (в составе пасхальной службы). Помимо чтений для мессы имеются неск. чтений для утрени (ad matutinos); для Великой пятницы выписаны чтения часов (2-го, 3-го, 6-го и 9-го); для пасхального бдения - 12 ветхозаветных чтений; для Рогаций - чтения для утрени и 3-го, 6-го, 9-го часов; имеются также чтения на разные случаи (напр.: «Это чтение должно читаться, когда епископу полагается проповедовать, чтобы народ платил десятину» - Paris. lat. 9427. Fol. 239v). По мнению Мабильона, Л. Дюшена и Ж. Морена, лекционарий предназначался для одного из храмов в Паризиях (ныне Париж), т. к. в нем указан день памяти св. Геновефы и есть сходство с рукописями из аббатства Сен-Дени . П. Сальмон пришел к выводу, что манускрипт был выполнен для Лингонской епископской кафедры (исследователь указывал на близость санкторала лекционария к календарю-мартирологу Paris. lat. 14086 и на наличие памяти мучеников Иулиана и Василиссы, Житие к-рых выписано полностью для чтения на вигилию Епифании 5 янв. (Paris. lat. 9427. Fol. 33-72); см.: Salmon. 1944; 1953). Др. исследователи полагали, что заказчики лекционария происходили из Юго-Вост. Галлии или Августодуна (ныне Отён). Согласно Ф. Масе, рукопись предназначалась для церкви в Мориньи близ Парижа, где в 1648 г. были обретены мощи мч. Иулиана, подаренные церкви кор. Брунхильдой, которая оказывала покровительство Л. ( Masai. 1948). Однако рукопись была создана намного позже гибели Брунхильды, хотя образцом для нее мог послужить более ранний манускрипт. Кор. Брунхильда была вестгот. принцессой, поэтому протограф лекционария мог быть связан с Испанией (использованный в нем текст Вульгаты близок к испан. группе рукописей; см.: Alwis. 2003). Эпоха Каролингов

http://pravenc.ru/text/2561082.html

Об истории мон-ря в VIII в. почти ничего не известно. Считается, что в 732 г. Л. был разорен арабами, но точных данных об этом нет ( Baumont. 1896. P. 5). Более подробные сведения о Л. относятся к эпохе Каролингов, когда насельники мон-ря следовали бенедиктинскому уставу. Ранее 817 г. был заключен договор с аббатством Райхенау о взаимном поминовении насельников: в поминальной книге этого мон-ря перечислены 146 монахов Л. во главе с аббатом Дадином (Libri confraternitatum S. Galli, Augiensis, Fabariensis/Ed. P. Piper. B., 1884. P. 217. (MGH. Necr. Germ.; Suppl.)). Примерно к этому же времени относится перечень 25 книг, вероятно, из б-ки Л., составленный мон. Виградом (см.: Williams. 2009. P. 95-102). Имп. Людовик Благочестивый назначил настоятелем Л. влиятельного аббата Ансегиза (817-823; † 833/4), который укрепил дисциплину в обители. В это время Л. славился строгим соблюдением устава, а его насельников приглашали в др. мон-ри, где требовалось восстановить монашескую дисциплину (Gesta abbatum Fontanellensium/Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 51. (MGH. Scr. Germ.; 28)). Ансегиз провел в Л. масштабные строительные работы: согласно «Деяниям Фонтенельских аббатов», он перестроил и расширил монастырскую ц. св. Петра; восстановил галерею, которая вела от этого храма к ц. св. Мартина; украсил алтарь Пресв. Девы Марии и т. д. (Ibid. P. 52, 59; ср.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 280). По словам Валафрида Страбона , ораторий, построенный св. Колумбаном при основании монастыря, был посвящен ап. Петру ( Walahfridus Strabo. Vita S. Galli confessoris. I 2//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 286). За главным алтарем ц. св. Петра находилась гробница св. Евстасия; св. Вальдеберт был похоронен в крипте за алтарем ц. св. Мартина, расположенной к северу от основного монастырского комплекса (ActaSS. Mai. T. 1. P. 278-289). Во время археологических раскопок выяснилось, что ц. св. Мартина была перестроена и расширена в IX в., скорее всего, при аббате Ансегизе. В 1-й пол. IX в. в Л. трудился богослов и экзегет мон. Ангелом; его основные сочинения - комментарии на различные книги ВЗ (см.: Cantelli. 1990).

http://pravenc.ru/text/2561082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕБЕРТ Вальдебéрт [Вальбер, Гобер; лат. Waldebertus; нем. Waldebert, Waldbert; франц. Walbert, Gaubert] († 2.05.670), св. (пам. зап. 2 мая, в еп-стве Безансон 22 мая), 3-й аббат Люксёйский. Род. в знатной франк. семье. Еще юношей вступил в монастырь Люксёй, основанный св. Колумбаном , где ему было позволено жить отдельно от братии как отшельнику. В 630 г. после смерти настоятеля св. Евстафия В. в течение 40 лет управлял мон-рем. При нем мон-рь достиг своего расцвета, была расширена б-ка, основаны скрипторий и иконописная школа. В. ввел в мон-ре смягченный монашеский устав на основе правила св. Колумбана, дополненного уставом прп. Венедикта Нурсийского . Благодаря В. мон-рь получил покровительство папы Иоанна IV и, освобожденный из-под юрисдикции местного епископа, был подчинен Папскому престолу. В. похоронен при ц. св. Мартина. Впосл., когда у могилы В. совершались чудеса, мощи святого были помещены в саркофаг. Почитание В. зафиксировано уже в нач. VIII в., но оно носило местный характер. Из опасения перед нападением норманнов на мон-рь мощи В. были скрыты в 888 г. Во время Французской революции 1789 г. саркофаг с мощами был осквернен, до наст. времени мощи не сохранились. Житие В. было написано в кон. X в. Адсоном , аббатом мон-ря Монтье-ан-Дер. В. приписывается составление устава для жен. мон-рей, содержащего положения, заимствованные из уставов св. Колумбана и прп. Венедикта Нурсийского. В «Книге уставов» св. Бенедикта Анианского он назван «Правилом некоего отца для девственниц» (Regula cuiusdam patris ad virgines) и под этим названием был впервые опубликован франц. гуманистом Л. Хольстеном. Авторство В. устанавливается на основании указания Ионы из Боббио : в Житии св. Евстасия (Vita Eustasii. 2) он упоминает, что В. написал монашеский устав для мон-ря Фармутье, основанного ученицей св. Колумбана св. Фарой (Бургундофарой). Из Жития св. Колумбана известно, что в мон-ре исповедь совершалась 3 раза в день (Vita Columbani. 2, 19). Из всех древних зап. монашеских уставов такую практику предписывало лишь «Правило некоего отца для девственниц», т. о., автором, написавшим этот монашеский устав, был В., аббат Люксёйский.

http://pravenc.ru/text/154015.html

   001    002   003     004    005    006    007